Научная статья на тему 'Компетентность педагогов в области проблем детского психического здоровья как условие успешного учебно-воспитательного процесса'

Компетентность педагогов в области проблем детского психического здоровья как условие успешного учебно-воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ / PROBLEMS OF CHILDREN''S MENTAL HEALTH / PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS / TEACHERS'' COMPETENCE IN THE FIELD OF MENTAL HEALTH PROBLEMS / INTERDISCIPLINARY APPROACH / SPECIFICITY OF MANIFESTATIONS OF CHILDREN''S PSYCHIATRIC DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Александрова Наталия Викторовна

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме компетентного педагогического сопровождения детей с проблемами психического здоровья. Методология. Методологической основой исследования явился комплексный подход Б. Г. Ананьева, объединяющий единство биологического, психологического и социального в человеке. Автором проведён анализ собственного опыта психотерапевтического консультирования и данных нейронаук. Результаты. Показана специфика проявлений детских психических расстройств в учебно-воспитательном процессе. Обозначены особенности педагогического сопровождения проблемных детей. Выводы. Раскрыта необходимость разработки форм и методов формирования компетентности педагогов в области проблем детского психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Александрова Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS COMPETENCE IN THE FIELD OF CHILDREN''S MENTAL HEALTH AS A CONDITION OF EFFECTIVE TRAINING AND EDUCATIONAL PROCESS

Problem and goal. The article is devoted to the problem of competent pedagogical support of children with mental health problems. Methodology. The methodological basis of the study was an integrated approach presented by Ananiev B.G., describing the unity of the biological, psychological and social in a human. The author analyzed his own experience of psychotherapeutic counseling and neuroscience data. Results. The specifics of manifestations of children's mental disorders in the teaching and educational process are shown. Features of pedagogical support of problem children are indicated. Conclusions. The need to develop forms and methods of forming the competence of teachers in the field of problems of children's mental health is revealed.

Текст научной работы на тему «Компетентность педагогов в области проблем детского психического здоровья как условие успешного учебно-воспитательного процесса»

УДК 37.042:371.78 Б01 10.17238^^998-5320.2018.31.70

Н. В. Александрова, Омская гуманитарная академия

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме компетентного педагогического сопровождения детей с проблемами психического здоровья.

Методология. Методологической основой исследования явился комплексный подход Б. Г. Ананьева, объединяющий единство биологического, психологического и социального в человеке. Автором проведён анализ собственного опыта психотерапевтического консультирования и данных нейронаук.

Результаты. Показана специфика проявлений детских психических расстройств в учебно-воспитательном процессе. Обозначены особенности педагогического сопровождения проблемных детей.

Выводы. Раскрыта необходимость разработки форм и методов формирования компетентности педагогов в области проблем детского психического здоровья.

Ключевые слова: проблемы детского психического здоровья, педагогическое сопровождение детей с психическими расстройствами, компетентность педагогов в области проблем психического здоровья, междисциплинарный подход, специфика проявлений детских психических расстройств.

Проблема и цель. Актуальность компетентности педагогов в области проблем детского психического здоровья определяется высокой распространённостью пограничных психических расстройств в детской популяции. Это вызвано рядом как негативных, так и, как это ни парадоксально, позитивных факторов. К негативным следует отнести экологическое неблагополучие, распространённость вредных привычек (курения, употребление алкоголя) у родителей, возрастание количества родов в возрасте старше 40 лет. К позитивным факторам относится прогресс отечественной медицины: повсеместное внедрение вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение), выхаживание новорождённых с экстремально низкой массой тела и тяжёлыми поражениями головного мозга [1]. Поэтому любому специалисту, работающему с детьми, неизбежно придётся столкнуться в практике с проявлениями проблем детской психики. Хотя на первый взгляд проблема может казаться только медицинской, она напрямую включена и в процессы обучения и воспитания детей, их социальную адаптацию [2], диктует потребность междисциплинарного подхода к её решению.

Методология. Методологической основой исследования явился комплексный подход Б. Г. Ананьева, объединяющий единство биологического, психологического и социального в человеке. На протяжении 17 лет сочетания консультативной психотерапевтической практики и преподавания нейронаук нами выявлены проблемы педагогического сопровождения детей с нарушениями психического здоровья и выделены направления их преодоления.

