Проблема интеграции в современной педагогике
М. В. Крулехт (Московский гуманитарный университет)
В статье рассматривается проблема развития педагогического знания в контексте идей интеграции. Представлен анализ современных исследований о сущности интеграции как педагогической категории применительно к школе и дошкольному образованию. Раскрывается авторский подход к интеграции детской деятельности в образовательном процессе детского сада.
Ключевые слова: интеграция, интеграционные процессы, образовательные области, позиция субъекта, детская деятельность, медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Усиление интеграционных процессов — характерная черта современной науки. Подтверждается предвидение В. И. Вернадского о том, что проблемы, которые будут занимать мысли исследователей, все чаще и чаще не укладываются в рамки определенной сложившейся науки. Проблемы современного мира требуют интеграции научного знания. Это в полной мере касается и дальнейшего развития педагогической науки.
Современная мировая практика образования все более отчетливо развивается в логике интеграционных процессов. Международная интеграция в сфере образования как актуальная проблема современного социума привлекает внимание видных теоретиков, специализирующихся в области философии образования (Гершунский, 1998). В исследованиях последних лет представлен анализ современной образовательной действительности, рассмотренной через призму интеграционных процессов, ее характеризующих (Талалова, 2003). Модернизация отечественного образования связана с выделением образовательных областей как набора соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов, которые включаются в учебный план общеобразовательной школы.
Выявление сути интегративного подхода и определение условий его адекватного применения в образовательном процессе дошкольных учреждений требует обращения к проблеме интеграции как общенаучной. Анализ философских работ (И. В. Блауберга, Б. М. Кедрова, В. А. Лекторского и др.) показывает, что в современной науке под интеграцией понимается не объединение произволь-
ного множества элементов, связанных лишь ситуативно, а переход количества в качество. Интеграция — внутренняя взаимосвязанная и взаимообусловленная целостность, обладающая свойствами, отсутствующими у составляющих ее компонентов; она обеспечивает открытие новых связей и отношений между компонентами путем включения в новые системы связей.
На разных этапах развития педагогики к разработке проблемы интеграции в образовании в рамках различных подходов обращались такие ученые и мыслители, как Я. А. Ко-менский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоц-ци, А. Дистервег, Д. Дьюи, К. Д. Ушинский, С. И. Гессен и др.
Определение сущности интеграции как педагогической категории применительно к школе представлено в трудах М. Н. Берула-вы, В. П. Беспалько, С. В. Васильевой, А. Я. Да-нилюка, К. Ю. Колесиной и др.
Исследователи рассматривают межпредметные связи и выделение образовательных областей как дидактическое условие повышения научного уровня преподавания учебных дисциплин, метод организации учебно-познавательной деятельности учащихся, более глубокий способ решения учебных задач, позволяющий ученикам системно осваивать новый познавательный и ценностный опыт, что не может быть обеспечено традиционными учебными средствами.
Ретроспективный анализ развития отечественной дошкольной педагогики выявляет, что ее становление и переходы к новой педагогической парадигме всегда были взаимосвязаны с проблемой интеграции. Так, становление
российской системы дошкольного образования базировалось на интеграции в мировую педагогическую культуру. Отсюда особый интерес к системам Ф. Фребеля, М. Монтессо-ри, новейшим (для своего времени) научным достижениям психологии, антропологии. Следует заметить также, что становление отечественной дошкольной педагогики в 20-30-е годы XX в. проходило в тесном взаимодействии с педологией — зарождающейся наукой о ребенке, которая пыталась на основе интеграции разных наук о человеке разработать методологию, принципы его целостного изучения.
Демократические преобразования 90-х годов, поиск новой философии дошкольного образования для XXI в. вызвали особый интерес научного сообщества к социокультурному феномену детства (В. В. Абраменкова, В. Т. Кудрявцев, М. В. Осорина, Р. М. Чумичева, Д. И. Фельдштейн и др.). И попытка переосмыслить его содержание, представить современную концепцию детства опять-таки базировалась на интеграции научного знания философии, культурологии, педагогики, психологии.
Анализ тематики диссертационных исследований по дошкольной педагогике также показывает, что исследователи стремятся к решению актуальных проблем, носящих интегративный характер. Так, в исследовании А. С. Никольской метод Монтессори рассматривается как интегративное явление мировой педагогической культуры; М. Б. Зацепина культуру ребенка-дошкольника определяет как интегральное качество личности. В исследованиях последних лет изучается педагогический потенциал тех видов деятельности, которые по своей сути носят интеграционный характер: детский досуг (М. В. Со-зинова, А. А. Крулехт), режиссерская игра (О. В. Солнцева), экспериментирование (О. В. Афанасьева, О. В. Киреева), проектная деятельность (А. Ю. Кузина). Большое количество исследований посвящено и проблеме интеграции, взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.
