Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богус Мира Бечмизовна

В статье обосновывается актуальность эффективизации проблемного обучения в начальной школе. В работе раскрыта структура деятельности учителя и обучающихся в условиях проблемного обучения. Автором приведены сущность проблемной ситуации и методические особенности её реализации в начальной школе как основного компонента проблемного обучения. В работе представлен комплекс методов обучения, эффективных в организации проблемного обучения в начальной школе. В качестве эффективных методов проблемного обучения автором раскрыта сущность методов монологического, рассуждающего и диалогического изложения, эвристического метода, метода исследовательских заданий, моделирования, метода проектов. В работе представлена сущность проблемного диалога и имитационно-игровых проблем, как эффективных способов организации проблемного обучения в начальной школе. Автором приведён комплекс педагогических условий, способствующих эффективизации проблемного обучения в начальной школе, как учёт познавательных потребностей и познавательных способностей младших школьников, включение в учебный процесс системы проблемных ситуаций, использование в образовательном процессе проблемного диалога и имитационно-игровых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE EFFECTIVENESS OF PROBLEM-BASED LEARNING IN PRIMARY SCHOOL

The article substantiates the relevance of the effectiveness of problem-based learning in primary school. The paper reveals the structure of the activities of teachers and students in the context of problem-based learning. The author presents the essence of the problem situation and the methodological features of its implementation in primary school as the main component of problem-based learning. The paper presents a set of teaching methods that are effective in organizing problem-based learning in primary school. As effective methods of problem-based learning, the author reveals the essence of the methods of monological, reasoning and dialogical presentation, heuristic method, method of research tasks, modeling, and project method. The paper presents the essence of problem dialogue and simulation-game problems as effective ways to organize problem-based learning in primary school. The author presents a set of pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of problem-based learning in primary school, such as taking into account the cognitive needs and cognitive abilities of younger students, including a system of problem situations in the educational process, using problem dialogue and imitation-game problems in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

24 East European Scientific Journal #7(71), 2021 ...2;...,..

УДК 371.315.5 ГРНТИ 14.07.07

Bogus M. B.

doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies,

Adyghe State University

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE EFFECTIVENESS OF PROBLEM-BASED LEARNING IN

PRIMARY SCHOOL

Богус Мира Бечмизовна

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий, Адыгейский государственный университет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.3.71.97 Abstract. The article substantiates the relevance of the effectiveness of problem-based learning in primary school. The paper reveals the structure of the activities of teachers and students in the context of problem-based learning. The author presents the essence of the problem situation and the methodological features of its implementation in primary school as the main component of problem-based learning. The paper presents a set of teaching methods that are effective in organizing problem-based learning in primary school. As effective methods of problem-based learning, the author reveals the essence of the methods of monological, reasoning and dialogical presentation, heuristic method, method of research tasks, modeling, and project method. The paper presents the essence of problem dialogue and simulation-game problems as effective ways to organize problem-based learning in primary school. The author presents a set of pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of problem-based learning in primary school, such as taking into account the cognitive needs and cognitive abilities of younger students, including a system of problem situations in the educational process, using problem dialogue and imitation-game problems in the educational process.

Аннотация. В статье обосновывается актуальность эффективизации проблемного обучения в начальной школе. В работе раскрыта структура деятельности учителя и обучающихся в условиях проблемного обучения. Автором приведены сущность проблемной ситуации и методические особенности её реализации в начальной школе как основного компонента проблемного обучения. В работе представлен комплекс методов обучения, эффективных в организации проблемного обучения в начальной школе. В качестве эффективных методов проблемного обучения автором раскрыта сущность методов монологического, рассуждающего и диалогического изложения, эвристического метода, метода исследовательских заданий, моделирования, метода проектов. В работе представлена сущность проблемного диалога и имитационно-игровых проблем, как эффективных способов организации проблемного обучения в начальной школе. Автором приведён комплекс педагогических условий, способствующих эффективизации проблемного обучения в начальной школе, как учёт познавательных потребностей и познавательных способностей младших школьников, включение в учебный процесс системы проблемных ситуаций, использование в образовательном процессе проблемного диалога и имитационно -игровых проблем.

Key words: problem-based learning, pedagogical conditions, primary school student, problem situations, lesson.

Ключевые слова: проблемное обучение, педагогические условия, младший школьник, проблемные ситуации, урок.

