Научная статья на тему 'Проблемно-ориентированная пропедевтика раннего выбора будущей профессии'

Проблемно-ориентированная пропедевтика раннего выбора будущей профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОПЕДЕВТИКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM-ORIENTED PROPAEDEUTICS / PRIMARY SCHOOL CHILD / CAREER CHOICE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PROBLEM-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Марина Владимировна

Каждый возрастной этап, в том числе и младший школьный возраст, является важным для формирования тех или иных личностных качеств, значимых для успешного выбора будущей профессии. Цель исследования разработать и обосновать системные научно-методические основы организации процесса профориентационной пропедевтики раннего выбора будущей профессии, отвечающие современным требованиям перехода к постиндустриальной экономике. Исследовательская оптика в контексте выбора будущей профессии смещена в мир и пространство младшего школьного возраста, в отличие от общепринятых стереотипов проведения работы по профессиональной ориентации с обучающимися старших классов. Автором проанализированы теоретические работы, направленные на исследование целей, принципов, содержания, форм и методов профориентационной работы с младшими школьниками. В процессе профориентационной пропедевтики младших школьников предлагается специально спроектированная педагогическая технология, которая базируется на методах проблемного обучения, обеспечивающая готовность к профессиональному выбору в условиях будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem-oriented propaedeutics of early choice of the future profession

Each age stage, including primary school age, is important for the formation of certain personal qualities that are significant for the successful choice of a future profession. The purpose of the study is to develop and justify systematic scientific and methodological foundations for organizing the process of preliminary career guidance of the early choice of a future profession that meets the modern requirements of the transition to a post-industrial economy. The research optics in the context of choosing a future profession is shifted to the world and space of primary school age, in contrast to the generally accepted stereotypes of conducting work on vocational guidance with high school students. The works of Russian and foreign scientists aimed at studying the goals, principles, content, forms and methods of career guidance with primary school children are analyzed. In the process of career-oriented propedeutics of primary school children, a specially designed pedagogical technology is proposed, which is based on the methods of problem-based learning, ensuring readiness for professional choice in the conditions of the future.

Текст научной работы на тему «Проблемно-ориентированная пропедевтика раннего выбора будущей профессии»

Теория и методика обучения и воспитания

DOI: 10.31862/2500-297X-2019-4-51-63

М.В. Антонова

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева,

430007 г. Саранск, Республика Мордовия, Российская Федерация

Проблемно-ориентированная пропедевтика раннего выбора будущей профессии

Каждый возрастной этап, в том числе и младший школьный возраст, является важным для формирования тех или иных личностных качеств, значимых для успешного выбора будущей профессии. Цель исследования - разработать и обосновать системные научно-методические основы организации процесса профориентационной пропедевтики раннего выбора будущей профессии, отвечающие современным требованиям перехода к постиндустриальной экономике. Исследовательская оптика в контексте выбора будущей профессии смещена в мир и пространство младшего школьного возраста, в отличие от общепринятых стереотипов проведения работы по профессиональной ориентации с обучающимися старших классов. Автором проанализированы теоретические работы, направленные на исследование целей, принципов, содержания, форм и методов профориентационной работы с младшими школьниками. В процессе профориентационной пропедевтики младших школьников предлагается специально спроектированная педагогическая технология, которая базируется на методах проблемного обучения, обеспечивающая готовность к профессиональному выбору в условиях будущего.

Ключевые слова: проблемно-ориентированная пропедевтика, младший школьник, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, педагогическая технология, проблемное обучение

© Антонова М.В., 2019

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 4

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Антонова М.В. Проблемно-ориентированная пропедевтика раннего выбора будущей профессии // Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С. 51-63. 001: 10.31862/2500-297Х-2019-4-51-63

DOI: 10.31862/2500-297X-2019-4-51-63

M. Antonova

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Republic of Mordovia, 430007, Russian Federation

