темы, которые по причине нехватки времени не изучаются на занятиях. Студенты готовят сообщения по этим темам, а затем выступают перед аудиторией, демонстрируя свои риторические навыки. Примерные темы сообщений: «Типы ораторов», «Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления», «Тренировка памяти», «Язык жестов оратора», «Конфликт в деловом общении», «Речевой этикет делового человека» и т.п. Жюри оценивает выступления студентов по следующим критериям: манера держаться, контакт с аудиторией, эмоциональность, качество информации, культура речи, логика, качество презентации, «изюминка» выступления, умение отвечать на вопросы, соблюдение регламента.
Традиционные мероприятия для российских и иностранных студентов:
1. Конференция «Такой разный мир». Ее цель - познакомить студентов с разными культурами, объединить российских и иностранных студентов. На этой конференции студенты должны выступить с рассказом (презентацией) о своем городе / своей стране. Иностранные студенты выступают на русском языке, российские студенты - на русском или на английском языке (по желанию). Обязательным условием является умение отвечать на вопросы.
2. Конкурс чтецов «Поэтическая мозаика». Студенты читают любимые стихи (любых авторов, любой тематики). Цель конкурса - повысить интерес к поэзии, русскому языку. Обязательными условиями являются объяснение выбора стихотворения / поэта и чтение наизусть. Критерии оценивания: манера держаться, умение общаться с аудиторией, техника речи (выразительность чтения, соблюдение правил чтения, звучание голоса), артистизм, знание текста, произношение (для иностранных участников).
Традиционные мероприятия для иностранных студентов:
Конкурс презентаций на темы: «Мой институт», «Моя кафедра», «Россия в именах и датах» и т.п. Этот конкурс также развивает познавательную активность студентов и воспитывает позитивнеое отношение к России и ее культуре.
Кроме собственных мероприятий, кафедра русского языка НИТУ «МИСиС» принимает активное участие в мероприятиях, организуемых другими вузами. Например, наши студенты участвуют в ежегодной Межвузовской олимпиаде по русскому языку для иностранцев, проводящейся в МЭИ (Московском энергетическом институте) и межвузовском фестивале «Мелодии родного языка» в МГИУ (Московском государственном индустриальном университете).
В заключение хочется отметить, что все мероприятия повышают интерес к русскому языку /литературе, способствуют диалогу культур и тем самым воспитывают студентов.
© Т.Е. Тимошенко, 2015
УДК 378
Т.С. Томина
к.п.н., доцент кафедры индустрии моды и красоты Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
РОЛЬ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В условиях современного профессионального обучения в вузе проблемное обучение является одним из самых важных типов обучения, в основе которого находится самостоятельный поиск новых знаний для решения учебных проблемных ситуаций.
Ключевые слова
Проблемное обучение, исследовательское мышление, проблемно-поисковые методы, проблемные
ситуации.
В современных условиях развития общества актуальной является проблема использования различных типов обучения в профессиональном образовании. Проблемы в сфере профессионального образования, возникшие в конце 20 века практически во всех развитых странах мира, позволяют говорить о кризисе в данной сфере. Можно предположить, что его причина связана с противоречиями между качественными изменениями в обществе развитием отечественного профессионального образования. Кризис профессионального образования позволил начать обновление и перестройку системы образования. Составной частью профессионального образования является исследовательское мышление, поскольку именно оно позволяет постоянно повышать уровень профессиональной компетенции специалиста, искать новое, анализировать, создавать собственные творческие продукты деятельности.
В отечественной науке наиболее известны теории развития мышления, разработанные Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым и П.Я. Гальпериным и др. Л.С. Выготский выдвинул идею взаимосвязи мышления и знаний, которая стала основной в теории деятельностного подхода к обучению. В основе этой идеи лежит принцип системности, когда все элементы знания имеют смысл и функциональное значение в системе, во взаимосвязи с другими компонентами системы. Организация учебно-познавательной деятельности позволяет определять содержание знаний и становится, в свою очередь, способом мышления. Повысить результативность развития профессионального мышления студентов вуза можно, используя в учебном процессе проблемное обучение. Проблемное обучение дополняет традиционное обучение, за десятки лет оно доказало свою эффективность.
