Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА'

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
743
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киркина Елена Николаевна, Устинова Мария Сергеевна

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития творчества, художественно-творческих способностей. Одним из основных средств формирования и развития таких способностей старших дошкольников является досуговая деятельность, включающая в себя произведения музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного, народного искусства. Однако, воспитательно-образовательная работа, проводимая в дошкольных образовательных учреждениях, не всегда носит систематический и целостный характер, воспитатели в своей деятельности используют только эпизодические и в основном традиционные меры по развитию художественно-творческих способностей дошкольников, не уделяя должного внимания досугам на основе устного народного творчества как наиболее эффективному средству. Для выявления уровня развития художественно-творческих способностей развития и знаний произведений устного народного творчества была сконструирована диагностическая методика, включавшая в себя практические задания и анкетирование, которая была реализована в ходе эмпирического исследования на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 58» города Саранск Республики Мордовия. В мониторинге приняли участие 84 ребенка в возрасте 6-7 лет. Исследование показало, что высокий уровень художественно-творческого развития преобладает у 28% (24 ребенка), средний уровень у 54% (45 детей), низкий уровень был отмечен у 18% (15 дошкольников). Знания об устном народном творчестве находятся в основном на среднем 41 % (34 ребенка) и низком 39 % (33 ребенка) уровнях. По результатам исследования была разработана и рекомендована для использования в практике работы дошкольных образовательных учреждений авторская программа «Сударушка», основанная на произведениях устного народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киркина Елена Николаевна, Устинова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN LEISURE ACTIVITIES BASED ON ORAL FOLKLORE

Preschool age is most favorable for the development of creativity, artistic and creative abilities. One of the main means of formation and development of such abilities of senior preschool children is leisure activities, which includes works of musical, visual, decorative and folk art. However, the educational work in preschool educational institutes is not always systematic and holistic in nature, educators use only episodic and mostly traditional measures to develop of artistic and creative abilities of senior preschool children, without paying due of attention to leisure activities based on oral folk creativity as the most effective tool. To identify the level of development of artistic and creative development abilities and knowledge of folklore works, a diagnostic methodology was developed, which included practical tasks and questionnaires, which was implemented during an empirical study on the basis of the Center for Child Development - Kindergarten No. 58 in the city of Saransk, Republic of Mordovia. The monitoring was attended by 84 children aged 6-7 years. The experiment showed that the highest level of the artistic and creative development prevails in 28% (24 children), the medium level is in 54% (45 children), and the lowest level is marked in 18% (15 senior preschool children). Knowledge of oral folk creativity are mostly medium - 41% (34 children), and low levels - 41% (33 children). During the study, the author’s program “Sudarushka” was used. Testing the author’s program, based on the use of leisure activities based on folklore in the practice of preschool educational institutions, allowed to increase the level of development of artistic and creative abilities, which confirmed its effectiveness.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Дата публикации: 31.12.2020 УДК 372.881.161.1

Е. Н. Киркина, М. С. Устинова

Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в досуговой деятельности на основе устного народного творчества

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития творчества, художественно-творческих способностей. Одним из основных средств формирования и развития таких способностей старших дошкольников является досуговая деятельность, включающая в себя произведения музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного, народного искусства. Однако, воспитательно-образовательная работа, проводимая в дошкольных образовательных учреждениях, не всегда носит систематический и целостный характер, воспитатели в своей деятельности используют только эпизодические и в основном традиционные меры по развитию художественно-творческих способностей дошкольников, не уделяя должного внимания досугам на основе устного народного творчества как наиболее эффективному средству.

Для выявления уровня развития художественно-творческих способностей развития и знаний произведений устного народного творчества была сконструирована диагностическая методика, включавшая в себя практические задания и анкетирование, которая была реализована в ходе эмпирического исследования на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 58» города Саранск Республики Мордовия. В мониторинге приняли участие 84 ребенка в возрасте 6-7 лет.

Исследование показало, что высокий уровень художественно-творческого развития преобладает у 28% (24 ребенка), средний уровень у 54% (45 детей), низкий уровень был отмечен у 18% (15 дошкольников). Знания об устном народном творчестве находятся в основном на среднем 41 % (34 ребенка) и низком 39 % (33 ребенка) уровнях.

По результатам исследования была разработана и рекомендована для использования в практике работы дошкольных образовательных учреждений авторская программа «Сударушка», основанная на произведениях устного народного творчества.

Ключевые слова: творчество, художественно-творческие способности, досуговая деятельность, старший дошкольный возраст, народное творчество, фольклор

Ссылка для цитирования:

Киркина Е. Н., Устинова М. С. Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в досуговой деятельности на основе устного народного творчества // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 248-262. сЬк 10.32744/р$е.2020.6.19

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Accepted: 20 September 2020 Published: 31 December 2020

E. N. Kirkina, M. S. Ustinova

The development of artistic and creative abilities of senior preschool children in leisure activities based on oral folklore

Preschool age is most favorable for the development of creativity, artistic and creative abilities. One of the main means of formation and development of such abilities of senior preschool children is leisure activities, which includes works of musical, visual, decorative and folk art. However, the educational work in preschool educational institutes is not always systematic and holistic in nature, educators use only episodic and mostly traditional measures to develop of artistic and creative abilities of senior preschool children, without paying due of attention to leisure activities based on oral folk creativity as the most effective tool.

