Частные образовательные учреждения, которые появились сегодня, должны найти свое место в системе образования современной России, не противопоставляя себя государственным заведениям, а дополнять и расширять ее [3].
В будущем частное образование должно быть направлено всем группам населения, которые нуждаются в специальных образовательных услугах. Это могут быть услуги, как и в более индивидуализированном образовании талантливых либо педагогически запущенных учеников, на получение образования с различной направленностью. Так же на удовлетворенность нужд в интенсивном овладении стилями или каковыми-либо иными особенно распространенными в мире научными познаниями и умениями. Формирование негосударственных учебных заведений призвано гарантировать большее разнообразие образования.
Литература:
1. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1897. - Т. 22а. - С. 703 - 794.
2. Гуркина Н. К. История образования в России (Х-ХХ века): Учеб. пособие / Н. К. Гуркина. -СПбГУАП. СПб., 2001. 64 с.
3. Костриков С. П. Становление и развитие коммерческого и управленческого образования в России. Конец ХУШ - начало ХХ века: автореф. ... дис. д-ра ист. наук: 07.00.02 / Костриков, Сергей Петрович. -М., 2012.
4. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века): учеб. пособие / Д. И. Латышина. - М.: Форум, 1998. - 584 с.
5. Литарова Н. В. Частные средние учебные заведения в системе образования России конца XIX -начала XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Литарова Наталья Владимировна М., 1994.
6. Люлева Н. Е. Коммерческое образование в России на этапе становления: историко-педагогический анализ / Н. Е. Люлева. - Изв. Самар. науч. центра РАН. 2009. Т. 11, 4(6).
7. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи / Д. Л. Сапрыкин. - М.: ИИЕТ РАН, 2009. - 243 с.
8. Тонконогая Е. П. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Том I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых. Книга 1. История развития образования взрослых в России / Е. П. Тонконогая. - СПб.: ИОВ РАО, 2000. - 114 с.
9. Фролова С. А. Частное образование как гражданская инициатива в конце XVIII - первой половине XIX в. / С. А. Фролова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 1. - С. 20 - 23.
Педагогика
УДК 371
кандидат филологических наук Аметова Эльмира Куртмоллаевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ФИЛОЛОГА
Аннотация. Статья посвящена изучению концепции проблемного обучения. В работе анализируются существующие в отечественной педагогике научные подходы относительно проблемы обоснования значения понятия «педагогическая технология», раскрывается сущность технологии проблемного обучения. В исследовании анализируются преимущества и недостатки технологии проблемного обучения, рассмотрены педагогические условия ее реализации, а также обоснована роль ее использования при организации процесса профессиональной подготовки филологов в высшей школе.
Ключевые слова: проблемное обучение, модернизация образования, технологизация образования, педагогическая технология, технология проблемного обучения, профессиональная подготовка филолога.
Annotation. The article is devoted to the study of concepts problem-based learning. The paper analyzes the existing scientific approaches to the problem of substantiating the meaning of the concept of "pedagogical technology" in the national pedagogics, reveals the essence of the technology of problem education. The study analyzes the advantages and disadvantages of problem education technology, the pedagogical conditions of its implementation, as well as the role of its use in the organization of the process of professional training of philologists in high school.
Keywords: problem-based learning, modernization of education, technologization of education, educational technology, technology of problem-based learning, professional training of a philologist.
Введение. На современном этапе отечественное высшее профессиональное образование переживает период модернизации, в связи с чем оно неустанно реформируется и трансформируется. Данный процесс характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса высшей школы.
В основе модернизации системы образования - смена образовательной парадигмы, а также решение проблем наполнения процесса профессиональной подготовки будущих специалистов новым содержанием, поиск новых подходов и способов решения образовательных задач.
Система образования функционирует и развивается в определенной социокультурной, экономической и политической среде, что обусловливает цели образования и предпосылки для их реализации. В этой связи от преподавателей высшей школы сегодня требуется умение гибко реагировать на запросы общества, адаптировать новые идеи, реализовывать современные инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Современный преподаватель должен отбирать технологии, способствующие приобретению студентами новых знаний самостоятельно из разных источников, развитию умения формировать собственную точку зрения и аргументировать ее.
В данном контексте благоприятные условия для развития у субъектов обучения способностей к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации создает проблемное обучение.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение концептуальных положений технологии проблемного обучения и ее роли в системе профессиональной подготовки будущих филологов.
