Научная статья на тему 'Семейные детские сады: опыт России и Татарстана'

Семейные детские сады: опыт России и Татарстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ / СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / FAMILY / FAMILY WELL-BEING / HOME-RUN PRESCHOOL / STATE STANDARDS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карцева Л.В.

В статье рассматривается инновационная форма образовательной деятельности института семьи в масштабе Российской Федерации семейный детский сад. Предназначено для общественных деятелей, политиков, руководителей системы образования и культуры, отвечающих за благополучие института семьи, успешную социализацию детей раннего и дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Home-run Preschools - Experience of Russia and Tatarstan

In this article the focus is on a home-run preschool as an innovative form of educational activity of a family institute on the scale of the Russian Federation. It is aimed at public figures, politicians, and executives of the educational system and culture who are responsible for the well-being of the family institution and successful socialization of young preschoolers.

Текст научной работы на тему «Семейные детские сады: опыт России и Татарстана»

УДК 37.018.1

Л.В.Карцева

СЕМЕЙНЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ: ОПЫТ РОССИИ И ТАТАРСТАНА

В статье рассматривается инновационная форма образовательной деятельности института семьи в масштабе Российской Федерации - семейный детский сад. Предназначено для общественных деятелей, политиков, руководителей системы образования и культуры, отвечающих за благополучие института семьи, успешную социализацию детей раннего и дошкольного возраста.

Ключевые слова: семья, благополучие семьи, семейный детский сад, государственные стандарты образования.

Lidija Kartseva HOME-RUN PRESCHOOLS - EXPERIENCE OF RUSSIA AND TATARSTAN

In this article the focus is on a home-run preschool as an innovative form of educational activity of a family institute on the scale of the Russian Federation. It is aimed at public figures, politicians, and executives of the educational system and culture who are responsible for the well-being of the family institution and successful socialization of young preschoolers.

Key words: family, family well-being, home-run preschool, state standards of education.

Научного термина «благополучная семья» не существует, однако учёные активно прибегают к данному словосочетанию, справедливо усматривая за ним желаемое состояние института семьи. В данном контексте под семейным благополучием понимается следующее. Существует брачная пара, состоящая из мужчины и женщины, официально зарегистрировавшая свой сексуальный, эмоциональный, экономический, юридический союз в органах записи актов гражданского состояния и пребывающая в нём. В данном союзе появляются дети (либо один ребёнок), что означает появление семьи. Один или оба супруга заняты в общественном производстве, что обеспечивает семье безбедное существование. Члены семьи физически и психологически здоровы, ведут здоровый образ жизни. Супруги сохраняют по отношению друг к другу любовь и верность. Родители любят своих детей и заботятся о них. Прародители, вне зависимости от места жительства, поддерживают отношения с молодыми семьями, участвуют в воспитании внуков и правнуков.

Последнее обстоятельство имеет особую значимость в контексте данной статьи. Современные реалии российского общества таковы, что старшие поколения оказываются не вовлечёнными в процесс воспитания внуков. Скромные размеры пенсии заставляют пожилых людей задерживаться в трудовой деятельности как можно дольше. Нуклеаризация института семьи порождает раздельное проживание семейных детей и их немолодых родителей, порой расстояние между домами с родственными «ячейками общества» весьма значительно. В результате дети дошкольного возраста оказываются без опеки родных бабушек и дедушек.

Подавляющее большинство молодых родителей легко соглашаются с перспективой устройства своих малышей в детские сады. К сожалению, далеко не каждый субъект Российской Федерации имеет возможность обеспечить местом в детском образовательном учреждении всех детей раннего возраста. Мать, имеющая малыша, имеет возможность быть в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им трёх лет, что, однако, ухудшает финансовое положение семьи, начиная с достижения ребёнком возраста полутора лет. И здесь появляется возможность значительно улучшить ситуацию, позволив маме зарабатывать денежные средства на уходе за малышом в рамках семейного детского сада. Остановимся на всех формах содержания дошкольников в образовательных и воспитательных организациях до достижения ими возраста семи лет.

Государственный детский сад, согласно ст. 2, п.18 Федерального закона № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [1], есть «образовательная организация», или иначе - «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана».

Коммерческие детские сады приравниваются «к организациям, осуществляющим образовательную деятельность». Их основатели, что указано в п. 20 ст. 2, - «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». И государственные, и коммерческие детские сады осуществляют фактически одни и те же действия - ведут системную образовательную деятельность, которая, согласно п.29 ст. 2, обеспечивает «качество образования». Последнее определено как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным

образовательным стандартам... и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность» [1].

Семейный детский сад - организация иного плана. Она является структурным подразделением государственной образовательной организации и создана как для многодетных семей, её образующих, так и для тех семей, которые не стремятся поместить ребёнка в переполненные группы районного детсада. В семейном детском саду осуществляется точно такая же воспитательная работа с малышами, и её воспитатель (как правило, мама) несёт ответственность за благополучие детей, их психическое и физическое здоровье. В законе «Об образовании в Российской Федерации» данные действия определяются как «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня» (34, с.2).

При этом в данной структуре есть свой смысл: такой тип детских садов задуман как помощь многодетной матери. Женщина, имеющая не менее трёх детей от двух месяцев до семи лет включительно, находится в штате муниципального детского сада как воспитатель, работает в данном качестве под его присмотром в собственной семье, получает от государства зарплату. Таким образом, не прерывается трудовой стаж женщины, идут отчисления в пенсионный фонд, семья заинтересована в последующих рождениях, чтобы выход семилетнего ребёнка в школу не сократил необходимое число малышей (трое).

