Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED LEARNING / METHODS OF IMPLEMENTING TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED LEARNING / STAGES OF IMPLEMENTING TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED LEARNING / PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE USE OF TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED LEARNING / PRIMARY EDUCATION SYSTEM / PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

Статья посвящена изучению специфики использования технологии проблемного обучения в системе начального образования. В работе изучена сущность проблемного обучения как педагогической технологии, определены: значение понятия «проблемная ситуация» и ее роль в повышении познавательной активности младших школьников. В статье обоснованы преимущества технологии проблемного обучения в сравнении с традиционными методами и формами организации образовательного процесса. В работе определены основные этапы реализации технологии проблемного обучения в контексте учебно-воспитательного процесса начальной школы, а также организационно-педагогические условия, повышающие эффективность использования изучаемой технологии в системе начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR IMPLEMENTING TECHNOLOGY OF PROBLEM TRAINING IN THE SYSTEM OF PRIMARY EDUCATION

The article is devoted to the study of the specifics of using the technology of problem-based learning in the primary education system. The paper examines the essence of problem-based learning as a pedagogical technology, defines: the meaning of the concept "problem situation" and its role in increasing the cognitive activity of younger students. The article substantiates the advantages of problem-based learning technology in comparison with traditional methods and forms of educational process organization. The paper defines the main stages of implementing the technology of problem-based learning in the context of the educational process of primary schools, as well as organizational and pedagogical conditions that increase the effectiveness of the technology studied in the primary education system.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению специфики использования технологии проблемного обучения в системе начального образования. В работе изучена сущность проблемного обучения как педагогической технологии, определены: значение понятия «проблемная ситуация» и ее роль в повышении познавательной активности младших школьников. В статье обоснованы преимущества технологии проблемного обучения в сравнении с традиционными методами и формами организации образовательного процесса. В работе определены основные этапы реализации технологии проблемного обучения в контексте учебно-воспитательного процесса начальной школы, а также организационно-педагогические условия, повышающие эффективность использования изучаемой технологии в системе начального образования.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, методика реализации технологии проблемного обучения, этапы реализации технологии проблемного обучения, педагогические условия эффективного применения технологии проблемного обучения, система начального образования, младшие школьники.

Annotation. The article is devoted to the study of the specifics of using the technology of problem-based learning in the primary education system. The paper examines the essence of problem-based learning as a pedagogical technology, defines: the meaning of the concept "problem situation" and its role in increasing the cognitive activity of younger students. The article substantiates the advantages of problem-based learning technology in comparison with traditional methods and forms of educational process organization. The paper defines the main stages of implementing the technology of problem-based learning in the context of the educational process of primary schools, as well as organizational and pedagogical conditions that increase the effectiveness of the technology studied in the primary education system.

Keywords: technology of problem-based learning, methods of implementing technology of problem-based learning, stages of implementing technology of problem-based learning, pedagogical conditions for effective use of technology of problem-based learning, primary education system, primary school children.

Введение. Развитие образовательных систем характеризуется постоянным поиском путей и средств их совершенствования. Одним из путей совершенствования начального образования на современном этапе его развития, характеризующимся его модернизацией и реформированием, является технологизация учебно-воспитательного процесса начальной школы.

Так, реформирование начального образования характеризуется постепенным отказом от традиционных форм обучения, поиском решения проблемы стимуляции интереса детей к изучению учебного материала. В период модернизации начального образования одним из путей повышения качества его результатов, по мнению исследователей, является обращение к современным педагогическим технологиям в начальной школе.

Сущность технологизации начального образования в контексте становления инновационной парадигмы образования заключается не только в использовании новых технических средств, но и инновационных форм и методов преподавания, нового подхода к процессу обучения и воспитания младших школьников [10].

К ведущим педагогическим технологиям, обращение к которым позволит существенно повысить эффективность результатов образовательной деятельности, исследователи относят технологию блочного обучения, интерактивные педагогические технологии, информационные технологии и средства обучения, дистанционные педагогические технологии и другие. Вместе с тем, большинство теоретиков и практиков педагогики начального образования обосновывают высокую эффективность технологии проблемного обучения младших школьников.

