Научная статья на тему 'Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие'

Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1703
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА / МОДЕЛЬ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ / ИНТЕРВЬЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие»

:10 ®аде

1 )

-о-

• семейное неблагополучие • профилактика социального сиротства • модель мульти-дисциплинарной команды • интервью

Формирование полноценной системы защиты детей и семьи от насилия предусматривает организацию своевременного выявления семейного неблагополучия; создание инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально-опасном положении; профилактику социального сиротства и обеспечение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В отечественной психологической практике по оказанию помощи детям, пережившим насилие, за основу взята модель мультидис-циплинарной команды. Взгляд на данную проблему со стороны специалистов разного профиля помогает эффективнее оказывать помощь пострадавшему ребёнку и его семье.

Основные функции междисциплинарной команды, работающей по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми:

— информационно-аналитическая (первичный приём, организация комплексной помощи ребёнку и семье);

— социальный мониторинг детей, подростков и семей группы риска;

— диагностика;

— психокоррекция;

— социальная помощь;

— правовая поддержка;

— профилактика.

Системная работа с несовершеннолетними и их семьями должна осуществляться в контексте социально-экологической модели.

Базовые принципы вмешательства (интервенции) в кризис со стороны специалистов — безотлагательная интервенция, самоопределение, действие, ограничение целей, поддержка, фокусирование на решении основной проблемы кризиса, образ кризисной ситуации, уверенность в себе.

Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие

Валентина Васильевна Дерябина,

доцент кафедры общей и педагогической психологии ГБОУ ВПО МО «Академии социального управления»,

кандидат психологических наук

:10 ®аде

1 )

В.В. Дерябина. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие

Целью профессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребёнка, пострадавшего от насилия, становится мобилизация всех его возможностей.

Основной метод и форма работы с детьми, пострадавшими от насилия, — индивидуальное и групповое взаимодействие.

Главной задачей индивидуального консультирования является актуализация внутренних сил (ресурсов) личности ребёнка и поиск внешних опор, способных помочь ему выйти из кризисного состояния.

Первичное консультирование может включать в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.

Беседа — основной элемент диагностики социальной, личностной сфер человека, индивидуальных особенностей и существующих у него проблем.

Индивидуальные формы работы включают первичное интервью с ребёнком (ПИР), которое предусматривает решение таких задач:

— сбор информации для подтверждения факта насилия и установления виновного;

— сбор анамнеза семьи (индивидуальная карта);

— оценка развития ребёнка;

— определение вида насилия;

— составление плана работы;

— выявление взрослого, которому ребёнок доверяет;

— определение объёма помощи.

Первичное интервью со взрослым (ПИВ) предполагает уточнение и сбор информации о насилии; дополнение данных анамнеза семьи с использованием генограммы; получение разрешения на работу с ребёнком; составление плана работы и определение объёма помощи ребёнку и взрослому.

Интервью позволяет создать альтернативные варианты действий, переживаний, мыслей, чувств собеседника, изменить его отношение к произошедшему и происходящему; обеспечивает большую мобильность внутреннего мира.

Можно выделить основные стадии интервью:

1-я стадия — установление контакта, структурирование, достижение взаимопонимания;

2-я стадия — выделение и формулировка проблемы;

3-я стадия — выявление (определение) желаемого результата;

4-я стадия — выработка альтернативных решений;

5-я стадия — обобщение полученных данных (предыдущих этапов), переход к действию.

:10 ®аде

1 )

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Индивидуальная терапия с детьми, перенёсшими жестокое обращение или насилие, направлена на то, чтобы:

— снять чувство тревоги, вины и неуверенности;

— помочь ребёнку разобраться в его переживаниях и страхах для преодоления негативных последствий предшествующего болезненного опыта;

— повысить самооценку ребёнка;

— вернуть доверие к людям;

— добиться ощущения безопасности;

— помочь ребёнку приобрести адекватные способы адаптации в окружающем мире;

— научить ребёнка лучше понимать себя и других.

Групповые формы взаимодействия с детьми, пострадавшими от насилия

Групповая терапия детей, пострадавших от насилия, предполагает реальную помощь в формировании навыков продуктивного общения и взаимодействия на основе формирования механизмов социально-педагогической, психологической реабилитации, способствующих самореализации ребёнка и полноценному социальному включению.

В процессе групповой терапии ребёнок получает возможность от-реагирования своих амбивалентных чувств, анализа внутренних и внешних конфликтов и переживаний для создания оптимального способа собственного поведения.

Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения.

Задача групповой терапии — не только помощь ребёнку в преодолении психологической травмы, нанесённой пренебрежением или другими видами насилия, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту, которые позволяют активно и полноценно взаимодействовать с окружающим миром.

В процессе групповой терапии необходимо учитывать обстоятельства каждой семьи и особенности психологического состояния каждого участника группы.

