Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1723
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / УСЛОВИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рычкова Лидия Сергеевна, Сапранкова Марина Вячеславовна, Ботова Наталья Дмитриевна

Статья посвящена проблеме развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста. Несмотря на многочисленные исследования в области психологии творческих способностей, сущность творческого мышления на этапе дошкольного детства изучена не в полной мере. Целью работы является исследование оптимальных путей развития творческих способностей и интереса к творческой деятельности у детей дошкольного возраста. Рассмотрены характерные признаки и проявления творческой деятельности и творческого мышления, определены формы и методы осуществления целенаправленной работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста (методы активизации мышления, методы развития диалектического мышления, использование приемов теории решения изобретательских задач), а также условия успешного развития творческих способностей у дошкольников. Таким образом, творческая деятельность для развития ребенка носит надситуативно-преобразовательный характер решения задач, позволяющий мышлению ребенка не просто полагаться на возможность выбора из предложенных альтернатив, а эвристическое создание своей собственной модели задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рычкова Лидия Сергеевна, Сапранкова Марина Вячеславовна, Ботова Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PRESCHOOL CHILDREN CREATIVE DEVELOPMENT

The article is devoted to the creative activity development issues in preschool children. Despite numerous studies in the field of the psychology of creative abilities, the essence of creative thinking at the stage of preschool childhood requires thorough investigation. The aim of the work is to study the optimal ways of developing creative abilities and interest in creative activity among the preschool children. The authors consider characteristic features and manifestations of creative activity and creative thinking, determine the forms and methods of purposeful work on the development of creative abilities in preschool children, such as methods of thinking activation, methods of dialectical thinking developing, the methods of theory of inventive problem solving, as well as the conditions favorable to the development of preschool children's creativity. Thus, creative activity for the child development has a supra-situational-transformative nature of solving problems, allowing the child's thinking not only to rely on the possibility of the proposed alternative choice, but to heuristically create her/his own model of the problem.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ная работа в данном направлении продолжается с учетом полученных первичных данных опроса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова, Т.В. Особенности влияние спортивной деятельности на личность мужчин и женщин (культурологический аспект) / Т. В. Артамонова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 18-22.

2. Организация психологического сопровождения юных волейболисток в тренировочном процессе / Н.Н. Белякова, Н.Н. Романова, Д.А. Дятлов, Я.В. Латюшин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - Т. 14, № 3. - С. 73-76.

3. Психолого-педагогические аспекты воспитания устойчивости студентов вуза физической культуры / В.А. Корнеев, Н.Н. Романова, Н.В. Сапожникова, В.А. Беликов // Современная высшая школа : инновационный аспект. - 2020. - Том 12. № 2 (48). - С. 36-42.

4. Романова, Н.Н. Методика развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры / Н.Н. Романова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 4. - С. 161-166.

5. Романова, Н.Н. Эффективность комплекса педагогических условий развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов / Н.Н. Романова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 211-215.

REFERENCES

1. Artamonova, T. V. (2013), "Peculiarities of influence of sport activities on the identity of men and women (culturological aspect)", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 7, No. 101, pp. 18-22.

2. Belyakova, N. N., Romanova N. N., D. A. Dyatlov, Ya. V. Latyushin (2019), "The organization of the psychological support of the young volleyball players in the training process", Pedagogical-psychological and medico-biological problems ofphysical culture and sports, Vol. 14, No. 3, pp. 73-76.

3. Korneev, V.A., Romanova, N.N., Sapozhnikova, N.V. and Belikov, V.A. (2020), "Psychological and pedagogical aspects of stability education of students of the University of physical culture", Modern higher education: an innovative aspect, Vol. 12, No. 2 (48), pp. 36-42.

4. Romanova, N.N. (2013), "The methods of the development of the reflection of emotional states of future teachers of physical culture", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 4, pp. 161-166.

5. Romanova, N.N. (2012), "The effectiveness of the complex of the pedagogical conditions for the development of the reflection of emotional states of future teachers", Siberian pedagogical journal, No. 4, pp. 211-215.

