Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основыдомашнего дошкольногообучения и воспитанияв современной России'

Нормативно-правовые основыдомашнего дошкольногообучения и воспитанияв современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД / СЕМЕЙНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА / ДЕТСКИЙ САД СЕМЕЙНОГО ТИПА / МАМА-ВОСПИТАТЕЛЬ / MODELS OF EARLY CHILDHOOD EDUCATION AND CARE IN HOMESCHOOL ENVIRONMENTS / FAMILY-RUN PRESCHOOL GROUPS / FAMILY-RUN KINDERGARTENS / AND HOME-BASED KINDERGARTENS / MOTHER-CAREGIVER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Надежда Александровна, Лагутина Юлия Викторовна

В статье раскрывается специфика функционирования в Российской Федерации вариативных форм дошкольного образования «на дому». Домашнее дошкольное обучение и воспитание является новой формой получения образования детьми с 2 месяцев до 7 лет и с юридической точки зрения может быть организовано по-разному. Авторами охарактеризованы типичные модели обучения и воспитания дошкольников «на дому»: система гувернерской службы, «семейная дошкольная группа», «семейный детский сад», «детский сад семейного (или домашнего) типа». Особое внимание уделено рассмотрению тех моделей, где воспитателем детей является мама одного, нескольких или всех воспитанников, а педагогический процесс осуществляется непосредственно в квартире или частном доме мамы-воспитателя. По результатам исследования, проведенного в форме контент-анализа обсуждений, организованных мамами-воспитателями в социальной сети «В контакте» авторами были выявлены некоторые типичные трудности деятельности семейных дошкольных групп и семейных детских садов. В семейных дошкольных группах авторами выявлены следующие затруднения: вопросы организации, связанные с получением согласия на открытие такой группы органов управления образованием, Роспотребнадзора и пожарного надзора, установление трудовых отношений с заведующим детским садом, педагогические трудности, касающиеся разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования, организации индивидуальных и групповых образовательных ситуаций, содержательного проведения прогулок. В семейных детских садах возникают сложности организационного характера, связанные с юридическим оформлением ИП, ведением бухгалтерии и «деятельности без штрафов», а также с привлечением потенциальных клиентов для оказания им платной дошкольной образовательной услуги и/или присмотра и ухода за детьми. В статье актуализирована проблема необходимости обеспечения качества дошкольного образования в группах «на дому», предложены некоторые пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Regulatory Framework for the Home-Based ChildhoodEducation and Care Services in Modern Russia

This article unfolds the specifics of how various forms of home-based preschool education are employed in the Russian Federation. Home-based preschool education and care is a new form of education for infants, toddlers, and preschoolers and can be differently organized from a legal point of view. The authors define typical models of early childhood education and care in homeschool environments: tutoring services, family-run preschool groups, familyrun kindergartens, and home-based kindergartens. This article pays special attention to those models of homeschool education where the caregiver is a mother of one, some, or all of the children, and the pedagogical process occurs in the apartment or private home of the mother-caregiver. Research was conducted in the form of content analysis of discussions between mother-caregivers on the social network “vkontakte.” Through this research, the authors discovered some typical difficulties of early childhood education and care in homeschool environments. The following issues were discovered in home-based preschool classrooms: organizational issues associated with receiving approval for the opening of a home-based preschool classroom from educational authorities, from the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing, and from the Fire Oversight; the establishment of labour relations with the head preschool; pedagogical problems with respect to the design and implementation of the preschool curriculum, the organization of individual and group educational situations, and the arrangement of informative walks. In family-run preschools problems have arisen in relation to the legal arrangements necessary for a self-employed person, bookkeeping and work without fines, as well as with attracting potential clients for paid preschool education and/or the caring and supervising of children. Within the article, the necessity of quality assurance in home-based preschool classrooms is pinpointed and solutions to these problems are suggested.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основыдомашнего дошкольногообучения и воспитанияв современной России»

Н теория и практика образования _

УДК 37.02

Н. А. Вершинина, Ю. В. Лагутина

Нормативно-правовые основы домашнего дошкольного обучения и воспитания в современной России

Вершинина Надежда Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, Россия)

Лагутина Юлия Викторовна - аспирант, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, Россия)

