Научная статья на тему 'Региональная модель социально-педагогического сопровождения образования в Курганской области'

Региональная модель социально-педагогического сопровождения образования в Курганской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ / MODEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATION / THE CULTURAL-EDUCATIONAL CENTERS / THE CENTERS OF SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION AND REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куган Борис Алексеевич

Рассматривается модель реализации социально-педагогической функции сферы образования как деятельность, региональная модель социально-педагогического сопровождения образования как объект управления: определены приоритеты социально-педагогической деятельности, обозначены инновационные формы социально-педагогической работы в учреждениях образования и организационно-методические условия для их успешной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MODEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATION IN THE KURGAN REGION

The article is devoted to the consideration of the model of realization of social and pedagogical function of an educational sphere as an activity and the regional model of social and pedagogical support of education as an object of management. The author states the priorities of social and pedagogical activity, innovative forms of social and pedagogical work in educational institutions and methodical-organizing conditions for their successful realization.

Текст научной работы на тему «Региональная модель социально-педагогического сопровождения образования в Курганской области»

УДК 37.03+37.01 ББК 431 (2Р36-4Кур)

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Б.А. Куган

Гпавное управление образования Курганской области

REGIONAL MODEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATION IN THE KURGAN REGION

B.A. Kugan Central administrative board of education in the Kurgan region

Рассматривается модель реализации социально-педагогической функции сферы образования как деятельность, региональная модель социально-педагогического сопровождения образования как объект управления: определены приоритеты социально-педагогической деятельности, обозначены инновационные формы социально-педагогической работы в учреждениях образования и организационно-методические условия для их успешной реализации.

Ключевые слова: модель социально-педагогического сопровождения образования, культурно-образовательные центры, центры социально-профессиональной адаптации и реабилитации.

The article is devoted to the consideration of the model of realization of social and pedagogical function of an educational sphere as an activity and the regional model of social and pedagogical support of education as an object of management. The author states the priorities of social and pedagogical activity, innovative forms of social and pedagogical work in educational institutions and methodical-organizing conditions for their successful realization.

Keywords: model of social and pedagogical support of education, the cultural-educational centers, the centers of social and professional adaptation and rehabilitation.

В системе образования Курганской области сегодня работает 454 социальных педагога. Для сравнительно небольшого региона с числом обучающихся, воспитанников 140,5 тысяч человек - это серьезный педагогический ресурс.

При этом следует отметить, что за последние 5 лет число социальных педагогов в области увеличилось практически в три раза. И связано это не только с тем, что общество в переходный период столкнулось с многочисленными проблемами, связанными с ростом семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но и с тем, что сегодня происходит переосмысление общественной системы формирования личности.

Ведь не секрет, что в отечественной педа-

гогической науке долгое время уделялось значительное внимание факторам целенаправленного, контролируемого воздействия на личность - обучению и воспитанию. И в то же время зачастую вне поля педагогического влияния оказывались жизненный социум и сфера общения ребенка, а также этнические, национальные, религиозные особенности, традиции и обычаи, да и в целом социально-экономические условия и духовные ценности общества [1,3].

Конечно, во все времена школа (в самом широком смысле этого слова) не оставляла без внимания работу с семьёй и социальным окружением своих учеников. Но это, как правило, происходило от случая к случаю, чаще всего по каким-то чрезвычайным поводам. Сейчас в учебных заведениях появились спе-

циальные люди, призванные постоянно и целенаправленно заниматься с детьми, испытывающими трудности в процессе социализации, попадающими под негативное влияние.

Как известно, смысл деятельности социального педагога в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности. Это если говорить по научному. А на практике это изматывающая силы и нервы тяжелейшая работа с детишками, которых никак не отнесешь к благополучным и примерным, общение с их родителями, постоянное погружение в «изнанку» жизни, в психологические и моральные конфликты в детской и взрослой среде.

Сегодня становится актуальной задача воспитания не только детей, но и молодежи, а также более старших возрастных групп. И здесь трудно не согласиться с мнением, что социальная педагогика также решает проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В этом случае социальный педагог работает как в направлении «оздоровления» социального климата и предлагает эффективные методы профилактики асоциального поведения, так и исправляет уже совершившиеся искажения в развитии [2,4].

Все эти позиции в качестве принципиальных были учтены при разработке региональной модели реализации социально-педагоги-ческой функции сферы образования.

