Научная статья на тему 'Современные технологии дошкольного образования: достоинства и возможные риски'

Современные технологии дошкольного образования: достоинства и возможные риски Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3523
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / THE DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL AGE CHILD / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна

Целью статьи является анализ практики модернизации российского дошкольного образования на основе современных педагогических технологий. В публикации представлена авторская позиция, раскрывающая сущность технологического подхода, позволяющего реализовать идеи ФГОС дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии дошкольного образования: достоинства и возможные риски»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Modern technologies of preschool education: advantages and risks

Krulekht M.

Современные технологии дошкольного образования: достоинства

и возможные риски Крулехт М. В.

Крулехт Мария Вадимовна /Krulekht Maria — доктор педагогических наук, профессор, кафедра дошкольного образования, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: целью статьи является анализ практики модернизации российского дошкольного образования на основе современных педагогических технологий. В публикации представлена авторская позиция, раскрывающая сущность технологического подхода, позволяющего реализовать идеи ФГОС дошкольного образования.

Abstract: the purpose of the article is to analyze the practices of modernization of the Russian preschool education on the basis of modern pedagogical technologies. The article presents the author's position that reflects the essence of the technological approach that allows the GEF to implement the idea of pre-school education.

Ключевые слова: дошкольное образование, современные педагогические технологии, развитие ребенка дошкольного возраста, профессиональная компетентность педагога. Keywords: pre-school education, modern educational technology, the development of pre-school age child, the professional competence of the teacher.

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке признается уникальность и особая значимость дошкольного детства как самоценного периода жизни человека. Действительно, все начинается с детства, когда ребенок активно входит в мир человеческой культуры, приобщается к ее ценностям. В этот период ребенок приобретает базовый социокультурный опыт, начинает формироваться его личность, проявляться индивидуальность. Это обуславливает повышенный интерес к дошкольному образованию как эффективному средству воспитания и развития дошкольников [17, с. 263].

Демократические перемены 90-х годов ХХ века способствовали качественному обновлению российского дошкольного образования, которое вступило на инновационный путь развития. За последние годы существенно изменилось содержание дошкольного образования, детские сады России стали работать по образовательным программам нового поколения («Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и др.), авторские коллективы которых предложили новые подходы к организации образовательного процесса, взаимодействию педагогов с детьми и их родителями. В настоящее время модернизация дошкольного образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, ориентирована на индивидуализацию образовательного процесса для полноценного развития каждого ребенка, наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей его личности. В этом контексте особую значимость приобретают современные педагогические технологии, позволяющие реализовать поставленные задачи [16, с. 57].

Термин «педагогические технологии» получил довольно широкое распространение в контексте современного российского дошкольного образования, что находит отражение в многочисленных публикациях; тем не менее, представляется, что его наполнение нуждается в специальных комментариях. Не ставя задачу полного раскрытия всех интерпретаций данного термина, отметим, что он наполняется разным содержанием: инструментарий; целенаправленное использование объектов, событий и отношений в воспитательном процессе; система инновационных методов, способов и средств обучения, воспитания и развития личности ребенка в современных социокультурных условиях и др. За многозначностью определений не ясна сущность технологии как новой категории дошкольной педагогики, ее качественное отличие от методики воспитания и обучения дошкольников; складывается впечатление простой подмены понятий.

Вместе с тем сущностное своеобразие педагогической технологии кроется в том, что это компонент педагогической системы, созданной в образовательной организации; способ проектирования и конструирования образовательного процесса, позволяющий реализовать цели дошкольного образования, целевые ориентиры ФГОС. Технология выстраивается как система взаимосвязанной деятельности всех участников образовательного процесса; имеет этапы; в ее структуру входит педагогическая диагностика. Важным компонентом технологии является четкое описание необходимой предметно-развивающей среды.

Анализ материалов анонимного опроса 120 воспитателей детских садов Москвы и Московской области (данные 2015 г.) подтверждает, что для педагогов, непосредственно работающих с детьми и их родителями, различие терминов «педагогическая технология» и «методика» весьма туманно. Возможно, это связано с тем, что в учебниках по дошкольной педагогике для вузов данный термин используется, но не раскрывается. Однако без понимания сущности педагогической технологии, базирующейся на достижениях психолого-педагогической науки о дошкольном детстве, есть немалый риск потерять качество дошкольного образования.

