DOI: 10.12731/2218-7405-2014-12-29 УДК 316.017
понятие, сущность и особенности патронатной семьи в современном российском обществе
Бурханова Ф.Б., Шаяхметова р.р.
В статье рассматривается приоритетное направление по развитию семейного устройства в Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно развитие института патронатной семьи. Проводится анализ терминов «патронат», «патронатная семья», «патронатное воспитание». Авторы классифицируют виды патроната, патронатного воспитания, патронатной семьи, а также выделяют различные основания для классификации семей, которые замещают собой биологическую.
Цель рассмотреть сущность и выделить особенности патронатной семьи в современном российском обществе.
метод или методология проведения работы: контент-анализ законодательства о патронатном воспитании в субъектах РФ.
результаты: представлены различные основания трактовок «патроната», «патро-натной семьи» в субъектах Российской Федерации, а также даны классификации видов патроната и семей, которые замещают собой биологическую.
область применения результатов: семейное право, социология детства, психология, ювенальное право.
ключевые слова: патронат; патронатное воспитание; патронатная семья; патронаж; профессиональная замещающая семья.
CONCEPT, ESSENCE AND FEATURES FOSTER FAMILIES IN MODERN RUSSIAN SOCIETY
Burkhanova F.B., Shayakhmetova R.R.
The article discusses the priority direction on development of the family device for orphan children and children without parental support, namely development of institute of a foster fa-
mily in the Russian Federation. The analysis of the terms «patronage», «foster family», «foster education» is carried out. Authors are classified types ofpatronage, foster education, a foster family, and allocate various bases for classification of families which replace the biological also.
The purpose: consider the nature and highlight features offoster families in contemporary Russian society.
Method or methodology of carrying out work: a content analysis of the legislation on foster education in territorial subjects in the Russian Federation.
Results: presented different interpretations of the base «patronage», «foster family» in the Russian Federation, and also given a classification ofpatronage and families, which override the biological.
Scope of results: a family law, childhood sociology, psychology, the juvenile right.
Keywords: patronage; foster education; foster family; patronage; professional replacing family.
В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» среди основных задач ставится задача: «Обеспечение приоритета семейного устройства детей и детей, оставшихся без попечения родителей» [1; 31]. Можно сказать, что этот документ официально закрепил курс государства на приоритет семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение преимущественного семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, провозглашено в качестве первоочередной меры государственной семейной политики и другим новейшим документом - Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [2].
С учетом приоритетности мер по развитию семейного устройства в субъектах Российской Федерации осуществляется реструктуризация сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 мая 2014 г. №481, российские детские дома будут организованы по семейному типу и станут работать по новым правилам уже с 1 сентября 2015 года [3].
Еще одним направлением обеспечения права ребенка на воспитание в семье является работа по сохранению кровной семьи, сокращение практики лишения родительских прав и возвращение детей к своим родителям. Это направление также провозглашено приоритетным в государственной политике в отношении детей, оставшихся без попечения родителей [1; 10].
Современное российское законодательство, регулирующее социальную заботу о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, не дает определения терминов «патронат», «патронатное воспитание», «патронатная семья», не смотря на то, они используются в законах РФ, указах президента и постановлениях правительства.
Семейный кодекс Российской Федерации гласит: «Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)» [4].
Ныне действующий Закон РФ от 2008 года «Об опеке и попечительстве», на который ссылается Семейный кодекс, также не дает определения понятиям «патронат», «патронатное воспитание», «патронатная семья», хотя эти термины фигурируют в статье 14, пункте 1: «Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)» [5].
В ряде важных правовых документов, регламентирующих деятельность государства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, таких как Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [6], Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7] понятия «патронат», «патронатное воспитание», «патронатная семья» вообще не используются.
Не встречаем мы рассматриваемые термины и в концептуальных документах, определяющих политику государства в области семьи и детства, - «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [1] и «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [8]. Национальная стратегия в общем виде указывает на необходимость обеспечения приоритета семейного устройства детей, без уточнения видов и форм, в которых оно осуществляется. Концепция оперирует понятием «замещающая семья», не уточняя того, в каких формах она развивается в стране. В ней говорится о необходимости обеспечения комплексной и системной поддержки замещающих семей, организации сопровождения семей, взявших на воспитание ребенка (детей) посредством оказания им консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, улучшения качества подготовки потенциальных замещающих родителей.