To identify the level of development of artistic and creative development abilities and knowledge of folklore works, a diagnostic methodology was developed, which included practical tasks and questionnaires, which was implemented during an empirical study on the basis of the Center for Child Development - Kindergarten No. 58 in the city of Saransk, Republic of Mordovia. The monitoring was attended by 84 children aged 6-7 years.

The experiment showed that the highest level of the artistic and creative development prevails in 28% (24 children), the medium level is in 54% (45 children), and the lowest level is marked in 18% (15 senior preschool children). Knowledge of oral folk creativity are mostly medium - 41% (34 children), and low levels - 41% (33 children).

During the study, the author's program "Sudarushka" was used. Testing the author's program, based on the use of leisure activities based on folklore in the practice of preschool educational institutions, allowed to increase the level of development of artistic and creative abilities, which confirmed its effectiveness.

Keywords: creativity, artistic and creative abilities, leisure activities, senior preschool age, folk art, folklore

For Reference:

Kirkina, E. N., & Ustinova, M. S. (2020). The development of artistic and creative abilities of senior preschool children in leisure activities based on oral folklore. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 48 (6), 248-262. doi: 10.32744/pse.2020.6.19

_Введение

<лючевым ориентиром современного дошкольного образования является развитие художественно-творческих способностей у детей. Их развитие способствует развитию личности в целом: происходит развитие психических, нравственных качеств, этических чувств, интеллектуальных способностей человека и др. Поэтому творчество является неотъемлемым элементом гармонического развития личности.

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Огромное число исследователей, как отечественных, так и зарубежных, указывают на положительный эффект занятий художественным творчеством во всестороннем развитии ребенка-дошкольника [20].

Основным помощником в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в ДОУ является досуговая деятельность.

Досуговая деятельность - особое время с возможностью выбора занятия, с сочетанием умственной и физической нагрузок. Во время такой деятельности происходит познание окружающего мира, собственной личности. Осуществление досуговой деятельности, способствует укреплению детского организма в целом, создает позитивное и эмоциональное настроение в детском коллективе. Досуг - это важное занятие, которое помогает сформировать характер и личность ребенка. У каждого ребенка есть своя индивидуальность, свои интересы, свои привычки, свой маленький внутренний мир. Бесценной находкой для досуговой деятельности являются произведения народного фольклора. Устное народное творчество таит в себе огромные возможности для пробуждения творческой, познавательной активности. Благодаря произведениям фольклора легче устанавливается эмоциональный контакт с дошкольником, дается больше возможностей для развития творчества, расширения кругозора.

Вопросы развития художественно-творческих способностей личности являются предметом изучения психологии, педагогики и других наук. Психологической основой для изучения служат труды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. В педагогической науке развитию художественно-творческих способностей детей посвящены работы Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др. Исследователи подчеркивают необходимость решения данной проблемы, начиная с дошкольного возраста, характеризующегося особой сензитивностью к различным видам художественной деятельности.

Психологический словарь трактует творчество как «практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [2, с. 484].

Л. С. Выготский говорил, что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [3]. Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский определяют творчество как проявление неадаптивной активности стремление выйти за рамки, потребность в выдвижении оригинальных познавательных задач, развертывание внутренних потенциалов [4; 5].

Творчество - это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение. С. Л. Рубинштейн отмечает: «Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются» [6, с. 703]. Творческие способности созвучны понятию «самоактуализирующейся личности», проявляются в деятельности. По мнению А. Маслоу, источником творчества является потребность в самоактуализации и самореализации [7].

В педагогической энциклопедии творчество - «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [8, с. 215].

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» приоритетной стоит задача развития творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. ФГОС нацелен на главный результат - социализацию ребенка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха [9].

Педагоги-исследователи утверждают, что дошкольное детство - лучшее время для развития художественно-творческих способностей. Это объясняется тем, что мышление дошкольников еще не задавлено стереотипами и более независимо, чем мышление взрослых [10]. И от того, насколько данный потенциал будет использован, зависят творческие возможности взрослого человека. В связи с этим педагог Б. П. Никитин вводит понятие «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей» (НУВЭРС) [11].

Перед педагогами дошкольного образования стоит ответственная задача развития творческого потенциала личности ребенка, решая которую важно не упустить время, не дать возможностям эффективного развития способностей угаснуть. Необходимо найти новые подходы к воспитанию дошкольников, стремясь совместить их с существующими программами, с образовательными стандартами. Неоценимую роль в решении данной задачи играет досуговая деятельность с использованием фольклорного материала.

В современных исследованиях Т. С. Комаровой, М. Б. Зацепиной и др. досуг рассматривается, как потенциально свободное время, сочетающая в себе элементы отдыха, развлечения, игры и создание творческого продукта [12; 13].

Исследователи А. Воловик и В. Воловик трактуют досуг, как «свободное время человека, во время которого он занимается разнообразной деятельностью» [14].

