Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 172-175
УДК 37.012
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
© 2014 г. Н.В. Пыхина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского natali. pykhina@yandex. т
Поступила в редакцию 17.11.2014
Рассматривается реализация технологии проблемного обучения в вузе. Раскрывается сущность проблемной ситуации. Излагаются функции и признаки проблемного обучения, отражающие специфику иноязычного образования. Приводятся примеры способов создания проблемных ситуаций и условия реализации технологии проблемного обучения. Представлен проблемный модуль программы обучения английскому языку студентов университета.
Ключевые слова: проблемное обучение, технология, проблемная ситуация, модуль, иноязычное образование.
Формирование совокупности универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных) становится возможным благодаря гибкому применению технологии проблемного обучения в процессе иноязычного образования в высшей школе. Самоорганизация в постановке цели, формулировании вопросов и гипотез направлена на эффективное управление студентами собственной интеллектуальной деятельностью на иностранном языке. Благодаря личной заинтересованности студентов в окончательном результате создаются условия для коммуникативного взаимодействия в группе при совместном решении актуальных задач профессионально-личностного характера. Таким образом, применение технологии проблемного обучения обеспечивает активное, творческое овладение знаниями при самостоятельном поиске решений, тем самым развивая интеллект и творческие способности студентов.
Проблемное обучение предполагает наличие особого противоречия в содержании, раскрываемого через проблемную ситуацию. Сущность проблемной ситуации заключается в наличии у обучающихся состояния умственного затруднения, вызванного недостаточностью ранее усвоенных знаний или способов деятельности для решения проблем. Ключевой характеристикой проблемной ситуации является существование и выявление противоречия, которое обязательно должно быть осознано и принято обучающимися, благодаря чему происходит активизация познавательной деятельности студентов.
Для возникновения проблемной ситуации необходимо выполнение ряда условий:
- ориентация на познавательные возможности студентов;
(В контексте лингвистического образования особенно важен также и уровень языковой подготовки, а не только посильность решения проблемной задачи в предметно-содержательном отношении.)
- показ педагогом значимости решения проблемы для обучаемого, что способствует созданию потребности в снятии противоречия;
(Преподаватель должен сам хорошо владеть путями преодоления выявленного противоречия.)
- раскрытие такого способа решения проблемы, который приводит к проблемному знанию.
(Студентам следует осознавать, что взамен снятого противоречия всегда появляются новые, что свидетельствует о возможности дальнейшего развития.)
Существует ряд правил активизации процесса обучения, отражающих принципы организации проблемного обучения:
- формировать у обучаемых способность к обобщению взамен предоставления готовых определений и понятий;
- активно использовать в процессе преподавания методы науки;
- развивать самостоятельность мышления студентов на основе использования творческих заданий.
М.И. Махмутовым [1] были сформулированы основные функции и отличительные признаки проблемного обучения.
К общим функциям проблемного обучения, по мнению исследователя, относятся:
- усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучаемых;
- формирование гармонично развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения, в трактовке М.И. Махмутова [1], включают в себя:
- творческое усвоение знаний через применение системы логических приемов или способов творческой деятельности;
- применение усвоенных знаний в новой ситуации;
- накопление опыта творческой деятельности в процессе овладения методами научного исследования, решения задач практического характера и художественного отображения действительности.
Перечислим ряд отличительных признаков проблемного обучения, отражающих специфику иноязычного образования в условиях высшей школы:
- связь с практикой и использование жизненного опыта студентов, что является источником новых знаний и способов решения проблем;
- применение разнообразных видов самостоятельных работ, требующих актуализации знаний и способов деятельности;
- индивидуализация, обусловленная наличием проблем различной сложности;
- высокая эмоциональная активность студентов, обусловленная связью продуктивной мыслительной деятельности с чувственно-эмоциональной сферой.
Являясь основным элементом проблемного обучения, проблемная ситуация прежде всего направлена на активизацию познавательной потребности обучающихся. Приведем примеры способов создания проблемных ситуаций, в наибольшей степени соответствующих специфике иноязычного образования студентов:
- побуждение к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
- рассмотрение ситуации с различных ролевых позиций, например критика, новатора, консерватора;
- постановка конкретных вопросов, способствующих логике рассуждений, обоснованию, конкретизации;
- выявление различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- предварительное обсуждение новых фактов.
Для реализации технологии проблемного обучения в условиях вуза необходимо наличие следующих организационно-педагогических условий:
- отбор задач, актуальных для студентов;
- соответствие отобранных задач реализуемой образовательной программе;
- личностный подход, предполагающий высокий уровень профессиональной компетентности преподавателя.
Таким образом, технология проблемного обучения направлена на развитие умственных способностей студентов, а также на самостоятельность познания. В процессе самостоятельного решения исследовательских и учебных задач средствами иностранного языка происходит освоение новых знаний и овладение способами продуктивного обучения.
