Научная статья на тему 'Реализация технологии проблемного обучения в процессе внеурочной познавательной работы в высшей школе (на примере проведения студенческих фестивалей арабской культуры)'

Реализация технологии проблемного обучения в процессе внеурочной познавательной работы в высшей школе (на примере проведения студенческих фестивалей арабской культуры) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АРАБСКИЙ ЯЗЫК / ФЕСТИВАЛИ КУЛЬТУРЫ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PROBLEM-BASED EDUCATION / DEVELOPMENT OF THINKING / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ARABIC LANGUAGE / FESTIVALS OF CULTURE / CREATIVITY / PROCESS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхуллин Тимур Акзамович, Алави Абдулракиб Абдулмажид

В статье выявлены педагогические условия реализации концепции проблемного обучения, направленной на развитие мышления обучаемых. На примере проведения фестивалей арабской культуры в Российском исламском институте доказана эффективность использования технологии проблемного обучения в процессе внеурочной познавательной работы в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of problem-based learning in the process of extracurricular educational work in higher education (on the example of the students '' festivals of Arab culture)

The article presents educational approach of implementing problem-based learning directed to the development of critical thinking among students. At the example of the festivals of the culture of Arabic countries In Russian Islamic Institute the authors prove the effectiveness of the problem-based learning in the process of extra curriculum cognitive activities at the University.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии проблемного обучения в процессе внеурочной познавательной работы в высшей школе (на примере проведения студенческих фестивалей арабской культуры)»

УДК 811.411.21 '243

Т. А. Шайхуллин, А. А. Алави

Реализация технологии проблемного обучения в процессе внеурочной познавательной работы в высшей школе (на примере

проведения студенческих фестивалей арабской культуры)

В статье выявлены педагогические условия реализации концепции проблемного обучения, направленной на развитие мышления обучаемых. На примере проведения фестивалей арабской культуры в Российском исламском институте доказана эффективность использования технологии проблемного обучения в процессе внеурочной познавательной работы в высшей школе.

The article presents educational approach of implementing problem-based learning directed to the development of critical thinking among students. At the example of the festivals of the culture of Arabic countries In Russian Islamic Institute the authors prove the effectiveness of the problem-based learning in the process of extra curriculum cognitive activities at the University.

Ключевые слова: проблемное обучение, развитие мышления, межкультурная коммуникация, арабский язык, фестивали культуры, творческие способности, познавательный процесс.

Key words: problem-based education, development of thinking, intercultural communication, Arabic language, festivals of culture, creativity, process of learning.

Психологами установлено, что простое сообщение знаний, простая передача приемов и способов умственных действий путем показа образца и тренировки не развивает умственные способности и не прививает навыков творческого мышления [2, с. 296]. Никто не отрицает, что основной целью образовательных учреждений должно стать формирование таких свойств личности, как умение решать творческие задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения [4, с. 17]. По этому поводу Г. В. Мухаметзянова говорит: «Современные концепции образования предполагают двухаспектное целеполагание: во-первых, общепрофессиональное развитие специалиста, развитие его общей и профессиональной культуры, формирование профессиональной компетенции; во-вторых, личностное развитие» [5, с. 10]. Формированию личностных качеств должна способствовать активизация учебного процесса. В. В. Давыдов пишет: «Необходимо ак-

© Шайхуллин Т. А., Алави А. А. , 2014

тивно развивать у учащихся основы современного мышления. Иными словами, необходимо организовать такое образование, которое имеет развивающий характер» [1, с. 3].

Опираясь на труды отечественных психологов С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, отечественные ученые И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев и др. в 1960-1970-х гг. разработали концепцию проблемного обучения.

Проблемное обучение - это особый тип развивающего обучения, при котором самостоятельная систематическая поисковая деятельность сочетается с усвоением готовых выводов науки. При этом проблемное обучение резко усиливает побуждающие, развивающие и воспитательные функции учебного процесса, то есть являются ведущим элементом современной системы развивающего обучения. Создатели теории проблемного обучения установили, что функция мышления в обучении заключается не только в открытии новых знаний, но и в усваивании новых способов действий. М. И. Махмутов подчеркивает, что «взаимосвязь знания и действия наиболее полно выражена в проблемной ситуации в факте осознания учеником противоречия, понимания учеником того, что он не знает способа действия для усвоения нового знания» [4, с. 106]. Выход из создавшегося положения возможен через развитие мыслительных способностей только в процессе поиска нового способа действия, т. е. путем решения проблем. Именно проблемное обучение обеспечивает развитие творческого мышления студентов. Создатели теории проблемного обучения считают, что цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения ими понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что обучаемый, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний. Новому применению прежних знаний не могут научить ни книга, ни учитель - это ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приводит к накоплению умений, навыков, изменению качества самой умственной деятельности, к выработке особого типа мышления, который обычно называют научным, критическим, диалектическим.

