Научная статья на тему 'Природосообразное обучение иностранному языку детейстаршего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС до'

Природосообразное обучение иностранному языку детейстаршего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИРОДО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФГОС / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PRESCHOOLERS / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / NATURE-ACTIVITY APPROACH / GENERAL TEACHING PRINCIPLES / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEXES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / FOREIGN LANGUAGES / BASIC FOREIGN LANGUAGE TRAINING / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Елена Владимировна

В статье рассматриваются особенности реализации природосообразного обучения иностранному языку дошкольников в контексте ФГОС ДО. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку поиск ценностных ориентаций направлен в русло природосообразности: понимания неразрывности естественных начал жизни, образования и воспитания человека. Обучение иностранному языку должно проходить природосообразно, то есть как родному: «снизу-вверх». Необходимо создать условия, способствующие целостному восприятию информации, генетически присущему каждому человеку, и деятельности, обеспечивающей интеграцию межполушарных систем. Статья обосновывает методологическую базу природа-деятельностного подхода при обучении иностранному языку. Раскрываются общедидактические (сотворчества, технологичности, адаптации, энергетики, одушевленности, общения с природой) и частнометодические (взаимосвязи обучения всем аспектам природа-деятельностной компетенции, генетически детерминированного способа познания, учета родного языка, ценностно-коммуникативной направленности, дифференциально-интегрированного обучения), принципы обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в природа-деятельностном контексте. На основе ФГОС ДО и примерной образовательной программы «Детский сад-дом радости» Н. М. Крыловой разработан курс дополнительного образования по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста «CreativeEnglish» и учебно-методический комплекс, организующий три уровня иноязычного учебно-игрового пространства. Развитие иноязычных устно-речевых умений дошкольника рассматривается в контексте развития природа-деятельностной компетенции. Применение учебно-методического комплекса является преимущественным в природосообразном процессе обучения иностранному языку старших дошкольников. Данный курс обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования в русле природа-деятельностного подхода, который представлен как целостный процесс передачи, усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной и природосозидательной деятельности, способствующий активизации целостного мышления в процессе иноязычного образования. Интегрированные и метапредметные занятия способствуют поддержанию устойчивого интереса к иностранному языку и мотивируют к обучению на последующих образовательных ступенях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF NATURE-ALIGNED FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF PRESCHOOLERS

The article deals with the specific features of implementation of the nature-aligned foreign language teaching in the context of the Federal State Educational Standards of the preschool education. This article is of great current interest because the orientations value is directed towards nature-conformity: the continuity of the natural beginnings of life, education and personal development. Foreign language teaching should be nature-aligned, i.e. as a native language from "bottom to up". It is necessary to create conditions for a holistic perception of information genetically inherent for every person and activity that ensures the integration of interhemispheric systems. The article emphasizes the methodological base of nature-activity approach in a foreign language teaching. We are going outline the common-didactic (cocreation, technology, adaptation, energy, animativeness, communication with nature) and the specific-methodical principles (the relationship of learning all aspects of nature-activity competence, genetically deterministic way of cognition, native language effect, value-communicative orientation, differential-integrated learning style) principles of foreign language teaching of preschoolers in the nature activity context. On the basis of the Federal State Educational Standards of the pre-school and an exemplary educational program “Kindergarten House of Joy” by Krylova, we have developed an additional education course of English for preschool age children named “Creative English” and an educational-methodical complex that organizes three levels of foreign language learning and gaming space. The development of foreign language oral speech skills of preschoolers is considered in the context of the development of nature-activity competence. The application of the educational methodical complex is predominant in the nature-aligned process of foreign language teaching of preschoolers. This course ensures the continuity of preschool and primary general education in compliance with the nature-activity approach, which is presented as a whole process of transferring, mastering knowledge, skills, ways of cognitive and nature-creating activities, that contribute to the activation of holistic thinking in the process of foreign language education. Integrated and metasubject classes contribute to the maintenance of a sustained interest in a foreign language and motivate to the learning at the following educational levels.

