Научная статья на тему 'Технология социальной реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении, семейными воспитательными группами'

Технология социальной реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении, семейными воспитательными группами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
785
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология социальной реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении, семейными воспитательными группами»

© Е.Г. Лозовская, Ю.В. Фалалеева, 2004

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, СЕМЕЙНЫМИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ

Е.Г. Лозовская, Ю.В. Фалалеева

Замещающее воспитание имеет очень древние корни — оно известно со времен античности. В Библии есть первое упоминание о воспитании детей в семьях, не связанных с ними узами родства. Особое распространение воспитание брошенных детей в замещающих (фостеровских, или патро-натных) семьях получило в Европе и США уже с середины XIX века. В XX веке развитие патронатного воспитания шло быстрыми темпами с конца Второй мировой войны. За два послевоенных десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного дешевле для государственного бюджета и лучше отвечало потребностям детей, что доказано практически и теоретически (теория привязанностей Боулби). В России история призрения сирот начинается еще в период оформления феодального государства — с 988 года. Наряду с «искусственными сынами» (определение XVIII века) — усыновленными, в славянской патриархальной семье могли жить и принятые в семью так называемые «примаки» из чужой семьи. За воспитание таких детей (в большинстве случаев при живых родителях) община либо платила семье, либо оказывала натуральную помощь. Наибольшее поощрение воспитание приемных детей в России получило при Екатерине II. В некоторых губерниях воспитатель получал 5 рублей в месяц до достижения воспитанником 12 лет. На имя ребенка при этом в сберегательную кассу вносилось по 2 рубля в месяц. С тех пор государственные указы касались в основном институциальной формы устройства этих детей. В начале XX века детей начинают отдавать из воспитательных домов в соседние с Санкт-Петербургом и Москвой губернии на воспитание крестьянам за плату. Позже, в середине XX века, институт замещающей семьи за рубежом и в нашей стране получил большее развитие. К 1943 году в Советском Союзе 74 648 си-

рот были отданы на патронат (Довгалевс-кая, 1957). А.И. Довгалевская в своей диссертации описывает мотивы патронирования, критерии выбора ребенка, частично затрагивает вопросы подготовки специалистов, работающих с замещающими семьями. Семейные формы устройства были частной инициативой ряда членов царской семьи и богатых купеческих семейств. Впервые патронатное воспитание было введено в законодательство в 1943 году, когда был принят указ наркомпроса, регламентирующий данную форму помещения в семью при разграничении ответственности за ребенка между органом опеки, воспитателем и кровными родителями. В дальнейшем, к сожалению, патронат был заменен опекой. В Европе в период послевоенных реформ определяющей целью была скорейшая передача в семью детей из учреждений. Существовало мнение, что в семью можно поместить только «подходящих» детей: маленьких и здоровых. Плата за воспитание ребенка была очень низкой, так как считалось, что патронат-ные воспитатели берут детей из-за «любви», а не из-за денег. Также семьям никто не помогал. Они считались семьями, «замещающими» кровную, и должны были взять на себя все родительские обязанности. Биологические родители практически полностью отстранялись от процесса воспитания. В тот период большое количество детей было роздано по семьям, однако из-за отсутствия помощи и предварительного отбора воспитателей, дети там плохо приживались, поэтому возникла проблема перемещения детей из семьи в семью.

В более поздний период стало очевидно, что необходима профилактическая работа с кровными семьями, иначе государственная помощь превратится в конвейер по изъятию и передаче детей. Развитие практики показало, что количество отобраний детей от родителей, сроки устройства можно сократить, если вовремя поработать с кров-

ными родителями, с которыми вследствие этого нужно обращаться с большим пониманием и симпатией. Возник социальный патронат в кровной семье. Перед патронат-ными воспитателями встали новые сложные задачи — воспитание очень трудных детей, которых все-таки приходилось забирать из тех семей, которым уже нельзя помочь. Таким образом, возникла и была осознана необходимость проводить обучение патро-натных воспитателей. Социальный работник органа защиты детства один принимал все решения, нес всю ответственность за решение судьбы ребенка, кровных родителей и патронатных воспитателей. В это же время назрела необходимость помещения в семьи детей-инвалидов и трудных подростков. Ранее существовало мнение, что патронатные воспитатели не способны брать на воспитание подобных детей, хотя при этом считалось, что на это способны сотрудники детских домов. С началом практики помещения в семью детей этой категории возникла необходимость разработки новых подходов к взаимодействию с такими воспитателями и к предоставлению им помощи. Была введена практика заключения письменных договоров, трудовых контрактов: впервые патронатные воспитатели стали получать зарплату за работу наряду с пособием на ребенка. Кровные родители и подростки начали рассматриваться как равные партнеры в «предприятии».

