Проблема взаимодействия педагогов и воспитателей в семейном детском саду
Е. В. Гергокова (Московский гуманитарный университет)
В статье рассматривается основная проблема введения инновационной модели дошкольного образования «семейного детского сада»: отсутствие взаимодействия между его педагогами и воспитателями. Это существенно затрудняет воспитательно-образовательный процесс. Ключевые слова: семейный детский сад, дошкольное образование, педагогическое взаимодействие, воспитатель детского сада, инновации в педагогике.
Семейный детский сад (СДС) — инновационная модель российского дошкольного образования. Ее целевое назначение — поддержка многодетных семей; укрепление семьи как общественного института; обеспечение разностороннего развития детей на основе реализации общеобразовательной программы дошкольного образования и предоставления детям равного старта в преддверии школы. В 2012 г. в Москве было открыто 618 СДС, в которых воспитываются и обучаются более 2000 дошкольников.
Семейный детский сад организуется на базе государственного образовательного учреждения (ГБОУ) и является его структурным подразделением. На должность воспитателя семейного детского сада назначается мать многодетной семьи, как правило, не имеющая специального педагогического образования. Как показывает практика, это становится причиной недостаточной эффективности проводимой ею воспитательно-образовательной работы. Можно полагать, что повышение эффективности работы семейного детского сада в подготовке старших дошкольников к школе требует взаимодействия педагогов детского сада и воспитателей СДС в организации повседневной детской деятельности.
Главная задача детского сада и семьи, по мнению М. В. Крулехт, — создать единое образовательное пространство, обеспечить взаимодействие педагогов и родителей в приобщении ребенка к культуре; помочь ему в освоении позиции субъекта детской деятельности (Крулехт, 20Ш).
В современной науке категория «взаимодействие» является междисциплинарной. Фи-
лософы определяют «взаимодействие» как всеобщую форму связей тел и явлений, выражающуюся в их взаимном влиянии. Психологи раскрывают взаимодействие как процесс взаимного влияния людей в процессе общения и совместной деятельности, а также через категорию «отношения», особо подчеркивая его эмоциональную сторону.
В русле нашего исследования особо интересны подходы к рассмотрению взаимодействия педагогов и родителей в отечественной дошкольной педагогике. В исследованиях последних лет, например, М. В. Крулехт данная проблема рассматривается в контексте культурологического и целостного подхода к воспитанию и развитию человека в онтогенезе (Крулехт, 2012Ь). Разработана модель взаимодействия детского сада и семьи, которая представляет собой последовательные этапы становления деятельности педагогов и родителей как партнеров-субъектов, обеспечивающих целостное развитие ребенка. Этапы взаимодействия ориентированы на согласование ценностных ориентаций и интересов, последовательное содействие, взаимное дополнение и координацию выполняемых социальных ролей.
Т. И. Бабаева определяет основу взаимодействия детского сада и семьи в подготовке старших дошкольников к обучению в школе следующим образом: это принятие субъектами взаимодействия единой цели, выработка единого подхода к задачам, содержанию, методам подготовки детей к школе, применение единой тактики воспитания и развития ребенка в детском саду и семье (Бабаева, 1998).
Мы полагаем, что названные модели могут стать основой для взаимодействия педагогов
ГБОУ и воспитателей семейного детского сада, так как семейный детский сад — в первую очередь семья ребенка, где воспитателем является его мать.
В ходе специального исследования нами изучалась складывающаяся в Москве практика работы с воспитателями семейных детских садов в вопросах организации содержательного детского досуга, обеспечивающего формирование общей готовности детей к школе. Эксперимент проводился на базе 18 ГБОУ, имеющих структурное подразделение «семейный детский сад».
В результате анкетирования, индивидуальных бесед с воспитателями семейных детских садов и педагогами ГБОУ выявилось отсутствие взаимодействия в их работе. Общение специалистов детского сада и воспитателей семейных детских садов носит формальный характер и сводится к ознакомлению с перечнем используемых в детском саду образовательных программ, составлению расписания занятий и работе с отчетными документами.
Педагоги и руководители ГБОУ осознают значимость взаимодействия с воспитателями семейных детских садов, но оно понимается лишь как «передача» минимума педагогических знаний об особенностях развития ребенка, методах воспитания через ознакомление с методической литературой по вопросам готовности к школе. Педагоги-профессионалы воспринимают воспитателей семейных детских садов не как педагогов и равноправных партнеров совместной деятельности, а как родителей своих воспитанников. В целях повышения компетентности воспитателей СДС используются беседы и консультации, базирующиеся на использовании пассивных методов обучения.
Большинство воспитателей семейных детских садов не в полной мере владеют такими профессиональными компетенциями как способность организовать игровую и продуктивные виды деятельности, способность осуществлять взаимодействие с педагогами по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников. Они не осознают значимость содержательного детского досуга в формиро-
вании общей готовности к школе, неохотно общаются со специалистами детского сада, считая организацию детского досуга делом, не требующим специальных знаний. Как показало наше исследование, воспитатели лишь 15% семейных детских садов обращаются за консультациями к специалистам ГБОУ. По сути, не создается единое образовательное пространство: 85% воспитанников СДС не принимают участие в детских праздниках, организуемых на базе ГБОУ, не посещают регулярно занятия по различным видам детской деятельности. Занятая домашними делами и заботой о малышах, мама-воспитатель обедняет детский досуг, лишает ребенка выбора, навязывая старшим детям те формы досуга (просмотр телевизора, компьютерные игры), которые позволяют ей решать бытовые проблемы, что противоречит идеям педагогики ненасилия (Ситаров, 2012).
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость поиска путей эффективного взаимодействия между педагогами дошкольных образовательных учреждений и воспитателями семейных детских садов в вопросах организации содержательного детского досуга для формирования общей готовности ребенка к школе. Без решения данной задачи семейный детский сад как инновационная форма российского дошкольного образования не реализует свое целевое назначение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабаева, Т. И. (1998) Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Детство (альманах). №1. С. 56-71.
Крулехт, М. В. (2012а) Проблема интеграции в современной педагогике // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 257-261.
Крулехт, М. В. (2012Ь) Педагогический потенциал детского досуга в воспитании Человека Культуры // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 289-294.
Ситаров, В. А. (2012) Ненасильственные технологии организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 261-265.
Дата поступления: 15.08.2013 г.
THE PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND CAREGIVERS IN FAMILY KINDERGARTEN E. V. Gergokova (Moscow University for the Humanities)
The article discusses the main problem of the introduction of an innovative model of pre-school education — “family kindergarten”. It is the lack of interaction between its teachers and caregivers. This complicates the upbringing and educational process significantly.
Keywords: family kindergarten, pre-school education, pedagogical interaction, kindergarten teacher, innovations in pedagogy.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Babaeva, T. I. (1998) Tvorcheskoe sotrudnichest-vo detskogo sada i sem’i kak faktor vospitaniia go-tovnosti doshkol’nikov k obucheniiu v shkole // Det-stvo (al’manakh). № 1. S. 56-71.
Krulekht, M. V. (2012a) Problema integratsii v sovremennoi pedagogike // Znanie. Ponimanie. Umenie. №3. S. 257-261.
Krulekht, M. V. (2012b) Pedagogicheskii poten-tsial detskogo dosuga v vospitanii Cheloveka Kul’-tury // Znanie. Ponimanie. Umenie. №4. S. 289-294.
Sitarov, V. A. (2012) Nenasil’stvennye tekhnolo-gii organizatsii obucheniia i vospitaniia detei v obra-zovatel’nykh uchrezhdeniiakh // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 261-265.