:10 ®аде
1 )
-о-
• семейное неблагополучие • профилактика социального сиротства • модель мульти-дисциплинарной команды • интервью
Формирование полноценной системы защиты детей и семьи от насилия предусматривает организацию своевременного выявления семейного неблагополучия; создание инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально-опасном положении; профилактику социального сиротства и обеспечение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В отечественной психологической практике по оказанию помощи детям, пережившим насилие, за основу взята модель мультидис-циплинарной команды. Взгляд на данную проблему со стороны специалистов разного профиля помогает эффективнее оказывать помощь пострадавшему ребёнку и его семье.
Основные функции междисциплинарной команды, работающей по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми:
— информационно-аналитическая (первичный приём, организация комплексной помощи ребёнку и семье);
— социальный мониторинг детей, подростков и семей группы риска;
— диагностика;
— психокоррекция;
— социальная помощь;
— правовая поддержка;
— профилактика.
Системная работа с несовершеннолетними и их семьями должна осуществляться в контексте социально-экологической модели.
Базовые принципы вмешательства (интервенции) в кризис со стороны специалистов — безотлагательная интервенция, самоопределение, действие, ограничение целей, поддержка, фокусирование на решении основной проблемы кризиса, образ кризисной ситуации, уверенность в себе.
Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие
Валентина Васильевна Дерябина,
доцент кафедры общей и педагогической психологии ГБОУ ВПО МО «Академии социального управления»,
кандидат психологических наук
:10 ®аде
1 )
В.В. Дерябина. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие
Целью профессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребёнка, пострадавшего от насилия, становится мобилизация всех его возможностей.
Основной метод и форма работы с детьми, пострадавшими от насилия, — индивидуальное и групповое взаимодействие.
Главной задачей индивидуального консультирования является актуализация внутренних сил (ресурсов) личности ребёнка и поиск внешних опор, способных помочь ему выйти из кризисного состояния.
Первичное консультирование может включать в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.
Беседа — основной элемент диагностики социальной, личностной сфер человека, индивидуальных особенностей и существующих у него проблем.
Индивидуальные формы работы включают первичное интервью с ребёнком (ПИР), которое предусматривает решение таких задач:
— сбор информации для подтверждения факта насилия и установления виновного;
— сбор анамнеза семьи (индивидуальная карта);
— оценка развития ребёнка;
— определение вида насилия;
— составление плана работы;
— выявление взрослого, которому ребёнок доверяет;
— определение объёма помощи.
Первичное интервью со взрослым (ПИВ) предполагает уточнение и сбор информации о насилии; дополнение данных анамнеза семьи с использованием генограммы; получение разрешения на работу с ребёнком; составление плана работы и определение объёма помощи ребёнку и взрослому.
Интервью позволяет создать альтернативные варианты действий, переживаний, мыслей, чувств собеседника, изменить его отношение к произошедшему и происходящему; обеспечивает большую мобильность внутреннего мира.
Можно выделить основные стадии интервью:
1-я стадия — установление контакта, структурирование, достижение взаимопонимания;
2-я стадия — выделение и формулировка проблемы;
3-я стадия — выявление (определение) желаемого результата;
4-я стадия — выработка альтернативных решений;
5-я стадия — обобщение полученных данных (предыдущих этапов), переход к действию.
:10 ®аде
1 )
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Индивидуальная терапия с детьми, перенёсшими жестокое обращение или насилие, направлена на то, чтобы:
— снять чувство тревоги, вины и неуверенности;
— помочь ребёнку разобраться в его переживаниях и страхах для преодоления негативных последствий предшествующего болезненного опыта;
— повысить самооценку ребёнка;
— вернуть доверие к людям;
— добиться ощущения безопасности;
— помочь ребёнку приобрести адекватные способы адаптации в окружающем мире;
— научить ребёнка лучше понимать себя и других.
Групповые формы взаимодействия с детьми, пострадавшими от насилия
Групповая терапия детей, пострадавших от насилия, предполагает реальную помощь в формировании навыков продуктивного общения и взаимодействия на основе формирования механизмов социально-педагогической, психологической реабилитации, способствующих самореализации ребёнка и полноценному социальному включению.
В процессе групповой терапии ребёнок получает возможность от-реагирования своих амбивалентных чувств, анализа внутренних и внешних конфликтов и переживаний для создания оптимального способа собственного поведения.
Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения.
Задача групповой терапии — не только помощь ребёнку в преодолении психологической травмы, нанесённой пренебрежением или другими видами насилия, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту, которые позволяют активно и полноценно взаимодействовать с окружающим миром.
В процессе групповой терапии необходимо учитывать обстоятельства каждой семьи и особенности психологического состояния каждого участника группы.