Современные технологии дошкольного образования рассматриваются как перспективное направление повышения качества воспитания и развития детей дошкольного возраста. Над их созданием, внедрением в практику работают как целые научные коллективы, так и педагоги-практики, поэтому поле данных технологий весьма мозаично. Несомненным достоинством является направленность на решение актуальных задач сохранения и укрепления детского здоровья, воспитания основ здорового образа жизни («здоровьесберегающие технологии»); ориентация на вызовы, характерные для поликультурного общества(безопасное поведение; адаптация ребенка из семьи мигрантов в детском саду; формирование основ культуры потребления и др.). Следует отметить технологии социально-культурной деятельности и развития творческих способностей детей. Особый интерес представляют технологии организации целостного образовательного процесса на основе метода проектов. Данные технологии учитывают специфику дошкольного образования, отсутствие жесткой предметности, предлагая интегрованное содержание, соответствующее субкультуре современных дошкольников, своеобразию познавательных интересов девочек и мальчиков. Взаимодействие педагога с детьми ориентировано на постановку ребенка в позицию субъекта детской деятельности, развитие самостоятельности, инициативы, любознательности, произвольности поведения, коммуникативных и интеллектуальных способностей [18, с. 257].

Все шире в практике детского сада используются современные информационные технологии: мультфильмы, детские развивающие компьютерные игры, мультимедийные презентации и пр. При всех плюсах их использования для обогащения социокультурного опыта детей за счет расширения виртуального образовательного пространства, нельзя забывать о важности накопления ребенком разнообразного сенсорного опыта традиционным путем познания мира. Доминирование компьютерных игр таит опасность деформации опыта социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, современные технологии дошкольного образования знаменуют качественно новый этап его развития. Применение, а тем более самостоятельная разработка педагогических технологий требует принципиально иного уровня профессионализма - профессиональной компетентности, базовой составляющей которой является понимание сущностного своеобразия этого вида технологий как социальных, в которых исходным и конечным результатом выступает человек.

Литература

1. Гурулева Т. Г. Организация учебно-тренировочного процесса по дзюдо в группах спортивной ориентации. Чита: Экспресс, 2003. 109 с.

2. Гурулева Т. Г., Кокорина Е. В., Аунина Е. Г. Методика воспитания координационных способностей у детей в спортивно оздоровительных группах: Монография. Иркутск, 2010. 155 с.

3. Гурулева Т. Г., Сагалеев А. С., Балдаев К. В. Развитие координационных способностей юных дзюдоистов-Улан Удэ, 2010. 80 с.

4. Лебедева В. С., Гурулева Т. Г.Формирование дифференцирования мышечных усилий дошкольников-Москва, 2015. 55 с.

5. Захарова Н. Л. Психология стресса. Учебник и практикум / Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-изд.). М.: Издательство «Юрайт», 2016.

6. Захарова Н. Л. Инновационная деятельность педагога // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 38-45.

7. Шлыкова Н. Л. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.

8. Шлыкова Н. Л. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки,

2013. № 2. С. 16-22.

9. Шлыкова Н. Л. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.

10. Шлыкова Н. Л. Обеспечение психологической безопасности личности государственного гражданского служащего / Психология обучения, 2012. № 3. С. 84-94.

11. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 1. С. 145-147.

12. Шлыкова Н. Л. Формирование нового направления в психологии - психологическая безопасность субъектов профессиональной деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 3. С. 6-8.

13. Шлыкова Н. Л. Эргономика, психологическая безопасность и качество жизни личности / Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2004. № 3. С. 30-33.

14. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Иваново, 1998.

15. Крулехт М. В. Педагогическая технология взаимодействия взрослых для адаптации ребенка из семьи мигрантов в детском саду // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 33-37.

16. Гаценко Л. Ю. Сказка как средство формирования у ребенка внутренней позиции школьника // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 54-59.

17. Крулехт М. В. Педагогическая диагностика социокультурного опыта современного ребенка как методологическая проблема дошкольной педагогики // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. Сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Научный редактор А. Г. Гогоберидзе. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт детства, 2015. С. 262-267.

18. Крулехт М. В. Особенности досуга детей дошкольного возраста в современной российской семье. В кн.: Психолого-педагогические особенности семьи ХХ1 века. Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 255-268.

19. Крулехт М. В., Гергокова Е. В Культурно-досуговая деятельность как средство интеллектуального развития современного ребенка // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2014. № 79. С. 45-47.

20. Крулехт М. В. Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования // Знание. Понимание. Умение,

2014. № 2. С. 73-79.

21. Крулехт М. В. Содействие родителям старших дошкольников в организации содержательного семейного досуга //Детский сад: теория и практика, 2015. № 11 (59). С. 60-71.

22. Крулехт М. В. Инновационный путь развития дошкольного образования: проблема качества и возможные риски // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 2014. № 6, С. 29-34.

23. Крулехт М. В. Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 45-51.

24. Крулехт М. В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение, 2009. № 1. С. 158-162.

25. Москалева Н. В. К вопросу о развитии успешности школьника в процессе изучения географии. // География: наука, методика, практика. Сборник материалов научно-методической конференции. Министерство образования Московской области. МГОУ, 2014. С. 196-199.

