Научная статья на тему 'Технологии социальной реабилитации'

Технологии социальной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3326
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белых Ольга Борисовна

В условиях роста безнадзорности детей, подростков в России важное значение приобретает их социальная реабилитация. Одним из направлений повышения эффективности этой деятельности выступает ее технологизация. Выделено и рассмотрено десять реабилитационных технологий: программно-целевая, коммуникативная, релаксационная, оценочная, трудовая, тьюторская, тренинговая, патронатная, а также технологии формирования новой жизненной среды и формирования нормативной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of social rehabilitation

In condition of growth of uncared children and youth in Russia the important meaning acquires their social rehabilitation. One of the directions of rise of this activity efficiency is its technologization. The author points out ten rehabilitation technologies: program-aid, communicative, relaxation, estimation, labor, tutor's, training, patronage, and also the technologies of forming new living sphere and forming of judicial sphere.

Текст научной работы на тему «Технологии социальной реабилитации»

методологической базой для анализа процесса бюрократизации общественно-политической жизни, в том числе и современного российского общества. Весьма немаловажны поставленные проблемы для всех уровней власти, в том числе местных и региональных, в целом для разработки концепций социального развития.

Библиографический список

1. Маркс, К. К критике гегелевской философии права // Сочинения. Т. 1. — 2-е изд. — М., 1955. — С. 219-368.

2. Маркс, К. Оправдание мозельского корреспондента // Сочинения. Т. 1. — 2-е изд. — М., 1955. — С. 187-217.

3. Маркс, К. Судебный процесс «№ие Rheinsche Zeitung» // Сочинения. Т. 6. — 2-е изд. — М., 1957. — С. 235-253.

4. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Сочинения. Т. 8. — 2-е изд. — М., 1957.— С. 115-217.

5. Грамши, А. Тюремные тетради : избранные произведения в 3-х т. — Т. 3. — М. : Политиздат, 1959.

6. Зверев, А.Ф. Анализ социальной природы буржуазной бюрократии в работах К. Маркса // Социологические исследования. - 1986. - № 1. - С.149-154.

7.Mommsen, W. Max Weber. — Frankfurt-a-M., 1957.

8. Осипов, Г.В. Технократические концепции управления в современной социологии // Социологические исследования. — 1978. - № 3. - С. 13-20.

9.Tourain, A. The Post Industrial Society. — N. Y., 1971.

10. Bell, D. The Coming of Post Industrial Society. — N. Y., 1973.

11. Sprondel, W. M., Sayfarth, С. Hg. Max Weber und die Rationalisierung sozizlen Handelns // Technik und kapitalistischer Betrieb. Max Webers Konzept der Industriellen Entwicklung und Rationalisierungsproblem in der neueren Industriesoziologie. — Stuttgart : Ferdinand Enke Verlag, 1981.

12. Давыдов, Ю.Н. Техника и бюрократия // Социологические исследования. — 1988. — № 5. — C. 116-127.

КИБАРДИНА Людмила Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Статья поступила в редакцию 20.03.08 г.

© Л. Н. Кибардина

УДК 316 О. Б. БЕЛЫХ

Специализированное муниципальное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», п. Ракитное Белгородской области

ТЕХНОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ___________________________________

В условиях роста безнадзорности детей, подростков в России важное значение приобретает их социальная реабилитация. Одним из направлений повышения эффективности этой деятельности выступает ее технологизация. Выделено и рассмотрено десять реабилитационных технологий: программно-целевая, коммуникативная, релаксационная, оценочная, трудовая, тьюторская, тренинговая, патронатная, а также технологии формирования новой жизненной среды и формирования нормативной среды.

Недостаточное внимание к детям со стороны общества и государства приводит к значительному росту безнадзорности, беспризорности, жестокому обращению с ними, вовлечению их в антиобщественную деятельность. В этой ситуации особо важное значение приобретает социальная реабилитация несовершеннолетних (детей и подростков). Одним из направлений повышения эффективности этой деятельности выступает ее технологизация.

Технология (социальная технология) — определенный способ осуществления деятельности, связанный с ее расчленением на отдельные операции (действия), соблюдением их определенной последовательности, выбором наиболее рациональных способов (методов) их выполнения.

Из всего операционного и инструментального разнообразия социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, можно выделить, на наш взгляд, десять социальных технологий: 1) программно-целевую технологию, 2) технологию формирования новой жизненной сре-

ды, 3) технологию формирования нормативной среды, 4) коммуникативную технологию, 5) релаксационную технологию, 6) оценочную технологию, 7) трудовую технологию, 8) тьюторскую технологию, 9) тренинговую технологию, 10) патронажную технологию.

