УДК 379.8.09
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА
М.В.Крулехт, Е.В.Гергокова
CULTURAL AND FREE TIME ACTIVITIES AS A MEANS OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF
THE MODERN CHILD
M.V.Krulekht, E.V.Gergokova
Московский гуманитарный университет, [email protected], [email protected]
В статье рассматривается проблема интеллектуального развития подрастающего поколения, педагогический потенциал культурно-досуговой деятельности как средства формирования интеллектуальной готовности к школе в условиях семейного детского сада. Авторы показывают, что инновационный путь развития современного отечественного образования неразрывно связан с запросом на удовлетворение потребностей семьи в вариативных формах обеспечения доступности качественного дошкольного образования. Раскрывается сущность функционирования семейного детского сада как инновационной формы российского дошкольного образования. С позиции педагогической рискологии обоснован риск «потерять качество» в развитии детского интеллекта в процессе воспитания ребенка в кругу семьи. Представлены результаты констатирующего этапа исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу. Предлагается способ снятия выявленного противоречия через повышение педагогической компетентности воспитателя семейного детского сада в области организации содержательного детского досуга, реализации потенциала данного вида деятельности для решения задачи развития познавательных интересов и детского интеллекта.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллектуальная готовность к школе, детский досуг, семейный детский сад
The article considers the problem of intellectual development of the rising generation, pedagogical potential of cultural activity in free time at family day care centres as a means of increasing intellectual school readiness. The authors show that innovative way in development of modern home education is inseparably linked with family demands for satisfaction in variative forms to guarantee the access to the qualitative pre-school education. The family day care centre as innovative form of pre-school education in the Russian Federation is under investigation. From the perspective of riskology, there is a risk of affecting quality of children's intellectual development, when they are raised in the family. The authors present the findings of the verification stage of their research proving the advanced hypothesis. The problem of insufficient intellectual development of preschoolers in family day care centres can be tackled by developing professional competence of the staff. There is an urgent need for organizing child's leisure time, rich in content, for developing cognitive interests and child's intellect.
The key words: intellectual development, intellectual school readiness, child's leisure time, family day care centre
В современных концепциях воспитания подчёркивается важность интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, согласно И.М.Ильинскому [1], воспитание жизнеспособной, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самой себе личности требует формирования способности к постоянному саморазвитию интеллекта, способности к пониманию и интерпретации происходящего, развития альтернативного мышления.
В исследованиях М.А.Холодной [2] и ее учеников убедительно доказано, что чем выше уровень интеллектуального развития, тем сложнее по составу и строению индивидуальный ментальный опыт и, соответственно, тем более субъективно богатой и в то же время объективированной является умозрительная «картина мира». Именно интеллект как система психологических механизмов позволяет человеку выстраивать внутреннюю адекватную модель окружающего мира и оптимально организовывать в нем свое поведение и деятельность.
Современное информационное общество требует от человека широты умственного кругозора,
гибкости и вариантности оценок событий, готовности к принятию нового, пониманию причин и последствий, умения мыслить в категориях вероятного, отказа от субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции.
Анализ современных психологических исследований в области интеллекта [3, 4] позволяет констатировать, что его развитие зависит от целого ряда факторов: социокультурных, личностных, нейрофизиологических, наследственных и др. Образование является важнейшим фактором интеллектуального развития человека, поэтому важно, чтобы на каждой ступени образования оно обеспечивало личностный рост, способность современно мыслить и успешно решать доступные возрасту интеллектуальные задачи.
Исследования отечественных [5, 6] и зарубежных [7] учёных определяют дошкольный возраст как оптимальный для развития мышления ребёнка, формирования его познавательной активности. В ряде психологических исследований установлено, что темп интеллектуального развития детей дошкольного
возраста более высок, чем в последующие возрастные периоды. В дошкольной педагогике высокий уровень интеллектуального развития, познавательного интереса и любознательности рассматривается как залог успешного школьного старта.
Характерные для последних лет перемены в содержании и структуре начального школьного образования обострили проблему качественной подготовки ребенка к школе. Современная педагогика нацелена на исследование эффективных средств и условий, обеспечивающих полноценную подготовку ребенка к школьной жизни в условиях детского сада и семьи.
Семейный детский сад — инновационная модель дошкольного образования [8]. В 2011 году в Москве было открыто 560 семейных детских садов, сейчас их более 660; в них воспитываются более 2 тысяч детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Семейный детский сад является структурным подразделением государственной образовательной организации и реализует общеобразовательную программу дошкольного образования, что должно обеспечить детям равный старт в преддверии школы. Функции воспитателя в семейном детском саду выполняет мать многодетной семьи, как правило, не имеющая специального педагогического образования, что обусловливает риск «потери качества», может стать причиной недостаточной эффективности проводимой воспитательно-образовательной работы. Становление сети семейных детских садов требует поиска эффективных средств интеллектуального развития старших дошкольников в преддверии их поступления в школу.