Первое упоминание о проблемном обучении появилось в начале XX века в американской педагогике. Дж.Дьюи, педагог и психолог выдвинул свою концепцию самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся по решению учебных проблем. В своей известной книге «Как мы мыслим», автор изложил психологические механизмы решения проблемы посредством активного использования мышления. Он выделил 5 этапов процесса решения проблемы [2]:
1. Исследовательское мышление возникает не само по себе, а при возникновении «напряженной, неудовлетворительной ситуации».
2. Необходимо проанализировать ситуацию и выделить конкретную проблему, требующую решения.
3. Важен анализ предположений по решению проблемы, т.е. выдвижение гипотезы.
4. Этап обоснования выбора решения и операций (экспериментов), необходимых для проверки правильности выбранного решения.
5. Этап проверки выдвинутой гипотезы (или гипотез), подтверждение получения предполагаемого результата.
Еще один американский педагог, В. Бернер, выдвинул идею, что в процессе обучения приобретаются новые реакции и изменяются прежние. При этом они могут быть простыми и сложными, и именно они составляют суть процесса обучения. Однако автор исключал воздействие на мышление обучаемых образовательной среды и условий воспитания. Дж.Бруннер выдвинул свою концепцию развития проблемного обучения. Ее суть заключается в активности интуитивного мышления обучающегося, его развитии в процессе структурирования учебных знаний. Исследователь обращает особое внимание на структуру знаний и мотивацию учения [1]. Основной целью обучения Дж.Бруннер считал развитие логического мышления и интеллекта, поскольку такое обучение основано не только на получении готовых знаний, но и предполагает самостоятельный поиск решений, освоение способов творческой деятельности.
В отечественной истории образования проблемное обучение привлекло внимание исследователей во второй половине 50-х годов 20 века. Исследования изначально были посвящены опытам применения проблемного обучения в общеобразовательной школе. Педагоги-ученые А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.А. Данилов, В.П. Есипов, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др., не только глубоко исследовали и подробно описали опыт использования способов организации проблемного обучения в школе, но и разработали способы создания проблемных ситуаций в
содержании различных учебных дисциплин, определили критерии оценки решений проблемных задач. Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.А. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева) значительно расширили теорию проблемного обучения. Положение о том, что начальным этапом в исследовании является самостоятельный поиск, а он, в свою очередь, является залогом формирования поискового стиля мышления, стало исходным в разработке теории умственной деятельности обучающихся.
В условиях современного обучения в вузе проблема поиска информации является и простой и сложной проблемой для студентов. Даже сформулировав цель поиска, студенты, используя интернет-ресурсы, имеющие огромную базу данных, испытывают сложности в выделении конкретной информации, необходимой для исследования. Таким образом, возникает проблема обучения студентов способам поиска информации. Формирование исследовательского мышления, проблемного мышления, накопление опыта поисковой деятельности обусловлены целью обучения, задачами развития познавательной активности, самостоятельности, творческого потенциала обучающихся.
Обычно проблемная ситуация заключается в формулировании проблемы в общем виде, а затем ставятся проблемные вопросы. Поэтому важно, чтобы проблемные вопросы были точно и правильно сформулированы, не должны быть легкими и слишком простыми для поиска. Правильно сформулированные вопросы конкретизируют область неизвестного исследуемого, определяют теоретическую и практическую значимость проблемы, а также вызывают интерес студента к поиску. Обычно студенты используют полнотекстовый поиск, т.е. поиск по всему содержимому документа на интернет-ресурсе, а также поиск по метаданным, т.е. по названию, автору, дате создания. Кроме этого, используется поиск по изображению.
Известно, что процесс решения проблемы зависит от ее содержания и сложности путей ее решения, соотношения неизвестного и известного в проблеме. С помощью педагогических средств можно научить студентов использовать проблемно-поисковые методы решения проблемных ситуаций. К таким можно отнести:
- анализ прежнего опыта, имеющихся знаний по данной проблематике;
- выявление несоответствия проблемы и имеющихся знаний;
- анализ различных (часто противоположных) мнений и способов решения проблемы;
- расчленение общей проблемы на частные проблемы и поиск их решения;
- анализ нестандартных ситуаций, в которых нет возможности использовать имеющиеся теоретические или практические знания;
- прогнозирование развития ситуации при использовании разных подходов к ее решению;
- выдвижение гипотез, их опытная проверка, формулирование выводов.