В статье раскрывается специфика функционирования в Российской Федерации вариативных форм дошкольного образования «на дому». Домашнее дошкольное обучение и воспитание является новой формой получения образования детьми с 2 месяцев до 7 лет и с юридической точки зрения может быть организовано по-разному. Авторами охарактеризованы типичные модели обучения и воспитания дошкольников «на дому»: система гувернерской службы, «семейная дошкольная группа», «семейный детский сад», «детский сад семейного (или домашнего) типа». Особое внимание уделено рассмотрению тех моделей, где воспитателем детей является мама одного, нескольких или всех воспитанников, а педагогический процесс осуществляется непосредственно в квартире или частном доме мамы-воспитателя. По результатам исследования, проведенного в форме контент-анализа обсуждений, организованных мамами-воспитателями в социальной сети «В контакте» авторами были выявлены некоторые типичные трудности деятельности семейных дошкольных групп и семейных детских садов. В семейных дошкольных группах авторами выявлены следующие затруднения: вопросы организации, связанные с получением согласия на открытие такой группы органов управления образованием, Роспотребнадзора и пожарного надзора, установление трудовых отношений с заведующим детским садом, педагогические трудности, касающиеся разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования, организации индивидуальных и групповых образовательных ситуаций, содержательного проведения прогулок. В семейных детских садах возникают сложности организационного характера, связанные с юридическим оформлением ИП, ведением бухгалтерии и «деятельности без штрафов», а также с привлечением потенциальных клиентов для оказания им платной дошкольной образовательной услуги и/или присмотра и ухода за детьми. В статье актуализирована проблема необходимости обеспечения качества дошкольного образования в группах «на дому», предложены некоторые пути ее решения.

Ключевые слова: модели домашнего обучения и воспитания, семейный детский сад, семейная дошкольная группа, детский сад семейного типа, мама-воспитатель.

The Regulatory Framework for the Home-Based Childhood Education and Care Services in Modern Russia Nadezhda A. Vershinina, Doctor in Pedagogy, Professor of Department of Preschool Education, Saint-Petersburg Academy for Postgraduate Pedagogical Training (Saint-Petersburg, Russia) Juliya V. Lagutina, Graduate Student, Senior Lecturer of Department of Preschool Education, Saint-Petersburg Academy for Postgraduate Pedagogical Training (Saint-Petersburg, Russia) This article unfolds the specifics of how various forms of home-based preschool education are employed in the Russian Federation. Home-based preschool education and care is a new form of education for infants, toddlers, and preschoolers and can be differently organized from a legal point of view. The authors define typical models of early childhood education and care in homeschool environments: tutoring services, family-run preschool groups, family-run kindergartens, and home-based kindergartens. This article pays special attention to those models of homeschool education where the caregiver is a mother of one, some, or all of the children, and the pedagogical process occurs in the apartment or private home of the mother-caregiver. Research was conducted in the form of content analysis of discussions between mother-caregivers on the social network "vkontakte." Through this research, the authors discovered some typical difficulties of early childhood education and care in homeschool environments. The following issues were discovered in home-based preschool classrooms: organizational issues associated with receiving approval for the opening of a home-based preschool classroom from educational authorities, from the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing, and from the Fire Oversight; the establishment of labour relations with the head preschool; pedagogical problems with respect to the design and implementation of the preschool curriculum, the organization of individual and group educational situations, and the arrangement of informative walks. In family-run preschools problems have arisen in relation to the legal arrangements necessary for a self-employed person, bookkeeping and work without fines, as well as with attracting potential clients for paid preschool education and/or the caring and supervising of children. Within the article, the necessity of quality assurance in home-based preschool classrooms is pinpointed and solutions to these problems are suggested. Keywords: models of early childhood education and care in homeschool environments, family-run preschool groups, family-run kindergartens, and home-based kindergartens, mother-caregiver.

Дошкольное образование, как первый уровень системы непрерывного образования, создает условия для развития личности ребенка, способного стать успешным в современном мире. А кто лучше мамы знает все потребности и возможности своего «чада»? Она воспитывает его с рождения и больше остальных заинтересована в том, чтобы он был успешным.

