Научная статья на тему 'Опыт внедрения интегративного системного семейного подхода в программы непрерывного профессионального развития специалистов ментального профиля'

Опыт внедрения интегративного системного семейного подхода в программы непрерывного профессионального развития специалистов ментального профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕГРАТИВТі ОТБАСЫЛЫқ ЖүЙЕЛі ПСИХОТЕРАПИЯ / ЖүЙЕЛі ОЙЛАУ / INTEGRATIVE FAMILY SYSTEMIC PSYCHOTHERAPY / SYSTEMIC THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Любченко М.Ю.

В статье изложен опыт внедрения цикла обучающих семинаров «Интегративные системные подходы в диагностике, терапии и психокоррекции психических и поведенческих расстройств», предназначенного для специалистов, работающих в сфере психического здоровья. Обучающие программы знакомят слушателей с основными понятиями интегративного системного семейного подхода в социально значимых направлениях, таких как взрослая психиатрия, детская психиатрия, наркология, психотерапия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Любченко М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF INTEGRATIVE SYSTEM FAMILY APPROACH TO PROGRAMS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MENTAL PROFILE SPECIALISTS

The article describes the experience of implementing the cycle of training seminars «Integrative system approaches in diagnosis, therapy and psychocorrection of mental and behavioral disorders», intended for professionals working in the field of mental health. The training programs introduce students to the basic concepts of the integrative systemic family approach in socially important areas, such as adult psychiatry, child psychiatry, narcology, psychotherapy.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения интегративного системного семейного подхода в программы непрерывного профессионального развития специалистов ментального профиля»

© М. Ю. Любченко , 2018 УДК 378.147:159.9

М. Ю. Любченко

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО СИСТЕМНОГО СЕМЕЙНОГО ПОДХОДА В ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕНТАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Кафедра психиатрии и наркологии Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

В статье изложен опыт внедрения цикла обучающих семинаров «Интегративные системные подходы в диагностике, терапии и психокоррекции психических и поведенческих расстройств», предназначенного для специалистов, работающих в сфере психического здоровья. Обучающие программы знакомят слушателей с основными понятиями интегративного системного семейного подхода в социально значимых направлениях, таких как взрослая психиатрия, детская психиатрия, наркология, психотерапия.

Ключевые слова: интегративная семейная системная психотерапия, системное мышление

В свете реформирования и развития системы здравоохранения Республики Казахстан повышаются требования к качеству подготовки специалистов, выпускаемых высшей медицинской школой. Профессиональное развитие врачей-психиатров, наркологов и психотерапевтов на современном этапе предполагает расширение и углубление званий как в биологическом направлении психиатрии, так и в клиническом, психоаналитическом и социальном направлениях. Все большее значение в психологии, психиатрии и психотерапии в настоящее время приобретает системный подход. Перспективность и экономическая целесообразность данного направления связана с широкими показаниями к назначению этого метода, а также эффективностью и стабильностью позитивных результатов.

Основой системного подхода, позволяющего интегрировать феномены различного уровня сложности в целостную картину, является теория систем БеГааЭапАу (1950). Системное мышление специалиста позволяет распознавать и оценивать лечебно-диагностическую проблему во всех ее аспектах: биологическом, психологическом, социальном и экзистенциальном. Системное мышление предполагает творческий подход к каждому пациенту, исключает шаблонные подходы к диагностике, помогает осмыслить уникальность каждого человека в физиологическом, психологическом и социальном плане. Следует отметить, что системная семейная психотерапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как интрапсихические конфликты. Системный семейный подход основывается на базовой идее о том, что семья является социальной системой, и каждый элемент

этой системы - каждый член семьи - находится в динамических связях и отношениях друг с другом. Ключевым связующим звеном в семейной системе являются взаимоотношения членов семьи друг с другом. Из вышеперечисленного следует еще один очень важный тезис: взаимоотношения членов семьи друг с другом регулируются свойствами системы как таковой. Такие важные параметры семьи, как семейные мифы, семейные правила и границы, семейная история и семейные стабилизаторы, оказывают значительное влияние на поведение членов семьи. То есть, намерения и поступки людей подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы [1, 3, 4, 6, 8].

Психиатрами, психотерапевтами и наркологами давно замечен тот факт, что возвращение в семью пациента после стационарного лечения или курса психотерапии достаточно быстро приводит к очередному обострению психопатологических симптомов или возращению к прежним стереотипам поведения. Быстрый срыв ремиссии, утрата достигнутых результатов медикаментозной или индивидуальной психотерапии могут казаться необычным и странным при индивидуальном подходе к пациенту, но становятся абсолютно понятными и естественными, если очередное обострение симптомов рассматривать как ответ на взаимоотношения, которые имеют место в некой центральной системе для пациента, частью которой он является. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. В связи с этим, работа со всей семейной системой может давать наилучшие результаты в преодолении болезни и восстановлении психического здоровья.

Системная семейная психотерапия является уникальным направлением, в котором

психотерапевтическая работа проводится со всей семьей, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семьи. Привлечение к психотерапевтической работе всех членов семьи дает возможность охватить максимально широкий спектр возможных ресурсов, способствующим позитивным изменениям в состоянии здоровья [2, 5, 7, 9, 10].