Программно-целевая технология получила широкое распространение в системе управления социальной реабилитацией. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты Общероссийского конкурса на лучший инновационный проект в социальной сфере. Участниками конкурса были учреждения социального обслуживания населения, в том числе специализированные учреждения для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и находящихся в социальной реабилитации. Свои программы на конкурс представило 171 специализированное учреждение. Программы 10 учреждений были признаны победителями, программы 91 учреждения стали лауреатами, остальные отмечены как участники конкурса.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

Характерными особенностями целевых программ являются: 1) двуединая направленность деятельности — на ребенка и его семейное окружение; 2) наличие разработанного и апробированного комплекса подпрограмм, позволяющих в работе с ребенком и его семейным окружением полнее учитывать их индивидуальные особенности и проблемы; 3) взаимодействие специалистов разного профиля в общем процессе социального возрождения ребенка и восстановления его семейных связей; 4) ориентация программ на расширение реабилитационного пространства; 5) ориентация на повышение возможности для ребенка жить и воспитываться в родной семье [1].

Важнейшая задача технологии формирования новой жизненной среды. — дать заброшенному ребенку новую среду обитания, новые впечатления, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор. Создавая новую среду обитания в реабилитационном центре (приюте), важно позаботиться не о богатой, бьющей в глаза обстановке, которая может быть и удивит инспектирующих, но не возвысит поселившихся там детей. Главная забота состоит в том, чтобы в стенах Дома было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них социально значимые потребности.

Необходимым условием социальной адаптации подростка является четкое разграничение в жизни центра разрешаемого и запрещаемого — «можно» и «нельзя». С решением данной задачи связана технология формирования нормативной среды. Эта технология, в частности, требует понимания того, какие факторы привели к низкому уровню усвоения подростком социальных норм. Важным условием адаптации подростка является исключение из педагогического обихода жестких и категорических требований. Груз моральных, дисциплинарных, режимных требований, которые ребенку предстоит освоить, не должен быть непосильным, пугающим, отталкивающим. Поэтому с самого начала в коллективе сотрудников спокойно и сознательно определяют, где они готовы к снисхождениям, прощая на первых порах нежелательное поведение, а где такого снисхождения быть не может.

Адаптация подростка в новых условиях в значительной мере зависит от качества человеческих сетей и отношений, в которые включается ребенок. В первую очередь речь идет об установлении позитивных отношений со взрослыми, работающими в центре, о восстановлении нормального общения подростка с ними. Не случайно для значительной части детей, попадающих в учреждение социальной реабилитации, характерны трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Однако если не восстановить коммуникативные связи подростка, сложно достигнуть восстановления и других видов деятельности — трудовой, познавательной, игровой, ибо общение присутствует в каждом из них.

Существенную помощь сотрудникам реабилитационного учреждения может оказать технология установления контакта, разработанная доктором психологических наук Л. Б. Филоновым. Технология включает несколько стадий, прохождение которых позволяет установить с подростком контакт, на основе которого в дальнейшем может развиваться более полноценное общение с ним. Первая стадия — «накопление согласий» между взрослым и подростком, т.е. установление единства взгляда на какие-то вещи. Вторая стадия — поиск нейтральных интересов и увлечений подростка, цель которого возбудить у него положительное эмоциональное состояние.

Замечено, что сам факт заинтересованности взрослого тем, что больше всего нравится подростку, он воспринимает как свидетельство особого внимания к нему. Он это ценит и охотнее идет на контакт. На что же опереться взрослому в поиске базы для контакта? Лучше всего обратиться к наиболее предпочтительному для подростка время препровождению («чем он любит заниматься?», «какое занятие ему нравится?»...). Если мы благополучно миновали две первые стадии, подросток начинает с большим доверием относиться к партнеру по общению и теперь важно не пропустить, уловить тот момент, когда у него возникает желание открыть что-то о себе («я не боюсь...», «я видел...», «я был... », «я знаю... » и т.д.). Все, что он о себе говорит, следует обсудить как важное сообщение. На этой — третьей — стадии для взрослого есть три запрета: нельзя сомневаться в том, что подросток говорит о себе; не следует возражать ему; ни в коем случае не вступать с ним в спор. На четвёртой стадии движения к контакту выясняются те качества личности, которые опасны для установления взаимодействия. Достигнув этой стадии в общении со взрослым, подросток освобождается от внутреннего напряжения, и взаимодействие с ним переходит на пятую стадию, с которой начинается процесс выработки общих принимаемых и подростком, и взрослым норм поведения.

Заметим, что дезадаптированные дети особенно устают от непрерывного пребывания на людях, уединение для них чрезвычайно важно — они сбрасывают психологическую перегрузку, осмысливают новое течение своей жизни, фантазируют. Поэтому важно создать уютные уголки, где можно побыть одному.