Формы дошкольного образования

Расширение вариативных форм дошкольного образования, среди которых выделяют домашнее образование, является уникальной возможностью для современных детей воспитываться и обучаться в комфортных, максимально индивидуализированных условиях. В современной России домашнее образование, т.е. образование, получаемое «на дому», представлено следующими формами:

- система гувернерской службы - дополнительная образовательная услуга для детей дошкольного возраста на дому, осуществляемая по договору педагога с родителями (законными представителями) воспитанников;

- «семейная дошкольная группа» - является структурным подразделением (или одной из многих групп) МБДОУ или ГБДОУ и располагается в квартире или частном доме мамы-воспитателя, где часть детей (или все) постоянно проживают и одновременно получают дошкольное образование (собственные дети воспитателя), а часть детей являются «гостями семьи» и приходят только с целью дошкольного обучения и воспитания (Цапенко М.М., Волкова Т.В., Червова А.С., 2012);

- «семейный детский сад» - организуется индивидуальным предпринимателем - мамой одного или нескольких детей - в собственной квартире или доме; с целью привлечения дохода, одновременно с собственными детьми мама-воспитатель осуществляет присмотр и уход за приходящими к ней дошкольниками из других семей (по договору) и зачастую оказывает им дополнительные образовательные услуги;

- «детский сад семейного (или домашнего) типа», «домашний детский сад» - частный детский сад на дому, в квартире или в съемном помещении нежилого фонда на коммерческой основе под собственным брендом или франшизой. Нанимаемые профессиональные педагогические работники могут осущест-

влять в таком детском саду присмотр и уход за детьми дошкольного возраста и их образование (при наличии лицензии). Организатором и/ или одним из воспитателей данного детского сада может быть мама одного или нескольких воспитанников, но это обстоятельство является, скорее, случайным, нежели обязательным.

Все согласны с тем, что ребенок, воспитывающийся на дому, должен получить дошкольное образование хорошего качества. Однако становление и развитие современного домашнего образования в России, по мнению Н. Геда, «носит скорее стихийный, чем сколько-нибудь организованный характер, все начинают с чего придется, используя любые приглянувшиеся учебники, программы и методики. При этом у многих участников процесса сложилось впечатление, что эта стихийная хаотичность и есть главная отличительная черта и главный плюс домашнего образования, что тут каждый делает, что считает нужным, и каждый, при этом, по-своему прав» (Геда Н., 2012). Таким образом, качество домашнего образования зависит, во многом, от форм его организации, профессионализма воспитывающих взрослых, специфики государственно-

го контроля и других факторов. В практике организации домашнего дошкольного образования сложилось несколько моделей, представленных различными организационно-правовыми формами и кодами экономической деятельности - ОКВЭД. В России существует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), из которого при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо подобрать коды видов предпринимательской деятельности (коды ОКВЭД). В соответствии с Письмом ФНС России от 24 июня 2016 г. №ГД-4-14/11306 с 11 июля 2016 года для этой цели используются коды ОКВЭД КДЕС Ред. 2 (ОКВЭД 2). В основе выделенных нами моделей лежат также и другие параметры: автономность структуры дошкольного домашнего обучения и воспитания, характеристика услуги, должность и образование воспитывающего взрослого, контингент детей, родственные связи детей и воспитывающего взрослого. Их специфика представлена в таблице.

Особый интерес представляет рассмотрение тех детских садов и групп, где воспитателем является мама одного или нескольких воспитанников.

Сравнительная характеристика моделей дошкольного домашнего обучения и воспитания

Модель Автономность структуры Контингент детей Родственные связи детей и воспитывающего взрослого (далее - ВВ) Характеристика услуги Должность и образование воспитывающего взрослого (ВВ) Организационно-правовая форма, код экономической деятельности

МОДЕЛЬ 1 Приглашение педаго-гов-гуверне-ров Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность Один или несколько детей от 2 месяцев до 8 лет, объединенных родственными связями Не родственники Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов без реализации ООП ДО Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность В соотв. со ст.32 «Закона об образовании в Российской Федерации» необходимо предоставить «родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию ...об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью» Индивидуальный предприниматель ОКВЭД 2 85.41.9 «Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группи-ровки»(ранее -ОКВЭД 80.10.3. «Дополнительное образование детей»)

МОДЕЛЬ 2

Семейная

дошкольная

группа

Структурное подразделение (группа) ГБДОУ или МБДОУ

Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по ООП ДО

1. Кол-во детей, как правило, не менее 3-х и не более 7-ми (регулируется СанПиН 2.4.1.3147-13 для дошкольных групп, действующих в жилых помещениях)

