Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ СФЕРА / ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Марина Александровна

Проблема и цель. В статье поставлена проблема формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования. Цель заключается в раскрытии и научном обосновании сущности и специфики исследуемого явления при раннем овладении иноязычной культурой детьми старшего дошкольного возраста. Методология. Для решения поставленной проблемы использованы культурно-исторический, личностный, деятельностный, аксиологический, системный подходы и метод контент-анализа, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности детей-дошкольников. В статье раскрыты принципы и структура интеллектуально-творческой сферы старшего дошкольника, подробно представлены авторская технология, механизмы и психолого-педагогические условия, способствующие интенсивному формированию исследуемой сферы. Оценка их эффективности осуществлялась с использованием критерия Пирсона χ 2. Выборку составили 123 ребенка старшего дошкольного возраста. Автором разработан критериальный аппарат, включающий критерии и показатели сформированности интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования. Результаты. Метод математического анализа количественных и качественных результатов проведенного эксперимента доказал, что разработанная технология и реализация психолого-педагогических условий способствуют значительному повышению уровня сформированности интеллектуально-творческой сферы детей-дошкольников в процессе раннего иноязычного образования. Заключение.Результаты позволили сделать следующий вывод: сущность формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования представляет собой педагогически регулируемый процесс, направленный на развитие эмоционально-образного, продуктивно-диалектического и ценностно-нравственного компонентов на основе совокупности ведущих идей культурно-исторического, личностного, деятельностного, аксиологического, системного подходов и реализующей принципы погружения в эмоционально мотивирующее пространство, проблемности, стимулирования творческого воображения, формирования созидательной модели поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPONENTS OF INTELLECTUAL AND CREATIVE SPHERE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING

Problem and purpose. The article poses the problem of the formation of the intellectual and creative sphere of senior preschoolers in the process of early foreign-language education. The purpose is to disclose and scientifically substantiate the nature and specificity of the phenomenon under investigation in the early acquisition of foreign-language culture by senior preschoolers. Methodology. To solve the problem, we used cultural-historical, personal, activity, axiological, systemic approaches and method of content analysis, pedagogical observation, analysis of the results of preschool children's activity. The article reveals the principles and structure of the intellectual and creative sphere of the senior preschooler and presents in detail the author's technology, mechanisms and psychological and pedagogical conditions that contribute to the intensive formation of the investigated sphere. The evaluation of their effectiveness was carried out using the Pearson criterion χ2. The sample consisted of 123 children of the senior preschool age. The author developed a criterial apparatus that includes the criteria and indices of the formedness of the intellectual and creative sphere of senior preschoolers in the process of early foreign-language education: Results. The method of mathematical analysis of quantitative and qualitative results of the experiment has proved that the developed technology and the realization of psychological and pedagogical conditions contribute to a significant increase in the level of the formedness of the intellectual and creative sphere of preschool children in the process of early foreign-language education. Conclusion. The results made it possible to draw the following conclusion: the essence of the development of the intellectual and creative sphere of senior preschool children in the process of early foreign education is a pedagogically regulated process aimed at developing emotionally-imaginative, productive-dialectical and value-moral components on the basis of a set of leading ideas of cultural, historical, personal, activity, axiological, systemic approaches and realizing the principles of immersion in emotionally motivating space, problematicity, stimulating creative imagination, forming creative behaviour pattern.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-43-1-37

УДК 372.881.1

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

М.А. Груздева (Воронеж, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье поставлена проблема формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования. Цель заключается в раскрытии и научном обосновании сущности и специфики исследуемого явления при раннем овладении иноязычной культурой детьми старшего дошкольного возраста.

Методология. Для решения поставленной проблемы использованы культурно-исторический, личностный, деятельностный, аксиологический, системный подходы и метод контент-анализа, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности детей-дошкольников. В статье раскрыты принципы и структура интеллектуально-творческой сферы старшего дошкольника, подробно представлены авторская технология, механизмы и психолого-педагогические условия, способствующие интенсивному формированию исследуемой сферы. Оценка их эффективности осуществлялась с использованием критерия Пирсона х2. Выборку составили 123 ребенка старшего дошкольного возраста. Автором разработан критериальный аппарат, включающий критерии и показатели сформиро-ванности интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования.

