DO110.26170/po 19-08-08 ГРНТИ 14.23.07
УДК 372.881.1:373.21 ББК Ч410.241.3
Код ВАК 13.00.02
Копылова Елена Владимировна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Пермский государственный аграрно-технологический университет; 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23; e-mail: [email protected]
ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: иноязычное образование; дошкольники; федеральные государственные образовательные стандарты; ФГОС; принцип природосообразности; здоровьесберегающая образовательная среда; валеология; энергоинформационная педагогика; здоровьесбережение; здоровье детей; иностранные языки; начальное обучение иностранным языкам.
АННОТАЦИЯ. На основе коммуникативно-когнитивного, компетентностного, личностно-деятельностного и интегративного подходов к обучению иностранному языку мы выделили приро-да-деятельностный подход, базирующийся на принципах природосообразности, валеологическом и экогуманитарном, определяющие характер процесса обучения. В русле природа-деятельностного подхода здоровьесбережение является наиболее значимым фактором в образовательно-воспитательном процессе в дошкольной организации. В статье рассматриваются особенности построения процесса обучения иностранному языку с учетом гармонизации и укрепления физического и духовно-нравственного здоровья детей. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку целостное обучение в природа-деятельностном контексте является предпосылкой для обязательной организации здоровьесберегающей образовательной среды с целью сохранения и обеспечения качества здоровой жизни. Иностранный язык как дисциплина имеет метапредметный характер и предоставляет возможность для целостного обучения с учетом не только социально-педагогических, психолого-физиологических и лингводидактических особенностей детей, но и духовно-нравственных и энергоинформационных аспектов личности ребенка. Уточняется понятие природосообразности в аспекте обучения иностранному языку. Статья обосновывает научно-философскую базу принципов природа-деятельностного подхода. Принцип природосообразности является фундаментом для реализации доминирующей идеи данного подхода. На основе энергоинформационной педагогики И. П. Подласого раскрывается интегральная модель человека и соотносится с системой уровней здоровьеразвития и законов здоровьесбережения, обоснованных ва-леологией. Делается акцент на то, что духовно-нравственный аспект личности развивается в творческой природосозидательной деятельности, которая способствует здоровьесберегающему эффекту в процессе обучения детей дошкольного возраста иностранному языку. В статье представлен конспект занятия по английскому языку с детальным отражением принципов природа-деятельностного подхода и их роли в организации здоровьесберегающей среды дошкольника при использовании многофункционального учебно-методического комплекса.
Kopylova Elena Vladimirovna,
Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Perm State Agrotechnology University, Perm, Russia
KEYWORDS: foreign language education; preschoolers; federal state educational standards; principle of nature conformity; healthy educational environment; valeology; energy information pedagogy; health saving; children's health; foreign languages; primary education in foreign languages.
ABSTRACT. Based on the communicative-cognitive, competency, personal-activity and integrative approaches to a foreign language teaching, we have identified the nature-activity approach, based on the principles of nature considering, valeological and ecohumanitarian, which determine the way of the learning process. The article deals with the specific features of a foreign language teaching building process, taking into consideration the harmonization and recruitment of physical, spiritual and moral children's health. This article is of great current interest because holistic training in the nature-activity context is a precondition for ensuring a healthy, joyful and active creative children's life. A foreign language as a discipline has a meta-subject character and provides an opportunity for holistic learning, taking into consideration not only socio-pedagogical, psychological, physiological and linguodidactic characteristics, but also the energy and spiritual aspects of the child's personality. The concept of nature considering is being clarified in the aspect of foreign language teaching. The article emphasizes the scientific-philosophical basis of the principles of the nature-activity approach. The nature considering principle is a foundation of the main purpose of this approach. Based on energy information pedagogy of I. P. Podlasiy the integral human model is outlined and correlated with the levels system of health protection and the laws of health conservation which are based on valeology. The spiritual aspect of the personality develops in creative nature-aligned activities, which contributes to a health-saving effect in the process of foreign language teaching of preschoolers. The article presents a summary of English classes with a detailed reflection of the principles of the nature-activity approach and their part in the organization of the health-educational environment by using of the multi-purpose educational-methodical complex.