Problem-oriented propaedeutics of early choice of the future profession

Each age stage, including primary school age, is important for the formation of certain personal qualities that are significant for the successful choice of a future profession. The purpose of the study is to develop and justify systematic scientific and methodological foundations for organizing the process of preliminary career guidance of the early choice of a future profession that meets the modern requirements of the transition to a post-industrial economy. The research optics in the context of choosing a future profession is shifted to the world and space of primary school age, in contrast to the generally accepted stereotypes of conducting work on vocational guidance with high school students. The works of Russian and foreign scientists aimed at studying the goals, principles, content, forms and methods of career guidance with primary school children are analyzed. In the process of career-oriented propedeutics of primary school children, a specially designed pedagogical technology is proposed, which is based on the methods of problem-based learning, ensuring readiness for professional cc choice in the conditions of the future.

ro Key words: problem-oriented propaedeutics, primary school child, career choice,

ru l—

I | professional self-determination, professional orientation, pedagogical technology,

0 o problem-based learning

1 -

cc I CITATION: Antonova M.V. Problem-oriented propaedeutics of early choice of the future profession. Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 4.

^ Pp. 51-63. (In Russ.) DOI: 10.31862/2500-297X-2019-4-51-63

52 1

Выбор жизненного и профессионального пути, осознание смысло-жизненных ценностей, личностного предназначения имеют для каждого из нас актуальный характер. Под профессиональным самоопределением понимается, прежде всего, выбор будущей профессии, дела, которым человек намерен заниматься. Личностное самоопределение подразумевает мировоззренческую позицию, определение себя и своего места в этом мире.

Другой, не менее важный вопрос заключается в том, с какого возраста человек начинает размышлять о выборе своей профессии. В психолого-педагогическом корпусе научных работ, посвященных профессиональной ориентации, возрастные акценты расставляются на обучающихся старших классов и выпускников школ. Однако процесс осознания себя и своей самости происходит уже на этапе раннего детства (анализ трудов философско-педагогического дискурса демонстрирует имплицитную конвенцию, подразумевающую под детством начальный жизненный опыт). Переход к цифровой экономике и образованию, объемы информации, с которыми сталкиваются обучающиеся, ощущение переживания «ускорения хода времени», актуальные методы проектного и проблемного обучения дают право утверждать, что в современных условиях пропедевтику профессионального выбора необходимо начинать с младшего школьного возраста. Современная школа, руководствуясь Федеральными государственными образовательными стандартами, призвана сформировать определенное количество компетенций, кроме одной: научить жить ребенка оптимально комфортно в современном обществе, а для этого требуется решение важной задачи - найти себя и свое место в этом мире. Эти изменения требуют осмысления в философии выбора будущей профессии: быть востребованным, а это значит стать профессионалом, лучшим в своей сфере, уметь выстроить успешную профессиональную карьеру.

Пропедевтический этап профориентационной деятельности в начальной школе не предполагает приобретения младшим школьником устойчивой привязанности к определенной профессии, которой он будет заниматься в будущем. Главная цель этой деятельности - ознакомление с современным миром профессий, становление интереса к трудовой | деятельности, формирование трудовых навыков, воспитание качеств ^ ^ личности, определяющих успешность будущего профессионального ч у выбора. ш ™

Существует достаточно обширный корпус научных публикаций, посвященных различным аспектам профессиональной ориентации, они представляют разноплановые проекты, тем не менее, задающие общий вектор движения в выборе будущей профессии.

К X

X ф

о.

о ^

Вопросы педагогического сопровождения профессионального самоопределения младших школьников обсуждаются как на теоретико-методологическом [6; 10; 12; 14; 16], так и на содержательно-методическом уровне [1; 5; 8; 9].

Автор имеет собственный опыт в разработке пропедевтической системы подготовки к профессиональному выбору [3; 19].

Анализ зарубежных публикаций демонстрирует тот факт, что часто профессия выбирается из-за престижности, и выпускники университетов и колледжей сталкиваются с разочарованиями в начале своей профессиональной карьеры, вызванными неоправданными ожиданиями [23; 26]. В отечественных исследованиях последних лет подчеркивается идея о том, что новый мир профессий «не предполагает простую линейность карьерной линии при одноразовом, "правильном", "на всю жизнь" выборе профессии» [15, с. 263]. Разработка личностно-ориентированных подходов в современном образовательном пространстве к определению понятия «профессиональная ориентация» демонстрирует его новые содержательные концепты, которые соотносятся с понятием профессионального самоопределения человека. По мнению Г.В. Резапкиной, в этом контексте профессиональная ориентация имеет психологический, педагогический и социальный характер, инициируется государством и готовит молодого человека к профессиональному самоопределению [13, с. 208], и, согласно идее В.И. Блинова и И.С. Сергеева, - это система действий, которая реализуется в рамках учебной и воспитательной деятельности с целью профессионального самоопределения [4, с. 6]. Таким образом, профессиональное самоопределение как процесс и выбор профессии, как итог, выступают результатом профессиональной ориентации.

