Научная статья на тему 'Особенности организации досуга ребенка дошкольного возраста в семье'

Особенности организации досуга ребенка дошкольного возраста в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4051
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEISURE TIME / ДОШКОЛЬНИК / СЕМЬЯ / FAMILY / PASTIME ACTIVITY / PRE-SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шафран Нина Михайловна

Автор исследует опыт организации досуговой деятельности дошкольников в семье, определяет ее содержание и формы. Характеризует наиболее распространенные из них. Обнаруживает предпочтения родителей в выборе досуговых мероприятий, предназначенных для взрослых членов семьи, без учета возрастных особенностей и утомляемости детей, специфики детских интересов, эмоциональной насыщенности и их развивающего потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN''S FAMILY LEISURE ACTIVITIES

The author studies leisure time experience, activities typical of modern families with pre-school children and defines its contents and forms. The article analyses the most wide-spread activities. The author claims that plenty of parents disregard emotional and pedagogical potential of pastimes and prefer activities for adults ignoring peculiarities of children’s age, physical conditions, abilities, interests and developing potential

Текст научной работы на тему «Особенности организации досуга ребенка дошкольного возраста в семье»

1УДК 379.8.092 ББК 74.100.58

особенности организации досуга ребенка дошкольного возраста в семье

Н. М. Шафран

Автор исследует опыт организации досуговой деятельности дошкольников в семье, определяет ее содержание и формы. Характеризует наиболее распространенные из них. Обнаруживает предпочтения родителей в выборе досуговых мероприятий, предназначенных для взрослых членов семьи, без учета возрастных особенностей и утомляемости детей, специфики детских интересов, эмоциональной насыщенности и их развивающего потенциала.

Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, дошкольник, семья.

FEATURES OF ORGANIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN'S FAMILY LEISURE ACTIVITIES

N. M. Shafran

The author studies leisure time experience, activities typical of modern families with pre-school children and defines its contents and forms. The article analyses the most wide-spread activities. The author claims that plenty of parents disregard emotional and pedagogical potential of pastimes and prefer activities for adults ignoring peculiarities of children's age, physical conditions, abilities, interests and developing potential

Keywords: leisure time, pastime activity, pre-school children, family.

аошкольный возраст рассматривается многими учеными как сензитивный период для формирования предпосылок ательного отдыха и социально-ценного времяпрепровождения, азы которого он получает в семейном кругу. Образ жизни, нравственные ценности, навыки общения, которые заложены в этот исключительно важный и неповторимый период жизни человека, будут проявляться в будущем, а то, что недополучено, вряд ли можно будет восполнить.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на поддержку разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. В нем нашли отражение основные принципы дошкольного образования, среди которых отмечены «построение образовательной деятельности <...>, при котором сам ребе-

нок становится активным в выборе содержания своего образования, <...> поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, <...> приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1, с. 2].

Эти принципы подчеркивают свободу ребенка в выборе деятельности и закрепляют за ним право получения жизненного опыта в партнерстве со взрослым. Процесс воспитания идет даже тогда, когда родители не задумываются об этом, они влияют на ребенка личным примером, привычками, домашней обстановкой, проявлениями настроения, проведением досуга. Ребенок никогда не станет следовать словесным правилам, если в семье принято иное поведение, а побуждения, инструкции, нравоучения родителей идут вразрез с их образом жизни.

Как подчеркивают исследователи дошкольного детства, копируя стереотипы родительского поведения, дети приобщаются к семей-

ным традициям, у них формируется культура досуга, которая зависит от того, как взрослое поколение проводит свое свободное время. Детям интересно разделять увлечения родителей, они тянутся к совместному досугу, что порождает самые яркие и значительные впечатления, переживания, ощущения равенства со взрослым, причастности к событиям в семейной истории.

Первостепенность семьи в формировании личности ребенка доказывалась в фундаментальных исследованиях отечественных педагогов и психологов (Ю. П. Азарова, Н. Ф. Виноградовой, И. В. Гребенникова, Л. В. Загик, О. Л.Зверевой, С. А. Козловой, Т. В. Кротовой, Т. А. Куликовой, А. Н. Леонтьева, Т. А. Марковой, А. В. Петровского, А. С. Спиваковской и др.)