В тоже время, как отмечалось ранее, понятиями «патронат» и «патронатная семья» оперирует Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.12.2012 г., №1688. В Указе термин «патронат» трижды используется в одном ряду с терминами «опека», «попечительство». И это наталкивает на мысль, что патронат рассматривается здесь как особая форма устройства детей, не сводимая к опеке или попечительству на возмездной основе.
Отсутствие какого-то ни было определения терминов «патронат», «патронатное воспитание», «патронатная семья» в федеральном законодательстве создает противоречивую ситуацию. С одной стороны, они находятся в правовом поле, поскольку используются в некоторых правовых документах федерального уровня, а также в законах и законодательных актах субъектов РФ. С другой стороны, возникают возможности для разнообразных толкований и пониманий, как самих терминов, так и сущности явления, отражаемого терминами. Возможности неоднозначного подхода к пониманию того, что такое патронатное воспитание и патронатная семья демонстрируют законы о патронате (патронатном воспитании) субъектов Российской Федерации, в которых они приняты и функционируют.
Установление единообразной трактовки понятий, которые используются в правовом поле, - важный аспект правового обеспечения функционирования патронатной семьи. Как показал контент-анализ законов субъектов России ( подвергались контент-анализу 39 региональных законов, из них 28 - действующих и 11 - утративших силу), наборы терминов, которыми они оперируют и которым даются определения, существенным образом различаются. В законах содержатся такие термины, как: патронат; патронатное воспитание; социальный патронат; постинтернатный патронат; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждение (организация), организующее патронатное воспитание; патронатный воспитатель и другие. При этом одни и те же термины трактуются в разных текстах иногда по-разному. В частности, базовые термины - «патронат» и «патронатное воспитание» имеют несколько трактовок. Определение термина «патронат» дается в 14, а определение понятия «патронатное воспитание» - в 28 региональных законах из 39 проанализированных.
В большинстве случаев в законодательстве термин «патронат» используется как более широкий по отношению к терминам «патронатное воспитание», «патронатная семья», «социальный патронат» и «постинтернатный патронат». Под патронатом понимается форма воспитания и оказания необходимой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которая может реализовываться в различных видах (или формах). В некоторых случаях закон указывает на патронат как форму воспитания и оказания социальной помощи детям,
проживающим в кровной семье и находящимся в трудной жизненной ситуации (Мурманская область). Согласно закону Мурманской области в ней вообще нет патронатной семьи как таковой. Патронат реализуется в двух формах - социального патроната и постинтернатного патроната.
Если законодатели приводят термин патронат, то, как правило, они указывают, в каких видах он осуществляется на территории субъекта.
Примерами формулировок термина патронат являются: «... форма воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, осуществляемая под контролем и с материальной помощью государства в виде патронатного воспитания, социального патроната и постинтернатного сопровождения» (Республика Адыгея); «..форма воспитания и оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в государственной защите, в виде патронатного воспитания и постинтернатного патроната, осуществляемая при финансовой поддержке из областного бюджета» (Рязанская область); «воспитание и оказание необходимой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляемые в форме патронатного воспитания» (Воронежская область). В законе Чувашской Республики говорится о патронатной форме устройства детей в семью патронатного воспитателя [9].
Согласно региональному законодательству, предполагается, что патронат может реализо-вываться как минимум в трех видах:
• помещения ребенка в семью (патронатное воспитание);
• оказания со стороны уполномоченного лица или организации необходимой помощи ребенку, проживающему в кровной семье и находящемуся в трудной жизненной ситуации (социальный патронат);
• социальной помощи, оказываемой ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (постинтернатный патронат). Иногда последний вид оказания помощи детям, достигшим совершеннолетия и покинувшим специализированные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, называется патронатное сопровождение.