В работе по профессиональной ориентации активнее всего используются игровые технологии. Их специфика, как отмечают Е.А. Бережных, Е.В. Максимова, состоит в моделировании педагогом в учебном процессе различного рода отношений и социальной значимости своей будущей профессии на основе применения имитационно-игрового моделирования. Мы солидарны с авторами в том, что зачастую этот путь 1 ведет в квазипрофессиональную деятельность [11, с. 63-64]. На наш ка аит взгляд, эффективной является разработка технологии пропедевтики ч у раннего выбора профессии на основе методов проблемного обучения. ш ™ Согласно идее проблемного обучения, если преподаватель умеет создавать проблемные ситуации и организовывать деятельность учащихся, нацеливать их на решение учебных проблем, значит, педагог исполь-

ян ие о.

8 ^ зует практико-ориентированный подход, учащийся сам находит ответы

на свои вопросы и подкрепляет научными выводами. Общие вопросы

использования проблемного обучения в школьном, третичном (профессиональном) и высшем образовании активно обсуждаются в международных изданиях [20; 22; 24; 25; 27], а также процесс подготовки педагога-фасилитатора к реализации проблемного обучения [21]. При этом, как отмечается в работе S. Dole, L. Bloom, K.K. Doss, одним из условий педагогической результативности проблемно-ориентированного обучения выступает его раннее использование уже на первой (начальной) ступени школьного обучения [20].

С целью внедрения и апробации проблемно-ориентированной пропедевтики младших школьников представлена авторская разработка «Путешествие в мир профессий» [2]. Отметим, что вначале была продумана и разработана педагогическая технология, методический кейс, а только затем сама фабула книги и истории, связанные с проблемати-ками выбора профессий.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию алгоритма технологии проблемно-ориентированной пропедевтики профессионального выбора, выделим сущность и специфику понятия «педагогическая технология». Согласимся с мнением В.И. Чупрасовой о том, что основные специфические признаки педагогической технологии - это научная обоснованность, системность [17, с. 4].

Основные положения педагогической технологии проблемно-ориентированной пропедевтики раннего профессионального выбора представим в следующих тезисах.

1. Процесс формирования ценностных установок в выборе профессии в младшем школьном возрасте должен быть педагогически управляемым и системным. И если в жизни взрослого человека выбор профессии связан с престижностью, возможностью достойно зарабатывать, далее профессиональное самоопределение сопровождается различными событиями, такими как окончание вуза, аттестация, повышение квалификации, увольнение с работы и пр., то в начальной школе таких событий объективно не существует. В связи с этим актуализация ценностно-смыслового самоопределения младших школьников в контексте профессионального самоопределения предполагает введение в образовательный процесс специально спроектированных проблемных ситуа- Щ ций. Такие проблемные ситуации могут быть связаны, например, с осоз- ^ 1 нанием трудностей профессионального выбора, информационными Ц 5 лакунами по какой-либо профессиональной области, необходимой для | ™ успешного самоопределения, противоречивостью мотивов предстоящего выбора и т.д.

2. Готовность школьника к этапу профессионального (профессионально-образовательного) выбора содержит два основных компонента:

К X

X ф

о. ^

о ^

а) содержательная готовность к выбору (знакомство с миром профессий, образовательных услуг, собственными индивидуально-психологическими особенностями, значимыми для профессионального выбора и т.д.);

б) деятельностная готовность, предполагающая мотивационную готовность совершать определенные действия, преодолевать препятствия и разрешать проблемы, основанные на соответствующем опыте подготовки (пропедевтики).

