Научная статья на тему 'Технологии развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры'

Технологии развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УЧАСТНИКИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / DEVELOPMENT TECHNOLOGIES / SOCIAL AND CULTURAL POTENTIAL / PARTICIPANTS OF CREATIVE PROJECTS / CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первый А.О.

В статье рассматриваются технологии развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры. Разработанная автором модель технологий развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры создает условия для свободного выбора каждым участником проекта образовательного и социокультурного маршрута для своего личностного социокультурного развития; обладает возможностями для охвата многообразных видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, потребности и склонности всех участников проекта; имеет личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; предполагает личностно-ориентированный подход к участникам творческих проектов и создание для них ситуации успеха; создает условия для самореализации, самопознания, самоопределения личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Первый А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of development of social and cultural potential of participants of creative projects in cultural institutions

The article deals with the technologies of development of social and cultural potential of participants of creative projects in cultural institutions. The developed by the author model of technologies of development of social and cultural potential of participants of creative projects in cultural institutions creates conditions for free choice by each participant of the project of educational and socio-cultural route for their personal socio-cultural development; it has the ability to cover a variety of activities that meet a variety of interests, needs and inclinations of all participants of the project; has a personality-activity character of the educational process, contributing to the development of motivation of the individual to knowledge and creativity, self-realization and self-determination; involves a personality-oriented approach to the participants of creative projects and the creation of a situation of success for them; creates conditions for self-realization, self-knowledge, self-determination of the individual

Текст научной работы на тему «Технологии развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 3, 2019: 315-325

Технологии развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры

А.О. Первый

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., Химки, Библиотечная ул., д.7 Moscow State Institute of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Kimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: 410077@bk.ru

Ключевые слова: технологии развития, социально-культурный потенциал, участники творческих проектов, учреждения культуры.

Key words: development technologies, social and cultural potential, participants of creative projects, cultural institutions.

Резюме: В статье рассматриваются технологии развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры. Разработанная автором модель технологий развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры создает условия для свободного выбора каждым участником проекта образовательного и социокультурного маршрута для своего личностного социокультурного развития; обладает возможностями для охвата многообразных видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, потребности и склонности всех участников проекта; имеет личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; предполагает личностно-ориентированный подход к участникам творческих проектов и создание для них ситуации успеха; создает условия для самореализации, самопознания, самоопределения личности.

Abstract: The article deals with the technologies of development of social and cultural potential of participants of creative projects in cultural institutions. The developed by the author model of technologies of development of social and cultural potential of participants of creative projects in cultural institutions creates conditions for free choice by each participant of the project of educational and socio-cultural route for their personal socio-cultural development; it has the ability to cover a variety of activities that meet a variety of interests, needs and inclinations of all participants of the project; has a personality-activity character of the educational process, contributing to the development of motivation of the individual to knowledge and creativity, self-realization and self-determination; involves a personality-oriented approach to the participants of creative projects and the creation of a situation of success for them; creates conditions for self-realization, self-knowledge, self-determination of the individual.

[Pervyi O.A. Technologies of development of social and cultural potential of participants of creative projects in cultural institutions]

Современное общество характеризуется постоянно меняющимися условиями и требованиями, что в первую очередь вызвано широким распространением инноваций во всех сферах жизни. В частности, технологии оказывают непосредственное влияние на методы коммуникации, что приводит к усложнению и интенсификации социально-культурной реальности.

Понимание перспективы социализации индивида в условиях усиления воздействия технологий и инноваций отображает ослабление значимости ценностей общества. В связи с этим, особое значение приобретает направленная на преодоление кризиса бездуховности, модернизация традиций воспитания, ибо одним из актуальных направлений становится пересмотр и модернизация процессов организации культурно-досуговой деятельности.

Не вызывает сомнения, что в современных условиях организация профессионального и дополнительного образования представляет собой сложный культурный процесс, направленный на создание условий для развития личностного и культурного развития индивида. Отметим, что особую значимость приобретает «личностно-ориентированный» подход в организации образовательного процесса. В связи с этим, основной задачей учреждений культуры становится формирование необходимых условий для культурного развития личности и культурно-образовательного пространства, в рамках которого создаются модели применения эффективных педагогических технологий в контексте достижения оптимально высокого уровня развития личности.

Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» - искусство, мастерство и «логос» - наука, знание, закон. Во всей специальной литературе «технология», в широком смысле, означает сбор и даже систему целесообразной практической деятельности в целях, специфики и логики процесса трансформации и преобразования того или иного объекта (Жарков, 2007).