Обеспечение подобных условий — основная цель использования релаксационной технологии. Особенно важны первые шаги воспитания специализированного учреждения. Очень желательно, чтобы вхождение его в Дом осуществлялось в обстановке покоя, без суеты, излишнего возбуждения. Особое значение это имеет в момент вхождения подростка в группу. Даже если эта группа существует недолго, все равно она уже представляет собой определенное контактное объединение детей, в котором складываются некие правила общежития и взаимодействия. В жизни центра необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность подростку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения.

Сфера применения релаксационных технологий социальной реабилитации не ограничивается рамками специализированных учреждений. Она гораздо шире, охватывает региональные масштабы.

На региональном уровне социальная релаксация несовершеннолетних осуществляется посредством организации их отдыха и оздоровления. Так, в Белгородской области разработан и реализуется комплекс мероприятий по обеспечению максимального отвлечения детей и подростков от влияния неблагоприятных факторов и созданию организованного отдыха и досуговой занятости в период летних каникул. В целях координационной деятельности субъектов системы реабилитации по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений, в рамках реализации программы проводится межведомственная комплексная профилактическая операция «Подросток». На территории области функционирует 29 оздоровительных лагерей загородного типа, 509 школьных оздоровительных лагерей, 424 лагеря труда и отдыха. Организованными формами летнего отды-

ха и оздоровления ежегодно охватывается до 150 тыс. детей и подростков [2].

Еще один важный способ социальной реабилитации несовершеннолетних — трудовая технология.

Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания дезадаптированных детей и подростков требует от работников социальных центров (приютов) серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда и организации трудовой деятельности воспитанников. Прежде всего, труд воспитанников должен быть разнообразным, по своему содержанию и формам, характеру, что дает им возможность довольно широкого выбора его видов в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Другим важным требованием к организации детского труда в социальном приюте является обеспечение его посиль-ности и доступности. Слишком трудные задания не содействуют концентрации внимания, приводят к быстрому физическому утомлению подростков, снижают интерес к работе. Воспитательная и реабилитационная эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и результативности. Редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение. Если говорить о детях, то психологи, исследовавшие эту проблему, пришли к выводу, что в подростковом возрасте происходит переориентация с процессуальной стороны труда, свойственной в значительной степени детям младшего возраста, на результативную. Труд воспитанников социального приюта должен быть достаточно длительным, и систематическим, а не подменяться разрозненными и эпизодическими трудовыми мероприятиями. Лишь тогда, когда дезадаптированные дети и подростки систематически упражняются в различных видах трудовой деятельности, имеет место процесс их социальной реабилитации, а труд превращается в привычку.

Чрезвычайно важными и актуальными в воспитательном плане являются вопросы стимулирования детского труда в центре. Для дезадаптированных детей и подростков нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, представляющие собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд, начиная от простой похвалы воспитателя или инструктора и кончая выплатой денег за работу и произведенную продукцию.

Таким образом, трудовая технология социальной реабилитации несовершеннолетних связана с соблюдением требований разнообразия, посильности и доступности трудовой деятельности, ее целенаправленности и результативности, достаточной длительности и систематичности, а также стимулирования детского труда.

Рассмотренные выше технологии не исчерпывают проблемы адаптации и реабилитации несовершеннолетних в специализированном учреждении. Чтобы укреплять и развивать нормальные коммуникации подростков, воспитателю следует грамотно использовать оценочные воздействия.

Непреложным требованием оценочной технологии — к ее рассмотрению как раз приступаем — должно стать следующее: «Подвергай критике поступок, не распространяй своих оценок на личность в целом». «Стремись заметить в ребенке положительное и опереться на него». Умение воспитателя общаться без постоянных нареканий основано на вере во все лучшее, что есть в подростке, опоре на сильные стороны его личности. Воспитатель должен намеренно не афишировать слабости, недостатки, несовер-

шенства подростка, направляя усилия на подкрепление и развитие положительных сторон личности.

Особенно важное значение имеет соблюдение правил поощрения и наказания (порицания). Эффективность поощрения обеспечивается при соблюдении правил позитивных отклонений, выбора релевантных показателей, определенности и психологической значимости; эффективность наказания (порицания) — при правильном отношении к оцениваемому, правильном выборе места оценки, правильном выборе времени, правильном выборе меры, изложении содержания поступка, критике только поступка, исключении безысходности, объяснении важности изменения поведения.

Как показывает практика, значительный эффект в социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних значит технология социального тренинга [3]. Так, коммуникативный тренинг «Школа общения» ориентирован на развитие коммуникативной культуры личности воспитанника приюта, как активного участника культурного общения. Занятия позволяют повысить коммуникативную компетентность подростка, способствуя тем самым его социальной адаптации и реабилитации. Они стимулируют самосознание и формирование умения терпимо воспринимать информацию о себе от других, развивают умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих самовыражению. Коммуникативный тренинг способствует формированию толерантного отношения к себе и другим, укреплению позитивных межличностных связей в детском коллективе, развивают способность «прислушиваться» к своим потребностям, формулировать жизненные цели.