Так Т. А. Маркова, размышляя о роли семьи, выделила особенности и условия успешного семейного воспитания. Одним из центральных условий она считает эмоционально положительную домашнюю атмосферу, которая достигается при стремлении родителей познать своего ребенка, организовать дома его занятия, так как именно «содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения». Другим фактором семейного воспитания Т. А. Маркова считает включенность дошкольника в совместную со взрослым деятельность. В этой связи она приводит семейный досуг как пример деятельности, полезной для воспитания, «сплачивающей всех членов семьи» [2, с. 23-24].

Т. А. Куликова рассматривает роль семейных традиций в организации жизнедеятельности семьи и установлении взаимоотношений между ее членами. Она утверждает, что основным средством трансляции социально-культурных ценностей выступают семейные традиции, и в то же время они способствуют росту взаимопонимания между детьми и родителями, что ведет к благополучию микроклимата семьи и эмоциональному комфорту всех ее членов. Констатируется также, что многие формы семейного досуга, которые составляют основу традиций, в силу исторических факторов «оказались сильно деформированными или вовсе утраченными» [3, с. 99] Тем не менее современные семьи демонстрируют растущий интерес ко многим традициям прошлого, таким

как религиозные или национальные, разнообразнее становится семейный досуг. Возрождаясь в современной интерпретации, некоторые из этих традиций зачастую имеют тенденцию к воскрешению внешних атрибутов, сохранению последовательности действий и антуража. В связи с этим Т. А. Куликова отмечает, что многие семейные традиции «нуждаются в обогащении содержания, а следовательно, и в усилении развивающего влияния». Она подчеркивает, что настоящую ценность в воспитательном отношении имеют не традиции как таковые, а совместная деятельность детей и взрослых, «инициирование активности, творчества детей» [3, с. 99].

На важную роль культурно-досуговой деятельности указывает М. Б. Зацепина и определяет ее как «основной и специфический компонент воспитательно-образовательной работы, самостоятельная сфера культурной жизни детского сада и семьи, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социо-куль-турного опыта человечества и развития культуры личности» [4, с. 133]. Она отмечает, что движущим фактором развития культурно-досуго-вой деятельности является потребность в познании, поэтому родителям на начальных этапах развития ребенка следует предоставлять ему разнообразные впечатления, несущие эмоционально-положительную окраску. В силу того, что «у дошкольника эмоциональные переживания доминируют над познавательным процессом», становится возможным ребенку через эмоционально значимые события постигать азы культурно-досуговой деятельности [4, с. 133].

Исследователь педагогики досуга В. А. Воловик в диссертационном исследовании научно обосновал тезис о статусе досуговой деятельности, как одной из ведущих, он ставит до-суговую деятельность на одну ступень с игровой, учебной и трудовой деятельностью. Ученый настаивает на том, что в часы досуга недостаточно предоставлять детям информацию, замыкать их на просмотре фильмов, чтении книг, прогулках. Родителям следует наполнять жизнь ребенка действенным опытом, проживая его вместе. Содержательный совместный досуг не только «направляет процесс формирования мышления, фантазии и действия де-

тей», но и дает мощный эмоциональный заряд и откладывает в душе ребенка самые яркие и теплые воспоминания на всю жизнь [5, с. 195].

В. А. Воловик утверждает, что «действительным мотивом досуговой деятельности является потребность личности в самом процессе этой деятельности, а результатом - ее осуществление. Потребности, реализующиеся в процессе досуговой деятельности, лежат за пределами иной деятельности: учебной, трудовой и не были удовлетворены с помощью занятий, диктуемых нуждой и внешней целесообразностью» [5, с. 6-7].

Границы досуга размыты: зачастую досуго-вая деятельность у взрослого человека переходит в профессиональную, и, наоборот, профессиональные задачи решаются в свободное время. Суть досуга определяют мотив и цели. Досуговая деятельность решает рекреационные, творческие, познавательные, личностные задачи. Она обусловлена личными мотивами индивида, вызвана его индивидуальными потребностями, интересами и желаниями, приносит удовольствие и удовлетворение, несет для человека сильный эмоциональный заряд. Качество досуговой деятельности и тот род занятий, которые индивид выбирает для своего свободного времяпрепровождения, являются показателями его физического состояния, интеллектуального развития и культурного уровня. Скудные представления о разнообразии досуговых занятий и пассивное отношение к своему свободному времени ведут к стагнации (деградации) досуговой деятельности в долгосрочной перспективе.