Педагогический словарь рассматривает понятие «педагогические технологии» как систему методов, приемов, средств и шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач образования, подготовки, развития и

формирования личности участника творческого коллектива учреждений культуры, служит спецификацией методологии. Действие здесь представлено на воплощение и реализацию компонентов педагогического процесса в виде системы действий, которая и обеспечивает стабильно высокий результат.

Г.К. Селевко (2006: 45), исследуя проблему понятия «педагогические технологии», акцентирует внимание на совокупности методов, и приемов, как алгоритме «педагогической деятельности».

А.Д. Жарков под понятием «технологии социально-культурной деятельности» понимает следующее, а именно, совокупность форм, методов, приемов, разработок, расчетов, моделей проектирования и реализации различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной образовательной цели. С точки зрения предметной деятельности, культурные и досуговые технологии следует понимать как педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект культурного и досуга с целью формирования социально значимых качеств личности. Применение определенных технологий культурно-досуговой деятельности связано с предметными сферами деятельности профессиональных работников.

Педагогическая технология развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов объединяет общие, функциональные (отраслевые) и частные технологии. Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, консультирование и т.д. Таким образом, алгоритм «педагогической технологии» подразумевает четко простроенную систему действий педагога в процессе организации обучения - модель (Жарков, 2007).

Представим данную систему в виде модели реализации социально-культурного потенциала личности и рассмотрим их применительно к культурно-воспитательному и образовательному пространству творческого проекта в культурном учреждении. Нужно отметить, что активное использование моделирования в педагогических исследованиях

объясняется тем, что созданные модели имеют практическую направленность и могут использоваться с целью совершенствования и усилению эффективности образовательного процесса и воспитания.

В данном контексте следует отметить, что большинство объектов и явлений в социально-культурном пространстве имеют ярко выраженную сложную форму, а также, множество компонентов и усложненную структуру взаимосвязей.

Структурными компонентами модели являются субъект, объект, цели, принципы функционирования, факторы, оказывающие влияние на реализацию модели, содержание, технологии, методы и средства деятельности в рамках поставленной цели. Разработанная автором «Модель развития социально-культурного потенциала в творческих проектах в учреждениях культуры» тоже отражает этапы и способы совершенствования функционирования. Отметим такую особенность разрабатываемой модели развития как гибкость, которая определяется тем, что социокультурное пространство является самоорганизующейся системой усиления, ограничения и динамики развития со многими сдерживающими факторами.

На модель развития социально-культурного потенциала оказывают влияние такие факторы, как: способность адаптации к постоянно изменяющимся условиям, новые задачи развития социума, большое количество организаций, занимающихся культурно-досуговой деятельностью, развитие и распространение технологий и инноваций, изменение информационного пространства, а также, динамика социально-культурных процессов и процессы гуманизации и гуманитаризации.

Как уже было упомянуто выше, на эти компоненты модели социально-культурного пространства учреждения культуры влияют такие компоненты, как: массовая коммуникационная среда, семейная среда, среда возрастного общения, культурносозидательная среда учреждений культуры, педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности и среды неформального общения и т.д.

Структурно-функциональная модель развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов дает

возможность оценить эффективность деятельности педагога и участника творческого проекта по реализации поставленной цели, рассмотреть ход развития личности в его целостности, а также, вычленить взаимосвязанные и взаимодействующие элементы целостного педагогического процесса.

Моделирование развития социально-культурного потенциала участников в установленном культурно-образовательном пространстве определяет основные направления развития творческого проекта, а также его функционирования.

Обратим внимание на педагогические технологии, которые создают основу для развития социально-культурного потенциала. Так, личностно-ориентированный подход находит отражение в технологиях, основанных на гуманно-личностной ориентации процесса организации занятий в творческом коллективе. Так, наиболее эффективной, на наш взгляд, является технология сопровождения. Рассматриваемая технология, прежде всего, направлена на поддержку развития индивида и его личности, а также отличается своей гуманистической функцией. Цель такого подхода заключается в воспитании индивида, приобщении к общекультурным ценностям, выработке понимания общечеловеческих ценностей. Педагог здесь выступает в роли наставника, наблюдателя, партнера, который активирует процесс сотворчества и независимости участников творческой команды. Эта технология базируется на идеях взаимного уважения, любви, оптимистичной веры в потенциал участника.