Изложение основного материала статьи. Идея проблемного обучения берет свои истоки от методов обучения Дж. Дьюи (обучение через труд) и Дж. Бруннера (обучение через исследование). В отечественной педагогике теоретиками концепции проблемного обучения по праву считают И.Я. Лернера,
A. М. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна, Н.И. Махмутова, Н.М. Скаткина. В современной отечественной педагогике проблемное обучение является предметом научных исследований таких ученых, как
B.А. Ковалевская, Т.В. Ларькина, В.А. Ситаров и др.
На современном этапе развития педагогической науки отмечена тенденция к технологизации учебного процесса. По мнению И.В. Швецовой, «технологический подход в образовании способствует решению проблемы согласования целей, средств и методов учебного процесса» [9, с. 324]. В связи с этим в научный оборот современной педагогики последних лет прочно вошло понятие «педагогическая технология».
Прежде чем перейти к анализу сущности технологии проблемного обучения и обоснованию ее роли относительно реализации профессиональной подготовки будущих филологов, обратимся к изучению понятия «педагогическая технология».
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников определяют данное понятие в значении механизма реализации теории в практику социально-культурной деятельности [5].
По мнению В.И. Швецовой, педагогическая технология представляет собой систему, «которая определяет некий алгоритм действия какого-либо процесса» [9, с. 326].
A.А. Вербицкий с позиций подхода контекстного обучения под педагогической технологией понимает «реализованный в образовательной практике проект совместной деятельности преподавателя и студента, направленный на достижение целей обучения, воспитания и развития личности обоих этих субъектов образования. Если классическая методика обучения проектируется в логике развертывания содержания науки, то педагогическая технология строится на принципиально иной основе - на основе отражения живой человеческой деятельности» [2, с. 43-44].
Анализ других теоретических источников (И.А. Зимняя, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.) позволяет говорить о том, что в современной педагогике существует несколько подходов относительно определения сущности понятия «педагогическая технология». Рассмотрим основные из них. Так, сегодня отечественные ученые в области педагогики термин «педагогическая технология» трактуют в значении:
- модели совместной педагогической деятельности с обязательным обеспечением комфортных условий для всех субъектов процесса образования;
- системного метода создания, применения, определения всего процесса обучения и усвоения знаний с использованием технических и человеческих ресурсов, нацеленного на оптимизацию форм образования;
- системы приемов, применяемых в каком-либо виде деятельности, мастерства, искусства;
- совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать образовательные задачи;
- совокупности педагогических задач, определяющих специальный комплекс форм, методов, средств, приемов обучения и воспитания;
- организационно-методического инструментария педагогического процесса;
- системной совокупности и порядка функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения цели процесса образования [3; 1; 7].
Множество научных взглядов и позиций относительно понятия «педагогическая технология» говорит о высокой актуальности проблемы технологизации процесса образования, что обосновывает мысль о том, что в современных условиях образовательных процесс не может строиться бессистемно, а должен реализоваться на основе определенных концепций путем применения образовательных технологий.
Технология исследовательского (проблемного) обучения «предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению. В результате использования этой технологии происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде» [6, с. 34].
По мнению Т.С. Кудрявцева, сущность процесса проблемного обучения заключается в выдвижении перед обучающимися дидактических проблем и в их решении и овладении обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.
B.А. Кавера подчеркивает, что особенность образовательного подхода согласно концепции технологии проблемного обучения заключается в реализации «идеи обучения через открытие: ребенок должен сам открыть закон, закономерность, явление, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом в своей деятельности он может опираться на конкретные инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и самостоятельно находить путь к верному решению» [4, с. 162].
Анализ трудов теоретиков концепции проблемного обучения позволяет выстроить следующий алгоритм технологии проблемного обучения:
1. Создание педагогом проблемной ситуации.
2. Направление обучающегося на решение созданной проблемной ситуации.
3. Организация поиска оптимального решения.
4. Определение за обучающимся позиции субъекта обучения;
5. Решение обучающимся проблемной ситуации.
6. Приобретение им новых знаний и способов действий.
Применение технологии проблемного обучения в ходе реализации профессиональной подготовки филологов в высшей школе раскрывает более широкие возможности для развития познавательной активности, внимания, внимания, самостоятельности, ответственности, критичности и нестандартности мышления, решительности студентов.
По мнению В.А. Ситарова, к преимуществам технологии проблемного обучения стоит отнести:
- обучение студентов мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
- возможность преподносить учебный материал более доказательно, что способствует превращению знаний в убеждения;
- более глубокие интеллектуальные чувства (чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах и т.д.) за счет высокой эмоциональности занятий;
- более высокий уровень запоминаемости знаний, ввиду того, что истина была «открыта» самостоятельно [8].