В основе проблемного обучения лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Проблемное обучение трактуется как оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся по усвоению системы науч-

ных понятий и приемов, способов логического мышления. Психологи установили, что мышление начинается тогда, когда человек сталкивается с проблемой в проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн считает, что проблемная ситуация обязательно должна содержать в себе еще неопределенные элементы, что-то еще нераскрытое [6, с. 14]. Он пишет: «Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» [7, с. 289].

Мышление человека не развивается само по себе, автоматически. А.М. Матюшкин отмечает, что «главное условие развития мышления -постановка в обучении таких заданий, которые вызывают необходимость в новом усваиваемом знании. Развитие обеспечивается строгой последовательностью проблемных ситуаций, определяющей главную тенденцию развития - путь к более высоким обобщениям, к более глубоким усваиваемым закономерностям» [3, с. 83].

В обучении проблемы чаще всего решаются путем развития, т. е. уточнения, исправления, обогащения исходной рабочей гипотезы, высказанной порой в форме обыкновенной догадки. Каждая очередная переформулировка центрального проблемного вопроса позволяет подойти с новой точки зрения к осмыслению содержания проблемного задания, увидеть новые связи и отношения, которые обогащаются и служат источником углубления и уточнения исходной гипотезы. Уточненная гипотеза, в свою очередь, вновь прилагается к преобразованной проблемной ситуации с целью проверки возможности исчерпывающего разрешения последней. Если же гипотеза не позволяет добиться этого, то вновь осуществляется цикл переформулировки основной проблемы, преобразования проблемной ситуации и дальнейшего уточнения гипотезы.

На современном этапе в отечественных вузах, несмотря на старания педагогов, студенты испытывают значительные трудности при овладении межкультурной коммуникацией. Основной коммуникативный партнер для студентов, изучающих иностранный язык, - преподаватель, который чаще всего он не является носителем преподаваемого языка. Тренировочная коммуникация со своими товарищами на иностранном языке также не способствует овладению межкультурной коммуникацией, так как студенты принадлежат к другой культуре, а процесс изучения языка осуществляется вне языковой среды. К сожалению, арабский язык не исключение. В процессе преподавания нам часто приходилось убеждаться, что приобщение студентов к культуре арабского мира ограничивается уроками арабского языка и страноведения. Известно, что арабский язык является неотъемлемой частью арабской культуры. Ливанский педагог Саты Аль-Хусри отмечал, что «культура арабского мира, прежде всего, связана с арабским языком» [8, с. 119]. Тунисский ученый Сайд Алла утверждает, что «все арабы принадлежат к одной нации, имеющей

общую историю, язык, интересы и судьбы» [9, с. 112]. Усваивая язык, человек одновременно проникает в новую национальную культуру, получает духовное богатство, хранимое изучаемым языком. В частности, студенты, осваивая арабский язык, получают реальную возможность приобщиться к арабской культуре и истории, к современной жизни народов арабских стран. Приобщение к культуре арабских народов не только делает изучение арабского языка более привлекательным для студентов, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей другой культуры.

На наш взгляд, выходу из сложившейся ситуации способствует использование технологии проблемного обучения во внеурочной работе, например проведение фестивалей культуры в вузах. Так, в Российском исламском институте (РИИ) Казани ежегодно преподаватели кафедры филологии и страноведения организуют внутривузовский студенческий фестиваль арабской культуры. В этом мероприятии принимает участие большинство студентов Российского исламского института. Участие в фестивале не только вооружает студентов результатами научного познания, но и ведет их по пути процесса получения этих результатов, развивает опыт творческой деятельности, формирует познавательную самостоятельность и познавательную потребность, что в конечном счете приводит к развитию способностей. В рамках фестиваля проводится олимпиада по арабскому языку, в которой участвуют лучшие студенты разных курсов РИИ. Им предлагаются задания на знание грамматики, лексики, фразеологии арабского языка и страноведения арабских стран.