С 2014 г. для интернов 7 курса специальностей «Общая врачебная практика», «Внутренние болезни», «Акушерство и гинекология» на кафедре психиатрии и наркологии Карагандинского государственного медицинского университета введена элективная дисциплина «Основы семейной системной психотерапии». Объем дисциплины - 90 ч, включающих в себя лекционный курс, практические занятия и самостоятельную работу студентов. С первого года внедрения дисциплины по настоящее время данное направление вызывает большой интерес у студентов. Дисциплина формирует основы системного мышления будущего специалиста в независимости от выбранной в будущем медицинской специализации.

С 2015 г. в программу обучения рези-дентуры по специальности «Психиатрия» включены элективные дисциплины «Системная семейная психотерапия», «Детско-роди-тельские отношения». Продолжительность дисциплин составляет 90 ч. Основными задачами элективных дисциплин являются овладение резидентами основных понятий интегра-тивной модели системной семейной психотерапевтической диагностики и терапии, знакомство с основными школами системного семейного подхода, жизненным циклом семьи, а также навыками распознавания симптоматического поведения и метафорического значение симптома. В разработанных элективных дисциплинах учитываются особенности работы в системном подходе с тематикой детско-роди-тельских отношений, проблемами зависимого поведения, психиатрическими проблемами как во взрослой, так и в детской психиатрической практике.

Кафедрой психиатрии и наркологии разработан цикл обучающих семинаров «Ин-тегративные системные подходы в диагностике, терапии и психокоррекции психических и поведенческих расстройств», предназначенный для специалистов психиатров, психотерапевтов, наркологов, медицинских психологов. Обучающие программы знакомят слушателей с

основными понятиями интегративного системного семейного подхода в социально значимых направлениях, таких как взрослая психиатрия, детская психиатрия, наркология, психотерапия.

В процессе обучения слушатели знакомятся с основными концепциями интегратив-ной модели системной семейной диагностики, приобретают навыки восприятия внутрисемейных взаимодействий и базовые навыки ведения терапевтического интервью со всей семьей в целом. Формирование системного мышления базируется на освоении слушателями принципов циркулярности, гипотетичности и нейтральности, позволяющих учитывать многофакторность причин, оказывающих влияние на возникновение психических и поведенческих расстройств. Особое значение уделяется развитию навыков построения системных психотерапевтических гипотез и техникам семейного консультирования.

Среди форм обучения, используемых в семинарах и элективных дисциплинах, представлена как теоретическая подготовка, реализуемая в проблемных лекциях и дискуссиях, так и практическая подготовка. В ходе практической подготовки используются различные методы обучения: работа в малых группах, мозговой штурм, решение ситуационных задач, работа с симулятивными семьями в виде имитационных сессий, работа с реальными клиентами. Используется также модель «скрытого обучения», во время которой происходит пересказ преподавателем его собственного опыта работы. Если же обучающиеся имеют собственный терапевтический опыт, то они могут получить заочную супервизию, что позволяет участникам углубить понимание происходящего.

В ходе практической подготовки слушатели и резиденты овладевают технологиями, позволяющими всесторонне оценивать семейную систему, формировать психотерапевтические гипотезы и намечать план терапии. Данные технологии основываются на методологических принципах системной семейной психотерапии: циркуляности, гипотетичности и нейтральности. Упражнения, позволяющие сформировать навыки системного мышления, отрабатываются в парах или небольших группах по 3-5 человек. Темы для работы могут быть заданы самими участниками обучения или предложены ведущими. Одним из важных направлений в обучении системному семейному подходу является изучение собственной семейной истории, которое осуществляется

через самостоятельную работу обучающихся по построению и анализу собственных гено-грамм. В цикл обучающих семинаров входят следующие темы: «Семейная психология и психотерапия», «Основы интегративного системного семейного подхода», «Интегративные подходы в диагностике и терапии психических и поведенческих расстройств у детей и подростков», «Интегративные подходы в диагностике, терапии и психокоррекции психических и поведенческих расстройств», «Интегратив-ные подходы в диагностике, терапии и психокоррекции заболеваний наркологического спектра». Продолжительность каждого семинара составляет 30 ч.

В ходе проведения семинаров и элективных дисциплин большое внимание уделяется методам оценки знаний обучающихся. Диапазон обратной связи достаточно широк и включает в себя решение ситуационных клинических задач, составление и анализ личной гено-граммы, написание обучающимися эссе на заданную тему. Тематика эссе может основываться на системном анализе литературных произведений или художественных фильмов, в которых иллюстрируются варианты семейного функционтрования.

Системный подход позволяет понять витальное, формирующее болезнь и жизнь, значение патологии. Иными словами: психологическое понимание, проникающее вплоть до интимных эмоциональных проблем больного и связи этих проблем со значимым социальным окружением, должно в такой же степени принадлежать вооружению врача, как какой-нибудь медикамент или инструмент. Требование времени - ориентация общественного сознания на возможности, которые несут в себе системные психотерапевтические подходы, позволяющие достичь в работе с пациентами оптимальных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1 Андреас К. Введение в практику системной терапии и консультирования. Институт консультирования и системных решений / К. Андреас, К. Рудольф. - М., 2016. - 160 с.