В первую очередь, мы определили приоритетные направления социально-педагогической деятельности. К ним были отнесены организация профилактики семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних, а также реабилитационная работа с девиантными детьми и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Особое внимание при этом было уделено вопросам оказания социально-педагогиче-ской поддержки семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, а также созданию условий для повышения культурного образовательного уровня детского и взрослого населения, организации содержательного досуга.

Включение данных приоритетов было обусловлено спецификой Курганской области, где значительная часть населения проживает в сельской местности, социальная сфера которой в 90-е годы оказалась на грани кризиса.

Именно в целях решения этих задач с 2001 года в Курганской области начался про-

цесс создания культурно-образовательных центров (КОЦ). Возникли они не на пустом месте, а эволюционно «выросли» из образова-тельно-воспитательных комплексов. По существу, и то, и другое объединение представляет собой разновидность социально-педагогиче-ских комплексов, однако культурно-образовательные центры имеют ряд принципиальных преимуществ.

Во-первых, деятельность в них становится более многообразной и направленной на повышение культурного уровня населения, усиление воспитательного потенциала семей, организацию культурно-досуговой деятельности, пропаганду здорового образа жизни, оказание помощи и поддержки социально незащищенным слоям населения.

Во-вторых, значительно расширяется круг участников деятельности КОЦ, включающей все возрастные группы населения - детей, молодежь, людей зрелого возраста и пожилых. Это создает благоприятную среду для разновозрастного общения, что является главным условием передачи жизненного опыта.

И, наконец, что наиболее важно, в рамках культурно-образовательных центров организуется разнообразная социально значимая деятельность, вовлекающая детей и взрослых в решение задач местного сообщества. Таким образом, идет воспитание не потребителей, а созидателей, самостоятельно обустраивающих свою жизнь и окружающую среду.

В целях организации деятельности КОЦ за счет областного и местных бюджетов были введены ставки социальных педагогов. На первых порах социальным педагогам пришлось выполнять многочисленные функции: быть пропагандистами нового, организовывать и координировать совместную деятельность органов местного самоуправления, учреждений социальной сферы, хозяйственных и общественных организаций, проводить мероприятия общепоселенческого характера.

Так, культурно-образовательный центр деревни Пестово Юргамышского района работает с 2003 года. В этой деревне нет учреждений социокультурной сферы, здесь живет всего 122 человека. Такая среда, конечно, вызывает определенные трудности в работе. Но тем не менее социальный педагог сделала все возможное, чтобы наладить общественную жизнь, сплотить сельчан, помочь детям реализовать себя. Она активно сотрудничает с учителями соседней Введенской школы, организует выставки декоративно-прикладного твор-

чества, лучшие работы представлены на районные конкурсы. Налажена и просветительская работа: созданы подростковый «Клуб делового общения», семейный клуб. Не забывает социальный педагог и о пожилых людях, которым оказывает посильную помощь вместе с отрядом «Милосердие». Всем миром проводятся здесь регулярные субботники по очистке реки Юргамыш, деревенских улиц, палисадников. Такая деятельность пришлась по душе жителям, они сами стали предлагать свою помощь в организации кружков, концертов, конкурсов.

А это уже говорит о том, что КОЦ как форма самоорганизации детского и взрослого населения состоялся и социальный педагог теперь имеет возможность перенести акцент в своей работе на осуществление непосредственно социально-педагогической функции. Интересный опыт в этом направлении накоплен в Башкирском культурно-образовательном центре Половинского района. Социальный педагог этого КОЦ Е.Н. Родионова является активным членом комиссии при сельской администрации по работе с неблагополучными семьями. Каждый член комиссии закреплен за определенной семьей и под руководством социального педагога участвует в социальном патронате таких семей. По инициативе Е.Н. Родионовой, была возрождена сельская добровольная дружина по охране порядка. Социальный педагог КОЦ ведет постоянную просветительскую работу по профилактике асоциальных явлений в подростковой, молодежной и взрослой среде, на примере своей семьи пропагандирует здоровый образ жизни и умение организовать культурный досуг.

За время пятилетнего существования куль-турно-образовательные центры показали свою жизнестойкость и востребованность обществом. И сегодня в области действуют 246 КОЦ. По данным социологического опроса населения, проживающего в микрорайоне центров, подавляющее большинство жителей считает, что в их жизни произошли заметные перемены: появилась возможность для культурного общения, улучшилась санитарная и экологическая обстановка. И, как эмоционально выразился глава одного из сельских советов: «Де-ревня-то ожила!» За этими изменениями стоят, в первую очередь, социальные педагоги, собравшие вокруг себя интересных, инициативных людей. Успех обусловлен и тем, что социальные педагоги в своей деятельности опира-

ются на многовековые народные традиции, связанные, прежде всего, с общинным духом взаимоотношений в сельском социуме.