Контактная информация: romanova-natasha@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 28.12.2020

УДК 159.922.72

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Лидия Сергеевна Рычкова, доктор медицинских наук, профессор, Марина Вячеславовна Сапранкова, аспирант, Наталья Дмитриевна Ботова, педагог-психолог, ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста. Несмотря на многочисленные исследования в области психологии творческих способностей, сущность творческого мышления на этапе дошкольного детства изучена не в полной мере. Целью работы является исследование оптимальных путей развития творческих способностей и интереса к

творческой деятельности у детей дошкольного возраста. Рассмотрены характерные признаки и проявления творческой деятельности и творческого мышления, определены формы и методы осуществления целенаправленной работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста (методы активизации мышления, методы развития диалектического мышления, использование приемов теории решения изобретательских задач), а также условия успешного развития творческих способностей у дошкольников. Таким образом, творческая деятельность для развития ребенка носит надситуативно-преобразовательный характер решения задач, позволяющий мышлению ребенка не просто полагаться на возможность выбора из предложенных альтернатив, а эвристическое создание своей собственной модели задачи.

Ключевые слова: творческие способности, творческая деятельность, дети дошкольного возраста, условия, формы и методы творческого развития дошкольников.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p366-371

FEATURES OF PRESCHOOL CHILDREN CREATIVE DEVELOPMENT

Lydia Sergeevna Rychkova, the doctor of medical sciences, professor, Marina Vyacheslavovna Saprankova, the post-graduate student, Natalya Dmitrievna Botova, psychologist, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the creative activity development issues in preschool children. Despite numerous studies in the field of the psychology of creative abilities, the essence of creative thinking at the stage of preschool childhood requires thorough investigation. The aim of the work is to study the optimal ways of developing creative abilities and interest in creative activity among the preschool children. The authors consider characteristic features and manifestations of creative activity and creative thinking, determine the forms and methods of purposeful work on the development of creative abilities in preschool children, such as methods of thinking activation, methods of dialectical thinking developing, the methods of theory of inventive problem solving, as well as the conditions favorable to the development of preschool children's creativity. Thus, creative activity for the child development has a supra-situational-transformative nature of solving problems, allowing the child's thinking not only to rely on the possibility of the proposed alternative choice, but to heuristically create her/his own model of the problem.

Keywords: creativity, creative activity, preschool children, conditions, forms and methods of creative development of preschoolers.

Творческая деятельность, развиваясь на протяжении всего жизненного пути, существует в различных формах - как относительно простых, так и более сложных. На каждом возрастном этапе творческому развитию присущи определенные формы, которые естественным образом характеризуют специфику возраста, что особенно ярко проявляется у детей-дошкольников. Воображение, являясь процессом преобразующего отражения действительности, опирается на реальность и опосредуется внутренним миром личности.

С трехлетнего возраста при гармоничном развитии активируются процессы воображения, которые продолжают развиваться на протяжении школьного детства, подросткового и юношеского возраста, сохраняя свое значение у взрослых людей, вовлеченных в творческую деятельность. При этом происходит преобразование процессов воображения в соответствии с возрастным периодом и его закономерностями.

Для детей от трёх до пяти лет центральной частью творческого образа становятся определенные элементы реальности. После шести - семи лет дети, как правило, начинают оперировать образами, возникающими в их собственном воображении, что обеспечивает более оригинальные и продуктивные решения. В этом возрасте дети не только творчески создают содержание образа, но и ищут новые формы его воплощения [4].

Целью работы является исследование оптимальных путей развития творческих способностей и интереса к творческой деятельности у детей дошкольного возраста.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), важнейшей задачей возрастного этапа является

развитие познавательной активности, исследовательского отношения к действительности, самостоятельности и оригинальности мышления ребенка-дошкольника.

Согласно ФГОС ДО, стержневыми направлениями в когнитивном развитии дошкольников следует считать развитие инициативности и любознательности, мотивации к познанию нового, формирование предпосылок аналитико-синтетической деятельности, пространственно-временных представлений, причинно-следственных взаимосвязей. Все это способствует в последующем формированию исследовательской и проектной деятельности, успешному освоению программ обучения. ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности.

