Научная статья на тему 'Система управления процессом формирования межличностного общения у старших дошкольников со сверстниками'

Система управления процессом формирования межличностного общения у старших дошкольников со сверстниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1587
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / COMMUNICATION / INTERPERSONAL COMMUNICATION / FORMATION / SENIOR PRESCHOOLERS / CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прищепа Светлана Семеновна

Статья посвящена проблеме формирования межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками; раскрывается система управления данным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process Control System Interpersonal Communicationat the Senior Preschool Children with Their Peers

The article is devoted to the problem of interpersonal communication with peers at children under school age. The system of control this process is revealed.

Текст научной работы на тему «Система управления процессом формирования межличностного общения у старших дошкольников со сверстниками»

вание доказывает действенность этих занятий и индивидуальных бесед с родителями по таким критериям, как улучшение взаимопонимания в семье, повышение культуры внутрисемейного поведения,увеличение количества семей - участников общешкольных мероприятий. Особенно радует тот факт, что на эти мероприятия приходят всей семьей. Таким образом, происходит более тесное общение детей и родителей как внутри одной семьи, так и с другими семьями - прихожан храма, - что способствует установлению благожелательных взаимоотношений между ними, взаимовыручке при решении семейных проблем.

Многолетний опыт работы в данном направлении, а также проведенное исследование показало, что активизация педагогической позиции родителей происходит через формирование их готовности к целенаправленному воспитательному процессу: овладению педагогическими и психологическими знаниями о возрастных особенностях детей, их нравственного развития и воспитания, обретению педагогических умений по организации целесообразной деятельности ребенка в семье. Большую часть таких знаний и умений родители приобретают в сотрудничестве

с воскресной школой, но еще более важным является сам факт активизации педагогической деятельности родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание своих детей. Взаимодействие родителей, педагогов и администрации воскресной школы положительно сказывается на процессе семейного воспитания, позволяет решать значительную часть возникающих проблем, опираясь на нравственные и духовные ценности православной культуры.

Примечания

1 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М., 1981. С. 327.

2 См.: Левицкая И. Б. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников в условиях школьного образования : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 213 с.

3 См.: Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. 176 с.

4 Леднев B. C. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6. С. 4.

5 Куломзина С. С. Что значит молиться Богу? М., 2002. С. 22.

УДК 373.2

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

С. С. Прищепа

Московский гуманитарный педагогический институт E-mail: [email protected]

Статья посвящена проблеме формирования межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками; раскрывается система управления данным процессом.

Ключевые слова: общение, межличностное общение, формирование, старшие дошкольники, система управления.

Process Control System Interpersonal Communication at the Senior Preschool Children with Their Peers

S. S. Prischepa

The article is devoted to the problem of interpersonal communication with peers at children under school age. The system of control this process is revealed.

Key words: communication, interpersonal communication, formation, senior preschoolers, control system.

В качестве одного из важнейших факторов и условий эффективности человеческой деятельности выступает общение. В современном демократическом обществе обостряется противоречие: с одной стороны, существует потребность в гуманном общении между людьми, пронизанном уважением к личности человека, с другой - дефицит доброты, воспитанности, культуры. Это ставит педагогическую науку перед необходимостью формирования межличностного общения со сверстниками у детей, начиная с дошкольного возраста. В рамках Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основными интегративными качествами личности ребенка-выпускника являются

© Прищепа С. С., 2013

С. С. Прищепа. Система управления процессом формирования межличностного общения

владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, использование вербальных и невербальных средств общения, владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

Необходимость формирования положительного опыта общения детей друг с другом обусловлена тем, что отсутствие такого опыта приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к ненужным конфликтам и ссорам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение к ним, вести себя в разговоре в соответствии с нормами этикета, слушать партнера. В настоящее время проблема формирования межличностного общения находится на стыке многих наук: общей и социальной психологии, социологии, этики. Межличностное общение и понимание человека человеком стало предметом исследований А. А. Бодалева, М. А. Вейта, Н. И. Дедкова, Р. А. Кричевского и др.

Проблема формирования умений межличностного общения детей дошкольного возраста исследуется и развивается в отечественной педагогике. Учеными были изучены: специфика формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста (А. М. Изиевой, С. В. Петериной, Е. Ю. Яницкой); пути формирования межличностных умений у школьников (Т. А. Ладыженской, А. В. Мудриком); формирование коммуникативных умений в процессе педагогического общения (А. А. Леонтьевой); развитие коммуникативно-исполнительной техники (В. А. Кан-Калик); методика развития коммуникативных умений: моделирование, упражнения для самоподготовки учителя (И. А. Зязюн).