Е. А. Никонова полагает, что досуговая деятельность дошкольников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматривается как одна из сфер вовлечения в мир народной культуры [15].

Для эффективного развития эмоциональной отзывчивости, художественно-творческой деятельности дошкольников в процессе проведения досугов и праздников необходимо использовать фольклорный материал. Еще К. Д. Ушинский отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [16, с. 22]. Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях наци-

ональную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине, развития творчества [17, с. 314]. Сказки, поговорки, загадки способствуют развитию мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы.

Целью настоящей статьи было выяснить возможности досуговой деятельности на основе устного народного творчества в развитии художественно-творческих способностей старших дошкольников в.

Она реализуется путем решения следующих задач:

1. Рассмотреть аспекты развития художественно-творческих способностей старших дошкольников в досуговой деятельности на основе устного народного творчества

2. Выявить исходный уровень развития творческих способностей старших дошкольников.

3. Разработать и экспериментально проверить систему работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в досуговой деятельности на основе устного народного творчества.

Следует отметить, что проблема развития художественно-творческих способностей старших дошкольников в досуговой деятельности средствами устного народного творчества не становилась объектом специального исследования. В результате возникает противоречие между потребностью в использовании устного народного творчества в качестве эффективного способа развития художественно-творческих способностей старших дошкольников в досуговой деятельности и недостаточной методической разработкой педагогических подходов к этому.

_Материалы и методы

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что авторами сформулированы и определены подходы к развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Методологическую основу исследования составляют совокупность системного, деятельностно-компетентностного, личностно-ориентированного и индивидуального подходов, способных обеспечить качество дошкольного образования.

Решение исследовательских задач обеспечилось комплексом теоретических методов. Был проведен анализ научных источников, где изучалась проблема поиска путей развития художественно-творческих способностей в досуговой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе устного народного творчества.

В качестве эмпирических методов исследования были выбраны опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент.

Цель эмпирического исследования - диагностика и изучение уровней сформи-рованности художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, анализ полученных результатов, выработка рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию творчества дошкольников.

Результаты исследования были получены по итогам мониторинга воспитанников МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 58» города Саранск Республики Мордовия. В мониторинге приняли участие 84 ребенка в возрасте 6-7 лет.

Эксперимент проводился в период с сентября 2019 г. по март 2020 г. и включал в себя констатирующий и формирующий этапы.

Этот возраст детей был выбран исходя из его психологических предпосылок, тогда как к началу школьного обучения у ребенка должны в достаточной мере быть развиты художественно-творческие способности, он должен овладеть основными культурными способами действия, проявлять самостоятельность в различных видах деятельности и иметь целостную картину мира.

Достоверность полученных результатов обеспечивается согласованностью исходных методологических подходов; использованием методов, адекватных цели исследования и поставленным задачам; подтверждается согласованностью данных изучения развития творческих способностей средствами устного народного творчества, полученных в данном исследовании, с данными, имеющимися в научных публикациях в рецензируемых журналах.

_Ход исследования

Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников будет успешным, если процесс будет обеспечен учебно-дидактическим материалом, будет создана наиболее благоприятная и эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей творчеству, будут организованы занятия, досуговая деятельность с использованием произведений устного народного творчества.

Целью констатирующего этапа являлось изучение сформированности художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

На данном этапе были важны следующие задачи:

1. Проведение анализа предметно-пространственной среды, созданной в участвующих в эксперименте дошкольных образовательных учреждений, по соответствующей проблеме.

2. Комплектование и использование необходимого диагностического инструментария. Выявление и подбор методик изучения художественно-творческих способностей.

3. Выявление уровня сформированности художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

4. Проведение количественной и качественной оценки полученных результатов.

С целью определения качества подготовки предметно-пространственной среды,

в рамках решения первой задачи, был сделан ее анализ. Были проведены беседы с педагогами, проанализированы календарно-тематические планы работы и организованность педагогического процесса по проблеме развития творчества у дошкольников и ознакомления с устным народным творчеством. В ходе данной работы было установлено, что деятельность по развитию художественно-творческих способностей ведется систематически с использованием методов и средств, соответствующих возрасту детей. Так, например, дети самостоятельно или с помощью воспитателя изготавливают атрибуты для инсценировок, развлечений.

Также было выявлено, что не только в групповых комнатах созданы условия для развития творчества детей, но и за их пределами. В МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 58» создана «комната сказок», оформленная по сюжетам произведе-

W Г*'"'

ний устного народного творчества. В данной комнате проводятся творческие занятия, режимные моменты. Создан мини-музей прошлого «Мордовская изба», где дети знакомятся с культурой, обычаями, традициями, фольклором мордовского народа [18].

Благодаря этому работа над развитием художественно-творческих способностей дошкольников продолжается вне группы.

Однако, в календарно-тематических планах не в полной мере отражена досуговая деятельность, работа по ознакомлению с устным народным творчеством.

После анализа предметно-пространственной среды мы перешли к комплектованию необходимого диагностического инструментария. С целью выявления уровня сформированности художественно-творческих способностей старших дошкольников, был разработан диагностический инструментарий, состоящий из творческого задания, методик, анкеты. В качестве основных показателей были выбраны: оригинальность, гибкость, беглость мышления.

