Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Е.В.

в статье рассказывается об использовании метода проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе, о его влиянии на формирование языковых компетенций обучающихся 1 - 4 классов. Автор рассматривает теоретический аспект темы и делится практическим опытом использования данной образовательной технологии в работе учителя начальных классов. Также в статье рассматриваются способы организации деятельности учащихся по выполнению поставленного проблемного задания и в качестве примера приводятся различные проблемные ситуации, которые автор успешно использует в своей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CLASSICAL TECHNIQUES FOR CREATING PROBLEM SITUATIONS IN THE LESSON OF THE RUSSIAN LANGUAGE (FROM WORK EXPERIENCE)

the article describes the use of the problem-based learning method in Russian language lessons in elementary school, its influence on the formation of language competencies of students in grades 1-4. The author considers the theoretical aspect of the topic and shares practical experience of using this educational technology in the work of a primary school teacher. The article also discusses ways to organize the activities of students to complete the problem task and, as an example, various problem situations that the author successfully uses in his work are given.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Матвеева Е.В. Email: Matveeva6122@scientifictext.ru

Матвеева Елена Валерьевна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассказывается об использовании метода проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе, о его влиянии на формирование языковых компетенций обучающихся 1-4 классов. Автор рассматривает теоретический аспект темы и делится практическим опытом использования данной образовательной технологии в работе учителя начальных классов. Также в статье рассматриваются способы организации деятельности учащихся по выполнению поставленного проблемного задания и в качестве примера приводятся различные проблемные ситуации, которые автор успешно использует в своей работе. Ключевые слова: проблемная ситуация, метод проблемного обучения, речевая деятельность, языковые компетенции, русский язык, начальные классы.

USE OF CLASSICAL TECHNIQUES FOR CREATING PROBLEM SITUATIONS IN THE LESSON OF THE RUSSIAN LANGUAGE (FROM WORK EXPERIENCE) Matveeva E.V.

Matveeva Elena Valerievna - primary school Teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 102, KRASNODAR

Abstract: the article describes the use of the problem-based learning method in Russian language lessons in elementary school, its influence on the formation of language competencies of students in grades 1-4. The author considers the theoretical aspect of the topic and shares practical experience of using this educational technology in the work of a primary school teacher. The article also discusses ways to organize the activities of students to complete the problem task and, as an example, various problem situations that the author successfully uses in his work are given.

Keywords: problem situation, problem-based learning method, speech activity, language competencies, Russian language, primary school.

УДК 37.022

В этой статье хочется поделиться опытом, как применение проблемных ситуаций влияет на формирование языковых компетенций у детей.

В современном мире объём информации увеличивается лавинообразно, а времени — наоборот, не хватает. И в этой ситуации на помощь учителю приходят приёмы метода проблемного обучения. Общим дидактическим приемом создания условий, вызывающих проблемные ситуации в обучении, является постановка перед учащимися специальных учебных заданий (теоретических и практических задач, вопросов и т.п.). Сторонники идей проблемного обучения на современном этапе (З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин и др.) отмечают, что схема процесса учения, предложенная образованию ассоциативной психологией, слишком упрощена. Она не отвечает истинным представлениям о закономерностях процессов мышления и усвоения [1]. Процесс усвоения осуществляется

как продуктивный процесс. Он предполагает выполнение учеником специальных проблемных заданий, вызывающих у него познавательную потребность в новом знании.

Необходимым психологическим условием возникновения проблемной ситуации в обучении является организация деятельности учащегося по выполнению поставленного проблемного задания. Проблемная ситуация возникает только в процессе выполнения проблемного задания самим учащимся. Это и обеспечивает его познавательную активность.

А.М. Матюшкин предлагает многомерную модель классификации проблемных ситуаций. В соответствии с типом неизвестного структурного элемента действия, считает А.М. Матюшкин, можно выделить три типа проблемных ситуаций:

1. Проблемные ситуации, в которых неизвестное составляет закономерности предмета действия.

2. Проблемные ситуации, в которых неизвестное составляет способ действия.

3. Проблемные ситуации, в которых неизвестное составляет условия действия. [2]

В своей практике я опираюсь на данную классификацию, т.к. именно она наиболее точно структурирует методические приёмы создания проблемных ситуаций по этапам урока.

Остановлюсь подробнее на некоторых приёмах:

I. УМШ (учебный мозговой штурм)

Особо интересный вопрос - решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть "открытыми", они наиболее развивают "творческость" мышления (креативность).

Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Нет школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма было бы нецелесообразно.

а) Первый этап. Создание банка идей.

б) Второй этап. Анализ идей.

в) Третий этап. Обработка результатов.