Однако, по мнению исследователя, технология проблемного обучения имеет и некоторые недостатки, в частности, возникновение затруднений студента в учебном процессе; затрата большего количества времени на осмысление и поиски путей решения по сравнению с традиционными формами обучения.
Обобщая вышесказанное, заключим, что использование технологии проблемного обучения в процессе обучения филологов позволяет оптимизировать процесс их профессиональной подготовки, а также повысить уровень эффективности формирования ключевых компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности специалистов.
Однако указанная эффективность применения технологии проблемного обучения возможна при соблюдении ряда педагогических условий при организации учебно-воспитательного процесса филологов.
Так, при использовании анализируемой в рамках данной статьи технологии необходим учет принципов проблемного обучения. К ним исследователи относят:
- принцип интеграции и вариативности в использовании различных областей знаний;
- принцип самостоятельности студентов;
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип использования дидактических алгоритмизированных задач.
Технология проведения учебных занятий по базовым дисциплинам для филологов, согласно концепции проблемного обучения, включает такие этапы:
- ознакомление студентов с планом занятия и постановка проблемы;
- вычленение отдельных задач в рамках проблемы;
- выбор алгоритмов решения;
- анализ полученных результатов;
- формулировка выводов.
При организации работы филологов над проблемными ситуациями в ходе реализации содержания профессиональной подготовки по базовым дисциплинам могут использоваться различные дидактические приемы. Например, педагог может подвести студентов к имеющемуся противоречию, на основе которого они сформулируют проблемную ситуацию и постараются найти оптимальные пути ее решения. Также преподавателем могут предлагаться различные мнения относительно проблемной ситуации, точки зрения, варианты решений, из которых студенты должны выбрать наиболее рациональные, по их мнению. Эффективным приемом при решении проблемных ситуаций является побуждение студентов к обобщению, сравнению, анализу и формулировке самостоятельных выводов.
Выводы. На современном этапе развития отечественного высшего профессионального образования основополагающей является тенденция смены образовательной парадигмы. Данный процесс требует от преподавателей высшей школы пересмотра используемых средств, путей и способов обучения будущих специалистов.
На современном этапе развития общества во все его сферы проникают инновационные технологии, призванные оптимизировать процесс достижения поставленных целей и задач. Не составляет исключения и система образования. На современном этапе его развития применение образовательных технологий - уже не инновация, а существенная необходимость.
В системе подготовки будущих филологов в высшей школе одной из технологий, позволяющих оптимизировать процесс обучения и совершенствовать уровень качества образования, является технология проблемного обучения. Ее эффективность объясняет рядом преимуществ, среди которых: возможность формировать способности студентов как субъектов учения; вызывать у них интерес к процессу обучения, осуществлять выработку мотивов и к мотивации учебно-познавательной деятельности, пробуждать их творческие наклонности, воспитывать самостоятельность, активность и креативность, формировать личность будущего специалиста, способного успешно решать будущие профессиональные и социально-личностные проблемы.
Литература:
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва: Просвещение, 1989. - 154 с.
2. Вербицкий А.А. Педагогические технологии в контекстном обучении // Педагогика и психология образования. - 2011. - № 1. - С. 43-46.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 3-е издание, пересмотренное. -Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 448 с.
4. Кавера В.А. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции (24-25 января 2013 г.) / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств; ред.-сост. М. Э. Вильчинская-Бутенко; науч. ред. М. А. Ариарский, В. И. Еременко. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2013. - 316 с. - С. 159-171.
5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
6. Лернер, И.Я. Болевые точки процесса обучения / И.Я. Лернер // Советская педагогика. - 1991. - № 5. - С. 24-29.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
8. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 1. - С. 148-157.
9. Швецова И.В. Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2013. - Т. 200. - С. 324-331.
Педагогика
УДК: 37.013.73
доктор философии в области образования,
кандидат юридических наук, доцент Ануфриенко Александр Анатольевич
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
СОВЕСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена определению влияния категории «совесть» на процесс современного российского образования. Данная проблема рассматривается в ракурсе традиционного подхода к понятию «образование» и ключевым категориям антропологии. Осуществлен анализ категории «совесть» в философско-педагогическом аспекте как основополагающей категории современного российского образования и оптимального средства, способствующего развитию личности от индивидуума к индивидуальности.