Постепенно среди культурно-образова-тельных центров стало распространяться и своего рода видовое разнообразие. Наибольшим спросом у населения, в первую очередь у родителей малолетних детей, стали пользоваться культурно-образовательные центры, развивающие вариативные формы оказания дошкольных образовательных услуг.

При таких культурно-образовательных центрах создаются школы и клубы по интересам, передвижные библиотеки по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста, организуются праздники семьи, села, страны, концерты детей для жителей села, театрализованные постановки. Социальные педагоги совместно с детьми и родителями оформляют поздравительные открытки для жителей села, проводят выставки детского творчества и конкурсы.

В Мишкинском районе в селе Троицком создан центр, в котором дошкольники объединены в клуб «Коротышка». Главная его цель - подготовить ребенка к школе, но не подменять учителя первого класса. Социальный педагог проводит занятия три раза в неделю по разделам «Я - сам!», «Мир вокруг нас», развивает мышление, память, внимание малышей. Дети совместно с родителями участвуют во всех праздниках села. При Центре созданы школа молодых родителей «Очаг», в которой родители повышают образовательный уровень, а также «Школа материнства», где готовят будущих мам.

В Шатровском районе в деревне Ленской при культурно-образовательном центре также действует группа кратковременного пребывания детей. Малыши посещают группу вместе с родителями. Родители участвуют в подготовке и проведении праздников, театрализованных представлений, в изготовлении атрибута к спектаклям, нестандартного оборудования для физических занятий. Совместно с педагогами они ведут домашние дневники, выпускают семейные газеты. Социальный педагог регулярно проводит консультации, лекции, беседы по вопросам воспитания. В Центре создан еще и клуб «Молодая семья». Его задача - показать роль и значение родителей в воспитании ребенка, в его развитии, убедить в том, что они - главные педагоги своих детей, отвечающие за их социализацию.

Процесс создания и развития культурно-

образовательных центров, конечно, является стержневым в нашей региональной модели организации социально-педагогической деятельности, охватывающей все сферы жизнедеятельности социума. Тем не менее непосредственно в учреждениях образования у нас также начинают зарождаться инновационные формы социально-педагогической работы.

Так, развитие института приемной семьи и патронатного воспитания позволили осуществить переход к новому этапу в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей: все детские дома переведены на работу по модели «Детский дом - центр патронатного устройства». Вместо традиционных функций детского дома, где в значительной степени превалировали экономические, интернатные, административные, на первый план выдвигаются функции социально-педагогические. Па-тронатное движение началось с Кетовского детского дома «Родничок».

Сегодня 150 воспитанников этого детского дома проживают в 84 патронатных семьях, расположенных в 22 населенных пунктах Курганской области.

В детском доме создана служба сопровождения патронатного воспитания, деятельность которой направлена на создание условий для оптимального развития воспитанников. Служба сопровождения - это объединение специалистов разного профиля: воспитателей, социальных педагогов, медицинских работников, психологов, логопедов, которые отслеживают успешность становления патронатного воспитателя, анализируют динамику психологосоциального развития ребенка в новых условиях, а также развитие детских домов как системы, в которую включены новые формы устройства детей в замещающие семьи. Существенное влияние на конечный результат развития и благополучия ребенка оказывает социальный педагог. Эффективное взаимодействие службы сопровождения с семьей позволяет удовлетворять интересы ребенка и силами семьи, и с помощью имеющих права и обязанности специалистов службы. Социальный педагог, курирующий ребенка, регулярно посещает семью. Его роль - координировать действия всех специалистов службы с этим ребенком и семьей, вести мониторинг развития ребенка, проводить его регулярные медицинские обследования, поддерживать постоянный контакт с ребенком, выявлять его проблемы на ранней стадии и с помощью специалистов устранять их.___________________

Реабилитационно-воспитательная работа с детьми, проживающими в семьях патронатных воспитателей, продолжается с учетом той естественной атмосферы семьи, в которой проходит жизнь детей, их образование и развитие. Вмешательство социального педагога в воспитательный процесс в патронатной семье происходит в форме деликатной коррекции и помощи в установлении наиболее продуктивных отношений в семьях патронатных воспитателей: снятие конфликтных ситуаций, проведение консультаций и оказание помощи патронатным воспитателям в организации жизни, обучения и развития детей. Обязанностью социального педагога службы является также участие в педсоветах образовательных учреждений, где обучаются дети-сироты.

