Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ / ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Анохина Елена Юрьевна

Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих теоретиков и практиков, работающих в системе дошкольного образования. Дошкольный возраст является периодом активной деятельности и творческой фантазии. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, заложить в них творческое начало. В этом отношении большое влияние на развитие творческой личности ребенка оказывает изобразительная деятельность. Одним из средств развития творческой личности является технология ТРИЗ или теория решения изобретательских задач. Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагогика - это формирование у детей творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В работе представлены результаты исследования, направленного на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности средствами ТРИЗ-технологии. Работа проводилась на базе МДОУ «Лучик» №71 г. Орска, в которой приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ на формирующем этапе эксперимента позволил сделать вывод о том, что активное вовлечение детей старшего дошкольного возраста в изобразительную деятельность и использование в ходе ее осуществления ТРИЗ-технологии, способствуют развитию творческих способностей дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Анохина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TRIZ TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN VISUAL ACTIVITIES

The problem of developing the creative abilities of preschool children is now the focus of many theorists and practitioners working in the preschool education system. Preschool age is a period of active activity and creative imagination. That is why it is very important to interest children from the very early childhood, to lay a creative Foundation in them. In this regard, a great influence on the development of a child's creative personality has a visual activity. One of the means of developing a creative personality is TRIZ technology or the theory of inventive problem solving. The most important goal that TRIZ-pedagogy sets for itself is the formation of a creative personality in children, prepared for the stable solution of non-standard tasks in various fields of activity. The paper presents the results of a study aimed at developing the creative abilities of older preschool children in visual activities using TRIZ technology. The work was carried out on the basis of MDOU "Luchik" No. 71. Orsk, which was attended by children of senior preschool age. Comparative analysis at the formative stage of the experiment allowed us to conclude that the active involvement of older preschool children in visual activities and the use of TRIZ technology during its implementation contribute to the development of creative abilities of preschool children.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna and others

THE USE OF TRIZ TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V 7TK" l/^i (TliON LS2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у A14 J ' J -z 1 I (ее) CaJ This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0004 **"*™'h^s://crea°vecommons-°rg/licenses/by-nc/4-0/)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 3820-8444 AuthorlD: 516485 ORCID: 0000-0002-3490-1849 ScopusID: 57205333311

АНДРИЕНКО Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

SPIN: 6099-7629 AuthorlD: 631984

АНОХИНА Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: elena4pic@gmail.com) Аннотация. Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих теоретиков и практиков, работающих в системе дошкольного образования. Дошкольный возраст является периодом активной деятельности и творческой фантазии. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, заложить в них творческое начало. В этом отношении большое влияние на развитие творческой личности ребенка оказывает изобразительная деятельность. Одним из средств развития творческой личности является технология ТРИЗ или теория решения изобретательских задач. Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагогика - это формирование у детей творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В работе представлены результаты исследования, направленного на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности средствами ТРИЗ-технологии. Работа проводилась на базе МДОУ «Лучик» №71 г. Орска, в которой приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ на формирующем этапе эксперимента позволил сделать вывод о том, что активное вовлечение детей старшего дошкольного возраста в изобразительную деятельность и использование в ходе ее осуществления ТРИЗ-технологии, способствуют развитию творческих способностей дошкольников.

Ключевые слова: творческие способности, развитие творческих детей старшего дошкольного возраста, теория решения изобретательских задач, ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

THE USE OF TRIZ TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN VISUAL ACTIVITIES