Результаты. Метод математического анализа количественных и качественных результатов проведенного эксперимента доказал, что разработанная технология и реализация психолого-педагогических условий способствуют значительному повышению уровня сформированности интеллектуально-творческой сферы детей-дошкольников в процессе раннего иноязычного образования.

Заключение. Результаты позволили сделать следующий вывод: сущность формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования представляет собой педагогически регулируемый процесс, направленный на развитие эмоционально-образного, продуктивно-диалектического и ценностно-нравственного компонентов на основе совокупности ведущих идей культурно-исторического, личностного, де-ятельностного, аксиологического, системного подходов и реализующей принципы погружения в эмоционально мотивирующее пространство, проблемности, стимулирования творческого воображения, формирования созидательной модели поведения.

Ключевые слова: интеллектуально-творческая сфера, принципы и этапы формирования, критерии и показатели сформированности, старший дошкольник, иноязычное обучение, проблемное обучение, созидательная модель поведения.

Учить не мыслям, а мыслить Иммануил Кант (1724-1804)

Проблема и цель. В образовательной сфере XXI века, наряду с основной функцией педагогики - воспроизводством культуры общества, передачей культуры следующему поколению, - формируется новая, вызревшая в информационном взрыве XX века, а именно подго-

[

товка ученика к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше. Согласно директивному документу «Образование для инновационных обществ в XXI веке», который был принят на саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в июле 2006 года, обучение подрастающего поколения умению генерировать идеи и эффективно решать проблемы разной сложности является первостепенной задачей современного образования. По мнению Н.В. Волынкиной, ]

это объясняется тем, что «интеллектуальная активность человека как проводник творчества выступает главным источником генерации инновационных идей, что является важнейшим конкурентным преимуществом в высокотехнологичном мире» [Волынкина, 2014, с. 48].

В связи с этим определена одна из задач современного дошкольного образования: учить будущих школьников работать на границе знаний, в нестандартных ситуациях, решать открытые задачи. Но встает вопрос: как?

Широчайшие возможности формирования интеллектуально-творческой сферы ребенка 5-7 лет предоставляет раннее иноязычное образование, поскольку язык способен выступать как объект исследования, в процессе которого формируется культура творческого мышления, и как «средство осуществления межкультурной коммуникации в процессе интеллектуально-творческой деятельности [Волынкина, 2014, с. 95].

Мы согласны с А.Г. Асмоловым [Асмолов, 2012] в том, что образования нет вне культуры, а значит, на наш взгляд, образования нет вне языка, в том числе иностранного.

Что же представляет собой интеллектуально-творческая сфера, в чем сущность ее формирования, какие методологические подходы к решению обозначенной проблемы являются наиболее приемлемыми, каковы принципы реализации таких подходов и, наконец, какие условия -организационные, педагогические, психологические - необходимо создать с целью достижения позитивного результата? Попробуем ответить на поставленные вопросы.

Методология. На основе анализа различных концепций, теорий, подходов в отечественной и мировой науке к исследуемой проблеме в философском и психолого-педагогическом аспекте [Альтшуллер, 2017; Богат, 1994; Кудрявцев, Ур-мурзина, 2002; Маслоу, 2003; Никитенко и др., 2017; Пронина и др., 2017; Смолеусова, 2016; Stepanova et al., 2017; Denham, 2012; Gogol et al., 2014; Harington, 1983; Ibrayev, 2014], через анализ категории самого феномена творчества, его сущности, смысловой нагрузки, понятийного тезауруса, семантического пространства мы пришли

к выводу о том, что интеллектуально-творческая сфера дошкольника является структурным элементом личности ребенка 5-7 лет, представляющим собой совокупность эмоционально-образного, продуктивно-диалектического и ценностно-нравственного компонентов, гармонично формируемых на основе проблемного познания окружающего мира (рис. 1).