Текст научной работы на тему «Природосообразное обучение иностранному языку детейстаршего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС до»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.21:372.881.1 DOI 10.26170/po19-04-06

ББК Ч410.241.3 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

Копылова Елена Владимировна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, Пермский государственный аграрно-технологический университет; 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23; e-mail: l.kopylova079@yandex.ru

ПРИРОДОСООБРАЗНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дошкольники; иноязычное образование; природо-деятельностный подход; общедидактические принципы; методические принципы; учебно-методические комплексы; федеральные государственные образовательные стандарты; ФГОС; иностранные языки; начальное обучение иностранным языкам; дошкольные образовательные учреждения.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности реализации природосообразного обучения иностранному языку дошкольников в контексте ФГОС ДО. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку поиск ценностных ориентаций направлен в русло природосообразности: понимания неразрывности естественных начал жизни, образования и воспитания человека. Обучение иностранному языку должно проходить природосообразно, то есть как родному: «снизу—вверх». Необходимо создать условия, способствующие целостному восприятию информации, генетически присущему каждому человеку, и деятельности, обеспечивающей интеграцию межполушарных систем. Статья обосновывает методологическую базу природа-деятельностного подхода при обучении иностранному языку. Раскрываются общедидактические (сотворчества, технологичности, адаптации, энергетики, одушевленности, общения с природой) и частнометодические (взаимосвязи обучения всем аспектам природа-деятельностной компетенции, генетически детерминированного способа познания, учета родного языка, ценностно-коммуникативной направленности, дифференциально-интегрированного обучения), принципы обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в природа-деятельностном контексте. На основе ФГОС ДО и примерной образовательной программы «Детский сад — дом радости» Н. М. Крыловой разработан курс дополнительного образования по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста « Creative English» и учебно-методический комплекс, организующий три уровня иноязычного учебно-игрового пространства. Развитие иноязычных устно-речевых умений дошкольника рассматривается в контексте развития природа-деятельностной компетенции. Применение учебно-методического комплекса является преимущественным в природосообразном процессе обучения иностранному языку старших дошкольников. Данный курс обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования в русле природа-деятельностного подхода, который представлен как целостный процесс передачи, усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной и приро-досозидательной деятельности, способствующий активизации целостного мышления в процессе иноязычного образования. Интегрированные и метапредметные занятия способствуют поддержанию устойчивого интереса к иностранному языку и мотивируют к обучению на последующих образовательных ступенях.

Kopylova Elena Vladimirovna,

Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Perm State Agrotechnology University, Perm, Russia.

THE PRINCIPLES OF NATURE-ALIGNED FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF PRESCHOOLERS

KEYWORDS: preschoolers; foreign language education; nature-activity approach; general teaching principles; methodological principles; educational and methodical complexes; federal state educational standards; foreign languages; basic foreign language training; preschool educational institutions.

ABSTRACT. The article deals with the specific features of implementation of the nature-aligned foreign language teaching in the context of the Federal State Educational Standards of the preschool education. This article is of great current interest because the orientations value is directed towards nature-conformity: the continuity of the natural beginnings of life, education and personal development. Foreign language teaching should be nature-aligned, i.e. as a native language from "bottom to up". It is necessary to create conditions for a holistic perception of information genetically inherent for every person and activity that ensures the integration of interhemispheric systems. The article emphasizes the methodological base of nature-activity approach in a foreign language teaching. We are going outline the common-didactic (co-creation, technology, adaptation, energy, animativeness, communication with nature) and the specific-methodical principles (the relationship of learning all aspects of nature-activity competence, genetically deterministic way of cognition, native language effect, value-communicative orientation, differential-integrated learning style) principles of foreign language teaching of preschoolers in the nature — activity context. On the basis of the Federal State Educational Standards of the pre-school and an exemplary educational program "Kindergarten — House of Joy" by Krylova, we have developed an additional education course of English for preschool age children named "Creative English" and an educational-methodical complex that organizes three levels of foreign — language learning and gaming space. The development of

foreign language oral speech skills of preschoolers is considered in the context of the development of nature-activity competence. The application of the educational — methodical complex is predominant in the nature-aligned process of foreign language teaching of preschoolers. This course ensures the continuity of preschool and primary general education in compliance with the nature-activity approach, which is presented as a whole process of transferring, mastering knowledge, skills, ways of cognitive and nature-creating activities, that contribute to the activation of holistic thinking in the process of foreign language education. Integrated and metasubject classes contribute to the maintenance of a sustained interest in a foreign language and motivate to the learning at the following educational levels.