© The Author(s) 2021

ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department

psychology and pedagogics ANOKHINA Elena Yurievna, PhD, associate professor of the department preschool

and primary education Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: elena4pic@gmail.com) Abstract. The problem of developing the creative abilities of preschool children is now the focus of many theorists and practitioners working in the preschool education system. Preschool age is a period of active activity and creative imagination. That is why it is very important to interest children from the very early childhood, to lay a creative Foundation in them. In this regard, a great influence on the development of a child's creative personality has a visual activity. One of the means of developing a creative personality is TRIZ technology or the theory of inventive problem solving. The most important goal that TRIZ-pedagogy sets for itself is the formation of a creative personality in children, prepared for the stable solution of non-standard tasks in various fields of activity. The paper presents the results of a study aimed at developing the creative abilities of older preschool children in visual activities using TRIZ technology. The work was carried out on the basis of MDOU "Luchik" No. 71. Orsk, which was attended by children of senior preschool age. Comparative analysis at the formative stage of the experiment allowed us to conclude that the active involvement of older preschool children in visual activities and the use of TRIZ technology during its implementation contribute to the development of creative abilities of preschool children.

Keywords: creative abilities, development of creative children of senior preschool age, theory of inventive problem solving, TRIZ technologies in the development of creative abilities of children of senior preschool age in visual activities.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время детское творчество, в разнообразных своих проявлениях, получило всеобщее признание. Порой не вызывает сомнения своеобразие и высокая художественность детских произведений, что привлекает самое серьезное внимание разных специалистов: искусствоведов, музыкантов, психологов, педагогов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ научной литературы показывает, что вопросам развития

творческих способностей детей в изобразительной деятельности посвящены исследования последних лет Н.М. Ахмеровой [1], М.С. Волковой [2], Ю.В. Коньковой [3], Ю.Н. Макаровой [4], Е.Б. Сабитовой [5], Т.В. Тарасовой [6], М.А. Ценевой [7], В.А. Чернобровкина и Ю.М. Безбородовой [8], Н.А. Шинкаревой и Г.В. Богослововой [9], Л.Ю. Юрченко [10] и др.

Проблема использования ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей нашла отражение в статьях Н.Ф. Абраменковой, Н.Л. Авериной и И.В.Нефедовой [11], Е.Ю. Анохиной [12; 13], Е.Н. Глущенко [14], А.А. Нестеренко и Г.В. Тереховой [15; 16], А. С. Ткаченко [17], Ю.В. Шимансой и Т.Г. Сироштаненко [18] и др.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

АНДРИЕНКО Оксана Александровна и другие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ ...

Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих теоретиков и практиков, работающих в системе дошкольного образования.

В современных психолого-педагогических исследованиях доказывается важность занятий изобразительным творчеством для всестороннего развития детей дошкольного возраста [4], их творческого начала [8].

Необходимо отметить, что в обучении дошкольников изобразительной деятельности издавна соперничают два основных подхода: академическое обучение, предполагающее обучение без творчества, и свободное воспитание, реализуемое в созданных условиях для творчества [12].

В рамках второго подхода может использоваться технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), позволяющая развивать у детей различного возраста креативность, формировать способность к решению нестандартных задач [19, с. 304].

В настоящее время многие методики, направленные на развитие речевых, умственных, творческих способностей ребенка дошкольного возраста, создаются на основе технологии ТРИЗ, основной формой реализации которой выступают творческие задания, помогающие ребенку, например, создавать рифмованные тексты, метафоры, сравнения, загадки [20], рисовать, создавать объекты из различных материалов и т.д

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что проблема развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности средствами ТРИЗ-технологии является на данный момент актуальной и в тоже время, недостаточно изученной.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Установление влияния технологии ТРИЗ на творческие способности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Постановка задания. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности средствами ТРИЗ-технологии.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использовались следующие методы и методики: анализ психологической, педагогической литературы, тестирование, наблюдение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, посещающие МДОУ «Лучик» №71 г. Орска, в количестве 20 человек в возрасте 6 лет.

Исходя из теоретических положений, обосновывающих критерии развития творческих способностей, мы определили содержание диагностических методик, которые использовались в опытно-экспериментальном исследовании с детьми старшего дошкольного возраста. Мы использовали две диагностические методики, направленные на изучение оригинальности образов рисунков детей (развития творческого воображения) и гибкости построения графического образа (продуктивность мышления).

