УДК 37.02;371
О. В. Серёгина
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ
Рассматриваются педагогические условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приемов ТРИЗ-технологий. Выделены цели, задачи, принципы ТРИЗ-образования. Подчеркивается развивающая направленность формирования связной речи у дошкольников в процессе использования ТРИЗ-инструментария, учитывается модульный характер обучения.
Ключевые слова: связная речь, формирование, педагогическая технология, приемы ТРИЗ-технологий, дошкольный возраст, качество образования.
О качестве дошкольного образования, по сути, заговорили в последнее десятилетие. Дошкольное образование стало пониматься и формироваться именно как образование. В России учреждения для детей дошкольного возраста относятся к сфере образования и рассматриваются как первая ступень системы народного образования. Это означает, что к задачам детской дошкольной педагогики относятся не только и не столько уход, забота, воспитание, но и организация обучения детей, т. е. специальное развитие когнитивных процессов, формирование умения учиться, навыков письма и чтения, счета, развития речи.
Первоначально педагогическая наука говорила о воспитании, затем, с утверждением возможности обучать дошкольников, было обращено внимание на их познавательные способности, а сейчас многие педагоги осознают работу с детьми дошкольного возраста как образовательную и делают акцент на развитие ребенка. Это предусматривает не только подготовку к последующей жизни (например к школе) и успешное формирование базовых черт субъекта, личности, индивидуальности главных качеств человека (воспитание гражданина, семьянина, патриота и т. д.), но и максимальное развитие творческого потенциала ребенка, его задатков, склонностей, талантов. Данные идеи неоднократно высказывались ведущими специалистами в области развивающего образования (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова и др.) [1, с. 4].
В Национальной доктрине образования Российской Федерации от 04.10.2000 № 751 сформулированы основные цели образования, она из которых: «...обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Отсутствие на сегодняшний день четко сформулированного заказа на качество дошкольного образования, неразработанность технических и технологических мероприятий приводит к противоречивости в образовательной практике.
Исследователи выделяют несколько концептуальных подходов к современному понятию качества образования (С. М. Редлих, В. М. Полонский,
В. П. Панасюк, В. А. Кальней и др.). В действующих стандартах Международной организации по стандартизации (ИСО) 8402 - 1994 и 9004-1:1994 качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество образования - баланс следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результатов [1, с. 4].
Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника в соответствии с требованиями современной жизни? Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания, в том числе и формирование связной речи, чрезвычайно важна. Необходимым условием школьной адаптации является речевая готовность, которая не только обеспечивает усвоение школьной программы, но и способствует становлению личности.
Словарь методических терминов дает определение понятию «связная речь»: 1. Деятельность говорящего, процесс выражения мысли. 2. Текст, высказывание, продукт речевой деятельности [2, с. 270].
Психологические исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгер, В. В. Давыдова, А. С. Спиваков-ской, А. Б. Орлова, В. А. Петровского, Л. А. Петровской, О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцева и др. рассматривают вопросы развития речи в процессе становления личности. В их работах подчеркивается роль развивающего обучения, значение дошкольного возраста в развитии психических свойств и способностей, уникальность и неповторимость индивидуальных особенностей дошкольника в системе отношений взрослого и ребенка.
Ученые-психологи связной в специфическом, терминологическом смысле слова называют такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания.
Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя [3, с. 96-97].
С. Л. Рубинштейн подчеркивал: «Связная речь -это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того, чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; все в ней понятно для другого из самого контекста речи: это контекстуальная речь» [4, с. 116-117].
А. П. Усова акцентировала внимание на том, что развитие языка ребенка не стихийный процесс: очень рано, при первых же шагах овладения ребенка языком, выступает обучение, и вестись оно должно по определенной программе. Программа обращает внимание на развитие у детей связной, логической речи. Не вторгаясь насильственно в сложный процесс формирования мысли ребенка, педагогика может многое сделать, упорядочивая детскую речь, через нее - мышление [5, с. 5].
