СЕМЕЙНОЕ ТВОРЧЕСТВО - ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СЕМЬИ
Татьяна Юрьевна СЕМАК,
аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия
e-mail:[email protected]
В статье на основе анализа различных источников семейный досуг рассматривается в структуре современной социально-культурной деятельности. Выявляются типы семей, от которых зависит направление организации семейного досуга, осмысляются основные тенденции развития семейного творчества как формы организации досуга семьи.
Ключевые слова: семейный досуг, семейное творчество, организация досуга, семейная аудитория, формы досуга.
FAMILY WORK IS A LEADING FORM OF LEISURE OF THE FAMILY
T. Yu. Semak, doctoral student of the Department of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail:[email protected]
In article on the basis of the analysis of various sources of family leisure is seen in the structure modern social and cultural activities. Identifies types of families from which depend on the direction of the organization of family leisure, interprets the main directions of development of family art as a form of organization of family leisure. Key words: family leisure, family creativity, organization of leisure, family audience, form of leisure.
Качественным семейным досугом, несомненно, следует считать удачное сочетание в нём активного и интересного отдыха для детей и взрослых, положительных эмоций, возникающих в результате самовыражения, а также социально-педагогической ценности.
Рациональное распределение свободного времени на воспитание детей и организацию досуга - социальная функция современной семьи. При этом существенное значение приобретает устранение стихийности в совместном семейном досуге, ориентация на различные активные формы времяпровождения. Тут следует обратиться к педагогике досуга, направленной на формирование умений и навыков грамотного использования своего свободного времени [11].
Каждая семья, разумеется, предпочитает совместные досуговые занятия с детьми. Тем не менее обращает на себя внимание тот факт, что общесемейные виды и формы досуга уступают по популярности дет-
ским. При этом характерно, что преимущественно в таком досуге задействованы матери, а формы общесемейного времяпровождения развиты недостаточно.
Между тем в социально-психологическом отношении современная семья стремится к многообразию, к нестандартным досуговым занятиям. Учитывая, что внутрисемейные взаимоотношения уже сами по себе имеют реабилитирующую функцию, благоприятно воздействуют на психологический климат, ориентация на «организацию совместной общественно полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи [9]».
Мы будем придерживаться определения семейного досуга, данного С. В. Лавренцовой: «Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи [11, с. 7-8]».
Досуг реализует две социально значимые функции - развлекательную и формирующую личность человека. Одна из ведущих функций семьи -организация досуга. Эффективность реализации данной функции определяется по нескольким ключевым направлениям: наличием свободного времени, развитием современной индустрии досуга, продуманным выбором форм и средств использования свободного времени.
Основной принцип организации семейного досуга являет собой ориентацию на всех членов семьи, при учёте их возрастных, психофизиологических особенностей, ценностей и интересов [9, с. 170].
При организации культурно-досуговой работы с семьёй важно проанализировать семейную аудиторию. В словаре русского языка С. И. Ожегова термин «семья» означает: «группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплочённых общими интересами [14]».
Для ребёнка семья - это та среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Бесспорно, важна грамотная организация свободного времени, чтобы равноценно наполнить его активным взаимодействием между всеми членами семьи [3, с. 73].
Главной целью организации общесемейного досуга является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи.
Можно утверждать, что досуг в известном смысле строит семейную жизнь, чем и определяется его огромное социальное значение.
Многие эстетические и духовные нормы и ценности, как правило, транслируются на семейно-бытовую среду, что приводит к наполнению досуга нетрадиционными формами, установлению дружеских отношений в семье и социуме [13].
Для успешной реализации культурно-досуговой деятельности следует учитывать всё многообразие типов современной семьи.
Необходимо также внимательно подходить к рассмотрению некоторых групповых психолого-возрастных особенностей семейной аудитории.
С. Ю. Гацук выделяет следующие возрастные аудитории: детская, семейная, подростковая, молодёжная, люди «третьего возраста».
Исходя из структуры семьи, в составе семейной аудитории можно выделить: детскую аудиторию, родительскую аудиторию и прародительскую аудиторию [4].
По мнению С. Ю. Гацук, ориентируя досуг на детскую аудиторию, следует помнить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Также обязательно включать в развлекательную и развивающую программу подвижные формы детского досуга. Для детей высока значимость именно семейного досуга, роль родителей для ребёнка здесь является основополагающей. С точки зрения охвата всех возрастных групп семьи не лишним будет также уделить внимание категории людей «третьего возраста», которые, вероятно, уже вышли на заслуженный отдых. Бабушки и дедушки, в силу большого количества свободного времени, охотно примут участие во всех проявлениях социально-культурной жизни. Им необходима сама возможность поделиться с окружающими своим богатым жизненным опытом, вспомнить молодость. Важным остаётся вопрос формы и содержания досуга, зависящий от самого младшего члена семьи [4].