Также мы посчитали необходимым провести анкетирование детей и педагогов с целью выяснения их знаний устного народного творчества и использования его в практической деятельности [19]. Диагностический инструментарий представлен в таблице 1.

Таблица 1

Диагностический материал по выявлению художественно-творческих способностей

и знания фольклорного материала

Наименование Инструкция к применению

Материал Вопросы,задания

Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит» Картинки с изображениями одушевленных и неодушевленных объектов (медведь, попугай, лиса, мяч и т. д.) Покажи, как они двигаются, озвучь эти объекты.

Методика «Дорисуй» Картина, где нарисовано 3 круга; Картина, где изображен ствол дерева Дорисуй к каждой фигуре детали, чтобы вышла новая картинка.

Методика Вартега «Круги» Лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см Нарисуй необычные предметы используя эти круги.

Анкета «Знаю ли я фольклор» Вопросы • Назови свою любимую сказку. • Знаешь ли ты колыбельную песенку? • Сможешь проговорить скороговорку и т. д.

Анкета для педагогов: «Произведения детского фольклора в практике работы ДОУ» Вопросы • На ваш взгляд, важно ли включать в педагогическую деятельность произведения устного народного творчества? • В каких видах деятельности используете произведения детского фольклора? • Испытываете ли вы затруднения, связанные с использованием малых фольклорных жанров? (Если да, то какие?) и т. д.

Критерии оценки развития художественно-творческих способностей: оригинальность, гибкость, беглость мышления, степень самостоятельности.

1 балл - дошкольник самостоятельно справляется с выполнение задания, дает оригинальный ответ, необычное изображение, бегло выполняет полученное задание.

0,5 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ неоригинален, изображает стандартные предметы, нет беглости в выполнении задания.

0 баллов - ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.

_Результаты исследования

В результате проведения серии заданий мы выявили следующие уровни художественно-творческого развития: высокий уровень преобладает у 28% (24 ребенка), средний уровень у 54% (45 детей), низкий уровень показали 18% (15 дошкольников). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень художественно-творческого развития дошкольников

Диагностика Уровни развития

Высокий Средний Низкий

Задание «Покажи, как двигается, говорит» 30 % (25 детей) 56% (47 детей) 14% (12 детей)

Методика «Дорисуй» 28% (24 ребенка) 55% (46 детей) 17% (14 детей)

Методика Вартега «Круги» 26% (22 ребенка) 51% (43 ребенка) 23% (19 детей)

Критерии оценки знания произведений устного народного творчества: степень самостоятельности (для детей); полнота ответа; точность ответа. В анкетировании приняли участие 84 дошкольника и 10 воспитателей. В результате анкетирования, мы пришли к выводу, в основном педагоги дошкольных образовательных учреждений знают произведения устного народного творчества. Но используют в практике своей работы бессистемно. Чаще всего детей знакомят с народными сказками, в большей степени с волшебными, в меньшей с бытовыми. Произведения малых фольклорных форм используются реже, исключение составляют загадки и считалки. 50 % воспитателей дали положительный ответ на вопрос «Испытываете ли вы затруднения, связанные с использованием малых фольклорных жанров?». Отвечая на вопрос: «Какую помощь по использованию детского фольклора вы хотели бы получить?» 40 % педагогов воздержались от ответа, 60 % педагогов хотели бы иметь в групповой комнате больше методической литературы, красочных книг и иллюстраций для детей, посетить методические семинары по данному направлению.

Анализируя результаты анкетирования дошкольников, мы пришли к выводу, что только 20% детей имеют высокий уровень. Они дали самостоятельные, точные, полные ответы на вопросы анкетирования. Основная масса детей не смогли полно, самостоятельно ответить на вопросы анкеты. Их ответы звучали однотипно, расплывчато, кто-то отвечал с помощью взрослого, 13 детей вообще отказались от ответа.

Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Анализ анкетирования детей и педагогов

Уровни знаний произведений устного народного творчества

Высокий Средний Низкий

Дошкольники 20 % (17 детей) 41 % (34 ребенка) 39 % (33 ребенка)

Педагоги 60 % (6 педагогов) 30 % (3 педагога) 10 % (1 педагог)

Таким образом, проводя диагностику на выявление уровня развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, анкетирования педагогов и детей с целью выяснить уровень знания произведений устного народного творчества, использование детского фольклора в практике работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что необходимо разработать программу дополнительного образования детей, которая будет способствовать развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности на основе устного народного творчества.

Формирующий этап эксперимента включал в себя несколько этапов. На первом этапе были определены педагогические условия эффективности художественно-эстетического развития детей. Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, обозначили следующие педагогические условия:

• обеспечение программно-дидактического материала (программа и методические рекомендации);

• создание благоприятной атмосферы детей старшего дошкольного возраста;

• создание специальной предметно-развивающей среды (отбор атрибутов для различных игровых позиций и т. д).