Использование личностно ориентированного подхода, выстроенного с учётом психологических закономерностей детей, переживших посттравматический синдром, позволяет сделать групповой процесс предсказуемым, имеющим чёткие ограничения, создать атмосферу безопасности и доверия.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста эффективны психотерапевтические занятия с использованием сюжетно-ро-левых игр (методика «Кукольный театр»). Рисование и игра помо-

:10 ®аде

1 )

В.В. Дерябина. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие

гают ребёнку проиграть (отработать) травмирующие события в безопасной обстановке.

Для детей предпубертатного возраста (с 10 до 13 лет) больше подходят однополые терапевтические группы, по причине несформиро-вавшейся половой идентификации, размытости личностных границ и представлений о маскулиности и феминности.

Для подростков и взрослых организация работы в разнополой группе является более продуктивной для личностного роста.

Для детей, переживших сексуальное насилие, характерны глубинные переживания «повреждённой» идентичности, травмированного «эго» и хаотичный неструктурированный образ мира. Девочки более успешно формируют собственную идентичность в однополой группе, так как в ней они чувствуют себя более защи-щёнными.

При организации групповой работы необходимо:

— побуждать детей говорить о своих проблемах, чувствах, потребностях;

— учить их просить о помощи у взрослых в сложных и проблемных ситуациях;

— обучать умению сохранять дистанцию между собой и окружающими;

— формировать уверенность в своих силах для отпора в ситуациях потенциальной опасности.

Технология — это система работы, включающая диагностику, психологическую помощь, психокоррекцию и реабилитацию.

Реабилитация — процесс восстановления нарушенного функционирования детей после перенесённого насилия, помогающий адаптировать их к среде путём психологического, медицинского, педагогического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на детей, переживших насилие, для их полноценного развития.

Задача психокоррекционной помощи — смягчение воздействия пережитой детьми травмы и помощь семье в преодолении последствий стрессового для всех её членов события путём мобилизации их внутренних ресурсов.

Сопровождение — модель психологической помощи, специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства», — безопасных условий, где становится возможным выход из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом); реконструкция субъективного образа мира и восстановление связи человека с самим собой, миром людей и обществом.

:10 ®аде

1 )

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

При разных видах насилия возможно использование следующих технологий:

1. Работа с родителями включает первичное интервью, сбор анамнеза семьи, диагностику, консультирование, психокоррекцию и др.

2. Работа с ребёнком включает первичное интервью, диагностику, интервью-расследование при сексуальном и комплексном насилии, психокоррекцию, медицинскую, педагогическую и социальную реабилитацию и др.

3. Разработка и внедрение психокоррекционныхпрограмм с элементами игровой, музыкальной и арт-терапии, когнитивно-поведенческой психотерапии и пр.

4. Повторная диагностика и оценка состояния ребёнка после психокоррекции, при необходимости корректировка плана работы.

5. Сопровождение детей после проведённой работы предусматривает пролонгированную психологическую, педагогическую, социальную и правовую помощь, направленную на поиск скрытых ресурсов развития детей и их семей.

Технологии социально-психотерапевтического сопровождения

в работе с детьми подразумевают выбор методов, форм и способов, определяемых целями и задачами, поставленными перед специалистами, которые оказывают корректирующее воздействие и помощь детям, пострадавшим от насилия.

Технологию сопровождения пострадавших от насилия детей и подростков мы рассматриваем с позиции комплексного, многофакторного подхода к процессам коррекции и развития личностных структур с различными картинами проявлений с прогнозированным результатом.

Технология сопровождения — это система воздействий на пострадавших от насилия детей с целью нормализации процессов социального включения, адаптации, помощи и поддержки в преодолении посттравматического синдрома.

В психокоррекционной работе с детьми разного возраста возможно использование программ с элементами игровой, музыкальной, арт-терапии и когнитивно-поведенческой психотерапии.

В практике психологической помощи детям, пережившим насилие, большое значение имеют различные методы игровой терапии.

1. Основная цель игровой терапии — помочь ребёнку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребёнку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом.

:10 Page

J

В.В. Дерябина. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие

Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного «Я» и своих отношений со значимыми другими, способствует позитивным изменениям на поведенческом уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К основным задачам игровой терапии относятся:

— облегчение психологического страдания ребёнка;

— укрепление собственного «Я» ребёнка, развитие чувства самоценности;

— развитие способности эмоциональной регуляции;

— восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребёнок — взрослые», «ребёнок — ребёнок»;

— коррекция и предупреждение деформаций в формировании «Я-концепции»;

— коррекция и профилактика поведенческих отклонений и т.д.

К эффективным технологиям психокоррекционной работы с детьми можно отнести песочную и водную терапию.

