Организация профориентационной работы в начальных классах посредством игровых технологий
Перед подрастающим поколением стоит важная проблема - выбор профессии. Она становится особо актуальной в связи с большими переменами, которые происходят в нашем обществе. Младший школьный возраст можно рассматривать, как подготовительный, т.е. он является закладывающим звеном для профессионального самоопределения в будущем. Ребёнок может мечтать, кем он хочет стать в будущем, но его жизненный опыт не богат, т.е. представления о той или иной профессии ограничены. Поэтому основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение знаний ребенка о профессиях и организация работы по профессиональному самоопределению. Учителю необходимо так заинтересовать школьников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, мечтать попробовать себя в данной области человеческой деятельности. Для этого педагоги довольно часто используют игровые технологии. В статье авторы приводят примеры игр, которые можно использовать в организации профориентационной работы младших школьников.
Ключевые слова: профориентационная работа, игровые технологии.
I.N. Pazlivinskih,
candidate of pedagogical sciences, docent of the department of theory and methods of primary
education
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia D.R. Miftahova, the student of the pedagogical faculty Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
Organization of career guidance in primary school through gaming
technology
Choosing a profession is the most important problem for the younger generation. It becomes urgent in the conditions of great changes in our society. The junior school age can be considered as preparatory, i.e. it is the main stage for professional self-determination in the future. A child may dream what he wants to become in the future, but his life experience is not rich, i.e. ideas about a particular profession are limited. Therefore, the main task of career guidance in primary school is to expand the child's knowledge of the professions and the organization of work on professional self-determination. Teachers need to be so interested in schoolchildren so that they have a desire to get to know the topic as much as possible, to get in touch with it personally, and to dream to try themselves in this field of human activity. For this, teachers often use gaming technology. In the article, the authors provide examples of games that can be used in the organization of career guidance for junior students.
Keywords: career guidance, gaming technologies.
Перед подрастающим поколением стоит важная проблема - выбор профессии. Она становится особо актуальной в связи с большими переменами, которые происходят в нашем обществе. Выбор профессии занимает огромное место в жизни каждого человека. Родители наблюдают за склонностями и интересами своего ребёнка, тем самым стараются выявить его профессиональную судьбу.
Считается, что учащимся начальных классов еще рано задумываться о выборе профессии, поэтому у них обычно не возникают вопросы о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении. Однако именно в данный период возникают интересы, которые имеют различные отношения к выбору будущей профессиональной деятельности. Все это говорит о том, что уже с начальных классов нужно проводить разнообразную работу по ознакомлению учеников с миром профессий, например с профессиональной сферой родителей.
В период обучения в начальных классах важно знакомить детей с разнообразными видами трудовой деятельности, способствовать формированию интереса к профессиям и воспитывать уважительное отношение к людям труда. Также необходимо уделить внимание развитию у них элементарных представлений о культуре труда: содержание рабочего места в порядке, бережного отношения к материалам и инструментам, выстраивание положительных взаимоотношений в коллективе.
Н.С. Пряжников считает, что профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии [9, с. 57].
Как и любая другая работа, профориентационная работа имеет определенную цель, которая заключается в формировании у школьников сознательного отношения к труду и профессиональному самоопределению [3, с. 16].
Исходя из цели профориентационной работы, Д. Майерс выделяет следующие её задачи:
- сформировать вариативность профессионального обучения;
- организовать профориентационную работу в каждом классе, с использованием различных педагогических технологий;
- формировать профессиональные направленности;
- организовывать мероприятия, посвященные значимым мотивам выбора профессии и профессиональным интересам;
- расширять кругозор учащихся, как о современных, так и о старых профессиях родного края, страны [6, с.476].
Г. Семенова полагает, что с детьми в начальной школе нужно говорить о том, что на свете существует много профессий. Детям нужно понаблюдать за трудом взрослых, чтобы они поняли: что же им нравится делать, а что нет. Ведь ученики начального звена пока не все могут ответить уверенно, кем они хотят быть. Причиной тому может быть либо то, что дети учатся хорошо, но ничем не увлекаются или дети активны как в учебном процессе, так и в других видах деятельности, но не могут определиться. Именно поэтому должна осуществляться профессиональная работа с детьми младшего школьного возраста [12, с. 25].