Основными методами данного подхода являются: личностная и межиндивидуальная рефлексия коллоквиум; консультирование. В свою очередь, игровые технологии, имитационные технологии, деятельностей технологии, технология критического мышления, направлены на активизацию и интенсификацию деятельности участников творческих проектов.

Основными методами данных технологий становятся проблемное обучение, разбор конкретных ситуаций, «орагнизацоионно-деятельностная» игра, а также, взаимообучение в процессе творчества.

По нашему мнению, особую роль при организации творческого процесса с целью развития социально-культурного потенциала играет технология критического мышления.

Критическое мышление представляет собой определенное когнитивное умение реагировать на различные проблемные ситуации, которые возникают в личной и профессиональной жизни участников коллектива.

Когнитивные навыки в основе критического мышления -это анализ, интерпретация, оценка, объяснение, умозаключение и саморегулирование.

Целью такой технологии становится формирование уважительного отношения к произведениям искусства и культуре в целом.

Технологии современного проектного обучения включают в себя разработку творческого проекта, социально-культурные проекты и т.д. Данная технология дает возможность приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

В рамках данной технологии возможны творческие встречи с руководителями художественно-творческих коллективов различных направлений с целью знакомства с их авторскими проектами, мастер-классы и многое другое.

Технологии индивидуальной работы, также заслуживают внимания при рассмотрении моделирования процесса развития социально-культурного потенциала. Так, в процессе функционирования творческого проекта создаются условия, позволяющие участникам творческого проекта самостоятельно приобретать недостающие навыки и знания для решения практически значимых проблем.

При использовании исследовательского метода обучения после анализа и оценки материала и постановки проблемы, а также кратких рекомендаций со стороны преподавателя, ученики самостоятельно изучают информацию по данному вопросу, ведут наблюдения и делают определенные выводы. Самостоятельность, творческая инициатива наиболее полно проявляются именно в исследовательской деятельности, в ходе которой методы учебной работы перерастают в методы

научного исследования.

Творческие технологии представляют собой методы, которые стимулируют творческие действия. Они сосредоточены на различных аспектах творчества, в том числе, на методах генерации идей и дивергентного мышления, проблемных методах изменения в аффективной среде и т.д. Они могут быть использованы как часть решения проблем или художественного выражения. Некоторые методы требуют кооперацию двух или более индивидов, в то время как другие эффективны при индивидуальном подходе.

Творчество требует баланса между полученными знаниями, умениями и навыками. Такие технологии как моделирование творчества, собственной эффективности, самостоятельное определение и переопределение проблемы, умение совершать ошибки, самостоятельное определение препятствий, ответственность, удовлетворение результатом, принятие других точек зрения, использование своих сильных сторон особенно эффективны на данном этапе.

Вследствие поставленных задач, основными методами данной технологии становится участие в концертной деятельности, социально-культурных и других массовых мероприятиях, волонтерской деятельности, где участники способны продемонстрировать свои навыки, умения и творческий потенциал.

Как мы установили, творческий проект в учреждениях культуры характеризуется интенсивностью коммуникативных процессов в нем. На наш взгляд, эффективность процесса социализации участников проекта обусловлена возможностью иметь социальные контакты не только внутри творческого проекта или учреждения культуры, но и со всем окружающим социумом - другими творческими группами, учреждениями культуры различными компонентами социокультурной среды. Так, основными методами данного блока становятся творческие встречи, организация творческих мастерских на базе нескольких проектов или учреждений культуры, выездных семинаров, а также совместная концертная деятельность.

Мы придерживаемся точки зрения, что наиболее эффективная оценка социально-культурного потенциала

включает в себя четыре компонента: «когнитивно-смысловой»; «мотивационно-деятельностный»; «рефлексивно-оценочный»; «эмоционально-личностный».

Наиболее часто применятся данный подход применятся при оценки ценностного отношения к культурному населению, качества гуманитарного образования, уровень понимания индивидом своей роли в мире ценностей.

При анализе сформированности социально-культурного потенциала участников в творческих проектах в учреждениях культуры были выделены индикаторы, которые включает в себя когнитивно-смысловой компонент. «Когнитивность» - важная психологическая характеристика, отвечающая за стратегии взаимодействия с информацией и ценностные представления, связанные с радостью самостоятельного мышления и открытия, поступка и творчества.

Среди них мы можем назвать ценностные ориентации; представления о жизненных ценностях и смыслах; накопление навыков, знаний и умений и их использование в реализации деятельности в новых, более сложных условиях, осведомленность о выбранном направлении деятельности; понимание необходимости осуществления выбора, умение обрабатывать полученную информацию.