NATURE CONSIDERING PRINCIPLE AS A BASIC OF HEALTH-SAVING WAY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF PRESCHOOLERS
Ряд проблем, существующих в современной системе дошкольного образования, выражен в разделении целостного знания на отдельные дисциплины, глобальной информатизации, медицинских проблемах, информационных и учебных перегрузках, приводит к обязательному использованию здоровьесберегающих технологий обучения с целью сохранения и обеспечения качества здоровья детей. Изучив подходы в обучении иностранному языку, а именно коммуникативно-когнитивный (Ю. А. Ситнов, А. В. Щепилова, К. А. Виноградов), компетентностный (И. А. Зимняя, Дж. Равен, О. Е. Лебедев, Н. Хомский), лич-ностно-деятельностный (А. И. Зимняя, И. Л. Бим) и интегративный (И. Л. Бим, Э. Н. Шепель и др.), мы разработали приро-да-деятельностный подход, который определяем как целостный процесс передачи, усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной и природосозидатель-ной деятельности, способствующий формированию целостного мышления, основанный на принципах природосообразности, валеологическом и экогуманитарном. Рассмотрим данные принципы, определяющие характер процесса обучения.
Современные интерпретации понятия природосообразности многогранны. Так, природосообразность как гуманистическое направление педагогики в трудах В. С. Без-руковой трактуется как «природа учащегося, его состояние здоровья, психологическое и социальное развитие» [2]. Природосообраз-ность в рамках глобализации мироустройства (В. Г. Торосян) предполагает «воспитание человека с определенными этическими установками по отношению к природе, к планете и биосфере в целом...» [12]. В философии холизма природосообразность понимается как осознание принадлежности к миру, формирование духовного мира и духовной культуры человека. З. И. Тюмасева рассматривает природосообразность как экологическое направление и здоровьесберегаю-щую технологию воспитания [13]. А. И. Нов-городова в соответствии с идеей «учиться у природы» определяет природосообразность как организацию педагогической и исследовательской деятельности для развития творческого потенциала [9].
Исходя из вышесказанного, понятие «природосообразное обучение» трактуем как процесс обучения, учитывающий энергетические и духовные аспекты личности человека как части природы, социальное воспитание которого должно основываться на взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, а также
развивать ответственность за самого себя, за дальнейшую эволюцию и природу в целом.
Таким образом, мы выявили фундаментальный принцип природа-деятельностного подхода - принцип природосообразности, который мы определяем как единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, обращение к естественным, от природы присущим человеку способам, методам и каналам восприятия информации, способствующим развитию целостного мышления.
Научно-философской базой принципа природосообразности являются труды Демокрита, И. Песталоцци, А. Дистервега, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, а также концепция целостного обучения Р. Штайне-ра и современная концепция ноосферного образования Н. В. Масловой и Н. Г. Куликовой. Валеологический и экогуманитарный принципы мы выделили исходя из энергоинформационной педагогики И. П. Подла-сого, фундаментальных положений научно-философской теории о генетическом единстве мира Б. А. Астафьева, теории генетически детерминированного способа познания Н. А. Давыдовской, гуманитарной парадигмы познания и гуманистического подхода к обучению.
Валеологический принцип - отношение к человеку как части природы и представление о здоровье человека как о системе взаимодействия духовного, физического и психического компонентов, учет их совокупности для правильного формирования мироориентации с целью обеспечения качества жизни и здоровья.
Экогуманитарный принцип - развитие человека как открытой природной самоорганизующейся системы на основе внутреннего сущностного содержания и «субъект-объектной» взаимосвязи, нацеленной на гармонизацию отношений в системе «человек-общество-природа», «семья-ребенок-социум», опирающихся на ценностные, культурные, духовные, экологические, эмоциональные стороны участников педагогического процесса, происходящего в приро-досообразных (здоровьесберегающих) условиях.
