Научная статья на тему 'Сохранение и укрепление здоровья школьников как ключевая компетенция учителя английского языка'

Сохранение и укрепление здоровья школьников как ключевая компетенция учителя английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И МУЛЬТИСЕНСОРНЫЙ ПОДХОДЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / ACTIVITY AND MULTISENSORY APPROACHES / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новинкина Лариса Владимировна

В статье анализируются причины «школьных болезней», которые привели к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. В погоне за высокой образованностью теряется физическое и духовное здоровье детей. Данная статья посвящена здоровьесберегающим технологиям на уроках английского языка. Предлагаемые рекомендации по организации двигательной активности обучающихся на уроке и стимулированию умственной деятельности нацелены на формирование у обучающихся положительного отношения к своему здоровью. Подчеркивается важность укрепления и сохранения здоровья школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новинкина Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSERVATION AND CONSOLIDATION OF SCHOOLCHILDREN'S HEALTH AS A KEY COMPETENCE OF AN ENGLISH TEACHER

The article analyzes the causes of "school illness" that led to the conclusion about the unsatisfactory organization of training, leading to health destruction. In the pursuit for high education, the physical and spiritual health of children is being lost. This article is devoted to health-saving technologies at English classes. The proposed recommendations on the organization of the students’ motor activity and stimulating their mental activity are aimed at forming the students' positive attitude towards their health. The importance of schoolchildren’s health promotion and conservation is underlined here.

Текст научной работы на тему «Сохранение и укрепление здоровья школьников как ключевая компетенция учителя английского языка»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Новинкина Л.В. Email: [email protected]

Новинкина Лариса Владимировна - учитель высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Рощинская школа-детский сад, Джанкойский район, Республика Крым

Аннотация: в статье анализируются причины «школьных болезней», которые привели к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. В погоне за высокой образованностью теряется физическое и духовное здоровье детей. Данная статья посвящена здоровьесберегающим технологиям на уроках английского языка. Предлагаемые рекомендации по организации двигательной активности обучающихся на уроке и стимулированию умственной деятельности нацелены на формирование у обучающихся положительного отношения к своему здоровью. Подчеркивается важность укрепления и сохранения здоровья школьников.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, деятельностный и мультисенсорный подходы, универсальные учебные действия, рефлексия

CONSERVATION AND CONSOLIDATION OF SCHOOLCHILDREN'S HEALTH AS A KEY COMPETENCE OF AN

ENGLISH TEACHER Novinkina L.V.

Novinkina Larisa Vladimirovna - teacher of the highest qualification category, Principal of teaching and educational work ROSHCHINSKAYA SCHOOL-KINDERGARTEN, DZANKOYSKYREGION, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article analyzes the causes of "school illness" that led to the conclusion about the unsatisfactory organization of training, leading to health destruction. In the pursuit for high education, the physical and spiritual health of children is being lost. This article is devoted to health-saving technologies at English classes. The proposed recommendations on the organization of the students' motor activity and stimulating their mental activity are aimed at forming the students' positive attitude towards their health. The importance of schoolchildren's health promotion and conservation is underlined here. Keywords: health-saving technologies, activity and multisensory approaches, universal educational actions, reflection.

УДК 372.881.111.1

Учитель - это человек, навечно вызванный к доске отвечать перед детьми, отвечать за детей.

С. Соловейчик

Здоровьесберегающие технологии - способы управления поддерживающей учебно-воспитательной средой, исключающей стрессоры, предупреждающей снижение мотивации учения, сохраняющей психосоматическое здоровье учащихся. [1]

Исследования, проведенные учащимися школы в рамках подготовки к конкурсу-защите работ в МАН Крыма «Искатель» показали увеличение заболеваний сколиозом, гипертонией, миопией, простудными заболеваниями. По данным анкетирования причиной этих заболеваний стало неполноценное питание, несоблюдение режима дня, малоподвижный образ жизни, стрессовые состояния.