Проблемное познание окружающего мира связано с диалектическим мышлением старших дошкольников. Предвосхищающие противоречивые ситуации, по Н.Е. Вераксе, характеризуют познавательную деятельность старших дошкольников, а «диалектические умственные действия входят в состав творческого мышления в качестве одной из составляющих креативного интеллекта» [Веракса, 2006]. В связи с этим мы рассматриваем диалектическое мышление старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования как самостоятельную стратегию интеллектуальной деятельности ребенка 5-7 лет, характеризующуюся образным предвосхищением в процессе преобразования проблемных ситуаций на основе оперирования диалектическими противоречиями в ходе овладения иноязычной культурой.

На основе научных исследований [Волынкина, 2017; Комарова, Зацепина, 2010; Несте-ренко, 1993; Nikolov, 2006; Прохорова, 1996; Hanesova, 2015; Henry, 2008; Poolsawad et al., 2015; и др.] мы пришли к выводу о том, что методологическим регулятивом формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников как на уровне коммуникации на родном и иностранном языке, так и на уровне исследовательского опыта детей является совокупность ведущих идей культурно-исторического, личностного, деятельностного, аксиологического и системного подходов.

В ходе контент-анализа научной литературы по исследуемой проблеме и проведенной опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста в ЧОУ «Ма-риоль» и ДОУ № 18 г. Воронежа нами выявлены принципы формирования интеллектуально-творческой сферы ребенка-дошкольника, которые реализуют ведущие идеи данных подходов ]

С

PQ

а

с

PQ

Я к

EÜ W Н К

и ^

Й и К

0

1

к

W PQ

н и

Рч

с и

о

1-4

0

ё

и

Рн

S

1

и

>>

0

1

и

W К

ь

1-4 <

с

S

к

Н U

w

PQ

Рис. 1. Интеллектуально-творческая сфера старших дошкольников Fig. 1 Intellectual and creative sphere of senior preschoolers

в воспитательно-образовательном процессе: принципы погружения в эмоционально мотивирующее пространство, проблемности, стимулирования творческого воображения, формирования созидательной модели поведения.

Данные принципы позволяют значительно интенсифицировать цикличное взаимодействие компонентов интеллектуально-творческой сферы старшего дошкольника: 1) эмоционально-образного; 2) продуктивно-диалектического; 3) ценностно-нравственного.

Рассмотрим сущность формирования каждого компонента интеллектуально-творческой сферы старшего дошкольника.

1. Эмоционально-образный компонент. От того, насколько успешна интеллектуально-

творческая деятельность ребенка старшего до-

[

школьного возраста, зависят образность и эмоциональность подачи обучающего иноязычного материала в форме игры. Следовательно, эмоционально-образный компонент представляет собой основу формирования остальных компонентов интеллектуально-творческой сферы ребенка 5-7 лет. Безусловно, эмоции в данном возрасте характеризуются сильнейшей мотивацией, которая отражает осознанность к исследованию окружающего мира. Таким образом, эмоциональный интерес к нестандартной задаче, желание ее исследовать и решить представляет собой содержательное ядро данного компонента. Ребенок в такой ситуации играет роль исследователя («Я - исследователь»).

2. Продуктивно-диалектический компонент. Способность найти нестандартное ре]

шение творческой задачи реализуется на основе единства диалектического мышления и творческого воображения, что отражает суть продуктивно-диалектического компонента исследуемой сферы. Ребенок, рассматривая привычное явление или объект под новым углом зрения, выступает в качестве решателя («Я - решатель») и фантазера («Я - фантазер»).

3. Ценностно-нравственный компонент. В процессе интеллектуально-творческой деятельности ребенок берет на себя роль созидателя («Я - созидатель»). Воспитатель акцентирует внимание ребенка на том, насколько полученный результат является полезным для окружающих ребенка людей или ситуаций. Таким образом, сущность ценностно-нравственного компонента заключается в рефлексивно-оценочном анализе результата интеллектуально-творческой деятельности.