Изучив теоретический материал, Е.А. Климов описывает следующие формы работ в профессиональной работы с детьми начального звена: подготовка и обсуждение сообщений о профессиях; беседы о профессиях; игровые технологии; экскурсии; конкурсы; работа в парах; написание самостоятельных и групповых проектов [4, с.48].
А.В. Толстых считает наиболее эффективной формой работы в профориентации с младшими школьниками игровые технологии. Свое мнение она объясняет тем, что с помощью игровых технологий можно не только узнавать, закреплять и проверять материал, но и сделать его интересным и увлекательным. Занимательность условного мира игры дает ребенку также психологическую разгрузку [10, с. 36].
И.Д. Агеева полагает, что именно в этом возрасте формируется эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Игровые технологии в большей мере способны реализовать эту задачу, потому что их легко включить в абсолютно любой урок и на любой этап, позволяют разнообразить вид деятельности, вызывая интерес и внимание детей [1, с. 6].
Игровые технологии, с точки зрения Г.К. Селевко, рассматривается как большая группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме игры [11, с. 157].
Г.Е. Муравьева выделяет следующие функции игровых технологий:
1) обучающая - закрепляет и формирует знания, умения и навыки, а также развивает память, мышление и внимание;
2) развлекательная - создание благоприятной атмосферы;
3) коммуникативная - сплочение коллектива;
4) релаксационная - эмоциональная разрядка;
5) психотехническая - формирование навыков для более эффективной деятельности [8, с. 35].
Игровые технологии имеют свои принципы:
а) учащиеся действуют строго по правилам (детям предлагаются определенные роли и сценарий, от которых они должны отталкиваться при выполнении каких-либо действий);
6) присутствие двоякого плана (данная технология имеет два результата :игровой и учебно-познавательный);
в) зависимость результата от количества использования игровых технологий (если использовать технологию систематически, то результат будет намного выше).
Учителя-практики довольно часто используют в процессе обучения младших школьников игровые технологии, в том числе и в организации профориентационной работы.
Для расширения знаний учащихся начальных классов о профессиях Л. Емельянова использует разнообразные игры:
1. «Снежный ком», в которой ребенок должен назвать профессию, начинающаяся на последнюю букву предыдущей, например, библиотекарь - режиссёр - реставратор и так далее.
2. «Профессия на букву». В данной игре учащимся предлагается назвать профессию, которая начинается на ту букву, которая у вас первая в имени, например, Диана - доктор, Полина - продавец.
3. «Синонимы» - назвать профессию, а затем к ней синонимы, например, педагог - учитель, стоматолог - дантист.
4. «Угадай профессию» - дается восемь слов, связанных с одной профессией, по этим словам нужно догадаться о какой именно профессии идет речь [2, с. 79].
Л.Н. Коданева при организации профориентационной работы с младшими школьниками предлагает такие задания, как:
1. «Анаграммы» - переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
Терка а_(Актер)
Подсказка: театральная и кинематографическая профессия.
2. «Говорящие фамилии» - переставить буквы в фамилии, чтобы получилось название профессии.
Архипова_(Повариха)
3. «Ребусы» - нужно решить ребус, в которых зашифрованы название профессий.
4. «Он/Она» - дать название профессии в мужском или женском роде.
Например: он - поэт, она - ... [5, с. 32].
И.П. Максимова [7] для ознакомления детей с миром профессий предпочитает
другие задания:
_1. «Словарь профессий» - соединить название профессий и её описание.
Ветеринар Человек, который решат виновность или невиновность других людей.
Учитель Человек, который лечит животных.
Стоматолог Человек, который продает какие-либо предметы.
Судья Человек, который лечит зубы другим людям.
Продавец Человек, который дает знания детям.