В специальной литературе обозначены характерные признаки и проявления творческой деятельности и творческого мышления. Прежде всего, следует отметить, что продуктом творческого мышления определяют чаще всего новый, не существовавший ранее образ; творческое мышление выступает неотъемлемой частью общего когнитивного развития, которая обеспечивает эффективность обучения и успешность освоения новых областей знания. Способность творчески мыслить у детей дошкольного возраста должна целенаправленно формироваться в сотрудничестве со взрослым на протяжении всего личностного развития и может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей развития в целом. Творческие способности, реализуясь в социально значимых сферах, составляют основу всех культурных достижений и ценностей искусства, науки и техники. Целенаправленное создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста с опорой на индивидуально-личностный потенциал способствует гармонизации их общего развития, формирует предпосылки для успешного обучения и полноценной социализации в будущем.

Актуализация творческого развития детей дошкольного возраста требует целенаправленной психолого-педагогической деятельности и особых форм, методов и средств. При отсутствии систематической работы в этом направлении, при преобладании стихийности и спонтанности, творческий потенциал каждого ребенка не может быть раскрыт полностью, что в дальнейшем создаст препятствия для его активной творческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития воображения и интереса к творческой деятельности [2]. Известно, что раннем детстве ребенок видит сначала целостный образ предмета или явления и лишь затем составляющие его элементы. Однако в рамках обучения, как правило, создаются условия для поэтапного изучения отдельных свойств и качеств предметов, которые затем синтезируются в единое целое. Такой подход способствует развитию скорее логического мышления, чем творческого. В связи с этим развитие творческих способностей требует нестандартного подхода специалистов, переосмысления методов и средств обучения.

Важно определить, в каких формах может осуществляться работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. В качестве ведущих форм и методов могут выступать игровые тренинги воображения, методики развития детского воображения, реализующиеся на специальных музыкальных занятиях, в изобразительной и конструктивной деятельности, на коррекционно-развивающих и логопедических занятиях. В качестве основы для разработки элементов занятий может выступать теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теория развития технических систем Г.С. Альтшул-лера, а также методика развития детского воображения О.М. Дьяченко, Н.Е. Вераксы.

Кроме того, элементы ТРИЗ могут быть использованы в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения как метод развития игровой деятельности. Игра имеет огромное значение для развития фантазии и творчества детей, являясь ведущим видом деятельности дошкольника. Игра является движущей силой и источником творческого развития, именно в игре ребенок делает первые шаги в творческом

развитии. Важно направляющее участие со стороны взрослых, а не только пассивное наблюдение за игрой. Всем участникам воспитательного процесса, как родителям, так и педагогам, следует управлять развитием игры, обогащать ее новым содержанием, включать творческие элементы.

Развитие творческих способностей требует комплексного подхода, как со стороны специалистов, так и семьи. В рамках психолого-педагогического просвещения желательно проводить специальные беседы, лекции и мастер-классы для родителей, помогающие семье осознать значимость и основные пути творческого развития детей дошкольного возраста, включить в распорядок дня игры и приемы на развитие воображения и творческих способностей.

На раннем этапе игры детей носят предметный характер, когда один и тот же предмет может выступать в различных ролях, выполняя не свойственные функции. В этот период важно научить ребенка способам обыгрывания предмета: например, кубик может быть не только элементом конструкции дома, но и столом, стулом, шкафом и т.д.

После четырех-пяти лет начинает формироваться сюжетно-ролевая игра, в условиях которой воображение и фантазия ребенка переходят на новый этап развития. Взрослым необходимо обращать внимание на сюжеты игр, их направленность и разнообразие. Педагогам и родителям следует предлагать, как можно более разнообразные варианты сюжетов игр, вносить необычные, оригинальные элементы в уже знакомые детям игры, обогащать детский опыт через принятие другой игровой роли. При этом следует создавать условия для проявления собственной инициативы и активности детей, учить их самостоятельно планировать и направлять игру. Кроме того, желательно включать в систему обучения и воспитания специальные игры непосредственно направленные на развитие воображения и творческих способностей.