Согласно п. 2.6. ФГОС ДО утвержденный воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие [12]. На основе интеграции вышеперечисленных образовательных областей и принципов ФГОС ДО разработана примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» Н. М. Крыловой, утвержденная грифом УМО, протокол № 2 от 2 декабря 2014 года, особенностью которой является системность дошкольного образования, а именно — амплификация всестороннего развития и саморазвития дошкольника [7]. Таким образом, мы выделяем в качестве целевых ориентиров дошкольного иноязычного образования когнитивное, речевое, коммуникативное и нравственное развитие личности ребенка, способствующие формированию у детей необходимых предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного иноязычного образования [9]. Необходимо создание преемственности дошкольного и начального общего образования в русле природно-деятельностного подхода, который представлен нами как целостный процесс передачи, усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной и природосозидательной деятельности, способствующий активизации целостного мышления в процессе иноязычного образования.

Природа-деятельностный подход представляет собой интеграцию следующих подходов: природосообразного (Демокрит, Платон, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Пе-сталоцци, Ф. А. Дистервег, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский); коммуникативно-когнитивного (Дж. Брунер, У. Риверс, Г. Лозанов, К. Гаттеньо, К. Роджерс); системно-деятельностного (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, М. Н. Скаткин, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.); информационно-ценностного (А. М. Кушнир, М. Ф. Полев-ская); компетентностного (И. А. Зимняя, Дж. Равен, Н. В. Кузьмина, О. Е. Лебедев, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, Г. С. Трофимова, Н. Хомский, А. В. Хуторской,

М. А. Чошанов, В. А. Якунин и др.).

Природа-деятельностный подход основан на фундаментальных положениях научно-философской теории о генетическом единстве мира (Б. А. Астафьев), концепции ноосферного образования (Н. В. Маслова, Н. Г. Куликова), теории систем (Л. Ф. Берт-ланфи, Ю. А. Урманцев, А. И. Уемов), теории генетически детерминированного способа познания (Н. А. Давыдовская), исследованиях лингвистов о механизме функционирования и развития языка (Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя), теории Multiple Intelligences американского психолога Ховарда Гарднера [14].

На основе ФГОС ДО и примерной образовательной программы «Детский сад — дом радости» мы разработали курс дополнительного образования по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста «Creative English» и учебно-методический комплекс, организующий три уровня иноязычного учебно-игрового пространства. В основу разработки и реализации обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста положен природа-деятельностный подход, который предполагает природосообразное обучение иностранному языку согласно следующим принципам: общедидактическим — сотворчества, технологичности, адаптации, энергетики, одушевленности, общения с природой; частнометодическим — природосооб-разной новизны, взаимосвязи обучения всем аспектам природа-деятельностной компетенции, генетически детерминированного способа познания, учета родного языка, ценностно-коммуникативной

направленности, дифференциально-

интегри-рованного обучения. Данные принципы выделены на основе психолого-физиологи-ческих, социально-

педагогических, лингводидактических, биоэнергетических, духовно-нравственных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим общедидактические принципы при обучении иностранному языку дошкольников:

сотворчества — использование средств, форм, методов обучения, нацеленных на раскрытие творческих задатков

© Копылова Е. В., 2019

личности и гармоничное соразвитие природы и человека.