Следующий этап работы предполагал разработку программно-дидактического материала: дополнительной образовательной программы «Сударушка» [20]. Данная программа направлена на развитие художественно-творческих способностей средствами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Мероприятия по развитию художественно-творческих способностей средствами устного народного творчества представлены в таблице 4.

Таблица 4

Тематический план дополнительной образовательной программы «Сударушка»

№ Тема занятия Форма занятия

1 Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки Вводное занятие

2 Малые формы фольклора: прибаутки, потешки, колыбельные Тематическое занятие

3 Народная песня - душа народа Досуговое мероприятие

4 Посещение музея имени С. Д. Эрзи г. Саранск. Досуговое мероприятие

5 «Веселая ярмарка» Осенний праздник для детей. Праздник

6 Культура и традиции мордовского народа Досуговое мероприятие

7 Чудесная Жалейка. Осенины по мотивам русских народных сказок. Развлечение

8 Праздник «Славься, край мордовский» Праздник

9 От Рождества до Крещения Досуговое мероприятие

10 Русский народный праздник - Святки и его обряд - колядования. Досуговое мероприятие

11 Музыкальное развлечение «Родного вальса легкий шаг» Развлечение

12 Музей народного прикладного искусства Занятие

13 Развлечение: «Рождество Христово». Развлечение

14 Русская матрешка Тематическое занятие

15 Интегрированное занятие по познавательному развитию и рисованию «Мордовская матрешка». Интегрированное занятие

16 Викторина «Что ты знаешь о Мордовии». Развлечение

17 Развлечение КВН «Музыка и краски». Развлечение

18 Сороки. Праздник жаворонков. Тематическое занятие

19 Народные обычаи. Встреча весны. Досуговое мероприятие

20 Развлечение «Прощай, Масленица!» Развлечение

21 Голосистый петушок Развлечение

22 Вербное воскресенье Тематическое занятие

23 Светлый праздник Пасхи. Досуговое мероприятие

24 Волшебный оркестр Досуговое мероприятие

25 В поисках Радуги Досуг

26 Викторина «Умники и умницы» Викторина

На следующем этапе формирующего эксперимента была внедрена в образовательный процесс дополнительная образовательная программа детей «Сударушка» с детьми старшего дошкольного возраста.

В рамках экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста были проведены тематические и интегрированные занятия, досуговые мероприятия, праздники, развлечения, викторины [21].

Особый интерес у старших дошкольников вызвал праздник «Славься край мордовский!», целью которого являлось закрепление знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. На празднике решались следующие задачи:

• развитие художественно- творческих способностей дошкольников;

• воспитание любви, уважения и интереса к культуре русского и мордовского народа;

• формирование коммуникативных навыков, обогащение опыта сотрудничества и сотворчества.

Была проделана предварительная работа с детьми. Дети заучивали стихотворения, песни, частушки, хороводы, некоторым были розданы роли 2 хозяек, мальчика-скомороха, девочки, мальчика. Все дети были задействованы в проведении данного праздника. Дети выучили стихотворения, пели песни, частушки, рассказывали о Мордовии, исполняли хоровод, играли в мордовскую игру «Горшки», «Горелки», собирали флаг Мордовии из полосок цветной бумаги.

Не оставило равнодушным дошкольников развлечение КВН «Музыка и краски». Дети закрепляли умения отгадывать загадки и музыкальные произведения, много творили, в результате получая заданный цвет путем смешивания красок, учились взаимодействовать друг с другом в команде.

На музыкальном развлечении «Голосистый петушок» закреплялись навыки певческого исполнительства, развивались коммуникативные навыки, формировались творческие способности.

Интегрированное занятие «Мордовская матрешка» знакомило старших дошкольников с промыслами Мордовии. Дошкольники учились рисовать элементы национального орнамента на силуэте матрешки не по шаблону, а подходя к этому вопросу творчески. В процессе деятельности воспитывалось уважение к труду мастеров, изготавливающих неповторимые, самобытные изделия; развивались художественно-творческие способности детей, они приобщались к национальной культуре мордовского края.

Особо популярной стало развлечение-викторина «Что ты знаешь о Мордовии». Викторине предшествовала предварительная работа. Дети неоднократно посещали

мини-музей прошлого «Мордовская изба», где узнавали много нового о прошлом мордовского края, его традициях, обычаях. С детьми проводились инсценировки произведений мордовского фольклора. Давались сведения о живой и неживой природе Республике Мордовия. На самом развлечении дети прослушали правила викторины, разделились на две команды и приступили к выполнению заданий. В процессе викторины, через интерес к своему родному краю, к его прошлому у старших дошкольников развивались художественно-творческие способности, формировались общечеловеческие ценности мира природы, общества и человека.

К сожаленью, из-за сложившихся обстоятельств, работа детских садов Республики Мордовия в конце марта была приостановлена. Соответственно формирующий этап эксперимента до конца не реализован. С дошкольниками не были проведены досуго-вые мероприятия: «Вербное воскресенье», «Светлый праздник Пасхи», «Волшебный оркестр», «В поисках Радуги», викторина «Умники и умницы». Что не сказалось на общих результатах исследования.