В связи с этим стала актуальна профессионализация труда патронатных воспитателей. Отношения между социальными работниками и патронатными воспитателями перерастали в нормальные рабочие (партнерские) отношения. Однако практически до конца 70-х годов службами защиты детства не принимались в расчет последствия попечения — что происходит с молодыми людьми после того, как о них перестает официально заботиться государство, и они покидают места их устройства (обычно в возрасте 18 лет либо ранее). В Англии 86 % детей, содержащихся вне дома, по достижении совершеннолетия возвращаются к родителям, из семьи которых они были изъяты из-за ее асоциального образа жизни, в результате чего большинство из них оказывается на улице, становится наркоманами или преступниками. В ряде стран в должностные обязанности патронатных воспитателей стали вводить обязанность «оставаться родным человеком» для молодых людей пос-

ле их 18-летия. Во многих странах сейчас признается необходимость разработки системы оплаты за эту работу (как минимум до достижения воспитанником 23-летнего возраста).

На современном этапе работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, использование патронатных воспитателей необходимо для восстановления связей ребенка с кровной семьей с целью сохранения семьи. Во многих странах существуют так называемые «патронатные семьи в помощь кровным родителям» — это как бы логическое продолжение эволюции роли пат-ронатной системы, направленной на сохранение семьи для ребенка. На этом этапе уже никто не отрицает необходимости полной «профессионализации» патронатного воспитания.

Приведенное выше описание эволюции существовавших в мире представлений о патронатном воспитании во многом поучительно и, возможно, поможет преодолеть сложившиеся стереотипы. Не обязательно проходить весь путь сначала, можно попытаться использовать накопленный опыт и создать работоспособную систему, максимально отвечающую интересам детей и их семей.

В Австрии и Германии широкое распространение получили Kostkinder — формы воспитания, когда детей брали из воспитательных домов в бедные семьи для проживания и работы. Воспитатели при этом получали пособие, которое было пополнением их крестьянского бюджета. Данное явление было популярно в Европе в период с 1870 по 1920-е годы.

В 1949 году австриец Генрих Гмайнер в местечке Имст организовал детские общины «Sos-kinderdorf» для детей, лишенных родительской опеки. Опираясь на опыт Гмай-нера, в конце 80-х годов в нашей стране подобные «детские деревни» были открыты под Москвой и близ Еревана. Из зарубежной практики можно привести в пример Боливию, где дети-сироты помещаются в отдельные деревни и воспитываются по 3—4 человека одной «матерью», на роль которой приглашаются неблагополучные женщины, желающие изменить свою судьбу. В Чехословакии такие семьи были построены на принципе «служения» замещающих матери и отца (Лонгмайер, Матейчек).

На Западе работа с замещающими семьями имеет четко разработанную теорети-

ческую базу, существуют специализированные учреждения, занимающиеся лишь данной проблемой, подготовка специалистов осуществляется на высоком уровне, и в результате количество фостерных и патронат-ных семей постоянно возрастает.

В пример можно привести американскую организацию «Professional family care services», которая курирует 159 фостерных семей, организованных в результате звонков по «горячей линии» «Help Change the World, One Child at a Time».

В России для решения проблем семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самаре, а затем и в Самарской области в 1994 году был учрежден институт приемной семьи, а в 1995 — было утверждено «Временное положение о приемных семьях». Согласно данному документу, в целях обеспечения оптимальных условий для социальной адаптации, социально-психологической реабилитации предлагается детей и подростков, находящихся в СРЦН, временно передавать на воспитание в семейные группы и временные приемные семьи. Данная практика получила широкое распространение, и за период 1995—1998 годов в Самарской области было открыто более 700 приемных семей и семейных групп.