К фестивалю культуры студенты готовятся заранее. Исходя из творческих и индивидуально-личностных способностей, каждый студент принимает участие в мероприятии. Каждая группа представляет одну из арабских стран. Например, в фестивале, проведенном в 2010-2011 учебном году участвуют шесть команд, которые представляют следующие страны: Марокко, Тунис, Египет, Йемен, Иордания. В последующие годы выбираемые страны варьируются.

Все годы каждая команда ознакомила участников и гостей с культурой конкретной арабской страны: демонстрировала стенгазету, флаги, сувениры, национальную одежду, национальные блюда. Между группами были проведены конкурсы: а) на лучшую стенгазету об арабской стране; б) на приготовление арабских национальных блюд; в) на демонстрацию флагов, сувениров, национальной одежды.

Мероприятие завершалось праздничным концертом, на котором студенты каждой группы представили номера художественной самодеятельности на арабском языке: песни, танцы, стихи, сценки. Следует отметить, что в последние годы вместо концерта демонстрируются любительские фильмы, отражающие культурные особенности арабских стран. Примечательно, что студенты под руководством преподавателей сами пишут синопсисы и сценарии, сами режиссируют и играют роли в

фильмах, сами выполняют съёмку фильмов и их монтаж. Так же между группами были проведены конкурсы: 1) на лучшую режиссёрскую работу; 2) на лучший сценарий; 3) на лучшую мужскую и женскую роли; 4) на лучшую операторскую работу; 5) на лучший монтаж.

Работа над организацией фестивалей арабской культуры проводилась в три этапа.

I. Подготовительный - преподаватель знакомит студентов с идеей проведения фестиваля. Происходит обсуждение этой идеи в студенческой группе. Цель этапа: убедить студентов в целесообразности проведения фестиваля, вызвать подлинный интерес у каждого, желание участвовать в мероприятии. Если преподаватель не сможет в должной мере заинтересовать студентов, то возникнет непонимание и равнодушие с их стороны, что заранее предрекает неуспех мероприятия.

II. Основной этап

1. Обсуждение в студенческой группе отдельных конкурсов.

2. Деление студентов на микрогруппы в зависимости от личного желания, возможностей и способностей студента с тем, чтобы каждый студент был вовлечен в работу.

3. Планирование работы в микрогруппах.

4. Практическая деятельность студентов.

5. Консультации и координация работы в микрогруппах преподавателем.

Перед каждой микрогруппой ставится определенная проблема:

- подготовиться к олимпиаде по арабской грамматике, лексике, фразеологии и страноведению арабских стран;

- подготовить стенгазету об арабских странах на арабском языке;

- найти интересные и доступные рецепты блюд мусульманской кухни, опробовать их, приготовить национальные блюда и их умело презентовать;

- найти интересные сувениры из мусульманских стран и представить их зрителям;

- подготовить номера художественной самодеятельности: нашиды, стихи и сценки;

- написать синопсисы и сценарии к фильмам;

- снять фильмы и провести их монтаж.

Чтобы решить проблему, студентам требуется не только знание арабского языка, но владение большим объемом знаний из разных областей. Студенты совместно анализируют варианты решения проблемы и прогнозируют их результаты. В процессе активной мыслительной деятельности, используя языковые средства арабского языка, студенты решают поставленную проблему. Они работают в индивидуальном темпе в рамках обозначенных сроков. Упор делается на самостоятельную деятельность, инициативность, изобретательность студентов. Преподава-

тель же выступает в роли помощника, консультанта, источника дополнительной информации. Он координирует работу отдельных микрогрупп.

Подготовка к фестивалю проводится как во внеурочное время, так и во время занятий. Во внеурочное время студенты самостоятельно собирают сувениры (прагматические материалы) из мусульманских стран и добывают информацию по каждому из них и излагают свои варианты. Далее происходит совместное обсуждение: что символизируют данные предметы, какие стороны жизни они отражают. При необходимости преподаватель дополняет студентов. Затем студенты систематизируют полученную информацию, делают выставки и альбомы. При отборе номеров художественной самодеятельности и в процессе подготовки фильмов мы обращаемся к лучшим и гуманным произведениям исламской культуры. В процессе такой работы формируется личная ответственность каждого участника, совершенствуется иноязычная речевая подготовка, активизируется познавательная деятельность.

III. Заключительный этап

После описанной подготовительной работы было организовано непосредственное проведение фестиваля арабской культуры. Результаты всех конкурсов оценивались компетентным жюри, в состав которого входили носители арабского языка, ведущие преподаватели из различных вузов Казани, а также представители Министерства культуры Республики Татарстан. Победители награждались призами и почётными грамотами. На этом этапе консультационно-координирующая роль преподавателя сменяется на контрольно-оценочную.