_Обсуждение результатов

По истечении констатирующего и формирующего этапов эксперимента мы пришли к следующим результатам. Художественно- творческие способности - это индивидуальные особенности личности дошкольника, и от них зависят результаты деятельности ребенка. Как показывает практика, старшие дошкольники активно включаются в воспитательно-образовательный процесс, им интересны различные виды деятельности, в особенности досуговая. В процессе досуговой деятельности он отходит от знакомых ему способов действий, экспериментирует и создает нечто новое для себя. Главной особенностью с точки зрения развивающего эффекта является то, что, прежде всего, важен творческий процесс, а не его результат. При этом накопление опыта и знаний определяется как необходимая предпосылка для творческой деятельности и главное условие для ее возникновения.

В практической деятельности педагог дошкольного образования должен активно организовывать самостоятельную деятельность детей, так как многие дошкольники в настоящее время не умеют им пользоваться и проводят его пассивно. Для достижения высоко уровня развития художественно-творческих способностей мы предлагаем использовать в работе досуговые мероприятия на основе устного народного творчества. В арсенале педагога должны быть досуги, развлечения, праздники, викторины с использованием народных подвижных игр, произведений устного народного творчества (в том числе и малых фольклорных форм), мотивирующие дошкольников к творчеству. Успешность и эффективность досуговых мероприятий по развитию художественно-творческих способностей зависит от тесного взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагогов, дошкольников, родителей).

Полученные нами результаты согласуются с данными полученными Kakhnovich S. V. [22] о том, что у старших дошкольников преобладает средний уровень развития художественно-творческих способностей (54%) им не хватает знаний и умений целенаправленно организовывать самостоятельную деятельность.

По мнению Сусловой Е. В. и др. представленный самому себе в самостоятельной деятельности дошкольник не получает полноценного развития, он в основном, в свободное стремится получить развлечения, а не знания, поэтому важно приучить ре-

бенка с детства, относится к досугу, как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и стремлений [23; 24; 25]. В этом смысле авторская разработка дополнительной образовательной программы «Сударушка» привлекает внимание к ещё нерешенным вопросам по организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Полученные результаты в ходе опытно-экспериментальной работы, положения и выводы могут быть рекомендованы воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также, педагогам дополнительного образования, которые работают с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию и изучению народного творчества, для эффективной организации и совершенствования процесса художественно-творческой деятельности дошкольников, а также, в разработке образовательных программ дошкольного образования. Разработанная программа по развитию творческих способностей в досуговой деятельности на основе устного народного творчества, апробированная на детях старшего дошкольного возраста, обладает значительным результатом, что способствует решению актуальных проблем развития и воспитания целостной творческой личности ребенка дошкольника.

Заключение

Проблема развития художественно-творческих способностей старших дошкольников остается одной из актуальных.

Работа над формированием творческой личности является составной частью общего воспитательно-образовательного процесса, она представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по развитию художественно- творческих способностей формированию творческого мышления [26]. Творчество - способность продуцировать необычные идеи, быстро и нетрадиционно решать проблемные ситуации. Творческие возможности могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, различных видах деятельности и характеризовать мыслительные и личностные качества, а также продукты деятельности и процесс их создания [27]. К эффективным формам, способствующим развитию художественно-творческих способностей, относятся досуговые мероприятия: театрализованные представления, праздники, КВН, экскурсии и др. [28].

Исследование, проведенное на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 58» г. Саранск Республики Мордовия в период с сентября 2019 г. по март 2020 года показали следующие результаты:

• большинство детей старшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте, имеют средний уровень развития художественно-творческих способностей (54 %).

• у 39 % испытуемых детей отсутствуют знания об устном народном творчестве, у них зафиксирован низкий уровень. Только 20 % детей имею высокий уровень знаний.

• педагоги ДОУ в целом знают произведения устного народного творчества. Но используют в практике своей работы бессистемно.

С целью развития художественно-творческих способностей старших дошкольников была организована комплексная воспитательно-образовательная работа.

Апробация авторской дополнительной образовательной программы «Сударушка» показала, что важную роль в развитии художественно-творческих способностей стар-

ших дошкольников играют произведения устного народного творчества. деятельности, преподнесенные им в досуговой деятельности.

Таким образом, целенаправленное и систематическое проведение досуговых мероприятий на основе устного народного творчества, ознакомление с культурой, обычаями, традициями, праздниками, народными играми, произведениями фольклора будет способствовать развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

_Благодарности

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (УлГПУ и МГПИ) по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в досуговой деятельности».

ЛИТЕРАТУРА

1. Rodic M., Zhou X., Tikhomirova T., Wei W., Malykh S., Ismatulina V., Sabirova E., Davidova Y., Tosto M., Lemelin J-P., Kovas Y. Cross-Cultural Investigation into Cognitive Underpinnings of Individual Differences in Early Arithmetics // Developmental Science. 2015. Vol. 18. P. 165-174.

2. Мещеряков Б.В. Большой психологический словарь / Б. В. Мещеряков, В. П. Зинченко. М.: Олма-Пресс, 2004. 672 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 490 с.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.

5. Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 15-26.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер 141», 2009. 720 с.

7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Издательство «Питер», 2011. 352 с.

8. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. 912 с.

9. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniyaminobrnauki/ (дата обращения: 20.03.2020)

10. Barcaeva E. V., Ryabova N. V. Readiness of Senior Preschool Children to Adapt to Social and Everyday Conditions // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE). ISSN: 2278-3075, Volume-9 Issue-1, November 2019. Pp. 2287-2297. doi: 10.35940/ijitee.A5181.119119).

11. Никитин Б.П. Способный ребенок не дар природы «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000036/st008.shtml (дата обращения: 19.10.2019)

12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество : методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М: Мозаика-Синтез, 2008. 160 с. [Электронный ресурс] URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212588 (дата обращения: 20.01.2020).

13. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова; ред. Т.С. Комарова. М : Мозаика-Синтез, 2006. 153 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211872 (дата обращения: 28.01.2020)

14. Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, А. В. Воловик. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 240 с.

15. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка / авт.-сост. Н. Г. Кобраева. Минск: МОИРО, 2010. 50 с.

16. Ушинский КД. Педагогические сочинения в шести томах. М.: Педагогика, 1989. Т. 6. 578 с.

17. Ушинский К.Д. Родное слово в 2 ч. Часть 1. М.: Издательство Юрайт, 2018. 233 с.

18. Киркина Е.Н. Современные подходы и технологии приобщения детей к родному языку и национальной культуре в дошкольном учреждении / Е.Н. Киркина, Н. В. Кондрашова // Гуманитарные науки и образование. 2019. № 3. С. 62-69.

19. Gorshenina S. N. The development of elementary school children ethno-cultural representations (empirical research results) / Ramis R. Nasibullov, Svetlana N. Gorshenina and Aygerim K. Nurgaliyeva // Modern Journal of Language Teaching Methods, 2017. Vol. 7, Issue 3, March 2017. pp. 619-626.

20. Спиренкова Н.Г. Разработка структуры и содержания основной образовательной программы дошкольного образования // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1. С. 70-75

21. Kulebyakina M. Yu. Implementation of the regional model of additional education of children in the context of integration of additional, general and higher education = Реализация региональной модели дополнительного образования детей в условиях интеграции дополнительного, общего и высшего образования / M. Yu. Kulebyakina, T. A. Ivanova, L. S. Kapkaeva, N. N. Derbedeneva, V. M. Pronkina // Ciencia e Tecnica Vitivinicola JOURNAL. 2018. № 12 (33).

22. Kakhnovich S. V. Formation of the learning skills in preschool children in artistic and creative activity. International Research Journal. № 7 (38). 2015. URL: http://research-journal.org/?p=15871 pp. 28-29.

23. Суслова Е. В. Проведение досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2018. № 3 (35). С. 83-85.

24. Неясова И. А. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования / И.А. Неясова, Ю.Н. Соколова // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4. С. 45-51.

25. Шинкарева Н. А. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Г. В. Богослова, Н.А. Шинкарева // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3 (24). Т. 7. С. 154158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Yalcin M. Progressive Development of Creative Design Skills from Kindergarden Education. Form Akademisk-Forskningstidsskrift for Design Og Designdidaktikk, 2015 № 8(1). doi: 10.7577/formakademisk.1403

27. Acar S., & Runco, M.A. Creative abilities: Divergent thinking. In Handbook of Organizational Creativity, 2012. pp. 115-139. - Elsevier Inc. doi: 10.1016/B978_0-12-374714-3.00006-9

28. Киркина Е.Н. Современные технологии формирования представлений об искусстве родного края у детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Киркина Л.П. Карпушина, Ю. Г Ширяева Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 7 (июль). С. 69-78. URL: http://e-koncept.ru/2018/181045.htm.

REFERENCES

1. Rodic M., Zhou X., Tikhomirova T., Wei W., Malykh S., Ismatulina V., Sabirova E., Davidova Y., Tosto M., Lemelin JP., Kovas Y. Cross-Cultural Investigation into Cognitive Underpinnings of Individual Differences in Early Arithmetics. Developmental Science, 2015, vol. 18, pp. 165-174.

2. Meshcheryakov B.V. Big psychological dictionary / B.V. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. Moscow, Olma-Press Publ., 2004. 672 p. (in Russ.)

3. Vygotsky L.S. Pedagogical Psychology / Ed. V.V. Davydova. Moscow, Pedagogy Publ., 1991. 490 p. (in Russ.)

4. Bogoevlenskya D. B. Psychology of creativity. Moscow, Academy Publ., 2002. 320 p. (in Russ.)

5. Petrovsky A.V. Personality development and problems of leading activities. Psychology Issues, 1987, no 1, pp. 15-26 (in Russ.)

6. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. Saint-Petersburg, Publisher "Peter141", 2009. 720 p. (in Russ.)

7. Maslow A.G. Motivation and personality. St. Petersburg, Publishing House "Peter", 2011. 352 p. (in Russ.)

8. Pedagogical encyclopedia. Mosocow, Soviet Encyclopedia, 1968, vol. 4. 912 p. (in Russ.)

9. The federal state standard of preschool education. Available at: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniyaminobrnauki/ (accessed 20 March 2020) (in Russ.)