Часто мы видим, что человек на досуге, по собственной инициативе и для удовольствия, выполняет задание, которое ему продиктовано его трудовой деятельностью - в этом случае она переходит в ранг досуговой. И наоборот, часто досуговая деятельность (хобби и увлечения) перерастают в профессию. В момент переключения внутреннего мотива деятельности индивида досуговая деятельность перестает быть таковой при сохранении всех внешних параметров. Коммерческий компонент досуговой деятельности, в отличие от профессиональной, не является центральным.

Дошкольник, не располагает досугом во взрослом понимании этого термина. У него нет

профессиональной или ярко выраженной учебной деятельности. Практически весь его жизненный путь - деятельность, обусловленная личными потребностями: игровыми, физическими, социальными, коммуникативными, познавательными, рекреационными. При этом его возможности ограничены средой пребывания, а направленность деятельности зависит от влияния, а иногда и воли окружающих людей. Родители и педагоги своим отношением к досугу формируют представления об управлении им, а совместно пережитые положительные эмоции закрепляют досуговый опыт. Умелое педагогическое воздействие задает вектор к насыщенному конструктивному досуговому времяпрепровождению в будущем.

В связи с этим нам представляется актуальным изучение представлений современных родителей дошкольников о воспитательном и образовательном потенциале совместной досуго-вой деятельности для психологического и эмоционального здоровья детей.

С целью определения характера и степени организованности и вовлеченности дошкольников в различные семейные досуговые мероприятия нами было проведено исследование, которое позволяет выявить представления родителей по ряду ключевых вопросов, связанных с заявленной проблемой. В нем приняли участие 200 родителей дошкольных образовательных организаций г. Москвы и Московской области. В работе использовались методы опроса. Изучались следующие аспекты: содержание и формы детского досуга; частота их использования; условия, созданные родителями для побуждения и поощрения в досуговой деятельности; отношение родителей к выбору детьми той или иной деятельности, эмоциональная оценка ребенком совместного досуга, потребность родителей в помощи педагогов по организации досуговой деятельности в семье.

Содержание семейного досуга изучалось с помощью методики неограниченного выбора. Респондентам предъявлялся перечень (из 28 позиций) разнообразных видов деятельности и занятий, предлагалось назвать то, что используется при организации семейного досуга или чаще всего выбирается ребенком.

Подавляющее большинство родителей старших дошкольников выбирают традиционные

виды деятельности: игры - 93,6% (среди которых главенствуют настольно-печатные, наименьший выбор - кроссворды и сюжетные игры), прогулки - 92,5% (чаще всего это посещение парков и аттракционов, наименьший выбор - ботанический сад, городские достопримечательности, наблюдение за животными и птицами); просмотр телевизионных передач - 92,5% (в большей степени мультфильмов, наименьший выбор - документальные и образовательные фильмы).

Игры и телевидение присутствуют в домашнем досуге довольно часто, практически ежедневно, прогулки совершаются с частотой от еженедельных до нескольких раз в месяц. Организация игр и просмотра телевизионных передач в половине случаев проходит без участия взрослых.

Менее популярными оказались следующие формы проведения досуга: чтение книг - 86,2% (родители выбирают художественную литературу, наименьший выбор - периодические издания и аудиокниги); посещение театра - 82,9% (наиболее популярны спектакли и представления, наименьший выбор - опера и балет); путешествия - 82,4% (чаще всего совершаемые за город, на дачу, наименьший выбор - походы, однодневные и многодневные экскурсии); рисование - 81,4% (в подавляющем большинстве организуется как самостоятельная детская деятельность дома); развлечения - 76,6% (среди которых главенствуют посещения ресторанов, кафе, развлекательных центров, наименьший выбор - игровые автоматы, аквапарки). Такие формы досуговой деятельности, как рисование и чтение книг, присутствуют в жизни дошкольников ежедневно или раз в неделю. Развлечения и посещение театра организуются для детей с различной периодичностью: от 1 раза в месяц до 1 раза в год. Поездки на дачу или путешествия наиболее интенсивно происходят летом в период отпусков.