Рекомендации: Класс я разбиваю на несколько групп. Все группы одновременно, независимо друг от друга, штурмуют одну задачу. Иногда организуется конкурс идей. Жюри тоже состоит из учащихся. На втором этапе, каждая из групп может штурмовать и свою отдельную задачу. Лучше все задачи объединить одной темой. Например: "Нарисуйте (словами) портрет героя» (обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни...). На третьем этапе (он отделен от первых двух несколькими днями) можно вернуться к теме, если появились новые идеи, но можно ограничиться и первыми двумя.

П. КОМПЕТЕНТНОСТЬ (примите меня на работу)

а) Учитель задает тему;

б) Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Тип заданий регламентируется учителем. Например: команды готовят по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи (вопросы открытые).

в) Команды поочередно дают друг другу задания, а команда-соперник его выполняет. Если соперник не справился - команда, задавшая вопрос, отвечает сама. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ.

г) Потом "Наниматели" совещаются - кто принят на работу.

Ш. НИЛ (научно-исследовательская работа)

а) Группы решают задачи.

б) Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые представят результат классу.

в) Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения.

Можно предложить разновидность игры, у меня это "Тендер". Группы решают одну и ту же задачу. Приемная комиссия определяет, чьи решения лучше.

Пример: ГРАММАТИКА

Представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, найди их и исправь. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, распространённое или нераспространённое и т.д.).

IV. СЛУЧАЙНОСТЬ

Там, где правит бал случай, - там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка, как в телевизионной игре "Что? Где? Когда?". Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в теле игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик... Кроме рулетки использую шуточное "гадание по журналу".

V. ЛОВИ ОШИБКУ

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются... придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер предлагает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом (чтобы обсуждение не затянулось, я всегда сразу ограничиваю время).

VI. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

Любую реальную ситуацию можно разбавить фантастической (другая планета, изменение базовых параметров, придумываем фантастические растения/животных; перенести литературного героя в реальное или будущее время и т.п.). Пример: -Представьте себе, что вы попали на место событий произведения Льва Николаевича Толстого «Акула». Как бы попытались помочь мальчикам?

Иногда, мы разыгрываем беседы.

VII. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Я предлагаю ученикам дораскрыть тему, предложив добавить собственные вопросы. Выполняя это задание, учащиеся снова работают с текстом учебника/источника/собственных докладов.

VIII. ВОПРОС К ТЕКСТУ

Часто перед изучением учебного текста (текста литературного произведения) я ставлю задачу: "Составить к нему список вопросов". Я всегда оговариваю их количество (минимальное), но не ограничиваю границы поиска.

Таким образом, для реализации принципов проблемного управления процессами усвоения необходима:

- разработка таких заданий, которые предшествуют процессу усвоения, их выполнение должно приводить к возникновению проблемных ситуаций, возникновению у учащегося познавательной потребности в новом знании;

- разработка таких методов работы учителя, которые позволяют представить известное учителю знание как неизвестное и необходимое для учащихся.

Способность учителя к такой организации учебной деятельности учащихся является, с точки зрения концепции проблемного обучения, одной из важнейших составляющих его профессиональных компетенций.

Список литературы /References

1. Концепция развивающего обучения З.И. Калмыковой // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studref.com/665043/pedagogika/kontseptsiya_razvivayuschego_obucheniya_kal mykovoy#aftercont/ (дата обращения: 07.02.2022).

2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. С. 170—186.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Дмитрович В.А. Email: Dmitrovich6122@scientifictext.ru

Дмитрович Виктория Александровна - магистрант, кафедра иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: в настоящее время для успешного выполнения профессиональных обязанностей недостаточно быть просто компетентным в своей профессиональной области, необходимо владение межкультурной компетенцией, что дает возможность студентам в дальнейшем не только успешно адаптироваться, но и уверенно взаимодействовать в современном обществе. Для успешного формирования межкультурной компетенции в процессе изучения английского языка необходимо соблюдать педагогические условия, характеристика которых отражена в данной статье.

Ключевые слова: педагогические условия, межкультурная компетенция организационно-педагогические условия, психолого-педагогические условия, дидактические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH Dmitrovich V.A.

Dmitrovich Viktoriya Alexandrovna - master's Student, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, SOUTH-URAL STATE HUMANITARIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY, CHELYABINSK

Abstract: currently, to successfully fulfill professional duties, it is not enough to be simply competent in your professional field, it is necessary to possess intercultural competence, which allows students to not only successfully adapt in the future, but also to interact confidently in modern society. For the successful formation of intercultural competence in the process of learning English, it is necessary to observe the pedagogical conditions, the characteristics of which are reflected in this article.

Keywords: pedagogical conditions, intercultural competence organizational and pedagogical conditions, psychological and pedagogical conditions, didactic conditions.

Формирование межкультурной компетенции в процессе изучения английского языка невозможно без реализации соответствующих педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.