Согласно п. 1.6. ФГОС ДО основной задачей воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении является обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [14]. Здоровьесбережение понимается достаточно узко многими педагогами, считающими, что данное понятие ограничивается только комплексом физических упражнений и привитием культурно-гигиенических навыков в процессе обучения. Здоровьесбережение в
© Копылова Е. В., 2019
образовательном пространстве является одним из главных факторов формирования здоровья человека: психологического, духовного, физического и социального. Согласно Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Понятие «здоровье» широко представлено в валеологии и имеет широкое интегральное содержание, которое раскрывается благодаря знаниям из разных областей человековедения. Валеология как наука рассматривает знания о человеке в совокупности его взаимодействия с окружающим миром (природой и социумом). Мы придерживаемся определения здоровья И. В. Муравова: «Здоровье - динамическое состояние наибольшего физического и психоэмоционального благополучия, в основе которого лежит гармоничное соотношение взаимосвязанных функций и структур, которые обеспечиваются высоким энергетическим уровнем организма за наименьшую цену адаптации его к условиям жизнедеятельности» [4, с. 56]. Данное определение соотносится с пониманием здоровья в контексте принципа приро-досообразности. Л. С. Тарабрина считает, что «реализация природосообразности в образовательной практике не может быть сведена к простому учету возрастных и индивидуально-типологических особенностей развития детей, но подразумевает, прежде всего, осуществление педагогического управления развитием индивидуальностей, формирующего предпосылки для максимально полного раскрытия их сущностных сил как природных существ и субъектов социальной жизнедеятельности» [11].
В исследованиях И. П. Подласого при-родосообразность является основой энергоинформационной педагогики. По его мнению, человек - это не только физическое существо, но и существо, принадлежащее миру тонких энергий, здоровье которого главным образом зависит от энергетики и духовного состояния. Предложенная им семиуровневая интегральная модель человека представляет целостную картину сущностных уровней человека и комплексное соединение всех его свойств и качеств. Интегральная модель человека представлена следующими уровнями: генный, физический, психический, интеллектуальный, социальный, энергоинформационный и духовный [10, с. 1, 59]. Данную модель также можно соотнести с концепцией здоровье-развития и здоровьесбережения системы «человек» Л. И. Брайко. Если рассматривать систему «человек» целостно, а не только его физический уровень, то понятие
«здоровье» выходит далеко за рамки вопросов медицины.
Л. И. Брайко разработала уровни здоро-вьеразвития и здоровьесбережения системы «человек», основанной на элементарном, энергетическом, энергоинформационном, нравственно-духовном, социальном уровнях бытия. Рассмотрим данные уровни:
1. Биохимический уровень - соответствует физическому уровню биосферы человека, позволяет успешно адаптироваться на уровне бытия.
2. Энергетический уровень - соответствует эмоционально-чувственному уровню биосферы человека, позволяет адаптироваться на энергетическом уровне бытия.
3. Информационно-интеллектуальный уровень - соответствует умственному уровню биосферы человека, позволяет адаптироваться на энергоинформационном уровне бытия.
4. Нейросоматический уровень - является результатом интеграции биохимического, энергетического и информационно-интеллектуального уровней, позволяет адаптироваться на уровне самоорганизации биосферы человека, в целом обеспечивает уровень здоровья физического тела человека.
Нижеперечисленные уровни здоро-вьесбережения формируются только при полной реализации творческого потенциала личности и устремления к познанию духовной сферы.
5. Уровень эволюции - соответствует интуитивному уровню биосферы человека, позволяет успешно адаптироваться на эволюционном уровне бытия.
6. Уровень метапрограмирования -соответствует духовному уровню биосферы человека, позволяет адаптироваться на уровне бытия иерархии.
7. Уровень высшего потенциала - является результатом реализации высшего потенциала при гармоничном функционировании тела, души и духа, позволяет адаптироваться на уровне высшего потенциала бытия.
Данная концепция здоровьеразвития и здоровьесбережения убеждает в том, что необходим «природосообразный норматив» в образовании [4, с. 71]. Таким образом, Л. И. Брайко определяет здоровье как «гармоничное функционирование всех уровней биосферы личности, позволяющей ей успешно адаптироваться к окружающей среде и, творчески реализуя свое предназначение согласно всеобщим законам мира» [4, с. 67].