Модернизация российского образования ориентирована на создание единого образовательного пространства, непрерывного образо-
вания, стандартизацию. В связи с этим и дошкольное образование все более и более интегрируется в эту общую систему. В целом это позитивное явление, но важно, чтобы при данной тенденции к стандартизации и унификации дошкольное образование не потеряло свою уникальность.
Утверждены новые федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы, появилась программа «Успех» как примерная основная общеобразовательная программа для дошкольных учреждений. Авторским коллективам образовательных программ нового поколения было предложено скорректировать свои программы на основе новых федеральных государственных требований.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» каждое дошкольное учреждение должно самостоятельно разрабатывать и утверждать ту образовательную программу, на основе которой будет функционировать. Вместо выбора образовательных программ из набора рекомендованных Минобрнауки РФ — самостоятельная разработка образовательной программы, но на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. Такой подход к модернизации дошкольного образования делает проблему интеграции образовательного содержания еще более сложной.
Переход от единой образовательной программы «Воспитание и обучение в детском саду» к вариативным образовательным программам нового поколения («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др.) не был простым. Педагогов затрудняла интеграция содержания образовательных программ как в работе дошкольного учреждения в целом, так и в работе отдельного воспитателя. Недостаточный уровень профессиональной компетентности не позволял понимать, что программы отличаются не красивыми названиями, а концептуальными подходами, имеют качественное своеобразие. К сожалению, программа «Успех» не имеет четкой концепции. В пояснительной записке лишь вскользь указано, что в ее основе фундаментальные исследования отечественной научной психолого-педагогической
школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста; научные исследования, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования.
В требованиях к разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые названы образовательные области, которые определяют содержание работы дошкольного учреждения. В данном документе их десять: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Определение образовательных областей соответствует общей тенденции развития отечественной системы образования; не противоречит и традиционному подходу к определению содержания дошкольного образования, так как во всех комплексных программах всегда выделялись разделы — своеобразные образовательные области. Однако первую попытку федеральных государственных требований четко определить и назвать образовательные области в дошкольном образовании вряд ли можно считать успешной. Прежде всего смущают отсутствие единого основания для классификации, явная разноуровневость категорий при определении областей даже в их названии, что противоречит современному научному пониманию сути интеграции. Дальнейшая разработка образовательных областей применительно к дошкольному образованию требует серьезных теоретических исследований.
Не менее сложной и актуальной для дошкольной педагогики является проблема интеграции при конструировании целостного образовательного процесса. Данная проблема может быть рассмотрена в нескольких взаимосвязанных аспектах, главными из которых являются проблема интеграции разных видов детской деятельности в целостном образовательном процессе дошкольного учреждения и проблема интеграции усилий взрослых участников образовательного процесса. Это проблема медико-психолого-педагогического со-
провождения развития ребенка и взаимодействия дошкольного учреждения с родителями дошкольников.
Проблема интеграции разных видов детской деятельности в образовательном процессе детского сада достаточно сложна, вызывает затруднения на практике. Специальные исследования показывают эффективность конструирования образовательного процесса на основе концепции целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности (Крулехт, 2011).
Основываясь на идее целостного развития дошкольника как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, педагог по мере взросления ребенка разворачивает перед ним палитру вариативных видов детской деятельности, помогая освоить позицию субъекта, приобрести важный для каждого этапа дошкольного детства социальный опыт, ценностные ориентации, реализовать свой творческий потенциал. В диссертационных исследованиях (О. В. Афанасьева, А. А. Крулехт, М. В. Созинова, О. В. Солнцева, М. М. Стрека-ловская, И. В. Тельнюк и др.) разработаны педагогические технологии интеграции разных видов детской деятельности с учетом возрастных особенностей и пола ребенка. Эти исследования положены в основу педагогической технологии реализации образовательной программы «Детство» (2011). В методических рекомендациях к программе представлен способ конструирования образовательного процесса в детском саду на основе интеграции основных видов детской деятельности, где ребенок занимает позицию субъекта, проявляет активность, самостоятельность и творчество во взаимодействии с педагогом и сверстниками.