Заметим, что в научной литературе имеется широкая трактовка патроната как системы социального сопровождения. Согласно ей, «патронат - это межведомственная система взаимодействия социального сопровождения семьи и детей в целях предотвращения социального си-
ротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основанная на раннем выявлении семейных проблем, реабилитации кровной биологической семьи и обеспечении прав ребенка на воспитание в условиях семьи» [10; 168]. В этой системе авторы выделяют этапы:
1-ый этап - превентивный патронат (профилактика семейного неблагополучия, помощь семье в воспитании детей, организация семейного досуга);
2-ой этап - социальный патронат (реабилитация кровной семьи и возврат ребенка в реабилитированную родную семью);
3-ий этап - семейный патронат (определение ребенка-сироты на воспитание в замещающую семью - на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство, в приемную семью, семейный детский дом и т.д.);
4-ый этап - постинтернатный патронат (сопровождение выпускника государственного учреждения для детей-сирот в социуме до достижения возраста 23 лет).
Предлагая выстраивать такую систему, авторы придерживаются точки зрения, что главные задачи патроната - профилактика семейного неблагополучия и возвращение ребенка в кровную семью.
Что касается термина «патронатное воспитание», то под ним понимается: вид патроната, форма устройства в семью патронатного воспитателя или форма опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которая устанавливается на основе договора о патронатном воспитании. При этом патронат как форма опеки (попечительства) стал определяться в законах субъектов после принятия федерального закона об опеке и попечительстве, в котором он трактуется именно так. Иногда в законе говорится о патронатном воспитании как такой форме устройства ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, когда он передается по договору патронатному воспитателю, здесь не упоминается семья патронатного воспитателя (Иркутская и Смоленская области). Пример такой формулировки: «Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на основании договора о передаче этого ребенка на содержание и воспитание патронатному воспитателю» (Смоленская область).
Патронатное воспитание как передача ребенка в семью установлено законодательством большинства субъектов, законы которых действуют в настоящее время: Волгоградской, Воронежской областей, Забайкальского края, Калининградской области, Калужской области, Красноярского края, Оренбургской, Пермской, Рязанской областей, Республики Башкортостан, Республики Карелия, Республики Тыва, Тверской области, Удмурдской Республики. В законах
Иркутской и Смоленской областей, как отмечалось, используется термин «патронатное воспитание», и говорится о передаче ребенка не в семью, а патронатному воспитателю. По сути, здесь также устанавливается семейная форма воспитания патронатного ребенка.
Патронатное воспитание как воспитание в семье трактовалось и в утративших в настоящее время силу законах Архангельской, Брянской, Курской, Нижегородской, Псковской областей, Приморского края, Республики Саха-Якутия, Республики Хакассия, Сахалинской и Томской областей.
Примеры данной трактовки:
- «Патронатное воспитание - форма опеки (попечительства), при которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на содержание в патронат-ную семью на основании договора о патронатном воспитании» (Волгоградская область) [11];
- «Патронат - форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя в целях их содержания, воспитания, образования» (Забайкальский край) [12];
- «Патронат - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание по договору о патронате» Тверская область) [13];
- «Патронат - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по воспитанию и защите прав и законных интересов этого ребенка (детей) между учреждением, передающим ребенка (детей) на патронатное воспитание, и патронатным воспитателем» (Брянская область) [14];
- «Патронатное воспитание - форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой права и обязанности по содержанию, воспитанию и защите прав и законных интересов детей определяются договором о патронатном воспитании» (Псковская область) [15];
- «Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка (детей) между органами опеки и попечительства, учреждением, предоставляющим патронатное воспитание, и патронатным воспитателем» (Республика Хакассия) [16].
Представляется, что для перехода к патронатной семье как профессиональной замещающей семье актуальным является наличие в правовом поле термина «патронатная семья». В системе профессиональной патронатной семьи основным субъектом воспитания и социализации ребенка, наряду с патронатным воспитателем - профессиональным родителем, является семья. Это создает необходимость четкого правового определения данного понятия.
С этой точки зрения весьма интересно, содержится ли это понятие и как оно трактуется в ныне действующем или действовавшем до недавнего времени региональном законодательстве. Оказалось, что в 28 законах (71,8%) термин «патронатная семья» вообще отсутствует, то есть для законодателей он не является важным термином, который несет особый правовой смысл и поэтому в обязательном порядке должен получить содержательную трактовку (табл. 1).
Таблица 1
Наличие в Законах субъектов РФ о патронатном воспитании определений понятий «патронатное воспитание», «патронатная семья»
Дается ли в Законе определение понятий: Дается не дается всего
Абс. число % Абс. число % Абс. число %
«Патронатное воспитание» 28 71,8 11 28,2 39 100
«Патронатная семья» 9 23,1 28 71,8 37 94,9
В отдельных законах употребляется термин «члены семьи патронатного воспитателя», которому дается определение: «Члены семьи патронатного воспитателя - супруг (супруга) па-тронатного воспитателя, их дети и родители, а также иные лица, проживающие совместно с патронатным воспитателем».