Использование здоровьесберегающих технологий при организации процесса обучения сводится в настоящее время к учету следующих условий: обстановка и гигиенические условия в помещении; создание положительного эмоционального настроя перед началом урока; чередование разных ви-
дов учебной деятельности; использование методов и приемов, стимулирующих к самостоятельному усвоению знаний и формированию умений; наличие в содержательной части занятия вопросов о здоровье и здоровом образе жизни; положительный психологический климат на занятии (эмоциональные разрядки); проведение физкультминуток и гимнастики для глаз [6]. Но данные условия не отражают все уровни «системы человек». М. С. Гончаренко предлагает схему, которая отражает направление процесса оздоровления и познания. Вектор познания направлен от физического
Исходя из вышесказанного, делаем вывод о том, что необходима самореализация и саморазвитие человека для того, чтобы состояние здоровья было на высоком уровне. Уровень духовности личности повышается за счет творческой деятельности. Творчество является наивысшей формой проявления энергий. Творчество совершенствует человека, влияет на его духовное и соответственно физическое здоровье. Одно из ключевых мест в природа-деятельностном подходе занимает категория «деятельности», которая предполагает ориентацию на результат обучения. Деятельность предполагает практику, труд, а значит и творчество. Определение творчества неоднозначно. Так А. Бергсон понимает творчество как сущность жизни, а Н. А. Бердяев видел творчество как совместно с Богом продолжающееся творение, присущая человеку способность к творчеству, по его мысли, божественна. В этом процессе задействованы все таланты и способности познающего субъекта - его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция - в их единстве и взаимодействии. К творческому процессу, как и к познанию, способен только человек. Кант называл творчество отличительной чертой гения. З. Фрейд и Д. Юм относили его к сфере бессознательного, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества [1].
тела к духовной сфере, а вектор оздоровления от духовной сферы к интеллектуально-эмоциональной сфере и только затем к физической сфере, что соответствует природо-сообразному способу обучению. Любое заболевание начинается с повреждения энергетической оболочки, т. е. сперва поражается дух, а потом тело. Духовные ценности и уровень физического здоровья взаимосвязаны. На 20% наше здоровье обусловлено генетикой, на 20% - социальным положением, на 50% - духовностью (самопознание, самореализация, саморазвитие), на 8-10% -
Рассмотрим организацию процесса при-родосообразного обучения иностранному языку как здоровьесберегающего способа обучения на примере повторительно-обобщающего занятия на тему «Animals». При организации и проведении иноязычного образовательно-воспитательного процесса используется многофункциональный учебно-методический комплекс, который способствует созданию положительного эмоционального настроя и мотивации к изучению иностранного языка, является средством адаптации к окружающей среде и служит организационно-дидактическим средством построения здоровьесберегающей среды дошкольника. Структура занятия представлена следующими этапами с учетом использования всех трех функциональных зон учебно-методического комплекса:
I. Постановка целей занятия. Организационный момент. Приветствие. Песенка приветствие:
Режим работы - групповой (дети встают в круг).
Hello! Hello! How are you? I like to be with you! And you, and you, and you? Песня-разминка:
Режим работы - групповой (дети встают в шахматном порядке, выполняют движения в ритм, темп средний).
физическое тело
Рис. 1
Hello, hello, hello, how are you?
I'm good! I'm great! I'm wonderful!
Hello, hello, hello, how are you?
I'm tired. I'm hungry. I'm not so good.
Обеспечение положительного эмоционального настроя перед основной частью занятия. Развитие слухо-моторной координации у детей.
II. Основная часть занятия. Работа по основной теме «Animals» и повторение тем «Colors», «Body Parts», «Fruits and Vegetables», «My family».
Режим работы - мини-групповой. Дети делятся на группы по 4-5 человек. Плодотворное взаимодействие участников образовательного процесса во многом зависит от положительного эмоционального настроя и сложившихся отношений внутри группы. Физическое здоровье зависит от эмоций, поэтому они должны быть гармоничными. Педагогу необходимо поделить детей на группы таким образом, чтобы возникало меньше конфликтных ситуаций между детьми, выстраивание конструктивных отношений в группе проходило более свободно и естественно, без излишнего внутреннего напряжения.
Создание мотивационной ситуации: Котенок и поросенок (или любые другие домашние животные) отправляются к своему другу медвежонку (или любое другое дикое животное) в лес, чтобы поздравить его с днем рождения. По дороге поросенок теряет хвостик. Друзья собирают праздничный букет для именинника.
1. На доске карта леса с обозначенными пунктами. Повторяем названия животных. На столах макет леса и фермы, которые дети изготовили на предыдущих занятиях. Необходимо распределить фигурки или картинки с изображением животных на группы «Home animals» и «Wild animals». В качестве фона или декораций используются живые цветы в горшках. Наблюдения за растениями хорошо сочетаются с практической деятельностью ребенка: рисованием, аппликацией, лепкой. Живые растения и цветы дают развитие, воображение, легкость восприятия информации. Таким образом, необходимо позаботиться об организации зеленого уголка с цветущими растениями, которые благоприятно влияют на физическое и эмоциональное состояние ребенка.