Под «межличностным общением детей старшего дошкольного возраста со сверстниками» мы понимаем такое общение, которое складывается в процессе взаимодействия ребенка 6-го года жизни со сверстниками с целью удовлетворения потребности в общении и налаживания гуманных отношений между детьми. Формулируя данное определение, мы взяли за основу определение понятия «межличностное общение», которое в общем виде представил А. В. Мудрик1.

Для того чтобы осуществлять процесс формирования межличностного общения, необходимо обозначить и рассмотреть его параметры: потребность и мотив, цель, предмет, средства и результат общения. С точки зрения психологии, целью межличностного общения является удовлетворение потребности в общении. В нашем исследовании целью и результатом общения является изменение отношений, а не передача

информации. Предметом общения являются гуманные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста. Потребность в общении - это потребность индивида как субъекта, как личности в другом субъекте, в другой личности. Исследователи М. И. Лисина2, В. С. Мухина3, С. Г. Якобсон4 отмечают, что ребенок только со сверстниками научается жить в горизонтальной плоскости, а значит - строить особые (личностные, деловые, оценочные) связи, которые он не может выстроить со взрослым. Как показывают специальные исследования Л. Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, ребенка привлекает в сверстнике, прежде всего, возможность реализовать свою потенциальную активность, свободно выражать свои желания и переживания. Ж. Пиаже рассматривал общение сверстников как важный фактор, способствующий разрушению эгоцентризма «только благодаря разделению точки зрения равных ему - сначала других детей, а по мере взросления ребенка и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими детьми, и в мышлении»5.

Потребность в общении со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Е. А. Аркина6, Я. Л. Коломинского7, проявляется в сотрудничестве, признании, уважении, сопереживании и доброжелательном внимании. Для реализации процесса общения партнеры используют различные средства общения. Как отмечала М. И. Лисина, «средства общения - те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком»8. Средствами принято считать два вида коммуникации: вербальную и невербальную. В качестве главной знаковой системы выступает речь. По мнению А. В. Мудрика, «речь обладает связанными друг с другом функциями: выразительной (с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционной (посредством которой “другой” побуждается к действию), изобразительной (посредством которой “другому” изображается, сообщается положение вещей)»9. Для общения между собой дети старшего дошкольного возраста используют выразительные, изобразительные и знаковые средства общения. В отличие от контактов со взрослыми общение ребенка со сверстниками отличают эмоциональная насыщенность, нестандартность, нерегламентиро-ванность. Для старшего дошкольника становится небезразличным мнение товарища, оценка его поступков. В этот период развиваются такие социальные эмоции, как симпатии, привязанность к сверстникам. Старший дошкольный возраст Л. С. Выготский и А. В. Запорожец характеризуют как сензитивный период усвоения, «социального наследования» норм и правил поведения.

В ходе нашего исследования были определены педагогические условия, соблюдение которых позволит успешно формировать межличностное общение у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Результаты наших многочисленных наблюдений и бесед с педагогами свидетельствуют о том, что одним из существенных недостатков процесса формирования межличностного общения у детей со сверстниками является отсутствие системы управления этим процессом. Мы убедились в том, что умения межличностного общения, складывающиеся в результате стихийного процесса их формирования в семье, в дошкольном учреждении, не приобретают необходимые качества у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому важна система управления данным процессом, которая является составной частью педагогического менеджмента. Под ним В. П. Симонов понимает «комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности»10. Формирование межличностного общения у детей со сверстниками будет происходить наиболее эффективно, если управление этим процессом будет осуществляться на научной основе. Как отмечает В. П. Симонов, «научной основой управления образовательным процессом <.> являются реальные и конкретные цели, а также в достаточной степени достоверные <...> принципы и методы управленческой деятельности». М. А. Вейт считает, что научный подход «. учитывает объективные отношения, возникающие и проявляющиеся в деятельности детей, и определяет роль учителя как основной фактор в управлении процессом нравственного воспитания»11. Им были выявлены и обоснованы психолого-педагогические основы управления процессом формирования гуманных отношений в коллективе учащихся средней школы.