Приемная семья, являясь больше семьей, чем семейный воспитательный дом, сохраняет более высокий уровень включенности в семью государства, в отличие от обычной семьи. Приемная семья — это профессиональная семья, то есть семья, воспитывающая гражданина по поручению государства, которое платит за эту работу.

Однако одной из серьезных проблем является неподготовленность специалистов к подобной работе, недостаточная разработанность технологий сопровождения семей. В связи с этим в начале становления данной формы временного устройства детей-сирот одной из важнейших стала деятельность коллектива детского дома № 19 г. Москвы под руководством Н.П. Ивановой. Данный детский дом является миссионером патронат-ной семьи в России. С начала 1996 года авторским коллективом Центра «Христианская солидарность» и этого детского дома была разработана и апробирована модель патронатного воспитания — новой формы устройства детей в семью.

С 1997 года в рамках программы «Защита детства», реализуемой фондом «Раз-

вития социальных инноваций» под руководством А.А. Реана, вице-президента Фонда, члена-корреспондента РАО, проводится ряд экспериментов по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, во временные замещающие семьи в нескольких субъектах РФ.

Кроме того, на базе Томского областного социально-реабилитационного центра, расположенного в городе Асино, в структуре учреждения были организованы семейные воспитательные группы с целью обеспечения условий семейного воспитания, что наиболее оптимально для социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.

Также с 1998 года при комплексном социально-реабилитационном центре «Надежда» Новосибирской области функционирует 8 семейных групп, в которых проходят курс реабилитации 18 воспитанников. В этом же году была разработана государственная программа «Дети республики Башкортостан» на 1999—2005 годы, утвержденная указом президента республики Башкирия. В сентябре 1999 года коллегия Министерства образования республики Башкирия присвоила уфимскому детскому дому статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Разработка и реализация модели пат-ронатного воспитания на базе образовательного учреждения для детей, нуждающихся в государственной защите». В 2001 году эксперимент приобрел статус федерального. В мае 2002 года в г. Уфа был открыт центр по реализации модели патронатного воспитания. Сопровождение семейных групп включает в себя консультационную, диагностическую коррекционную работу, проведение культурно-досуговых мероприятий, повышение уровня знаний приемных родителей и воспитателей в «школе приемных родителей». В октябре 2000 года начала работу «Служба сопровождения замещающих семей», оказывающая комплексную помощь замещающим семьям. В 2000 и 2001 годах на базе лагеря «Голубой залив» проводились «Летние школы принимающих семей», организованные в 2000 году благотворительным фондом предпринимателей «Регион-Трейд». Школы включают совместный отдых, коррекционную работу и обучение воспитателей. Каждый месяц проводятся занятия Школы приемных родителей. Цель Школы — повышение уровня профессиональной компетентности приемных родителей и воспитателей. В марте-апреле 2002 года некоммер-

ческое партнерство «Родительский дом» совместно с социальным приютом Ленинского района Новосибирской области осуществил пилотный проект по привлечению, подбору и обучению родителей — воспитателей семейных воспитательных групп.

В Алтайском крае с начала 2002 года действует программа поддержки патронат-ных семей, которых на 19 марта 2003 года действует около 250.

В Курганской области на 28.08.2002 года работали 91 патронатный воспитатель, а в их семьях проживали 137 детей в возрасте от 6 до 17 лет. В связи с высокой эффективностью технологии администрацией области на 2003 год решено выделить 120 ставок патронатных воспитателей.

Ревдинский специализированный дом ребенка (Свердловская область) — одна из пилотных площадок проекта «Поддержка детей группы риска в Екатеринбурге и Свердловской области». Проект является результатом сотрудничества между администрацией Свердловской области, Департаментом международного развития Великобритании (DFID) и британской благотворительной организацией «Every child». В рамках реализации российско-британского проекта в Рев-де было создано 9 патронатных семей, через которые прошло 33 воспитанника дома ребенка.

В Волгоградской области первые семейные воспитательные группы были открыты 01.11.2001 года. На региональном уровне семейная группа имеет особенности, ориентируясь на которые специалистам необходимо строить свою работу:

1. Кратковременный характер функционирования (приблизительно около года) обусловливает интенсивность адаптационного процесса участников группы к новым условиям.