Нами разработана авторская технология формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования. Данная технология включает три этапа: 1) мотивационный; 2) проблемно-деятельностный; 3) рефлексивный. Раскроем содержание каждого этапа.

В науке доказано, что исследовательская искра и любопытство заложены в психически и физически здоровом ребенке с рождения. Отсюда следует, что на первом - мотивационном - этапе следует формировать эмоциональный интерес к противоречиям и желание их разрешать. Ведь это своего рода трамплин для будущей позитивно-созидательной жизнедеятельности ребенка. В различных жизненных ситуациях уже взрослому человеку придется принимать нестандартные решения, не избегая, а решая проблемы в ходе конструирования своего жизненного пути, саморазвития и самообразования.

В воспитательно-образовательном процессе обозначенная цель достигается посредством организации различных сюжетно-ролевых игр. В иноязычный материал должны быть включены любимые сказочные персонажи. Наиболее эффективной формой являются командные игры «The Magic Land» («Волшебная страна»), «A Trip

to the Magic Land» («Путешествие в волшебную страну»), «Enchanted Letters» («Заколдованные буквы»), игра «Good - Bad» («Хорошо - плохо). Чрезвычайно занимательной является игровая деятельность в творческих мини-группах, например, «Develop the Tale» («Продолжи сказку») и увлекательные квесты на основе сказочного иноязычного сюжета.

Таким образом, формирование эмоционально-образного компонента интеллектуально-творческой сферы старшего дошкольника в процессе раннего иноязычного образования реализуется через механизм мотивации.

Если цель первого этапа достигнута, то можно переходить к реализации второго этапа -проблемно-деятельностного, цель которого состоит в обучении определенным приемам решения творческих задач в рамках иноязычного образования. Здесь важно научить гибко мыслить и стимулировать воображение. Единство диалектического мышления и творческого воображения заключается в преобразовании явлений или объектов на основе модификации структуры и функций с использованием конкретных приемов фантазирования.

Следует подчеркнуть важность исключения из интеллектуально-творческой деятельности ребенка так называемого метода «проб и ошибок». Наиболее приемлемыми методами решения творческих задач в игровой форме являются следующие: методы «пляшущих человечков», морфологического анализа, фокальных объектов, мозгового штурма, синектики и т.д. В контексте раннего обучения иноязычной культуре все они построены на основе сказочного сюжета. Нами также специально разработаны и внедрены в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учебного заведения дидактические иноязычные материалы с целью развития диалектического и творческого мышления. Они являются продолжением серии методик: А.А. Нестеренко (сочинение загадок на иностранном языке), Т.А. Сидорчук (составление загадок «да-нетка» по народным английским сказкам), И.Н. Мурашковская (сочинение рассказа на

английском языке по картинке), М.С. Гафитулин, ]

<

PQ £ а

tí PQ

SÉ к

í

w

H К

и ^

w PQ

к

0

1

к w PQ H U

Рн <

и

о

l-ч

0

ё

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рн

1

и

>>

0

1

и

W К

ь

1-4 <

с

S

к

н

U

w

PQ

С.В. Сычев (синтез подвижных игр культурологического характера) и др.

Таким образом, центром воспитательного процесса является работа над проблемой, которая запускает механизм практической деятельности и формирует интеллектуально-творческий компонент исследуемой сферы.

Целью третьего - рефлексивного - этапа является воспитание нравственных качеств ребенка старшего дошкольного возраста в рамках формирования его интеллектуально-творческой сферы. Мы считаем, что вопросы нравственности являются первостепенными в обучении детей методам творчества, поскольку тем самым мы «вооружаем» будущее поколение мощным инструментом.

Мы согласны с А. Маслоу в том, что «интеллект без нравственности может проявиться как высшее зло, а нравственность без интеллекта бессильна» [Маслоу, 2003]. Отсюда следует, что цель рефлексивного этапа - сформировать у дошкольника активную жизненную позицию, которая носит не потребительский или разрушительный, но созидательный характер. Крайне существенно научить ребенка анализу и оценке поведения окружающих его людей, идей и ситуаций, тем самым способности оперировать нравственными категориями «добро» - «зло», «хорошо» -«плохо» и т.д. Не менее важно обращать внимание дошкольника на умение искренне радоваться достижениям и успехам других людей, культивировать у ребенка внутреннюю потребность сопереживать и помогать окружающим, применять свой интеллектуально-творческий потенциал исключительно во благо.