Ключевые слова: совесть, философия образования, духовность, мировоззрение, смысл жизни, любовь, счастье.
Annotation. The article is devoted to determining the influence of the category "conscience" on the process of modern Russian education. This problem is considered in the perspective of the traditional approach to the concept of "education" and key categories of anthropology. The analysis of the category "conscience" in the philosophical and pedagogical aspect as a fundamental category of modern Russian education and the optimal means contributing to the development of the individual from the individual to individuality is carried out.
Keywords: conscience, philosophy of education, spirituality, world view, meaning of life, love, happiness.
Введение. Достижение ощущения каждым гражданином РФ счастья как удовлетворения тем, что есть в процессе творчества, кажется проблематичным без оптимизации современного процесса возрождения традиционного духовно-нравственного воспитания. Эта педагогическая идея делает особенно актуальным необходимость развития лучших национальных традиций всех народов, проживающих на территории РФ. Можно предположить, что оптимальное решение вышеуказанной проблемы возможно только на основе трех важнейших принципов традиционной педагогики: духовности, патриотизма и профессионализма. В свою очередь, оптимизация процесса возрождения и развития традиционной духовности кажется возможной только в процессе всестороннего использования всего того, что связанно с категорией «совесть».
Как показывает анализ последних научных публикаций, определенные аспекты вышеуказанной проблемы в своих работах рассматривали следующие исследователи: Николай Стеллецкий, Тамара Флоренская, Иван Ильин, Дмитрий Брянчанинов, Алексей Осипов, Владислав Бачинин, Виталий Журавский, Михаил Панов и др. Учитывая важность обозначенной проблемы для современного российского общества, можно предположить, что влияние категории «совесть» на современное российское образование подлежит более детальному исследованию.
Формулировка цели статьи. Учитывая определенную маргинальность современного российского общества, анализ влияния категории «совесть» на процесс современного российского образования является важной задачей философии образования. В связи с вышеуказанным в качестве цели данной работы был выбран анализ категории «совесть» в философско-педагогическом аспекте. Вышеуказанная категория определена основополагающей для современного российского образования и как оптимальное средство, способствующее развитию личности от индивидуума к индивидуальности. Достижение данной цели привело, прежде всего, к решению следующих задач: в ракурсе традиционного подхода рассмотреть понятие «образование»; в философско-педагогическом аспекте определить ключевые категории антропологии.
Изложение основного материала статьи. Попытаемся выполнить этимологический разбор слова «совесть».
С точки зрения профессора Императорского Харьковского университета Николая Стеллецкого (1862 - 1919 гг.), слово «совесть» во всех европейских языках, древних и новых, слагается из общей приставки «со», указывающей на совместность действия, и корня от глагола, означающего понятие ведения или знания [1]. Поэтому можно предположить, что слово «совесть» в буквальном переводе, по своей общей и основной психологической форме, означает не что иное, как сознание. Тесная связь совести с явлениями сознания усматривается и в том, что во многих языках (напр. греческом, латинском, французском) употребляется одно и то же слово, как для обозначения сознания, так и для обозначения совести. Но, с другой стороны, существование в некоторых языках (напр., русском и немецком) особого названия для совести, в отличие от сознания вообще, указывает, что эти понятия ни в коем случае не совпадают друг с другом.
Как небезосновательно утверждала академик Тамара Флоренская (1936 - 1999 гг.), совесть является глубоким чувством общности, сопричастности другому (человеку и Богу) - на что указывает приставка «со», а корень «весть» (от «ведать», «знать») указывает на то, что совесть дает нам знать о правильности или неправильности поступка, слова или мысли [2].
С другой стороны, философ Иван Ильин (1883 - 1954 гг.) небезосновательно утверждал, что мы живем на земле в состоянии внутреннего раскола, от которого мы страдаем и который мы не умеем преодолеть[3]. Отметим, что учитывая вышеуказанное, можно допустить, что совесть это расхождение между нашими лично-эгоистическими побуждениями и нашим божественным призванием, которое мы иногда переживаем как внутреннее влечение, как духовную жажду.
Важно вспомнить, что Дмитрий Брянчанинов (1807 - 1867 гг.) утверждал, что совесть - чувство духа человеческого, тонкое, светлое, отличающее добро от зла, естественный закон, она руководствовала человеком до закона письменного [4].
В аспекте нашего исследования важным является и утверждение современного профессора Алексея Осипова: «Чтобы жить по совести необходимо, прежде всего, ознакомиться с традиционными национальными нормами жизни» [5].