26. Москалева Н. В. М. В. Ломоносов и Европейский север России // Связь времен и поколений. Наука, образование и искусство Сборник материалов научной конференции преподавателей, аспирантов и молодых ученых Московской области, посвященной 300-летию М. В. Ломоносова и 80-летию МГОУ. Министерство образования Московской области. МГОУ. Естественно-экологический институт. М., 2011. С. 230-233.

27. Москалева Н. В. Проблемы оценки качества школьного биологического и географического образования: сравнительный аспект / О. А. Хлебосолова, Н. В. Москалева. // Актуальные проблемы биоэкологи. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. МГОУ. Естественно-экологический институт. М., 2011. С. 234-237.

28. Москалева Н. В. Проблемы гуманитаризации естественнонаучной деятельности студентов вузов. // Современные проблемы методики преподавания биологии, географии и экологии в школе и вузе: традиции и инновации. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2010. С. 262-265.

29. Москалева Н. В. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе школы и вуза. // Естественно-математическое образование в современной школе. Выпуск 2. СПб., 2010. С. 92-95.

30. Москалева Н. В. Модули учебно-полевой практики по естествознанию. / Н. В. Москалева, М. И. Подколзина, Е. В. Крыцина. Воронеж: ВГПУ, 2006. 32 с.

31. Педагогика и педагогические предметные технологии: программа государственного экзамена по специальности 031200 - «Педагогика и методика начального образования». / Г. П. Стуколова, Г. Г. Лаптиева, Н. В. Москалева. Воронеж: ВГПУ, 2005. 39 с.

32. Москалева Н. В. Взаимосвязь предметов биология и экология в экологическом образовании школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1997. 17 с.

33. Рубинчик Ю. С. Этапы развития советской системы дошкольного образования // Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». № 11, 2015.

34. РубинчикЮ. С. Становление советской системы дошкольного образования // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки. По материалам I Международной научно-практической конференции. Пермь, 2016.

35. РубинчикЮ. С. Методика исторического исследования дошкольного образования России // Научный журнал. Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 7. Часть 2, 2015.

36. РубинчикЮ. С. Исторические и современные взгляды на формирования у детей стремления к труду на основе работ К. Д. Ушинского // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.

37. Рубинчик Ю. С. Исторический аспект влияния социально-экономических и политических условий на эффективное развитие дошкольного образования // «Образование в современном мире: новое время - новые решения», Международная научно-практическая конференция -IX Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время -новые решения». Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2014.

38. Рубинчик Ю. С. Перспективы развития дошкольного образования в современной России // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015.

39. Слинков А. М., Игнатова Т. В. Мониторинг как управленческий процесс: сущностно-категориальная характеристика // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2016. № 1 (68). С. 26-31.

40. Слинков А. М. Раскрытие информационно-аналитического содержания мониторинга в системе управления организацией на основе методологического и управленческого подходов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2016. № 1. С. 43-49.

41. Слинков А. М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 2016. Т. 37. № 2 (223). С. 63-70.

42. Игнатова Т. В., Слинков А. М.Использование методологического потенциала дефинициальной характеристики социально-трудовой сферы в развитии мониторинговых

функций управления персоналом организаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2015. № 4 (170). С. 267-2l3.

43. Слинков А. М., Игнатова Т. В. Декомпозиция социально-трудовой сферы организации как объекта управленческого мониторинга // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2016. № 2 (70).

44. Slinkov A. M. The comparative analysis of research approaches to the definition and content of job satisfaction // Экономика и предпринимательство, 2016. № 5 (70). С. 80l-8l 1.

45. Слинков А. М. Труд - потребность - инновация: управленческий и мотивационный аспект // Социально-гуманитарные знания, 2014. № 8. С. 318-32l.

46. Слинков А. М.Развитие трудовой мотивации работников банков // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2009. № 3. С. 104-l0l.

4l. Slinkova Olga K., Slinkov Anatoly M., Grudistova Elena G., Koroleva Inna S. and Klimova Tatiana B., 2015. Study of Value Orientations among Russian Students. The Social Sciences. № 10. P. 1493-149S.

48. Слинков А. М.Формирование системы морального стимулирования к труду: инновационный подход // Вестник Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2011. № 1. С. 112-115.

49. Слинкова О. К. Системный подход к исследованию трудовой мотивации и организационной культуры: постановка проблемы / О. К. Слинкова; отв. ред. И. П. Поварич. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 217 с.

50. Патрусова А. М. Процессный подход к менеджменту качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // А. М. Патрусова, Т. А. Григорьева, М. В. Сыготина, О. К. Слинкова. Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2013. № 3 (13). С 21-2l.

51. Слинкова О. К. Эволюция содержательного подхода к исследованию трудовой мотивации // О. К. Слинкова. Системы. Методы. Технологии, 2009. № 1. С 108-112.