Совместное чтение и обсуждение на родном и иностранном языках нравственных выводов сказочных сюжетов. В сюжетно-ролевых играх необходимо заострять внимание детей на том, насколько для окружающих полезен «сотворенный» предмет или идея.

Таким образом, на этапе формирования ценностно-нравственного компонента интеллектуально-творческой сферы реализуется механизм самооценки с целью рефлексивно-оценочного анализа ситуации, в которой оказывается ребенок.

Итак, формирование интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования представляет собой единое интегральное поле, все этапы в нем взаимосвязаны друг с другом и отражают следующее содержание: развитие внимания и наблюдательности, умение видеть проблемы и желание их разрешать; формулирование и решение творческих задач на примере иноязычного материала; развитие творческой фантазии; воспитание нравственных качеств как неотъемлемый аспект творческой личности.

В ходе опытно-экспериментальной работы в дошкольном общеобразовательном учреждении нами выявлены условия, которые позволяют наиболее эффективно формировать интеллектуально-творческую сферу ребенка дошкольного возраста в процессе овладения им иноязычной культурой, а именно: обеспечение заинтересованности и внутренней потребности ребенка-дошкольника в овладении окружающим миром через решение творческих задач; оперирование «языком противоречий» в воспитательном процессе; использование иноязычного материала, содержание которого стимулирует творческую фантазию; формирование у ребенка старшего дошкольного возраста созидательной, а не потребительской модели поведения; стимулирование сотрудничества ДОУ и семьи в сфере интеллектуально-творческого развития ребенка.

С учетом содержания исследуемого процесса, нами разработан критериальный аппарат, включающий критерии и их показатели сфор-мированности интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования.

1. Эмоционально-мотивационный критерий включает такие показатели, как эмоциональный интерес к творческим задачам и желание решать творческие противоречия.

2. Показателями интеллектуально-творческого критерия являются способности: решить творческую задачу; гибко, оригинально мыслить; переносить усвоенный прием решения противоречия в новую ситуацию; видеть обыкновенный объект под новым углом зрения.

3. Показатели ценностно-нравственного критерия отражают направленность на созидание; способность оперировать нравственными категориями «добро - зло», «хорошо - плохо» и т.д.; умение радоваться успехам других, желание помочь.

Результаты. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы состоял в количественно-качественной обработке полученных результатов по коэффициенту Пирсона х2. Данные постэкспериментального среза показали, что х2эксп > Х2кр, т.е., распределение показателей тестирования в экспериментальной и контрольной группах существенно отличалось. Далее мы провели качественную оценку и доказали, что результаты экспериментальной группы отличались от результатов контрольной группы в положительную сто-

рону (0,3347>0,1885, т.е. Рэ>Рк). Таким образом, было доказано достоверное отличие и качественное превосходство результатов экспериментальной группы.

Контрольный этап опытной работы показал, что внедрение авторской технологии и создание психолого-педагогических условий в воспитательно-образовательном процессе ЧОУ «Мариоль» и ДОУ № 18 позволило увеличить количество испытуемых, имеющих высокий уровень сформированности интеллектуально-творческой сферы, на 56,6 % по сравнению с традиционным подходом, увеличить процент детей со средним уровнем сформированно-сти данной сферы на 75,6 % и уменьшить число старших дошкольников с низким уровнем сфор-мированности интеллектуально-творческой сферы на 36,8 %. (рис. 2).