Песочная терапия (разработана в 1939 г. Margaret Lowenfeld) названа «техникой создания мира». Игра в песок позволяет психологу найти доступ во внутренний мир ребёнка; также это является естественным методом исцеления психики, который стимулирует процесс самопознания. Песочная терапия не требует от ребёнка каких-то особых умений, как в случаях рисования или рассказывания историй.

Песочная терапия — один из психокоррекционных методов, направленных на разрешение личностных проблем ребёнка через творчество и игру.

Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о построенной композиции, сочинение историй, сказок и пр.) экспрессии клиента.

Песочная терапия предполагает следующие стадии игры с песком:

• «Хаос» — отражает эмоциональное смятение и растерянность, доминирующие в жизни ребёнка. Происходит постепенное отреаги-рование болезненного эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить отношение к ней.

• «Борьба» — перенос в игровую среду внутренних конфликтов: агрессии, тревоги, конфликты взаимоотношений и пр., что помогает снизить эмоциональное напряжение и добиться уравновешенности.

• «Гармония» — возвращение в нормальное русло, восстанавливается порядок и равновесие.

:10 Page

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Данный метод позволяет гармонизировать душевный хаос, подавленность, отчуждение; проработать психотравмирующую ситуацию в безопасной обстановке; отреагировать негативный эмоциональный опыт; изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым взрослым; укрепить доверие к миру и выстроить более продуктивные отношения с ним.

Водная терапия (разработана в 1993г. Hartley, Frank и Goldenson) способствует ослаблению агрессии и релаксации. Дети обычно получают истинное удовольствие от возни с водой, что способствует нормализации их эмоционального состояния после травмы, связанной с насилием.

2. Музыкотерапия носит клинико-терапевтический характер, позволяя использовать музыку как вспомогательное средство терапии. Основные функции музыкотерапии — регулятивная, адаптационная, коммуникативная и релаксационная.

Использование методов музыкотерапии позволяет решать следующие задачи:

— снижение уровня блокировки коммуникации с социальным окружением;

— снижение повышенного уровня тревоги и страха, различных невротических расстройств;

— сопровождение и поддержание аутогенной тренировки.

Целенаправленное воздействие музыки оказывает антистрессовое действие, позволяет скорректировать настроение и нивелировать различные расстройства, улучшает психическое и соматическое состояние ребёнка.

3. К группе арт-терапевтическихметодов, основанных на использовании различных изобразительных средств, относятся: живопись и рисунок, музыкотерапия, лепка, создание коллажей, театротера-пия, работа с фотографиями и другие виды изобразительной и художественной деятельности.

Психотерапевтическое воздействие музыки, танца, театральных постановок, живописи основано на коммуникативной, суггестивной, компенсаторной и эстетической функциях искусства.

Воздействие художественных образов, слова на чувства и мысли ребёнка трудно переоценить. Художественное творчество оказывает многоплановое, психотерапевтическое воздействие на ребёнка.

Использование арт-терапевтических технологий работы с детьми, пострадавшими от насилия, позволяет решить следующие задачи:

— преодолеть трудности эмоционального развития;

— снизить уровень актуального стресса, депрессии;

— снизить импульсивность эмоциональных реакций;

:10 ®аде

1 )

В.В. Дерябина. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие

— компенсировать эмоциональную депривацию детей, переживших отвержение и чувство одиночества;

— снизить уровень конфликтных межличностных ситуаций и приобрести коммуникативные навыки;

— оптимизировать уровень тревожности, фобических и травматических реакций переживания, нейтрализовать невротические симптомы;

— трансформировать негативную «Я-концепцию», искажённую самооценку.

Одним из наиболее эффективных диагностических методов в работе с детьми, пережившими глубокую психотравму, считается «проективный рисунок». Основная задача метода состоит в выявлении, осознании и проработке трудно вербализуемых проблем, переживаний детей-жертв насилия.

4. Когнитивно-поведенческая терапия — метод Деблинджера и Хе-флин (DeЫmger, Heflin, 1996) используется, для оказания помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия. Метод основан на логической предпосылке, что познание, поведение и эмоции тесно взаимосвязаны, поэтому при психологическом воздействии на одну из этих областей происходит непрямое воздействие и регулирование других сторон функционирования детей.

Дети, пережившие насилие, испытывают сильнейшие эмоции, которые они затрудняются назвать и с которыми не могут совладать. Поэтому, прежде чем моделировать приемлемое поведение, важно помочь ребёнку научиться справляться со своими чувствами, выражать их в безопасной для себя и окружающих манере, а также понимать чувства других.

Мысли, связанные с насилием, влекут за собой негативные последствия в соматической, поведенческой и эмоциональной сферах личности детей. Работа с негативными установками, сформировавшимися у детей в результате насилия, помогает предупредить у них эмоциональную нестабильность.

Поведенческая психотерапия, в целом, направлена на управление поведением детей, на переучивание, редукцию или устранение симптома и приближение их поведения к определённым адаптивным формам.

