Научная статья на тему 'Использование ТРИЗ-технологии в процессе развития навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Использование ТРИЗ-технологии в процессе развития навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / НАВЫКИ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ / ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЯ / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / CREATIVE STORYTELLING SKILLS / TRIZ TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна

Проблема развития связной речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии. Особую остроту заявленная проблема приобретает в отношении дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. В статье ракрываются возможности использования ТРИЗ-технологии в процессе развития навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING TRIZ-TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF DEVELOPING CREATIVE STORYTELLING SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The problem of the development of coherent speech of children remains one of the most important in the theory and practice of speech therapy. The problem is especially acute with respect to preschoolers with a general underdevelopment of speech. The article reveals the possibility of using TRIZ technology in the process of developing creative storytelling skills in older preschoolers with a general underdevelopment of level III speech.

Текст научной работы на тему «Использование ТРИЗ-технологии в процессе развития навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Педагогика

УДК: 373.25

кандидат педагогических наук, доцент Насибуллина Анися Дамировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО

РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Проблема развития связной речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии. Особую остроту заявленная проблема приобретает в отношении дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. В статье ракрываются возможности использования ТРИЗ-технологии в процессе развития навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, навыки творческого рассказывания, ТРИЗ-технология.

Annotation. The problem of the development of coherent speech of children remains one of the most important in the theory and practice of speech therapy. The problem is especially acute with respect to preschoolers with a general underdevelopment of speech. The article reveals the possibility of using TRIZ technology in the process of developing creative storytelling skills in older preschoolers with a general underdevelopment of level III speech.

Keywords: general speech underdevelopment, older preschoolers with general underdevelopment of speech, creative storytelling skills, TRIZ technology.

Введение. Дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи (далее ОНР), нуждаются в организации специального обучения связной речи, что необходимо для полного преодоления речевого дефекта и успешного школьного обучения.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

В логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня развитие навыков творческого рассказывания является важнейшим этапом при обучении связной речи.

По мнению В.П. Глухова [4], Н.В. Жуковой [7], творческое рассказывание является наиболее сложным среди всех видов связной монологической речи. В старшем дошкольном возрасте становится возможным развитие творческой речевой деятельности в связи с тем, что у детей к тому времени накапливается достаточный запас знаний об окружающем мире, который в дальнейшем становится содержанием словесного творчества.

Проблема развития навыков творческого рассказывания у дошкольников с речевыми нарушениями в логопедической работе представлена в трудах А.В. Корзун [8], И.Г. Мазуновой [9], Н.В. Нищевой [11], Т.А. Ткаченко [12].

В своем исследовании Е.В. Аханькова [2] отмечает, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками творческого рассказывания. При составлении рассказов у них отмечаются недостатки в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом построении предложений, недостаточность словарного запаса, аграмматизмы и длительные паузы.

Между тем развитие навыков творческого рассказывания играет важную роль в формировании мыслительных операций, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.

Одним из результативных методов развития навыков творческого рассказывания является ТРИЗ-технология - теория решения изобретательных задач, созданная Г. С. Альтшуллером. Данная технология способствует развитию связной речи на основе активации творческого мышления в процессе познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности.

Формулировка цели статьи. Цель исследования состояла в изучении возможностей развития навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ТРИЗ-технологии.

Изложение основного материала статьи. Для осуществления поставленной цели было организовано исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №65» г. Оренбурга. В исследовании участвовало 19 детей, в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

С учетом цели исследования программа экспериментального изучения включала методики В.П. Глухова [4] (задание на обследование состояния связной речи) и В.М. Акименко [1] (задания на исследование составления рассказа по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок).

В ходе проведения диагностических процедур мы отмечали наличие у испытуемых неустойчивости внимания (повышенная отвлекаемость на посторонние предметы, звуки, движения), нестабильность темпа деятельности (имеют тенденцию к снижению в процессе работы) [10].

Анализ результатов, полученных по методике В.П. Глухова, показал, что высокий уровень составления рассказа из личного опыта по выборке испытуемых не выявлен.

Средний уровень был выявлен у 4 детей. Рассказ детьми составлен в соответствии с предъявленным вопросным планом. Большая часть фрагментов представляет связные высказывания. Отмечались отдельные морфолого-синтаксические нарушения, в виде ошибок в построении фраз, в употреблении глагольных форм, небольшие паузы и т.д. Приведем пример рассказа Анны М.: «Я летом ходила на детскую площадку и там каталась с горки, каталась на качелях, та м-м-м-м там всякие трюки делала. Потом еще там была горка, и там есть такое, где вылазить, и там взбиралась и скатывалась. Еще там были мои друзья и мы залазили на крышу и устраивала много разных пикников. Еще там были маленькие детки, но им мамы не разрешали на высоту лазить, потому что они могут упасть? и это-о-о и дети, и маленькие катались на качелях не сильно и играли в песочнице».