Эмоционально-мотивационный компонент заключается в эмоциональном восприятии творческого процесса в творческом проекте и подразумевает эмоциональную окраску своей деятельности индивидом. Эмоциональный компонент представляет собой «специфически ощущения приятного и неприятного» и тесно связан с эмоциональной оценкой и глубоким восприятием смысловой сущности фактов, общечеловеческих ценностей, понятий, категорий и явлений применительно как к самому индивиду, так и социуму (Бромлей, 1983).

Так, эмоциональный показатель необходим для определения и контроля эмоционального состояния участника творческого проекта, его эмоционального восприятие процесса творчества, для оценки уровня понимания и эмпатии, чувства самостоятельности и ответственности. Кроме того, отметим, что данный компонент включает и уровень развития

социального интеллекта, способности активности индивида в творческой деятельности, которая основана на сформированных у участника общечеловеческих ценностях, нравственных нормах, установках и идеалах, а также уровень адаптации к новым ситуациям взаимодействия внутри социально-культурного пространства.

«Рефлексивно - оценочный» компонент включает в себя умение выделять и проводить самооценку социально значимых качеств, идеалов и ценностей; рефлексию относительно реализации планов внутри творческого проекта и меру реализации ценностей при осуществлении выбора, а также умение самоанализа, самоорганизации и самостимулирования (Поломошникова, 2014).

Результативно-деятельностный компонент включает в себя проекцию значимых общечеловеческих в объективную социальную действительность и характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленными целями.

Данный компонент используется для оценки умения самостоятельно осуществлять выбор в соответствии со своими интересами и склонностями, воплощать его в жизнь; умение материализовывать общечеловеческие ценности для осуществления творческой деятельности внутри проекта, уровень опыта поведения в социально-культурном пространстве (Черушева, 2009).

Также мы выделили основные показатели, которые явились предметом оценки развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов. К ним мы отнесли следующие: навыки, умения, необходимые в творческом процессе, которые характеризуют процесс освоения опыта знание и понимание ценностных категорий, самостоятельность (самоорганизация участника в творческой деятельности внутри творческого проектов), оригинальность и выразительность (эмоциональное освоение культурно-социального

пространства), критичность (развитие рефлексивно-оценочного компонента личности).

Результатом разработанной модели становится участник творческого проекта, который проявляет инициативу в самостоятельных действиях, принимает решения и совершает

правильный выбор на основе приобретённых знаний, собственном понимании ситуации, своих интересах, умеет оценивать последствия своей деятельности, а также проявляет активность в самореализации и воплощении в жизнь своих идей и решений. Участник обладает богатым, разносторонним внутренним миром и хорошо понимает как свои чувства, так и чувства другого индивида, способен самостоятельно меняться, развиваться формировать в себе новые качества с целью самосовершенствуйся личности, а также открыт к новым знаниям и умениям, и отличается осмысленностью своего существования, умением видеть личную перспективу.

Исходя из вышеизложенных особенностей культурно-социального пространства, нами был сделан вывод о целесообразности разработки модели развития социально-культурного потенциала участников в творческих проектах в учреждениях культуры.

Таким образом, разработанная модель технологий развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры имеет следующие черты:

- создает условия для свободного выбора каждым участником проекта образовательного и социокультурного маршрута для своего личностного социокультурного развития;

- обладает возможностями для охвата многообразных видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, потребности и склонности всех участников проекта;

- имеет личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

- предполагает личностно-ориентированный подход к участникам творческих проектов и создание для них ситуации успеха;

- создает условия для самореализации, самопознания, самоопределения личности.

ЛИТЕРАТУРА

Жарков А.Д. 2007. Теория и технология культурно - досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский Дом МГУКИ. 480 с.

Селевко Г.К. 2006.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 816 с.

Бромлей Ю.В. 1983. Очерки теории этноса. М.: Наука. 418 с.

Поломошникова С.А. 2014. Анализ результатов эмпирического исследования когнитивно-смыслового компонента аксиологического потенциала личности старшеклассников. - Науковедение: интернет журнал. 6 (25): 1-16. - URL: http://naukovedenie.ru

Черушева Н.В. 2009. Особенности организации развития эстетической культуры будущего учителя. - В сб: Цивилизация - культура -образование: из прошлого в будущее: Материалы Международной научно-практической конференции 30 марта 2009 г.: в 2 ч. Ч. 2. Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. А.Ф. Яфальян. Екатеринбург, 2009. 316 с.

Получена / Received: 10.02.2019 Принята/Accepted: 03.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.