2. Устройство детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и не имеющих статуса оставшихся без попечения родителей (около 25 % детей, попадающих в семейные группы, к началу функционирования групп не имеют статуса). Данный факт предполагает наличие у специалиста комплекса знаний, позволяющих, наряду с психолого-педагогической реабилитацией ребенка, обеспечивать максимальную защиту законных прав воспитанников и содействовать скорейшему установлению у них статуса.

3. Тесное взаимодействие воспитателей СВГ со специалистами СРЦН (консультирование у специалистов, совместные разработки индивидуальных программ развития ребенка). Для успешности процесса адаптации ребенка в группе необходима разработка программ развития воспитанника, предусматривающая работу психологов, психиатров, медиков, юристов, иных узкопрофильных специалистов.

4. Разновозрастные категории населения (дети в возрасте от 3 до 16 лет, воспитатели от 22 до 63 лет) позволяют планировать оптимальное сочетание детей в группах, подбор воспитателям воспитанников определенного возраста.

5. Принадлежность участников семейных групп к различным национальным и этническим группам. Многие районы области — Нехаевский, Кумылженский, Камышинский, Палласовский, Светлоярский — находятся в этнической контактной зоне, где совместно проживают русские, казахи, татары, украинцы, народы Северного Кавказа, что обусловливает этноспецифические черты развития семей, накладывает отпечаток на формирование личности. Несмотря на сглаживание этнических особенностей в общении под влиянием городской культуры и процесса ассимиляции, у детей и подростков сохраняется потребность в традиционной этнической адаптации к среде.

6. Непостоянность данной формы устройства детей обусловлена тем, что дети там могут находиться без определенного статуса. Из семейной воспитательной группы они могут перейти в другую семью под опеку, на усыновление; остаться в этой же группе под опекой или же вернуться в кровную семью после проведения с ней определенной работы. Все будет зависеть от ориентации специалиста, желания и возможностей воспитателя и социальной ситуации в кровной семье ребенка.

При организации семейной воспитательной группы необходимо учитывать особенности работы с потенциальными воспитателями и воспитанниками. Наиболее четко проблемные зоны замещающей семьи были определены В.В. Барабановой (1995):

1) Особенности развития кровных детей в условиях замещающей семьи, их эмоционально-личностного развития.

2) Психологическая совместимость или несовместимость детей и воспитателей, кровных и приемных детей.

3) Проблемы супружеских взаимоотношений.

4) Возникновение у воспитателей комплекса вины вследствие неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью.

5) Право ребенка покинуть замещающую семью и право воспитателей расстаться с детьми.

6) Проблема вхождения детей в семью при смене социально-психологических ролей в семье.

Дети, передаваемые на воспитание в семью, характеризуются высоким уровнем социальной дезадаптированности. Почти у всех отмечаются признаки невротизации и неврозов, отклонения в развитии личностной коммуникативной сферы, отсутствие навыков социально адекватного поведения в различных ситуациях. Поэтому основной целью организации замещающих семей является преобразование учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослых и детей в учреждениях в личностно-ориентированную в семье, где воспитаннику будет обеспечено чувство психологической защищенности, способствующее гармоничному развитию личности.

Учитывая то, что именно временная замещающая семья призвана дать своим уча-

стникам на определенный период чувство уверенности, эмоционального комфорта, создать атмосферу семейного уюта и взаимного доверия, необходимо строить работу профессионально грамотно, чтобы обеспечить максимально длительное и полноценное ее функционирование. Специалистами по организации и сопровождению временных замещающих семей были выделены следующие задачи работы:

- создание условий для моральной, психологической, педагогической и материальной поддержки семей;

- организация учебы воспитателей с целью личностного и профессионального роста;

- подготовка рекомендаций по осуществлению взаимодействия с различными специалистами и обеспечению непрерывных коррекционных мероприятий в домашних условиях;

- разрешение проблемы «миграции детей» (В.Н. Печникова) из учреждений в семьи и из семьи в семью.

Опираясь на вышесказанное, наиболее актуальной является проблема разработки комплексной программы организации и сопровождения семейных воспитательных групп на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.