2. «Собери пословицу» - соединить пословицу или поговорку о профессии или труде._
Какова пряха, А лень портит
Мастером нельзя родиться, Без иголки - не портной
Долог день до вечера, Такова на ней рубаха
Без топора - не плотник, Мастерству надо учиться
Труд человека кормит, Коли делать не чего
3. «Отгадай профессию по...». В данном задании дети должны отгадать профессию по какому-либо признаку.
а) отгадать профессию по глаголу: строит - ..., стрижет - ...
б) отгадать профессию по орудию труда: кисть, палитра, мольберт - .
в) отгадать профессию по запаху: рыба и море - ..., пирог и суп - ...
4. «Самая-самая» - назвать профессии, которые больше всего подходят по данным фразам: самая умная профессия; самая сладкая профессия; самая нежная профессия; самая благородная профессия; самая зеленая профессия.
5. «Чайнворд». В предложенном задании учащиеся должны прочитать высказывание или о профессии, или о труде, используя в качестве подсказки предложенную схему:_
Т Р О Ж Ч И А Д Ж И
З У М Е Ь С Р О и З
Е Д Е Т Т Т И С О Н
Б А Н Б Ы О и Т Н И
6. «Кто использует в работе» - соединить стрелочкой название инструмента с профессией, в которой нельзя обойтись без данного приспособления.
Рубанок, топор Продавец
Валик, кисти Электрик
Отвертка, кусачки Повар
Мастерок, молоток Маляр
Поварёшка, кастрюля Каменщик
Калькулятор, касса Плотник
7. «Найди ошибку» - прочитай текст, найди ошибки и исправь.
Моя семья и их профессии.
Моя мама работает воспитателем. Её работа заключается в том, что она строит дома. А мой папа работает хирургом, он оперирует лошадей и коров. Но моя старшая сестра - учитель. Её главная задача на работе - создавать модные прически каждый день (ведь для этого и нужны учителя).
8. «Кому это нужно?» - вставьте пропущенные слова по смыслу.
Образец: Поварешка нужна (повару), потому что он (готовит супы).
Скальпель нужен_, потому что он_.
Колесо нужно_, потому что он_.
Касса с деньгами нужна_, потому что он_.
Красная ручка нужна_, потому что он_.
Фен нужен_, потому что он_.
Градусник нужен_, потому что он_.
9. «Характеристика и отношение и процессиям» - к профессиям, которые предлагаются напишите краткую характеристику (чем занимается, какова польза для людей) и чем она вам нравится / не нравится.
Швея
Машинист
Милиционер
Пожарный
Фермер
Врач
Шофер
Художник
Продавец
Строитель
Учитель
Музыкант
Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным периодом для профориентационной работы. Потому что именно в данном возрасте дети узнают о профессиях, у них складывается первое впечатление и если правильно преподнести информацию о большинстве профессий, то учащиеся сделают свой выбор уже в начальной школе. Очень важной формой работы являются игровые технологии, которые вызывают интерес к учебной деятельности, а также помогают учителю заметить те или иные способности учеников (что очень важно при профориентационной работе).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агеева, И.Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И.Д. Агеева // Последний звонок. - 2007. - №7. - С. 3-8.
2. Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова. - М. : Феникс, 2006. - 176 с.
3. Жуковская, В.И. Психологические основы выбора профессии / В.И. Жуковская. - Минск : Народная асвета, 1978. - 120 с.
4. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М. : Просвещение, 1991. - 98 с.
5. Коданева, Л.Н. Поле чудес: игры, конкурсы, викторины, творческие задания / Л.Н. Коданева. - М. : АРКТИ, 2006. - 92 с.
6. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 1999. - 476 с.
7. Максимова, И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр для начальной школы / И.П. Максимова. - М. : Феникс, 2008. - 352 с.
8. Муравьева, Г.Е. Проектирование технологий обучения / Г.Е. Муравьева. - М. : Весть, 2005. - 132 с.
9. Пряжников, Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М. : Академия, 2002. - 87 с.