Своеобразие образовательного процесса дошкольного учреждения заключается в интеграции совместной с педагогом и самостоятельной детской деятельности в специально созданной предметной развивающей среде. В этом плане интересны разработанные в последние годы педагогические технологии, ориентированные на взаимодействие взрослого с детьми и детей между собой в малых группах (О. В. Афанасьева, О. В. Киреева,
А. А. Крулехт, М. В. Созинова и др.). Такие технологии наиболее эффективны для раскрытия детского творческого потенциала, развития познавательного интереса, исследовательской активности, формирования основ культуры потребления, установления эмоциональных связей, дружеских отношений, взаимопонимания.
Для конструирования целостного образовательного процесса на основе интеграции разных видов детской деятельности весьма интересны исследования, где экспериментально были изучены возможности использования метода проектов Дж. Дьюи в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, в исследовании А. Ю. Кузиной разработана педагогическая технология развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности (Кузина, 2009); в работе А. А. Кру-лехта метод игровых проектов показал свою эффективность как способ организации содержательного досуга мальчиков по конструированию из «бросового» материала (Кру-лехт, 2009).
В программе «Успех» предлагается для интеграции образовательного процесса детского сада использовать комплексно-тематический принцип проектирования на основе календаря праздников. Идея комплексно-тематического планирования не нова, многократно использовалась в разных вариациях. И данный опыт надо использовать, интегрируя с современным пониманием сущности развития человека в период дошкольного детства. Важно, чтобы педагог творчески конструировал образовательный процесс как открытый, чтобы в его основе были содержательная деятельность, интересные для детей проблемы, события, явления. Совместная заинтересованная деятельность детей и взрослых, которая осмысливается, стимулируется, корректируется, поддерживается педагогом. Такой подход к интеграции в образовательном процессе может обеспечить необходимое качество дошкольного образования, тот уровень развития интегративных качеств ребенка-дошкольника, который необходим для успешного школьного старта.
В отечественной и зарубежной дошкольной педагогике накоплен огромный арсенал научного знания, позволяющий иметь в России эффективное, качественное дошкольное образование. Вместе с тем нельзя останавливаться на достигнутом уровне, допускать сомнительные эксперименты, разрушающие уникальное отечественное дошкольное образование. Нам нужны и новые образовательные программы, и новые педагогические технологии, которые должны разрабатываться с учетом субкультуры современных дошкольников, обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение естественного взросления детей. Исходя из тенденций интеграции научного знания можно полагать, что дальнейшее развитие теории дошкольной педагогики в ее еще более тесной интеграции с современной наукой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гершунский, Б. С. (1998) Философия образования для XXI века. М. : Совершенство.
Крулехт, А. А. (2009) Конструирование из «бросового» материала как средство воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5-6 лет. Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина.
Крулехт, М. В. (2011) Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing.
Кузина, А. Ю. (2009) Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности. СПб. : РПГУ им. А. И. Герцена.
Талалова, Л. Н. (2003) Интеграционные процессы в образовании : контекст противоречий. М. : РУДН.
THE PROBLEM OF INTEGRATION IN MODERN PEDAGOGY M. V. Krulekht (Moscow University for the Humanities)
The article deals with the problem of further development of pedagogical knowledge in the framework of the ideas of integration. It analyzes contemporary studies on the essence of integration as a pedagogical category in connection with school and preschool education. The author’s approach to the integration of child activity in the educational process of a kindergarten is presented.
Keywords: integration, integration processes, educational areas, the position of subject, child’s activity, medical support of the child, psychological
follow-up of the child, pedagogical encouragement of the child.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Gershunskii, B. S. (1998) Filosoflia obrazovaniia dlia XXI veka. M. : Sovershenstvo.
Krulekht, A. A. (2009) Konstruirovanie iz «brosovogo» materiala kak sredstvo vospitaniia osnov kul’tury potrebleniia u mal’chikov 5-6 let. Elets : EGU im. I. A. Bunina.
Krulekht, M. V. (2011) Problema tselostnogo razvitiia rebenka-doshkol’nika kak sub’ekta detskoi deiatel’nosti. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing.
Kuzina, A. Iu. (2009) Razvitie u starshikh doshkol’nikov poznavatel’nogo interesa k istorii predmetnogo mira v proektnoi deiatel’nosti. SPb. : RPGU im. A. I. Gertsena.
Talalova, L. N. (2003) Integratsionnye protsessy v obrazovanii : kontekst protivorechii. M. : RUDN.