УДК 373.2.036:379.8 Б01 10.26293/еЬери.2019.101.1.014
Г. Е. Жукова, В. С. Головачев
ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия
Аннотация. В статье изложено мнение авторов по проблеме развития творческих способностей в культурно-досуговой деятельности. Рассматриваются возможности этой деятельности как многогранного пространства, а также важного и специфического компонента воспитательно -образовательного процесса, способствующего раскрытию творческого потенциала ребенка. Особое внимание уделяется его организации в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры по реализации творческих проектов. В качестве положительного примера успешного межведомственного взаимодействия представлено проведение конкурса «Краски Чувашии» среди детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, дети дошкольного возраста, творческие способности, взаимодействие учреждений образования и культуры.
Актуальность исследуемой проблемы. Видные современные ученые в области культурно-досуговой деятельности (А. В. Даринский, М. Б. Зацепина, М. В. Созинова [8], Б. А. Титова и др.) отмечают, что досуг в дошкольном возрасте имеет свои индивидуальные особенности как в содержании, так и в организации. Это проявляется в создании творческой среды для развития ребенка родителями и педагогами, мотивации создавать, адаптироваться, самообразовываться и самоорганизовываться в ходе творческой деятельности и успешного развития (зона ближайшего развития) в повседневности.
Стоит отметить, что досуговая деятельность в дошкольном учреждении (и дошкольной педагогике в целом) имеет развивающий потенциал, но не исследована в должной мере, тогда как содержательный досуг - действенное средство развития личных качеств ребенка во многих социальных сферах, наглядно демонстрирующее общий уровень. Как отмечал выдающийся российский педагог К. Д. Ушинский, организация культурного досуга влияет на духовное формирование личности. У человека, не знающего, чем занять себя в часы досуга, «портится голова, сердце и нравственность» [9, с. 25]. Данное суждение предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга как инструмента эффективного и гармоничного творческого развития дошкольника.
Традиционно в педагогической науке принято выделять несколько подходов к пониманию досуга и досуговой деятельности (рис. 1).
© Жукова Г. Е., Головачев В. С., 2019
Жукова Галина Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Московского государственного областного университета, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Головачев Владимир Сергеевич - аспирант кафедры педагогики Московского государственного областного университета, заведующий отделом «Детской библиотеки № 207 имени В. В. Бианки» Централизованной библиотечной системы Западного административного округа г. Москвы, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.12.2018
Досуг и досуговая деятельность
О. С. Газман, Б. С. Гершунский, А. Е. Коробков, Н. Б. Крылов, О. В. Крючек, А. С. Шмак - досуг как феномен культуры и образования
М. А. Ариарский, Л. Г. Брылева, М. Г. Генкин, А. Д. Жарков, Ю. Д.Красильников, Б. А. Титова - досуг как форма деятельности в свободное время, обеспечивающая развитие личности
А. В. Даринский, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, М. В. Созинова -досуг как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей
Рис. 1. Подходы к пониманию досуга и досуговой деятельности
Плодотворность организуемой на базе дошкольного образовательного учреждения досуговой деятельности зависит и от близких родственников ребенка, активно вовлекаемых в нее. Одно из исследований В. С. Собкина напрямую посвящено теме взаимодействия семьи в досуговой деятельности [7]. На приведенном ниже рисунке 2 представлены несколько сюжетов организации детского досуга.
Детский досуг
1. Учет взаимосвязи воспитания ребенка в дошкольном учреждении и в семье (образовательной и воспитательной программы ОО, дополнительного образования)
2. Организация свободного времени для поддержания здоровья ребенка (прогулки, занятия физкультурой и пр.)
3. Реализация свободного времени, связанного с использованием направления художественно-эстетической деятельности (чтение, лепка, рисование, музыка и т. д.)
4. Использование игровой деятельности как важного момента психического и социального развития ребенка
5. Совместная деятельность взрослого и ребенка (привлечение ребенка к домашней работе, уходу за животными, деятельности взрослых)
Рис. 2. Сюжеты организации детского досуга
Основываясь на собственных результатах, В. С. Собкин отмечает, что подавляющее большинство родителей, отдает предпочтение следующим видам организации свободного времени: чтению - 53 %, игре - 49 %, прогулкам - 44,5 %, просмотру телевизора -25,5 %. При всей фундаментальности и актуальности исследования ученого, досуговая деятельность дошкольного учреждения не выступает в качестве основополагающего метода развития ребенка в творческом направлении.
