Научная статья на тему 'Инновационные формы организации игрового досуга молодой семьи в условиях города'

Инновационные формы организации игрового досуга молодой семьи в условиях города Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1449
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА / РОУП-ДЖАМПИНГ / КВЕСТ В РЕАЛЬНОСТИ / АНТИСЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ / YOUNG FAMILY / FAMILY LEISURE / FREE TIME / FAMILY LEISURE IN CITY CONDITIONS / LEISURE ORGANIZATION / INNOVATIVE FORMS OF LEISURE / ROAD JUMPING / QUEST IN REALITY / ANTI-FAMILY INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дедюшина Елена Витальевна

Автор статьи поднимает вопросы организации досуга молодой семьи в условиях современного города, где перенасыщенность рынка досуга ведёт к потере ориентации в предлагаемых услугах и даже потере желания разнообразно проводить свободное время. В статье рассматриваются модели современного игрового досуга и их характеристики в контексте позитивных и негативных тенденций глобализации и распространения продуктов и идеологии массовой культуры. Автор выделяет среди существующих инновационных форм досуговой деятельности роуп-джампинг и «квест в реальности» как те современные формы молодёжного досуга, которые можно целенаправленно использовать в качестве семейного досуга молодой семьи для противостояния антиродительским и антисемейным установкам, распространяющимся в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF GAMING ENTERTAINMENT ORGANIZATION OF YOUNG FAMILIES IN THE URBAN ENVIRONMENT

The author of the article raises questions about the organization of leisure for a young family in the conditions of a modern city, where oversaturation of the leisure market leads to a loss of orientation in the services offered and even a loss of desire to spend free time in various ways. The article discusses the models of modern gaming leisure and their characteristics in the context of positive and negative trends of globalization and the spread of products and the ideology of popular culture. The author identifies among the existing innovative forms of leisure activities, rope jumping and “quest in reality” as those modern forms of youth leisure that can be purposefully used as family leisure for a young family to counter the anti-government and anti-family attitudes spread in modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы организации игрового досуга молодой семьи в условиях города»

ННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ДОСУГА МОЛОДОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА

УДК 379.8

Е. В. Дедюшина

Алтайский государственный институт культуры

Автор статьи поднимает вопросы организации досуга молодой семьи в условиях современного города, где перенасыщенность рынка досуга ведёт к потере ориентации в предлагаемых услугах и даже потере желания разнообразно проводить свободное время. В статье рассматриваются модели современного игрового досуга и их характеристики в контексте позитивных и негативных тенденций глобализации и распространения продуктов и идеологии массовой культуры. Автор выделяет среди существующих инновационных форм досуговой деятельности роуп-джампинг и «квест в реальности» - как те современные формы молодёжного досуга, которые можно целенаправленно использовать в качестве семейного досуга молодой семьи для противостояния антиродительским и антисемейным установкам, распространяющимся в современном российском обществе.

Ключевые слова: молодая семья, семейный досуг, свободное время, досуг семьи в условиях города, организация досуга, инновационные формы досуга, роуп-джампинг, квест в реальности, антисемейные установки.

E. V. Dedyushina

Altay State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation

(Minkultury), Yurina str., 277, 656055, Barnaul, Altayskiy Kray, Russian Federation

INNOVATIVE FORMS OF GAMING ENTERTAINMENT ORGANIZATION OF YOUNG FAMILIES IN THE URBAN ENVIRONMENT

The author of the article raises questions about the organization of leisure for a young family in the conditions of a modern city, where oversaturation of the leisure market leads to a loss of orientation in the services offered and even a loss of desire to spend free time in various ways. The article discusses the models of modern gaming leisure and their characteristics in the context of positive and negative trends of globalization and the spread of products and the ideology of popular culture. The author identifies among the existing innovative forms of leisure activities, rope jumping and "quest in reality" - as those modern forms of youth leisure that can be purposefully used as family leisure for a young family to counter the anti-government and anti-family attitudes spread in modern Russian society.