Рис. 2. Результат внедрения авторской технологии формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования по всей выборке

Fig 2. The result of introduction of the author's technology for the formedness of senior preschoolers' intellectual and creative sphere in the course of early foreign-language education on all the sample

В результате внедрения предложенной авторской технологии и создания психолого-педагогических условий формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования уровень сформированности данной сферы у детей 5-7 лет вырос на 74,3 % по сравнению с доэкспериментальным уровнем и на 76 % по сравнению с традиционным подходом. Таким образом, метод математического

[ 19

анализа количественных и качественных результатов проведенного эксперимента доказал, что разработанная технология способствует значительному повышению уровня сформированно-сти интеллектуально-творческой сферы детей-дошкольников в процессе раннего иноязычного образования.

Заключение. Таким образом, сущность формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего ]

< И

а

с

PQ

О t О 4

а й

IfS

и

Й и к

(-Н Ь

8 и

W

н

« Н

« с «

S К

Н

и

w

PQ

иноязычного образования представляет собой педагогически регулируемый процесс, направленный на развитие эмоционально-образного, продуктивно-диалектического и ценностно-нравственного компонентов на основе совокупности ведущих идей культурно-исторического, личностного, деятельностного, аксиологического, системного подходов и реализующий принципы погружения в эмоционально мотивирующее пространство, проблемности, стимулирования творческого воображения, формирования созидательной модели поведения.

Данная методология позволяет детям старшего дошкольного возраста не столько приобретать готовую информацию, сколько самостоятельно ее распознавать, использовать в решении творческих задач, быть способным видеть закономерности в процессе восприятия окружающего мира - «динамического пространства открытых задач» [Волынкина, 2014, с. 15].

Библиографический список

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. Альпина Паблишер, 2017. 404 с.

2. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012.

3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. 1994. № 1. С. 17-19.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.

5. Волынкина Н.В. Интеллектуально-творческие способности: инфолингвистический путь развития. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014. 218 с.

6. Волынкина Н.В. Интеллектуально-творческий потенциал человека как стабилизирующий фактор развития современной России // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 3 (14). С. 96-102.

7. Волынкина Н.В., Терехова Е.Ю., Спиридонов Д.С. Формирование интеллектуально-творческой сферы личности на основе теории решения изобретательских задач в про-

цессе иноязычного образования // Студенческий научный форум - 2017: IX Между-нар. студ. электрон. науч. конф. URL: www. scienceforum.ru/2017/2286/30057

8. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб.: Союз, 1997. 92 с.

9. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез. 2010. 144 с.

10. Кудрявцев В.Т., Урмурзина Б.Г. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура. М.: Актобе, 2002.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 434 с.

12. Нестеренко А.А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та. 1993. 32 с.

13. Никитенко З.Н., Янченко В.Д., Никитенко Е.А., Дейкина А.Д., Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 7-19. DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1702.01

14. Пронина А.Н., Сушкова И.В., Яковлева И.В. Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 89-103. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1703.06

15. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. № 5. С. 21-27.

16. Смолеусова Т.В. Концепция личностно ориентированного образования на основе проявления личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 7-16. DOI: http:// dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1606.01

17. Denham S., Basset H., Mincic M.S., Kalb S., Way E., Segal Y. Social-emotional learning profiles of preschoolers' early school success: A person-centered approach // Learning and Individual Differences. 2012. Vol. 22. issue 2.

P. 178-189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lin-dif.2011.05.001

18. Gogol K., Brunner M., Goetz T., Preckel F., Martin R. Structural models of achievement motivation // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 60. P. 70-89. DOI: https://doi. org/10.1016/j.paid.2013.07.309

19. Hanesova D.A. Move toward learner-Centered Foreign Language Pedagogy: Focusing on Factors Language Intake // XLanguae Journal. 2015. Vol. 8, issue 4. P. 46-59. DOI: 10.18355/ XL.2015.08.04.46-59

20. Harington D., Block J. Prediction creativity in preadolescence from divergent thinking in early childhood // Journal of Personality & Social Psychology. 1983. Vol. 45 (3). P. 609-623.