В контексте рассматриваемой темы важно уточнение того, какое место занимает патронат-ная семья в системе замещающих семей (замещающего родительства) или как сейчас принято говорить, в системе замещающей заботы о детях.
Выделяют различные формы семей, которые замещают собой биологическую, родную для ребенка семью, классифицируемые по различным основаниям [17; 116-117]. Первое основание - профессиональный характер замещающей семьи. По нему семьи делятся на профессиональные, в которых «родители» (воспитатели) получают заработную плату за воспитание и уход за детьми, для них воспитание детей является профессиональной деятельностью, и непрофессиональные. К профессиональным семьям относятся: приемная семья, патронатная
семья, семейная воспитательная группа, детский дом семейного типа, семейный центр. Непрофессиональные замещающие семьи представлены семьями усыновителей и опекунов (попечителей). Второе основание для классификации - сроки устройства ребенка в семью. Бессрочный характер имеет устройство в семью усыновителей, во всех остальных случаях сроки ограничены. Максимальный срок нахождения ребенка в них - до совершеннолетия, а при продленной социализации, в случае получения профессионального образования - до завершения очных форм обучения. В литературе выделяют также еще два основания для выделения форм замещающих семей - возможность семьи регулярно получать помощь от специалистов в процессе выполнения функций воспитателей, родителей; объем ответственности семьи за воспитание, развитие и будущее ребенка, его устройство в жизни [17; 116-117]. Патронатная семья, наряду с приемными семьями относится к тем замещающим семьям, в которых имеются широкие и постоянные возможности получения поддержки со стороны специалистов. Их организация предполагает сопровождение со стороны учреждения, помещающего ребенка в приемную или патронатную семью. По критерию объема ответственности, патронатная семья - единственная форма, в которой права и обязанности защиты прав детей, их воспитания и социализации разделены между несколькими субъектами: патронатным воспитателем, учреждением, при котором создана служба сопровождения патроната и в котором работает патронатный воспитатель (на сегодняшний день это детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся в процессе реорганизации в службы сопровождения семей) и органами опеки и попечительства. Кроме того, если ребенок не имеет статуса сироты, временно остался без попечения своих кровных родителей, они не лишены родительских прав, за биологическими родителями сохраняются также права, обязанности и ответственность за ребенка (детей).
Курс на развитие института профессиональной семьи озвучен заместителем Председателя правительства РФ О.Голодец. Институт патронатной семьи уже сегодня может расцениваться, хотя и с некоторыми оговорками, как профессиональная семья. И дальше он может развиваться в направлении большей профессионализации.
Сегодня важным становится понять, что необходимо предпринять, для того чтобы патро-натная семья развивалась как эффективная профессиональная семья. Профессионализация замещающих семей ставит в повестку дня вопросы специального образования «профессиональных родителей», создания полноценной системы их аттестации и повышения квалификации, выработки социальных стандартов условий проживания и воспитания детей в семье и другие.
Проблематика патронатной семьи сегодня как никогда является актуальной. Она отвечает
запросам времени, в контексте проводимой государственной политики ее практическую значимость невозможно переоценить.
список литературы
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г., №761. С. 31.
2. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 г. №1618-р.
3. Постановление Правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 05.05.2014). Статья 145, пункт 6.
5. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 05.05.2014).
6. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014).
8. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 г. №1618-р.
9. Закон Чувашской Республики от 05.10.2006 №43 (ред. от 27.03.2012) «О патронатной форме устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Чувашской Республике». Ст. 1.
10. Социальная политика и мир детства в современной России. Коллективная монография под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Е.П.Антоновой. - М.: ООО «Вариант», 2009. С. 300.
11. Закон Волгоградской области от 30.03.2010 № 2020-ОД (ред. от 11.10.2013) «О патронатном воспитании в Волгоградской области» // «Волгоградская правда», № 220-221 от 23.11.2012.
12. «Закон о патронате» Забайкальского края, от 29.04.2009 №167-ЗЗК, в ред. от 09.03.2011 №465-33К. Ст. 1.