Особое место в развитии творческого потенциала ребенка дошкольного возраста занимает сказка как жанр литературы и фольклора. Существует множество приемы работы со сказкой, которые могут использовать специалисты и родители. Среди наиболее широко используемых методов известны такие, как «пересочинение-перевирание» сказки, создание сказки «наоборот», придумывание продолжения сказки или изменение ее конца. Кроме того, ребенок в сотрудничестве с взрослым может сочинять собственные сказочные произведения, используя, например, карты Проппа.

Творческая деятельность предполагает надситуативно-преобразовательный характер решения задач, позволяющий осуществлять перенос свойств предмета в новые условия. Для развития этого свойства мышления ребенку не просто предлагается возможность выбора из предложенных альтернатив, но и создание своей собственной модели задачи.

В контексте творческого развития детей дошкольного возраста в процессе реализации основной образовательной программы по ФГОС ДО в качестве наиболее эффективных ТРИЗ-технологий могут быть рассмотрены следующие группы методов.

Мозговой штурм проводится с целью поиска как можно большего числа разнообразных вариантов решения проблемы, в результате последующего анализа происходит выбор оптимального пути достижения результата. Так называемый обратный мозговой штурм предполагает поиск наиболее слабых сторон модели объекта и соответствующих способов ее усовершенствования. Несмотря на различие алгоритмов, мозговой штурм всегда способствует овладению новыми навыками работы с проблемной ситуацией и расширению границ восприятия.

Метод синектики применяется для решения задач и генерации, и оригинальных идей через поиск различных сравнений и аналогий. Источником идеи также могут быть готовые конструктивные решения, уже существующие в различных сферах жизнедеятельности. Синектика допускает сочетание разнородных, мало совместимых элементов в ходе постановки и решения задач.

Метод синектики основан на возможностях человеческого мозга осуществлять операции сравнения и установления ассоциативных связей между понятиями, эмоциями, когнициями, впечатлениями разных модальностей. Восприятие конкретного свойства или явления могут актуализировать в сознании раннее пережитый опыт в виде представлений, мыслей, эмоций и использовать воспоминания прошлого для решения поставленной задачи. Ассоциативное мышление позволяет стимулировать творчество и фантазию. Аналогии являются управляемым методом творческого поиска, составляющим основу более сложных процессов, связанных с феноменами инсайта, интуиции, вдохновения. Применение аналогий способствует повышению исследовательской, познавательной мотивации детей с опорой на их личный опыт. Аналогии могут быть прямыми, непосредственно моделирующими объект или деятельность, символическими, использующими метафоры и скрытые сравнения, субъективными и фантастическими, в наибольшей степени задей-ствующими творческие возможности личности.

Другим эффективным способом решения задач, требующих оригинального подхода, является морфологический анализ, позволяющий не только проанализировать ранее не рассматривавшиеся варианты, но и систематизировать их с помощью специальных техник и осуществить их комбинирование. Объединение предметов или их свойств с помощью специальной таблицы по осям координат обеспечивает создание качественно новых объектов. При этом состав, структура и функции объекта, его зона применения претерпевают существенные изменения. Морфологический анализ направлен не только на развитие воображения и творческих способностей детей, но и на освоение приемов классификации - навык, который необходим при переработке и систематизации больших объемов информации [4].

Синектика, мозговой штурм и морфологический анализ рассматриваются как методы активизации мышления.

Следующую группу составляют методы формирования предпосылок диалектического мышления ребенка. В их числе используются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие представлений о причинно-следственных связях между событиями, фактами и объектами окружающего мира. Работа по формированию основ диалектического мышления может реализоваться в самых разных формах: играх, викторинах, в ходе обсуждения сюжета прочитанной книги, в процессе непосредственных наблюдений за объектами живой и неживой природы [3].