Значимые события (экономические, социокультурные, политические и т. п.) в современной истории России влияют на формирование мировоззрения нового поколения. Как результат, организация свободного времени в условиях реформаций протекает в двух альтернативных направлениях. Для первого характерны целевая полезность, интерес, благотворность, для второго же - в точности наоборот: бесцельность, малоэффективность и, в целом, вялотекущее времяпрепровождение. Выбор направления напрямую зависит от того, насколько рано у ребенка была сформирована потребность в интересном, творческом проведении собственного свободного времени.
Несомненно, что в современных условиях важным исследовательским направлением является анализ (и изучение) путей решения данной задачи. Если представлять формирующееся сознание ребенка как «белый лист», то в этом процессе важно уделить особое внимание эстетической составляющей. Дошкольник должен иметь доступ к различным культурным аспектам социальной жизни. Творческая потребность самореализовываться в досуговой деятельности влияет на заинтересованность в культурных мероприятиях, организуемых в группе: совместном досуге, творческих занятиях, концертах, выставках детского творчества и т. д. Задачей в формировании программы досуговой деятельности является возрождение лучших народных культурных традиций. Грамотное, сбалансированное использование досугового времени дошкольника в социально значимых целях в условиях интеграции различных видов творчества детей оказывает прямое влияние на качество и насыщенность познавательной активности, что обусловлено не только требованиями общества к формированию развитой личности, но и заслуженно признано важным направлением в современной педагогике.
В свою очередь реформы образования в Российской Федерации также располагают к созданию благоприятных условий для индивидуального личностного развития детей дошкольного возраста, формирования их интересов и способностей, становления творческого самовыражения, что закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 г. В современных российских исследованиях в области педагогики дошкольного возраста (М. Б. Зацепина, Б. А. Титов и др.) выделяется важная роль культурно-досуговой деятельности для дошкольников. В трудах других ученых (М. В. Крулехт, М. В. Созинова [8], Данг Лан Фыонг) представлена апробированная позже на практике педагогическая технология развития творческого потенциала дошкольников в культурно-досуговой деятельности, обеспечивающая возможность ступенчатого освоения позиции субъекта в этом важном виде деятельности.
Анализ научных работ современных и классических педагогов позволяет нам дать следующее определение термину «досуг»: свободная, культурная и развлекательная деятельность, организуемая взрослыми. В качестве значимой характеристики досуга рассматривается самостоятельная возможность ребенка-дошкольника выбрать для себя интересующий его вид, отвечающий индивидуальным запросам. Инновационность в деятельности воспитателя дошкольных групп, направленная на внедрение новых, увлекательных форм проведения свободного времени детей, является важным фактором для грамотной организации досуга.
Материал и методика исследований. В ходе исследования нами применялся теоретический анализ научной литературы в аспекте изучаемой проблемы, обобщался имеющийся передовой педагогический и собственный практический опыт.
Результаты исследований и их обсуждение. В практике учебных организаций до-суговая деятельность - это в первую очередь развлекательная, направленная на создание благоприятной творческой атмосферы (организация детских праздников, иных развлечений и мероприятий) деятельность в дошкольной среде. Стоит отметить, что данный подход в значительной степени ограничивает сторону мероприятия, связанную с содержанием. Потребность приучать дошкольника к самостоятельной организации собственного досуга обусловлена формированием его личностного развития через разнообразные полезные увлечения. Так, важнейшей задачей взрослых, не только педагогов, родителей, но и работников сферы культуры, становится структурное формирование свободного времени ребенка. Если дошкольник проявляет больше интереса к активному, созидательному, познавательному и плодотворному проведению своего свободного времени, то он приобретает более основательный потенциал восстановления физических сил и духовного обогащения. Его личностная свобода обусловлена сознательной необходимостью рациональной организации времени, с учетом его возможностей и интересов. Осознанный, самостоятельный выбор плодотворно влияет на психологическое состояние, самосознание ребенка, его здоровое и более продуктивное развитие в целом.