Данный принцип предполагает задания и упражнения, нацеленные на отработку и закрепление лексических единиц и грамматических конструкций, результатом которых является творческий продукт с презентацией. Например, лепим из пластилина свое любимое домашнее животное и рассказываем о нем: I have a cat. My cat is grey and white. It can jump. В процессе лепки проговариваем и повторяем названия цветов и животных, действия, которые они могут выполнять, названия геометрических и объемных фигур, названия частей тела (Have you got a cat? Make an oval. It will be a body. Make a ball, it will be a head. Make two ears, a nose and two eyes. Can a cat jump? climbed? run? fly? What colour do you like? What colour is it?) Рисование, лепка, составление коллажей, конструирование из Лего, макетирование, мультисъемка, театральные сценки и другие виды творческой деятельности целесообразны на занятиях иностранного языка. Данный вид деятельности помогает синтезировать правое и левое полушария головного мозга, что способствует развитию целостного мышления. Обучение через деятельность нацелено как на репродуктивное, так и на продуктивное творчество. Продуктивное творчество развивает дивергентное мышление. Продукт творчества не должен противоречить законам природы, то есть наносить урон и вред окружающей среде, «не навреди» своим творческим продуктом;

технологичности — использование форм, методов, приемов, воспитательных средств, которые представляют собой систему, применение которой наиболее эффективно для обеспечения естественного восприятия информации, заимствованного от природы способа обучения, который гарантированно выводит на максимально возможный результат. В нашем случае система представлена учебно-методическим комплексом и учебно-методическим пособием, которые обеспечивают прохождение шести стадий естественного восприятия информации (табл. 1). Данный принцип предполагает организацию учебно-воспитательного процесса с целью наиболее эффективной подачи информации, учитывая психолого-физиологические, социально-педагогические, лингводидактические, биоэнергетические, духовно-нравственные особенности детей старшего дошкольного возраста. Учебно-воспитательный процесс строится с учетом гарантированного получения творческого продукта к концу занятия. Практическая деятельность способствует усвоению информации, развитию

мышления и иноязычных устно-речевых умений ребенка;

адаптации — мотивированное включение ребенка в учебную деятельность и активное взаимодействие с окружающим миром людей и природы. Данный принцип предполагает применение учебно-методического комплекса на занятиях, который организует три уровня иноязычного учебно-игрового пространства. Многофункциональный учебно-методический комплекс — элемент развивающей предметно-пространственной среды старшего дошкольника, обеспечивающий преемственность ДО и НОО, способствующий созданию педагогических условий для гармоничного развития целостного мышления и потенциальных творческих способностей через иноязычную устно-речевую деятельность старших дошкольников [6];

энергетики (личностная ориентированность) — учет доминирующей энергии «микромира» дошкольника для гармонизации, целостности и эффективности построения учебно-воспитательного процесса.

Во-первых, для реализации проектной деятельности на уроке иностранного языка необходимо распределять детей по группам с учетом того, что в каждой группе будут дети — представители всех четырех стихий: огонь, вода, ветер, земля (можем определить по дате рождения). Организация парной деятельности целесообразна в этом же контексте: родственные стихии огонь—воздух, земля—вода; нейтральные стихии огонь—земля, воздух—вода. Земля является фундаментом и основой для огня, который раздувается ветром, и воды, которая, в свою очередь, питает землю. Чтобы реализовать в жизнь какую-либо идею, необходимо подбирать в группу представителей каждой стихии. Генератором идей обычно выступают люди огня, для поддержания этой идеи нужен человек-практик (земля), для которого важен результат. Человек-воздух даст мотивацию к развитию дальнейшего замысла и соединит все впоследствии возникшие идеи с основной задачей. Человек воды подведет к завершению творческий процесс и преобразует творческий продукт, дав ему «алмазную огранку» или «изюминку».

Во-вторых, необходимо соотнесение лунного цикла с организацией учебно-воспитательного процесса. В период растущей луны все на земле начинает расти и развиваться, а убывающей — наоборот, активность замедляется и снижается. Все в природе циклично. Процесс обучения относительно лунного цикла включает четыре фазы: новолуние — в этот период необходимо давать новую информацию, знания

(введение новой лексики, грамматических структур и т.д.); растущая луна — продолжается обучение, закрепление и отработка пройденного материала (лексических единиц и грамматических структур); полнолуние — все полученные знания, умения и навыки можно применить на практике (разработка и реализация творческих проектов и задач); убывающая луна — полная реализация принятой и усвоенной информации: диагностика, самооценка, контрольный срез знаний, защита проектов, презентаций, театрализованные представления, интерактивные формы проведения детско-родительских занятий;

одушевленности — создание учебных ситуаций, нацеленных на формирование души, тонко чувствующей личности.