Изложение основного материала статьи. По мнению Д.Д. Тахтаровой, «большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение» [10, с. 276]. Проблемное обучение заключается в организации педагогом самостоятельной поисковой деятельности детей, в ходе которой они открывают и усваивают новые для себя знания и умения (факты, закономерности, понятие, принципы, теории, правила, алгоритмы, методы), развивают общие способности, исследовательские и творческие наклонности.

Основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирование у них умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации и т.д. [2].

Технологию проблемного обучения Г.К. Селевко понимает в значении такой организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, а также развитие мыслительных способностей школьников [9, с. 65].

Проблемное обучение построено на создании проблемной мотивации, в этой связи анализируемая нами технология предъявляет особые требования к содержанию учебного материала, который должен представлять собой последовательность проблемных ситуаций [5].

Вслед за Е.С. Полат в рамках данного исследования проблемную ситуацию будем понимать как совокупность условий, необходимых для постановки проблемы и стимулирующих обучающихся на решение проблемной задачи [8].

По мнению Е.Ю. Голомолзиной, применение проблемных ситуаций позволяет повышать уровень интереса детей на уроке, так как они получают возможность использовать свой собственный опыт, а также применять знания из разных предметных областей [3].

При создании проблемной ситуации педагог направляет младшего школьника на поиск ее решения. Так, обучающийся переходит в статус субъекта собственного обучения, результатом которого становится овладение новыми знаниями и способами действий [10].

Специфика проблемного обучения в начальных классах проявляется в формах организации проблемно-поисковой деятельности обучающихся, в типах проблемно-познавательных задач. Проблемное обучение в начальных классах может применяться в форме проблемных заданий и вопросов. Их можно использовать при изучении нового материала на разных этапах его усвоения. Такие задания формируют у детей желание учиться без прямого «навязывания» готовых знаний [4].

По мнению педагога-практика Н.В. Лифановой, при решении проблемных ситуаций обучающиеся начальной школы учатся мыслить творчески; стремятся анализировать имеющиеся факты; из нескольких образцов рассуждения выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения учебной задачи; планируют свою деятельность; стараются найти собственный способ деятельности, пытаясь определить несколько вариантов решения поставленной учебной задачи. Такой алгоритм работы, по словам Н.В. Лифановой, приводит к повышению прочности и глубины знаний младших школьников, приобретённых самостоятельно, а также к формированию у них умения находить пути самостоятельного решения любой проблемы [6].

К основным преимуществам обращения к проблемному обучению исследователи относят то, что оно:

- имеет разносторонний характер;

- развивает умственные способности учеников как субъектов учения;

- вызывает у них интерес к учению и соответственно способствует выработке мотивов и мотивации к учебно-познавательной деятельности;

- пробуждает творческие наклонности младших школьников;

- воспитывает самостоятельность, активность и креативность обучающихся;

- способствует формированию всесторонне развитой личности, способной решать будущие профессиональные и жизненные проблемы [7].

Обращение к технологии проблемного обучения в системе начального образования предусматривает ее поэтапную реализацию. Н.В. Лифанова выделяет следующие этапы реализации технологии проблемного обучения на уроках изучения нового материала:

1. Этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, на котором осуществляется постановка учебной проблемы;

2. Этап формулирования нового знания, на котором происходит поиск решения [6].

К основным этапам реализации технологии проблемного обучения на основе анализа теоретической литературы отнесем следующие:

1) Мотивация познавательной деятельности обучающихся;

2) Актуализация знаний младших школьников и способов действий предыдущей работы;

3) Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос, проблемное задание);

4) Решение проблемы;

5) Рефлексивно-оценочный этап.

На каждом из указанных этапов реализуется определенная деятельность как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Содержание поэтапной деятельности педагога и обучающихся начальных классов в рамках технологии проблемного обучения представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание деятельности в рамках поэтапной реализации технологии проблемного обучения

младших школьников

Этап Содержание деятельности педагога Содержание деятельности обучающихся

I Обоснование значимости темы урока, постановка его цели Восприятие и осознание сформулированной цели

II Организация деятельности младших школьников по повторению вопросов, изученных в предыдущей теме. Оценивание результатов деятельности обучающихся Актуализация знаний, повторение, систематизация, логическое изложение материала предыдущей темы

III Предоставление младшим школьникам необходимой учебной информации, постановка проблемы, планирование шагов решения проблемы Восприятие или осмысление учебной информации, осознание проблемы, планирование шагов решения проблемы в сотрудничестве с педагогом начального образования