Взяв за основу систему управления процессом формирования гуманных отношений в школьном коллективе, предложенную М. А. Вейтом, мы разработали модель управленческой системы, направленную на формирование межличностного общения у детей 6-го года жизни со сверстниками. Она целостна, основана на субъект-субъектном взаимодействии руководителя ДОУ, воспитателей, родителей и детей, в неё входят следующие структурные компоненты педагогического менеджмента:

целевой фактор включает определение методики диагностического исследования, выбор направлений и этапов работы, оптимальных форм и методов;

в основе коммуникативного фактора - установление партнерских взаимоотношений воспитателей, родителей и детей на субъект-субъектной основе, а именно: «родитель - ребенок», «воспи-

татель - ребенок», «воспитатель - родитель - ребенок», что обусловлено ориентацией отношений в дошкольном учреждении на личности ребенка;

содержательно-организационный фактор включает в себя:

создание эмоционально-психологических комфортных условий для работы и взаимодействия субъектов педагогического процесса;

оказание помощи воспитателям в организации разнообразных форм работы с педагогами, родителями, детьми;

участие в проведении первичного консультирования родителей с целью формирования у ребенка межличностного общения со сверстниками;

аналитико-результативный фактор заключается в оценке эффективности предпринятых действий:

обеспечении контроля за выполнением принятого плана, текущем оперативном управлении процессом его реализации, практической деятельности администрации по регулированию основных сторон деятельности коллектива;

проведении анализа и обобщении полученных результатов: сопоставлении достигнутых результатов с ранее намеченным планом, выявлении нерешенных вопросов и недостатков в процессе реализации плана.

В управлении процессом формирования межличностного общения детей со сверстниками можно выделить четыре основных этапа деятельности:

1) координация диагностической работы, направленной на выявление уровня межличностного общения детей со сверстниками;

2) повышение профессиональной компетентности воспитателей, касающейся формирования такого общения;

3) координация образовательной деятельности педагогов, направленной на формирование у детей знаний и умений межличностного общения;

4) координация работы специалистов и педагогов с семьей по данной проблеме.

На первом этапе воспитателям была оказана помощь в выборе диагностических методик, в определении критериев и показателей оценки уровня сформированности межличностного общения детей со сверстниками. Были определены следующие критерии оценки межличностного общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: желание вступать в контакт, умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение), знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Для выявления уровня сформированности первого критерия была использована экспериментальная игра «Секрет» (Т. А. Репиной), выявляющая систему существующих между детьми реальных и избирательных отношений12. Для определения уровня сформи-

100

Научный отдел

С. С. Прищепа. Система управления процессом формирования межличностного общения

рованных умений межличностного общения со сверстниками нами были определены два ряда умений, за основу была взята их градация, определенная лингвистами иноязычной культуры13.

Сущность первого ряда умений заключалась в передаче сообщения (информации, эмоций, отношений) собеседнику как субъекту общения и включала: умение использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность); умение устанавливать контакт (при помощи речевых и неречевых средств); умение выражать свое настроение; умение вести себя в соответствии с нормами этикета (тон общения, размещение партнёров по отношению друг к другу, особенности мимики и жестикуляции). Суть второго ряда заключалась в восприятии информации собеседника как субъекта общения и в выражении своего отношения к услышанному, он состоял из умений внимательно относиться к собеседнику и понимать его эмоциональное состояние. Был использован метод включенного наблюдения за детьми. Для выявления уровня знаний детей этикетных норм поведения в общении была использована беседа с ними. На основе выделенных критериев были выявлены высокий, средний и низкий уровни межличностного общения детей со сверстниками.

На втором этапе с целью повышения профессиональной компетентности воспитателей, касающейся формирования межличностного общения детей со сверстниками, были запланированы и проведены: беседа, анкетирование, круглые столы, консультации.

На третьем этапе осуществлялся контроль за организацией цикла занятий этического характера, в ходе которых дети обучались продуктивным и рецептивным умениям межличностного общения.

Созданию эмоционального настроя у детей способствовали: определенная форма общения в системе взрослый - ребенок (в соответствии с теорией трансактного анализа по Э. Берну), структура занятий и используемые педагогические приёмы. Благодаря главному и постоянному персонажу -Фее из страны Вежливости между воспитателем и детьми устанавливаются следующие стили общения (по Э. Берну):

«Взрослый - Дитя», используя этот стиль, педагог выступает в роли Феи, которая делится с детьми своим опытом, обучая их;

«Взрослый - Взрослый», с помощью этого стиля дети выступают в роли «Взрослых» - помощников Феи, её защитников; они превращаются в волшебников, художников, докторов.

Структура занятия состоит из четырёх этапов: ритуал начала занятия, постановка проблемы, своевременный поиск путей решения проблемы, ритуал прощания. В содержание занятий были включены игры и игровые упражнения, широко

используемые в психокоррекционной, психопрофилактической работе (М. И. Чистяковой, О. В. Хухлаевой), с целью преодоления у детей в начале занятия скованности, пассивности, приобретения навыков саморегуляции и расслабления в конце занятия. В процессе занятий были использованы педагогические приемы: проигрывание ситуаций: «Через стекло», «Утреннее приветствие», «Утешь малыша», эти ситуации позволяли детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её; упражнения, направленные на регулирование речевого дыхания («Погаси свечу»), на изменение интонации, на совершенствование дикции, на сдерживание своих желаний («Выдержанный человек»); чтение и обсуждение литературных произведений (стихотворений, рассказов, сказок, пословиц, дразнилок), которые позволяли воздействовать на сознание, чувства и волю детей; прослушивание музыки; рисование на темы: «Моя семья», «Автопортрет»; игры (Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной), направленные на воспитание гуманных чувств у детей, на создание благоприятного психологического микроклимата в группе; эвристический - теория решения изобретательских задач: «Сказка-перевертыш», «Цепочка слов» (Г. Альтшуллера).