Постановка проблемных ситуаций, направленных на творческое решение с целью раскрытия духовного потенциала ребенка: конструирование кормушки и кормление птиц по теме «Animal's home», посадка и высадка цветов «I am a gardener», создание коллажей «I and my family», «I and my world» «I like my city because....», «I like my country because..», «I protect my environment», «I like nature because.»;

общения с природой — гармоничное вхождение дошкольника в реальный мир, общение с природой как неотъемлемой частью жизни, уравновешивающей и формирующей внутренний микромир человека.

Во-первых, это организация тематических прогулок на открытом воздухе: «Winter walk», «Spring walk», «Summer walk», «Autumn walk», знакомство с окружающим миром с целью закрепления и активизации лексических иноязычных единиц и активизации устно-речевых умений по теме «My colours», «My clothes», «Weather», «My body» и т.п. (занятие может по продолжительности длиться два часа: подготовка к прогулке (выносной материал для экспериментирования на открытом воздухе), одевание, прогулка (активные игры на свежем воздухе, экскурсия, постановочные игры).

Во-вторых, дизайнерское решение учебно-методического комплекса представляет стилизованный кусочек живой природы в пастельных тонах и мягкими линиями.

Рассмотрим частнометодические принципы при обучении иностранному языку дошкольников:

принцип взаимосвязи обучения со всеми аспектами природа-деятель-ностной компетенции — владение системой знаний, умений и навыков не только в области иностранного языка, но и гармоничных взаимоотношений между личностью и обществом, личностью и природой, базирующихся на формировании целостно-

го мышления личности.

В рамках принятого ФГОС ДО и программы Н. М. Крыловой «Дом радости» целесообразно формирование предпосылок природно-деятельностной компетенции детей старшего дошкольного возраста [5]. Природа-деятельностная компетенция основывается на формировании целостного мышления, то есть активизации как левого, так и правого полушарий головного мозга за счет интеграции предметных областей и метапредметных связей. Обучение английскому языку осуществляется через творческую природосозидательную деятельность целостного педагогического процесса (табл. 1);

принцип генетически детерминированного способа познания — физиологически естественное восприятие иноязычного учебного материала, основанное на природных процессах приема— передачи информации. Развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать не только возрастным особенностям детей, но и выступать в качестве вспомогательного элемента, позволяющего педагогу направить детей на более эффективное, естественное восприятие информации. При обучении английскому языку детей старшего дошкольного возраста используется многофункциональный учебно-методический комплекс, который выполняет фасилитативную функцию в воспитательно-образовательном процессе. Этапы восприятия информации соотносятся с зонами учебно-методического комплекса. Каждое занятие проходит в режиме взаимодействия трех зон учебно-игрового пространства. Учебно-методическое пособие «Creative English» построено таким образом, чтобы на одном занятии была возможность задействовать все три зоны;

принцип учета родного языка — развитие иноязычных устно-речевых умений при обучении иностранному языку с опорой на родной язык.

Организация учебно-воспитательного процесса строится с учетом опыта в родном языке учащихся. Данный принцип реализуется в двух формах: латентной (скрытой, отбор и подача материала происходят с установкой на предупреждение возможностей интерференции родного языка) и сознательное сопоставление особенностей родного и изучаемого языков;

принцип устного опережения — развитие иноязычных устно-речевых умений с первичным предъявлением нового учебного материала в звучащей форме. Дошкольники осваивают речевые образцы в процессе творческой деятельности, организационных моментах, тематических прогулках;

Таблица 1

Соотнесение компонентов природно-деятельностной компетенции с зонами учебно-методического комплекса на примере темы «LeVs go shopping»

Зоны учебно-методического комплекса (этапы восприятия информации)

Компоненты природно-деятельностной компетенции

Формы и методы обучения

Демонстрационно-учебная

зона

1 этап — Сенсорно-моторный (презентация информации)

2 этап — Символьный (восприятие информации)

Когнитивный компонент

нацелен на решение практических задач обучения:

— содействовать умению воспитанника понимать иностранную речь на слух, используя навыки языковой догадки и реагировать на нее;

— содействовать овладению воспитанника готовности к практическому применению иноязычных лексических единиц, грамматических структур монологической речи;

— содействовать обогащению развития представлений воспитанника об окружающем мире и природе на основе понимания иноязычной речи педагога, развития аудитив-ной памяти, внимания, воображения и практикоориен-тированных заданий в при-родно-деятельностном контексте.