Недостаточный уровень овладения связной монологической речью был выявлен у 6 детей. В рассказах дошкольников данной группы отсутствуют один или два фрагмента. Большая их часть представляет простое перечисление предметов, сюжет приметивен, а содержащаяся в них информация отличается фрагментарностью и неполнотой. В большей части фрагментов нарушена связность речевого высказывания. Отмечаются нарушения структуры фраз, обилие аграмматизмов. Приведем пример рассказа Егора П.: «Летом, когда мама разрешит, я играю на детской площадке. Играюсь с Тимой, моим другом. Мы лазием по горкам, по канатам, в догонялки играем., чай-чай выручай. Еще приходят Богдан, Олеся сестра. Рядом у нас есть две детские площадки, на которых играю, либо где близко, где школа, или еще где садик. Там есть лестница какая висит, там на ней тяжело залазить, канаты на чем висеть еще, кольца еще. Там домик и там такие кольца торчат и там встать что-нибудь, например. Еще там машины, рычаги и другие педали, а взадизалазиешь там горка небольшая. И больше ничего».

Низкий уровень овладения связной монологической речью был выявлен у 7 детей. Были отражены не все вопросы задания. Рассказ составлен из простого перечисления предметов и действий, наблюдалась бедность содержания и грубые лексические и грамматические недостатки. Приведем пример рассказов воспитакнников данной группы.

Илья Ц.: «Э-э-э-э я катался на горке. Летом. На детской площадке летом, на качелях, на качалке, на канате, на горке. Детей много. Ну они в песочнице сидели. Я на карусельке еще катался».

Никита П.: «Мы с Настей там мальчиков увидели, потом они ушли куда-то. Мы катались на горке, там

поставлен знак, что собаков не пускают. Ну мы там .....Были качели. Ну, детки не катались, их куда-то

убрали. Там была... карусель, две горки, жираф. Я Настю догоняю, а она убегает».

В исследуемой группе 2 дошкольника не смогли справиться с заданием даже с помощью логопеда.

Анализ даных по методике В.М. Акименко, позволил сделать вывод, что дошкольники с ОНР справились с предложенными заданиями, по-разному.

Первый уровень был определен у 7 детей. В рассказах составленных детьми были описаны не все смысловые звенья, присутствовала неправильная последовательность изложения и требовалась постоянная помощь экспериментатора. Задание выполнено не полностью. Например, при выполнении первого задания дошкольники составили следующие рассказы.

Роман Х.: «Дети играют в хоккей и...... исн........и кидаются снегом. А еще строят снеговик, катаются

на лыжах. Катаются на санках, а девочки балет. Зима. Лежит снег, играют в снег. Дети тепло одеты, куртка, шарф, валенки и шапка».

Дарья Б.: «Мальчики играют в снежки, девочки делают снеговика, другие девочки катаются на лыж.. на санях. Мальчики катаются на лыжах, мальчики делают, ну играют в хоккей. Еще одни девочки катаются на коньках. Зима, потому что снег, дети тепло одеты. Валенки, шапки, куртки теплые».

При выполнении второго задания были составлены следующие рассказы.

Вадим К.: «Мальчики, они нашли ежика в лесу. Потом они пришли домой и накормили ежика. Они стали довольные. Ежика кормили молоком».

Илья Ц.: « Они нашли ежиков на улице в кустах, потом они его понесли домой. Потом они ему молока налили и хлеба дали».

Второй уровень по данной методике выявлен был у 5 дошкольников с ОНР, в рассказах которых прослеживалась правильное понимание составленного рассказа и определенная последовательность. Вместе с тем в ходе исследования мы отмечали наличие длительных пауз, остановок, что приводило к необходимости оказания помощи со стороны экспериментатора.

При выполнении первого задания дошкольники составили следующие рассказы.

Вероника К.: «Сейчас погода зимняя. С деревьев спали листья, голые они и на них лежит снег. Елочки расцветают зимой. Дети одеваются потеплее, теплее, чем летом. Можно даже кататься на фигурном катании, в хоккей играть. Еще можно на санках кататься, кидать снежки».

Даниил К.: «Зима. Потому что все белое и в снегу. Тут дети одеты тепло. У них шапки, варежки и теплые штанишки. Девочки катаются на санках,а мальчики на лыжах, еще они играют в хоккей. Занимаются фигурным катанием, строят снеговика. Им весело и они улыбаются, значит, они любят зиму. И я люблю зиму».