Многообразие творческих форм и видов - одна из основных черт досуговой деятельности. В своих исследованиях на данную тему М. Б. Зацепина предлагает следующую классификацию: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество [4].
По ее мнению, плодотворный отдых положительно влияет на физические и духовные показатели ребенка, помогая восполнить их в случае усталости. Так или иначе обучающий процесс связан с определенной рутинностью, поэтому важно его компенсировать развлечением, разбавляющим однообразность обстановки учреждения. Занимаясь значимым элементом досуга (творчеством), ребенок обретает навыки считывания, обработки и преобразования информации об окружающей его действительности. Именно это направление в контексте изучаемой проблемы представляет для нас особый исследовательский интерес.
Приобретенный новый опыт в формировании и развитии навыков и способностей является важным фактором организации досуга юного обучающегося.
При грамотно организованной досуговой деятельности дети знакомятся с основополагающими ценностями культуры с помощью развлечений. Определенно, этот процесс не имеет в своей основе стихийный характер. Системно и доходчиво разъясняя ребенку, что рациональное использование времени поможет ему в мире и социуме, педагог использует важнейший метод образования. Насыщенная положительными эмоциями, увлекательная и интересная деятельность позволяет переключить внимание, отдохнуть, установить атмосферу психологического комфорта и благополучия в группе.
Эффективным путем дошкольного развития, по нашему мнению, может стать именно творчество.
Развитие творческих способностей в контексте всестороннего развития личности ребенка на базе дошкольного учреждения - сложная, комплексная, но вместе с тем весьма значимая и актуальная задача. В своем исследовании О. В. Дыбина [3] объясняет природу творческих способностей и классифицирует факторы их проявлений. Все эти факторы она объединяет в три основные группы:
1) природные задатки и индивидуальные способности;
2) влияние социальной среды;
3) зависимость креативности от характера и структуры деятельности.
И. Я. Лернер в своей работе, характеризуя детское творчество, так трактует его черты:
- самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую систему;
- видение новой проблемы в традиционной ситуации;
- видение структуры объекта;
- видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
- учет альтернативы при решении проблемы;
- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения) [6].
Высокая эффективность творчества в досуговой дошкольной деятельности подтверждена многими специалистами. Этому способствуют совместная проектная деятельность взрослых и детей (на основе взаимодействия учреждений образования и культуры, тесной работы педагога с семьями), создание семейных клубов, организация и проведение творческих конкурсов [2], [10].
Для обеспечения благоприятных условий творческого развития личности важно совокупно использовать пространство культурно-досуговой деятельности во всем многообразии, воспринимать организацию досуга как самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы, например, двух различных московских департаментов - культуры и образования. В подобном взаимодействии культурно-досуговая деятельность становится важной и значимой сферой повседневной жизни дошкольников, которая формирует условия развития личности в процессе познания основополагающих нравственных, духовных и эстетических ценностей. Важнейшими условиями развития детского творчества в пространстве культурно-досуговой деятельности на базе дошкольных учреждений являются:
- первоочередное внимание к специфическим детским видам деятельности (игре, изобразительной, музыкальной и литературной деятельности), которые позволяют обеспечить всестороннее развитие ребенка при условии оптимальной интеграции;
- применение творческого подхода к выбору содержания образования, выстроенного на основе интеграции, организации интерактивной деятельности с детьми, внедрению разнообразных приемов и методов, способствующих творческой активизации их интереса, побуждению к сотворчеству вместе с педагогом и другими членами группы.
Фундаментальную теоретическую основу этого вида культурно-досуговой деятельности заложили исследования Т. С. Комаровой, раскрывающие тезис о том, что детское творчество - создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельности [5].
Стоит отметить, что системное внедрение и развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема, требующая определенных знаний и компетенций со стороны педагога. Современные подходы к ее изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей. Положительная динамика развития детского творчества среди дошкольников в контексте досуга прослеживается в условиях взаимодействия различных видов деятельности (В. В. Домогацких, М. В. Копосова, Е. А. Пелих, P. M. Чумичева и др). Стоит признать, что, несмотря на значительный вклад современных российских ученых и педагогов-практиков в изучение проблемы развития детского творчества в дошкольных учреждениях, остаются недостаточно раскрытыми многие ее аспекты, в частности, возможности развития творчества дошкольников в условиях реализации совместных конкурсов-проектов учреждений образования (школ) и культуры (детских библиотек).