ДЕДЮШИНА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА - преподаватель кафедры художественной культуры и

декоративно-прикладного творчества Алтайского государственного института культуры DEDYUSHINA ELENA VITALYEVNA - teacher of the Department of Artistic Culture and Decorative and Applied Arts, the Altai State Institute of Culture

e-mail: lena-dolphin@yandex.ru © Дедюшина Е. В., 2018

Keywords: young family, family leisure, free time, family leisure in city conditions, leisure organization, innovative forms of leisure, road jumping, quest in reality, anti-family installations.

Для цитирования: Дедюшина Е. В. Инновационные формы организации игрового досуга молодой семьи в условиях города // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 135-140.

В начале XXI века, по мнению известного отечественного философа и культуролога В. С. Библера, наметилась смена ценностных ориентиров поколений, что может быть связано с высокими темпами научно-технического прогресса [1]. Развитие современных технологий и Интернета увеличивает поток информации, который способен быть неконтролируемым. Л. И. Дробышева отмечает, что это сопровождается снижением регулирующей роли национальных культурных ценностей, когда молодёжь всё больше ориентируется на продукты и идеологию западной массовой культуры, причём низкого качества, для восприятия которой не требуется больших усилий [3]. По мнению А. Р. Мура-сова, результатом оказываются антисупружеские, антиродительские и антисемейные установки, происходит разрушение самого института семьи [4]. Но, по нашему мнению, семейные досуговые занятия способны изменить данную негативную тенденцию.

Досуговые занятия молодой семьи в условиях города, при наличии определённого бюджета свободного времени и материально-финансовых средств, могут быть достаточно разнообразны. Проблема заключается в том, насколько в семье воспитан интерес и привычка к совместному времяпрепровождению. У всех членов семьи в целом достаточно часто нет времени на то, чтобы проводить досуг совместно, поскольку режим труда и/или учёбы не совпадает с режимом совместного отдыха.

Кроме того, на совместную досуговую деятельность семьи влияет возраст всех чле-

нов семьи и другие обстоятельства, которые делают проблематичным совместное общение и досуговую деятельность. Технологии организации досуга в условиях города могут стать одним из наиболее актуальных способов развития как семейного досуга, так и самой молодой семьи.

Свободное время и способы его организации создают условия для развития личности. Умение проводить свой досуг с пользой и интересом не только способствует развитию личности, но и повышает досуговую квалификацию окружающих людей. Формы проведения досуга, которые оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, безусловно, зависят от возрастных особенностей человека. При этом, как отмечает О. А. Серкова, молодые люди, имея возможность выбирать досуговые занятия по собственному желанию при огромном разнообразии форм досуговой деятельности, часто не готовы к осознанному выбору её видов, которые бы способствовали полноценному формированию личности [6].

Сегодня набирает популярность комплексная модель досуга, которую предложил Ю. А. Стрельцов и которая направлена на оздоровление и рекреацию [7]. И. В. Саркисо-ва относит сюда такие досуговые занятия, как одноразовое посещение или абонемент в фитнес-центр, бассейн, аквапарк, тренажёрный зал и т.д., что в последние годы стали особенно популярным [5]. Молодёжь уделяет всё больше внимания здоровому питанию и поддержанию своей физической формы. Так, для обмена соответствующей информацией

и опытом создаются многочисленные группы в социальных сетях.

Ещё одним популярным видом досуга стали игры в страйк-болл (игра в «войну», где в качестве оружия используются специальные пистолеты с пластиковыми пулями), в пейнт-болл (аналогичная игра, где оружием являются пистолеты с краской). Данные игры сочетают в себе коммуникативную и рекреационную функции, позволяя соединять активный отдых и общение. Подобный досуг довольно сложно организовать в городе из-за отсутствия подходящих площадок, но в туристско-рекреационных зонах и за чертой города это вполне осуществимо. Занятия, связанные с экстремальным досугом, в виде сплава по горной реке на катамаранах, скалолазания, преодоления полосы препятствий в условиях «веревочного» парка, который может быть расположен в городе, также могут относиться к комплексной модели досуга и, соответственно, представляют интерес для молодёжи [6].