Данные опроса свидетельствуют о том, что родители, организуя детский досуг, ограничиваются наименее трудоемкими по организации формами, привычными для детей, чаще всего основываются в своем выборе на интересы и потребности взрослых членов семьи, не стремясь расширить круг возможностей детей и не задумываясь о педагогической значимости совместного досуга.

Наименьший выбор оказался у видов деятельности, непредусмотренных в традиционном понимании для детского досуга: садоводство (29,3%), изучение строения техники и машин (27,1%), благоустройство и ремонт (24,5%). К сожалению, примерно четверть родителей полагают, что приобщение детей к данным занятиям нецелесообразно и предпочитают самостоятельно выполнять названные виды работы, хотя вполне возможно, что они могли бы превратиться в интересные для ребенка увлечения. Незначительный процент родителей (2,1%) считают, что ребенка возможно приобщать к экстремальным хобби (горные лыжи, охота), которым увлекаются сами.

Результаты исследования выявили также использование уникальных форм досуга, которые были традиционными в прошлые века. Среди них: литературное творчество, издание домашней газеты (5,9%), домашний театр (14,9%), коллекционирование (25,5%), рукоделие (29,8%). Однако популярность их в современной семейной практике относительно других форм достаточно низкая. Приведенные данные свидетельствуют о том, что некоторые сложные в организации формы досуга уходят в тень, проигрывая конкуренцию более простым и доступным для массового потребителя. Такой подход ограничивает выбор детей, и не позволяет им сформировать разнообразные стойкие предпочтения при реализации своих интересов и творческой активности.

В процессе анкетирования изучались условия, которые родители создают для повышения интереса ребенка к целесообразному проведению свободного времени. Наиболее распространенными ответами среди респондентов (71%) были следующие: «предлагаем прочитать книги, посмотреть телепередачи, создаем дома библиотеку с энциклопедиями, дисками, фильмами». Популярность домашних библиотек и просмотра фильмов подтверждает данные исследователей А. Ф. Воловик и В. А. Воловик относительно преимущественного выбора «потребительских» форм досуговой деятельности.

Около четверти опрошенных (24,6%) создают специальные уголки в домашних условиях: живой уголок, спортивный, дидактический, держат развивающие игры в свободном досту-

пе ребенка. Только 10% респондентов в качестве условий назвали прогулки с детьми и посещение музеев. Крайне редко (1-4 случая) указывались родителями условия, побуждающие ребенка к активному, творческому досугу: «разрешаем разбирать игрушки, приборы, мебель; отвечаем на вопросы, поддерживаем увлечение музыкой, предлагаем предметы обихода для экспериментов, рисуем, лепим, играем, в том числе и в компьютерные игры, развиваем положительное эмоциональное отношение к новому, создаем ощущение причастности к миру взрослых». Ничтожно малая доля ответов (1%) указывает на создание родителями особых условий для организации досуга детей. Однако представляется, что погрешность данных результатов состоит в не столько отсутствии самих условий, созданных родителями, сколько в недостаточном осознании родителями своей роли в организации досуга или скорее в спонтанности такой организации.

Своеобразным условием повышения интереса ребенка к семейному досугу могут выступать семейные традиции. В связи с этим родителям было предложено рассказать в анкете, какие семейные традиции они поддерживают, приобщая к ним своих детей. Наиболее распространенными формами семейного досуга, которые получили статус традиций, стали прогулки, отдых на природе, поездки на дачу, пикники (37,8% опрошенных). На втором месте (30%) совместные («всей семьей») походы в театр, музеи, кино, на различные мероприятия и семейные праздники; посещение родственников, прием гостей - 21,8%.

Пятая часть респондентов ответили, что в их семье не поддерживаются какие-либо традиции, не всегда получается регулярно проводить досуг вместе, это происходит редко и спонтанно.