Результаты. Как известно, мозг является субстратом высших психических функций. Он обеспечивает развитие речи и мышления, регуляцию поведения и эмоций, адаптацию в обществе, контроль за работой внутренних органов. Если в результате воздействия какого-либо болезненного фактора нарушается его нормальная работа, то некоторые или все из перечисленных функций расстраиваются в разной степени. Это приводит к трудностям обучения, адаптации и успешной социализации детей разной степени выраженности: вплоть до формирования зависимого, суицидального и даже преступного поведения [3].

Проблемы детского психического здоровья могут иметь самые разные проявления. Главной сложностью, которая часто не позволяет отнести их к заболеванию мозга, является специфика психических нарушений. В отличие от заболеваний соматической природы психические расстройства могут не вызывать страданий, жалоб, дискомфорта. Тот факт, что многие психические функции у здоровых детей формируются произвольно: воспитанием, обучением, дисциплиной, волевыми усилиями, приводит к восприятию психических расстройств как проявлений невоспитанности,

избалованности или лени. Поэтому детей несправедливо наказывают, перегружают, за специализированной лечебно-консультативной помощью не обращаются или делают это слишком поздно, когда упущен ресурс пластичности центральной нервной системы и заболевание зашло очень далеко.

Поэтому, на наш взгляд, знание педагогами специфики проявлений психических расстройств у детей позволит обеспечить им более качественный учебно-воспитательный процесс. Педагогу необходимо знать признаки неблагополучия, чтобы не усугублять имеющихся проблем, не создавать напряжения в детском коллективе, уметь корректно донести информацию о ребёнке до родителей, привлечь помогающих специалистов [4].

Проявления проблем психического здоровья зависят от таких факторов, как тяжесть, распространённость и локализация повреждения центральной нервной системы, наследственность, индивидуальные психологических особенности, характер воспитания.

Начнём с проявлений познавательной сферы, которые возникают при повреждении коры головного мозга. У таких детей будет наблюдаться снижение интеллектуальной функции разной степени выраженности: они недостаточно понимают предъявляемые требования, не понимают условий сложных игр, мыслят буквально, не понимая абстракций и переносных смыслов высказываний. Они всегда не успешны в освоении учебного материала, всегда страдает понимание математики, словарный запас скуден. При этом может быть хорошее механическое запоминание. Такие дети порицаются родителями, являются объектом насмешек сверстников и критики педагогов в школе. Поскольку учебная деятельность является основной на протяжении 9-11 лет школьного обучения и периода профессиональной подготовки, нарушения познавательной сферы могут наряду со школьной сферой приводить и к социальной дезадаптации.

Проблемы в познавательной сфере могут препятствовать и полноценному летнему отдыху ребёнка. Если воспитатель в своём отряде имеет таких детей, он должен понимать ограниченность их интеллектуальных возможностей. Указания им нужно давать чёткие, лаконичные, обязательно убедившись, что ребёнок их правильно понял. Не рекомендуется включать таких детей в конкурсы с интеллектуальной составляющей и сложные игры, разумеется, под корректным и благовидным предлогом.

В процессе обучения детей чему-либо педагоги часто сталкиваются с нарушениями активности и внимания. Причиной этому является нарушенная функция стволовых структур мозга. Это проявляется в быстром истощении внимания при выполнении требующей сосредоточения деятельности, хотя в игре и развлечениях ребёнок может быть неутомим. Причём в большинстве случаев ис-тощаемость внимания проявляется не вялостью и утомлением, а, наоборот, слишком активным поведением. Поэтому распространён термин «гиперактивность» с его ошибочной трактовкой как избыточно энергоёмкого состояния. На самом деле ребёнок, устав делать то, что ему тяжело и неинтересно, переключается на другую, не требующую внимания и воли деятельность.

Педагогу следует понимать природу такого состояния. При обучении таких детей следует чаще переключать на разные виды деятельности и делать паузы, чтобы не истощить ограниченный потенциал внимания.