Именно решение второй задачи (деятельностная готовность к выбору на основе опыта) позволяет говорить о формировании у школьника необходимого комплекса компетенций профессионального самоопределения. В то же время распространенные в начальной и средней школе подходы к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся нацелены преимущественно на решение первой задачи, ограничиваясь отбором и предъявлением школьникам материала, который должен был бы стать основой для их самостоятельной активной деятельности в форме «проб» и «экспериментов». Для того чтобы обучающийся, проектирующий персональный профессионально-образовательный маршрут, был компетентным в своем выборе, он должен быть обеспечен определенными средствами упорядочивания и систематизации этого материала, а также инструментами моделирования собственных способов разрешения сопутствующих проблем.

Таким образом, информационный контент, с которым работает младший школьник с целью своего профессионального самоопределения, должен быть существенно расширен и адаптирован к ментальному миру возраста: помимо информационного блока содержания должен быть введен деятельностный.

3. В качестве важнейшей возрастной особенности растущего человека психологи указывают ведущую деятельность, роль которой в младшей школе выполняет учебная деятельность. Д.Б. Эльконин, анализируя структуру учебной деятельности младшего школьника, включает в нее следующие составляющие: | 1) мотивация; 2 1 2) учебная задача; Ц5 3) учебные действия; ф ™ 4) контроль;

5) оценка [18].

Однако роль учебной деятельности учитывается недостаточно, ее

К X

X ф

о.

8 инструментарий шире и реализация познавательной активности проис-

ходит посредством содержания и методов обучения [7, с. 27]. Иными

словами, у младшего школьника происходит своего рода «дидактиза-ция» картины мира и образа жизни: он воспринимает весь мир и самого себя сквозь призму учебной деятельности. Поэтому для результативного процесса проблемы профессионального выбора и профессионального будущего школьника необходимо рассматривать в контексте его учебной деятельности (но не обязательно в рамках основного, классно-урочно-предметного учебного процесса).

Проведенный анализ показывает, что практически все имеющиеся учебно-методические разработки о мире профессий, адресованные начальной школе, выполнены в традициях доминирования объяснительно-иллюстративного подхода. В этом же ключе проводится и работа по трудовому воспитанию младших школьников, на иллюстративных образцах, и все это дополняется приучением школьников к самостоятельному выполнению простейших трудовых действий.

Технология проблемно-ориентированной пропедевтики профессионального выбора использует следующий алгоритм работы с конкретными проблемными профориентационно значимыми ситуациями.

Шаг 1. Постановка проблемы, проблемной ситуации. В связи с возрастными особенностями развития когнитивного мышления младших школьников проблемную ситуацию необходимо приводить в виде конкретного примера. Это могут быть учебные материалы, пособия, презентации с наглядно действующими персонажами, героями, которые попадают в определенные проблемные ситуации и нужно совершить ряд действий, для разрешения или выхода из них. В контексте представленного дидактического пособия для детей и родителей «Путешествие в мир профессий» [2] - это главный герой Миша Кудашев, ученик четвертого класса, который оказывается «втянутым» в историю ситуации раннего профессионального выбора.

Желание идентифицировать себя с героями пособия обеспечивается возрастными особенностями младших школьников, таких как интерес к познанию разнообразных социальных явлений, в том числе связанных с профессиональной деятельностью. По мнению психолога О.О. Гони-ной, этому также способствуют детская непосредственность, эмоциональность, активная игровая деятельность, воображение, способность | ассоциировать и сопоставлять себя с вымышленным персонажем, «при- ^ ¡= мерять» на себя его истории [7, с. 122]. При этом, как отмечают пси- ч у хологи, воображаемые ситуации детьми младшего школьного возраста | ™ переживаются вполне реально и этот момент важен для формирования опыта решения типичных проблем в контексте выбора профессии. При- § ^ обретение такого опыта позволяет формировать необходимые профес- ^ ^ сионально значимые компетенции.

Шаг 2. Указание ориентиров, с помощью которых возможно решение проблемы. В качестве них могут выступать:

а) поведенческие образцы, действия, которые демонстрируют персонажи, главные герои пособия или взрослые, пользующиеся авторитетом у детей;

б) оценочные фразы, суждения, умозаключения из уст персонажей и в прямой, и в косвенной речи (например, в виде поговорок и пословиц).