Небольшое количество респондентов в качестве традиций определили для себя совместные с детьми творческие занятия, игры или чтение книг (6,7% и 5,8% соответственно). В четырех семьях поддерживаются национальные или религиозные традиции (славянские, индийские, обряды русской культуры, посещение храма по воскресеньям). Единичные ответы представляли большой разброс в использовании таких форм досуга как путешествия, лыжи,

рыбалка, кулинария, посещение спортивных секций, танцы, переодевания, театрализация.

Вопросы анкеты также были направлены на определение методов побуждения детей к участию в совместном с родителями проведении семейного досуга. Множество опрошенных используют беседы, разъяснения, рассказы о предстоящей поездке, о том, что уникального и интересного предстоит увидеть (43,4% респондентов). В их числе родители, которые описывают свой способ побуждения следующим образом: ставлю проблемную ситуацию, занимаюсь целенаправленно, беседуя с ребенком, даю ему возможность высказать свою точку зрения, подтверждая или опровергая ее, на вопрос «Почему? Как?» отвечаю «Давай подумаем». Многие родители в качестве привлечения внимания и интереса ребенка используют совместную с ним деятельность (18,8%): чтение, просмотр фильмов, прослушивание аудиокниг, игра, чаепитие. Иногда побуждением может служить вопрос родителя (7,2%) или просьба о помощи, направленная ребенку (2,9%). Единичные случаи представляют обыгрывание предметов, включение в игру поделок, выполненных руками ребенка, сбор специальной интересующей его информации.

В исследовании рассматривался вопрос поощрения, оценки взрослым результатов деятельности дошкольников как один из способов формирования положительного отношения детей к досугу, проведенному в кругу семьи. Подавляющее большинство родителей (76,8%) описывают различного рода похвалу, чаще словесную: «ты молодец, видишь, как хорошо знать», также встречались ответы: «хлопаем в ладоши, обнимаем». К их числу можно добавить семьи, которые используют широкий спектр поощрительных воздействий от словесной похвалы до покупки сладостей, игрушек, подарков, сюрпризов (28, 9%), при этом шестая часть родителей из числа опрошенных сообщили, что в качестве подарков приобретают книги и фильмы. Единичными ответами служили посещение различных досуговых организаций, доброжелательная помощь, свобода выбора.

Только трое респондентов отметили, что для детей поощрением становятся само общение с родителями: «вместе радуемся процессу, вместе отправляемся куда-то». Двое в качестве

оценки результатов детской деятельности используют обсуждение с ребенком его предпочтений, подробное объяснение различных явлений. Один из опрошенных «гордится успехами ребенка».

Наш исследовательский интерес был направлен на выявление отношения родителей к увлечениям детей и определение границ их самостоятельности в выборе досуга.

Многие родители (71,4%) положительно относятся к тому, какие увлечения и хобби выбрали их дети. Однако в их ответах не прослеживается причастность взрослого к данному выбору. Только 5 респондентов выразили свою активную позицию: «пытаюсь привить новые увлечения, хотелось бы больше заинтересованности, стараемся, чтобы было здорово, идем навстречу ребенку».

При этом 83% опрошенных поддерживают инициативу детей в организации детского досуга: «ждет, просит, предлагает куда-то поехать, что-то посетить». С одной стороны, это может говорить о высоком уровне сформированно-сти навыков управления свободным временем у детей, с другой, пассивной ролью взрослых, нежеланием или неумением расширить горизонты досуга.

Незначительное количество респондентов (5%) отмечают, что ребенок не проявляет инициативы. Лишь 1,6% участников анкетирования ответили: «всегда решаем вместе, не важно, где быть, главное вместе и с хорошим настроением».

Немногим более 5% респондентов предоставляют ребенку полную самостоятельность при организации своего свободного времени. Этот показатель может быть интересен с точки зрения приобщения детей к досуговой деятельности, формирования предпосылок самостоятельного управления свободным временем уже в дошкольном возрасте. Однако ответы родителей не раскрывают понимания ими сути «предоставления ребенку самостоятельности». Это может выступать как новый этап овладения определенными навыками, а может быть просто отсутствием контроля со стороны взрослого, предоставление ребенка самому себе. К сожалению, анкеты содержали также ответы, свидетельствующие о низком интересе родителей к досугу детей: не мешаем, не запрещаем, не вмешиваемся, включаем телевизор.