Приведем описание проблемного модуля, выступающего в качестве содержательной основы реализации технологии проблемного обучения. Специфика проблемно-модульного обучения заключается в интеграции содержания предмета в модульной программе с принципами проблемного изучения материала [1, 2]. Проблемный модуль представлен логически завершенной единицей учебного материала и предполагает наличие инвариантной и вариативной частей, состоящих из нескольких блоков учебных элементов. В качестве примера проблемного модуля рассматривается тема «Самообучение», изучаемая в рамках модульной программы обучения студентов университета английскому языку. В процессе подготовки студентов нелингвистических специальностей по иностранному (английскому) языку в национальном исследовательском университете значительное внимание уделяется темам, затрагивающим вопросы образования и обучения. Однако практически неизученным остается существенный аспект проблемы, связанный с организацией самостоятельной работы студентов, представляющий наибольший интерес для их дальнейшего профессионального становления. В этой связи рассмотрение проблемного модуля «Самообучение» представляется актуальным в контексте реализации технологии проблемного обучения в высшей школе.
В блоке «Вход» осуществляется «стартовый» контроль. Основное дидактическое назначение данного блока - определение имеющегося у студентов уровня знаний, умений и навыков. Содержательная специфика блока «Вход» в
174
Н.В. Пыхина
аспекте рассматриваемого проблемного модуля - определение уровня владения лексикой по теме «Стили обучения», а также проверка знания особенностей употребления модальных глаголов.
В блоке актуализации предусматривается наличие опорных понятий и способов действия для последующего эффективного усвоения нового материала. Применительно к данному проблемному модулю актуализация знаний осуществляется по темам: «Университет», «Обучение», «Экзамены».
Проблемный блок дает представление об изучаемой проблеме профессионально-ориентированного характера, находящейся в центре модуля. В данном случае это проблема, связанная с организацией самостоятельной работы студентов университета.
Функция блока обобщения - системное представление структуры проблемного модуля. Структурное содержание блока обобщения предусматривает наличие вопросов для обсуждения, а также необходимого лексико-грамматического материала по теме.
Теоретический блок является центральным, так как в нем в концентрированном виде представлены основные информационные учебные элементы. Цель данного блока - организация восприятия и активной переработки учебных элементов студентами в соответствии с достигнутым уровнем обученности. Теоретический блок включает следующие темы, отражающие специфику проблемного модуля: организация учебного времени, особенности продуктивного запоминания, подготовка к экзаменам, информационно-коммуникационные технологии в образовании, использование библиотечных ресурсов, подготовка курсовой работы, специфика студенческой жизни.
Главная функция блока генерализации -итоговое обобщение содержания проблемного модуля. Генерализация знаний представлена в форме дискуссии, предполагающей обсуждение студентами особенностей подготовки к экзаменам.
В проблемном модуле «Самообучение» блок применения раскрывается через систему лекси-ко-грамматических упражнений на дифференциацию лексических единиц, а также на употребление артиклей и предлогов.
Блок стыковки представляет точки пересечения изучаемого материала со смежными дисциплинами, в частности с педагогикой, психологией, социологией. Применительно к данному проблемному модулю - это рассмотрение таких тем, как виды обучения, особенности высшего образования, социокультурная миссия университетов.
Блок ошибок содержит перечень типичных ошибок студентов с указанием возможных причин и способов их преодоления. Преимущественно данные ошибки связаны с нарушением порядка слов в предложении, а также с некорректным употреблением предлогов и артиклей.
Блок углубления включает учебный материал повышенной сложности и предназначен для студентов, проявляющих особый интерес к предмету. Данный блок представлен в рассматриваемом проблемном модуле такими темами лингвострановедческой направленности, как «Университеты Великобритании: история и современность», «Система образования в США».
Блок «Выход» выполняет функцию итогового контроля. Студенты, не выполнившие того или иного требования блока «Выход», возвращаются к тому элементу модуля, в котором были допущены ошибки.
Технология проблемного обучения поддерживает мировой стандарт в содержании высшего профессионального образования за счет введения материала, способствующего развитию творческого мышления студентов, а также учета их индивидуальных особенностей.
Список литературы
1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 1997. 240 а
2. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 ^
STRUCTURE AND CONTENT OF THE FOREIGN LANGUAGE PROBLEM TEACING TECHNOLOGY IN HIGHER SCHOOL
N.V. Pykhina
The article is devoted to the problem teaching technology realization in the higher educational institution. The essence of the problem situation is revealed. The functions and key features of the problem teaching reflecting the peculiarities of the foreign language education are considered. The examples of the problem situations creation ways and the conditions of the problem teaching realization are represented.
Keywords: problem teaching, technology, problem situation, module, foreign language teaching.
References
2. Choshanov M.A. Gibkaia tekhnologiia problemno-1. Makhmutov M.I. Organizatsiia problemnogo modul'nogo obucheniia: Metod. posobie. M.: Narodnoe obucheniia. M.: Pedagogika, 1997. 240 c. obrazovanie, 1996. 160 c.