2. Возраст детей соответствует Уставу ГБДОУ или МБДОУ

1. ВВ - мама всех детей группы

2. ВВ - мама 1 или 2 детей группы, а для остальных -ВВ не родственник

3. ВВ - мама 1 или 2 детей группы, для некоторых детей ВВ может быть родственником второй -шестой степени родства (бабушка, тетя, двоюродная сестра, двоюродная тетя, троюродная сестра) (в соотв. ст. 1145 ГК РФ), а для некоторых детей ВВ - не родственник

Реализация ООП ДО, присмотр и ухсд за детьми

Воспитатель ГБДОУ или МБДОУ

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761-н)

Юридическое лицо

ОКВЭД 2 85.11 «Образование дошкольное, включающее деятельность сети дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.)» (ранее - ОКВЭД 80.10.1

«Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)») ОКВЭД 2 88.91 «Деятельность по уходу за детьми в дневное время» (ранее ОКВЭД 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания»)

МОДЕЛЬ 3

Семейная

дошкольная

группа

Структурное подразделение (группа) ГБДОУ или МБДОУ

Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по ООП ДО

1. Кол-во детей, как правило, не менее 3-х и не более 7-ми (регулируется СанПиН 2.4.1.3147-13 для дошкольных групп, действующих в жилых помещениях)

2. Возраст детей соответствует Уставу ГБДОУ или МБДОУ

1. ВВ - мама всех детей группы

2. ВВ - мама 1 или 2 детей группы, а для остальных -ВВ не родственник

3. ВВ - мама

1 или 2 детей группы, для некоторых детей ВВ может быть родственником второй -шестой степени родства (бабушка, тетя, двоюродная сестра, двоюродная тетя, троюродная сестра) (в соотв. ст. 1145 ГК РФ), а для некоторых детей ВВ - не родственник

Присмотр и уход за детьми

Помощник воспитателя ГБДОУ или МБДОУ

Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы (на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761-н)

Юридическое лицо

ОКВЭД 2 85.11 «Образование дошкольное, включающее деятельность сети дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.)» (ранее - ОКВЭД 80.10.1

«Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)»)

ОКВЭД 2 88.91 «Деятельность по уходу за детьми в дневное время» (ранее ОКВЭД 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания»)

Н теория и практика образования _

МОДЕЛЬ 4 Семейный детский сад Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность 2 и более (регулируется СанПиН 2.4.1.3147-13 для дошкольных групп, действующих в жилых помещениях) детей от 2-х месяцев до 8-ми лет ВВ - мама 1 или нескольких детей. В детском саду обязательно присутствие 1 или нескольких детей из других семей, которым ВВ оказывает платную образовательную услугу Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов без реализации ООП ДО, присмотр и уход за детьми Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность В соотв. со ст.32 «Закона об образовании в Российской Федерации» необходимо предоставить «родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию .об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью» Индивидуальный предприниматель ОКВЭД 2 85.41.9 «Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки» (ранее - ОКВЭД 80.10.3. «Дополнительное образование детей») ОКВЭД 2 88.91 «Деятельность по уходу за детьми в дневное время» (ранее ОКВЭД 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания»)

МОДЕЛЬ 5 Детский сад семейного (домашнего) типа, «домашний детский сад» Некоммерческие организации (например, АНО, НП, НДОУ и так далее), а также коммерческие (ИП, ООО, ЗАО) Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по ООП ДО 1. Кол-во детей регулируется СанПиН 2.4.1.3049-13 или СанПиН 2.4.1.3147-13 для дошкольных групп, действующих в жилых помещениях 2. Возраст детей соответствует Уставу организации Не родственники Реализация ООП ДО, присмотр и уход за детьми, образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов без реализации ООП ДО Воспитатель Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761-н) Юридическое лицо ОКВЭД 2 85.11 «Образование дошкольное, включающее деятельность сети дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.)» (ранее- ОКВЭД 80.10.1 «Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)») ОКВЭД 2 88.91 «Деятельность по уходу за детьми в дневное время» (ранее ОКВЭД 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания») ОКВЭД 2 85.41.9 «Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки» (ранее - ОКВЭД 80.10.3. «Дополнительное образование детей») Коммерческие организации (кроме ИП) не могут ставить образовательную деятельность как основную

МОДЕЛЬ 6

Детский сад семейного (домашнего) типа, «домашний детский сад»