Представленная технология дает возможность задавать ориентиры для обучающихся с использованием принципа смысловых лакун, но не раскрывать весь замысел. В качестве примера: пословицы о роли труда в жизни человека не предъявляются учителем, а естественным образом вспоминаются в беседе, которую ведут персонажи. Это воспринимается даже критически настроенными школьниками как повод для обсуждения и размышления. Аналогичную роль выполняют и образцы поведения персонажей как возможные способы разрешения проблемных ситуаций.

Шаг 3. Решение проблемной ситуации (самоопределение), которое происходит посредством выполнения представленных заданий, ответов на вопросы. Каждый раздел пособия содержит такие методические материалы. Подчеркнем, что на данном этапе важна не верификация правильности выбора, а факт и способы поиска. Планомерное выполнение младшими школьниками кейса заданий, представленных в пособии «Путешествие в мир профессий», является тренингом выбора, своеобразной философией выбора, возможностью самостоятельных решений проблемных ситуаций.

Шаг 4. Рефлексия, по сути - это совместное обсуждение итогов, результатов выборов обучающихся с учителем, педагогом-психологом либо родителями. Педагог «мягко» ведет линию обсуждения; важен момент обоснованности и принятия решения в руководстве выбора, который ребенком сделал сам.

Необходимо учитывать, что у обучающихся 1-2-х классов в соответствии с их возрастными особенностями вывод еще не формируется из цепочки логических рассуждений, а является фактом из полученной 1 информации. Таким образом, в обсуждениях с учениками 1-2-х классу ¡= сов акцент должен быть сделан именно на самом факте выбора одно-чу го из нескольких возможных вариантов и на самостоятельности этого ф ™ выбора, а не на его логическом обосновании. Логические обоснования выборов вводятся постепенно; именно в младшем школьном возрасте ребенок учится устанавливать логические связи между понятиями, причинами и следствиями, объясняя те или иные явления. В работе с обучающимися 3-х и особенно 4-х классов в большинстве случаев выбор

К X

X ф

о. ^

о ^

в учебной проблемной ситуации, связанной с профессиональным самоопределением, уже может быть логически обоснован ребенком. Таким образом, возрастным этапом, наиболее отвечающим рассматриваемому подходу, является четвертый класс.

В заключение отметим, что технология проблемно-ориентированной пропедевтики профессионального выбора у младших школьников соответствует стержневым концептуальным идеям педагогической поддержки и ценностно-смыслового подхода к профессиональному выбору.

Педагогическая поддержка всегда имеет проблемно-ориентированный характер. Н.Ф. Родичев отмечает, что ведущей задачей педагогической поддержки по отношению к процессу профессионального самоопределения является включение в образовательный процесс средств, которые помогают школьникам «открывать» себя в различных видах деятельности, в том числе при решении проблемных ситуаций, а педагог помогает в их самостоятельном разрешении [14].

Ценностно-смысловой подход к профессиональному самоопределению направлен на поиск собственных ценностей и смыслов будущей образовательно-профессиональной деятельности [12] и предполагает создание специально спроектированных педагогических ситуаций (образовательных событий), требующих оказания обучающемуся педагогической поддержки.

В ходе исследования приходим к следующим выводам. Основными целевыми индикаторами пропедевтики профессионального самоопределения в начальной школе являются:

1) определенный уровень развития готовности к ценностно-смысловому самоопределению;

2) формирующаяся система ценностных ориентаций.

В качестве содержательно-деятельностной основы должен рассматриваться комплекс собственных выборов, совершенных школьником при помощи старших (педагога, родителей) или самостоятельно при разрешении заданных или спонтанно возникающих с точки зрения профессиональной ориентации значимых проблемных ситуаций. При этом необходимо рассмотрение, осмысление и анализ различных вариантов выбора в каждой проблемной ситуации, поскольку важно, чтобы ребе- Ц

нок в младшем школьном возрасте умел выбирать, перебирать в своем ^ ¡= воображении альтернативные варианты собственного самоопределе- ч у ния, учиться размышлять и проектировать свое будущее [Там же, с. 41]. | ™ Таким образом, возможность использования альтернативных педагогических технологий на основе специально сформированного учебно-ме- § ^ тодического комплекса оптимальна для пропедевтики раннего выбора ^ ^ будущей профессии.

