Научная статья на тему 'Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших школьников'

Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2663
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
досуг / детский досуг / организация досуга / организация досуга старших школьников / старший дошкольный возраст / взаимодействие педагогов и родителей
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших школьников»

Данг Лан Фыонг

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. В. Крулехт.

Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего

уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духов -ность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К. Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность»1. Сказанное выше предопределяет интерес к исследова-ниям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.

С позиции современных исследователей (А. Б. Антонова2, А. В. Даринский3, М. Б. Зацепина4, М. В. Созинова5 и др.) досуг - сложное социальное явление, вклю-

9 2

чающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства (Б. А. Титов6). Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга в российской дошкольной педагогике последних лет.

Семья и детский сад - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, характерного для этноса. Для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга, что создает для нас дополнительную возможность сравнительного анализа организации детского досуга в России и Республике Вьетнам.

Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей мы рассматриваем как процесс взаимосвязи в триаде «педагог - ребенок - родители». Согласно концепции целостного развития дошкольника как субъекта деятельности (М. В. Крулехт7), объект воспитания - ребенок - является одновременно и субъектом этого процесса.

Констатирующий эксперимент, цель которого - выявить сильные и слабые стороны традиционной практики взаимодействия семьи и детского сада в организации досуга старших дошкольников, осуществлялся в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (Россия) и Ханоя (Вьетнам). Базу исследования составили 100 детей 5-6 лет (50 российских и 50 вьетнамских) и 100 родителей, а также 60 воспитателей старших групп и 20 заведующих дошкольных образовательных учреждений России и Вьетнама. Исследование проводилось

средствами анкетирования, наблюдения и педагогического эксперимента.

Анализ полученных результатов пока -зал, что в дошкольных учреждениях, как России, так и Вьетнама, досуг ребенка рассматривается как одна из форм организации детской деятельности. Детский досуг целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности: игры, рисования, конструирования и пр. Вместе с тем анализ практики детских садов свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и др.).

Эффективность сотрудничества детского сада и семьи в организации досуга детей может быть обеспечена при условии единства в понимании взрослыми сущности детской досуговой деятельности, ее роли в развитии ребенка. В связи с этим в анкету для воспитателей и родителей были включены соответствующие вопросы. Анализ ответов выявил, что большинство родителей (64%) и воспитателей (87%) осознают значимость содержательного детского досуга для развития ребенка, однако преобладают суждения о его развлекательной сущности. Родители заботясь, как они считают, о развлечении ребенка в выходные дни («дать возможность ребенку отдохнуть от детского сада»), практически никак не организуют свободное время детей в будни.

В дошкольных учреждениях воспитатели пытаются использовать досуг в целях разностороннего образования ребенка. В детских садах (особенно в России) предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-

творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, обучению детей иностранному языку, развивающим играм, обеспечивающим эффективную подготовку к обучению в школе.

Большинство родителей (66% российских и 58% вьетнамских) охотно принимают предлагаемые образовательные услуги, рассматривая их как важное средство эстетического развития, подготовки к школе и развития творческого потенциала своего ребенка. Однако родители осуществляют выбор кружков за детей, ориентируясь на свое желание. По данным нашего опроса, только 8% российских и 6% вьетнамских старших дошкольников имели возможность самостоятельного выбора дополни -тельных занятий.

Полученные результаты свидетельствуют о взаимном стремлении педагогов и большинства родителей обогатить детский досуг, вместе с тем взрослые явно недооценивают возможности самостоятельного выбора занятий по интересам ребенком. Организуя досуг, взрослые относятся к детям скорее как к объектам, чем субъектам досуговой деятельности.

Индивидуальные беседы с детьми, а также анализ детских рисунков позволили выявить характерные особенности досуга старших дошкольников в семье по будням и выходным дням. Досуг старших дошкольников, как в российских, так и во вьетнамских семьях, однообразен и беден по содержанию; недостаточно наполнен продуктивными видами деятельности; преобладают пассивные формы проведения досуга. Детский досуг носит в большей степени развлекательный характер, не полностью отвечает индивидуальным склонностям и половозрастным интересам старших дошкольников, что затрудняет освоение детьми позиции субъекта в досуговой деятельности.

Результаты свидетельствуют об определенной недооценке родителями развиваю-

щих возможностей содержательного досуга в семье, что требует повышения их педа-готической культуры в данном вопросе. Однако данные анкетирования воспитателей выявили, что родители редко обраща-ются к ним по вопросам организации досуга в семье (57% ответов российских и 66% ответов вьетнамских воспитателей). Наблюдение процесса взаимодействия воспитателей с родителями в повседневном общении также подтвердило кратковременность и эпизодичность контактов взрослых в вопросах организации детского досуга, что не позволяет говорить о серьезной, продуманной программе совместной работы в этом направлении.

