ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 12 (63)
УДК 373.24
А.Ю. Перфилова
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ
Тезисы посвящены вопросу распространения ТРИЗ-педагогики в дошкольных учреждениях. Рассматривается проблема творчества со ссътками на известных ученых и специалистов, а также представлены их выводы по вопросу использования адаптированных под дошкольников методов и приемов ТРИЗ.
Ключевые слова: дошкольная педагогика, ТРИЗ-педагогика, творческое воображение, технология ТРИЗ-РТВ.
В последнее десятилетие в России в детских садах и школах активно используются различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и наиболее известных технологий является ТРИЗ-педагогика, основанная на Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая была создана в 40-е годы XX века Генрихом Сауловичем Альтшулером [1, 2].
Как известно, творчество является наиболее эффективным способом динамичного развития личности в нашем быстро меняющемся мире. Педагоги и психологи прошлого и настоящего обозначают в своих исследованиях проблему творчества, так как она является одной из наиболее острых во всей системе непрерывного образования. «Сущность личности человека связана с его творческим потенциалом, способностью созидать новые духовные и материальные ценности, и развивается она с детства», - пишут П.М. Горев и В.В. Утемов [8].
ТРИЗ-педагогика, главным образом, рассматривает человека как личность творческую и творящую, она имеет богатое гибкое системное воображение, владеет мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и у нее есть достойная жизненная цель. «Создание творческой личности, - писал Л. С. Выготский, - устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем» [3].
Данная технология уже получила свое развитие в работе с младшими школьниками. Технология ТРИЗ чаще всего используется педагогами в рамках специальных курсов для детей по ТРИЗ и РТВ (РТВ - развитие творческого воображения). В настоящий момент на базе теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера разработан и успешно апробирован целый ряд авторских курсов для учащихся младшего школьного возраста, созданы учебно-методические комплексы с тетрадями для детей и методическими рекомендациями для педагогов [9].
Технология ТРИЗ была адаптирована и под детей дошкольного возраста. Наиболее известные авторы-разработчики методик, соответствующих возрастным особенностям детей 4-7 лет, - С.И. Гин, А.А. Гин, М.М. Зиновкина, П.М. Горев, В.В. Утемов и др. [5, 6, 7,8].
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой -поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения [4].
Необходимость развития воображения у детей подчёркивают все отечественные учёные: Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский и др.
В статье О.Н. Шикиной «Технология ТРИЗ в дошкольном образовании» говорится о том, что использование ТРИЗ-технологии приучает детей не следовать готовым штампам, образцам, а учит искать как можно больше собственных решений. Таким образом, педагоги и воспитатели не приучают детей с детских лет получать знания пассивно, а стремятся развивать в них самостоятельность мышления, познавательные интересы [11].
Педагоги-практики утверждают, что технология ТРИЗ имеет множество различных методов развития творчества, чем обладает далеко не каждая общеобразовательная программа. В доказательство этому можно привести выводы из инновационного проекта воспитателя А.В. Шершневой: «Поскольку технология ТРИЗ-РТВ - это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой
© Перфилова А.Ю., 2016.
Научный руководитель: Иванова Наталья Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Россия.
Вестник магистратуры. 2016. № 12 (63).
ISSN 2223-4047
программы. Технология ТРИЗ-РТВ способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов умственного, личностного, творческого развития детей дошкольного возраста» [10].
Педагоги дошкольных организаций, использующие в работе методы и приемы ТРИЗ, отмечают, что старшие дошкольники, обучающиеся по традиционным программам, имеют психологических барьеры. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Таким образом, теория решения изобретательских задач, на наш взгляд и с точки зрения многих специалистов ДОУ - одна из самых эффективных технологий развития творческого воображения дошкольников. Несомненно, ТРИЗ-технология имеет место в дошкольных общеобразовательных программах и может применяться с целью эффективного развития творческого мышления и воображения дошкольников - а это ключ к грамотному взаимодействию, общению и пониманию детей и педагогов.
Библиографический список
1.Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979. - 349 с.
2.Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное издательство. - 1964. -
240 с.
3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. - 79 с.
4.Галкина И.А., Галеева Е.В. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. -№ 1 (14). - С. 147-150.
5.Гин А.А. ТРИЗ-педагогика. Книга для умных родителей и учителей. - М.: ТРИЗ-профи, 2015. - 120 с.
6.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ТРИЗ-профи, 2013. - 120 с.
7.Горев П.М., Зиновкина М.М., Утемов В.В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества на основе ТРИЗ: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
8.Горев П.М., Утемов В.В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного творчества. -Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. - 84 с.
9.Деменева Н.Н., Иванова Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС: Учебно - методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2015. - 224 с.
10. Шершнева А.В. Инновационный проект «Использование технологии ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе ДОУ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // estalsad51.edumsko.ru/activity/ projects/articles/innovacionnyj_proekt_tema_ispol_zovanie_tehnologii_triz_rtv_v_obrazovatel_nom_processe_dou (дата обращения: 17.11.16).
11. Шикина О.Н. Технология ТРИЗ в дошкольном образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/23/tehnologiya-triz-v-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 20.11.16).
ПЕРФИЛОВА АЛЁНА ЮРЬЕВНА - магистрант факультета психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Россия.