Одним из ключевых стал вопрос, в котором респонденты высказали мнение о том, почему дошкольники отдают предпочтение тем или иным досуговым мероприятиям. Часть родителей (42%) предполагают, что в основе выбора лежит личный интерес, потребности или желания ребенка.

Лишь 10% опрошенных уверены, что для ребенка важна не столько форма досуга, сколько возможность быть вместе с родителями: «потому, что это семья», «так как проводит время с нами», «хорошо быть вместе», «интересно с родителями», «перенимает семейные традиции». Интересен тот факт, что такое же количество родителей предполагают, что ребенок лишь «доверяет выбору взрослых, подражает им, перенимает семейный стереотип».

Интересными представляются данные, полученные в ответах на вопросы о том, как ребенок ведет себя во время мероприятия и как его комментирует. Практически все родители дали положительную оценку поведению детей: активен, энергичен, во всем принимает участие-29,4%; ведет себя спокойно, воспитанно -25,2%; увлеченно, с интересом, задает вопросы - 14,3%; ведет себя в зависимости от настроения и утомления - 8,4%; радуется, «одни эмоции» - 6,7%; проявляет застенчивость - 2,5%.

Как отмечают родители (63%), подавляющее большинство детей выражает очевидный интерес и эмоциональный подъем во время досуга, что отражается в их собственных высказываниях «Вот это жизнь! Давай нарисую. Мне нравится. Здорово!». Десятая часть опрошенных утверждают, что дети настроены на повторение положительного досугового опыта, 2,5% участников анкетирования отметили, что дети радуются совместному досугу, им нравится быть вместе с семьей.

Об «успешности» досуговой деятельности детей может говорить рефлексия. Детские переживания проецируются на последующее поведение дошкольников. Как отмечали родители, это выражается в их воспоминаниях и рассказах. Большинство детей (73%) делятся впечатлениями о досуговом опыте, с восторгом вспоминают о нем. Они рассматривают фотографии, видеофильмы (22,7%), рисуют на тему пережитого (16,8%), строят планы на выходные, выражая желание повторить опыт (6,7%), соби-

рают сувениры, входные билеты (4,2%), вспоминают отдельные интересные случаи (4,2%), менее 1% воспроизводит в играх.

Около 16% рассказывают о пережитом лишь, когда их об этом просят в дошкольном учреждении, дома чаше отмалчиваются, отвечают односложно. Двое респондентов указали, что дети не хранят воспоминания о досуге.

Анкетирование было направлено также и на изучение запросов родителей в отношении квалифицированной помощи, которую могут оказать специалисты дошкольных образовательных организаций. Предполагалось выяснить, в какой форме может осуществляться поддержка в данной сфере. Больше половины опрошенных (54,6%) настроены на взаимодействие с педагогами. Они хотели бы получать информационные листы о городских и районных мероприятиях (46,2%), консультации по вопросам досуга (19,3%). Кроме того, родители ожидают помощь в распространении билетов, организации экскурсий, налаживание работы секций и кружков для детей, тренингов для взрослых членов семьи.

Немногим больше четверти респондентов (26%) не смогли определиться и выразили неуверенность в необходимости педагогического сопровождения, 19% ответили, что не нуждаются в помощи специалистов в вопросе организации досуга детей в семье.

Бывод. Обобщение и анализ результатов проведенного исследования позволяют нам предположить, что в представлениях родителей о воспитательном потенциале совместной досуговой деятельности просматривается противоречие. С одной стороны, практически все родители оценили сильное влияние, которое оказывает досуговая деятельность на эмоциональную, психологическую и интеллектуальную сферу жизни дошкольника. С другой, немногие осознают потенциал досуга для возникновения эмоциональной близости с родителями, укрепления внутрисемейных связей и зарождения стойких привязанностей и интересов. Но, даже, отдавая должное значению досуга, родители лишь в единичных случаях владеют организационными навыками, позволяющими повысить педагогическую и воспитательную ценность проведенного с детьми свободного времени.

С нашей точки зрения, такой ограниченный взгляд на создание условий дома для повышения интереса детей к разным формам досуга требует расширения границ понимания родителями своих возможностей, более глубокого осмысления потенциала старших дошкольников и знакомство с широким спектром досуговых форм современного рынка.

