УДК 616.89 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.35.156
Н. В. Александрова,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского,
Омская гуманитарная академия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Проблема и цель. В статье освещены педагогические аспекты детской психотерапии. Методология. Методологической основой исследования является комплексный подход Б. Г. Ананьева, интегрирующий биологическую природу, психологическое и социальное в человеке. Результаты. Показана история формирования детской психотерапии одновременно как медицинского и педагогического инструмента. Раскрыто использование педагогической модели психотерапии в практике работы автора с детьми, страдающими психическими расстройствами, и их родителями. Показано влияние рациональной психотерапии на восприятие родителями психического расстройства ребенка и формирование соответствующего его потребностям способа воспитания. Представлен авторский подход к педагогической психотерапии в социальных пространствах для формирования компетентности населения в области проблем детского психического здоровья. Выводы. Выделены педагогические аспекты психотерапии детей с психическими расстройствами. Ключевые слова: педагогическая модель детской психотерапии, история развития детской психотерапии, адекватное понимание родителями психического расстройства ребёнка, педагогическая психотерапия в социальных пространствах.
Проблема и цель. Психотерапия является одним из методов лечения детских психических расстройств. Этот круг заболеваний, нарушая высшие психические функции, препятствует гармоничному формированию личности. Поэтому рассмотрение психотерапии не только как средства лечения, но и как педагогического инструмента, позволяет использовать её не только с медицинских, но и с воспитательных позиций.
Методология. Методологической основой исследования является комплексный подход Б. Г. Ананьева, интегрирующий биологическое, психологическое и социальное в человеке. Поскольку психологический фон способен как тормозить или искажать, так и благоприятствовать развитию личности ребенка, корректирующая его психотерапия является методом интеграции функционирования организма, формирования психических функций и социального развития ребенка.
Результаты. Детская психотерапия формировалась как средство для лечения психических расстройств у детей, так и параллельно как инструмент их воспитания. Так, медицинская модель детской психотерапии начала разрабатываться З. Фрейдом, что отражено им в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Позднее А. Фрейд и М. Кляйн были разработаны игровые методы работы с детьми. Разработанные в психоаналитической теории методы медицинской модели трансформировались в элементы педагогической, были направлены для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Наблюдения за детьми сменились активной работой с ними, исправлением их поведения, что, по сути, являлось вкладом психотерапии в педагогику [2; 3].
Для понимания развивающейся личности и психопатологических механизмов у ребёнка много сделали Л. Каннер, Р. Спитц, Дж. Боулби и др., изучавшие отношения «мать - дитя». Возникла идея о материнской депривации как о бедной эмоциональными стимулами среде, препятствующей нормальному психическому развитию младенцев и приводящей к его задержке. Были сделаны выводы о роли ранних психических травм в становлении и развитии личности ребёнка. Эти работы можно считать предпосылками формирования терапии детско-родительских отношений [3], что также тесно связано с педагогикой.
На основе клиент-центрированной терапии К. Роджерса в 50-х годах ХХ века возникла недирективная игровая психотерапия. Её основателем стал В. Экслайн, а углубил в своих работах Г. Л. Лэндрет [3; 5]. При этом игра выступала одновременно как лечебное и педагогическое средство, формируя навыки успешной социализации.
Параллельно развивалась поведенческая психотерапия. Она стала не только методом работы по устранению симптомов расстройства психики - поведенческих нарушений, агрессии, навязчивых движений, страхов, - но и средством воспитания у ребёнка адаптивных форм поведения:
уверенности в себе, силы воли, навыков общения. Это дало толчок к совершенно новому подходу в воспитании и понимании детей, а также стало эффективным инструментом психогигиены и развития более гармоничной личности в целом [2; 3].
Следовательно, исторически сформировалось использование детской психотерапии как одновременно лечебного и педагогического средства.
Тенденция применения воспитательной и образовательной составляющих этой ветви медицинской науки продолжает развиваться и в нашей собственной психотерапевтической практике.
Учитывая ведущую роль семьи в сопровождении ребенка, правомерно утверждать, что благоприятный результат лечения детского психического расстройства возможен только при формировании семейного комплаенса - сотрудничества родителей юного пациента со специалистами лечебного учреждения. Для его достижения нами используется педагогическая модель психотерапии.
