Социология и социальная работа Вестник Нижегородского 'университета им. Н.И. Лобачевского. Серия С социальные н ауки, 2009, № 1 (13), с. 41-45 41
УДК 316
МОДЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОГО ТИПА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
© 2009 г. И.И. Осипова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
osir2005@vandex.ru
Поступила в реракцию 15.01.2009
Проводится анализ структуры и функций учреждения нового типа для детей - социальных сирот, позволяющего решать задачи восстановления биологической семьи и снижения факторов вторичного и репликативного социального сиротства. Данные авторских исследований позволили сделать вывод о наиболее типичных проблемах современных детских домов и предложить инновационную форму учреждения в рамках существующих институтов и структур.
Ключевые слова: социальное сиротство, ответственное родительство, инновационные формы
предотвращения социального сиротства, сопровождение замещающих семей, репликативное сиротство.
Учреждения для детей-сирот представлены в современной России очень бедно: в системе образования - детские дома, школы-интернаты, в здравоохранении - дома ребенка, в системе социальной защиты - приюты, социальнореабилитационные центры. Законодательно принятых форм учреждений нового типа как правопреемников детских домов, домов ребенка с новым инновационным содержанием деятельности в России пока нет.
В данной статье представлено описание действующей модели учреждения нового типа, с новым инновационным содержанием работы
по апробации технологии реорганизации
1
детского дома .
Основные проблемы устройства государственных учреждений для детей-сирот и результаты их деятельности нами уже были проанализированы [1, 2]. Итогом авторских публикаций стал вывод о необходимости создания новых форм учреждений, содержание деятельности которых кардинально отличалось бы от существующих и решало задачи устройства детей в семьи, их интеграции в общество и предотвращения репликативного сиротства [3].
В рамках международного проекта «Каждому ребенку - семья», реализуемого Испанией, Г ерманией, Великобританией и Россией с 2008 года, детский дом № 37 г. Москвы под руководством автора реорганизуется в Центр социальной адаптации детей-сирот «Семья и дети». Основными целями Центра являются обеспечение прав ребенка на воспитание в условиях семьи и ее профессиональное сопровождение. В
соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
- реабилитация кровной семьи и восстановление родителей в родительских правах;
- жизнеустройство детей-сирот в постоянные формы семейного устройства, такие как усыновление, опека, попечительство, приемная семья;
- профессиональное сопровождение биологической семьи в течение 3 лет после реабилитации и замещающей семьи до совершеннолетия приемного ребенка [3].
Решение задач предполагает следующие процедуры.
1. Специализированная подготовка
социальных педагогов, социальных работников, педагогов-психологов, воспитателей.
2. Обновление содержания деятельности учреждения в соответствии с новыми задачами, изменение его образовательной программы.
3. Разработка нового штатного расписания.
4. Сокращение численности воспитанников.
5. Максимально возможное сокращение сроков пребывания детей в учреждении - от года до трех лет, после чего ребенок или устраивается в новую семью, или возвращается к своим родителям, прошедшим курс специальных реабилитационных мероприятий.
Кроме традиционных социальной и медицинской служб и хозяйственных подразделений Центр должен иметь в своей структуре психологическую службу, службу сопровождения биологической или
замещающей семьи, службу семейного устройства детей-сирот, научно-методическое
подразделение и стационар на три группы до 30 человек.
Для обеспечения деятельности учреждения должны быть отработаны технологии:
- реабилитации кровной семьи;
- сопровождения кровной семьи для предотвращения рецидивов;
- возврата ребенка в кровную семью
(восстановление детско-родительских
отношений);
- подготовки родителей к исполнению своей родительской роли;
- восстановления родителей в родительских правах (представление в суде, сопровождение, поддержка);
- восстановления семейного и социального окружения кровной семьи;
- подготовки замещающих родителей;
- психолого-педагогической подготовки детей-сирот к переходу на воспитание в патронатные, приемные или биологические семьи;
- сопровождения замещающих семей;
- супервизии специалистов, работающих с семьями;
- вывода приемных детей из замещающей семьи в ситуации отказа;
- реабилитации вторичных социальных сирот.
Приходится констатировать, что
законодательство в современной России по отношению к семье носит достаточно жесткий характер, и именно это обстоятельство является едва ли не главным тормозом на пути реорганизации системы социальной защиты детей-сирот. Легкость, с которой биологические семьи, зачастую вопреки здравому смыслу, лишаются своих прав, усугубляется фактическим отсутствием механизмов их восстановления. Это оказывается двойным ударом, под который попадают как дети, лишившиеся наиболее естественной
социализирующей среды в лице кровной семьи, так и сами семьи, утрачивающие последний стимул к нормализации - собственного ребенка.