Некоммерческие организации (например, АНО, НП, НДОУ и так далее), а также коммерческие (Ип, ООО, ЗАО)

1. Кол-во детей регулируется СанПиН 2.4.1.3049-13 или СанПиН 2.4.1.3147-13 для дошкольных групп, действующих в жилых помещениях

2. Возраст детей соответствует Уставу организации

Не родственники

Присмотр и уход за детьми, образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов без реализации ООП ДО

Воспитатель

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761-н)_

Индивидуальный предприниматель или Юридическое лицо

ОКВЭД 2 88.91 «Деятельность по уходу за детьми в дневное время» (ранее ОКВЭД 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания»)

ОКВЭД 2 85.41.9 «Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки» (ранее -ОКВЭД 80.10.3. «Дополнительное образование детей»)

Особенности организации работы семейных групп и семейных детских садов

Модель 2, 3 - семейная дошкольная группа (далее - СДГ), в которой мама является штатным сотрудником государственного (или муниципального) дошкольного образовательного учреждения (далее - ГБДОУ или МБДОУ). Семейная дошкольная группа является структурным подразделением (одной из множества групп) ГБДОУ или МБДОУ и располагается в частной квартире или доме воспитателя (помощника воспитателя) данной группы. Воспитателем группы является мама всех или нескольких воспитанников данной группы. Она принимается на работу на должность воспитателя, при наличии педагогического образования, на что особо указывается в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее -ЕКС). Если в семейной дошкольной группе осуществляется только присмотр и уход за де-

тьми без реализации основной образовательной программы дошкольного образования, мама может быть принята на работу не только воспитателем, но и помощником воспитателя (в соответствии со штатным расписанием). В этом случае мама, как правило, не имеет педагогического образования. Семейную дошкольную группу ГБДОУ или МБДОУ могут посещать только собственные дети многодетной мамы-воспитателя. В группе могут также воспитываться дошкольники из других семей (несмотря на то, что образовательные услуги в таких группах могут не оказываться), если количество детей мамы-воспитателя менее трех.

Важной спецификой такой группы является то, что все дети в ней разного возраста и могут приходиться друг другу братьями и сестрами, а также иметь близкую родственную связь с воспитывающим взрослым. В теории дошкольной педагогики широко рассмотрена проблематика разновозрастных дошкольных групп. Значительный вклад в ее изучение внесли А.Г. Арушанова, В.Н. Бутенко, Е.М. Вавилова, Е.Н. Герасимова, В.В. Гербова, Г.Н. Гришкова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, А.Г. Тамбовцева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон (Арушанова А.Г., Вавилова Е.М., Гербова В.В., 1990; Бутенко В.Н., 2007; Герасимова Е.Н., 2002; Гришкова Г.Н., 2002; Давидчук А.Н.,

Тамбовцева А.Г., 1989; Доронова Т.Н., Щур В.Г., Якобсон С.Г., 1985; Доронова Т.Н., 1984) и др. Рассмотрен также опыт организации семейных детских садов за рубежом (Кондрашова Н.В., 2014). Однако современное состояние проблемы обусловлено неполным раскрытием механизмов одновременного взаимодействия мамы-воспитателя с собственными и приходящими к ней домой детьми с целью обучения и воспитания.

Проведенный нами в 2017 году контент-анализ обсуждений, организованных мамами-воспитателями в социальной сети «В контакте» в группах с обобщенным названием «СДС» (семейный детский сад), выявил некоторые типичные трудности деятельности подобных групп. Более 90% обсуждений посвящены вопросам организации семейных дошкольных групп: получения на открытия СДГ согласия органов управления образованием в районах городов, населенных пунктах (ок. 25%), установление трудовых отношений с заведующим ГБДОУ или МБДОУ (ок. 15%), получение разрешений на открытие СДГ в квартире или частном доме от Роспотребнадзора (ок. 30%) и пожарного надзора (ок. 30%). Только 10% всех проанализированных нами высказываний мам-воспитателей можно отнести к категории «педагогические трудности».