На психотерапевтическом приеме на когнитивном уровне родителям мы раскрываем причины и механизм развития психического расстройства ребёнка, действие назначенных психиатром лекарственных препаратов и влияние методов психотерапии.
Большое внимание уделяется объяснению природы болезненных проявлений у ребёнка. Так, эмоциональная нестабильность аффективными вспышками на фоне перегрузок и истощения, вызванная повреждениями головного мозга различной природы, часто воспринимается родителями как грубость и неуважение к ним. Окрики и наказание ребёнка в таких случаях только усугубляют неустойчивость эмоций. Когда родители после проведённого разъяснения начинали учитывать сниженный энергетический потенциал ребёнка и терпимо реагировать на вспышки эмоций, условия для лечения и развития становились более благоприятными.
Важно формировать у родителей чёткие представления о том, какие требования к больному ребёнку предъявлять необходимо для его адекватной социализации, а какие - для него не достижимы или разрушительны. Важен баланс между формированием необходимых для жизни навыков через волевые усилия и щадящим режимом с целью сбережения энергетических ресурсов от истощения и срыва адаптации. Это очень важно для сопровождения детей с органическими заболеваниями нервной системы, интеллектуально сниженных, а также пациентов с шизофренией.
Поскольку при большинстве психических болезней медикаментозное лечение является ведущим, во всех случаях проводится разъяснение механизма действия назначенных психиатром лекарственных препаратов на доступном для каждого родителя уровне. Учитывая негативные предубеждения населения против психотропных средств, истоки которых заложены в периоде «карательной психиатрии» и продолжают нагнетаться СМИ, это направление работы в разной степени востребовано в работе с каждой семьей.
Почти у всех родителей серьёзное напряжение вызывает незнание законодательной базы оказания психиатрической помощи, многие опасаются ограничений, связанных с наблюдением и лечением у психиатра, разглашения сведений о самом факте расстройства у ребёнка, что является следствием стигматизации психиатрии. С этой целью нами раскрываются положения «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при его оказании» и порядок обращения с информацией о заболевании в психиатрическом учреждении.
Следовательно, важной частью психотерапии детей является обучение их родителей по таким направлениям, как природа и лечение психического расстройства, особенности воспитания больного ребёнка и правовые основы оказания психиатрической помощи. Для этого нами были разработаны направления рационального взаимодействия родителей даже в рамках одного - первого - психотерапевтического приёма, которые позволяют сформировать понимание сути заболевания, повысить их ответственность за результаты лечения и реабилитации и снизить стрессовый фон, вызванный стигматизацией психиатрии.
Во всех случаях обращений проводятся элементы семейной психотерапии. Это помогает родителям принять факт психического заболевания ребёнка, не предъявлять к нему завышенных требований, создать в семье условия для максимально благоприятного при его заболевании развития.
В психотерапии, направленной непосредственно на больных детей, педагогическая составляющая наряду с лечебной продолжает оставаться ведущей. Ведь при уменьшении или устранении болезненных симптомов создаются благоприятные условия для более гармоничного формирования личности ребёнка.
Так, дети и подростки по причине морфофункциональной незрелости их центральной нервной системы очень чувствительны к психотравмам. Посттравматические стрессовые расстройства
возникают у детей в ответ на большой круг ситуаций, значимость которых может быть как весьма выраженной (чрезвычайные ситуации, смерть близких, автокатастрофы), так и, с точки зрения взрослых, практически ничтожной (гибель домашнего животного или потеря игрушки). Ведь система ценностей ребёнка очень отличается от таковой у взрослого. Поэтому в ряде случаев возникает необходимость психотерапии острых стрессовых расстройств, которые стали причиной расстройства либо усугубили уже имеющееся. Для этого используются методы краткосрочной психотерапии.