1. Повторение лексических единиц по темам «Овощи и фрукты», «Еда», «Игрушки», «Название цветов».

2. Знакомство с новыми лексическими единицами: greengrocer's, bakery, toyshop, clothes shop, -florist's

3. Соотнести названия магазинов с предложенными картинками:

teddy bear, apple, doll, cornflag, cucumber, daisy, grapes, orange, tomato, ball, car, cake, bread, coat, dress, suit

4. Лексические игры:

Give me please a.....— Here

you are. — Thank you! Guess, what is it?

What is missing? Режим работы: фронтальный, групповой, парный

Зона эмоционально-образного творчества

3 этап — логический (переработка, осмысление, логическое владение материалом);

4 этап — лингвистический (вербальное владение материалом, представление в слове)

Валеологический компонент нацелен на решение развивающих задач:

— содействовать формированию у воспитанника потребности в гармонии и красоте, формированию творческой деятельности как формы самовоспитания и саморазвития ребенка, умеющего видеть взаимосвязь своей деятельности и ее последствия в окружающей действительности;

— содействовать потребности в изучении иностранного языка как одного из способов познания природы, обогащения и развития художественно-эстетической, музыкально-певческой и изобразительной деятельности;

— создать благоприятные природосообразные условия в помещении для занятий,

1. Конструирование магазина Florist's по схеме из блоков Лего

How many yellow blocks we need?

How many square pieces of blocks do you have? What colour is this piece of block?

Режим работы: фронтальный, групповой

2. Выполнение рисунка в технике монотипии «Букет для мамы на 8 марта» What flowers do you have? What colours are they? How many flowers do you have?

Режим работы: индивидуальный

3. Физкультминутка, песня с движениями

If you are happy!

If you're happy and you know it Clap you hands_

способствовать формированию навыков здорового образа жизни воспитанников, их потребности в двигательной деятельности, а именно — овладению культурой движений (ритмичность, координация, выразительность, техничность, ловкость, быстрота)

If you're happy and you know it

Clap your hands

If you're happy and you know it

Then your face will surely show it

If you're happy and you know it

Clap your hands.

Stamp your feet

Slap your knees

Snap your fingers

Do all four

Режим работы: групповой, хоровой_

Зона театрально-сценической деятельности

5 этап — моторно-кинестический (двигательная реакция, повышение синтеза мозговых структур, получение навыка владения материалом);

6 этап — архивирование информации (сохранение, запоминание, долговременное владение материалом)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникативно -аксиологический компонент нацелен на решение воспитательных задач:

— содействовать расширению и углублению представлений ребенка о человеке, о себе как личности, о способах налаживания и сохранения дружественных межличностных отношений, толерантности в условиях иноязычного общения с носителями другой культуры;

— содействовать формированию у воспитанника чувства патриотизма — любви к родному краю, родной стране, умению творчески решить коммуникативные задачи на иностранном языке;

— содействовать формированию умений воспитанника корректно вести себя в общественных местах, использовать навыки этикета и делового сотрудничества в рамках иноязычного общения.

1. Сюжетно-ролевая игра «Покупка цветов в магазине для мама на 8марта» Декорации — цветочный магазин из Лего. Ассортимент продукции — рисунки детей

2. Диалогическое высказывание по образцу:

— Hello!

— Good afternoon!

— Give me please tulips.

— Here you are!

— Thank you!

Режим работы: парный, по цепочке.

3. Исполнение песни и движений под музыку «Песня про маму»

Oh, Mother Dear. Oh, Mother Dear,

Oh, how I love you, Mother Dear.

Oh, Mother Dear. Oh, Mother Dear,

Oh, how I love you, Mother Dear.

You care for me. I care for you, Not just today, but all year through.