Предлагаемая модель способна стать той структурой, в рамках которой возможна реализация декларируемого права
биологической семьи на восстановление в родительских правах и права ребенка на ответственное родительство. Таким образом, по отношению к биологической семье Центр решает две главные задачи. Во-первых, содействие восстановлению родительских прав кровной семьи и, во-вторых, проведение
превентивной работы с семьей, которая помогла бы предотвратить подобные санкции.
Для вооотаыцвлеыия в рцрителноких правах в структуре учреждения необходимы
профессиональные оемейыые воспитательные группы, в которых на протяжении 2-6 месяцев ребенок проходил бы психологопедагогическую реабилитацию. Также необходимо социальное общежитие, социальная гостиница или изолированные комнаты для совместного проживания в течение 1-2 недель ребенка и одного из родителей для установления взаимопонимания, возможности оказания им психологической помощи и поддержки.
Схематически алгоритм данной работы может быть представлен в следующем виде.
Шаг 1. Службой сопровождения семьи (социальным работником) устанавливается контакт с биологической семьей, при условии сохранения привязанности между родителем и ребенком. Проводится ряд встреч, направленных на формирование устойчивой мотивации к позитивным изменениям и восстановлению семьи.
Шаг 2. Руководителем службы сопровождения семьи готовится встреча с семьей для заключения договора о социальном патронате для восстановления в родительских правах и возврата ребенка в биологическую семью. Готовится проект программы реабилитации, предусматривающей перечень обязательств учреждения и семьи, и проект программы сопровождения, включающей сроки сопровождения, этапы, виды помощи и контроля.
Шаг 3. Психологической службой (детским психологом) проводится работа с ребенком по устранению последствий психологической травмы, подготовки ребенка к встрече с семьей, возврату на воспитание в родную семью.
Шаг 4. Психологической службой (психологом - семейным консультантом) проводится реабилитационно-коррекционная работа с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, допущенных ошибок, программирования дальнейших взаимоотношений, коррекции ожиданий, поддержке.
Шаг 5. Службой сопровождения семьи (социальным работником, психологом,
социальным педагогом) готовится сетевая встреча с ближайшим социальным и семейным окружением биологической семьи с целью формирования поддержки позитивным
изменениям в отношениях семьи и ребенка.
Шаг 6. На выходные и праздничные дни семье предоставляется возможность
круглосуточного общения с ребенком с временным проживанием в социальной гостинице не более чем в течение одного месяца.
Шаг 7. Учреждением предоставляется ходатайство в органы опеки и попечительства муниципального образования, на территории которого проживает семья, для оформления разрешения, при условии положительной динамики в развитии ситуации, принимать ребенка на каникулы, выходные дни.
Шаг 8. Учреждением и органами опеки и попечительства готовится ходатайство с приложением социального договора, отчетов о ходе реабилитации семьи, актов обследования семьи и жилищных условий о восстановлении в родительских правах для предоставления в суд.
Шаг 9. На протяжении 3 лет после решения суда о восстановлении родителей в родительских правах работает служба сопровождения семьи, в случае необходимости привлекая к сопровождению социального работника, психолога, социального педагога.
Для преротвращения лишения рорителнских прав предлагается следующий алгоритм работы. Данный алгоритм актуализируется в случаях ограничения родителей в их правах, которое происходит по решению суда на срок до 6 месяцев и носит предупредительный характер.
Шаг 1. Органы опеки и попечительства предоставляют возможность реабилитационной работы с отдельным случаем: ребенок изъят из семьи и находится в медицинском учреждении; семья имеет реабилитационный потенциал и желание сохранить семью, но самостоятельно справиться с ситуацией не может, в связи с этим ограничена в родительских правах на 6 месяцев.
Шаг 2. Службой сопровождения семьи заключается договор о социальном патронате или реабилитации семьи и возврате ребенка в нее по истечении шестимесячного срока реабилитации.
Шаг 3. Службой и семьей разрабатывается план реабилитации, оговариваются
обязательства сторон, формы контроля, этапы реабилитации и обязательные мероприятия.
Шаг 4. Службой готовится сетевая встреча с семейным и социальным окружением ребенка и семьи для восстановления связей и оказания поддержки семье и ребенку.
Шаг 5. Ребенок из медицинского учреждения по путевке, взятой органами опеки и попечительства, переводится в семейную воспитательную группу, находящуюся на
территории учреждения либо за его пределами. Ребенок посещает то же образовательное учреждение (школу, детский сад), что и до помещения в группу.