IV Организация самостоятельной деятельности младших школьников по решению проблемы, руководство деятельностью, контроль за поиском решения, организация дискуссии по итогам самостоятельной работы обучающихся Самостоятельное решение проблемы индивидуально, в группе, фронтально, самоконтроль, самооценка результатов деятельности

V Формулировка выводов учебного занятия, оценка степени решения проблемы. Анализ деятельности обучающихся по решению проблемы Восприятие, оценка и анализ собственной деятельности по решению проблемы

Реализация технологии проблемного обучения в системе начального образования с целью повышения уровня результативности учебно-воспитательной деятельности подразумевает обеспечение следующих организационно-педагогических условий:

- отбор наиболее актуальных, сущностных заданий;

- определение особенностей проблемного образования в различных видах учебной деятельности;

- создание учебных и методических пособий и рекомендаций;

- учет положений личностно-ориентированного подхода;

- наличие мастерства и готовности педагога к применению инновационных технологий обучения младших школьников [1].

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что организация образовательной деятельности младших школьников на современном этапе предусматривает обращение к инновационным технологиям обучения и воспитания детей. В системе начального образования значительную эффективность учебно-воспитательного процесса может обеспечить обращение к технологии проблемного обучения. Данная технология направлена, прежде всего, на повышение познавательной активности младших школьников, которая, в свою очередь способствует развитию положительных мотивов к учебной деятельности.

Обращение педагога начального образования к использованию технологии проблемного обучения уменьшает необходимость формальной проверки результатов, позволяет делать их достаточно высокими и стойкими. Благодаря привлечению детей к решению проблемных ситуаций, они легче используют полученные знания на практике и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Эффективность применения технологии проблемного обучения в системе начального образования достигается путем учета этапности ее реализации и обеспечения ряда организационно-педагогических условий.

Литература:

1. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: учебное пособие / С.И. Брызгалова. -Калининград: Калинингр. ун-т, 1995. - 72 с.

2. Васильева Ю.В., Белоновская И.Д. Командное взаимодействие как средство формирования конкурентного ресурса будущего техника // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 3. - С. 509.

3. Голомолзина Е.Ю. Коммуникативное развитие младших школьников посредством проблемных ситуаций // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 9 (51). - С. 99-101.

4. Киреева В.С. К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S8. - 0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2017/470101.htm.

5. Кушнаренко О.В. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе. http:// teacherjournal.ru/shkola/nachalnaya-shkola/.

6. Лифанова Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 81-84.

7. Першина Н.А. Проблемные ситуации как инструмент формирования познавательного интереса при обучении математике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 1 (12). - С. 183-185.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. - М.: Академия, 1999. - 185 с.

9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

10. Тахтарова Д.Д. Использование инновационных технологий на уроках русского языка // Достижения вузовской науки. - 2013. - № 7. - С. 272-277.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат биологических наук, доцент Хасанова Альфия Радифовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); студент Габдрахманова Альбина Радиковна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В работе рассмотрены подходы к определению понятия «девиантное поведение», выявлены учащиеся с риском развития девиантности, разработаны рекомендации по методическим направлениям работы классного руководителя с семьей по предупреждению девиантного поведения школьников.

Ключевые слова: девиантное поведение, школьники, классный руководитель.

Annоtation. The paper considers approaches to the definition of "deviant behavior", identifies students at risk of deviant behavior, and develops recommendations on the methodological directions of the class teacher's work with the family to prevent deviant behavior of schoolchildren.

Keywords: deviant behavior, school children, homeroom teacher.

Введение. Одной из важнейших социальных проблем современного мира является девиантное поведение школьников. Понятие «поведение» принадлежит широкому спектру наук: философия, социология, педагогика, психология, этология, зоопсихология, сравнительная психология, поведенческая экология и др. социальные науки. В работе будет использован специфический смысл данного понятия, используемый в психологической науке.

Феномен «девиантное поведение» является предметом изучения одной из составных частей отрасли психологического знания «Психология девиантного поведения» и считается прикладной областью научного знания. «Психология девиантного поведения» по предмету изучения носит межнаучный, междисциплинарный и комплексный характер. Данная отрасль психологии занимается изучением механизма закономерностей возникновения, формирования, динамики проявления и исходов девиантного поведения на разных ступенях онтогенеза подросткового возраста. Основная цель науки «Психология девиантного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.