Проблемная ситуация всегда внутри имеет противоречие, присущее фактам и явлениям, поэтому она должна вызывать у студента потребность найти ее решение, а значит, самостоятельно осуществить поиск новых знаний, новых способов деятельности. Это связано с особенностью проблемного обучения -самостоятельной интеллектуальной деятельностью по усвоению новых знаний, что обеспечивает их сознательность, прочность и глубину, способствует формированию исследовательского, абстрактного и логического мышления, творческому поиску и формированию мировоззрения. Проблемное обучение динамично, поскольку все явления взаимосвязаны и взамообусловлены, как и проблемные ситуации. Нам представляется важным при организации проблемного обучения его связь с мотивационной сферой деятельности студента, что несомненно, будет способствовать повышению интереса к самостоятельной исследовательской деятельности.
Список использованных источников:
1. Матюшин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Изд-во «Директмедиа Паблишинг, 2008. 392 с.
2. Хилл Т. Процедура решения проблем по Джону Дьюи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vikent.ru/enc/2073/. Дата обращения: 8.05.2015
©Т.С.Томина, 2015
УДК 001
Н.Ф.Турсынбай
Магистр, старший преподаватель Факультет Компьютерных систем и профессионального образования Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина
г.Астана, Казахстан
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ
ГЕРМАНИИ
Аннотация
В статье рассматриваются инновационные образовательные программы, которые являются необходимым условием эффективной деятельности как отдельного преподавателя, так и учебного
заведения в целом.
Ключевые слова
Инновационный метод, инновационная технология, профессиональная квалификация, информационно-коммуникационные технологии
Система повышения квалификации педагогических кадров в современных условиях помогает педагогам идти в ногу со временем. Современный педагог должен быть универсалом, свободно ориентирующийся в предметной области и в образовательном пространстве .
Во всех развитых странах идет процесс модернизации системы повышения квалификации, поскольку именно это звено образовательной системы является одним из важнейших механизмов развития любого общества [1,119].
Модернизация образования - это повышения профессионального уровня педагога. Проходя курсы повышения квалификации, педагог в своей работе применяет информационно - коммуникативные технологии, инновационные методы обучения. Перед ним стоит задача учить молодое поколение формированию их как независимых само мотивированных, увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением [2,232] .
На мой взгляд, курсы повышения квалификации, организованная Республиканским институтом повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК, дают педагогам возможность профессионального общения и обмена опытом, развития творческих идей, внедрения инновационных технологии в учебно - воспитательный процесс [3,8]. В этом мы прекрасно убедились в период прохождения стажировки в различных университетах Германии, где для нас важно было не просто насыщение неким количеством информации, а развитие таких навыков как умение оперировать предметным содержанием знаний и моделировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. Целью стажировки проходившая городе Дюссельдорфе по теме «Инновационные методы и технологии обучения в университетах Германии» заключалась в обновлении теоретических знаний специалистов в связи с необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Образование в Германии имеет решающее значение в становлении успешной карьеры любого гражданина страны, потому к поступлению в престижное учебное заведение придается наибольший приоритет, а сам процесс сдачи вступительных экзаменов имеет напряженный характер. В этом мы прекрасно убедились, посещая эти курсы. Основное занятие проходило в Международной академии управления и технологии INTAMT. В период прохождения стажировки нами были прослушаны интереснейшие лекции, семинары ведущих ученых, практиков Германии по следующим темам: «Образование - фундамент инновационной экономики Германии. Современные подходы в системе непрерывного образования практико-ориентированного образования» (Патрик Эдуард Исаакович -председатель правления INТAMT, профессор, доктор технических наук, Лауреат Государственной премии СССР), «Опыт создания страпов в области высоких технологий: разработка концепции, поиск источников