13. Закон о патронате Тверской области, 28.12.2006, последние изменения от 24.12.2013 №133-ЗО.Ст. 1.
14. Закон Брянской области от 30.12.2005 №116-З (ред. от 10.11.2006) «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан». Ст. 1.
15. Закон Псковской области «О патронатном воспитании в Псковской области» № 529-O3 от 6.02.2006.
16. Закон Республики Хакасия «О патронатном воспитании» от 30.06.2008 года, № ЗЗ-ЗРХ.
17. Иванова Н.П. Развитие замещающей семьи в России// Пути решения проблемы сиротства в России: Сб. тезисов. - М., 2006. С. 250.
References
1. National strategy of actions in interests of children for 2012-2017. It is approved as the Decree of the Russian President of June 1, 2012, № 761. 31 р.
2. The concept of the state family policy in the Russian Federation for the period till 2025. It is approved as the Order of the Government of the Russian Federation of 25.08.2014. № 1618.
3. The resolution of the Government of the Russian Federation «About activity of the organizations for orphan children and children without parental support, and about the device of children without parental support in them».
4. Family code of the Russian Federation of 29.12.1995 N 223-FZ (edition of 05.05.2014). Article 145, point 6.
5. The federal law «About guardianship and guardianship» of 24.04.2008 N 48-FZ (an edition of 05.05.2014).
6. The federal law «About additional guarantees on social support of orphan children and children without parental support» of 21.12.1996 N 159-FZ (an edition of 25.11.2013).
7. The federal law «About bases of system of prevention of neglect and offenses of minors» of 24.06.1999 N 120-FZ (an edition of 02.04.2014, with amendment of 04.06.2014).
8. The concept of the state family policy in the Russian Federation for the period till 2025. It is approved as the Order of the Government of the Russian Federation of 25.08.2014. № 1618.
9. The law of the Chuvash Republic of 05.10.2006 №43 (an edition of 27.03.2012) «About a foster form of the device of orphan children and children without parental support in the Chuvash Republic». Art. 1.
10. Social policy and the world of the childhood in modern Russia. The collective monograph under the editorship of E.R. Yarskaya-Smirnova and E.P. Antonova. - M.: JSC Variant, 2009. 300 р.
11. The law of the Volgograd region of 30.03.2010 No. 2020-OD (an edition of 11.10.2013) «About foster education in the Volgograd region» // «The Volgograd truth», № 220-221 of 23.11.2012.
12. «The law on patronage» of Zabaykalsky Krai, of 29.04.2009 No. 167-ZZK, in an edition of 09.03.2011 № 465-33K. Art. 1.
13. Law on patronage of the Tver region, 28.12.2006, last changes of 24.12.2013 № 133-Zo. St.1.
14. The law of the Bryansk region of 30.12.2005 №116-Z (an edition of 10.11.2006) «About an order of transfer of orphan children and children without parental support, on patronage in families of citizens». Art. 1.
15. Law of the Pskov area «About Foster Education in the Pskov Area» No. 529-OZ of 6.02.2006.
16. The law of the Republic of Khakassia «About foster education» of 30.06.2008, № 33-ZRH.
17. Ivanova N.P. Development of the replacing family in Russia // orphanhood problem Solutions in Russia: Сб. theses. - M., 2006. 250 р.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Бурханова Флюра Булатовна, заведующая кафедрой прикладной и отраслевой социологии, доктор социологических наук, профессор Башкирский государственный университет
ул. З. Валиди, д. 32, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, Россия
e-mail: rimma55@bk.ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7593-3582
Шаяхметова Римма Рафаэлевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии
Башкирский государственный университет
ул. З. Валиди, д. 32, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, Россия
e-mail: rimma55@bk.ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2830-5657
DATA ABOUT THE AUTHORS
Burhanova Flura Bulatovna, head of the department of applied and branch sociology, doctor of sociology, professor
Bachkortostan State University
32, Zaki Validi Str., Ufa, 450076, Russia
e-mail: rimma55@bk.ru
Shayakhmetova Rimma Rafaelevna, candidate of sociological sciences, associate professor of applied and branch sociology Bachkortostan State University 32, Zaki Validi Str., Ufa, 450076, Russia e-mail: rimma55@bk.ru