2. Повторяем цвета и части тела животных. Поросенок потерял хвостик по дороге. Детям нужно собрать пазл с изображением поросенка и назвать части его тела. Далее игра: What is missing? (Close your eyes! -Open your eyes now. What is missing?) Гимнастика для глаз с целью профилактики утомления и нарушения зрения. Дети закрывают и открывают глаза, сосредотачи-
ваясь в определенной точке, и отыскивают недостающую часть картинки, называют ее.
3. Друзья идут дальше по лесу, но вдруг они заблудились. Нужно собрать букет и назвать все цвета «цветика-семицветика», чтобы найти верный путь. Разноцветные лепестки выполнены из материалов разных структур (гладкая, шероховатая, колючая и т. п. поверхности), что способствует активизации мелкой моторики и развитию ре-чемыслительной деятельности. Режим работы - групповой, соревновательный.
4. Динамическая пауза. Физкультурная минутка (вспоминаем части тела). Упражнение для снятия утомления с туловища и мобилизации внимания, темп выполнения медленный с нарастающим ускорением.
Head and shoulders knees and toes. Knees and toes.
Head and shoulders knees and toes. Knees and toes.
Eyes and ears. And mouth and nose.
Head and shoulders knees and toes. Knees and toes.
5. Вспоминаем названия фруктов и овощей. Делаем подарок для Медвежонка.
Режим работы - индивидуальный (изготовление аппликации и поделок из природных материалов). Изготовление поделок и аппликаций из природных материалов благотворно влияет на развитие мелкой моторики. Данное задание нацелено на активизацию творческих способностей, раскрытие положительных эмоций и духовной сущности ребенка. Предлагаем детям разнообразные варианты поделок и аппликаций, не ограничиваемся только одним образцом. Каким будет творческий продукт, ребенок выбирает сам. Будет это репродуктивное или продуктивное творчество зависит от уровня развития каждого отдельного ребенка. Задача педагога в данном случае -направить и стимулировать ребенка к продуктивному творчеству. Сделав поделку, учащиеся описывают ее. Например: This is a hare. It's white and grey. It can jump.
6. Динамическая пауза. Физкультурная минутка (вспоминаем названия членов семьи). Упражнение для снятия утомления с
мелких мышц кисти и мобилизации внимания, темп выполнения медленный.
A. Father, mother, sister, brother,
Hand in hand with one another. (выполняется в группе)
B. Mother, father, sister, brother,
Me, me, that's my family. (выполняется индивидуально)
7. Дети одаривают своими поделками медвежонка-именинника, встают в хоровод и поют песенку «Happy Birthday to You».
III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия. Заполнение календаря успеваемости. Песня-прощание Bye-bye, good-bye.
Таким образом, данным примером мы показали, что здоровьесбережение осуществляется на протяжении всего занятия через гармонизацию и укрепление физического и психического здоровья детей. Организация природосообразного обучения иностранному языку служит основой здоровьесбережения образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста. Учет не только социально-педагогических, психолого-
физиологических и лингводидактических особенностей, но и энергоинформационных и духовных аспектов личности ребенка дает возможность для целостного обучения, которое предполагает развитие человека как интегральной личности, где духовное здоровье является фундаментом для физического здоровья. Духовный аспект личности развивается в творческой природосозидательной деятельности, направленной на самосовершенствование, самореализацию и самопознание в русле природа-деятельностного подхода [13]. Принцип природосообразности является основой здоровьесберегающего способа обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Творческие задания, практико-ориентированная деятельность на занятиях иностранного языка при использовании учебно-методического комплекса заставляют думать, конструктивно мыслить, включать воображение и интуицию, т. е самосовершенствоваться и саморазвиваться, что способствует духовному развитию и соответственно укреплению физического здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. - Санкт-Петербург : Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.
2. Безрукова В. С. Педагогика. - Екатеринбург : Изд-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.
3. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Иностранный язык в дошкольном образовании: ценностные приоритеты // Иностранные языки в школе. - 2019. - № 3. - С. 2-9.
4. Гончаренко М. С., Маслова Н. В., Куликова Н. Г. Ноосферное образование: ключ к здоровью. -М. : Институт холодинамики, 2011. - 124 с.
5. Давыдовская Н. А. Психологические и медицинские основы здоровьесберегающего природосооб-разного метода преподавания : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М. - Алматы, 2005. - 40 с.