2 Бебчук М. А. Психология и психотерапия семьи. - М., 2016. - 298 с.

3 Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М.: Когито-Центр, 2011. - 184 с.

4 Вирджиния С. Вы и ваша семья: Рук.

по личностному росту. - M.: Апрель-Пресс, 2Q16. - 288 с.

5 Вирджиния С. Семейная терапия: Практич. рук. /С. Вирджиния, Б. Ричард. - M., 2Q16. - 188 с.

6 Кэтрин Б. Теория семейных систем Mюррея Боуэна. Оснoвные понятия, методы и клиническая практика /Б. Кэтрин, В. Анна. -M., 2012. - 496 с.

7 Курт Л. Введение в теоретические oсновы системной терапии. - M., 2012. - 192 с.

8 Черников А. В. Системная семейная терапия. Интегративная мoдель диагнoстики. -M.: Класс, 2010. - 187 с.

9 Эйдемиллер Э. Г. Психoлогия и психoтерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юс-тицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

1Q Watzlawick P. La prospettiva rela-zionale /P. Watzlawick, J. H. Weakland. - Roma: Astrolabio, 2QQS. - 35Q p.

REFERENCES

1 Andreas K. Vvedenie v praktiku sistem-noj terapii i konsul'tirovanija. Institut konsul'tiro-vanija i sistemnyh reshenij /K. Andreas, K. Rudolf. - M., 2Q16. - 16Q s.

2 Bebchuk M. A. Psihologija i psihotera-pija sem'i. - M., 2Q16. - 298 s.

3 Varga A. Ja. Vvedenie v sistemnuju semejnuju psihoterapiju. - M.: Kogito-Centr, 2Q11. - 184 s.

4 Virdzhinija S. Vy i vasha sem'ja: Ruk. po lichnostnomu rostu. - M.: Aprel'-Press, 2Q16. - 288 s.

5 Virdzhinija S. Semejnaja terapija: Prak-tich. ruk. /S. Virdzhinija, B. Richard. - M., 2Q16. -188 s.

6 Kjetrin B. Teorija semejnyh sistem Mjurreja Boujena. Osnovnye ponjatija, metody i klinicheskaja praktika /B. Kjetrin, V. Anna. - M., 2Q12. - 496 s.

7 Kurt L. Vvedenie v teoreticheskie osno-vy sistemnoj terapii. - M., 2Q12. - 192 s.

8 Chernikov A. V. Sistemnaja semejnaja terapija. Integrativnaja model' diagnostiki. - M.: Klass, 2Q1Q. - 187 s.

9 Jejdemiller Je. G. Psihologija i psihoter-apija sem'i / Je. G. Jejdemiller, V. Justickis. -SPb.: Piter, 2QQ8. - 672 s.

1Q Watzlawick P. La prospettiva rela-zionale /P. Watzlawick, J. H. Weakland. - Roma: Astrolabio, 2QQ8. - 3SQ p.

Поступила 14.QS.2Q18

М. Ю. Любченко

МЕНТАЛЬДЫК ПРОФИЛЬ МАМАНДАРЫНЫЦ Y3/UKCI3 КЭС1БИ ДАМУ БАFДАРЛАМАCЫНА ИНТЕГРАТИВТ ЖУЙЕЛ1 ОТБАСЫЛЫК ¥СТАНЫМДЫ ЕНГ1ЗУ ТЭЖШБЕС1

КараFанды мемлекеттк медицина университетмЦ психиатрия жэне наркология кафедрасы (КараFанды, Казакстан)

Макалада психикалык денсаулык саласында жумыс 1стейт1н мамандар Yшiн «Психикалык жэне м1нез-кулык бузылушылыктарынын диагностикасында, терапиясы мен психокоррекциясындары интегративт1 жYЙелi устанымдар» окыту семинарларынын циклын енпзудН тэж1рибес1 баяндалран. Окытатын бардарламалар тындаушыларды ересектер психиатриясы, балалар психиатриясы, наркология, психотерапия сиякты элеуметт1к манызды барыттарда интегративт1 отбасылык жYЙелi устанымнын нег1зг1 урымдарымен таныстырады. К1лт сездер: интегративт1 отбасылык жYЙелi психотерапия, жYЙелi ойлау

M. Yu. Lyubchenko

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF INTEGRATIVE SYSTEM FAMILY APPROACH TO PROGRAMS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MENTAL PROFILE SPECIALISTS

Department of psychiatry and narcology of Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)

The article describes the experience of implementing the cycle of training seminars «Integrative system approaches in diagnosis, therapy and psychocorrection of mental and behavioral disorders», intended for professionals working in the field of mental health. The training programs introduce students to the basic concepts of the integrative

systemic family approach in socially important areas, such as adult psychiatry, child psychiatry, narcology, psychotherapy-

Key words: integrative family systemic psychotherapy, systemic thinking

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.