Для детей с трёхлетнего возраста при многих расстройствах проводится игровая психотерапия, которая позволяет ребёнку начать лучше понимать себя, мотивы своих действий и эмоции, разбираться в своих чувствах [2; 5]. Этот метод используется с детьми от 3 до 7-11 лет при отсутствии противопоказаний. В этом возрасте у них еще не сформированы навыки адекватного словесного выражения страданий, а игра является естественной деятельностью, способствуя самовыражению и социализации, приобретению нового опыта, приносит удовольствие. В процессе взаимодействия с психотерапевтом ребёнок учится строить отношения с другими людьми, так как часто круг общения психически больного ребёнка ограничен. Во время игровой психотерапии с ребенком врач продолжает поддерживать терапевтические отношения и с его родителями, отвечая на их вопросы и интересуясь изменениями, происходящими в поведении маленького пациента вне терапии.
В начале школьного возраста к игровой терапии присоединяется метод арт-терапии, то есть лечения через искусство [2; 4]. Этот метод может быть использован как в индивидуальной работе, так и в групповой. С помощью творчества и игры дети отображают свои внутренние переживания, учатся лучше разбираться в своих чувствах и мотивах действий, реагировать социально приемлемыми способами творческого самовыражения на негативные переживания. Ребёнок получает обратную связь от других участников группы в виде принятия и поддержки, что позволяет расширить его социальный опыт.
С 14-15-летнего возраста используется метод групповой динамической психотерапии. В основе этого метода лежит создание терапевтической группы подростков, где в результате динамики лечебного процесса возникают благоприятные межличностные отношения, что позволяет членам группы раскрывать свои проблемы и переживания. Атмосфера понимания и принятия создает благоприятный фон для личностного роста и дальнейшей самоактуализации личности подростка. Улучшаются социальные навыки, что позволяет расширять и улучшать межличностные связи в обществе уже вне терапевтической зоны.
Эффективным методом психотерапии детей и подростков является гипнотерапия. Гипнотическое воздействие кроме успокаивающего, оказывает и выраженное биологическое действие, восстанавливая нарушенный заболеванием или стрессом баланс нервной системы через механизм эустресса [7].
Очень эффективна когнитивно-поведенческая психотерапия как в работе с родителями, которые обучаются навыками подкрепления адаптивного поведения ребёнка, так и с подростками с эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Психотерапия детей, нормализуя или улучшая их состояние, способствует устранению препятствий к формированию их личности, является подспорьем в воспитании больного ребёнка, способствует его адекватной социализации. Такие положительные тенденции отмечаются лишь у детей, родители которых обратились за лечебно-консультативной помощью в тот период заболевания, когда изменения психики еще не стали необратимыми.
Однако такому своевременному обращению большинства нуждающихся родителей больных детей препятствует стигматизация психиатрии. Это приводит к формированию запущенных случаев, нарушению адаптации и социализации детей и подростков, негативным социальным явлениям (суицидальному, аддиктивному и криминальному поведению). Серьезным препятствием является незнание специфики детских проблем с психическим здоровьем сопровождающих их специалистов: педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных органов и сферы социальной защиты.
Учитывая историческую и социальную обусловленность неоднозначного, часто некомпетентного и негативного, отношения населения к детской психиатрической помощи, мы считаем целесообразным формирование междисциплинарного взаимодействия, отражённого в работе А. А. Северного, Н. М. Иовчук [6]. Поэтому к перспективам развития педагогической психотерапии мы относим выход из клинического пространства в социальные. Такой опыт накоплен и развивается с 2000 года [1]. Налажены и продолжаются межведомственное взаимодействие, проведение мероприятий обучающего характера, популяризирующих психиатрию и психотерапию, работа со средствами массовой информации. Такие виды деятельности формируют лучшее понимание населением
региона проблем детского психического здоровья и их решения, повышают доверие к специалистам, оказывающим психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
Вывод. Таким образом, нами выделены и раскрыты следующие педагогические аспекты психотерапии в воспитании детей с психическими расстройствами. При взаимодействии психотерапевта с родителями осуществляется их обучение, направленное на понимание природы заболевания и сущности лечебных воздействий. Психотерапия, направленная на детей, устраняет либо уменьшает препятствия для их развития, вызванные заболеванием, оказывая, кроме лечебного, также и воспитательное воздействие. Просветительская деятельность в социальных пространствах позволяет преодолеть предубеждение к психиатрии, вызванное её стигматизацией, и формирует доверие к специалистам в области детского психического здоровья.