В данную группу попали вопросы и утверждения, касающиеся разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ или МБДОУ, организации индивидуальных и групповых образовательных ситуаций, содержательного проведения прогулок. Ответ на ряд вопросов, в частности на вопрос создания образовательной программы для семейных групп, представлен в статье Ю.В. Лагутиной «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования семейного детского сада: новые векторы» (Лагутина Ю.В., 2016). К сожалению, никто из мам-воспитателей не интересовался вопросами организации сюжетно-ролевых игр детей разного возраста, установления партнерских отношений с детьми или спецификой педагогического сопровождения родных и приходящих в СДГ детей. Здесь следует вспомнить, что игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Все личностные изменения, происходящие в дошкольном возрасте, являются результатом игровой деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками (Эльконин Д.Б., 1999). Важно отметить,

что, по мнению А.В. Петровского, «развивающим» для ребенка становится только та деятельность, которая ему наиболее интересна как по форме, так и по содержанию (Петровский А.В., 2017). Профессиональные педагоги не только знают эти особенности осуществления и развития игровой деятельности дошкольников, но осознают ответственность за ее организацию, а потому всегда живо интересуются новыми методами, приемами и актуальными технологиями руководства и сопровождения детской игры.

Заметим также, что специальной педагогической подготовки многие мамы СДГ не имеют, а значит - они не владеют необходимыми компетенциями. Каким же образом они осуществляют воспитательный процесс в своих квартирах и домах? В законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что образование - это «целенаправленный процесс обучения и воспитания». В некоторых группах СДС целенаправленное обучение и воспитание не осуществляются. При отсутствии планов, программ, расписаний мамы некоторых СДГ осуществляют присмотр, уход и нецеленаправленное воспитание, а иногда и обучение с опорой на собственный опыт и свое понимание задач и способов его реализации. При этом искусственное отделение образовательной деятельности от услуги по присмотру и уходу не исключает необходимость организации детских игр, досугов, образовательных ситуаций в СДГ, присмотра и ухода. Насколько доступно детям, воспитывающимся в таких группах, получение качественного дошкольного обучения и воспитания?

Рассмотрим подробнее модель 4 - семейный детский сад (далее - СДС), по своей юридической форме зарегистрированный как «ИП» (индивидуальный предприниматель) с указанием вида экономической деятельности. В соответствии с Законом от 26.12.2016 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл.3, ст.32 «индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников», при этом «физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей».

Рассмотрим модель, в которой мама одного или нескольких воспитанников осуществляет индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, т.е. является одновременно органи-

затором СДС и воспитателем (т.е. не привлекает к деятельности педагогических работников). Деятельность СДС оформляют, как правило, на код ОКВЭД2 88.91 как «Деятельность по уходу за детьми в дневное время» (что соответствует ранее использовавшемуся коду ОКВЭД 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания»).

Для того чтобы индивидуальный предприниматель был признан лицом, осуществляющим индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, в перечне сведений экономической деятельности в настоящее время указывают код ОКВЭД 2 85.41.9 «Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки» (вместо ранее использовавшегося ОКВЭД 80.10.3. «Дополнительное образование детей»). Индивидуальный предприниматель не может использовать код ОКВЭД2 85.11 «Образование дошкольное, включающее деятельность сети дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.)», поскольку он характеризует деятельность образовательных организаций, деятельность которых требует лицензирования. При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 №174 (ред. от 27.12.2012) «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», «образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию». Из этого можно сделать вывод, что, если мама-воспитатель одновременно проводит со своими и «чужими», приходящими к ней детьми разовые игры-занятия различных видов, то такая деятельность не подлежит лицензированию.

Анализ практик организации семейного детского сада убеждает, что большинство индивидуальных предпринимателей не имеют педагогического образования, поэтому выбирают для своей деятельности код ОКВЭД2 88.91.

Необходимо помнить, что «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность». Лицензия на осуществление образовательной деятельности маме, осуществляющей индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, не требуется, однако до начала оказания платных образовательных услуг ей необходимо предоставить «родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью». Оценить предоставленную информацию - дело родителей.

По результатам опроса мам-воспитателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью и / или деятельностью по присмотру и уходу за детьми, у них возникают трудности организационного характера, связанные с юридическим оформлением ИП, ведением бухгалтерии и «деятельности без штрафов», а также с привлечением потенциальных клиентов для оказания им платной дошкольной услуги. Было выявлено, что помощь в воспитании и организации деятельности детей этим мамам не требуется. Всю необходимую информацию они, в основном, самостоятельно «добывают в Интернете» или научно-популярной литературе. Поскольку целенаправленный процесс обучения и воспитания в таком детском саду может не осуществляться, у специалистов в области образования возникает вопрос о характере и специфике нецеленаправленного процесса воспитания (а иногда и обучения) в ходе деятельности по присмотру и уходу. В этом случае ключевым становится вопрос о защите прав законных интересов каждого ребенка - обеспечении их необходимыми знаниями, умениями и навыками, личностной готовности к обучению в школе.