Одной из основных задач, по мнению многих ученых (В. В. Давыдов, М. Н. Скаткин, Л. В. Зан-ков), является развитие системного типа мышления. Поэтому особое внимание необходимо уде -лять речевому развитию детей дошкольного возраста. Под этим понимается, как отмечал Ф. А. Со-хин, не только практическое обучение речи, но и сознательное, произвольное оперирование языком, его элементами и их закономерными связями. Формирование осознания языковой действительности Ф. А. Сохин называл лингвистическим развитием ребенка. Обучение связной речи, как и любому предмету, должно начинаться с простых образований, которые постепенно разворачиваются в сложную целостную систему с определенными внутренними связями. Применяя дидактические приемы, можно создать условия для возможности эффективного формирования связной речи у дошкольников [6, с. 53].
Новая образовательная парадигма требует новых целей образования, ориентированных на развитие личности, на формирование у нее креативных качеств, а это требует новых подходов, разработки адекватных новым целям инновационных педагогических технологий.
В 70-х гг. ХХ в. в отечественной педагогике определилось новое направление, которое начало заниматься конструированием оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов. Было введено понятие «педагогическая технология». «Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфор-
тных условий для учащихся и учителя» [7, с. 84].
В 80-х гг. получила свое распространение в педагогических системах теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная в 1946 г. отечественным исследователем Г. С. Альтшуллером. Она основывается на положении о том, что все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. В практике дошкольного образования под термином «ТРИЗ-пе-дагогика» сегодня понимают работу по развитию речи, мышления, воображения детей дошкольного возраста на основе методик, разработанных ТРИЗ-педагогами, а также построение занятий с детьми на основе ТРИЗ-инструментария [8].
Как любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Любая образовательная технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, т. е. концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости.
Концептуальность предполагает, что каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования,
проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения) образовательной технологии в однотипных образовательных учреждениях другими субъектами, должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего его практически независимо от опыта, стажа, возраста и личных особенностей.
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру образовательной технологии, которая включает в себя три части: концептуальную основу, содержательный компонент обучения, процессуальную часть - технологический процесс [9, с. 17-18].
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач:
Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления.
Придание занятиям комплексного характера.
Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.
Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности [8].
В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа:
1. Принцип объективности законов развития систем - строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам.
2. Принцип противоречия - под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия.
3. Принцип конкретности - каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами.
Работа по ТРИЗ-технологии базируется на адаптивных методах и функциях использования этих методов. Так как любая технология ориентируется на идею полного усвоения материала путем последовательных обучающих процедур, то ТРИЗ-тех-нология также предполагает разбивку материала на фрагменты (учебные элементы), использование определенных приемов. Учебный процесс при этом приобретает модульный характер. Разрабатываются игровые приемы по отработке и корректировке материала до полного усвоения ребенком заданных учебных элементов. При их реализации педагог определяет уровень усвоения учебного материала дошкольником. Обучение предусматривает следующий порядок действий:
1. Сообщение необходимых знаний.
2. Формирование умений на репродуктивном уровне:
- демонстрация деятельности в целом и по элементам;
- организация отработки умений в упрощенных условиях;
- организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом.
3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе:
- организация проблемных ситуаций - решение конкретных задач;
- обязательный анализ своей деятельности (рефлексия) [10].
На практике встречаются разные модели использования ТРИЗ-инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными. В своем исследовании мы используем модель ТРИЗ-инстру-ментария в образовательном процессе по типовой программе как набор действенных методов реализации стандартного содержания.
Цель исследования состоит в выявлении на основе теории и эксперимента оптимальных педагогических условий, способствующих активизации формирования связной речи дошкольников в процессе использования ТРИЗ-технологий.
Объектом исследования в проводимом эксперименте является процесс формирования связной речи у детей дошкольного возраста в ходе использования приемов ТРИЗ-технологий.
Предмет исследования составляют педагогические условия формирования связной речи у дошкольников в процессе использования приемов ТРИЗ-технологий.
В соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования: если использовать приемы ТРИЗ-технологий в структуре традиционных методов обучения связной речи детей дошкольного возраста, то уровень ее (связной речи) значительно возрастет, показателем чего будет умением составлять связные тексты творческого содержания различного характера.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать вопросы формирования связной речи детей дошкольного возраста с позиции разных научных дисциплин.
2. Определить основные методы и функции ТРИЗ-технологий развития связной речи с позиции активизации творческого мышления для продуктивной познавательной деятельности.
3. Определить основные направления, методику и содержание работы по формированию связной речи у дошкольников, учитывая ТРИЗ-инструмен-тарий в образовательном процессе по типовой программе.