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что высокий уровень творческого воображения выявлен у 5% испытуемых, средний - у 60%т и низкий уровень наблюдается у 35% детей. Что касается развития продуктивности мышления, то здесь мы получили следующие цифры: 50% испытуемых обладают средним уровнем по данному показателю и 50% низким уровнем.

Таким образом, мы пришли к выводу, что задачи по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста решаются в ДОУ недостаточно эффективно, так как приведенные нами результаты диагностики говорят о невысоком уровне развития творческого воображения и творческого мышления у большинства обследуемых.

Стратегия формирующего этапа исследования включала в себя ряд содержательных этапов с интересными, на наш взгляд, методами внедрения технологии ТРИЗ. Здесь нами не оценивались, не критиковались работы детей, а, наоборот, поддерживались новые, необычные идеи.

Вначале мы поставили задачу на стимулирование интереса дошкольников к предметному миру и миру природы и развития воображения, например, использовались различные загадки-обманки, перепутанные сказки, давались задания на внимание.

Активно использовался прием вхождения в картину: ребенок рассматривал картину, представляя, что он вошел в нее и оказался на лугу, в лесу и т.д. При этом нужно было ответить на вопросы: «Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил - убрал, добавил?».

Одним из заданий было упражнение «Пофантазируй». Детям задавался вопрос: «А каким же может быть драчун?». Детям было предложено слово «стул» для соотнесения его с драчуном - удобный, неустойчивый, изящный. Дети давали следующие ответы: « Неустойчивый драчун - неуверенный в себе, тот, кто не бьет тех, кто сильнее его; трусит - вдруг его побьют. Удобный драчун

- дерется за всех, защищает. Его удобно иметь всегда рядом, он может быть телохранителем. Изящный драчун -дерется красиво, не причиняя вреда здоровью. Дамский драчун - оберегает дам (девочек), может быть рыцарем. Отрицательный вариант - дерется со слабыми девочками. Сказочный драчун - как Иван-царевич, спасает кого-либо, побеждая».

В ходе занятий с детьми нами активно использовались игровые задания, например, предлагалось: 1) нахмуриться, как черная туча; 2) улыбнуться, как солнышко; 3) позлиться, как вьюга; 4) отдохнуть, как воробей не ветке и т.д.

Что касается заданий в сфере изобразительной деятельности, то они были следующими: необходимо было нарисовать дерево на выбор (нежное весеннее, сильное дерево, увядшее, лучистое, доброе, яркое, могучее) и придумать рассказ о нем.

На занятиях дети рисовали сказочных персонажей, например, на тему «День рождения Бабы-Яги», но с условием, что они будут добрыми (Кощей Бессмертный, Леший, Водяной). Рисование портрета на темы «Мама

- сказочная героиня», «Папа-богатырь», «Люди-животные». Также нами использовалось беспредметное рисование на тему «Лето - это...», «Зима - это...», направленное на развитие у детей ассоциативного мышления.

Еще одним увлекательным упражнением для детей была кляксография. Здесь дети называли, на что похожа клякса, сделанная краской на листе бумаги, дорисовывали ее, придумывали рассказ.

Также в ходе занятий детям предлагалось сделать один объект из разных материалов (пластилин, природный материал и др.).

В ходе занятий дети стали чувствовать себя более свободно, у них стал проявляться интерес и положительное отношение к заданиям творческого характера, повысилась самостоятельность.

На контрольном этапе исследования мы использовали диагностические методики, что и на констатирующем этапе.

Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что высокий уровень творческого воображения выявлен у 20% испытуемых, средний - у 70%т и низкий уровень наблюдается у 10% детей. Что касается развития продуктивности мышления, то здесь мы получили следующие цифры: 10% испытуемых обладают высоким уровнем по данному показателю, 65% - средним и 25% низким уровнем.