Иностранный язык является одним из самых трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, что приводит к частому переутомлению детей. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья. [2]

Поэтому одной из ключевых компетенций учителя иностранного языка является компетенция в области применения здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии включают: обеспечение психологического комфорта учащихся, чередование стресса и релаксации, поддержка учащихся в учебных затруднениях, учет индивидуальных нужд в обучении, удовлетворение потребностей в социализации, признании и самореализации как личности, предупреждение фрустрации и снижения самооценки. [1]

С целью создания условий психологического комфорта на уроке следует всегда проявлять доброжелательность, создавать «ситуацию успеха».

Урок традиционно начинать с фонетической или речевой зарядки, в которую включать упражнения дыхательной гимнастики. В начальных классах целесообразно использовать фонетическую сказку «A Monkey». Для речевой разминки использовать четверостишия, договорки, пословицы и поговорки.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются физминутки. Физминутки бывают разные: музыкально-танцевальные, для улучшения мозгового кровообращения, для мобилизации внимания, для развития фонематического слуха, гимнастика для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, такие как "Head and shoulders, knees and toes», «Hockey-Pockey», "Copy me do", «This is my house» и игры «Rock, Scissors, Paper», «Who took the cookie from the cookie jar?», «Steps» и др.

«Ум ребенка находится на кончике пальцев», - говорил В.А. Сухомлинский. В английском фольклоре каждый палец руки, как уважающий себя джентльмен, имеет собственное имя. Одной из самых популярных пальчиковых гимнастик стала «Finger Family».

Для снятия напряжения глаз часто используют прием «Пальминг». Можно на доске начертить букву "S", ученикам необходимо пробежать глазами по этим линиям несколько раз в одном, а потом в другом направлении.

Песня - это хороший вид релаксации, который предоставляет возможность не только снять напряжение, но и активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, повышает интерес к предмету.

Здоровьесберегающие технологии осуществляются также через передвижение по классу, частую смену видов деятельности, т.е. применение активных и игровых методов обучения. [3] На уроках дети больше всего любят играть с мячом, работать в группах, участвовать в квестах. Наиболее популярными стали игры «Алфавит», «Горячая картошка», «Кто быстрее?».

Рефлексия способствует снятию эмоционального напряжения. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. [4] Можно использовать такие виды рефлексии как «Построй Пирамиду», «Ступеньки» и «Светофор».

Использование здоровьесберегающих технологий способствует укреплению и сохранению здоровья школьников, ведет к улучшению психологического климата в коллективах, предотвращает усталость и утомляемость, и открывает простор для педагогического творчества.

Систематическое сочетание деятельностного и мультисенсорного подходов позволяет учитывать различные познавательные стили как у школьников-визуалов, так и аудиалов, и кинестетиков, позволяет успешнее овладевать универсальными учебными действиями, создает условия для самовыражения учащихся. [5]

Как итог - за последние годы наблюдается тенденция к снижению патологии опорно-двигательной системы на 11%, функциональных нарушений сердечнососудистой системы на 14%, простудных заболеваний на 20 %.

Итоги анкетирования среди обучающихся школы говорят о том, что здоровьесберегающие технологии способствуют не только сохранению здоровья школьников, но и повышению мотивации к изучению предмета.

Главное счастье для родителей - здоровье их детей. Здоровый в буквальном значении похожий на дерево по высоте и крепости. Многовековой дуб - своего рода символ этого понятия, главной ценности человеческой жизни. Каждый учитель должен помнить, что здоровье нельзя вернуть или купить за деньги, но его можно и нужно сохранять и укреплять!

Список литературы /References

1. Мильруд Р.П. Презентация «Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся», 2012 с. 13.

2. Савельева Ю.В. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе // Молодой ученый. 2016. №8.4. с. 37. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/112/28542/ (дата обращения: 07.01.2018).

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002 с. 110.

4. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. с. 89.

5. Карпова Алла Александровна, учитель английского языка, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 г. Кинеля Самарской области, электронное периодическое издание «Наукоград», 2014. с. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.