Два раза в год по результатам обследований специалисты службы проводят консилиумы, на которых анализируют качество жизни ребенка и определяют тактику его дальнейшего наблюдения и виды необходимой помощи со стороны всех специалистов службы, дают советы патронатным воспитателям, определяют порядок посещения ребенком и воспитателями психологов и других специалистов.

Работа в команде, профессиональное сопровождение, взаимопомощь и поддержка -всё это явные преимущества системы патронатного воспитания перед другими формами устройства ребенка на воспитание в семью.

Опыт работы Кетовского детского дома востребован и используется другими учреждениями области. Кетовский детский дом стал своеобразным консультативным пунктом по вопросам патронатного воспитания, а социальные педагоги - главными действующими лицами новой системы воспитания детей-сирот.

В учреждениях системы начального профессионального образования области идет становление центров социально-профессио-нальной адаптации и реабилитации. Первый такой центр был создан в профессиональном училище № 5 г. Кургана.

Одно из направлений деятельности центра - социально-педагогическое сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и тех, кто склонен к самовольным уходам. Для них разработана специальная программа «Адаптация первокурсника», включающая комплекс мер, которые помогают ребятам быстрее привыкнуть к окружающим людям, к требованиям в училище, к коллективу сверстников. С первокурсниками проводят

беседы мастера производственного обучения, психологи организуют тренинги общения, социальные педагоги помогают найти занятие по душе в каком-нибудь кружке или секции и заботятся о том, чтобы подросткам были произведены все положенные социальные выплаты, они были обеспечены одеждой, проездными билетами.

И естественно, что со стороны педагогических работников осуществляются постоянное наблюдение и контроль: как идёт учёба в вечерней школе (там подростки получают основное общее образование), освоение профессиональных навыков, как складываются взаимоотношения со сверстниками. Если всё же проблемы с адаптацией возникают, то причастные к судьбе ребёнка взрослые собираются на педагогический консилиум и в коллективном обсуждении находят выход из ситуации.

После получения профессии социальные педагоги помогают выпускнику в трудоустройстве. Профессии, которые они получают (каменщики, плотники, штукатуры) востребованы на рынке труда, поэтому проблем с трудоустройством практически не возникает.

Второе направление - работа с «трудными» детьми из проблемных семей, где детям угрожает опасность, из семей малообеспеченных, неполных. Для них разработана другая программа - «профилактика социально-опас-ного поведения и социального сиротства». Работу по ней социальные педагоги ведут совместно с различными ведомствами, изучают положение семей учащихся, собирают разными способами информацию о них. И если выясняется, что кому-то нужна материальная помощь, они передают эти данные в центр социальной защиты семьи. В другой ситуации, когда, например, становятся известны факты, что о ребёнке не заботятся, применяют физическое и психическое насилие, что за ним нет надлежащего уходаА социальный педагог ставит в известность органы опеки, инспекцию по делам несовершеннолетних.

Значительное внимание мы уделяем Областному центру социальной реабилитации и профессиональной адаптации лиц с девиантным поведением, открытому в профессиональном училище № 29 (Альменевский район). Специфическая особенность центра - гибкая организация образовательного процесса, позволяющая в течение учебного года по мере поступления подростков из специальных учреждений закрытого типа вести профессиональную подготовку на основе индивидуаль-

ных учебных планов и программ. Главный результат проекта - организация патроната социальными педагогами, адресная помощь несовершеннолетним, вернувшимся из мест лишения свободы.

Известно, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья тоже нуждаются в особой заботе, в особых условиях. Для них в профессиональном училище № 15 г. Шадринска реализуется пилотный проект «Подготовка к жизни и труду подростков-сирот с отклонениями в здоровье». На сегодняшний день 89 таких детей получают различные специальности. Реализация проекта позволяет создать условия для доступного качественного начального профессионального образования детям-инвалидам и систему их трудоустройства на региональном уровне, разработать учебно-программную документацию, технологию обучения лиц с ограниченными возможностями. Эти программы рекомендованы для распространения в других учебных заведениях области.