На четвертом этапе формирования общения детей со сверстниками оказывалась помощь и осуществлялся контроль за работой воспитателей с родителями в данном направлении. Для родителей были организованы и проведены родительские собрания, консультации, круглый стол с целью расширения знаний о психологопедагогических основах общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, ознакомления с играми, способствующими закреплению умений межличностного общения у детей.

В ходе опытно-экспериментальной работы была доказана эффективность и результативность системы управления процессом формирования межличностного общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Мы пришли к выводу о том, что сформировать межличностное общение старших дошкольников со сверстниками возможно, если определены критерии и показатели оценки уровня межличностного общения ребенка со сверстниками, разработана технология целенаправленного педагогического процесса, осуществляется взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении.

Примечания

1 См.: Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. 288 с.

2 См.: Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.

3 См.: Мухина В. С. Психология дошкольника / под ред. Л. В. Венгера. М., 1975. 237 с.

4 См.: Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. 144 с.

5 Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1976. С. 389.

6 См.: АркинЕ. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1969. 445 с.

7 См.: КоломинскийЯ. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников (общее и различное) : дис. ... д-ра психол. наук. Минск., 1980. 426 с.

8 Лисина М. И. Указ. соч. С. 57.

9 Мудрик А. В. Указ. соч. С. 35.

10 Симонов В. П. Педагогический менеджмент : 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом : учеб. пособие. М., 1997. С. 168.

11 Вейт М. А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе учащихся общеобразовательной школы : учеб. пособие. М., 1985. С. 39.

12 См.: Репина Т. А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников : задачи и методы исследования // Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978. С. 213-235.

13 См.: Зимняя И. А. Психологические аспекты общения говорящего на иностранном языке. М., 1985. 160 с.

УДК 379.82: 796.01

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

С. А. Фирсин

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье раскрывается организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников, осуществляемой на основе комплексной системы. Целостное воздействие комплексной системы проявляется в том, что она охватывает основные сферы личности школьника (познавательную, мотивационно-ценностную, деятельностную) и влияет на изменение его отношения к себе как личности и члену общества.

Ключевые слова: новые формы физического воспитания, досуговая деятельность школьников.

Organization of Physical Culture Education in School Time Activities S. A. Firsin

The article reveals the organization of physical culture education in school time activities, is based on a complex system. Holistic integrated effects seen in the fact that it covers the main areas of the schoolboy (cognitive, motivational and value, activity), and affects the change in his attitude toward himself as an individual and member of society. Key words: new forms of physical education, leisure activity pupils.

В новых социально-экономических условиях возрастают роль и значение физкультурного воспитания как действенного фактора укрепления здоровья населения, повышения его работоспособности, организации рационального досуга. Важное место в системе воспитания школьников (наряду с другими направлениями этой педагогической деятельности) должно занимать физкультурное воспитание, основанное на использовании активных, регулярных занятий физической культурой и спортом для решения оздоровительно-рекреационных задач. Большое

значение в настоящее время имеют поиск и внедрение в практику воспитания и организации досуговой деятельности учащейся молодежи таких инновационных направлений, форм и методов работы, которые не только декларативно, но и реально содействуют ее приобщению к провозглашаемым гуманистическим идеалам и ценностям. Одним из таких подходов является комплексная система организации физического воспитания в досуговой деятельности учащейся молодежи, которая должна готовить к свободному занятию массовым спортом и превращать зрителей в участников. В такой комплексной системе необходимо учитывать разнообразные мотивы и особенности различных участвующих групп и их спортивные возможности. Что касается мотивов, то следует отметить, что в массовом спорте, который в настоящее время главным образом основывается на концепциях усилия и все большего достижения, нужно в большей степени учитывать новые стремления к отдыху и досугу.

Настоящее исследование посвящено решению проблемы организации физического воспитания в досуговой деятельности школьников Саратовской области в современных условиях, социально-педагогическому и организационному её совершенствованию.

Актуальность данного исследования обусловлена сложившимся в регионе положением, а именно:

неудовлетворительным состоянием здоровья и низким уровнем физической подготовленности школьников;

©Фирсин С. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.