4. Разработать педагогические условия использования приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста.
5. Апробировать эти педагогические условия в образовательном дошкольном учреждении, корректируя их по ходу эксперимента, устанавливая результативность проведенной работы с помощью специальных диагностических методик.
6. Провести сравнительный анализ полученных результатов, используя оптимальные диагностические методики (сопоставление результатов в конт-
рольных и экспериментальных группах).
7. Сделать выводы по эксперименту, определить научно-теоретическую и практическую направленность, разработать методические рекомендации для практикующих специалистов.
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы развития связной речи у детей подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад № 222» г. Барнаула. Данные диагностики, наблюдения и опыт работы в качестве учителя-логопеда показали, что большинство дошкольников имеет средний и низкий уровни развития связной речи.
На втором этапе был проведен эксперимент. Работа проводилась с использованием приемов модифицированных нами методик ТРИЗ-технологий по нескольким направлениям:
Автоматизация поставленных звуков в связной речи.
Закрепление отработанных грамматических структур в развернутой речи.
Составление рассказов, сказок, рассказов фантазийного характера.
Анализ литературного произведения, картины.
Использование алгоритма при решении проблемных ситуаций.
Развитие фантазии, воображения, памяти.
Развитие мелкой моторики пальцев рук и общей координации.
Нами использовались следующие приемы:
- графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;
- эмпатия - отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;
- мозговой штурм - умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;
- морфологический анализ - умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удач -ные;
- каталог - умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия;
- приемы типового фантазирования - умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;
- метод фокальных объектов (МФО) - подбор нетипичных свойств предмету, представление их и
объяснение практического назначения нетипичных свойств.
На третьем этапе были проанализированы, обобщены результаты исследования. Продолжается апробация наших методик, которая позволит сделать окончательные выводы об их эффективности. Тем не менее прослеживается результативность проводимой нами работы с детьми дошкольного возраста по формированию связной речи в ходе использования приемов ТРИЗ-технологий:
- возросла концентрация внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
- повысился уровень понимания речи, активизировались средства общения, значительно обогатился словарный запас, формировался правильный лексико-грамматический строй речи;
- значительно возросли навыки связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
- прослеживалось развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
- наблюдалась положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
- активизировалась мыслительная деятельность: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) (МФО);
- наблюдалось снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
Говорить - значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» [11, с. З54].
Список литературы
1. Богословец Л. Г., Майер А. А. Управление качеством дошкольного образования: метод. пос. М.: Творческий центр, 2009.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методологических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. С. 270.
3. Венгер Л. А., Мухина Л. А. Психология. М., 1988.
4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение. 1973.
5. Усова А. П. Родной язык в детском саду // Дошкольное воспитание. 2009. № 6.
6. Сохин Ф. А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978.
7. Монахов В. М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. № 5.
8. Корзун А. В. Цель, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. URL: http://www.trizminsk.Org/e/233007.htm
9. Касаткина Е. Игровые технологии в образовании и воспитании... Существуют ли они? // Дошкольное воспитание. 2009. № 12.
10. Ардашева Н. И., Сидорчук Т. А. Основные условия использования ТРИЗ-технологий в дошкольных образовательных учреждениях. URL: http://www.trizminsk.Org/e/233007.htm
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Хранитель, 2008.
Серёгина О. В., соискатель.
Алтайская государственная педагогическая академия.
Ул. Молодежная, 55, Барнаул, Алтайский край, Россия, 656031.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.09.2011.
O. V Seryogina
FORMATION OF SKILLS OF COHERENT SPEECH AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE COURSE OF USE OF RECEPTIONS OF TRIZ-TECHNOLOGIES
The article considers the pedagogical conditions of formation of coherent speech at children of preschool age in the course of use of receptions of TRIZ-technologies. The purposes, problems, TRIZ principles - formations are allocated. There was underlined the developing orientation of formation of coherent speech at preschool children in the course of TRIZ use - toolkit, was considered modular character of training.
Key words: coherent speech, formation, pedagogical technology, TRIZ receptions-technologies, preschool age, quality of formation.
Altay State Pedagogical Academy.
Ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Altay territory, Russia, 656031.
E-mail: [email protected]