Научная статья на тему 'О проблемно-ориентированном обучении на кафедре терапевтической стоматологии'

О проблемно-ориентированном обучении на кафедре терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ / CONSERVATIVE DENTISTRY / ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM-BASED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Е.В., Тургенева Л.Б., Галанова Т.А.

Обсуждаются практические вопросы и перспективы проблемно-ориентированного обучения студентов 3-5 курсов по специальности «Стоматология терапевтическая».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Е.В., Тургенева Л.Б., Галанова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical issues and perspectives of problem-based training of 3-5-year students in conservative dentistry are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «О проблемно-ориентированном обучении на кафедре терапевтической стоматологии»

УДК 616.31:378.147

О ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Петрова Е.В., Тургенева Л.Б., Галанова Т.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28

Резюме. Обсуждаются практические вопросы и перспективы проблемно-ориентированного обучения студентов 3-5 курсов по специальности «Стоматология терапевтическая». Ключевые слова: терапевтическая стоматология, проблемно-ориентированное обучение.

PROBLEM-ORIENTED TRAINING AT THE DENTISTRY DEPARTMENT

PetrovaE. V., TurgenevaL.B., Galanova T.A.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. Practical issues and perspectives ofproblem-based training of 3-5-year students in conservative dentistry are discussed in the article.

Key words: conservative dentistry, problem-based training.

В настоящее время в современной высшей школе большое внимание уделяется инновационным методам обучения и их внедрению в учебный процесс. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения помогает развитию познавательных интересов и творческих способностей студентов, их подготовке к практической работе. Все большую популярность приобретают современные методики обучения, направленные на выработку у студентов определенных практических навыков [2].

Проблемное обучение как одна из педагогических технологий начала активно внедряться в образование с шестидесятых годов двадцатого века. Основной её задачей считалась активизация во время занятий интеллектуального потенциала учащихся, их мыслительной деятельности.

Развитие высшего образования, осуществляемого в контексте международных тенденций, невозможно без изменения характера преподавания и возрастания акцента на конечные результаты и достижение обучающимися требуемых компетент-ностей. Устойчивость и жизнеспособность профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональное развитие зависят от способности обучаться. Эту способность необходимо всецело развивать и поддержи-

вать на постоянно высоком уровне с помощью инновационных образовательных технологий, новых подходов к обучению и преподаванию, одним из которых является проблемно-ориентированное обучение [4].

Проблемное обучение представляет собой систему приемов, обеспечивающих целенаправленные действия педагога по организации включения механизмов мышления и поведения студентов путем создания проблемных ситуаций. В процессе проблемного обучения преподаватель не сообщает готовые знания (информацию), а ставит перед студентами проблему и путем пробуждения интереса к ней вызывает у них желание найти средство для ее разрешения. Ранее в высшей школе проблемное обучение заключалось в «чтении проблемных лекций», что подразумевало под собой необходимость ставить проблемы, а на практике реализовывалось в постановке вопросов и решении задач.

Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: а) проблемного изложения материала преподавателем в лекциях (так называемые проблемные лекции); б) частично-поисковой деятельности студентов при участии преподавателя во время проведения практических, семинарских и лабораторных занятий; в) самостоятельного исследования и решения проблемной

ситуации, осуществляемого студентами под руководством преподавателя при написании рефератов, курсовых работ, дипломных проектов, а также при выполнении студентами исследовательской работы в научных кружках, в отраслевых лабораториях. Уровни проблемного обучения зависят от содержания учебного материала (наличие возможности создать проблемные ситуации различной степени трудности) и типа самостоятельных действий студента. Без проблемной ситуации и решения проблем не формируются приемы и способы самостоятельной поисковой деятельности учащихся, их устойчивой познавательной потребности, не обеспечивается достаточное развитие творческих способностей учащихся. Только совокупность всех способов активизации учения студентов, объединенных в систему на основе принципа про-блемности, может обусловить решение задачи всестороннего и гармоничного развития человека. Проблемно-ориентированный подход к обучению позволяет сфокусировать внимание учащихся на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. При этом иногда важно не столько решить проблему, сколько грамотно ее поставить и сформулировать. Проблемная ситуация побуждает учащихся осознанно добывать знания, необходимые для разрешения проблемы.

В реальной практике приходится решать проблемы, которые редко бывают стандартными; поэтому способность находить единственный правильный ответ в решении традиционных учебных задач мало содействует становлению студента и специалиста. Ведь используя в учебном процессе стандартные проблемы в сочетании со «стерильными» условиями, где существует лишь один правильный ответ, можно просто рассказать студентам о решении задачи, но не научить способам её решения. В нашей жизни мы редко следуем стандартному алгоритму, более того, в реальной жизни и проблемы представляют собой практически постоянно меняющееся разнообразие условий, целей, контекстов, препятствий и неизвестных величин, влияющих на подход к их решению.