Возможности повышения качества дошкольных услуг в СДС

Мы полагаем, что за основу обеспечения качества дошкольных услуг в СДС могут быть взяты предложения по оптимизации системы гувернерства в современной России, предложенные А.Н. Ганичевой, в частности, автор предлагает:

1) сертифицировать СДС, организованные по принципу ИП;

2) разработать квалификационную характеристику и должностные обязанности мам-воспитателей СДС;

3) создать «центр сертификации услуг специалистов домашнего образования»;

4) осуществлять государственную поддержку, совершенствовать нормативно-правовую базу и финансовые механизмы поддержки частного предпринимательства в сфере дошкольного образования (Ганичева А.Н., 2016).

В 2013 году на смену ЕКС был разработан и утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (далее - Профессиональный стандарт). Его цель - повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, а также установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. В отличие от ЕКС, в котором освещен вопрос «что должен уметь делать работник?», Профессиональный стандарт отвечает на вопрос «как он должен это делать?», чтобы достичь максимальной эффективности труда. Предполагалось, что Профессиональный стандарт вступит в силу с января 2017 года, но в 2016 году было принято решение несколько повременить.

Мы полагаем, что вступление в силу данного документа всего лишь дело времени, и задаемся вопросом: «Должны ли мамы-воспитатели семейных детских садов и семейных дошкольных групп ему соответствовать?» Формально мы можем дать утвердительный ответ, но в действительности - вопрос сложнее.

Рассмотрим подробнее утвержденный текст Профессионального стандарта. Основная цель профессиональной педагогической деятельности воспитателя: «оказание образователь-

ных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)» (Приказ Минтруда РФ №544н от 18.10.2013). Получается, что Профессиональный стандарт относится только к мамам-воспитателям, осуществляющим свою профессиональную деятельность по 2 модели домашнего образования -в семейных дошкольных группах с реализацией основной образовательной программы дошкольного образования. Профессиональный стандарт не распространяется и не учитывает специфику деятельности мам-воспитателей, осуществляющих индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, т.к. их услуга является несистематической и дополнительной. Функции мам-воспитателей, осуществляющих присмотр и уход в СДГ и СДС, в Профессиональном стандарте также не отражены, поскольку должность помощника воспитателя не является педагогической в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Таким образом, мы вынуждены вернуться к обсуждению вопроса о компетентности работников, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью в соответствии с предложенной моделью 4 домашнего воспитания, а также тех, кто работает помощниками воспитателей без педагогического образования в семейных дошкольных группах присмотра и ухода при ГБДОУ или МБДОУ -модель 3. Какие «обобщенные трудовые» и «трудовые функции» им следует выполнять в рамках своей профессиональной деятельности? Какие «трудовые действия» им следует осуществлять по отношению к дошкольникам, какими знаниями и умениями владеть? Эти вопросы на законодательном уровне в нашей стране пока никак не решены. Не решенными остаются и некоторые другие важные правовые аспекты деятельности СДС и СДГ, на которые в своей статье «Правовые основы создания и деятельности семейных детских садов» указывает И.А. Толстова (Толстова И.А., 2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

В настоящее время деятельность мамы-воспитателя СДГ и СДС в соответствии с мо-

делями 2-4 регламентируется следующими законодательными и нормативно-правовыми актами:

- Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

- Конвенцией о правах ребенка;

- Конституцией РФ;

- Трудовым кодексом РФ;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 №68 (ред. от 14.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3147-13. Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 №31209);

- Федеральным законом от 21.12.1994 №69 «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.);

- Постановлением Правительства РФ от

25.05.2012 №390 «О противопожарном режиме» (с изм. и доп.);

- Региональными нормативно-правовыми документами в сфере экономики, юриспруденции и здравоохранения;

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

Образовательная деятельность с детьми в модели 2 домашнего дошкольного обучения и воспитания осуществляется на основании:

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России

26.09.2013 №30038);

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384);

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 13.01.2014 №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2014 №31757);

- Региональными нормативно-правовыми документами в сфере образования.