Взаимосвязь учреждений двух разных ведомств должна быть не формальной, а логической, что способствовало бы творческому осмыслению изучаемого материала и его преобразованию на уровне детского экспериментирования. Подобный подход подразумевает большую самостоятельность ребенка в выборе средств выражения для воплощения собственного творческого замысла.
Для достижения наиболее высоких результатов развития творческих способностей дошкольника, в частности, во взаимосвязи проектной деятельности образовательных организаций (школа) и учреждений культуры (детская библиотека), необходимо активизировать этот процесс. Современный подход к активизации детского творчества должен заключаться в том, чтобы комплексно сформировать у ребят осознанную потребность в активном и позитивном преобразовании действительности, осмыслении сути происходящих явлений.
В детском возрасте выраженная творческая активность проявляется как стремление действовать самостоятельно, воплощать свои замыслы, комбинировать. Возникает осознанное желание быть выразительным, эмоциональным, отступать от образцов действий, задаваемых взрослым, вносить в деятельность свои нюансы.
Основными критериями определения уровня творческой активности дошкольника являются наличие оригинальности продукта, интереса к деятельности, интеллектуальной и исследовательской активности, умение импровизировать, любознательность, направленность на творчество (Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, А. А. Грибовская, Г. И. Колесникова, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова, Е. Ю. Романова, Н. М. Сокольникова, О. В. Цаплина и др.). Следовательно, для активизации творческих проявлений личности ребенка необходимо осуществлять стимулирование его мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Вслед за названными выше исследователями можем утверждать, что культурно-досуговая деятельность дошкольников в сфере искусства является действенным способом освоения и творческого осмысления внешнего мира. Поэтому одним из методов активизации творчества является побуждение к переживанию и сопереживанию: не упражнение, а духовная работа через диалог, который можно выстроить в проектном взаимодействии двух различных направлений - образования и культуры.
Переживание значимого события, волнующей ситуации, интересного образа происходит активнее в преобладающем на данном возрастном периоде виде совместной творческой проектной деятельности в условиях взаимодействия образовательных организаций (дошкольная ступень) и учреждений культуры (библиотека). Для ребенка такой вид взаимной со сверстниками деятельности важен тем, что особенность творческой деятельности состоит в восприятии не событий, а переживаний, где художественное восприятие предполагает «перенос» себя на героя, частичное отождествление себя с ним или с событием.
Описание, обоснование и анализ различных методов творческого развития детей дошкольного возраста приведены в исследовательских работах современных авторов (А. Г. Гогоберидзе, Н. Ф. Губанова, О. П. Радынова и др.).
В их основе лежит универсальная концепция Н. А. Ветлугиной, в которой важное значение имеет метод творческих заданий. Они, по мнению этого ученого, включают в себя два основных компонента: обучающий и творческий.
Творческий компонент подразумевает формирование умения создавать новое, сочинять и импровизировать под руководством педагога. Подобные задания формируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств.
В своей работе Н. А. Ветлугина выделяет три типа творческих заданий по степени сложности:
1) задания, требующие от дошкольника ориентировки в творческой деятельности при помощи установки: сочини, придумай, найди, измени;
2) задания, вызывающие целенаправленные действия (ребенок в процессе их выполнения попадает в постоянно меняющуюся ситуацию, начинает искать новые комбинации в совместной деятельности со взрослым);
3) задания на самостоятельные действия детей: обдумывание замысла, выявление художественных средств, возможность применения своей продукции [1].
Обучающий компонент творческих заданий предполагает активное усвоение художественного опыта, проявление инициативы и самостоятельности в художественной деятельности.
Анализируя сущность термина «творческие задания», Н. А. Ветлугина выдвигает идею о взаимосвязи обучения и творчества: когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, тогда возможно успешное развитие творчества. Данные методы применимы как в образовании, так и в области культуры.