Цель данной работы - определение принципов и подведение предварительных итогов внедрения проблемно ориентированного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии.

Результаты

На кафедре имеется двухлетний опыт применения элементов проблемноориенти-рованного обучения при изучении студентами модулей «Медицинская реабилитация», «Кариесология», «Эндодонтия» и «Пародонтология». На занятиях студентам третьего курса предлагаются ситуационные задачи, на 4-5 курсах - проблемные ситуационные задачи. Подготовлены презентации, в которых студенты видят «виртуального» пациента, и они должны «принимать» решения по диагностике заболеваний и выбору методов лечения, аргументируя свою точку зрения. Очень часто при этом возникают дискуссии по поиску наиболее правильного, оптимального способа лечения и тактики врача.

Хорошо себя зарекомендовали «ролевые» и «деловые» игры на старших курсах. Их удобно проводить в клинических группах (5-7 человек). Студенты могут «попробовать» себя и в роли пациента, и в роли врача-стоматолога, и в роли врачей - рентгенолога, физиотерапевта, терапевта, хирурга и др., в зависимости от условий игры. Это требует более активной и вдумчивой подготовки, позволяет наряду с освоением теоретического материала осваивать навыки клинического мышления с самого начала обучения в медицинском вузе, а также прививает обучающимся ответственность за принятие решений и осознание необходимости тщательно взвешивать все преимущества и недостатки конкретного решения. Важно и то, что при этом происходит активное сотрудничество обучающихся с целью более разностороннего изучения проблемы и принятия правильных решений. Междисциплинарный подход к обучению стимулирует учащихся самостоятельно вести поиск информации из разных областей, анализировать ее, группировать и применять в контексте конкретной решаемой задачи. Акцент обучения смещается с преподавателя на студента, так как он занимает более активную роль, пытаясь решить

поставленную практическую задачу. Упор делается не на заучивание, а на процесс усвоения материала через исследование и разрешение определенной ситуации, которая могла бы возникнуть в реальной жизни. Данная методика, как показывает наш опыт, учит студента шире и глубже осмысливать все сказанное преподавателем во время лекций и написанное в учебниках.

В рамках проблемно-ориентированного обучения находят свое место проблемные лекции, семинары, дискуссии, симуляцион-ные работы. Применение проблемно-ориентированного обучения мотивирует студентов самостоятельно получать нужные знания, группировать и концентрировать их в контексте конкретной решаемой проблемы [1]; помогает студентам стать более самостоятельными, улучшить коммуникативные умения, навыки работы в команде [5]; формирует опыт самостоятельного решения проблем, составляющих основу содержания образования [3].

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что метод проблемно-ориентированного обучения студентов-стоматологов имеет следующие преимущества:

- учит мыслить самостоятельно и вырабатывать коллегиальное решение;

- учит ставить цели, определять глубину

изучения нового материала и самостоятельно подбирать соответствующую литературу;

- стимулирует использование дополнительных (не только литературных) источников;

- дает навыки организаторской работы и ведения дискуссии;

- позволяет использовать уже имеющиеся знания и приобретать новые в контексте конкретной проблемы;

- создает имитацию работы в реальных условиях принятия решений;

- преподаватель имеет возможность при необходимости вмешаться именно в тот момент, когда его помощь необходима. Таким образом, проблемно-ориентированное обучение позволяет формировать у студентов умение находить нестандартные подходы при выявлении проблемных ситуаций, решать задачи в условиях самостоятельной учебно-исследовательской деятельности. Внедрение метода проблемно-ориентированного обучения может значительно улучшить качество знаний и компетенций студентов, но в то же время оно достаточно сложно, требует высокого профессионализма, дополнительных усилий со стороны преподавателя и наличия компьютерных программ с многовариантными ситуационными задачами.

Литература

1. Внедрение проблемно-ориентированных технологий в практику обучения студентов технических вузов [Текст] / О.М. Степанова [и др.] // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - Т. 309. - С. 242-246.

2. Инновационный метод «проблемно-ориентированного обучения» (problem-based learning -pbl) [Текст] / С.Т. Нуртазин [и др.] // Успехи современного естествознания. -2013. - № 5 . - С. 112-114.

3. Лебедев, О.Е. Компетентностый подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

4. Проблемно-ориентированное обучение: опыт внедрения в медицинском образовании Казахстана [Текст] / Р.С. Досмагамбетова, Ш.С. Калиева, В.П. Риклефс [и др.] // Кто есть кто в медицине. - 2014. - № 7 (71) - С. 76-77.

5. Фалалеева, М.В. Методы проблемно-ориентированного обучения: как повысить мотивацию студентов к изучению английского языка [Текст] / М.В. Фалалеева, Е.Ю. Кошелева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 2. - С. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.