УДК 37.042:371.78 DOI 10.17238^П1998-5320.2018.34Л49
Н. В. Александрова,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского,
Омская гуманитарная академия
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ПСИХИЧЕСКОМУ ЗАБОЛЕВАНИЮ
Проблема и цель. Рассмотрена проблема специфики патологической симптоматики, которая проявляется при педагогическом сопровождении детей-инвалидов по психическому заболеванию. Методология. Методологической основой исследования является комплексный подход Б. Г. Ананьева, интегрирующий биологическую природу, психологическое и социальное в человеке. Результаты. Показаны особенности нарушений познавательной сферы, эмоционально-волевые и поведенческие расстройства, которые могут препятствовать нормальному протеканию учебного процесса. Приведены направления формирования осведомлённости в области психической патологии сопровождающих детей специалистов. Отражён опыт работы автора в социальных пространствах. Изложены направления психотерапевтической реабилитации детей-инвалидов. Выводы. Обоснована целесообразность комплексного сопровождения детей-инвалидов по психическому заболеванию и ведущая роль формирования компетентности сопровождающих детей специалистов в области детских психических расстройств.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение ребёнка-инвалида по психическому заболеванию, психотерапия в реабилитации детей-инвалидов, комплексный подход к сопровождению детей-инвалидов по психическому заболеванию, просвещение педагогов в области проблем детского психического здоровья.
Проблема и цель. Ребёнок с инвалидностью любого профиля и его семья неизбежно сталкиваются с проблемами при взаимодействии с обществом. С одной стороны - это давление устоявшихся стереотипов об ущербности и неполноценности, с другой - объективные трудности жизнедеятельности, вызванные самим инвалидизирующим заболеванием. Но если ребёнок-инвалид по большинству заболеваний однозначно воспринимается как маленький больной человек, нуждающийся в помощи и сочувствии, вызывает жалость и желание помочь, то восприятие ребёнка-инвалида по психическому заболеванию может сопровождаться непониманием болезненной природы проблемы, насмешками, страхом и даже враждебностью. А это может приводить к вторичной невротизации и социальной дезадаптации.
Причинами недостаточно благоприятного включения детей-инвалидов по психическому расстройству в образовательную среду могут быть как недостаточная подготовленность к этому процессу педагогической среды, так и проблемы самих детей. В данной работе нами будут рассмотрены особенности педагогического сопровождения этой категории детей, наработанный нами опыт преодоления этих затруднений и содержание психотерапевтической реабилитационной работы с ними.
При анализе специфики социального восприятия ребёнка-инвалида по психическому заболеванию следует отметить непонимание особенностей психической патологии сопровождающими специалистами: воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями, психологами.
Методология. Методологической основой исследования явился комплексный подход Б. Г. Ананьева, который заключается в интеграции биологической природы, психологического и социального в человеке.
Для пояснения природы такой специфичности необходимо рассмотреть, чем психическое расстройство отличается от любого другого заболевания. Субстратом высших психических функций является головной мозг. При нарушении его работы могут формироваться симптомы, которые крайне отличаются от проявлений других заболеваний.
Результаты. Главной сложностью, которая часто не позволяет отнести психические расстройства к болезни, является своеобразие их клинической картины. В отличие от заболеваний соматической природы психические расстройства могут не вызывать страданий, жалоб, дискомфорта. Тот факт, что многие психические функции у здоровых детей формируются произвольно (воспитанием, обучением, дисциплиной, волевыми усилиями), приводит к трактовке болезненных
симптомов как следствия педагогической запущенности, шалостей, безответственности и лени. Таких детей и их родителей порицают, осуждают, наказывают.
Исходя из нейронаук - нейропсихологии, психиатрии, неврологии - следует отметить, что проявления психических расстройств зависят от таких факторов, как характер, тяжесть, распространённость и локализация патологии центральной нервной системы в сочетании с конституциональными особенностями и особенностями воспитания и лечения ребёнка.
При повреждении коры головного мозга нарушается деятельность познавательной сферы. У таких детей будет наблюдаться снижение интеллектуальной функции разной степени выраженности: они недостаточно понимают предъявляемые требования, не понимают условий сложных игр, мыслят буквально, не понимая абстракций и переносных смыслов высказываний. В освоении учебного материала отстают, всегда страдает понимание математики, словарный запас скуден. При этом может быть хорошее механическое запоминание. Такие дети являются объектом насмешек сверстников, критики педагогов в школе, порицаются родителями. И, поскольку учебная деятельность является основной на протяжении 9-11 лет школьного обучения и периода профессиональной подготовки, нарушения познавательной сферы могут, наряду со школьной, приводить и к социальной дезадаптации - формированию девиантного (зависимого, противоправного или аутоагрессивного) поведения. Поэтому инклюзия этой категории детей-инвалидов по психическому заболеванию в общеобразовательную среду оказывается крайне неблагоприятной.