Многообразие видов культурно-досуговой деятельности позволяет включать их в жизнь детей не только в дошкольных группах, но и в учреждениях культуры (библиотеках). Они являются важными составляющими деятельности, позволяют формировать характер и личные качества. В сложившихся на этапе дошкольной ступени образования условиях к данной проблеме необходим новый подход, который опирался бы на методологию, предполагающую глубокую теоретическую основу, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно-обоснованного подхода к организации свободного времени детей с целью развития их творческих способностей.
На основе изученного научного и собственного практического опыта нами была разработана педагогическая модель развития творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-досуговой деятельности в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры. Эта универсальная модель подразумевает такие компоненты, как цель и задачи, содержание, принципы, организационные формы, методы, средства и результат (рис. 3). Моделирование проходило на основе ведущих подходов: системного, культурологического, гуманно-личностного, деятельностного.
Положительным практическим примером содержательного досуга детей на основе взаимодействия дошкольных отделений образовательных комплексов и учреждений культуры (детских библиотек) может являться опыт организации и проведения регионального творческого конкурса-проекта «Краски Чувашии». Он был разработан в рамках цикла мероприятий по знакомству детей с многообразием национальных культур народов Российской Федерации сотрудниками дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 1359 имени авиаконструктора М. Л. Миля» г. Москвы и детской библиотеки № 207 имени В. В. Бианки ГБУК ЦБС ЗАО г. Москвы. Его основной целью стало привлечение внимания, познавательной активности и творческого интереса дошкольников к богатой материальной и духовной культуре, истории, природному достоянию Чувашии.
Организаторами конкурса были сформулированы и успешно реализованы следующие задачи:
- развитие творческих способностей, воображения дошкольников с помощью осмысления и творческого восприятия ими исторического и этнокультурного материала;
- привлечение внимания конкурсантов к изучению народной культуры, материального и духовного наследия чувашского народа на основе творческой работы, художественно-эстетического осмысления;
- популяризация чувашской народной культуры, памятников национальной литературы и искусства.
Силами сотрудников детской библиотеки была подготовлена информационно-справочная база проекта: передвижная книжно-иллюстративная выставка для дошкольников; мультимедийная презентация, содержащая тематические модули (природа Чувашии, достопримечательности, народный костюм, красота орнамента, традиции). Библиотекари в рамках в нестационарной работы провели интерактивные занятия с детьми, педагоги дошкольных отделений - цикл тематических занятий и досугов, направленных на знакомство с культурой Чувашии, а затем предложили им творческое задание: на основе услышанного, увиденного и осознанного материала создать творческую работу на заданную тематику.
Развитие воображения посредством осмысления исторического и культурного материала
Активизация познавательной деятельности
Организация и реализация
проектной деятельности
Воспитание эмоциональной отзывчивости на
произведения искусства (музыка, живопись) и литературы
Расширение представлений об изучаемом объекте
Образовательная организация
Учреждения культуры
Интегративная социокультурная среда
Творческие задания
Интерактивные, тематические досуги
Методы: информационно-рецептивный, эвристический, проблемный, иллюстративный, репродуктивный; поощрения, упражнения, убеждения
Викторины, презентации
Мастер-классы
Игры-представления (спектакли)
Принципы: интеграции, цикличности интереса, добровольности, свободы, доступности, сотворчества, педагогической поддержки
Концерты, фестивали, конкурсы
РЕЗУЛЬТАТ: развитие творческих способностей дошкольников
Рис. 3. Модель эффективного ведения культурно-досуговой деятельности дошкольников в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры
Младшие дошкольники готовили коллективные работы вместе с воспитателями, дети среднего дошкольного возраста выполняли задание с родителями, закрепляя и обогащая полученные в группе знания и умения в процессе выполнения творческого задания. Воспитанникам старших групп была предоставлена большая творческая самостоятельность: они выполняли авторскую работу, опираясь на предоставленные им иллюстративные материалы и наглядные пособия.
Успешный опыт взаимодействия учреждений культуры и образования г. Москвы по проведению конкурса-проекта «Краски Чувашии» как действенной формы культурно-досуговой деятельности позволил расширить его географию.
