УДК 616.31:378.147-388
ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТА И ПАЦИЕНТА
(НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ)
Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В., ЛевченковаН.С., Антонова А.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. Обсуждаются трудности взаимоотношений студентов 3-5 курсов с пациентами на амбулаторном приеме. Совершенствование системы практической подготовки будущих врачей-стоматологов является одной из актуальных проблем высшего медицинского образования.
Ключевые слова: терапевтическая стоматология; взаимодействие студента и пациента; высшее медицинское образование, практическая подготовка.
STUDENT AND PATIENT: ASPECTS OF THEIR MUTUAL RELATIONS (EXPERIENCE OF TRAINING AT THE DEPARTMENT OF THERAPUTIC DENTISTRY)
Tsepov L.M., Nikolaev A.I., Petrova E. V., Levchenkova N.S., Antonova A.N.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. The work is devoted to the peculiarities of relationship between student and patient. Improvement of the system of future stomatologists practical training is one of actual problems of higher medical education.
Key words: social interaction of student and patient, higher medical education, practical training.
Введение
Практическая стоматология находится в постоянном поиске новых способов обеспечения эффективности работы врача. Ведь именно на плечи клинициста и возложена основная ответственность за результативность и качество лечения пациента. Клиническая работа студентов на кафедре начинается с 3 курса. Подготовка будущих стоматологов включает не только традиционные технологии и классические методы (курация пациентов, решение клинических ситуационных задач, анализ «Медицинских карт стоматологических больных»), но и реферирование новых источников информации о методах диагностики и лечения стоматологических пациентов, отработку практических навыков, необходимых для оказания медицинской помощи.
В последние годы многое в высшем профессиональном образовании делается под лозунгом инноваций и модернизации, сравнивается дистанционное обучение и аудиторное обучение как формы образовательного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов. Больше десяти лет в нашей стране внедряется система блочно-модульного обучения в контексте логики компетентностного подхода и рейтинговой системы оценки качества образования [1, 2, 3, 9]. Взаимоотношения между врачом (студентом) и пациентом, имеющие двусторонний характер, становятся центральной проблемой современной социальной медицины. В этой ситуации они существенным образом определяются некоторыми общими особенностями больных нынешней эпохи [4, 5, 8]: хронизацией болезней; полиморбидно-
стью; длительным сохранением бытовой и профессиональной трудоспособности; невротизацией личности; частыми аллергическими и ятрогенными заболеваниями; употреблением большого количества лекарств и фармакологической зависимостью; увеличением числа больных старших возрастных групп; возросшей образованностью; интересом к ненаучным методам диагностики и лечения; переоценкой врачебных рекомендаций; тенденцией к самолечению и т.д. Надежды на то, что интеграция мобильных технологий в учебный процесс может коренным образом модернизировать систему обучения [7], видимо, преждевременны.
Цель исследования - представить результаты опроса-анкетирования студентов 3, 4, 5 курсов стоматологического факультета по некоторым аспектам взаимоотно-
Распределение респонден
шений пациента и обучающихся на амбулаторном приеме.
Методика
Нами подготовлена анкета с двумя группами вопросов (1. Какие трудности Вы испытываете при первичной беседе с пациентом? 2. Задавали ли Вам пациенты вопросы, касающиеся их заболевания) [6]. В опросе-анкетировании приняли участие 101 студент 3 курса, 74 - 4 курса и 69 - 5 курса. Дизайн исследования предусматривал: опрос-анкетирование проводился анонимно; на первый вопрос анкеты студент мог дать несколько ответов.
Результаты
Распределение ответов на вопрос «Какие трудности Вы испытываете при первичной беседе с пациентом?» показало, что характер этих трудностей у студентов был различным (табл. 1, 2).