При организации программ культурно-досуговой деятельности важно ознакомиться с социально-демографическим положением, выявить структуру, понять, что представляет собой современная семья. В процессе проектирования семейных досуговых программ нужно не только учитывать потребности и интересы, но и знать возрастные и психологические особенности всех её членов.
Согласимся с Т. А. Куликовой, которая в своём учебнике по семейной педагогике и домашнему воспитанию анализирует ряд исследований по вопросу интересов и склонностей в проведении досуга. Т. А. Куликова приводит интересный пример исследования Л. С. Жарковой, в котором заметно, что преимуществом у всех возрастных групп пользуются такие формы досуга, как просмотр телепередач, кинофильмов, реже чтение или посещение концертов, меньшей популярностью пользуется участие в самодеятельности. Тем не менее отмечен высокий интерес у молодых родителей к участию в неформальных объединениях, интерес к танцам.
Фиксируются определённые различия в проведении досуга, проявляющиеся в зависимости от возраста, семейного положения, профессии и пола [10, с. 130-132].
Теоретический анализ работ позволил сформулировать следующие характеристики семейного досуга: это коллективная деятельность, формы и содержание проведения которой будут зависеть от культурного уровня, образования, доходов, места проживания, национальных традиций, возраста членов семьи и их индивидуальных интересов. Семейный досуг исполняет специфическую роль, направленную на сплочение семьи как коллектива, на повышение образовательного и общекультурного уровня членов семьи, а также представляет собой действенное средство семейного воспитания и т.д. Как отмечает Т. А. Куликова, если семьи придерживаются различных культурных ценностей, то соответственно получаются разные результаты воспитания. Очевидно, что дети значительно «выиграют» в нравственном и художественном развитии, если родные им люди не просто «потребляют» культуру, но и сами занимаются творчеством [10].
Формы семейного досуга, как и сами семьи, имеют различия по определённым признакам, таким как: количество детей, состав и структура семьи, тип лидерства и уклад семьи, тип потребительского поведения и особые условия жизни. В широком смысле семейный досуг можно различать как домашний и внедомашний [6, с. 98-102].
По мнению А. В. Рябовой, при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей встречается немало сложностей и проблем. Это может быть и отсутствие опыта досугового взаимодействия в семье, неумение членов семьи проводить свободное время вместе, непринятие родителями интересов, увлечений, досуговых предпочтений детей и наоборот, однообразие форм общения детей и родителей, построенных по принципу «руководство - подчинение» и прочее [15, с. 48-54].
В последнее время стало очень популярным посещать развлекательные центры, куда взрослые и дети отправляются вместе, но проводят досуг по своим особым программам: детям предлагаются подвижные или компьютерные игры, анимация, аттракционы, а родителям - посещение кафе, кинотеатра, поход по магазинам. Насколько такое времяпрепровождение способствует развитию и упрочению семейных уз, сказать затруднительно [7].
Анализ насущных проблем становления культуры семейного досуга выявил неумение некоторых семей грамотно организовывать своё свободное время. По этой причине большинство видов культурно-досуговой деятельности семьи, как правило, носит самодеятельный характер и реализуется в форме любительского творчества.
Максимально удачным способом решения вышеуказанной проблемы может стать семейный клуб, позволяющий объединять воспитательные
возможности родителей, создавать условия для обмена педагогическим опытом.
На сегодняшний день в педагогической теории и практике уже создано множество форм организации культурно-досуговой деятельности молодёжи и детей. Все они отличаются друг от друга некоторыми признаками: количественными, временными, видовыми и прочими. Вне формы процесс этой деятельности осуществляться не может [2, с. 45].
Сейчас главной задачей учреждений культуры становится организация культурно-досуговой занятости детей с учётом их предпочтений, так как в силу своих возрастных особенностей они ещё не готовы противостоять некоторым опасностям и вредным привычкам. Именно поэтому грамотная организация досуга детей и молодёжи рассматривается сегодня как альтернатива асоциальному поведению [8].
Культурно-творческая деятельность развивается в различных формах и направлениях. Наибольшей популярностью пользуется деятельность в сфере искусства. Широкое распространение имеет любительское исполнение. Следует отметить, что массовое развитие получает любительское художественное творчество. Оно существует в форме художественно-исполнительской и художественно-творческой деятельности [5, с. 91].
Занятия художественным творчеством стимулируют эмоциональное развитие личности, её стремление к прекрасному. Участие в художественной самодеятельности можно рассматривать не только как способ эстетического наслаждения, но и как метод общения, способ коммуникации с людьми. К видам художественного творчества относится фольклор, танец, музыка, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство.