Нарушения эмоциональной сферы могут формироваться при повреждении эмоциогенных структур мозга. Проявляются они вспыльчивостью, обидчивостью, слезливостью, которые длятся подолгу и часто не пропорциональны поводу. В некоторых случаях на значимые для ребёнка обиды он может выдавать реакцию аффекта, когда на обращённую речь окружающих реакции нет, и он, слабо осознавая, производит агрессивные, иногда тяжело травмирующие обидчика действия. В аффективном состоянии возможно проявление суицидального поведения. Грамотной тактикой педагога при проявлениях эмоциональных всплесков будут действия, направленные на то, чтобы обезопасить ребёнка и окружающих. После таких инцидентов нужно обязательно изложить родителям происшедшее и корректно порекомендовать обратиться к специалистам.

В ряде случаев из-за мозгового повреждения нарушается адаптация ребёнка к новой обстановке, коллективу. Причём нередко это бывает у интеллектуально состоятельных детей. Эта проблема также может быть вызвана дисфункцией отделов мозга, осуществляющих коммуникацию. Эффективной помощью таким детям будет привлечение психологов и социальных педагогов с целью проведения тренингов знакомства и сплочения, которые помогут оптимизировать приспособление к новой социальной среде.

Признаком нервно-психических нарушений могут быть быстрая утомляемость от физических нагрузок, эмоционально и коммуникативно насыщенных мероприятий, чувствительность к перемене погоды, смене фаз луны, неблагоприятной геомагнитной обстановке. Дети постарше и подростки

могут жаловаться на усталость и недомогание, а более младшие - становиться капризными или конфликтными. Эта проблема вызвана нарушениями структур, регулирующих работу вегетативных центров, осуществляющих контроль деятельности внутренних органов. Поэтому наиболее травматичными для таких детей являются перегрузка и переутомление. Если педагог заметил такие проблемы у ребёнка, нужно уточнить, что его беспокоит, потому что указанные проявления могут быть и в начале некоторых заболеваний. Переутомившемуся ребёнку будет вредно участие в энергозатратных мероприятиях, поэтому имеет смысл при жалобах на усталость освободить его от участия в них. Если в коллективе большая часть детей с указанными расстройствами, важно учитывать это при организации внеурочной деятельности.

Указанные проявления нервно-психического неблагополучия могут нарушать процесс педагогического сопровождения детей, снижать его результативность, провоцировать конфликты в детском коллективе и разногласия с педагогами. Однако решение проблемы, а именно консультирование и лечение у детского психиатра, сопряжено с рядом проблем этического характера [4]. Если при наличии у ребёнка проблем со зрением или опорно-двигательным аппаратом, педагог рекомендует проконсультировать и пролечить его у соответствующего специалиста, то этого практически никогда не вызывает негативных реакций. Нередко, если при обсуждении затруднений педагогом высказываются предположения о нездоровье мозга и рекомендация обратиться к психиатру, это воспринимается родителями как оскорбление и вызывает негативные реакции, вплоть до жалоб в вышестоящие инстанции.

Большинство родителей склонно объяснять особенности таких детей избалованностью, наследственностью, педагогическими ошибками, всячески психологизируя их [4]. Поэтому при существующем положении вещей педагогу не всегда удается найти подход к родителям «проблемных» детей и замотивировать их на нужные диагностические действия. И, если всё-таки родители оставили пожелания и замечания педагога без должного внимания, никогда не следует, решая очередную проблемную ситуацию, излагать её болезненную природу. А без согласия и участия родителей по существующему законодательству ребёнок не может быть проконсультирован и пролечен у психиатра [5]. Поэтому педагогу в каждом отдельном случае необходимо проявлять терпение, осуществлять индивидуальный подход и быть максимально этически корректным.

Выводы. Таким образом, междисциплинарный характер рассматриваемой проблемы требует формирования компетентности педагогов в области проблем детской психиатрии. Вопрос разработки форм и методов формирования компетентности в области проблем детского психического здоровья специалистов, работающих с детьми, является предметом наших теоретических изысканий и практических разработок.

Библиографический список

1. Капранова Е. И., Белоусова Н. А. Отдалённые последствия перинатального поражения центральной нервной системы // Доктор.ру. - 2012. - С. 40-43.

