УДК 616.31:378.147+614.252:374.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ СГМУ
ЛевченковаН.С., Николаев А.И., НестероваМ.М., Орехова Н.С., Наконечный Д.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. Представлены виды и преимущества интерактивных методов как одной из форм инновационного обучения на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ.
Ключевые слова: высшее медицинское профессиональное образование, инновационное образование, интерактивные методы обучения.
IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TEACHING METHODS TO THE EDUCATION PROCESS AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC DENTISTRY OF SSMU
Levchenkova N.S., Nikolaev A.I., Nesterova M.M., Orehova N.S., Nakonechnyiy D.A.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. Paper presents types and benefits of interactive methods as a form of innovative training at the Department of Therapeutic Dentistry of SSMU.
Key words: higher medical education, innovative education, interactive teaching methods.
Введение
Основой современного образования должны быть не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности обучающихся. Задачей высшего учебного заведения является не только выпуск специалистов, получающих подготовку высокого уровня, но и включение студентов, интернов и ординаторов уже в процессе обучения в разработку принципиально новых технологий [1]. При этом, в процессе обучения важно развивать такие способности, как: творческая активность, креативное мышление, умение оценивать, рационализировать, быстро адаптироваться к изменчивым потребностям рынка. Приобретение таких навыков во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов. Наиболее удачными методами в усвоении студентами знаний являются активные методы обучения. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами, интернами
и ординаторами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.
Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения знаний и формирования профессиональных умений и навыков, но и развития творческих и коммуникативных способностей личности, формирования личностного подхода к возникающей проблеме [4, 6]. Так, непосредственное вовлечение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».
Целью настоящей работы явилось исследование уровня удовлетворённости интернов и ординаторов учебным процессом и принципов эффективного ведения занятий, а также уровня владения преподавателями инновационными методами.
Методика
В настоящее время ведется интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов, интернов и ординаторов. В связи с этим, одними из основных задач, которые должен ставить перед собой современный преподаватель, являются следующие: проведение обучения в интерактивном режиме; повышение интереса к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни, а именно: формирование навыков коммуникации, адаптация к быстроменяющимся условиям жизни, социализация, повышение психологической 98шверсоустойчивости, обучение навыкам урегулирования конфликтов и т.д. Таким образом, основная задача качественно новой образовательной системы сводится к обеспечению устойчивого интереса к изучаемому предмету, к самообразованию ещё с первых курсов обучения, а также привлечению к научным поискам. Для этого необходимо изначально настраивать систему психологического мышления студентов, интернов и ординаторов уметь получать знания и осваивать будущую профессию. Выпускник, как будущий специалист, должен понимать, каким образом, получив социальные и профессиональные навыки, он сможет применить их в практической деятельности. Именно инновационные методы и технологии в преподавании смогут помочь преподавателю в решении поставленных задач [3, 7].
Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. К неимитационным методам относятся: лекции, семинары, дискуссии, коллективная мыслительная деятельность. На кафедре терапевтической стоматологии были внедрены в образовательный процесс интернов и ординаторов лекции-дискуссии. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и обучающихся, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. В лекции-дискуссии преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы на свои вопросы, но и организует свобод-
ный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами [8].
Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучающихся. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Результаты исследования
Для устранения малоэффективных методов обучения: на кафедре терапевтической стоматологии в 2014-2015 гг. было внедрено инновационное обучение в виде лекций-дискуссий. Лекции-дискуссии проводили для интернов и ординаторов: доц. Николаев А.И. (темы - «Виниры или коронка», «Критерии выбора адгезивных систем»), асс. Нестерова М.М. (тема -«Нанотехнологии в стоматологии»), доц. Левченкова Н.С. (темы - «Отбеливание зубов. За и против», «Отбеливание зубов»).
Для исследования уровня владения преподавателями инновационными методами на кафедре терапевтической стоматологии была разработана анкета, которая содержала следующие вопросы:
1. Лекция - дискуссия как средство развития познавательной активности.