Таковы основные организационные формы региональной модели социально-педагогического сопровождения образовательного процесса, учитывающие как региональную специфику, так и опыт других субъектов Российской Федерации. Их успешное становление и последующее развитие было бы невозможно без создания соответствующих орга-низационно-методических условий.

Во-первых, была создана необходимая нормативно-правовая база. В частности, были приняты законы Курганской области «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат» и «О размере оплаты труда приемных родителей», постановления Администрации (Правительства) Курганской области «Об установлении статуса «Культурно-образовательный центр», «Об утверждении Положения об учебных группах для подростков с отклонениями в поведении и обучении в учреждениях начального профессионального образования, находящихся в ведении Курганской области». Ряд инновационных центров и служб социально-педагогической направленности функционируют в рамках образовательных учреждений на основе положений, утвержденных Главным управлением образования Курганской области.

Во-вторых, были сформированы или определены организационные структуры, обеспечивающие координацию социально-педаго-

гической деятельности в сфере образования. К ним можно отнести областную общественную аккредитационную комиссию по присвоению статуса «Культурно-образовательный центр», которую возглавляет заместитель Губернатора Курганской области, а также Центр психолого-медико-социального сопровождения, осуществляющий общее руководство и оказывающий методическую поддержку социальным педагогам области.

В-третьих, была создана система подготовки и повышения квалификации социальных педагогов. На сегодня профессиональную подготовку этой категории педагогов осуществляют два высших учебных заведения области - Курганский государственный университет и Шадринский государственный педагогический институт.

В Областном институте повышения квалификации не первый год осуществляется профессиональная переподготовка работников образования по специальности «Социальный педагог». Всё это позволяет комплектовать образовательные учреждения и культурнообразовательные центры квалифицированными педагогическими кадрами.

Кроме того, с социальными педагогами в системе проводится методическая работа как на областном, так и муниципальном уровнях. В последнее время получила широкое распространение тьюторская подготовка специалистов, результатом которой стало обучение по вопросам социально-педагогической деятельности свыше одной тысячи социальных педагогов, психологов, классных руководителей. Эффективным средством повышения профессиональной компетентности по вопросам социальной педагогики зарекомендовали себя межведомственные семинары, проводимые в форме андрогогических мастерских для единой муниципальной команды специалистов, включающей социальных педагогов, заместителей глав муниципальных образований по социальным вопросам, ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних.

С 2002 года Главное управление образования Курганской области в сотрудничестве с другими ведомствами стало издавать информационный и научно-методический журнал «Вестник культурно-образовательных центров», а в образовательном портале Курганской области (www.hde.kurganobl.ru) был открыт раздел «Культурно-образовательные цен-

тры». Размещаемые в них материалы являются существенной методической поддержкой деятельности социальных педагогов.

Можно с уверенностью утверждать, что в нашей области институт социальных педагогов состоялся и доказал свою востребованность среди населения. Первые итоги реализации региональной модели организации со-циально-педагогической деятельности уже дали свои результаты. С определённой долей осторожного оптимизма мы констатируем в этом году стабилизацию уровня социального сиротства, впервые «кривая» детской и подростковой преступности пошла вниз.

Конечно, есть ещё много проблем в организации труда социальных педагогов, обеспечении их самым необходимым. Наиболее острый вопрос сегодня - невысокий социальный статус социального педагога. Во многих случаях люди этой профессии работают не за зарплату, довольно низкую, а, как говорится, «по зову сердца». Поэтому, планируя в области поэтапное введение отраслевой системы оплаты труда, направленную на повышение заработной платы в зависимости от качества педагогической деятельности, мы, в первую очередь, намерены распространить её на должность социального педагога.

Безусловно, требует своего дальнейшего совершенствования также и система социальнопедагогической деятельности в целом. Главное - не останавливаться на полпути, поскольку все мы должны сознавать, что соци-ально-педагогический профессионализм -это показатель социальной стабильности в обществе.

Литература

1. Модернизация дошкольного образования на селе: учебно-методическое пособие / под ред. Н.С. Моровой. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 240 с.

2. Плоткин, М.М. Социальное воспитание школьников: монография / М.М. Плоткин. -М.: Ин-т педагогики социальной работы, 2003. -200 с.

3. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманно ориентированном образовании / Г.Н. Серикову С.Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск: ЧТПУу 1999. - 242 с.

4. Социальная педагогика: монография / под ред. В.Г. Бочаровой. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС' 2004. - 540 с.

Поступила в редакцию 7 августа 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.