Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Е.В.

в статье рассказывается об использовании проектно-исследовательской технологии на уроках русского языка в начальной школе. Автор подчеркивает значимость данной образовательной технологии как одной из наиболее эффективных форм развивающего обучения учащихся начальных классов. В статье приводится пример организации деятельности учащихся на уроке русского языка с использованием данной технологии. Автор обращает внимание на особенности каждого этапа работы над коллективным проектом, делает выводы об эффективности и целесообразности применения данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF DEVELOPING LEARNING IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE (FROM WORK EXPERIENCE)

the article describes the use of project-research technology in Russian language lessons in elementary school. The author emphasizes the importance of this educational technology as one of the most effective forms of developmental education for primary school students. The article provides an example of organizing the activities of students in the Russian language lesson using this technology. The author draws attention to the features of each stage of work on a collective project, draws conclusions about the effectiveness and expediency of using this technology.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Матвеева Е.В. Email: Matveeva6122@scientifictext.ru

Матвеева Елена Валерьевна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102 им. Героя Советского Союза Георгия Бочарникова, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассказывается об использовании проектно-исследовательской технологии на уроках русского языка в начальной школе. Автор подчеркивает значимость данной образовательной технологии как одной из наиболее эффективных форм развивающего обучения учащихся начальных классов. В статье приводится пример организации деятельности учащихся на уроке русского языка с использованием данной технологии. Автор обращает внимание на особенности каждого этапа работы над коллективным проектом, делает выводы об эффективности и целесообразности применения данной технологии. Ключевые слова: развивающее обучение, проектно-исследовательская деятельность, ИКТ-компетенции, русский язык, начальные классы.

TECHNOLOGIES OF DEVELOPING LEARNING IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE (FROM WORK EXPERIENCE)

Matveeva E.V.

Matveeva Elena Valerievna - primary school Teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION MUNICIPALITY SECONDARY SCHOOL № 102 NAMED AFTER HERO OF THE SOVIET UNION GEORGYBOCHARNIKOV, KRASNODAR

Abstract: the article describes the use of project-research technology in Russian language lessons in elementary school. The author emphasizes the importance of this educational technology as one of the most effective forms of developmental education for primary school students. The article provides an example of organizing the activities of students in the Russian language lesson using this technology. The author draws attention to the features of each stage of work on a collective project, draws conclusions about the effectiveness and expediency of using this technology.

Keywords: developmental education, project and research activities, ICT competencies, Russian language, elementary grades.

УДК 37.022

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место. Он является не только объектом, но и средством обучения. В начальной школе его изучение направлено на формирование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения детей к учению играют его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.

Учебный интерес зависит и от того, насколько связан материал с внеучебными интересами, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько активны и разнообразны методы обучения. Поэтому необходимо проводить уроки с использованием элементов игровых технологий: уроки-диалоги; уроки - деловые игры; уроки-формулы; уроки-соревнования и т.п. Игровая форма должна сопровождаться яркими презентациями, которые оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, включают его в игровую ситуацию и в то же время активизируют мыслительную деятельность. Подобные уроки необходимы детям младшего школьного возраста: они помогают развить воображение, творческие способности, прививают интерес к изучаемому разделу. Но превращать их в главную форму работы, вводить их на каждом уроке нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности. Поэтому нужны и учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.

Одним из видов современных развивающих технологий является проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить".

Проектирование - современная педагогическая технология. Проекты различных видов органично вписываются в учебный процесс, а могут выполняться и во внеурочное время [1].

Приведу пример проектно-исследовательской работы, которая была реализована на уроках русского языка в 3 классе в рамках изучения темы «Род имён существительных».

Учащимся была предложена кратковременная работа над учебными мини-проектами:

1 группа «Исторический экскурс в мир существительных»;

2 группа «Имена существительные женского рода»;

3 группа «Имена существительные мужского рода»;

4 группа «Имена существительные среднего рода»;

5 группа «Имена существительные общего рода»

6 группа «Роль мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода»»;

Работа включала в себя обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Самостоятельная работа в группах была начата заранее (темы выданы за неделю до начала изучения раздела) и велась в течение всего времени изучения учебного материала. Темы проектов были вывешены в информационной зоне, каждый собирал материал по заявленной теме, а также готовил вопросы для другой группы. Итогом работы стали небольшие по объему, но ярко и эмоционально расцвеченные презентации проработанных вопросов.

На первом этапе коллективной работы учащиеся, на основе выданных вопросов, собирали материал, искали ответы и примеры для презентаций, плаката. Цель этого этапа - самоконтроль учащимися собственных знаний, умений и навыков и распределение нагрузки в группе.

Второй этап коллективной работы включал систематизацию собранного материала и создание учебного пособия (презентация, плакат). Ребята учились выстраивать материал от простого к сложному, старались делать его понятным, интересным, разнообразным. Креативной находкой стали видеоролики, а также мультимедийные плакаты.

Третьим этапом работы стала защита собранного и переработанного материала. Этот этап проходил на последнем уроке (в рамках заявленной темы) и был построен следующим образом: защита проекта, вопросы-ответы, рефлексия (создание дерева пожеланий).

Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока. Работа над различными проектами (в том числе мини-проектами) учит детей творчеству и самостоятельности. Работа в группах помогает развивать навыки общения, толерантность.

Использование новых технологий на уроке русского языка, базирующихся на применении информационно-коммуникационных технологий, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

Современный учебный проект — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творческого потенциала обучающихся и, одновременно, формирования определенных личностных качеств. Проектная деятельность - это компетентностно-ориентированная, личностно-ориентированная работа в современном обучении. Результатом успешной деятельности является успешный результат и на современном этапе он неразрывно связан, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между: учителем и учеником, учеником и учеником. Иная позиция в учебном процессе характеризуется новыми функциями: учитель/ученик - как собеседник, учитель/ученик - исследователь, учитель/ученик - человек, учитель/ученик -эксперт [2].

Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нем: приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами, организация сотрудничества, доброжелательность в общении, взаимность обратной связи без боязни самовыражения, содействие успешности учащихся в разных видах деятельности, взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

Список литературы /References

1. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. 140 с

2. Егоров Е.Е., Анисенко А.В., Бурлакова Ю.В., Быкова Н.С. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению // Интернет-журнал «Мир науки», 2016, Том 4, номер 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf/ (доступ свободный) (дата обращения: 21.02.2022).

3. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.