При повреждении стволовых структур мозга у детей могут проявляться нарушения активности и внимания: вялость и быстрая утомляемость, избыточная активность и трудность сосредоточения, что бывает намного чаще. Так, популярный у педагогов термин «гиперактивность» искажённо расценивается как наличие избытка энергии, которое рекомендуют компенсировать повышенными нагрузками. На самом же деле ребёнок, устав делать то, что ему тяжело и неинтересно, переключается на другую, не требующую внимания и воли деятельность, а избыточная направленная активность будет только усугублять проблему.
Нарушения эмоциональной сферы могут формироваться при повреждении эмоциогенных структур мозга: вспыльчивость, обидчивость, слезливость, которые длятся подолгу и часто не пропорциональны поводу. В некоторых случаях на значимые для ребёнка обиды он может выдавать реакцию аффекта, когда на обращённую речь окружающих реакции нет и он, слабо осознавая, производит агрессивные, иногда тяжело травмирующие обидчика действия. В аффективном состоянии возможно проявление суицидального поведения. Другим вариантом нарушения эмоционально-волевой сферы является снижение энергетического потенциала вследствие нейрохимических нарушений при эндогенных заболеваниях: безволие, эмоциональная амбивалентность и тупость, что воспринимается как лень, бессердечие, равнодушие и вызывает обиду.
В ряде случаев из-за мозгового повреждения или нейрохимических сдвигов нарушаются коммуникация и адаптация ребёнка к новой обстановке, коллективу. В крайней степени выраженности это наблюдается у детей с ранним детским аутизмом, что делает практически невозможным их инклюзию без индивидуального тьюторского сопровождения.
Другим признаком психических нарушений могут быть быстрая утомляемость от физических нагрузок, эмоционально и коммуникативно насыщенных мероприятий, чувствительность к перемене погоды, смене фаз луны, неблагоприятной геомагнитной обстановке. Дети среднего школьного возраста и подростки могут жаловаться на усталость и недомогание, а ученики младших классов -становиться более капризными или конфликтными. Эта проблема вызвана нарушениями структур, регулирующих работу вегетативных центров, осуществляющих контроль деятельности внутренних органов. Поэтому наиболее травматичными для таких детей являются перегрузка и переутомление.
Указанные проявления нервно-психического неблагополучия могут нарушать или делать практически невозможным процесс инклюзии таких детей, снижать его результативность, провоцировать конфликты в детском коллективе и разногласия с педагогами. Когда дети-инвалиды по психическому заболеванию включаются в общеобразовательную среду, педагоги, психологи, социальные педагоги, получившие профессиональную подготовку для работы с детьми «нормы», испытывают затруднения и глубокую неудовлетворённость результатами работы.
Следовательно, формирование осведомлённости педагогов в области психических заболеваний позволит обеспечить адекватное сопровождение детей-инвалидов указанного профиля и их успешную инклюзию.
Педагогу следует понимать природу такого состояния, сниженные возможности ребёнка поддерживать активное внимание. При обучении таких детей следует чаще переключать на разные виды деятельности и делать паузы, чтобы не истощить ограниченный потенциал внимания.
Грамотной тактикой педагога при проявлениях эмоциональных всплесков будут действия, направленные на то, чтобы обезопасить ребёнка и окружающих. Проявления же пассивности и эмоциональной холодности при эндогенных заболеваниях следует воспринимать как компоненты их клинической картины.
При нарушениях коммуникации и адаптации эффективной помощью будет привлечение психологов и социальных педагогов с целью проведения тренингов знакомства и сплочения, которые помогут оптимизировать приспособление к новой социальной среде.
При констатации утомляемости, реакции на перемены погоды, перегрузку следует уточнить, что беспокоит ребёнка, потому что указанные проявления могут быть проявлениями истощаемости, вызванной психическим заболеванием. Переутомившемуся ребёнку будет вредно участие в длительных энергозатратных внеклассных мероприятиях, поэтому имеет смысл при периодических жалобах на усталость освободить его от участия в них. Если в коллективе большая часть детей с указанными расстройствами, важно учитывать это при организации внеурочной деятельности.
Квалифицированное сопровождение учебного процесса возможно при формировании компетентности сопровождающих специалистов в области детской психической патологии, налаженном междисциплинарном взаимодействии специалистов клинического и психолого-педагогического профилей [2]. Нами накоплен опыт такой работы [1], который состоит в проведении просветительских мероприятий как в аудиториях специалистов, так и в широких социальных пространствах: СМИ, межведомственных мероприятиях. Другой важной частью результативного сопровождения детей-инвалидов по психическому заболеванию является проводимая нами реабилитационная работа в процессе психотерапии.