Oh, Mother Dear. Oh, Mother Dear,

Oh, how I love you, Mother Dear.

Режим работы: групповой, хоровой_

принцип ценностно-коммуникативной направленности — выбор методов, средств и способов обучения, побуждающих учащегося к решению коммуникативных задач, самореализации и самосовершенствованию через систему нравственно-гуманитарных ценностей средствами иностранного языка. Задания "Creative English" имеют коммуникативную направленность и включены в учебные ситуации, близкие к реальным ситуациям общения дошкольников. Они создают для учащихся возможность общаться на темы, связанные с ценностно-

личными интересами учащихся и их ближайшим окружением. В отборе тематики учебного материала учтены интересы детей старшего дошкольного возраста. Учебные материалы и система заданий организованы таким образом, чтобы обеспечить создание различных ситуаций общения, интерактивные формы взаимодействия учащихся в парах, малых группах, всей группы, а также речевое партнерство педагога и детей в благоприятном психологическом климате;

принцип дифференциально-интегрированного обучения — учет ин-

дивидуальных свойств личности при постановке целей и задач обучения, а также повышение уровня интеллигентности за счет интегративных знаний, получаемых при изучении иностранного языка.

Таким образом, мы видим, что дошкольный образовательный курс по иностранному языку носит целостный и интегрированный характер, объединяя усваиваемые ребенком знания об окружающем мире предметного, нравственного, эстетического, культурного характера, а также способствует формированию целостного мышления. Организация учебного процесса строится с максимальным учетом возможностей и запросов детей. Структура методического пособия состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, а именно — в части продуктивной деятельности, где иностранный язык является не целью, а средством познания окружающе-

го мира, что отвечает требованиям ФГОС ДО. Полипредметность дисциплины «Иностранный язык» позволяет реализовать интеграцию различных образовательных областей: технологии, музыки, литературы, изобразительного искусства, окружающего мира, истории. Необходима деятельность, которая вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, то есть интеграцию мозга (взаимодействие левого и правого полушарий). Учебно-методиче-ский комплекс является неотъемлемым элементом развивающей предметно-пространственной среды дошкольника в процессе природосообраз-ного обучения. Интегрированные и мета-предметные занятия способствуют поддержанию устойчивого интереса к иностранному языку и мотивируют к обучению на последующих образовательных ступенях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьев Б. А. Теория творения и генетического единства мира. — М. : Институт холодинамики, 2010. — 672 с.

2. Абатуров М. В. Педагогические условия сопровождения обучения говорению на английском языке детей дошкольного возраста в ДОУ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 4. — С. 340-342.

3. Борзова Е. В. Новый федеральный государственный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам / / Иностранные языки в школе. — 2013. — № 7. — С. 10-17.

4. Гончаренко М. С., Маслова Н. В., Куликова Н. Г. Ноосферное образование — ключ к здоровью. — М. : Институт холодинамики, 2011. — 124 с.

5. Зимняя И. А. Компетентность человека — новое качество результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.

6. Копылова Е. В. Многофункциональный учебно-игровой комплекс // Патент РФ № 97239. — 2015.

7. Крылова Н. М. Детский сад — дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. — Пермь : Книжный мир, 2005. — 448 с.

8. Машинистова Н. В. Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2014. — № 11. — С. 394-397. — Режим доступа: https://m0luch.ru/archive/70/11998/ (дата обращения: 25.03.2019).

9. Никитенко З. Цели и результаты овладения иностранным языком в контексте требований Стандарта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://d0v0sp.ru/wp-c0ntent/upl0ads/2017/05/nikitenk0_ DV-05-17.pdf (дата обращения: 19.03.2019).

10. Сидорова М. А. Организация языковой среды по обучению дошкольников английскому языку как условие создания здоровьесберегающей среды в ДОУ // Успехи современного естествознания. — 2006. — № 10. — С. 35-36.

11. Сергеева Н. Н. Обучение иностранному языку на материале домашнего чтения: литературно-исторический подход : учеб. пособие. — Екатеринбург : УрГПУ, 2003. — 148 с.

12. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы^р://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 10.02.2019).