Резюме. Таким образом, культурно-досуговая деятельность, являющаяся важным самостоятельным и специфическим компонентом воспитательно-образовательного процесса не только образовательных организаций, но и учреждений культуры, создает полноценные условия для развития ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических), а также различных видов искусства, имеет огромный потенциал для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1983. - 286 с.
2. ДворкинаМ. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. - М. : Профиздат, 2000. - 44 с.
3. Дыбина О. В. Творчество как сущностная характеристика человеческого бытия. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 88 с.
4. Зацепина М. Б. Виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 6. - С. 4-23.
5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества : книга для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мне-мозина, 1995. - 160 с.
6. ЛернерИ. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М. : Знание, 1980. - 180 с.
7. Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И., Верясова Е. С. Социология дошкольного детства // Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. - М. : Ин-т социологии образования РАО, 2013. -268 с.
8. Созинова М. В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.07. - СПб., 2004. - 159 с.
9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М. : Просвещение, 1968. - 557 с.
10. Харькова И. В. Структура управления территориальной сетью общедоступных библиотек сверхкрупного города: современное состояние и перспективы совершенствования : дисс. ... канд.пед. наук : 05.25.03. - М., 2001. - 178 с.
UDC 373.2.036:379.8 DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.014
G. E. Zhukova, V. S. Golovachev
POTENTIAL OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AT PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF INTERACTION OF EDUCATIONAL AND CULTURAL INSTITUTIONS
Moscow State Regional University, Moscow, Russia
Abstract. The article presents the authors' opinion on the problem of development of creative abilities in cultural and leisure activities; considers the potential of cultural and leisure activities as a complex space, as well as an important and specific component of the educational process which contributes to the disclosure of the creative potential of preschoolers; pays special attention to the organization of this process in the conditions of interaction of educational and cultural institutions in the implementation of creative projects. The authors presented the experience of organizing and holding a competition for preschoolers «Colors of Chuvashia» as a positive example of the organization of successful interdepartmental cooperation.
Keywords: cultural and leisure activities, preschool children, creativity, interaction of educational and cultural institutions.
REFERENCES
1. Vetlugina N. A., Keneman A. V. Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya v detskom sadu : uchebnoe posobie dlya studentov ped. in-tov. - M. : Prosveshchenie, 1983. - 286 s.
2. DvorkinaM. Ya. Bibliotechnoe obsluzhivanie: novaya real'nost'. - M. : Profizdat, 2000. - 44 s.
3. Dybina O. V. Tvorchestvo kak sushchnostnaya harakteristika chelovecheskogo bytiya. - M. : Pedago-gicheskoe obshchestvo Rossii, 2001. - 88 s.
4. Zacepina M. B. Vidy i formy kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti doshkol'nikov // Detskij sad ot A do Ya. -2005. - № 6. - S. 4-23.
5. Komarova T. S. Deti v mire tvorchestva : kniga dlya pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij. - M. : Mnemo-zina, 1995. - 160 s.
6. Lerner I. Ya. Process obucheniya i ego zakonomernosti. - M. : Znanie, 1980. - 180 s.
7. Sobkin V. S., Skobel'cina K. N., Ivanova A. I., Veryasova E. S. Sociologiya doshkol'nogo detstva // Trudy po sociologii obrazovaniya. T. XVII. Vyp. XXIX. - M. : In-t sociologii obrazovaniya RAO, 2013. - 268 s.
8. Sozinova M. V. Dosugovaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya tvorcheskogo potenciala starshih doshkol'nikov : diss. ... kand. ped. nauk : 13.00.07. - SPb., 2004. - 159 s.
9. Ushinskij K. D. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya. - M. : Prosveshchenie, 1968. - 557 s.
10. Har'kova I. V. Struktura upravleniya territorial'noj set'yu obshchedostupnyh bibliotek sverhkrupnogo gorod a: sovremennoe sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya : diss. ... kand.ped. nauk : 05.25.03. - M., 2001. - 178 s.
© Zhukova G. E., Golovachev V. S., 2019
Zhukova, Galina Evgenyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Primary Education, Moscow State Regional University, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
Golovachev, Vladimir Sergeevich - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Moscow State Regional University, Head of the Department, V. Bianky Children's Library № 207, Centralized Library System of the Western Administrative District of Moscow, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on December 05, 2018