Шаг 6. Семья проходит курс обучения, психологической реабилитации, педагогической поддержки в службе сопровождения семьи, в обязательном порядке общается с ребенком в выходные, праздники, каникулы под контролем воспитателя семейной группы.
Шаг 7. После стабилизации ситуации, основными признаками которой становятся трудоустройство родителей, прохождение ими лечения, восстановление документов, оформление пособий, и при положительной динамике в семейной терапии ребенок возвращается в семью на выходные.
Шаг 8. Служба и представители органов опеки и попечительства готовят ходатайство в суд для отмены ограничения родителей в правах и возвращают ребенка в семью.
Шаг 9. На протяжении 3 лет после решения суда о восстановлении родителей в их правах социальным работником ведется
сопровождение семьи и контроль ребенка социальным педагогом.
При невозможности реабилитировать семью, нежелании семьи идти на контакт, отсутствии положительной динамики в семье служба направляет соответствующее заключение в органы опеки и попечительства о закрытии восстановительного дела семьи, а органы опеки направляют иск о лишении семьи родительских прав. В этом случае службой рассматриваются все варианты устройства ребенка под опеку, попечительство в семейное или социальное окружение ребенка, что позволяет снизить глубину его психологической травмы. В том случае, если такое устройство невозможно, службой сопровождения семьи начинается процесс подготовки ребенка к помещению в замещающую семью и подбор семьи для него.
Для снижения риска вторичного социального сиротства, т. е. отказа от ранее усыновленных или взятых под опеку детей, предложена и проходит апробацию система предварительных процедур. Перед принятием ребенка семье необходимо пройти следующие этапы:
- предоставление документов в органы опеки и попечительства согласно требованиям Семейного кодекса РФ;
- психологическое обследование кандидатов на замещающую семью специалистами службы сопровождении семьи;
- обучение кандидатов по программе «Приемный воспитатель»;
- подготовка службой заключения о профессиональной пригодности кандидатов;
- выбор формы жизнеустройства кандидатами.
Для предотвращения вторичного сиротства,
обеспечения права ребенка на воспитание в условиях семьи, Центром заключается договор с кандидатами о патронатном воспитании на период адаптации ребенка в семье - от 6 месяцев до полутора лет. Мы обозначим данный этап как промежуточный патронат для оказания помощи семье. По истечении сроков договора патронатная семья меняет статус на постоянную семейную форму устройства, оформляя усыновление, опеку, попечительство или становясь приемной семьей.
При выборе формы «приемная семья» патронатный воспитатель получает заключение о возможности быть приемным родителем, постановление о передаче ребенка в приемную семью на воспитание, на основании которого ребенок снимается с государственного обеспечения в учреждении, заключает двусторонний договор с органами опеки и попечительства, обеспечивающий
финансирование приемной семьи.
Центр организует комплекс мероприятий по обеспечению прав ребенка-сироты на воспитание в замещающей семье. Среди
таковых:
- рекламно-просветительская работа: выступление в прессе, на телевидении, подготовка рекламных роликов, буклетов, плакатов;
- заключение договоров о совместной
деятельности Центра и муниципальных
образований в области защиты и обеспечения прав детей на воспитание в семье;
- заключение договоров о совместной
деятельности с учреждениями для детей-сирот других ведомств, не имеющих в своей структуре служб устройства сирот в семьи;
- организация курсов по программе
«Приемный родитель» для кандидатов на
любую из форм семейного устройства;
- организация первичных собеседований с
кандидатами, психолого-педагогического
обследования семей-кандидатов,
интервьюирование всех членов семьи по поводу предстоящей или потенциальной возможности приема в семью ребенка на воспитание,
подготовка заключения для органов опеки и попечительства о возможности кандидата быть приемным родителем;
- психолого-педагогическая подготовка детей - воспитанников Центра к переходу на воспитание в замещающие семьи;
- знакомство детей и кандидатов-усынови-телей;
- гостевой патронат на срок не более 1 месяца;
- оформление промежуточного патроната и передача ребенка на воспитание в патронатную семью;
- сопровождение патронатной семьи, предоставление психолого-педагогической помощи в период адаптации ребенка и семьи к совместному проживанию;
- переоформление патронатной семьи в постоянную форму семейного устройства;
- сопровождение ребенка и замещающей семьи.
Не менее важной задачей является оценка эффективности замещающей семьи. Основная проблема в данном случае состоит в выработке системы критериев.