13. Kendra C. Gardner's The0ry 0f Multiple Intelligences [Electronic res0urce]. — M0de 0f access: https: //www.verywellmind.c0m/ gardners-the0ry-0f-multiple-intelligences-2795161 (date 0f access: 15.03.2019).

14. Sergeeva N., K0pyl0va E. Meth0d0l0gy 0f the nature-activity approach in foreign language teaching 0f presch00lers // S0cial & Behavi0ural Sciences ECCE 2018/VII Internati0nal C0nference Early Childh00d Care and Educatfon. — P. 680-687.

15. Stephen D. Krashen, Tracy D. Terrel The natural Approach. Language Acquisitfon in the Classr00m [Electronic res0urce]. — M0de 0f access: http://j0elswagman.bl0gsp0t.c0m/2015/03/the-natural-appr0ach-by-stephen-d.html (date 0f access: 10.03.2019).

REFERENCES

1. Astafev B. A. Te0riya troreniya i genetichesk0g0 edinstva mira. — M. : Institut kh0l0dinamiki, 2010. —

672 s.

2. Abaturov M. V. Pedag0gicheskie usfoviya s0prov0zhdeniya 0bucheniya g0v0reniyu na angliysk0m yazyke detey d0shk0l'n0g0 v0zrasta v DOU // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. — 2013. — № 4. — S. 340-342.

3. Borzova E. V. Novyy federal'nyy gosudarstvennyy standart obshchego obrazovaniya i metodika obucheniya inostrannym yazykam / / Inostrannye yazyki v shkole. — 2013. — № 7. — S. 10-17.

4. Goncharenko M. S., Maslova N. V., Kulikova N. G. Noosfernoe obrazovanie — klyuch k zdorov'yu. — M. : Institut kholodinamiki, 2011. — 124 s.

5. Zimnyaya I. A. Kompetentnost' cheloveka — novoe kachestvo rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. — 2003. — № 5. — S. 34-42.

6. Kopylova E. V. Mnogofunktsional'nyy uchebno-igrovoy kompleks // Patent RF № 97239. — 2015.

7. Krylova N. M. Detskiy sad — dom radosti. Programma tselostnogo, kompleksnogo, integrativnogo pod-khoda k vospitaniyu doshkol'nika kak individual'nosti. — Perm' : Knizhnyy mir, 2005. — 448 s.

8. Mashinistova N. V. Obrazovatel'naya programma po inostrannomu yazyku dlya starshikh doshkol'nikov v usloviyakh realizatsii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Molodoy uchenyy. — 2014. — № 11. — S. 394-397. — Rezhim dostupa: https://moluch.ru/archive/70/11998/ (data obrashcheniya: 25.03.2019).

9. Nikitenko Z. Tseli i rezul'taty ovladeniya inostrannym yazykom v kontekste trebovaniy Standarta [El-ektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2017/05/nikitenko_DV-05-17.pdf (data obrashcheniya: 19.03.2019).

10. Sidorova M. A. Organizatsiya yazykovoy sredy po obucheniyu doshkol'nikov angliyskomu yazyku kak uslovie sozdaniya zdorov'esberegayushchey sredy v DOU // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. — 2006. — № 10. — S. 35-36.

11. Sergeeva N. N. Obuchenie inostrannomu yazyku na materiale domashnego chteniya: literaturno-istoricheskiy podkhod : ucheb. posobie. — Ekaterinburg : UrGPU, 2003. — 148 s.

12. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/ (data obrashcheniya: 10.02.2019).

13. Kendra C. Gardner's Theory of Multiple Intelligences [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.verywellmind.com/gardners-theory-of-multiple-intelligences-2795161 (date of access: 15.03.2019).

14. Sergeeva N., Kopylova E. Methodology of the nature-activity approach in foreign language teaching of preschoolers // Social & Behavioural Sciences ECCE 2018/VII International Conference Early Childhood Care and Education. — P. 680-687.

15. Stephen D. Krashen, Tracy D. Terrel The natural Approach. Language Acquisition in the Classroom [Electronic resource]. — Mode of access: http://joelswagman.blogspot.com/2015/03/the-natural-approach-by-stephen-d.html (date of access: 10.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.