Использование личностно ориентированного подхода, выстроенного с учётом психологических закономерностей детей, переживших посттравматический синдром, позволяет сделать групповой процесс предсказуемым, имеющим чёткие ограничения, создать атмосферу безопасности и доверия.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста эффективны психотерапевтические занятия с использованием сюжетно-ро-левых игр (методика «Кукольный театр»). Рисование и игра помо-
:10 ®аде
1 )
В.В. Дерябина. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие
гают ребёнку проиграть (отработать) травмирующие события в безопасной обстановке.
Для детей предпубертатного возраста (с 10 до 13 лет) больше подходят однополые терапевтические группы, по причине несформиро-вавшейся половой идентификации, размытости личностных границ и представлений о маскулиности и феминности.
Для подростков и взрослых организация работы в разнополой группе является более продуктивной для личностного роста.
Для детей, переживших сексуальное насилие, характерны глубинные переживания «повреждённой» идентичности, травмированного «эго» и хаотичный неструктурированный образ мира. Девочки более успешно формируют собственную идентичность в однополой группе, так как в ней они чувствуют себя более защи-щёнными.
При организации групповой работы необходимо:
— побуждать детей говорить о своих проблемах, чувствах, потребностях;
— учить их просить о помощи у взрослых в сложных и проблемных ситуациях;
— обучать умению сохранять дистанцию между собой и окружающими;
— формировать уверенность в своих силах для отпора в ситуациях потенциальной опасности.
Технология — это система работы, включающая диагностику, психологическую помощь, психокоррекцию и реабилитацию.
Реабилитация — процесс восстановления нарушенного функционирования детей после перенесённого насилия, помогающий адаптировать их к среде путём психологического, медицинского, педагогического воздействия.
Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на детей, переживших насилие, для их полноценного развития.
Задача психокоррекционной помощи — смягчение воздействия пережитой детьми травмы и помощь семье в преодолении последствий стрессового для всех её членов события путём мобилизации их внутренних ресурсов.
Сопровождение — модель психологической помощи, специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства», — безопасных условий, где становится возможным выход из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом); реконструкция субъективного образа мира и восстановление связи человека с самим собой, миром людей и обществом.
:10 ®аде
1 )
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
При разных видах насилия возможно использование следующих технологий:
1. Работа с родителями включает первичное интервью, сбор анамнеза семьи, диагностику, консультирование, психокоррекцию и др.
2. Работа с ребёнком включает первичное интервью, диагностику, интервью-расследование при сексуальном и комплексном насилии, психокоррекцию, медицинскую, педагогическую и социальную реабилитацию и др.
3. Разработка и внедрение психокоррекционныхпрограмм с элементами игровой, музыкальной и арт-терапии, когнитивно-поведенческой психотерапии и пр.
4. Повторная диагностика и оценка состояния ребёнка после психокоррекции, при необходимости корректировка плана работы.
5. Сопровождение детей после проведённой работы предусматривает пролонгированную психологическую, педагогическую, социальную и правовую помощь, направленную на поиск скрытых ресурсов развития детей и их семей.
Технологии социально-психотерапевтического сопровождения
в работе с детьми подразумевают выбор методов, форм и способов, определяемых целями и задачами, поставленными перед специалистами, которые оказывают корректирующее воздействие и помощь детям, пострадавшим от насилия.
Технологию сопровождения пострадавших от насилия детей и подростков мы рассматриваем с позиции комплексного, многофакторного подхода к процессам коррекции и развития личностных структур с различными картинами проявлений с прогнозированным результатом.
Технология сопровождения — это система воздействий на пострадавших от насилия детей с целью нормализации процессов социального включения, адаптации, помощи и поддержки в преодолении посттравматического синдрома.
В психокоррекционной работе с детьми разного возраста возможно использование программ с элементами игровой, музыкальной, арт-терапии и когнитивно-поведенческой психотерапии.
В практике психологической помощи детям, пережившим насилие, большое значение имеют различные методы игровой терапии.
1. Основная цель игровой терапии — помочь ребёнку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребёнку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом.
:10 Page
J
В.В. Дерябина. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие
Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного «Я» и своих отношений со значимыми другими, способствует позитивным изменениям на поведенческом уровне.
К основным задачам игровой терапии относятся:
— облегчение психологического страдания ребёнка;
— укрепление собственного «Я» ребёнка, развитие чувства самоценности;
— развитие способности эмоциональной регуляции;
— восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребёнок — взрослые», «ребёнок — ребёнок»;
— коррекция и предупреждение деформаций в формировании «Я-концепции»;
— коррекция и профилактика поведенческих отклонений и т.д.
К эффективным технологиям психокоррекционной работы с детьми можно отнести песочную и водную терапию.
Песочная терапия (разработана в 1939 г. Margaret Lowenfeld) названа «техникой создания мира». Игра в песок позволяет психологу найти доступ во внутренний мир ребёнка; также это является естественным методом исцеления психики, который стимулирует процесс самопознания. Песочная терапия не требует от ребёнка каких-то особых умений, как в случаях рисования или рассказывания историй.