Успешность деятельности приемных
родителей можно определить, ответив на
вопрос: «В какой степени приемные рорители уровлетворяют потребности ребенка?».
Оценить успех можно в субъективном и объективном аспектах. Субъективный аспект предполагает, во-первых, принятие оценок приемных родителей, отражающих, насколько хорошо каждый из них «отвечает потребностям ребенка». Во-вторых, принимаются во внимание оценки самих приемных детей, позволяющие определить, были ли какие-либо положительные перемены за время их пребывания в приемной семье, и если да, то какие и в какой степени. Также о качестве заботы могут свидетельствовать данные, поступающие от социальных работников, наблюдающих за приемной семьей, от соседей, воспитателей, учителей, участковых врачей, по таким объективным показателям, как ухоженность ребенка, его здоровье, динамика веса, роста, интеллектуального развития и коммуникативных особенностей в детских группах.
В первом отчете, который оформляется сразу же после помещения ребенка в приемную семью, социальный работник или социальный педагог перечисляет все актуальные проблемы и потребности ребенка. В последующих обследованиях, проводимых через каждые 6 месяцев, специалисты анализируют следующие параметры:
1. Перемены, которые произошли в ребенке за этот период, их направление и степень завершенности. Необходимо прояснить,
насколько выявленная на начальном этапе проблема актуальна для ребенка и не появились ли новые трудности. Затем информация суммируется и определяется вектор изменений, отражающий трансформации в целом, произошедшие за последний период.
2. Эффективность рействий приемных рорителей по решению каждой из имеющихся основных проблем и потребностей ребенка.
3. Общая оценка действий приемных
родителей, выводимая из ответов на следующий вопрос: «Как, по вашему мнению, приемная мать и приемный отец выполняют поставленную перед ними задачу?». Варианты предлагаемых ответов: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «ниже среднего»,
«плохо».
4. Оценка рорителями поверения приемного ребенка. Оценки приемных родителей важны для специалистов потому, что помогают понять, как сами приемные родители представляют себе «основные проблемы и потребности ребенка». Родителям ребенка предлагается ответить на следующие вопросы:
- какие специфические проблемы и потребности вы видите у вашего приемного ребенка в настоящее время?
- как вы планируете решить каждую из проблем?
- какую помощь вы хотите получить от специалистов?
Данные вопросы задаются приемным матерям через 4 недели, а отцам - через 3 месяца. Эта разница обусловлена большей консервативностью отцов, которая позволяет им быть более объективными в оценках. Именно точка зрения приемного отца является для специалистов главным индикатором семейного благополучия после усыновления вследствие того, что матери очень часто склонны к сокрытию негативных явлений, связанных с появлением в их семье ребенка-сироты.
На основании всех полученных данных специалистами службы сопровождения
составляется план коррекционнообразовательной, консультативной
деятельности с приемными детьми и
приемными родителями. Для одних наиболее приемлемыми являются тренинги и сюжетноролевые игры, задача которых - помочь в адаптации ребенка в семье. Для других -индивидуальное консультирование по возникающим вопросам и организация клуба приемных родителей.
В заключение следует отметить, что для реализации предложенных направлений необходимы изменения в законодательстве,
MODEL OF THE NEW-TYPE INSTITUTION FOR PREVENTION OF THE SOCIAL ORPHANAGE
I.I. Osipova
A structure-functional analyze of the new-type institution for social orphans is conducted. The institution enables to rehabilitate biological family of the social orphan and to reduce factors of the secondary and replicative orphanage. Author’s research data make it possible for to draw a conclusion about the most typical problems of contemporary orphanages and to suggest an innovative form of them within the bounds of the actual structures and institutions.
дающие возможность работать с семьей с целью предотвращения девиаций, обеспечивающие право на сопровождение всех типов замещающих семей (кроме усыновителей) до совершеннолетия приемных детей,
конструирующих систему отбора,
обследования, обучения кандидатов на любую из форм семейного устройства детей.
Примечания
1. Данный проект носит название «Каждому ребенку - семья» и финансируется Европейским союзом.
Список литературы
1. Осипова И.И. Воспроизводство семейной
неуспешности / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Журнал
«Гуманитарные науки». Информационноиздательский центр Пензенского госуниверситета. 2008. № 4. С. 147-153.
2. Осипова И.И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления. Н. Новгород: НИСОЦ, 2009. 208 с.
3. Осипова И.И. Патронат - межведомственная
система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних. Кострома: Студия
оперативной полиграфии «Авантитул», 2005. 172 с.