Поощрение ребенка и оценка даже небольших достижений, бесспорно, необходимы для повышения его заинтересованности в том или ином процессе, для ощущения значимости определенных событий, установления адекватной самооценки, определения своих возможностей и способностей. При этом при формировании увлечений и хобби в долгосрочной перспективе дошкольника следует приблизить к идее самоценности досуговой деятельности, которую человек выполняет не за похвалу и подарки, а по зову сердца и ума. Необходимо дать ребенку почувствовать радость от приятного времяпрепровождения, эмоциональный подъем на фоне приобщения к традициям семьи, ощущение своей причастности к ним.

К сожалению, большинство традиций являются таковыми не благодаря совместным интересам родителей или глубоким корням, уходящим в семейную историю, а воплощают формы отдыха, которые родители избирают как наиболее приемлемые для себя и включают в них своих детей.

Ограниченность в выборе досуговой практики детей в семье дает основание предполагать, что большинству родителей не хватает умений и знаний о целесообразном использовании досуга. Они не обладают информацией о широких возможностях современного рынка досуга для детей дошкольного возраста. Можно предположить, что такой ограниченный подход является следствием не только неосведомленности, но и пассивности родителей, отсутствия желания расширять свой досуговый кругозор.

Тот факт, что половина опрошенных не стремится получить квалифицированную помощь в данном вопросе, может свидетельствовать, что родители рассматривают досуговую деятельность как спонтанно возникающую. В этой позиции либо отражается их недостаточно серьезный подход к этой сфере жизни дошкольника,

либо просматривается некритичность намерений в вопросе организации досуга детей. Поверхностная оценка родителями своих усилий не позволяет полноценно использовать сензи-тивность периода дошкольного детства при формировании культуры управления собственным свободным временем.

список источников и литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.

2. Воспитателю о работе с семьей [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.: ил.

3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. - М.: Академия, 1999. - 232 с.

4. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность - основа воспитания культуры ребенка [Текст] / М. Б. Зацепина // Проблемы и перспективы дошкольного образования: материалы науч.-практ. конф. - М.: Социально-политическая мысль, 2006. - С. 131-133.

5. Воловик А. Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. -М.: Флинта: Моск. психол.-социальный ин-т, 1998. - 240 с.

6. Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников [Текст]: моногр. / О. Л. Зверева - М., 2011. - 80 с.

7. Зверева О. Л. Подготовка педагога к взаимодействию с родителями воспитанников [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 1. - С. 64-69.

references

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya. Utverzh-den prikazom Ministerstva obrazovaniya i nau-ki Rossiiskoy Federatsii ot 17.10.2013 g. No. 1155.

2. Zagik L. V., Kulikova T. A., Markova T. A. i dr.

Vospitatelyu o rabote s semyey: posobie dlya vospitatelya detskogo sada. Moscow: Prosvesh-chenie, 1989. 192 p.: il.

3. Kulikova T. A. Semeynaya pedagogika i do-mashnee vospitanie: uchebnik dlya studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 1999. 232 s.

4. Zatsepina M. B. Kulturno-dosugovaja deyatel-nost - osnova vospitaniya kultury rebenka. Problemy i perspektivy doshkolnogo obrazovaniya: materialy nauch.-prakt. konf. Moscow: Socialno-politicheskaya mysl, 2006, p. 131-133.

5. Volovik A. F., Volovik V. A. Pedagogika dosu-ga: uchebnik. Moscow: Flinta: Mosk. psikhol.-socialnyy in-t, 1998. 240 p.

6. Zvereva O. L. Razvitie soderzhaniya i form pedagogicheskogo prosveshcheniya roditeley doshkolnikov: monogr. Moscow, 2011. 80 p.

7. Zvereva O. L., Krotova T. V. Podgotovka peda-goga k vzaimodeistviyu s roditelyami vospitan-nikov. Doshkolnik: metodika i praktika vospi-taniya i obucheniya, 2014, No. 1, pp. 64-69.

шафран нина Михайловна, аспирантка кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета e-mail: shafran_n@mail.ru

Shafran Nina M., Post-Graduate Student, Pre-School Education Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: shafran_n@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.