Песочная терапия — один из психокоррекционных методов, направленных на разрешение личностных проблем ребёнка через творчество и игру.
Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о построенной композиции, сочинение историй, сказок и пр.) экспрессии клиента.
Песочная терапия предполагает следующие стадии игры с песком:
• «Хаос» — отражает эмоциональное смятение и растерянность, доминирующие в жизни ребёнка. Происходит постепенное отреаги-рование болезненного эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить отношение к ней.
• «Борьба» — перенос в игровую среду внутренних конфликтов: агрессии, тревоги, конфликты взаимоотношений и пр., что помогает снизить эмоциональное напряжение и добиться уравновешенности.
• «Гармония» — возвращение в нормальное русло, восстанавливается порядок и равновесие.
:10 Page
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Данный метод позволяет гармонизировать душевный хаос, подавленность, отчуждение; проработать психотравмирующую ситуацию в безопасной обстановке; отреагировать негативный эмоциональный опыт; изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым взрослым; укрепить доверие к миру и выстроить более продуктивные отношения с ним.
Водная терапия (разработана в 1993г. Hartley, Frank и Goldenson) способствует ослаблению агрессии и релаксации. Дети обычно получают истинное удовольствие от возни с водой, что способствует нормализации их эмоционального состояния после травмы, связанной с насилием.
2. Музыкотерапия носит клинико-терапевтический характер, позволяя использовать музыку как вспомогательное средство терапии. Основные функции музыкотерапии — регулятивная, адаптационная, коммуникативная и релаксационная.
Использование методов музыкотерапии позволяет решать следующие задачи:
— снижение уровня блокировки коммуникации с социальным окружением;
— снижение повышенного уровня тревоги и страха, различных невротических расстройств;
— сопровождение и поддержание аутогенной тренировки.
Целенаправленное воздействие музыки оказывает антистрессовое действие, позволяет скорректировать настроение и нивелировать различные расстройства, улучшает психическое и соматическое состояние ребёнка.
3. К группе арт-терапевтическихметодов, основанных на использовании различных изобразительных средств, относятся: живопись и рисунок, музыкотерапия, лепка, создание коллажей, театротера-пия, работа с фотографиями и другие виды изобразительной и художественной деятельности.
Психотерапевтическое воздействие музыки, танца, театральных постановок, живописи основано на коммуникативной, суггестивной, компенсаторной и эстетической функциях искусства.
Воздействие художественных образов, слова на чувства и мысли ребёнка трудно переоценить. Художественное творчество оказывает многоплановое, психотерапевтическое воздействие на ребёнка.
Использование арт-терапевтических технологий работы с детьми, пострадавшими от насилия, позволяет решить следующие задачи:
— преодолеть трудности эмоционального развития;
— снизить уровень актуального стресса, депрессии;
— снизить импульсивность эмоциональных реакций;
:10 ®аде
1 )
В.В. Дерябина. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие
— компенсировать эмоциональную депривацию детей, переживших отвержение и чувство одиночества;
— снизить уровень конфликтных межличностных ситуаций и приобрести коммуникативные навыки;
— оптимизировать уровень тревожности, фобических и травматических реакций переживания, нейтрализовать невротические симптомы;
— трансформировать негативную «Я-концепцию», искажённую самооценку.
Одним из наиболее эффективных диагностических методов в работе с детьми, пережившими глубокую психотравму, считается «проективный рисунок». Основная задача метода состоит в выявлении, осознании и проработке трудно вербализуемых проблем, переживаний детей-жертв насилия.
4. Когнитивно-поведенческая терапия — метод Деблинджера и Хе-флин (DeЫmger, Heflin, 1996) используется, для оказания помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия. Метод основан на логической предпосылке, что познание, поведение и эмоции тесно взаимосвязаны, поэтому при психологическом воздействии на одну из этих областей происходит непрямое воздействие и регулирование других сторон функционирования детей.
Дети, пережившие насилие, испытывают сильнейшие эмоции, которые они затрудняются назвать и с которыми не могут совладать. Поэтому, прежде чем моделировать приемлемое поведение, важно помочь ребёнку научиться справляться со своими чувствами, выражать их в безопасной для себя и окружающих манере, а также понимать чувства других.
Мысли, связанные с насилием, влекут за собой негативные последствия в соматической, поведенческой и эмоциональной сферах личности детей. Работа с негативными установками, сформировавшимися у детей в результате насилия, помогает предупредить у них эмоциональную нестабильность.
Поведенческая психотерапия, в целом, направлена на управление поведением детей, на переучивание, редукцию или устранение симптома и приближение их поведения к определённым адаптивным формам.