2. Вейц А. Э. Сравнительный анализ эмоционально-личностных и поведенческих нарушений младших школьников с неврозоподобными и невротическими расстройствами // Медицинская психология в России: электрон. науч. журнал. - 2014. - № 3(26) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 03.10.2016).

3. Березанцев А. Ю. Кузнецов Д. А. Клинико-социальные и нейробиологические аспекты оценки общественной опасности больных с шизофренией и органическими психическими расстройствами. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-sotsialnye-i-neyrobiologicheskie-aspekty-otsenki-obschestvennoy-opasnosti-bolnyh-s-shizofreniey-i-organicheskimi (дата обращения: 10.09.2017).

4. Бархатова А. Н. Психическое здоровье через призму общественного мнения // Психическое здоровье: социальные, клинико-организационные и научные аспекты : материалы научно-практической конференции, 31 октября 2016 г. ; под ред. Г. П. Костюка. - М.: Издательский дом КДУ, 2017. - С. 519-523.

5. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

N. V. Aleksandrova, candidate of medical Sciences, associate Professor, e-mail: natalie_v_al@inbox.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7026-7227 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation

TEACHERS COMPETENCE IN THE FIELD OF CHILDREN'S MENTAL HEALTH AS A CONDITION OF EFFECTIVE TRAINING AND EDUCATIONAL PROCESS

Problem and goal. The article is devoted to the problem of competent pedagogical support of children with mental health problems.

Methodology. The methodological basis of the study was an integrated approach presented by Ananiev B.G., describing the unity of the biological, psychological and social in a human. The author analyzed his own experience of psychotherapeutic counseling and neuroscience data.

Results. The specifics of manifestations of children's mental disorders in the teaching and educational process are shown. Features of pedagogical support of problem children are indicated.

Conclusions. The need to develop forms and methods of forming the competence of teachers in the field of problems of children's mental health is revealed.

Keywords: problems of children's mental health, pedagogical support of children with mental disorders, teachers' competence in the field of mental health problems, interdisciplinary approach, specificity of manifestations of children's psychiatric disorders.

References

1. Kapranova E. I., Belousova N. A. Remote consequences of perinatal involvement of the central nervous system. Doktor.ru. 2012. pp. 40-43. (In Russ.).

2. Vejc A. Je. Comparative analysis of emotional-personal and behavioral disorders of younger schoolchildren with neurotic-like and neurotic disorders. Medicinskaja psihologija v Rossii: jelektron. nauch. zhurn. 2014. no. 3(26). Access mode URL: http://mprj.ru (Accessed 03.10.2016).

3. Berezancev A. Ju., Kuznecov D.A. Kliniko-social'nye i nejrobiologicheskie aspekty ocenki obshhestvennoj opasnosti bol'nyh s shizofreniej i organicheskimi psihicheskimi rasstrojstvami [Clinical-social and neurobiological aspects of assessing the public danger of patients with schizophrenia and organic mental disorders]. Access mode https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-sotsialnye-i-neyrobiologicheskie-aspekty-otsenki-obschestvennoy-opasnosti-bolnyh-s-shizofreniey-i-organicheskimi (Accessed 10.09.2017).

4. Barhatova A. N. Mental health through the prism of public opinionmnenija. Psihicheskoe zdorov'e: social'nye, kliniko-organizacionnye i nauchnye aspekty: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, 31 oktjabrja 2016g. Moscow, Izdatel'skij dom KDU Publ., 2017 pp. 519-523.

5. Zakon RF ot 02.07.1992 № 3185-1 (red. ot 03.07.2016) [Law Of The Russian Federation] "O psihiatricheskoj pomoshhi i garantijah prav grazhdan pri ee okazanii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017) [On psychiatric care and guarantees of citizens rights in its provision]

Поступила в редакцию 13.02.2018 © Н. В. Александрова, 2018

Автор статьи: Наталия Викторовна Александрова, кандидат медицинских наук, доцент, Омская гуманитарная академия, 644105, 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: natalie_v_al@inbox.ru

Рецензенты:

О. Е. Костенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

Ю. П. Дубенский, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.