Опрос воспитателей и родителей воспитанников вскрыл противоречие между осоз -нанием значимости общения для совместного решения задач по воспитанию детей и неудовлетворенностью взрослых от существующего взаимодействия. Так, 80% родителей российских дошкольников не удовлетворены традиционными формами работы детского сада с семьей (родительские собрания, консультации) и только 2% положительно относятся к таким формам взаимодействия, как «Круглый стол», «Телефон доверия», семинары-практикумы, которые 25% воспитателей расценивают в качестве современных форм взаимодействия с семьей. Анализ ответов показывает стремление родителей к более откровенному и доверительному общению с педагогами, потребность в психолого-педагогических консультациях, компетентной помощи в выборе для своего ребенка средств развития его способностей и творческого потенциала.

Таким образом, проведенное исследование показало, что родители старших дошкольников нуждаются в педагогических знаниях для организации содержательного досуга ребенка в семье; предоставляемая им помощь детского сада в этом направлении их не удовлетворяет полностью. Родители испытывают трудности в организации детского досуга из-за недостатка времени, опыта, из-за недооценки важности данного

вида деятельности, незнания способов организации, приемов руководства, возрастных особенностей детей, игнорирования желаний и интересов своего ребенка.

В ходе исследования установлено, что организация культурно-досуговой деятельности в условиях семьи, использование свободного времени в целях развития ребенка и приобщения его к культуре тесно связа-ны с общей культурой, образованием и педагогической культурой родителей. Семьи с более высоким уровнем достатка и образования родителей чаще предоставляют детям возможность посещать музеи, театры, концерты, организовывают спортивнооздоровительный отдых вместе с детьми и пр. Это определило направление поиска оптимальной модели взаимодействия семьи и детского сада как институтов социализации с учетом социокультурных традиций досуга, характерного для этноса.

Концептуальная идея, лежащая в основе предлагаемой модели, основана на современном понимании взаимодействия как совместной, взаимодополняющей деятельности субъектов, каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи, решая общую задачу развития ребенка как субъекта детской досуговой деятельности. Разработана и апробирована модель взаимодействия взрослых, обеспечивающая успешное сотрудничество детского сада и семьи в воспитании основ культуры досуга старших дошкольников.

Первый этап взаимодействия взрослых обеспечивает базовые условия для его успешности. Задача педагога - найти подход к членам семьи ребенка, создать общую атмосферу доверия, распознать насущные интересы и склонности ребенка, тактично выявить общий культурный уровень родителей, микроклимат в семье, традиции проведения досуга и пр. Здесь целесообразны индивидуальные беседы и анкетирование родителей, использование специальных тестовых и проективных методик для выявления детских интересов и склонностей, традиционных способов

времяпрепровождения ребенка дома в будни и выходные дни.

Второй этап взаимодействия предполагает выработку у его субъектов единства в понимании роли культурно-досуговой деятельности в воспитании и развитии ребенка в период дошкольного детства. Задача педагогов детского сада - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком. Для решения поставленных задач целесообразны: тематические беседы и «открытые дни для родителей», выставки детских фотографий («Это мы в часы досуга», «Экскурсия в “Книжный дом”» - детскую библиотеку и др.), рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел выходные дни», « Как я провел время вчера вечером», «Праздник в детском саду» и пр.).

В ходе данного этапа родители имели возможность под руководством педагогов и психолога просмотреть видеоматериалы по разным видам детского досуга в услови -ях семьи и детского сада. Проведенная работа не только позволила познакомить родителей с многообразием содержательного досуга дошкольника, но и показать им сам образовательный процесс, педагогическую технологию руководства.

Третий этап обеспечивает реализацию взаимодействия по линии индивидуального подхода к конкретному ребенку, определение единой тактики развивающего взаимодействия взрослых в детском саду и семье. На основе диагностической информации педагоги и психолог детского сада совместно с родителями определяют виды дополнительных образовательных услуг, наиболее полно отвечающие склонностям и желаниям их ребенка; дают конкретные рекомендации по созданию условий и руководству детским досугом дома.

Наиболее эффективной формой сотрудничества на данном этапе, как показал анализ проведенной работы, являлась

деятельность клуба «Семейный досуг». Беседы и диспуты взрослых членов клуба позволили родителям осознать важность семейного чтения, совместного с детьми творчества, коллекционирования, домашнего театра и других плодотворных видов досуга в упрочении семейно-родственных отношений и связей. Члены клуба охотно устраивали выставки и презентации творческих работ и коллекций, использовали возможности ДОУ для оздоровительноспортивного и художественно-творческого досуга с детьми. Широкое распространение получили экскурсии и походы вы-

ходного дня. Постепенно складывались общие интересы и темы для обсуждения, родители охотно делились опытом орга-низации детского досуга в будни и выходные дни. В итоге возникло сообщество педагогов и родителей как партнеров в организации содержательного детского досуга.

Проведенная работа показала эффективность поэтапного построения системы взаимодействия взрослых в приобщении старших дошкольников к содержательной культурно-досуговой деятельности, освоении в ней ребенком позиции субъекта.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. С. 25.

2 Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. “Красота. Радость. Творчество”: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000.

3 Даринский А. В. Просветительская работа клубов. М.: Советская Россия, 1986.

4 Зацепина М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой дея-тельности //Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

5 Созинова М. В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников //Автореф. дисс. ... канд. пед. наук., СПб., 2004.

6 Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996.

7 Крулехт М. В. Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия: Сб. научн. труд. / Сост. Н. П. Митрошина и др. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.