Таблица 1
по результатам опроса, (%)
Вопросы Ответы (%)
3 курс: п=101 4 курс: п=74 5 курс: п= 69
А. Какие трудности Вы испытываете при первичной беседе с пациентом? :
а) «нет трудностей»; 27,7 32,4 29
б) «они вызваны неуверенностью в правильности установления диагноза»; 46,5 21,6 34,7
в) «плохая ориентировка в вопросах, которые надо задавать для прояснения клинической картины»; 30,7 16,2 20,3
г) «отсутствием психологического контакта»; 25,7 - 18,8
д) «пациент слушает, но не слышит врача»; 21,8 9,4 24,6
е) «трудностями личного характера - тяжело общаться с людьми» 21,8 10,8 18,8
ж) «пациенты недоверяют свои проблемы студенту»; 48,5 50 49,3
з) «плохим настроением пациента, связанным с его заболеванием» 21,8 13,5 18,8
и) «отказ больного идти на контакт»; 24,7 16,2 30,4
к) «психологическим состоянием пациента (переживание по поводу болезни)»; 23,7 14,8 23,2
л) «недоверием вследствие предыдущего неудачного лечения и опыта взаимодействия с врачом» 28,7 24,3 37,7
Таблица 2
Распределение респондентов по результатам опроса, (%)
Вопросы Ответы (%)
3 курс: п=101 4 курс: п=74 5 курс: п= 69
Б. Задавали ли Вам пациенты такие вопросы, как:
1. Ясна ли студенту сущность болезни пациента и существует ли способ лечения? Да 25,7 Да 27 Да 37,7
Нет 74,3 Нет 73 Нет 62,3
2. Если болезнь неизлечима, можно ли все-таки облегчить ее проявления? Да 26,7 Да 27 Да 26
Нет 73,3 Нет 73 Нет 74
3. Если болезнь опасна для жизни, сколько приблизительно можно с ней прожить? Да 12,8 Да 9,5 Да 4,3
Нет 87,2 Нет 90,5 Нет 95,7
4. Если она не опасна для жизни, то может ли состояние стабилизироваться или будет прогрессировать? Да 25,7 Да 48,6 Да 43,5
Нет 74,3 Нет 51,4 Нет 56,5
5. Какие осложнения возможны при данном заболевании, как можно их избежать? Да 55,4 Да 68,9 Да 78,2
Нет 44,6 Нет 31,1 Нет 21,8
6. Может ли изменение образа жизни существенно повлиять на течение болезни? Да 50,4 Да 50 Да 46,4
Нет 49,6 Нет 50 Нет 53,6
У студентов 3-го курса стоматологического факультета обычно отмечается стремление к пассивному созерцанию и восприятию учебного материала.
Несомненно, в отношениях «студент -пациент» многое зависит от последнего. Потому что только в том случае, когда взаимоотношения врача (в данной ситуации - студента) и пациента основаны на абсолютном доверии, когда больной уверен в том, что всё сказанное им врачу будет сохранено в тайне, можно ожидать хороших результатов как в диагностике, так и в лечении больного [5].
Заключение
Таким образом, применение технологий интерактивного обучения в образовательном процессе на кафедре терапевтической стоматологии позволяет развивать у сту-
дентов познавательные навыки, умение самостоятельно совершенствовать свои знания, ориентироваться в профессиональном информационном и социальном пространстве, самореализовываться в учебно-исследовательской, творческой и научной деятельности.
Инициативность обучаемых в учебном процессе, стимулируемая преподавателем с позиций не только «контролера», но и партнера-помощника, приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у обучаемых способность самостоятельно решать возникающие в процессе диагностической и лечебной деятельности проблемы. Поэтому, видимо, не случайно самостоятельная работа студентов считается высшей формой учебной деятельности в вузе. При этом деятельность педагога вместо информацион-
но-контролирующей становится консультативно-координирующей.
Выводы
1. Анонимный опрос-анкетирование можно считать важной формой совершенствования учебного процесса на кафедре терапевтической стоматологии.
2. Учебно-лечебная практика - начальное звено формирования профессионального мастерства врача-стоматолога. Самостоятельная работа студентов остается
высшей формой учебной деятельности в вузе.
3. Повышение качества образовательного процесса можно обеспечить путем сохранения традиционных и внедрения инновационных методов обучения; при этом деятельность педагога вместо информационно-контролирующей становится консультативно-координирующей.
Литература
1. Бубнов, Г.Г. Опыт внедрения инновационных информационных технологий в образовательную деятельность [Текст] / Г.Г. Бубнов, Е.В. Никульчев, Е.В. Плужник // Высшее образование в России. - 2015. - № 1. - С. 159-161.
2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.
3. Кочетков, М.В. Дистанционное образование сделает Россию инновационной? [Текст] / М.В. Кочетков // Вестник высшей школы. - 2015. - № 8. - С. 7-11.
4. Решетников, А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. [Текст] / А.В. Решетников // М.: Медицина, 2002. - 976 с.
5. Сергеев, Ю.Д. Медицинское право: учебный комплекс В 3-х т. [Текст] / Ю.Д. Сергеев // М., 2008. - 784 с.
6. Сергеев, Ю.Д. Врач и пациент: этические и правовые аспекты взаимоотношений [Текст] / Ю.Д. Сергеев, А.Ф. Сокол, Р.В. Шурупова // Медицинское право. - 2016. -№ 1. - С. 3-6.
7. Титова, С.В. Модель интерактивной лекции на базе мобильных технологий [Текст] / С.В. Титова, Т. Талмо // Высшее образование в России. - 2015. - № 2. - С. 126-135.
8. Цепов, Л.М. Полипатии у стоматологических больных (по данным ретроспективного анализа «Медицинских карт...» [Текст] / Л.М. Цепов, Е.Л. Цепова, Е.А. Михеева, Н.А. Голева, М.М. Нестерова // Вестник Смоленской мед. академии. - 2010. - № 2. -С.153-158.
9. Цепов, Л.М. Модульная программа компетентностного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии [Текст] / Л.М. Цепов, А.И. Николаев, Т.А. Галанова, Н.С. Левченкова, Е.В. Петрова, Л.Б. Тургенева. - Смоленский медицинский альманах. -Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015. - № 2. - С. 254-257.