В основе когнитивно-поведенческой терапии лежит простая модель, с помощью которой можно описать причины и развитие эмоциональных расстройств у детей. Используя её в работе, можно получить возможность не только оказать помощь детям здесь и теперь, но и предотвратить возможные эмоциональные нарушения в будущем.

При оказании психокоррекционной помощи детям желательно учитывать:

:10 р^де

1 )

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

— особенности личности и психического состояния ребёнка или подростка до факта насилия;

— вид перенесённого насилия и способность ребёнка осознавать его сущность;

— глубину и тяжесть переживания факта насилия — от безразличия до тяжёлой депрессии и суицидальных попыток.

Психокоррекционная работа должна строиться на основе уважения, доверия и охватывать не только социальные отношения, но и личностные переживания, представления и фантазии, способствовать их гармонизации.

Цели выбранных технологий оказания психологической помощи детям, пережившим насилие:

— формирование позитивной «Я-концепции» ребёнка, пострадавшего от насилия;

— совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;

— восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;

— развитие и совершенствование социальных качеств личности ребёнка;

— психокоррекция «сексуализированного» поведения;

— формирование способности к самопринятию;

— выработка способности к самостоятельному принятию решений.

Практика показала, что при оказании помощи детям, пережившим насилие, эффективность использования в психокоррекционной работе приведённых элементов психотерапии разная.

Психокоррекционные программы с элементами разных видов психотерапии при различных видах насилия с детьми разных возрастов помогут специалистам в оказании практической помощи детям-жертвам насилия. Нами выявлена эффективность использования психокоррекционных программ с элементами психотерапии для детей разных возрастов, переживших насилие.

Эффективность использования психокоррекционных программ с элементами психотерапии при различных видах насилия

Вид насилия Возраст Элементы психотерапии

Эмоциональное (психологическое) дошк. / мл. школ. мл. школ./ подростки игровая когнитивно-поведенческая

Физическое дошк. / мл. школ. мл. школ./ подростки музыкальная когнитивно-поведенческая

Сексуальное дошк. / мл. школ. мл. школ./ подростки игровая арт-терапия

:10 ®age

J

В.В. Дерябина. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие

Комплексное дошк. / мл. школ. игровая

мл. школ./ подростки арт-терапия

Все перечисленные приёмы могут служить ориентирами при построении психокоррекционного процесса в работе с детьми, пережившими насилие. Однако не следует их рассматривать как жёсткие алгоритмы, поскольку психокоррекция не сводится к технологиям и является искусством, рождающимся в сотрудничестве с конкретным ребёнком.

Литература

1. Введение в проблему насилия и жестокого обращения с детьми / под ред. Е.Н. Волковой. Н. Новгород, 2008.

2. Дерябина В.В., Михайлов А.Н., Кобелева А.В., Романовская К.В. /под ред. Кальянова И.В. Современные технологии комплексной работы с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимися в социально-опасной ситуации /под ред. И.В. Кальянова И.В. М., 2010.

3. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2006.

4. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям \ под ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбала. ПМСЦ «ОЗОН», 2001.

5. Журавлёва Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям — жертвам

е насилия. М.: Генезис, 2006. 112с.

6. Защита детей от жестокого обращения / под. ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Пи- Ч-^ тер, 2007. 256 с.

7. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. 248 с.

8. Каллиас М. Оценка эффективности вмешательств при работе с детьми и подростками / Детская и подростковая психотерапия / Под ред.Д Лэйна, Э. Миллера. СПб.: Питер, 2001,С. 74-120.

9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М.: РПА, 1997. C. 191.

10. Насилие и его влияние на здоровье: пособие для медицинских и социальных работников / под. общ. ред. Л.С. Алексеевой и Г.В. Сабитовой. Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. 96 с.

11. Никольская. И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь. 2006. 352 с.

12. Новикова М.В. Психологическая помощь ребёнку в кризисной ситуации. М.: Генезис, 2006. 128 с.

13. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-психологическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

14. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. СПб.: Речь, 2004.

15. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.

16. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

17. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научно-методическое пособие / под ред. Л.С. Алексеевой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

:10 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

18. Психосоциальная поддержка семей группы риска — как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия (Пособие психологов и психосоциальных работников). // под ред. С.А. Беличевой. М.: Ре-дакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2005. 213 с.

19. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов / Под ред. Н.К. Асановой. М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. 512 с. ISBN 5-691-00051-9.

20. Соонетс Р. и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту: АО Атлекс, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепинина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007. 208 с. (Психологический инструментарий.)

22. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие / под. ред. Л.С. Алексеевой. М.: Гос-НИИ семьи и воспитания, 2001. С. 208.

23. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2003. 400 с.

24. Шульга Т.И., Слот В., СпаниярдХ. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Изд-во УРАО, 1999.. 104 с.

25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.