Формы и направления работы социально-культурных институтов с семьёй весьма разносторонни. Ставшие привычными семейные праздники и клубы, индивидуальные формы работы обогащаются новым содержанием, опираясь на интересы и запросы семьи [1].
Одной из основных форм семейной культурно-досуговой деятельности можно назвать праздник. Значение праздника, который создаёт яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, даёт стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры, в жизни ребёнка велико. В процессе проведения праздников каждый ребёнок имеет возможность проявить себя, продемонстрировать свои навыки, умения и творческую инициативу. Все формы и виды культуры удачно проявляются через праздник [12].
По нашему убеждению, среди множества способов, направленных на поддержание семейной гармонии, свою нишу занимает семейный досуг -совместное проведение свободного времени.
Практика показывает, что вовлечение всех членов семьи в совместную досуговую деятельность укрепляет семейные отношения.
Из этого следует, что профессиональная организация семейного досуга в социокультурном учреждении даёт возможность семье активно, разнообразно, творчески проводить свободное время, выбирать подходящие виды и формы досуга, самореализовываться, находить друзей, реализовать потребность в общении и познании. Интересно и грамотно организованный семейный досуг - составляющая гармоничных взаимоотношений в семье [16].
Поэтому, говоря о направлениях и формах организации досуга семьи, необходимо учитывать, что для семейного досуга важны рациональность занятий с точки зрения отдыха и наличие в них воспитательного компонента.
Подводя итог, можно отметить, что социально-культурная деятельность, особое место в которой занимает художественное творчество, обладает значительным педагогическим потенциалом. А среди широкого разнообразия направлений и форм досуга семьи необходимо выделить семейное творчество - как форму, вызывающую особый интерес со стороны детей и родителей. Востребованное в современных российских семьях художественное творчество, соединяющее отдых, эстетическое воспитание и личностное развитие, способно также сформировать особый микроклимат в семье.
Литература
1. Азарова Р. Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодёжи // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 27-32.
2. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Изд. 2-е. - Москва : Академический Проект ; Культура, 2005. - 240 с.
3. Гаспарян Ю. А. Семья на пороге XXI века : (Социологические проблемы) / под ред. К. Н. Хабибуллина ; Национальная академия наук Республики Армения, Институт философии и права. - Санкт-Петербург : Петрополис, 1999. - 320 с.
4. Гацук С. Ю. Технологические аспекты основы подготовки анимационных программ // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона : материалы Пятой Всероссийской электронной научно-практической конференции, г. Самара, январь-декабрь 2007 г. / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная академия культуры и искусств» ; [редкол. : М. Г. Вохрышева, Е. В. Вохрышева]. - Самара : Самарская государственная академия культуры и искусств, 2008. - С. 393-398.
5. Грыгаровiч Я. Д., Смолiк А. I. Прыкладная культуралопя : вучэб. дапам. для
студэнтау спец. "культуралопя" устаноу, якiя забяспечваюць атрыманне выш. адукацыi / Бел.дзярж. ун-т культуры iмастацтвау. - Мшск : Адукацыя i выха-ванне, 2005. - 216 с.
6. Жарков А. Д. Культурно досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки // Образование и общество. - 2007. - № 2.
- С. 98-104.
7. Захаров А. В. Развлечение subspecia социологии // Социологические исследования. - 2008. - № 1.
8. Иванова Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей // Педагогика: традиции и инновации : материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1 / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - С. 84-87.
9. Киселева Т. П, Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. - Москва : МГУКИ, 2004. - 539 с.
10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - Москва : Академия, 1999. - 232 с.
11. Лаврецова С. В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Лаврецова Светлана Васильевна ; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2007.
- 19 с.
12. Леванова Е. А., Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 208 с.
13. Мещерякова И. В. Организация проведения культурно-досуговой работы в семье : учебное пособие для студентов специальности 100110.65 (230600) «Домоведение». - Санкт-Петербург : Из-во СПбГУСЭ, 2011.
14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва : А ТЕМП, 2010. - 944 с.
15. Рабава А. В. Магчымасц турызму у аргашзацьп сямейнага адпачынку // Сацыяльна-педагапчная работа. - 2003. - № 5. - С. 48-54.
16. Талпенко Е. В. Организация досуга городской семьи как педагогическая проблема // Социально-педагогическая работа. - 2008. - № 89. - С. 32-36.
17. Ярошенко Н. Н. Ценностное содержание образования в сфере культуры и искусств: контекст межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 5.
- С. 27-34.
18. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 6 (50). - С. 130-134.