Приведенные выше показатели, позволяют наглядно увидеть, что уровень развития творчества в группе детей значительно повысился, что позволяет подтвердить

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

25

ANDRIENKO Oksana Aleksandrovna and others

THE USE OF TRIZ TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

выдвинутую нами гипотезу о том, что ТРИЗ является эффективной технологией развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Исследование, проведенное А.А. Нестеренко и Г.В. Тереховой, показало, целесообразность использования инструментов ТРИЗ для развития способностей детей [15; 16].

В работе Н.Ф Абраменковой, Н.Л. Авериной и И.В. Нефедовой рассматривается использование ТРИЗ-технологии в изобразительной деятельности старших дошкольников. Авторы приходят к выводу, что развитие творческого воображения воспитанников в изобразительной деятельности эффективно при использовании на занятии элементов ТРИЗ и РТВ [11].

Ю.В Шиманской и Т.Г. Сироштаненко рассматриваются особенности применения техники «Теория решения изобретательских задач» в рисовании и ее возможности в развитии способностей детей старшего дошкольного возраста [18].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют сделать следующие выводы: активное вовлечение детей старшего дошкольного возраста в изобразительную деятельность и использование в ходе ее осуществления ТРИЗ-технологии, способствуют развитию творческих способностей дошкольников.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются в исследовании развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности, посредством изучения и освоения ими различных техник.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахмерова Н.М., Попова Е.Ю. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития. 2016. № 3. С. 65-70.

2. Волкова М.С. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности // Синергия Наук. 2017. № 15. С. 633-638.

3. Конькова Ю.В. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении // Альманах мировой науки. 2016. № 11-2 (14). С. 60-61.

4. Макарова Ю.Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности //Вестник науки. 2020. Т. 3. № 1 (22). С. 56-60.

5. Сабитова Е.Б. Интеграция видов искусств на уроках ИЗО и ДПИ в дополнительном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 155-158.

6. Тарасова Т.В. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности нетрадиционными способами / В сборнике: Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные редакторы М.В. Ломаева, Е.С. Зубарева. 2018. С. 85-89.

7. Ценева М.А. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности //Вестник научных конференций. 2017. № 2-4 (18). С. 115119.

8. Чернобровкин В.А., Безбородова Ю.М. Развитие художественного интереса и творческих способностей к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-3. С. 328-330.

9. Шинкарева Н.А., Богослова Г.В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 154-158.

10. Юрченко Л.Ю. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности / В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы VIII Международной научной конференции. 2016. С. 122-125.

11. Абраменкова Н.Ф., Аверина Н.Л., Нефедова И.В. ТРИЗ-технологии в изобразительной деятельности старших дошкольников //Молодой ученый. 2016. № 15 (119). С. 432-435.

12. Анохина Е.Ю. Развитие творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства //Мир науки. 2016. Т. 4. № 5. С. 42.

13. Анохина Е.Ю. Методика развития эстетического восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений изобра-

зительного искусства / В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2020. С. 3912-3918.

14. Глущенко Е.Н. Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО / В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XIX международной научно-практической конференции. Отв. редактор Уварина Н.В. 2017. С. 99-100.

15. Нестеренко А.А., Терехова Г.В. Образовательная среда «Тризобретатель» для развития изобретательских способностей детей 6-12 лет // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4. С.125-128.

16. Терехова Г.В. Возможности образовательной среды для освоения программ творческого развития на основе ТРИЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 309-311.

17. Ткаченко А.С. ТРИЗ-технологии в детском саду /В сборнике: Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 179-181.

18. Шиманская Ю.В., Сироштаненко Т.Г. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники «теория решения изобретательских задач» — (триз) в рисовании /В сборнике: Векторы образования: от традиций к инновациям. Материалы VIВсероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2019. С. 154-158.

19. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательных задач. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 400 с.

20. Кузнецова И.В. ТРИЗ технология в развитии речи детей дошкольного возраста // Филологическое образование в период детства. 2019. № 26. С. 3-8.

Статья поступила в редакцию 09.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.