21. Henry A., Apelgren B. M. Young learners and multilingualism: A study of learner attitudes before and after the introduction of a second foreign language to the curriculum // System. 2008. № 36 (4). P. 607-623. DOI: http://doi. org/10.1016/j.system.2008.03.004

22. Ibrayev B., Kussainova M. Empirical Research of the Use of Personality-oriented Methods in Primary School Original Research Article // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 140. P. 404-412. DOI: http://dx.doi. org/10.1016/j.sbspro.2014.04.444

23. Nikolov M., Djigunovic J. M. Recent research on age, second language acquisition, and early foreign language learning // Annual review of applied linguistics. 2006. № 26. P. 234-260. DOI: https://doi.org/10.1017/S0267190506000122

24. Poolsawad K., Kanjanawasee S., Wudthayagorn J. Development of an English Communicative Competence Diagnostic Approach // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P. 759-763. DOI: https://doi.org/10.1016/j~.sb-spro.2015.04.462

25. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? // Man in India. Vol. 97, issue 5. 2017. P. 171-185.

С PQ

£ a

tí PQ

SÉ к

í

w

H К

и ^

w PQ

к

о

к w PQ H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

Рн

с и

о

l-ч

0

ё

и

Рн

1

и

>>

0

1

и

W К

ь

1-4 <

с

S

к

н

U

w

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-43-1-37

FORMATION OF COMPONENTS OF INTELLECTUAL

AND CREATIVE SPHERE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING

M.A. Gruzdeva (Voronezh, Russia) Abstract

Problem and purpose. The article poses the problem of the formation of the intellectual and creative sphere of senior preschoolers in the process of early foreign-language education. The purpose is to disclose and scientifically substantiate the nature and specificity of the phenomenon under investigation in the early acquisition of foreign-language culture by senior preschoolers.

Methodology. To solve the problem, we used cultural-historical, personal, activity, axiological, systemic approaches and method of content analysis, pedagogical observation, analysis of the results of preschool children's activity. The article reveals the principles and structure of the intellectual and creative sphere of the senior preschooler and presents in detail the author's technology, mechanisms and psychological and pedagogical conditions that contribute to the intensive formation of the investigated sphere. The evaluation of their effectiveness was carried out using the Pearson criterion x2. The sample consisted of 123 children of the senior preschool age. The author developed a criterial apparatus that includes the criteria and indices of the formedness of the intellectual and creative sphere of senior preschoolers in the process of early foreign-language education:

References

1. Al'tshuller G.S. (2017). To find an idea. Introduction to TIPS - Theory of Inventive Problem Solving. Al'pina Pablisher, 404 p.

2. Asmolov A.G. (2012). Optics of enlightenment: socio-cultural perspectives. Moscow, Pros-veshchenie.

3. Bogat V., Niukalov V. (1994). To develop creative thinking (TIPS in kindergarten). Preschool education, 1, 17-19.

4. Veraksa N.E. (2006). Dialectical Thinking. Ufa, Vagant, 212 p.

5. Volynkina N.V. (2014). Intellectual and creative abilities: infolinguistic path of development. Voronezh, Nauchnaia kniga, 218 p.

6. Volynkina N.V. (2014). Intellectual and creative potential of man as a stabilizing factor in the

Results. The method of mathematical analysis of quantitative and qualitative results of the experiment has proved that the developed technology and the realization of psychological and pedagogical conditions contribute to a significant increase in the level of the formedness of the intellectual and creative sphere of preschool children in the process of early foreign-language education.

Conclusion. The results made it possible to draw the following conclusion: the essence of the development of the intellectual and creative sphere of senior preschool children in the process of early foreign education is a pedagogically regulated process aimed at developing emotionally-imaginative, productive-dialectical and value-moral components on the basis of a set of leading ideas of cultural, historical, personal, activity, axiological, systemic approaches and realizing the principles of immersion in emotionally motivating space, problematicity, stimulating creative imagination, forming creative behaviour pattern.

Key words: intellectual and creative sphere, principles and stages of formation, criteria and indicators of formedness, senior preschooler, foreign language training, problem training, creative behaviour pattern.

development of modern Russia // Vocational education in the modern world, 3 (14), 96-102.