J

Библиографический список / References

1. Абросимова Л.Н. Программа по профессиональной ориентации младших школьников «Тропинка в профессию» // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2014. Т. 12. С. 1-5. [Abrosimova L.N. Program on professional orientation of younger schoolchildren "Path to Profession". Kontsept: nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal. 2014. Vol. 12. Pp. 1-5. (In Russ.)]

2. Антонова М.В. Путешествие в мир профессий: книга для совместного чтения и обсуждения в семье и на классных часах. М., 2018. [Antonova M.V. Puteshestvie v mir professiy: kniga dlya sovmestnogo chteniya i obsuzhdeniya v seme i na klassnykh chasakh [Journey to the world of professions: a book for joint reading and discussion in the family and on class hours]. Moscow, 2018.]

3. Антонова М.В. Проектирование и апробация системы педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. № 2. С. 7-15. [Antonova M.V. Design and approbation of a system of pedagogical support of professional self-determination of younger school students. The Humanities and Education (Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie). 2018. Vol. 9. No. 2. Pp. 7-15.]

4. Блинов В.И., Сергеев И.С. Основные идеи концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии: Материалы III Всероссийской конференции (21-22 октября 2015, г. Москва). М., 2015. Вып. IV. С. 5-11. [Blinov V.I., Sergei I.S. Basic ideas of the concept of support of professional self-determination of students in conditions of continuity of education. Professionalnaya orientatsiya v sovremennoy Rossii: zadachi, soderzhanie, tekhnologii. Moscow, 2015. Vol. IV. Pp. 5-11. (In Russ.)]

5. Борисова Е.А., Иващенко Е.В. Ознакомление младших школьников с профессиями на уроках технологии // Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Г.Р. Туйсина. Уфа, 2014. С. 115-117. [Borisova E.A., Ivashchenko E.V. Familiarizing younger school students with professions in technology lessons. Opyt realizatsii Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh. G.R. Tuysina (ed.). Ufa, 2014. Pp. 115-117. (In Russ.)]

6. Вохидова Х.С. Проблемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе // Вестник современной науки. 2016. № 7-2 (19). С. 42-44. [Vohidova H.S. Problems of professional orientation of younger schoolchildren in the educational process. Vestnik sovremennoy nauki. 2016. No. 7-2 (19). Pp. 42-44. (In Russ.)]

ч у о о

К X

7. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. М., 2016.

^ [Gonina O.O. Psikhologiya mladshego shkolnogo vozrasta [Primary school-age

ч psychology]. Moscow, 2016. (In Russ.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Елькина О.Ю. Проектирование и реализация будущими учителями программ педагогического сопровождения продуктивного опыта младших школьников // European Social Science Journal. 2014. № 6-1 (45). С. 159-166. [Elkina O.Y. Design and implementation by future teachers of programs of pedagogical support of productive experience of younger schoolchildren. European Social Science Journal. 2014. No. 6-1 (45). Pp. 159-166. (In Russ.)]

9. Кадеева О.В., Лапина Е.Д. Профессиональное самоопределение младших школьников на примере игры «Мир профессий» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 45-47. [Kadeeva O.V., Lapina E.D. Professional self-determination of younger schoolchildren on the example of the game "World of Professions". Municipal Education: Innovation and Experiment. 2012. No. 5. Pp. 45-47 (In Russ.)]

10. Кормакова В.И. Особенности формирования культуры профессионального самоопределения у младших школьников // Начальная школа. 2009. № 7. С. 97-98. [Kormakov V.I. Peculiarities of formation of culture of professional self-education in younger schoolchildren. Nachalnaya shkola. 2009. No. 7. Pp. 97-98. (In Russ.)]

11. Максимова Е.В., Бережных Е.А. Имитационные технологии в формировании коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля // Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 62-71. [Maksimova E.V., Berezhnykh E.A. Imitation technologies in formation of communication competence of students of humanitarian profile. Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 2. Pp. 62-71 (In Russ.)]

12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008. [Pryazhnikov N.S. Professionalnoe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional self-determination: Theory and practice]. Moscow, 2008.]

13. Резапкина Г.В. Психологическая готовность к выбору профессии как критерий эффективности профориентационной работы в школе // Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. В.А. Гуртов. Петрозаводск, 2017. С. 208-209. [Rezapkina G.V. Psychological readiness to choose a profession as a criterion of efficiency of vocational guidance work in school. Aktualnye voprosy razvitiya sistemy professionalnoy orientatsii i obshchestvenno poleznoy deyatelnosti uchashchikhsya. V.A. Gurtov (ed.). Petrozavodsk, 2017. Pp. 208-209. (In Russ.)]