Постановка проблемы. На современном этапе в социуме происходит изменение целевых ориентиров в формировании личности обучающихся - доминирующая позиция отводится задаче формирования активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения, в свою очередь способствующая повышению эффективности образовательного процесса, развитию личностного потенциала подрастающего поколения и, тем самым, обеспечивающая прогресс общества. Разрешение данной задачи обязывает к применению новых действенных подходов к

реализации образовательного процесса.

Достижение задачи качественного и количественного повышения уровня развития подрастающего поколения, формирование познавательного интереса у обучающихся возможно при активизации в учебном процессе проблемного обучения.

При организации проблемного обучения необходимо планирование гармоничной системы проблемных ситуаций с заданиями, пронизывающими все этапы учебного процесса и способствующие овладению содержания образования. Создание ситуации продуктивной

ив

BBSM

проблемности в процессе обучения и представляет значительную педагогическую трудность как для учителей, в целом, так и для педагогов начальной школы, в частности, что связано с недостаточной разработанностью методических аспектов реализации проблемного обучения.

Анализ последних исследований и публикаций. Изучению психолого-

педагогических проблем организации проблемного обучения посвящены труды учёных: М.А. Данилова, В.Т. Кудрявцева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, A.M. Матюшкина и др. Весомый вклад в разработку теоретико- методических основ проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов [6,7]. Учёными раскрыты основные идеи и их психологические основания, способствующие выработке дидактических приемов, направленных на развитие креативности обучающихся. А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, В. Оконь разработали систему понятий и положений, сформулировали теорию проблемного обучения, тем самым уделив первостепенное значение созданию проблемной ситуации и проблемности в обучении. Также весомым вкладом в развитие методики организации проблемного обучения является разработанная И.Я. Лернером и М.К. Скаткиным классификация методов проблемного обучения.

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о наличии значительной научной базы по организации и реализации проблемного обучения в современном образовательном пространстве. Вместе с тем, педагогические условия эффективизации проблемного обучения в начальной школе не получили достаточного освещения и остаются малоизученными.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Проведенный анализ теории и практики обучения младших школьников позволил нам выявить противоречия:

- между высоким потенциалом проблемного обучения в развитии личности обучаемых и его низкой реализуемостью в начальной школе;

- между высокой степенью актуальности развития интеллектуальной сферы младших школьников и ограниченным применением в процессе их обучения одного из эффективных способов - проблемного обучения.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективизации проблемного обучения в начальной школе?

Цель статьи. Цель исследования: определить педагогические условия эффективизации проблемного обучения в начальной школе.

Изложение основного материала. Значимые изменения в развитии личности человека выпадают на младший школьный возраст: формируются основы знаний об окружающей действительности, доминирующие умения и навыки. Именно от

East European Scientific Journal # 7(71), 2021 25 качества учебного процесса в этот период жизни зависит дальнейший путь развития ребенка, от рациональных действий учителя зависит развитие креативной личности.

В проблемном обучении цель субъект-субъектного обучения заключается в активном творческом познании обучающимися

теоретического материала, механизм которого соответствует научному исследованию, что предполагает осознанное осмысление учебного материала на уровне понятий, образов и эмоций. Следовательно, деятельностью обучающего и обучающегося является выстраивание

теоретического и практического исследования -проблемы, гипотезы, доказательств, выводов [5, с.46].

Поисковая деятельность в образовательном процессе придаёт ему характер проблемности. В соответствии с этим, ключевым компонентом проблемного обучения выступает проблемная ситуация.

Педагогическая проблемная ситуация базируется на активизирующих действиях, постановке учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность. Присущими проблемной ситуации особенностями являются неопределённость хода решения, неизвестность ответа, наличие желания её решить, обусловленное возникшим противоречием между известным и неизвестным.

Проблемная ситуация, как отмечает А.М. Матюшкин, является особым видом умственного взаимодействия объекта и субъекта, требующим выявления новых знаний, формирования новых способов умственной деятельности для разрешения поставленной задачи [6].

В начальных классах часто практикуется выдвижение в качестве проблемы нахождение цели, способа действия, условия действий [8, с.400], реже - овладение новой темой.