6. Карасюк Е. Ф., Коровниченко Т. В. Приемы создания здоровьесберегающей среды на уроках иностранного языка / / Иностранные языки в школе. - 2016. - № 7. - С. 26-29.
7. Коробейников А. А. Здоровое развитие детей - национальный приоритет России // Образование и здоровое развитие учащихся : материалы Всероссийского форума с международным участием. - М. : Ключ-С, 2005. - Ч. 1. - С. 7-20.
8. Маслова Н. В. Ноосферное образование. Как превратить обучение в естественное познание мира : пособие для учителя. - М. : Концептуал, 2017. - 248 с. : ил.
9. Новгородова А. Н. Педагогическое обеспечение развития творческих способностей учащихся на основе принципа природосообразности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2002. - 18 с.
10. Подласый И. П. Энергоинформационная педагогика. - М. : Дата Сквер, 2010. - 424 с.
11. Тарабрина Л. С. Педагогические условия реализации принципа природосообразности воспитания в образовательной практике северного города : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 155 с.
12. Торосян В. Г. История образования педагогической мысли : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Изд-во «Владос-Пресс», 2012. - 352 с.
13. Тюмасева З. И. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию? // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 50-57.
14. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 10.07.2019).
15. Sergeeva N., Kopylova E. Methodology of the nature-activity approach in foreign language teaching of preschoolers // Social & Behavioural Sciences ECCE 2018/VII International Conference Early Childhood Care and Education. - 2018. - P. 680-687.
REFERENCES
1. Batishchev G. S. Vvedenie v dialektiku tvorchestva. - Sankt-Peterburg : Izd-vo RKhGI, 1997. - 464 s.
2. Bezrukova V. S. Pedagogika. - Ekaterinburg : Izd-vo «Delovaya kniga», 1996. - 344 s.
3. Gal'skova N. D., Nikitenko Z. N. Inostrannyy yazyk v doshkol'nom obrazovanii: tsennostnye prioritety // Inostrannye yazyki v shkole. - 2019. - № 3. - S. 2-9.
4. Goncharenko M. S., Maslova N. V., Kulikova N. G. Noosfernoe obrazovanie: klyuch k zdorov'yu. - M. : Institut kholodinamiki, 2011. - 124 s.
5. Davydovskaya N. A. Psikhologicheskie i meditsinskie osnovy zdorov'esberegayushchego pri-rodosoobraznogo metoda prepodavaniya : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M. - Almaty, 2005. - 40 s.
6. Karasyuk E. F., Korovnichenko T. V. Priemy sozdaniya zdorov'esberegayushchey sredy na urokakh in-ostrannogo yazyka // Inostrannye yazyki v shkole. - 2016. - № 7. - S. 26-29.
7. Korobeynikov A. A. Zdorovoe razvitie detey - natsional'nyy prioritet Rossii // Obrazovanie i zdorovoe razvitie uchashchikhsya : materialy Vserossiyskogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem. - M. : Klyuch-S, 2005. - Ch. 1. - S. 7-20.
8. Maslova N. V. Noosfernoe obrazovanie. Kak prevratit' obuchenie v estestvennoe poznanie mira : posobie dlya uchitelya. - M. : Kontseptual, 2017. - 248 s. : il.
9. Novgorodova A. N. Pedagogicheskoe obespechenie razvitiya tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya na osnove printsipa prirodosoobraznosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Yakutsk, 2002. - 18 s.
10. Podlasyy I. P. Energoinformatsionnaya pedagogika. - M. : Data Skver, 2010. - 424 s.
11. Tarabrina L. S. Pedagogicheskie usloviya realizatsii printsipa prirodosoobraznosti vospitaniya v obra-zovatel'noy praktike severnogo goroda : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1998. - 155 s.
12. Torosyan V. G. Istoriya obrazovaniya pedagogicheskoy mysli : ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. -M. : Izd-vo «Vlados-Press», 2012. - 352 s.
13. Tyumaseva Z. I. Pochemu ekologicheskoe obrazovanie ne vypolnyaet svoyu osnovnuyu funktsiyu? // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2. - S. 50-57.
14. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/ (data obrashcheniya: 10.07.2019).
15. Sergeeva N., Kopylova E. Methodology of the nature-activity approach in foreign language teaching of preschoolers // Social & Behavioural Sciences ECCE 2018/VII International Conference Early Childhood Care and Education. - 2018. - P. 680-687.