В основе когнитивно-поведенческой терапии лежит простая модель, с помощью которой можно описать причины и развитие эмоциональных расстройств у детей. Используя её в работе, можно получить возможность не только оказать помощь детям здесь и теперь, но и предотвратить возможные эмоциональные нарушения в будущем.
При оказании психокоррекционной помощи детям желательно учитывать:
:10 р^де
1 )
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
— особенности личности и психического состояния ребёнка или подростка до факта насилия;
— вид перенесённого насилия и способность ребёнка осознавать его сущность;
— глубину и тяжесть переживания факта насилия — от безразличия до тяжёлой депрессии и суицидальных попыток.
Психокоррекционная работа должна строиться на основе уважения, доверия и охватывать не только социальные отношения, но и личностные переживания, представления и фантазии, способствовать их гармонизации.
Цели выбранных технологий оказания психологической помощи детям, пережившим насилие:
— формирование позитивной «Я-концепции» ребёнка, пострадавшего от насилия;
— совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;
— восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;
— развитие и совершенствование социальных качеств личности ребёнка;
— психокоррекция «сексуализированного» поведения;
— формирование способности к самопринятию;
— выработка способности к самостоятельному принятию решений.
Практика показала, что при оказании помощи детям, пережившим насилие, эффективность использования в психокоррекционной работе приведённых элементов психотерапии разная.
Психокоррекционные программы с элементами разных видов психотерапии при различных видах насилия с детьми разных возрастов помогут специалистам в оказании практической помощи детям-жертвам насилия. Нами выявлена эффективность использования психокоррекционных программ с элементами психотерапии для детей разных возрастов, переживших насилие.
Эффективность использования психокоррекционных программ с элементами психотерапии при различных видах насилия
Вид насилия Возраст Элементы психотерапии
Эмоциональное (психологическое) дошк. / мл. школ. мл. школ./ подростки игровая когнитивно-поведенческая
Физическое дошк. / мл. школ. мл. школ./ подростки музыкальная когнитивно-поведенческая
Сексуальное дошк. / мл. школ. мл. школ./ подростки игровая арт-терапия
:10 ®age
J
В.В. Дерябина. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие
Комплексное дошк. / мл. школ. игровая
мл. школ./ подростки арт-терапия
Все перечисленные приёмы могут служить ориентирами при построении психокоррекционного процесса в работе с детьми, пережившими насилие. Однако не следует их рассматривать как жёсткие алгоритмы, поскольку психокоррекция не сводится к технологиям и является искусством, рождающимся в сотрудничестве с конкретным ребёнком.
Литература
1. Введение в проблему насилия и жестокого обращения с детьми / под ред. Е.Н. Волковой. Н. Новгород, 2008.
2. Дерябина В.В., Михайлов А.Н., Кобелева А.В., Романовская К.В. /под ред. Кальянова И.В. Современные технологии комплексной работы с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимися в социально-опасной ситуации /под ред. И.В. Кальянова И.В. М., 2010.
3. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2006.
4. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям \ под ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбала. ПМСЦ «ОЗОН», 2001.
5. Журавлёва Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям — жертвам
е насилия. М.: Генезис, 2006. 112с.
6. Защита детей от жестокого обращения / под. ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Пи- Ч-^ тер, 2007. 256 с.
7. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. 248 с.
8. Каллиас М. Оценка эффективности вмешательств при работе с детьми и подростками / Детская и подростковая психотерапия / Под ред.Д Лэйна, Э. Миллера. СПб.: Питер, 2001,С. 74-120.
9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М.: РПА, 1997. C. 191.
10. Насилие и его влияние на здоровье: пособие для медицинских и социальных работников / под. общ. ред. Л.С. Алексеевой и Г.В. Сабитовой. Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. 96 с.
11. Никольская. И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь. 2006. 352 с.
12. Новикова М.В. Психологическая помощь ребёнку в кризисной ситуации. М.: Генезис, 2006. 128 с.
13. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-психологическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
14. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. СПб.: Речь, 2004.
15. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.
16. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
17. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научно-методическое пособие / под ред. Л.С. Алексеевой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
:10 ?age
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
18. Психосоциальная поддержка семей группы риска — как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия (Пособие психологов и психосоциальных работников). // под ред. С.А. Беличевой. М.: Ре-дакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2005. 213 с.
19. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов / Под ред. Н.К. Асановой. М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. 512 с. ISBN 5-691-00051-9.
20. Соонетс Р. и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту: АО Атлекс, 2000.
21. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепинина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007. 208 с. (Психологический инструментарий.)
22. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие / под. ред. Л.С. Алексеевой. М.: Гос-НИИ семьи и воспитания, 2001. С. 208.
23. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2003. 400 с.
24. Шульга Т.И., Слот В., СпаниярдХ. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Изд-во УРАО, 1999.. 104 с.
25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.