В процессе выполнения второго задания дошкольниками с ОНР были составлены следующие рассказы.

Анна М.: «Лето. Мальчики гуляли и нашли в лесу ежика. Они отнесли его домой в кепке, потому что он колючий. Дома ему налили молоко и покормили».

Егор П.: «Два мальчика в лесу нашли под кустом ежика. Они положили его в кепку, потому что боялись уколоться и отнесли домой. Дома они стали его кормить молоком и хлебушком».

Данные констатирующего этапа исследования показали, что развитие навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня находится на низком уровне и обусловлено недостаточностью словарного запаса, затруднениями в установлении смысловых связей между частями текста, логичность повествования нарушена.

Анализ логопедической практики показывает, что ТРИЗ-технология как система методов, приемов, игр, упражнений, творческих заданий позволяет старшим дошкольникам с ОНР III уровня более успешно усваивать программный материал по развитию связной речи на логопедических занятиях.

В структуре логопедического занятия с использованием методов ТРИЗ-технологии, характерно присутствие сказочных игровых ситуаций, которые вводят детей в проблему, состояние поиска, стимулируют их мыслительные процессы. Самой эффективной формой понимания дошкольниками методики творчества является комплекс творческих заданий. Задания даются детям через игры, алгоритмы, обязательным условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в сочинениях, сказках, загадках, поделках [1, 5, 12].

В играх с элементами ТРИЗ-технологии дети обучаются придумывать и отбирать новые объекты, наделять их функциями, давать новые несуществующие названия, классифицировать их и работать по алгоритму [6]. Анализ педагогической практики показывает, что тематика игр или творческих заданий на коррекционных логопедических занятиях зависит от темы изучаемого материала. Целью игр является повышение качественных показателей связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня через поисковую, исследовательскую, изобретательскую деятельность.

В арсенале ТРИЗ-технологии присутствует большое количество хорошо зарекомендовавших себя методов, необходимых для работы с дошкольниками с данной формой речевой патологии. На логопедических занятиях используется лишь некоторые из них (таблица 1).

Таблица 1

Методы ТРИЗ-технологии, используемые на логопедических занятиях

Название Цель Содержание

Метод мозгового штурма (метод оперативного решения проблем) Стимуляция творческой активности Предлагается назвать варианты решений проблемы или проблемных ситуаций. Затем из числа предложенных вариантов выбираются наиболее эффективные, которые могут использоваться на практике

Метод каталога Обучение творческому рассказыванию Предлагается небольшое количество слов и признаков не связанных с ними, далее из них составляется связный рассказ

Метод фокальных объектов Развитие воображения, речи, фантазии иформирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира Установление ассоциативных связей с различными случайными объектами. Перенос свойств одного объекта на другой

Метод морфологического анализа Развитие творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов Предлагается выявить все возможные факты решения проблемы. Комбинирование разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта

Метод обоснования новых идей (или золотая рыбка) Преодоление психологической инерции Предлагается разделить предложенную ситуацию на составляющие (реальность и фантастика), а затем найти реальные проявления фантастической составляющей

Метод ММЧ (моделирование маленькими человечками). Формирование представлений о различных объектах и процессах Моделирование процесса, происходящего в природе или с участием человека между веществами

Синектика(метод аналогий): — прямая аналогия; — личностная аналогия; — фантастичес кая аналогия Обучить детей выделять свойства и признаки предметов, сравнивать и классифицировать их — предлагается представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления; — основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний; — решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ) Обучение творческому рассказыванию С целью развития творческого воображения у ребенка вводятся в помощь шесть волшебников. Целью волшебников является изменение свойства объекта, а приёмами их волшебства увеличение и уменьшение, деление и объединение, преобразование признаков времени, оживление и окаменение, специализация и универсализация

В ходе исследования был составлен и реализован комплекс логопедических занятий, направленных на развитие навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами ТРИЗ-технологии.

Данный комплекс логопедических занятий, в которых были использованы методы ТРИЗ-технологии, был составлен на основе методических рекомендаций С.И. Гин [3], А.В. Корзун [8] Т.А. Ткаченко [12].

Игры и упражнения ТРИЗ-технологии («Наоборот», «Хорошо-плохо», «Маша-растеряша», «Теремок», «Волшебный ящик» и др.) содействовали не только развитию навыков творческого рассказывания, но и поддержанию интереса детей к занятиям с логопедом.

Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики позволил сделать вывод о наличии положительной динамики. Уровень развития навыков творческого рассказывания у воспитанников логопедической группы стал выше.

Выводы. Результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать следующие выводы:

- старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня испытывают затруднения при составлении рассказов по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок, из личного опыта,

- формирование связной речи и навыков творческого рассказывания у детей с ОНР III уровня является одной из важных задач в общем комплексе коррекционных мероприятий,

- использование на логопедических занятиях ТРИЗ-технологии способствует повышению их эффективности и повышению уровня развития навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Литература:

1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. -Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 45 с.

2. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Аханькова, Евгения Викторовна. - М.: 2004. - 209 с.

3. Гин, И. С. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений / И. С. Гин. -4-е изд. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. - 112 с.

4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 168 с.

5. Горохова, С. Н. Использование элементов методики обучения составления детьми творческих рассказов (ТРИЗ) в работе логопеда [Электронный ресурс] / С. Н. Горохова // Наука и образование: Новое время. - № 6. - 2016. - С. 519-522. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27723076

6. Елкина, Н. В. Элементы ТРИЗ в обучении творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Елкина, В. А. Лазарева // Дошкольное и начальное образование: Вариативность подходов. - 2016. - С. 385-390. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27373407

7. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. - М.: АРД ЛПД, 1990. - 500 с.

8. Корзун, А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками / А. В. Корзун. -М.: Университетское, 2000. - 168 с.

9. Мазунова, И. Г. Обучение творческому рассказыванию дошкольников с ФФНР в условиях логопедической группы / И. Г. Мазунова // Завуч. - 2001. - №5.

10. Насибуллина, А. Д. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе / А. Д. Насибуллина, М. А. Польшина // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №2 (121). - С. 130-135.

11. Нищева, Н. В. Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. - 187 с.

12. Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. - М: Владос, 2008. - 47 с.

Педагогика

УДК: 301

кандидат социологических наук, доцент Немова Ольга Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

преподаватель Шевченко Наталья Анатольевна

Ставропольский колледж искусств (г. Ставрополь);

магистрантка, руководитель отдела Семушева Татьяна Гафиятовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества имени В. П. Чкалова» (г. Нижний Новгород)

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МЕДИАКОНТЕНТ: АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация. В статье представлен анализ современного детского музыкального контента. Исследование проводилось с целью выявления того воспитательного потенциала, который несет современная музыка детям. Сравнительный анализ музыкального контента советской и постсоветской эпох показал, что, к сожалению, современная музыка не отвечает целям воспитания гармонично развитой личности ребенка. Подрастающее поколение вынуждено воспитываться в основном под музыку западных исполнителей, качество которой не отвечает требованиям российского образовательного стандарта. Безудержная коммерциализация детского музыкального пространства сводит на нет усилия родителей, педагогов, воспитателей, всех причастных к воспитательному процессу, а именно воспитанию духовно-нравственных ценностей, ценности патриотизма, музыкально-эстетического вкуса у подрастающих поколений россиян.

Ключевые слова: механизмы трансляции ценностей, детский музыкальный медиаконтент, воспитание, образование.

Annotation. The article presents an analysis of modern children's music content. The study was conducted to identify the educational potential of modern music for children. A comparative analysis of the musical content of the Soviet and post-Soviet eras showed that, unfortunately, modern music does not meet the goals of education of harmoniously developed personality of the child. The younger generation is forced to be brought up mainly to the music of Western performers, the quality of which does not meet the requirements of the Russian educational standard. The unrestrained commercialization of children's musical space nullifies the efforts of parents, teachers, educators, all involved in the educational process, namely the education of spiritual and moral values, the values of patriotism, musical and aesthetic taste of the younger generations of Russians.

Keywords: mechanisms of broadcasting values, children's music media content, education.

Введение. Классик отечественной философской и педагогической мысли И.А. Ильин воспитанию отводил приоритетное значение. Освоение знаний, умений и навыков, специальное образование следует подчинять задачам духовно-нравственного развития личности, необходимости выработки ее жизненных ориентиров. Формирование лучших человеческих качеств у детей и юношества, как утверждает И.А. Ильин, связано прежде всего с освоением ими духовного опыта и оно более значимо для самого человека и для общества по сравнению с умственным развитием, с освоением суммы естественно-научных, технических и других социальных знаний. В этой связи особое внимание необходимо уделить вопросам приобщения молодежи к базовым основам национальной культуры и российского менталитета. «Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли» [4, с. 111-113]. Воспитание детей и юношества рассматриваются им как важнейшее условие, предпосылка и основа духовно-нравственного самосохранения и воспроизводства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.