Для оптимальной реабилитации в этом процессе важно активное участие родителей. Часто необходимо проведение и семейной психотерапии, желательно с включением большего числа членов семьи, что помогает лучше адаптироваться к стрессовой для родителей ситуации - осознание, что их ребёнок - инвалид по психическому заболеванию. Такой подход позволяет быстрее принять своего ребёнка таким, как он есть, избегая завышенных требований, но и стараясь, по возможности, в семье создать условия для максимального его развития. Существуют подходы, в которых семья и больной ребёнок активно включены в психотерапевтический процесс. Это бихевиорально-когнитивное направление и семейная игровая психотерапия, в которых интегрирован комплекс психотерапевтических направлений. Авторами доказана высокая эффективность совместного с родителями участия в лечебном процессе. Однако не всегда удаётся привлечь родителей к длительному сотрудничеству в курсе психотерапии. Этому мешают их занятость работой или нежелание. Но, учитывая важность участия мамы и папы в процессе лечения, нами были разработаны направления рационального воздействия на родителей даже в рамках одного (первого) психотерапевтического приёма, которые позволяют повысить меру их ответственности за исход лечения и реабилитации и активизировать включённость в этот процесс.
Понимание того, что причиной инвалидности ребёнка явилась психическая патология, очень тяжело переживается родителями в силу складывавшихся в течение прошлого века представлений о «карательной психиатрии» и мифов о лечении и ограничении возможностей. И у многих нет правильного представления о причинах и механизмах заболевания, прогнозе лечения, действии назначенных психиатром лекарственных препаратов. Так, некоторые родители детей с умственной отсталостью после проведённых медикаментозных курсов огорчаются отсутствием видимого эффекта и много времени и энергии отдают на поиски «знающего» врача, который полностью вылечит их ребёнка. Родители детей с шизофренией, не понимая болезненной природы поведенческих и эмоциональных проявлений и неадекватно реагируя на них, наносят детям дополнительные психотравмы. Поэтому большую роль играет рациональная психотерапия, объясняющая суть заболевания ребёнка, методы лечения, режим и прогноз на будущее.
Дети вообще, а инвалиды в особенности, очень уязвимы к психологическим травмам. Посттравматические стрессовые расстройства возникают у детей в ответ на большой круг психотравми-рующих ситуаций, значимость которых может быть как весьма выраженной (чрезвычайные ситуации, смерть близких, автокатастрофы), так и, с точки зрения взрослых, практически ничтожной (гибель домашнего животного или утрата игрушки). Ведь система ценностей ребёнка очень
отличается от таковой у взрослого. Поэтому в ряде случаев возникает необходимость психотерапии острых стрессовых расстройств у детей-инвалидов.
В работе с детьми-инвалидами в нашей практике используется ряд психотерапевтических методов.
Для детей с трёхлетнего возраста возможно проведение игровой психотерапии, которая позволяет начать лучше понимать себя, свои действия и эмоции, разбираться в своих чувствах [4]. В процессе взаимодействия с психотерапевтом ребёнок учится строить отношения с другими людьми, так как часто круг общения ребёнка-инвалида очень ограничен. Главный критерий для психотерапевтической работы с такими детьми - это возможность построить с ними контакт, так как без создания отношений «врач - ребёнок» психотерапия невозможна. В процессе такой работы врач продолжает поддерживать терапевтические отношения с родителями, отвечая на их вопросы и интересуясь изменениями в поведении ребёнка вне терапии.
В нашей практической работе было несколько случаев положительной динамики с трудными пациентами, страдающими аутизмом. В ходе комплексной работы, включающей медикаментозное лечение, занятия с логопедом-дефектологом и игровую психотерапию, а также при большой заинтересованности родителей дети с таким диагнозом смогли учиться в общеобразовательной школе вместе со здоровыми ребятами.
С 7-летнего возраста чаще применяется метод арт-терапии - терапии через искусство [3]. Этот метод может быть использован как в индивидуальной работе, так и в групповой. В группу могут входить как дети-инвалиды, так и практически здоровые дети с нарушениями социальной адаптации. С помощью искусства (рисунок, лепка, оригами) они выражают свои внутренние переживания, учатся лучше разбираться в своих эмоциях и чувствах. Ребёнок-инвалид получает обратную связь от других участников группы в виде принятия и поддержки. Это приводит к расширению социального опыта ребёнка.