Еще одна важная и сравнительно распространенная технология социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей — технология социального патроната [4].

Социальный патронат — это система взаимоотношений социальной службы с семьей как с клиентом, попавшим в особо трудную или опасную жизненную ситуацию. Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой по патронату и патронатным воспитателем при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями, патронатным воспитателем, уполномоченной службой по патронату.

Патронат над ребенком может осуществляется до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Он может устанавливаться краткосрочно — на срок одного дня до шести месяцев; долгосрочно — от шести месяцев и более.

Помещение ребенка на долгий патронат производится в случае, если не предоставляется возможным передать ребенка на усыновление. При передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание в семью, преимущественное право усыновления этого ребенка предоставляется патронат-ному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок. Различают также патронаж: обычный — осуществляется в первые три месяца после возвращения ребенка в семью — 1 раз в месяц, следующие шесть месяцев — 1 раз в три месяца; контрольный — осуществляется на втором году проживания возвращенного ребенка в семье — 1 раз в полгода; экстренный — осуществляется при поступлении сигнала о фактах неблагополучия в семье; срочный — осуществляется по запросам семьи при возникновении проблем, разрешение которых требует помощи сотрудников центра.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008

Завершая рассмотрение технологий социальной реабилитации детей и подростков, отметим, что это такие технологии, над которыми еще предстоит работать — работать над совершенствованием и «шлифовкой» их основных компонентов — функциональноцелевого, нормативного, операционно-процедурного и инструментального.

Библиографический список

1. Программа социальной реабилитации несовершеннолетних: В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002; Программа психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних: В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002; Программа медико-

социальной реабилитации несовершеннолетних: В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002.

2. О положении детей и защите их прав в Белгородской области, 2006 год. Ежегодный доклад. — Белгород: Правительство Белгородской области, 2007.

3. Раскин, В.М. Структура и методика проведения социальнопсихологического тренинга // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001. — № 1.

4. Адресный социальный патронат семьи и детей : Науч.-ме-тод. пособие. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

БЕЛЫХ Ольга Борисовна, директор.

Статья поступила в редакцию 16.11.07 г.

© О. Б. Белых

УДК 316 П. Н. ВОЙНОВ

Белгородский юридический институт МВД РФ

ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА И ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ__________________________

Успех профилактики социальных отклонений среди учащейся молодежи обусловлен во многом тем, насколько учитываются при ее проведении особенности жизненной среды учащихся, насколько широко и активно используется регулятивный потенциал этой среды. В данной статье обобщены результаты социологических исследований, проведенных в 2006—2007 гг. среди различных категорий учащейся молодежи г. Белгорода, а также несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в органах милиции.

Успех профилактики социальных отклонений среди учащейся молодежи обусловлен во многом тем, насколько учитываются особенности жизненной среды учащихся, насколько широко и активно используется ее регулятивный потенциал.

В данной статье обобщены результаты социологических исследований, проведенных среди четырех групп учащейся молодежи г. Белгорода: 1) учащихся старших классов общеобразовательных школ (опрошено 150 респондентов), 2) учащихся профессионально-технических училищ (93 респондента), 3) студентов техникумов (131 респондент), 4) студентов вузов (174 респондента), а также несовершеннолетних правонарушителей, находящихся на учете в милиции (50 респондентов).

Цель исследования — выявление регулятивного потенциала жизненной среды учащейся молодежи и возможностей его целенаправленного использования в профилактике социальных отклонений.

Теоретической основой исследования является понимание жизненной среды как среды непосредственного социального взаимодействия, в которую

входят: 1) группы социального контроля, 2) группы социальной поддержки и 3) референтные группы.

В качестве индикатора групп социального контроля было принято проявление ими интереса к учащимся, их поведению, отношению к учебе и другим людям. Подавляющее большинство опрошенных (77,2 %) считает, что окружающие проявляют к ним такой интерес. При этом обнаруживаются такие зависимости. Во-первых, чем выше образовательный статус молодежи, тем более чувствительна она к проявляемому интересу и тем больше заинтересованности к себе ощущает она со стороны окружающих. Во-вторых, усиление заинтересованности со стороны окружающих связано также с возрастными изменениями: чем старше респонденты, тем чаще фиксируют они интерес к себе со стороны окружающих.

Гендерные различия в данном случае не играют существенной роли. Несовершеннолетние правонарушители отличаются от других категорий молодежи дефицитом внимания со стороны окружающих и невысокой чувствительностью к проявлениям внимания. Причем оба этих признака взаимосвязаны. С од-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.