Во всех видах деятельности следует использовать системный подход - умение воспринимать, представлять и моделировать систему элементов как единое целое, со всеми взаимосвязями, структурой и динамикой.

Проблемные ситуации, требующие творческого осмысления ребенком, могут быть связаны с различными сферами жизнедеятельности - природой, конструированием, искусством и общением. В качестве проблемной ситуации может выступать любое интеллектуальное затруднение, обусловленное отсутствием возможности достижения цели уже известными способами.

Работа с проблемными ситуациями помогает ребенку осваивать навыки анализа, систематизации, последовательного рассуждения, учит его видеть объект во всей его многоаспектности и чувствовать себя уверенно при динамически меняющихся жизненных обстоятельствах.

Можно выделить несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Развивающая среда должна быть направлена на опережение формирующихся возможностей ребенка и стимулирование разнообразной творческой активности. Характер творческого процесса подразумевает максимальную концентрацию внимания на задаче, интенсивное функционирование всех интеллектуальных и мотивационно-волевых процессов. Чем дольше и чаще ребенок сможет находиться в состоянии максимальной кон-

центрации, тем шире будут его возможности в этой области [1].

Одним из условий успешного развития творческих способностей является предоставление ребенку самостоятельности и свободы в выборе деятельности, в планировании порядка и продолжительности видов активности, в выборе техник и методов. Относительная свобода действий не исключает ненавязчивой, доброжелательной помощи взрослого там, где это необходимо.

Комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени способствуют актуализации познавательной и творческой мотивации. Субъективные неудачи не должны стать препятствием для дальнейшего творческого развития, поэтому взрослому следует акцентировать внимание на успехах ребенка, а неудачи рассматривать как полезный опыт.

Таким образом, творчество является важнейшей сферой личностного развития, и необходимо создание специальных условий, применение психолого-педагогических методов, форм и средств для реализации творческого потенциала ребенка дошкольного возраста. Этап дошкольного детства имеет особое значение в контексте творческого развития личности. Согласно принципу активности, в рамках деятельностного подхода, творческое мышление актуализируется благодаря внутреннему потенциалу ребёнка и проявляется в продуктах его самостоятельной деятельности. Творческая деятельность ребенка направлена на его саморазвитие и самореализацию в ходе решения проблем, интеллектуальных затруднений и задач.

Эффективное развитие творческих способностей становится возможным в случае целенаправленного создания специальных психолого-педагогических условий. Пробуждение и поддержание интереса к собственным творческим способностям у дошкольников способствует гуманизации образовательного процесса и повышению продуктивности обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д.Б. К проблеме соотнесения общих, специальных и творческих способностей (на примере математической одаренности) / Д.Б. Богоявленская, А.Н. Низовцова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2017. - № 2. - С. 277-297.

2. Волкова, Е.В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности / Е.В. Волкова // Психологический журнал. - 2011. - №4. - С. 83-94.

3. Лихолетов, В.В. Технологии творчества : теоретические основы, моделирование, практика реализации в профессиональном образовании // В.В. Лихолетов. - Челябинск : ЮжноУральский государственный университет, 2001. - 288 с.

4. Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // М.А. Холодная Психология одаренности и творчества : монография / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2017. - С. 149-163.

REFERENCES

1. Bogoyavlenskaya, D.B. and Nizovtsova, A.N. (2017), "On a problem of relationships of general, special and creative abilities on example of mathematical giftedness", Psychology. Journal of the Higher School of Economics, No. 2, pp. 277-297.

2. Volkova, E. V. (2011), "Intelligence, creativity and efficiency of professional activity mastering", Psychological journal, No. 4, pp. 83-94.

3. Likholetov, V.V (2001), Creative technologies: theoretical foundations, modeling, implementation practice in vocational education, South Ural State University , Chelyabinsk,.

4. Kholodnaya, M.A. (2017), "Intellectual giftedness as developing intellectual competence", Psychology of giftedness and creativity: monograph, Nestor-Istoriya, Moscow, St. Petersburg, pp. 149164.

Контактная информация: vaineri.81@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.