В рамках проведения мероприятия такого рода преподаватели могут контролировать уровень сформированности коммуникативных умений студентов и их подготовленность к использованию арабского языка в процессе общения. Цели данного мероприятия: привитие интереса студентов к арабскому языку, ознакомление их с культурой, традициями и обычаями народов арабских стран, выявление и развитие творческих способностей студентов. Реализации данных целей способствовала непринужденная, праздничная атмосфера на протяжении всего фестиваля.

При проведении подобных творческих мероприятий обеспечивается индивидуальный подход и дифференциация обучения с учетом способностей студентов, их уровня подготовки, интересов, т. е. осуществляется личностно ориентированный подход в обучении арабскому языку.

Мы лишний раз убедились, что если все студенты вовлечены в творческий познавательный процесс, то они могут оригинально подойти к решению поставленных перед ними задач. Целесообразность таких мероприятий очевидна: они способствуют повышению мотивации процесса обучения и раскрытию творческого потенциала студентов.

Самым важным моментом в подобной работе мы считаем создание проблемных ситуаций и их разрешение. Последовательность проведения мероприятия сведена в таблице.

Таблица

Последовательность проведения мероприятия (фестиваль арабской культуры)

Этапы Задачи Деятельность Студентов Деятельность преподавателя

I Подготовительный Определение цели, выявление проблем Уточняют информацию, обсуждают, выявляют проблемы Объясняет цели, мотивирует студентов

II Основной Деление на группы, анализ проблем, выдвижение гипотез, обоснование гипотез, поиск необходимой информации, выполнение подготовки к мероприятию Уточняют проблемы, выдвигают гипотезы, формулируют задачи, выбирают оптимальные варианты, работают над подготовкой к мероприятию Помогает, консультирует, по необходимости направляет, наблюдает

III Заключительный Проведение мероприятия, оценка результатов Участвуют, коллективно обсуждают, оценивают результаты Наблюдает, оценивает, участвует в обсуждении и оценке

Таким образом, основным условием успешной организации учебного процесса является целенаправленное и специально организованное развитие познавательной самостоятельности студентов как на аудиторных занятиях, так и во внеучебное время.

При подготовке и проведении фестиваля арабской культуры использованы следующие технологические приёмы организации учебно-познавательного процесса: создать в пространстве деятельности обучаемого значимую для него познавательную проблемную ситуацию; вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания обучаемого как проблему; сформулировать задачу творческого типа, следующую из этой проблемы. Таким образом, результативность применения технологии проблемного обучения в учебно-познавательном процессе характеризуется наличием положительного мотива к деятельности; положительных изменений в эмоционально-волевой сфере; осоз-

нанием обучаемым субъективного открытия; отношением к новому знанию как к личностной ценности; овладением обобщённым способом решения проблемных ситуаций (анализом фактов, выдвижением гипотез, проверкой их правильности, получением результатов деятельности). При этом учтены следующие признаки технологичности: воспроизводимость (возможность повторения способов и приёмов другими педагогами в других учебных заведениях и при преподавании других иностранных языков); эффективность (возможность достигать результат оптимальным по затратам путём, гарантированным по изменениям в состоянии обучаемого); управляемость (возможность проектировать учебный процесс, поэтапно отслеживать результат и при необходимости вносить коррекции); системность (целостность и логичность процесса, взаимосвязанность его частей); концептуальность (опора на научные психологические и педагогические теории).

В современных условиях становления новых подходов к образованию становится всё более очевидной необходимость поиска и реализации новых путей при обучении иностранным языкам. Назрела объективная потребность перехода от ориентировки на развитие памяти к развитию мышления. Один из основных разработчиков проблемного обучения академик М. И. Махмутов констатирует: «Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного, нацеленного на развитие памяти и накопления знаний» [4, с. 36].

Список литературы

1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544с.

2. Леонтьев,А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Мысль, 1965.

3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

4. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

5. Мухаметзянова, Г. В. Воспитание личности в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования // Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Т 1. - Казань, 2005. - С. 9 - 11.

6. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 147 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.

8. ЭаИ а!-ИиБгТ. Агаи wa аИаСТШ П" а!-!идИа wa а!-аСаЬ. Ваугй 1958 т. - 231 б.

9. Эа'СаНа. МитаЬ1ка1 Лкпууа. ТйглБ 1976 т. - 266 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.