Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правового регулирования деятельности семейных воспитательных групп'

Актуальные проблемы правового регулирования деятельности семейных воспитательных групп Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Семья / семейная воспитательная группа / социально-реабилитационный центр / органы опеки и попечительства / нормативно-правовая база / замещающая семья / Family / family educational group / socially rehabilitation centre / guardianship and guardianship bodies / standard-legal base / Replacing family

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манжула Елена Вячеславовна

Предлагается краткий обзор основных документов, гарантирующих право ребенка на воспитание в условиях семьи. Обосновывается важность и актуальность создания семейных воспитательных групп как одной из перспективных форм краткосрочного устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не имеющих установленного юридического статуса сироты, в семью. Раскрывается сущность семейных воспитательных групп, проводится анализ проблем правового регулирования их деятельности и даются рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of development of ecological regions in terms of interaction between two basic concepts environmental investments and innovations. Justified by theoretical concepts and approaches to the green, formed to improve the investment and innovation strategies for regional development. Development of new technologies provide the perspectives of development of ecological and economic potential, and successful innovation depends on the availability of resources and investment security. Approaches to the development of environmental investment in innovation that appears promising for the economy as a whole and is now urgent.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правового регулирования деятельности семейных воспитательных групп»

УДК 340:004(07)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ГРУПП

© 2011 г. Е.В. Манжула

Предлагается краткий обзор основных документов, гарантирующих право ребенка на воспитание в условиях семьи. Обосновывается важность и актуальность создания семейных воспитательных групп как одной из перспективных форм краткосрочного устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не имеющих установленного юридического статуса сироты, в семью. Раскрывается сущность семейных воспитательных групп, проводится анализ проблем правового регулирования их деятельности и даются рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: семья, семейная воспитательная группа, социально-реабилитационный центр, органы опеки и попечительства, нормативно-правовая база, замещающая семья.

Южно-Российский государственный университет

экономики и сервиса,

ул. Шевченко, 147, г. Шахты, 346500,

mail@sssu.ru

South Russian State University of Economy and Service, Shevchenko St., 147, Shakhty, 346500, mail@sssu.ru

A brief overview of key documents, guaranteeing the right of the child to grow up in a family environment. Substantiates the importance and relevance of the family educational groups, as one of the most promising forms of short-term placement of children who find themselves in difficult situations and do not have established the legal status of orphans in the family. The essence offamily inflammation of tatelnyh groups, analyzes the problems of legal regulation of their activities and makes recommendations for improving the existing legislation.

Keywords: family, family educational group, socially rehabilitation centre, guardianship and guardianship bodies, standardlegal base, replacing family.

Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного уровня, обесценивание морально-нравственных идеалов, изменение ориентиров ведут к значительному росту социальной дезадаптации детей, которая прежде всего проявляется в утрате социальных связей с семьей, ведет к обострению проблем сиротства, росту числа подростков «группы риска». Сегодня в России, как и во всем мире, все больше осознается важность и ценность семьи как естественной среды, необходимой для полноценного воспитания ребенка.

Основными документами, гарантирующими право ребёнка на воспитание в условиях семьи, являются:

1. Конвенция о правах ребенка 1989 г., преамбула которой гласит: «Государства-участники настоящей Конвенции убеждены в том, что в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания...». В ст. 24.3 Конвенции говорится: «Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей» [1];

2. Конституция РФ 1993 г., в ст. 38.1 которой сказано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [2];

3. Семейный кодекс РФ 1996 г., гл. 11 ст. 54.2 которой гласит: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание... Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства...» [3].

Учитывая положения ст. 123 Семейного кодекса РФ, дающей право субъектам РФ предусматривать «иные формы устройства» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в связи с тем, что ряд объективных факторов и условий препятствуют существенному увеличению масштабов усыновления и опекунства, приемная семья является приоритетной формой устройства детей в семью. Причина этого неоднозначна и является темой для отдельного изучения. Три формы устройства в семью, закрепленные в СК РФ, не универсальны на-

столько, чтобы подойти каждому отдельно взятому ребенку-сироте и каждому приемному родителю.

4. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В положениях закреплено право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп «в центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач» [4].

5. Постановление Минтруда РФ от 29.03.2002 г. № 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Пункт 20 гласит: «Семейные воспитательные группы, создаваемые учреждением, обеспечивают оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних и являются структурными подразделениями учреждения. Семейная воспитательная группа открывается приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем группы в установленном порядке, и ликвидируется приказом директора в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику, по заявлению воспитателя семейной группы, истечению срока трудового договора. Учреждение обеспечивает несовершеннолетнего, проживающего в семейной группе, питанием, медикаментами, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, установленным для воспитанников учреждения, с учетом пожеланий воспитателя либо в форме выдачи продуктов питания и предметов вещевого довольствия, либо в форме денежной компенсации. Учреждение осуществляет над несовершеннолетним, проживающим в семейной воспитательной группе, постоянный психолого-медико-социальный патронаж» [5].

Впервые о семейно-воспитательных группах (СВГ), как об одной из новых перспективных форм работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, заговорили в начале 90-х гг. В эти годы пересматривалась и практически заново создавалась нормативно-правовая база по вопросам семьи, материнства и детства, что позволило гораздо шире взглянуть на проблемы несовершеннолетних и решать их разносторонне и в комплексе.

Сегодня субъекты РФ проявляют инициативу и активно внедряют в жизнь альтернативные формы замещающих семей. Более чем в 78 регионах России (таких

как Москва, Московская, Ленинградская, Волгоградская, Ростовская, Курская, Ярославская, Омская области, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Коми и др.) приняты законы и активно применяются такие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как патронат; зачисление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воинские части в качестве воспитанников; семейные воспитательные группы. Успешно функционирует автоматизированная информационная служба Федерального Банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, по которой можно получить консультацию по вопросам семейных форм устройства детей-сирот [6].

Семейная воспитательная группа является структурным подразделением специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, обеспечивающим условия семейного воспитания с целью социальной адаптации и реабилитации ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Она осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, субъекта Федерации, Положения и Устава специализированного учреждения.

Работа СВГ основана на краткосрочном устройстве несовершеннолетних в возрасте с 3 до 17 лет в условия семейного воспитания, ее деятельность направлена на обеспечение гарантий ребенку по защите его прав и законных интересов в рамках достойной формы существования в здоровой социальной среде. Это временная семейная форма жизнеустройства детей, при которой они, оказавшись в трудной жизненной ситуации, помещаются в семью на период реабилитации. Дети, не имеющие установленного юридического статуса сироты, но помещенные на воспитание в социально-реабилитационные центры или приюты органов социальной защиты населения, могут временно, на срок до установления юридического статуса, помещаться в семьи граждан, которые становятся при этом воспитателями этих приютов или центров. Воспитатель СВГ является сотрудником специализированного учреждения и получает заработную плату в соответствии с трудовым договором и пособие на содержание воспитанника. В одной СВГ может содержаться от одного до трех несовершеннолетних [7].

Учитывая важность и актуальность появления СВГ, создан грамотный системный подход к организации и сопровождению их деятельности, взаимодействие специалистов по работе с семьей, органов опеки, здравоохранения и иных структур. Семейная воспитательная группа получает профессиональное сопровождение специалистов учреждения, при котором она открыта. По окончании срока трудового договора или при установлении юридического статуса ребенка принимается решение о дальнейшем жизнеустройстве ребенка. Это может быть возвращение его в кровную семью или в учреждение, переоформление СВГ в иные формы устройства (усыновление, опека, приемная семья).