Организации проблемного овладения темой должно предшествовать установление

дидактической его целесообразности и имеющихся возможностей у участников образовательного процесса, содержания и сложности учебного материала. Учащиеся должны быть ознакомлены с основами самоорганизации мыслительного процесса, должны быть развиты умения и навыки систематизации результатов умственного труда (составление памяток, алгоритмов, таблиц). Уровень предлагаемых детям заданий должен соответствовать подготовленности обучающихся, их возрастным особенностям. Учёт специфики учебного предмета при создании проблемной ситуации позволяет глубже проникнуть в суть изучаемых явлений. Учащиеся начинают оперировать обобщёнными знаниями, стараются открыть новое свойство, способ, которые позволяют ему прийти к решению проблемы.

Сравнивая, сопоставляя противоречивые факты, явления педагог вводит учащихся в проблемную ситуацию. При этом не рекомендуется

26 East European Scientific Journal # 7(71), 2021 торопиться исправлять ошибки детей. Дать время подумать ученику - одно из главных условий разрешения проблемной ситуации.

Также главной задачей педагога является логичное выстраивание процесса преподнесения материала, где каждое новое правило, закон, понятие вплетается в ментальный опыт обучающегося.

В реализации эффективного проблемного обучения в начальной школе важное значение приобретает подобранный для использования комплекс методов. Раскроем специфику методов, наиболее эффективных в обучении младших школьников.

Метод монологического изложения позволяет за счет постановки информационных проблемных вопросов по созданию проблемных ситуаций, включения в учебный процесс дополнительного материала с элементами новизны, эмоционального изложения и приобщения учащихся к учебному материалу с помощью наглядности и ТСО активизировать мыслительную деятельность учащихся. Данный метод применим в условиях ограниченности урочного времени, наличия теоретически сложного учебного материала, нехватки опыта решения проблемных вопросов у учащихся.

Реализация метода рассуждающего изложения в начальной школе эффективна при его применении двумя способами. В первом случае, учитель поэтапно продвигается к раскрытию проблемы: сначала обозначает проблемную ситуацию, затем анализирует фактический материал, формулирует выводы и, привлекая учащихся к научному поиску, представляет переход к новым знаниям. Во втором случае, посредством суждений и умозаключений, учитель, излагая тему, создает искусственную логику научного поиска, тем самым демонстрируя учащимся логику раскрытия ученым проблемы.

При реализации метода диалогического изложения в деятельности учащихся прослеживаются элементы и репродуктивного, и частично-поискового методов обучения. К разрешению проблемы учитель и учащиеся приходят в совместном диалоге: в постановке проблемы, выдвижении предположения и её доказательстве.

При эвристическом методе открываются новые законы, правила самими учащимися под руководством учителя. При эвристическом методе основную роль играет ученический эксперимент в сочетании с системой информационных вопросов учителя.

Путем решения учащимися теоретических и практических исследовательских заданий проблемного характера учителем реализуется метод исследовательских заданий. От учеников требуется самостоятельное выполнение логических операций по выявлению новых знаний. Исследовательские задания должны представлять собой поисковые задачи, требующие прохождения

ив

вшам

учащимися всех или большинства этапов исследования: чтение соответствующей литературы (если этого требует поставленная проблема) и ее анализ; наблюдение и изучение фактов и явлений по проблеме; выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка подпроблем); выдвижение гипотез; построение плана исследования; выяснение связей изучаемого явления с другими; формулирование решения, объяснения; проверка решения; формулирование выводов о возможном и необходимом применении добытых знаний [4, а83].

Универсальным методом, дающим возможность выявить скрытые связи и отношения, преобразовать объект и получить новые знания является моделирование. Моделирование характеризуется: осознанием наличия проблемной ситуации и трудностей исследования реального объекта, постановкой учебной проблемы; выбором объекта, заменяющим реальный, построением модели; выдвижением гипотезы и построением плана исследования модели; анализом и обобщением знаний, полученных путем исследования модели, переносом их на реальный объект и формулированием решения; применением приобретенных знаний на практике, конкретизацией примерами [3, с.21].

Эффективным методом организации проблемного обучения является также метод проектов. Отметим неоспоримые плюсы метода проектов: он развивает познавательный интерес; учащиеся используют различные формы работ: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.; повышается мотивация, появляется удовлетворение от деятельности, от ее результата; преодолевается формализм знаний, они находят практическое применение; устанавливается связь с жизненным опытом детей; в групповых проектах учащиеся овладевают умением сотрудничать, слушать друг друга, оказывать взаимопомощь [9, с.194].

Таким образом, применение выделенного комплекса методов в учебно-воспитательном процессе начальной школы будет способствовать эффективизации проблемного обучения.