10. Barcaeva E. V., Ryabova N. V. Readiness of Senior Preschool Children to Adapt to Social and Everyday Conditions. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE), 2019, vol. 9, iss. 1, November, pp. 2287-2297. doi: 10.35940/ijitee.A5181.119119).

11. Nikitin B.P. A capable child is not a gift of nature "The hypothesis of the emergence and development of creative abilities". Available at: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000036/st008.shtml (accessed 19 October 2020) (in Russ.)

12. Komarova T.S. Children's art: a toolkit. 2nd ed., Rev. and add. Moscow, Mosaic-Synthesis Publ., 2008. 160 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212588 (accessed 20 January 2020). (in Russ.)

13. Zatsepina M.B. Public holidays in kindergarten. Methodical manual for teachers and musical directors / M.B. Zatsepina, T.V. Antonova; ed. T.S. Komarova. Moscow, Mosaic-Synthesis Publ., 2006. 153 p. (in Russ.)

14. Volovik A.F. Pedagogy of leisure: textbook / A. F. Volovik, A.V. Volovik. Moscow, Flint Publ., Moscow Psychological and Social Institute, 1998. 240 p. (in Russ.)

15. Leisure activities as a space for the formation of the foundations of the culture of the child / ed. N. G. Kobraeva. Minsk, MOIRO Publ., 2010. 50 p. (in Russ.)

16. Ushinsky C. D. Pedagogical works in six volumes. Moscow, Pedagogy Publ., 1989, vol. 6. 578 p. (in Russ.)

17. Ushinsky C.D. Native word in 2 hours. Part 1. Moscow, Yurayt Publishing House, 2018. 223 p. (in Russ.)

18. Kirkina E.N. Modern approaches and technologies for introducing children to their native language and national culture

in a preschool institution / E.N. Kirkina, N.V. Kondrashova. Humanities and Education, 2019, no. 3, pp. 62-69. (in Russ.)

19. Gorshenina S. N. The development of elementary school children ethno-cultural representations (empirical research results) / Ramis R. Nasibullov, Svetlana N. Gorshenina and Aygerim K. Nurgaliyeva. Modern Journal of Language Teaching Methods, 2017, vol. 7, issue 3, March, pp. 619-626.

20. Spirenkova N.G. Development of the structure and content of the main educational program of preschool education. Humanities and Education, 2015, no. 1, pp. 70-75.

21. Kulebyakina M. Yu. Implementation of the regional model of additional education of children in the context of integration of additional, general and higher education / M. Yu. Kulebyakina, T. A. Ivanova, L. S. Kapkaeva, N. N. Derbedeneva, V. M. Pronkina. Ciencia e Tecnica Vitivinicola JOURNAL, 2018, no. 12 (33).

22. Kakhnovich S. V. Formation of the learning skills in preschool children in artistic and creative activity. International Research Journal, 2015, no. 7 (38), pp. 28-29.

23. Suslova E. V. Conducting leisure activities with children of preschool age. Problems of pedagogy, 2018, no. 3 (35), pp. 83-85. (in Russ.)

24. Neyasova I. A. Features of the formation of the experience of creative activity in younger students in the context of further education / I.A. Neyasova, Yu.N. Sokolova. Humanities and education, 2017, no. 4, pp. 45-51. (in Russ.)

25. Shinkareva N. A. Features and conditions for the development of creative abilities in children of preschool age / G. V. Bogoslova, N. A. Shinkareva. Baltic Humanitarian Journal, 2018, no. 3 (24), vol. 7, pp. 154-158. (in Russ.)

26. Yalcin M. Progressive Development of Creative Design Skills from Kindergarden Education. Form Akademisk-Forskningstidsskrift for Design Og Designdidaktikk, 2015, no. 8 (1). doi: 10.7577/formakademisk.1403

27. Acar S., & Runco, M.A. Creative abilities: Divergent thinking. In Handbook of Organizational Creativity, 2012. pp. 115-139. Elsevier Inc. doi: 10.1016/B978_0-12-374714-3.00006-9

28. Kirkina E.N. Modern technologies for the formation of ideas about the art of the native land in children of preschool age / E.N. Kirkina L.P. Karpushina, Yu. G. Shiryaeva. Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2018, no. 7 (July), pp. 69-78. (in Russ.)

Информация об авторах Киркина Елена Николаевна

(Россия, г. Саранск) Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального

образования Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева E-mail:kirkinaelena@yandex.ru ORCID !Р: 0000-0002-8506-2715

Information about the authors

Elena N. Kirkina

(Russia, Saransk) Associate Professor, PhD in Philology Associate Professor of Department of methods of preschool and primary education Mordovian State Pedagogical Institute E-mail:kirkinaelena@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-8506-2715

Устинова Мария Сергеевна

(Россия, г. Саранск) Магистрант 2 курса факультета педагогического и художественного образования Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева E-mail: ustinovamary95@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-6243-1688)

Maria S. Ustinova

(Russia, Saransk) Second Year Master of Department of methods of pre-school and primary education Mordovian State Pedagogical Institute E-mail: ustinovamary95@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-6243-1688

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.