Библиографический список
1. Александрова Н. В. Дети с нарушениями психического здоровья: проблемы и направления эффективного социального сопровождения // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы : коллективная монография ; отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 5-11.
2. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. М.: ЭКСМО-Пресс. 2002. 640 с.
3. Воробейчик Я. Н. Педагогическая психотерапия (основные задачи и краткая история) // Биология и интегративная медицина. Вопросы медицинской психологии и психотерапии. 2016. № 5. Электрон. науч. журн. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/pedagogicheskaya-psihoterapiya-osnovnye-zadachi-i-kratkaya-istoriya (дата просмотра 09.01.2019).
4. Детская и подростковая психотерапия : учебник ; под ред. Е. В.Филипповой. М.: Юрайт. 2016. 431 с.
5. Лэндрет Г. Л. Новые направления игровой терапии. М.: Когито-Центр. 2007. 480 с.
6. Северный А. А., Иовчук Н. М. Междисциплинарное взаимодействие в психокоррекционной помощи детям и подросткам // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 2 (17). С. 215-216.
7. Тукаев Р. Д. Триггерные механизмы биологического и психического стресса в соотнесении с диатез -стрессовыми моделями психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22. № 2. С. 69-76.
N. V. Alexandrova, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, 55a Mira Ave., Omsk, 644077, Russian Federation;
Omsk Humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7026-7227 e-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL ASPECTS OF PSYCHOTHERAPY OF CHILDREN WITH
MENTAL DISORDERS
Introduction. The article highlights the pedagogical aspects of child psychotherapy.
Methodology. The methodological basis of the research is the integrated approach of B. G. Ananyev, integrating the biological nature, psychological and social in man.
Results. The history of the formation of child psychotherapy at the same time as a medical and pedagogical tool is shown. The educational orientation of such methods of psychotherapy as game, group, art and hypnotherapy is revealed. The author's approach to pedagogical psychotherapy in social spaces is presented for the formation of competence of the population in the field of children's mental health problems.
Conclusions. The pedagogical component of psychotherapy accompanied by families raising children with mental disorders and educational activities in social spaces is highlighted.
Keywords: pedagogical model of child psychotherapy, history of the development of child psychotherapy, adequate understanding by parents of a child's mental disorder, pedagogical psychotherapy in social spaces.
References
1. Alexandrova N. B. Children with mental health problems and directions of effective social support. Psychological and pedagogical support of children of special care: monograph ; ed. edited by A. Y. Nagornova. Ulyanovsk, 2017. pp. 5-11.
2. Brems K. Complete guide to pediatric psychotherapy. Moscow: EKSMO-Press. 2002. 640 p.
3. Sparrow Ya. N. Pedagogical psychotherapy (main tasks and short history). Biology and integrative medicine. Questions of medical psychology and psychotherapy. 2016. No. 5. Electron. scientific. journal. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/pedagogicheskaya-psihoterapiya-osnovnye-zadachi-i-kratkaya-istoriya (date view 09.01.2019).
4. Child and adolescent psychotherapy: textbook under the editorship of E. V. Filippova. M.: Yurayt. 2016.
431 p.
5. Landreth G. L. New directions in play therapy. Moscow: Kogito-Center. 2007. 480 p.
6. Northern A. A., Iovchuk N. M. Interdisciplinary interaction in the psycho support to children and adolescents. Questions of mental health of children and adolescents. 2017, no. 2 (17), pp. 215-216.
7. Tukaev R. D. Trigger mechanisms of biological and mental stress in relation to diathesis-stress models of psychiatry. Social and clinical psychiatry. 2012, Vol. 22, no. 2. pp. 69-76.
Поступила в редакцию 16.01.2019 © Н. В. Александрова, 2019
Автор статьи: Наталия Викторовна Александрова, кандидат медицинских наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а; Омская гуманитарная академия, 644105, 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
О. С. Кузьмина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования, Омский государственный педагогический университет.
Т. Ю. Четверикова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дефектологического образования, Омский государственный педагогический университет.