52. Слинкова О. К. Формирование кросс-культурных компетенций студентов как условие социальной и профессиональной адаптации // О. К. Слинкова. Государственное и муниципальное управление, 2014. № 3.

53. Слинкова О. К. Мотивационное управление персоналом: методические и прикладные аспекты. Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. 194 с.

54. Слинкова О. К. Особенности коллективной мотивации к труду // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2009. Т. 1. С. 110-114.

55. Патрусова А. М., Слинкова О. К. Применение принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2013. Т. 1. С. 277-284.

56. Слинкова О. К. Сравнительный анализ методик оценки предпринимательской, управленческой и организационной культуры // О. К. Слинкова, П. В. Харитонова. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки, 2012. Т. 12. № 1. С. 4l-54.

5l. Слинкова О. К. Управление организационной культурой // О. К. Слинкова, Е. Г. Грудистова. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2009. № 21 (154). С. 64-l4.

58. Поварич И. П. Методика и опыт социологического исследования удовлетворенности трудом работников предприятия // И. П. Поварич, О. К. Слинкова. Ползуновский вестник, 2006. № 3. С. 13.

59. Хижняк Л. А. Содержание компетенций педагога инклюзивного образования // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 78-85.

60. Хижняк Л. А. Внедрение ФГОС по математике для детей с умственной отсталостью // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 3. С. 10.

61. Хижняк Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 2. С. 21.

62. Хижняк Л. А. Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. Том. Часть II.

63. Хижняк Л. А. Развитие восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости посредством обучения фотоделу // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными

возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 41-50.

64. Хижняк Л. А. Формирование и развитие связной письменной речи глухих школьников 7-9 классов // Вестник Московского государственного областного университета, 2013. № 4. С. 37.

65. Хижняк Л. А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 3. С. 62-66.

66. Хижняк Л. А. Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессионального самоопределения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 112. С. 202-206.

67. Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2005.

68. Шлыкова А. П. Особенности социальной перцепции студентов / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 91-98.

69. Шлыкова А. П. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.

70. Шлыкова А. П. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 2013. № 2. С. 16-22.

71. Шлыкова А. П. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.

72. Шлыкова А. П. Развитие профессионально направленной речевой компететнтности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Психология обучения, 2012. № 4. С. 66-74.

73. Шлыкова А. П. Психологическое сопровождение восстановления высших психических функций у больных с моторной афазией / Шлыкова Н. Л., Спиридонова Г. А., Шлыкова А. П. / Медицинская психология, 2011. № 4.

74. Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Особенности инновационного знания // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2015. № 2 (73). С. 35-37.

75. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал, 2015. № 4 (76). С. 120-124.

76. Ядров К. П. Проектный менеджмент как методическая основа управления изменениями в образовательной организации // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, под ред. Шлыковой Н. Л. Москва, 2014. 111 с.

77. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с.

78. Ядров К. П. Понятие инновационной образовательной среды // Инновационная активность педагога: проблемы и перспективы исследования; сборник научных трудов / Агапов В. С. и др.; ред. колл.: Захарова Н. Л., Хижняк Л. А., Пастухова Д. А. М.: ИИУ МГОУ, 2016. 140 с. С. 106-116.

79. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с. С. 459-466.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80. Луканкин А. Г., Ядров К. П. Электронное учебное пособие на основе latex как средство совершенствования математической подготовки учителя в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. № 6. С. 155-158.

81. Луканкин Г. Л., Луканкин А. Г., Ядров К. П. Разработка программного обеспечения рейтинговой системы оценки качества обучения студентов по учебной дисциплине. // Вестник Московского государственного областного университета, 2006. № 2. С. 108-114.

82. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования, 2016. № 2 (3). С. 20-23.

83. Ядрова А. А. Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал, 2015. № 8 (80). С. 98-104.

84. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

85. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 4. С. 20-24.

86. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. .к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

87. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2008. № 2. С. 159-164.

88. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

89. Луканкин А. Г., Ядров К. П. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Информатика и образование, 2009. № 6. С. 110-112.

90. Ядров К. П. Содержание инновационной образовательной среды / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 70-77.

91. Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

Main requirements for the use of modern information and communication technologies by professors of higher educational institutions in the Republic of Uzbekistan Akhunova Ye.

Основные требования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан

Ахунова Е. А.

Ахунова Елена Анваровна /Akhunova Yelena — старший преподаватель, кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются основные требования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан как одного из важных условий развития системы высшего образования.

Abstract: the article discusses main requirements for the use of modern information and communication technologies by professors of higher educational institutions in the Republic of Uzbekistan as one of the important conditions for the development of the higher education system.

Ключевые слова: высшее образовательное учреждение, информационно-коммуникационные технологии, преподаватель высшего образовательного учреждения, критерии оценки деятельности преподавателей, квалификационные требования к профессиональной подготовке, рейтинг высших образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.