Национальные стандарты фостерного (патронатного) воспитания в Великобритании посвящены потребностям и правам каждого ребенка, находящегося на воспитании, таким как целесообразность контактов фостерных детей

со своими кровными родителями, с друзьями, подготовка к взрослой жизни. «И хотя фостерная семья является формой временного устройства детей-сирот, тем не менее она позволяет наиболее полно учесть интересы их социальной защиты...» [8]. О находящемся под фостер-ной опекой ребенке, не достигшем 16 лет заботится, обеспечивая необходимые условия для жизни и развития, лицо, не являющееся его родителем, но несущее за него ответственность. В Законе о детях (Children Act) впервые был введен термин «родительская ответственность» (parental responsibility), под которой подразумеваются «все права, обязанности, моральные обязательства, функции, ответственность и полномочия родителей ребенка при общении с ним и обращении с его имуществом, закрепленные законодательно» [8].

Целесообразным, на мой взгляд, является использование опыта Англии в российской правоприменительной практике. Это является крайне важным и полезным опытом для реформирования законодательства современной России. В частности, основанием для лишения права быть фостерным родителем является признание лица виновным в каком-либо преступлении. В регионах России, где используется подобная система устройства детей, данное условие лишения права быть фостерным родителем отсутствует, а по общему правилу применяются нормы семейного законодательства, относящиеся к основаниям лишения и (или) ограничения родительских прав. Ввиду специфичности данного круга правоотношений необходимо дополнение перечня оснований лишения права являться патронатным (фостерным) воспитателем.

Как и в любом начинании, работа по созданию СВГ не обходится без трудностей. Отсутствие законодательной базы на федеральном и региональном уровнях создает серьезные проблемы в работе учреждений, где они функционируют. Например, в Ростовской области вся нормативно-правовая база по СВГ утверждена лишь на ведомственном уровне Министерством труда и социального развития, в то время как в других субъектах РФ разработаны соответствующие документы регионального уровня [9]. Поскольку ведомственный документ не является основанием для работы других структур, это в свою очередь ведет к проблемам в межведомственном взаимодействии. Нет договора, по которому воспитанники СВГ могли бы посещать дошкольные образовательные учреждения, не отрегулированы ведомственные полномочия в работе с биологической семьей ребенка, и др. При этом специалисты-практики (в отличие от чиновников) подчеркивают, что межведомственное взаимодействие слабо регламентировано и строится на основе личных контактов.

Проблемы связаны еще и с конфликтом ведомственных интересов при определении формы замещающей заботы. Поскольку наряду с семейными воспитательными группами в системе соцзащиты интенсивно развивается институт приемной семьи, то эти две формы конкурируют друг с другом, ведь каждое из ведомств заинтересовано в том, чтобы именно его показатели количества замещающих семей были выше. Вопрос о форме замещающей семьи зачастую

решается приемными родителями не в пользу СВГ, поскольку ежемесячные денежные выплаты воспитателю приемной семьи более чем вдвое превышают аналогичные для СВГ, не говоря уже о значительной единовременной выплате, предоставляемой при открытии приемной семьи.

Несмотря на отдельные неудачи и проблемы в создании СВГ, эта форма семейного устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот или детей, лишенных родительского попечительства, является, несомненно, перспективной и требует своего дальнейшего развития и совершенствования. Остается надеяться на дальнейшую поддержку и понимание со стороны государства, и не только в частях финансирования, но и в плане подготовки нормативно-правовых документов, позволяющих узаконить данную краткосрочную форму семейного воспитания детей.

Литература

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13.06.1990 г. № 1559-1. Доступ из справ.-правовой системы (СПС) «КонсультантПлюс».

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от

Поступила в редакцию

30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-Ф3 (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2008). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 27.11.2000 г. № 896. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 29.03.2002 г. № 25. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ростов н/Д, 2009. 68 с.

7. Лапина Е.П. Семейная воспитательная группа как форма устройства детей в семью. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Фёдорова О.В. Современная модель замещающей семьи. Екатеринбург, 2006. 86 с.

9. Приказ Министерства труда и социального развития Ростовской области «Об открытии (расширении) в 2007 г. отделений в структуре действующих учреждений социального обслуживания семьи и детей» от 06.12.2006 г. № 192. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

27 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.