В условиях обычного детского сада к традиционным средствам формирования интеллектуальной готовности к школе относят игру, художественную деятельность, обучение на занятиях, общение со взрослыми и сверстниками, детскую литературу. Руководство данными видами детской деятельности в целях развития интеллекта ребенка требует от воспитателя владения специальными методиками, что весьма сложно для воспитателя семейного детского сада, не имеющего специальной профессиональной подготовки.
В исследованиях последних лет [9] показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства. Детский досуг — своеобразный вид деятельности, включающий в себя отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество. Данный вид детской деятельности не изучался специально как средство формирования интеллектуальной готовности к школе, но в условиях семейного детского сада он может иметь особый интерес как предоставляющий уникальную возможность непрофессиональному воспитателю развивать любознательность, интеллектуальные способности и познавательные интересы детей в разных видах содержательного досуга за счет свободного выбора деятельности ребенком.
Выдвинутая гипотеза потребовала изучения складывающейся практики работы семейных детских садов. В ходе специального исследования нами изучалась культурно-досуговая деятельность дошкольников в условиях семейного детского сада и её влияние на формирование интеллектуальной готовности к
школе. Эксперимент проводился в старших и подготовительных группах ГБОУ и в семейных детских садах (СДС) г. Москвы. Как показала исследовательская работа, различие уровней интеллектуального развития детей семейных и обычных детских садов является существенным. Старшие дошкольники, посещающие ГБОУ, имеют более высокие показатели развития интеллекта, чем их сверстники, воспитанники семейных детских садов. Так, высокий уровень общего интеллекта имеют 4% детей семейных детских садов и 8% дошкольников, посещающих обычный детский сад; уровень интеллекта ниже среднего обнаружен у 52% детей СДС, в обычных детских садах — у 36% воспитанников. Все воспитанники семейных детских садов имеют средний уровень овладения действиями наглядно-образного мышления, тогда как в обычном детском саду у 4% детей этот уровень существенно выше среднего.
Наблюдения, индивидуальные беседы с детьми и взрослыми позволили выявить особенности организации и содержания культурно-досуговой деятельности семейного детского сада. Игра — основное содержание детского досуга, однако игры дошкольников в семейных детских садах заметно отличаются от игр их сверстников в обычных дошкольных учреждениях. Дети в семейных детских садах предпочитают компьютерные игры (60%), игры с «Лего» (20%), подвижные игры (12%) и практически не играют в на-стольно-печатные и сюжетно-ролевые игры (8%); тогда как воспитанники обычных детских садов отдают предпочтение коллективным сюжетно-ролевым (60%) и настольным играм (40%).
Виды досуга воспитанников СДС менее разнообразны. Дети предпочитает просмотр телепередач, прогулки и компьютерные игры. Рисование, чтение литературы и конструирование как виды досуга используются существенно реже, чем в образовательном процессе обычных детских садов. В СДС практически не используются такие виды досуга, как походы и экскурсии. Посещение музеев и выставок 80% дошкольников семейного детского сада считают скучным занятием, что косвенно свидетельствует о низком уровне педагогической компетентности воспитателей в вопросах организации детского досуга.
Рисуночный тест «Как я провожу свободное время» позволил раскрыть характерные особенности досуговой деятельности детей. Большинство воспитанников СДС (80%) изобразили себя без родителей, нарисовав, как они смотрят телевизор или играют в компьютерную игру, а также с домашними или вымышленными животными. Цветовая гамма этих рисунков подтверждает, что дети эмоционально переживают недостаток родительского внимания. Только на 20% детских рисунков присутствуют родители: совместные игры, прогулки всей семьёй в парке, поход в цирк и пр. Эти рисунки яркие, насыщены красками. Рисунки старших дошкольников, посещающих обычные детские сады, более содержательны. Почти все рисунки (92%) являются отображением детского досуга в группе: игры, рисование, прогулки, занятия с воспитателями.
Уровень профессиональной компетентности воспитателей семейных детских садов невысок: они затруднялись в определении сущности детского досуга и не осознавали данный вид детской деятельности как средство интеллектуальной готовности к школе. Большинство воспитателей СДС полагают, что интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в умении читать, считать и писать. Только 20% воспитателей включили в интеллектуальную готовность познавательную активность ребёнка его умение анализировать, обобщать, сравнивать, а также развитие мышления, памяти и внимания.