14. Родичев Н.Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников // Новые ценности образования. 2006. Вып. 1-2. С. 234-251. [Rodichev N.F. Justification of the concept of pedagogical support for professional self-determination of schoolchildren. New Educational Values. 2006. Vol. 1-2. Pp. 234-251. (In Russ.)]

15. Федоров А.А., Илалетдинова Е.Ю., Фролова С.В. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 262-274.

ч у о о

CC X X ф Q. J

DOI: 10.32744/pse.2019.1.19 [Fyodorov A.A., Ilaletdinova E.Y., Frolova S.V. jS

Pedagogical talent: Psycho-pedagogical solutions of identification, selection and

ч у о о

К X

X ф

о. ^

о ^

support. Perspectives of Science and Education. 2019. No. 1 (37). Pp. 262-274. (In Russ.). DOI: 10.32744/pse.2019.1.19]

16. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников. М., 2014. [Chistyakova S.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professionalnogo samoopredeleniya shkolnikov [Pedagogical support for professional self-determination of schoolchildren]. Moscow,

2014.]

17. Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. Владивосток, 2000. [Chuprasova V.I. Sovremennye tekhnologii v obrazovanii [Modern technology in education]. Vladivostok, 2000. (In Russ.)]

18. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1997. [Elkonin D.B. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Mental development in childhood: Selected psychological works]. Moscow; Voronezh, 1997.]

19. Antonova M.V. Early career guidance: search for advanced formats. Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference "Current Issues of Linguistics and Didactic: The Interdisciplinary Approach in Humanities" (CILDIAH 2017). Vol. 97. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/ cildiah-17/25886072. DOI: 10.2991/cildiah-17.2017.5

20. Dole S., Bloom L., Doss K.K. Engaged Learning: Impact of PBL and PjBL with elementary and middle grade students. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2017. No. 11 (2). DOI: 10.7771/1541-5015.1685

21. Hmelo-Silver C.E., Barrows H.S. Goals and strategies of a problem-based learning facilitator. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2006. No. 1 (1). Pp. 21-39. DOI: 10.7771/1541-5015.1004

22. Ikonnikova K., Ikonnikova L., Koltunova E. The organization of a problem-based group learning session. Turkish Online Journal of Educational Technology.

2015. Vol. 2015. Pp. 557-560.

23. McLean Davies L., Anderson M., Deans J. et al. Masterly preparation: Embedding clinical practice in a graduate pre-service teacher education programme. Journal of Education for Teaching: International Research and Pedagogy. 2013. No. 39 (1). Pp. 93-106.

24. Savery J.R. Overview of Problem-based Learning: Definitions and Distinctions. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2006. No. 1 (1). Pp. 9-20. DOI: 10.7771/1541-5015.1002

25. Scott K.S. An integrative framework for problem-based learning and action learning: Promoting evidence-based design and evaluation in leadership development. Human Resource Development Review. 2017. Vol. 16. No. 1. Pp. 3-34. DOI: 10.1177/1534484317693090

26. Wingrave M., McMahon M. Professionalisation through academicisation: Valuing and developing the early years sector in Scotland. Professional Development in Education. 2016. Vol. 42. No. 5. Pp. 710-731.

27. Yeo R. Problem-based learning: lessons for administrators, educators and learners. International Journal of Educational Management. 2005. Vol. 19. Issue 7. Pp. 541-551. DOI: 10.1108/09513540510625581

Статья поступила в редакцию 20.08.2019, принята к публикации 24.09.2019 The article was received on 20.08.2019, accepted for publication 24.09.2019

Сведения об авторе / About the author

Антонова Марина Владимировна - кандидат экономических наук, доцент; профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования факультета педагогического и художественного образования; ректор, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Marina V. Antonova - PhD in Economics; professor at the Department of Pedagogy of Preschool and Primary Education of the Faculty of Pedagogical and Art Education; Rector, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, Saransk E-mail: [email protected]

ч у о о

К X

X ф

о. ^

о ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.