7. Volynkina N.V., Terekhova E.Iu., Spiridonov D.S. Formation of the intellectual and creative sphere of personality on the basis of the Theory of Inventive Problems Solving in the Process of Foreign Language Education // 9th International student online research conference "Student Scientific Forum - 2017". Available at: www. scienceforum.ru/2017/2286/30057

8. Vygotsky L.N. (1997). Imagination and creativity at the preschool age. St. Petersburg, Soiuz, 92 p.

9. Komarova T.S., Zatsepina M.B. (2010). Integration in the educational work of a kindergarten. A handbook for teachers of preschool institutions. Mozaika-Sintez, 144 p.

10. Kudriavtsev V.T., Urmurzina B.G. (2002). The creative potential of a preschooler: nature and structure. Moscow, Aktobe.

11. Maslow A. (2003). Motivation and personality / A. Maslow. St. Petersburg, Piter, 434 p.

12. Nesterenko A.A. (1993). A country of fairy tales. Rostov-on-Don, Publishing house of Rostov University, 32 p.

13. Nikitenko Z.N., lanchenko V.D., Nikitenko E.A., Deikina A.D. (2017). Creative self-realization of students in the process of karning Russian as a foreign language // Bulletin of Novosibirsk State Pedagogical University, 2, 7-19. Available at: dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1702.01

14. Pronina A.N., Sushkova I.V., lakovleva I.V. (2017). Interrelation of social success and emotional experiences of preschool children // Bulletin of Novosibirsk State Pedagogical University, 3, 89103. Available at: dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.06

15. Prokhorova L. (1996). Developing the creative activity of preschoolers // Preschool education, 5, 21-27.

16. Smoleusova T.V. (2016). The concept of personality-oriented education on the basis of personality manifestation // Bulletin of Novosibirsk State Pedagogical University, 6, 7-16. Available at: dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1606.01

17. Denham S., Basset H., Mincic M. S., Kalb S., Way E., Segal Y. (2012). Social-emotional learning profiles of preschoolers' early school success: A person-centered approach // Learning and Individual Differences. Vol. 22, Issue 2. P. 178-189. DOI: https://doi.org/10.1016/j~.lin-dif.2011.05.001

18. Gogol K., Brunner M., Goetz T., Preckel F., Martin R. (2014). Structural models of achievement motivation // Personality and Individual Dif-

ferences. Vol. 60. pp. 70-89. DOI: https://doi. org/10.1016/j.paid.2013.07.309

19. Hanesova D.A. (2015). Move toward learner-Centered Foreign Language Pedagogy: Focusing on Factors Language Intake // XLanguae Journal. Volume 8. Issue 4. pp. 46-59.

20. Harington D., Block J. (1983). Prediction creativity in preadolescence from divergent thinking in early childhood // Journal of Personality & Social Psychology. V. 45 (3). pp. 609-623.

21. Henry A., Apelgren B. M. (2008). Young learners and multilingualism: A study of learner attitudes before and after the introduction of a second foreign language to the curriculum // System. № 36 (4). pp. 607-623. DOI: http:// doi.org/10.1016/j.system.2008.03.004

22. Ibrayev B., Kussainova M. (2014). Empirical Research of the Use of Personality-oriented Methods in Primary School Original Research Article // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 140. pp. 404-412. DOI: http:// dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.444

23. Nikolov M., Djigunovic J. M. (2006). Recent research on age, second language acquisition, and early foreign language learning // Annual review of applied linguistics. № 26. pp. 234-260. DOI: https://doi.org/10.1017/ S0267190506000122

24. Poolsawad K., Kanjanawasee S., Wudthay-agorn J. (2015). Development of an English Communicative Competence Diagnostic Approach // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 191. pp. 759-763. DOI: https://doi. org/10.1016/j.sbspro.2015.04.462

25. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. (2017). Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? // Man in India. Vol. 97. Issue 5. pp. 171-185.

С PQ

£ a

с

PQ

Я s

ES

w

H

S

и ^

Й PQ S

о

ü

к w PQ H U

Рн <

и

о

l-ч

о

ё

и

Рн

s

«

>>

0

1

и w

F

s

b

l-ч <

с

«

s к

H

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.