Как отмечает НАПольскова, президент ассоциации педагогов семейных детских садов (семейных дошкольных групп) семейного образования и воспитания, «за время существования системы СДС в Москве в каждой семье, открывшей СДС более двух лет, в среднем родилось еще двое детей! Это пятые, шестые и даже девятые дети в своих семьях.» [2]

В Татарстане семейные детские сады были открыты в 2010 году. Кабинет министров Республики Татарстан в Постановлении от 1.03.2010 г. № 99 «Об организации семейных детских садов в пилотных дошкольных образовательных учреждениях» за подписью премьер-министра Р.Н.Минниханова предписал «организовать семейные детские сады в пилотных дошкольных образовательных учреждениях.; изыскать средства на содержание семейных детских садов..; при формировании бюджета муниципального образования ..предусмотреть средства на содержание семейных детских садов; провести разъяснительную работу с привлечением общественных организаций и средств массовой информации среди многодетных семей по организации семейных детских садов».

В Примерном положении об организации семейного детского сада указывается: «Семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих трёх и более детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, по месту проживания данной семьи, в шаговой доступности от Учреждения (не более 500 метров). В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей». Что важно, «в семейном детском саду реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (п.2.13). [3]

В государственной программе «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 20142020 годы (с изменениями на 28.11.2016) подчеркивается следующее: «С целью обеспечения потребности населения в получении дошкольного образования детьми приоритетным направлением остается создание вариативных форм дошкольного образования. В соответствии с запросами родителей в республике развиваются различные формы дошкольного образования: семейные детские сады, дошкольные группы в школах, группа кратковременного дня, группа игровой поддержки, группа выходного дня, группа ранней помощи, группа неполного дня, консультативный пункт.» [4]. По годам расклад представлен такой (см. табл.1)

Таблица 1.

Вариативные формы дошкольного образования Годы

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Семейные детские сады 36 38 38 39 41 41 42 43 43

Несмотря на представленные перспективы и наличие дефицита мест в детских садах в условиях роста численности детского населения, недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет) число семейных детских садов не

только не достигло указанной цифры (2017 год - 41 СДС), но планомерно сокращается. Причина -отсутствие нормативно-правовой базы открытия и функционирования семейных групп. С выходом новых СанПин 2.4.1.3147-13, а также утверждением федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ требования к учредителю семейного детского сада ужесточились. От многодетной семьи требуется заключение органов Роспотребнадзора, Госпожнадзора по месту пребывания её собственных детей, что уравнивает в обязанностях и ответственности рядовых родителей дошкольников и целых государственных структур. Требование вписать адрес многодетной семьи в приложение к лицензии на образовательную деятельность ДОУ - тому лишнее свидетельство. Складывается ситуация, когда, с одной стороны, правительство высказывает заинтересованность в создании семейных детских садов, а с другой подводит их к массовому закрытию. Очевидно, что педагогическое сообщество и органы образования, социальной защиты должны предпринять все усилия для того, чтобы защитить новую и перспективную форму воспитания дошкольников от саморазрушения.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [электрон.] Режим доступа: Закон 273-ФЗ.рф "Об образовании в РФ" новый 2016 273-ФЗ assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-... Дата обращения: 2.02.2017.

2. Сайт Ассоциации педагогов семейных детских садов (семейных дошкольных групп), семейного образования и воспитания «Семейные детские сады России» [электрон.] Режим доступа: http:/ / www.semds.ru/ nor-mativnye-dokumenty. Дата обращения: 4.02.2017.

3. Кабинет министров Республики Татарстан. Постановление от 1.03.2010 г. № 99 «Об организации семейных детских садов в пилотных дошкольных образовательных учреждениях» [электрон.] Режим доступа:

http: / / www.zakonprost.ru/ content/ regional/65/1025465 . Дата обращения: 5.02.2017.

4.Об утверждении государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы (с изменениями на 28.11.2016) [электрон.] Режим доступа:

http://docs.cntd.ru/document /46 3307257?block=2. Дата обращения: 2.02.2017.

1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [jelektron.] Rezhim dostupa: Zakon 273-FZ.rf "Ob obrazovanii v RF" novyj 2016 273-FZ assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-... Data obrashhenija: 2.02.2017.

2. Sajt Associacii pedagogov semejnyh detskih sadov (semejnyh doshkol'nyh grupp), semejnogo obrazovanija i vospitanija «Semejnye detskie sady Rossii» [jelektron.] Rezhim dostupa:

http ://www. semds.ru/nor-mativnye-dokumenty. Data obrashhenija: 4.02.2017.

3. Kabinet ministrov Respubliki Tatarstan. Postanovlenie ot 1.03.2010 g. № 99 «Ob organizacii semejnyh detskih sadov v pilotnyh doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah» [jelektron.] Rezhim dostupa:

http://www.zakonprost.ru/content/regional/65/1025465 . Data obrashhenija: 5.02.2017. 4.Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy «Razvitie obrazovanija i nauki Respubliki Tatarstan na 2014-2020 gody (s izmenenijami na 28.11.2016) [jelektron.] Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document /46 3307257?block=2. Data obrashhenija: 2.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.