2. Постановка проблемных вопросов преподавателем, требующих продуктивного мышления.
3. Аргументированные опровержения ошибочных суждений преподавателем.
4. Побуждение обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
5. Стимуляция познавательной деятельности обучающихся.
6. Создание преподавателем положительного микроклимата в группе.
7. Умение преподавателя в построении диалога.
Оценка качества лекций-дискуссий на кафедре терапевтической стоматологии
проводилась по 5-балльной шкале: 5 - «отлично», 4 - «хорошо», 3 - «удовлетворительно», 2 - «неудовлетворительно».
Все лекторы получили высокие оценки за качество лекций-дискуссий.
- По первому вопросу:«5» - 93%, «4» -6%, «3» - 1%.
-По - второму - «5» - 81%, «4» - 19%.
- По - третьему - «5» - 87%, «4» - 13%.
- По - четвертому - «5» - 76%, «4» -16%, «3» - 8%.
- По - пятому - «5» - 84%, «4» - 8%, «3» - 8%.
- По - шестому - «5» - 89%, «4» - 6%, «3» - 5%.
- По - седьмому - «5» - 92%, «4» - 5%, «3» - 4%.
Обсуждение результатов исследования
Таким образом, проведя анализ анкет оценки лекций-дискуссий, проводимых на кафедре терапевтической стоматологии за 2014-2015 гг., можно сделать выводы: обучающиеся на кафедре высоко оценили преподавателей, проводящих лекции-дискуссии. Дискуссии обеспечивают активное, глубокое, личностное усвоение знаний. Хотя лекция является более экономичным способом передачи знаний, дискуссия может иметь гораздо более долгосрочный эффект. Активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. Во время дискуссии осуществлялось активное взаимодействие обучающихся. Дискуссия обеспечивала обратную связь с обучающимися, видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые во-
просы. Дискуссионный метод помог решить следующие задачи: обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного [2].
Интерны и ординаторы заинтересованы во внедрении инновационных методов обучения в виде лекций-дискуссий на 99нфедре. «Неудовлетворительно» не было выставлено ни по одному вопросу анкеты, ни одному лектору. Решением кафедрального совещания было принято: активно внедрять инновационные методы обучения на кафедре терапевтической стоматологии, продолжать анализировать внедренные методы.
Выводы
Преимущества инновационных методов сложно переоценить, так как они играют значительную роль в формировании личностных качеств будущего специалиста [5]. Инновационные методы помогают обучиться активным способам получения новых знаний, позволяют овладеть более высоким уровнем социальной активности, стимулируют творческие способности и помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни. Для ведения инновационных технологий в преподавании, в первую очередь, необходимо изменить застоявшиеся стереотипы и привычки проведения лекций у самих преподавателей, чему не способствуют пассивные методы. Для успешного внедрения эффективных форм обучения преподавателю необходимо обладать комплексным набором навыков и знаний, основанных на использовании современных инновационных методов работы со студентами [9].
Литература
1. Ефремова, Н.Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компе-тентностно-ориентированных ООП ВПО [Текст] // Презентация на семинаре «Особенности формирования и использования измерительных материалов для оценки качества высшего профессионального образования с учетом введения ФГОС ВПО» (г. Москва, НИТУ МИСИС, 24-26 апреля 2012 г.) // Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/presentations/48/20120427232625.ppt.
2. Осмоловская, И.М. Инновации и педагогическая практика [Текст] // Народное образование. - 2010. № 6. - С. 182-188.
3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
4. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии [Текст]: Активное обучение: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
5. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ [Текст] / под ред. Ю.П. Зинченко, И.А. Володарской. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 120 с.
6. Симоненко, Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения [Текст] // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 2. - С. 201-206.
7. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
8. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст]: учебно-методическое пособие - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.
9. Dr. Damodharan, V.S. ACCA, AICWA and Mr. Rengarajan. V AICWA, Innovative Methods of Teaching.