С 14-15-летнего возраста используется метод групповой динамической психотерапии. В основе этого метода лежит создание терапевтической группы подростков, где в результате динамики лечебного процесса возникают благоприятные межличностные отношения, что позволяет членам группы делиться своими проблемами, переживаниями. Атмосфера понимания и принятия создаёт благоприятный фон для личностного роста подростка и дальнейшей самоактуализации его личности. Улучшаются социальные навыки подростка-инвалида, что позволяет ему расширять и улучшать межличностные связи в обществе уже вне терапевтической зоны. При этом психотерапия подростков предпочтительнее в группе, так как в этом возрасте очень важна оценка сверстников, а не взрослых.
Эффективным методом лечения органических заболеваний ЦНС является гипнотерапия. При повреждениях головного мозга происходят морфологические нарушения нервных клеток разной степени выраженности, нейрохимические сдвиги, нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения, повышенная истощаемость или возбудимость детей, а гипнотическое воздействие, кроме функционального успокаивающего действия, нормализации соотношения возбудимых и тормозных процессов в ЦНС, оказывает и выраженное биологическое действие, нормализуя нейрохимические процессы. Одним из известных механизмов этого метода является стимуляция синтеза эндогенных опиатов, запуск реакции эустресса [5]. Эти процессы обеспечивают активизацию собственных восстановительных механизмов в организме в целом и центральной нервной системе в частности.
Выводы. Сочетание формирования компетентности сопровождающих специалистов в области детских психических заболеваний и психотерапевтической реабилитационной работы с детьми-инвалидами обеспечивает их комплексное сопровождение в процессе обучения. В результате уменьшается стрессовый уровень всех участников педагогического процесса, становится более адекватной инклюзия специфической категории детей.
Библиографический список
1. Александрова Н. В. Дети с нарушениями психического здоровья: проблемы и направления эффективного социального сопровождения // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы : коллективная монография ; отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 5-11
2. Северный А. А., Иовчук Н. М. Междисциплинарное взаимодействие в психокоррекционной помощи детям и подросткам // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № S2 (17). С. 215-216.
3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПБ.: Речь, 2005. 256 с.
4. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений ; пер. с англ. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.
5. Тукаев Р. Д. Триггерные механизмы биологического и психического стресса в соотнесении с диатез-стрессовыми моделями психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22, № 2. С. 69-76.
N. V. Alexandrova, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, 55a Prospect Mira, Omsk, 644077, Russian Federation;
Omsk humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7026-7227 e-mail: [email protected]
INTEGRATIVE APPROACH TO EDUCATE MENTALLY DISABLED CHILDREN
Introduction. The article deals with the problem of the pathological symptoms specificity manifesting during pedagogical support of mentally retarded children. Lack of pediatric psychiatry knowledge among teachers of general education institutions can cause difficulties in teaching this category of children.
Methodology. The methodological basis of the study is B. G. Ananyeva's complex approach, integrating biological nature, psychological and social in man.
Results. The features of cognitive sphere disturbance, emotional-volitional and behavioral disorders in children with mental disability being an obstacle for the regular course of educational process are shown. The directions of awareness formation in the field of mental pathology for Child Life Specialists are given. The author's personal experience in social spaces is reflected. The directions of psychotherapeutic rehabilitation of disabled children are outlined; the use of art-therapy, hypnosis and game nondirective psychotherapy is justified.
Conclusions. The expediency of comprehensive support of mentally disabled children is substantiated and the leading role in competency formation in Child Life Specialists accompanying mentally disabled children is justified.
Keywords: pedagogical support of a mentally disabled child, psychotherapy in the rehabilitation of disabled children, an integrated approach to accompany children with mental disabilities, teachers education in the field of child mental health.
References
1. Aleksandrova N. V. Children with mental health problems: problems and directions for effective social support. Psychological and pedagogical support of children of special care. Collective monograph. Ed. by A. Ju. Nagornova. Ulyanovsk, 2017. pp. 5-11.
2. Severnyj A. A., Iovchuk N. M. Interdisciplinary interaction in psycho-correctional care for children and adolescents. Mental health issues of children and adolescents. 2017, no. S2 (17), pp. 215-216.
3. Lebedeva L. D. Practice of art therapy: approaches, diagnostics, system of occupations. St. Petersburg, Rech Publ., 2005. 15 p.
4. Landret G. L. Game therapy: the art of relationships. Translation from English. Moscow: International pedagogical Academy Publ., 1994. 54 p.
5. Tukaev R. D. Trigger mechanisms of biological and mental stress in correlation with diathesis-stress models of psychiatry. Social and clinical psychiatry, 2012, vol. 22, no. 2. pp. 69-76.
Поступила в редакцию 6.09.2018 © Н. В. Александрова, 2018
Автор статьи: Наталия Викторовна Александрова, кандидат медицинских наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а; Омская гуманитарная академия, 644105, 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
О. С. Кузьмина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования, Омский государственный педагогический университет.
Т. Ю. Четверикова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дефектологического образования, Омский государственный педагогический университет.