10. Толстых, А.В. Возрасты жизни / А.В. Толстых. - М. : Молодая гвардия, 1988. - 76 с.
11. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
12. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников / Г. Семенова. - М. : Просвещение, 2004. - 85 с.
REFERENCES
1. Ageeva I.D. Parad professij: veselye poznavatel'nye igry dlya uchashchihsya 5-10 klassov [The parade of professions: fun educational games for students of 5-10 forms]. Poslednij zvonok [Final bell], 2007, no. 7, pp. 3-8.
2. Emel'yanova L. Ugadaj professiyu [Guess the profession]. Moscow: Feniks, 2006. 176 p.
3. Zhukovskaya V.I. Psihologicheskie osnovy vybora professii [Psychological basis of the choice of profession]. Minsk: Narodnaya asveta, 1978. 120 p.
4. Klimov E.A. Kak vybirat' professiyu [How to choose the profession]. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 98 p.
5. Kodaneva L.N. Pole chudes: Igry, konkursy, viktoriny, tvorcheskie zadaniya [The field of Wonders: games, contests, quizzes, creative tasks]. Moscow: ARKTI, 2006. 92 p.
6. Majers D. Social'naya psihologiya [Social psycology]. Sankt-Peterburg: Piter, 1999. 476 p.
7. Maksimova I.P. Scenarii konkursov, intellektual'nyh igr dlya nachal'noj shkoly [Script of contests, intellectual games for primary school]. Moscow: Feniks, 2008. 352 p.
8. Murav'eva G.E. Proektirovanie tekhnologij obucheniya [Designing learning technologies]. Moscow: Vest', 2005. 132 p.
9. Pryazhnikov N.S. Metody aktivizacii lichnogo i professional'nogo samoopredeleniya [Methods of enhancing personal and professional self-determination]. Moscow: Akademiya, 2002. 87 p.
10. Tolstyh A.V. Vozrasty zhizni [Ages of life].Moscow: Molodaya gvardiya, 1988. 76 p.
11. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 p.
12. Semenova G. Razvitie uchebno-poznavatel'nyh motivov mladshih shkol'nikov [The development of educational and cognitive motives of junior students]. Moscow: Prosveshchenie, 2004. 85 p.
УДК 159.9.072
Н.Г. Соснина,
старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
г. Екатеринбург, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-0840-1306
Формирование профессионального самоопределения личности
студентов
Цель данного исследования заключается в изучении сущности и содержания самоопределения личности с точки зрения социально-педагогического, дифференциально-педагогического и процессуально-результативного подходов. Рассмотрены функции и способы формирования самоопределения. Представлена дефиниция ключевого понятия как способности личности самостоятельно выстраивать траекторию профессионального развития на основе соотношения внутренних личностных мотивов и внешних потребностей общества. Предложены структурные компоненты профессионального самоопределения, среди которых самостоятельность принятия решения, аналитико-рефлексивный характер деятельности, проектировочно-поисковый характер деятельности, профессиональные ценностные ориентации. Представлена организация внеучебной профессиональной деятельности студентов Уральского государственного экономического университета как средства формирования самоопределения студентов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение личности, психолого-педагогические подходы, траектория профессионального развития, внутренние мотивы личности, внешние потребности общества.
N.G. Sosnina,
senior teacher of the department of foreign languages Ural State University of Economics Ekaterinburg, Russia The development of students' professional self-determination
The purpose of this study is to describe the essence and content self-determination in terms of social pedagogical, differential pedagogical and procedural-effective approaches. The functions and methods of development are studied. The definition of the basic concept as the ability of an individual to build the trajectory of professional development independently on the basis of the ratio of internal personal motives and external needs of society is presented. The structural components of professional self-determination, including the independence of decision-making, analytical and reflexive nature of activity, design and search nature of activity, professional value orientations are offered. The organization of extracurricular professional activity of the Ural state University of Economics as a means offormation of self-determination of students is presented.
Keywords: professional self-determination of personality, psychological and pedagogical approaches, trajectory ofprofessional development, internal motives ofpersonality, external needs of society.