Эффективные средства развития интеллектуальных способностей старшего дошкольника (чтение литературы, развивающие игры, посещение музеев, театров, выставок и т.д.) используются воспитателями СДС редко из-за проблем, возникающих при организации детского досуга: нехватки времени и разновозрастного характера группы. В ходе исследования было выявлено, что воспитатели семейных детских садов практически не обращаются за консультациями по вопросам организации и содержания детского досуга к педагогам-профессионалам. Они уверены, что умеют организовывать детский досуг, однако наблюдения и оценки экспертов свидетельствуют об обратном. Основное внимание воспитатели СДС уделяют уходу за детьми раннего возраста, тогда как старшие дошкольники предоставлены сами себе, проводят время за компьютером или у телевизора.
Анализ планов учебно-воспитательной работы подтвердил недостаточное использование детского досуга как средства формирования интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Воспитатели семейных детских садов используют досуг преимущественно в целях развлечения ребёнка, планы часто корректируются из-за нехватки времени, недостатка материальных средств, из-за болезни ребёнка или бытовых проблем. По мнению экспертов, причина недостаточного использования досуга как средства формирования интеллектуальной готовности к школе — в низком уровне педагогической культуры, пассивности воспитателей СДС и отсутствии взаимодействия с ГБОУ.
Таким образом, проведенное исследование показало, что педагогический потенциал содержательной досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного детского сада в настоящее время не используется в полной мере как средство интеллектуального развития дошкольников. Реализация задачи обеспечения равных возможностей старта всех детей, приходящих в начальную школу, возложенная на семейные детские сады, не обеспечивается, что обусловливает необходимость повышения педагогической компетентности воспитателей семейного детского сада в вопросах организации досуга старших дошкольников во взаимодействии с педагогами ГБОУ; а также разработки поэтапной педагогической технологии организации культурно-досуговой
деятельности, ориентированной на максимальное развитие интеллектуального потенциала старших дошкольников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1. Ильинский И.М. Образование. Молодёжь. Человек (статьи, интервью, выступления). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. С.332-334.
2. Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002. С. 206.
3. Богомолова М.В., Тихомирова Т.Н. Влияние обогащенной образовательной среды на интеллектуальное и креативное развитие детей старшего дошкольного возраста // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т.4. №3. С.121-127.
4. Марютина Т.М. Промежуточные фенотипы интеллекта в контексте генетической психофизиологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т.4. №2. С.22-47.
5. Диагностика умственного развития дошкольников. / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
6. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1998. 192 с.
7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. СПб.: Союз, 1997. 256 с.
8. Волкова Т.В., Червова А.С. Семейный детский сад. М.: Айрис-пресс, 2011. 208 с.
9. Крулехт М.В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании Человека Культуры // Знание. Понимание. Умение. 2012. №4. С.289-294.
References
1. Il'inskii I.M. Obrazovanie. Molodezh'. Chelovek (stat'i, in-terv'yu, vystupleniya) [Education. Youth. Man (articles, interviews, speeches)]. Moscow, MHU Publ., 2006, pp. 332334.
2. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta [Psychology of Intelligence]. Saint Petersburg, Peter Publ., 2002, p. 206.
3. Bogomolov M.V., Tikhomirov T.N. Vliyanie obogashchen-noy obrazovatel'noy sredy na intellektual'noe i kreativnoe razvitie detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Effect of enriched educational environment on intellectual and creative development of preschoolers]. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2007, vol. 4, no. 3, pp. 121127.
4. Mariutina T.M. Promezhutochnye fenotipy intellekta v kon-tekste geneticheskoy psikhofiziologii [Intermediate pheno-types of intelligence in the context of genetic psychophysiol-ogy]. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2007, vol. 4, no. 2, pp. 22-47.
5. Wenger L.A., Kholmovskaya V.V. (eds). Diagnostika umstvennogo razvitiya doshkol'nikov [Diagnostics of mental development of preschoolers]. Moscow, Pedagogics Publ., 1978. 248 p.
6. Poddyakova N.N., Sohina F.A. (eds). Umstvennoe vospitanie detey doshkol'nogo vozrasta [Mental education of preschoolers]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1998. 192 p.
7. Piaget J. The Language and thought of the child. London, Routledge & Kegan Paul, 1962. (Russ. ed.: Rech' i myshlenie rebenka. Saint Petersburg, Soyuz Publ., 1997. 256 p).
8. Volkova T.V., Chervova A.S. Semeynyy detskiy sad [Family daycare]. Moscow, Airis-press Publ., 2011. 208 p.
9. Kruleht M.V. Pedagogicheskiy potentsial detskogo dosuga v vospitanii Cheloveka Kul'tury [The pedagogical potential for children's leisure in the upbringing of the Person of Culture]. Knowledge. Understanding. Skill, 2012, no. 4, pp. 289-294.