Для достижения целей эффективного проблемного обучения в начальной школе необходимо соответствие структуры

организуемого занятия следующей

последовательности: создание проблемных ситуаций и формулирование проблемы; выдвижение предположения и его доказательство, рефлексия [1,с.143].

Постановку проблемы учителю необходимо выстраивать на побуждающем диалоге, который включает активизирующие вопросы и стимулирующие предложения, способствующие осознанию учащимися проблемной ситуации и формулированию учебной проблемы.

В других случаях можно использовать такой путь постановки учебной проблемы, который

ив

BBSM

связан с организацией подводящего диалога при введении новой темы. Он представляет собой систему вопросов и заданий, составленных на основе принципов доступности и учёта возрастных, индивидуальных особенностей учащихся, которые поэтапно подводят ребенка к открытию нужной мысли. В его структуру входят репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), творческие (проанализируй, сравни), обобщение учителем и подведение итогов всего пройденного пути [2, с.174].

Постановка проблемы и поиск решения могут осуществляться «классическим» и «сокращенным» способами. «Классический» путь поиска решения складывается через выдвижение и проверку гипотез. «Сокращенный» представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий и обеспечивает прямое открытие нового знания.

Выводы исследования. Итак, для обеспечения эффективизации проблемного обучения в начальной школе, позволяющего повысить познавательную активность, развить творческое мышление, самостоятельность учащихся, обеспечить результативность, сознательность и прочность усвоения ими знаний и умений, необходимо создание следующих педагогических условий: а) учёт познавательных потребностей и способностей младших школьников; б) включение в учебный процесс системы проблемных ситуаций; в) использование в образовательном процессе проблемного диалога.

Список литературы:

1.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. / Ю.К., Бабанский - М: Просвещение, 2005. -349 с.[ Babanskij Yu.K. Metody' obucheniya v sovremennoj obshheobrazovatelnoj shkole. / Yu.K., Babanskij - M: Prosveshhenie, 2005. -349 s.]

2.Богус М.Б. Развитие операционных структур мышления младших школьников / М.Б. Богус -Майкоп, 2000. - 299 с. [Bogus M.B. Razvitie operacionnyx struktur myshleniya mladshix shkolnikov / M.B. Bogus - Majkop, 2000. - 299 s.]

3.Вахрушева, Л.Н. Методы проблемного обучения детей преддошкольного возраста/Л.Н.

East European Scientific Journal # 7(71), 2021 27 Вахрушева - Начальная школа, 2010, №1. С.21. [Vaxrusheva, L.N. Metody' problemnogo obucheniya detej preddoshkol'nogo vozrasta/L.N. Vaxrusheva -Nachal'naya shkola, 2010, №1. S.21.]

4.Гузеев В.В. Консультации: методы и организационные формы обучения/Педагогические технологии/ В.В.Гузеев.- 2009, №2, - С. 83.[ Guzeev V.V. KonsuTtacii: metody' i organizacionny'e formy' obucheniya/Pedagogicheskie texnologii/ V.V.Guzeev.-2009, №2, - S. 83.]

5.Занков Л.В. О начальном обучении/ Л.В.Занков - М.: АПН РСФСР, 2003. - 150 с.[ l.Zankov L.V. O nachal' nom obuchenii/ L.V.Zankov -M.: APN RSFSR, 2003. - 150 s.]

6.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 274 с. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 236493 (дата обращения: 03.05.2021).[ Matyushkin A.M. Problemny'e situacii v my'shlenii i obuchenii / A.M. Matyushkin. - Moskva : Direkt-Media, 2014. -274 s. - Rezhim dostupa: po podpiske. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=23649 3 (data obrashheniya: 03.05.2021)]

7.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками:пособие для учителя. - М.: АПкиПРО, 2002.-168с.[ Mel'nikova E.L. Problemny'j urok, ili kak otkry'vat' znaniya s uchenikami:posobie dlya uchitelya. - M.: APkiPRO, 2002.-168s.]

8.Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Фельдштейна Д. И. - М.: Баласс, 2010. - 400с. [Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Sbomik programm. Doshkol'noe obrazovanie. Nachal'naya shkola / Pod nauch. red. Fel'dshtejna D. I. - M.: Balass, 2010. -400s.]

9.Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием / Народное образование/ Н.Скороходова. 2006, №4, С.194. [Skoroxodova N. Motivaciya k ucheniyu: kak upravlyat' ee razvitiem / Narodnoe obrazovanie/ N.Skoroxodova. 2006, №4, S.194. ]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.