Понятия «семейный детский сад», «семейная дошкольная группа», «мама-воспитатель» имеют право на вхождение в предметное поле дошкольной педагогики, так как они отражают весьма распространенный феномен современной педагогической действительности. СДС и СДГ, где воспитателем является мама одного, нескольких или всех воспитанников, обладают рядом специфических особенностей:

- небольшое количество воспитанников (3-7 человек), разный возраст (от 2 месяцев до 8 лет) и родственные отношения детей группы;

- наличие у некоторых (или всех) детей близких родственных отношений с воспитывающим взрослым (для них она является мамой);

- условия организации группы детей (жилое помещение, отсутствие специальной прогулочной площадки, наличие в квартире или доме родственников воспитателя и т.д.);

- характер осуществления обучения и воспитания детей в зависимости от образования и должности воспитывающего взрослого может существенно различаться.

Современные научные представления о значимости дошкольного периода детства в развитии человека делают актуальным поиск концептуальных оснований для построения качественного дошкольного воспитания и обучения в данных группах. Все педагогическое сообщество в ответе за тот социально-эмоциональный опыт, который дошкольники накопят за время, проведенное в СДС и СДГ. Очень хочется верить, что полученный детьми опыт станет основой адекватного образа социального мира и будет способствовать «плавному» переходу на ступень начальной школы. ■

Литература

1. Арушанова А.Г. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А.Г. Арушанова, Е.М. Вавилова, В.В. Гербова В. В. и др.; под ред. А.С. Алексеевой. - М.: Просвещение, 1990.

2. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников: автореф. дис. ... канд.пед. наук: 190007. - М., 2007. - 25 с.

3. Ганичева А.Н. О безопасности и сертификации услуг домашнего педагога в образо-

вательном пространстве мегаполиса / А.Н. Га-ничева // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. О.И. Ключко. - М.: МГПУ, 2016. -Текстовое электрон. издан. - СПб: НИЦ АРТ, 2016. - С. 392-396.

4. Геда Н. Создаем рабочую карту домашнего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/S2P5Ep (дата обращения: 12.03.2015).

5. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: ав-тореф. дис. ... д.п.н.: 130007. - СПб, 2002. -41 с.

6. Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности детей разновозрастной группы в предметно-игровой среде: авто-реф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01. - Омск, 2002. - 21 с.

7. Давидчук А.Н. Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада / А.Н. Давидчук, А.Г. Тамбовцева. - М.: Педагогика, 1989. - 49 с.

8. Доронова Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. - 1984. - №2. -С. 46-48.

9. Доронова Т.Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада / Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон // Дошкольное воспитание. - 1985. -№6. - С. 12-16.

10. Кондрашова Н.В. Семейные детские сады: опыт, проблемы и перспективы развития // Гуманитарные науки и образование. - 2014. -№3. - С. 36-40.

11. Лагутина Ю.В. Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования семейного детского сада: новые векторы // Актуальные проблемы современных педагогических исследований: сб. научных статей. - СПб.: Изд. ФГБОУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена». - 2016. - С. 118-123.

12. ОКВЭД 2 2017 с расшифровкой кодов. Система «Налоговая справка». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.okvad.ru/ razdel-p.html (дата обращения: 12.03.2017).

13. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности [Электронный ресурс] // Скепсис. - Режим доступа: http:// scepsis.net/library/id_2190.html (дата обращения: 12.03.2017).

14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №08-406 от 27.09.2012 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70452958/

15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1049 от 5.08.2013 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/70488792/

16. Постановление Правительства Ленинградской области №422 от 30.12.2008 «Об утверждении Примерного положения о детском саде семейного типа в Ленинградской области» (с изменениями на 27 июня 2016 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум кодекс» http://docs.cntd.ru/document/891801909

17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета - Федеральный выпуск №6241, 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] URL: http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

18. Приказ Минтруда России №544н от 18.10.2013 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель учитель)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/129

19. Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы: пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений / М.М. Цапенко, Т.В. Волкова., А.С. Червова. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 140 с.

20. Толстова ИА. Правовые основы создания и деятельности семейных детских садов // Вестник ТВГУ. СЕРИЯ «ПРАВО». - 2014. -№2. - С. 322-327.

21. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/

22. ЭльконинД.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

Статья поступила в редакцию 16.04.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.