В последние годы набирает популярность такой вид экстремального спорта, как rope jumping (роуп-джампинг), от английского: rope - 'веревка' и jumping - 'прыжки'. Роуп-джампинг - прыжки с верёвкой с высокого объекта при помощи системы амортизации из альпинистских верёвок и снаряжения [9]. Родоначальником и первооткрывателем этого вида спорта, а позже и вида активного досуга, считается американский альпинист Дэн Осман.

Для роуп-джампинга не нужны специально оборудованные площадки, потому что объектами для прыжков чаще всего выбирают мосты, недостроенные здания, краны или скалы. Особенностью роуп-джампинга является то, что прыжок оканчивается выходом на «маятник», то есть прыгун повисает на верёвке, которая крепится в определённой

точке и раскачивается на ней до остановки или спуска на землю, как маятник в часах. Если траектория и натяжение верёвки рассчитаны правильно, то переход из свободного падения в маятник можно даже не почувствовать. Для прыжков с верёвкой не требуется дорогостоящее оборудование: краны, резинки и т.д. Из снаряжения используются лишь специальные динамические верёвки, пояса для страховки (они охватывают не только талию, но и обе ноги отдельно) и всевозможные крепежи-карабины. В качестве снаряжения для роуп-джампинга используют альпинистские системы промышленного типа. Сюда входят широкие ножные и поясные ремни, которые обеспечивают комфортное позиционирование тела и удобный «подхват» прыгуна после прыжка [9]. Прыжки бывают нескольких видов: со свободным падением и без свободного падения («маятник»). Во время прыжка опытные прыгуны часто выполняют зрелищные акробатические трюки [10].

Подобными досуговыми занятиями увлекается не только молодёжь, но и активные представители старшего поколения, а потому, соответственно, роуп-джампинг может считаться досугом семейным. Проведение свободного времени подобным образом с семьей может способствовать объединению всех её членов на почве общих увлечений и интересов. Так как прыжки проводятся на открытых площадках, у участников есть возможность живого общения и активного отдыха на природе. Нередко организаторы проводят пикники и «посиделки» с гитарой у костра, устраивают подвижные командные игры, что способствует объединению и общению участников.

Роуп-джампинг является не единственным оригинальным и современным способом проведения семейного досуга. В Рос-

сии с 2013 года активно развивается такой вид досуга, как «квест в реальности» (англ. quest - 'поиск'), который представляет собой совершенно новый и пока ещё малоизвестный способ проведения свободного времени - как в одиночку, так и с семьей или с друзьями.

«Квест в реальности» - это развлекательная игра для команды из нескольких человек (от 1 до 20), в специально подготовленном помещении, продолжительностью 60-90 минут. В подобной игре необходимо уметь работать в команде, а также применять логику, ловкость и координацию. Часто территория квеста оборудована красочными декорациями, механическими и электронными устройствами, также используются специальные эффекты для полного погружения в атмосферу игры. Сюжеты «квестов в реальности» могут быть различными, основанными на популярных фильмах и компьютерных играх или на уникальных авторских сценариях. Квесты представляют собой разновидность игр, в которых участники действуют в рамках запланированного сюжета, стремясь выполнить различные задания: убить дракона, спасти мир и т.д.

Для достижения главной цели участникам игры необходимо выполнить цепочку второстепенных заданий, в ходе чего участникам для достижения своих целей приходится должным образом использовать предметы игрового мира. Так, например, чтобы проскользнуть мимо «дракона», игрокам нужно подсыпать ему в пищу снотворное. Если же у участников нет необходимого предмета, то им потребуется придумать, где и как его раздобыть, чем его заменить или придумать альтернативный способ выполнения задания. Весь сюжет квеста наполнен различными подсказками, которые помогают участникам решить, как же

именно можно справиться с той или иной задачей. Таким образом, прохождение кве-ста чем-то напоминает решение логической головоломки [8].

Развитие этого направления привело к созданию игровых видов, которых на сегодняшний день можно выделить несколько:

1. «Эскейп Рум» («побег из комнаты»). Считается классическим жанром, поскольку является одним из первых видов подобных игр. В ходе игры команду игроков запирают в одной или нескольких комнатах. Заданием является найти способ выбраться до истечения отведённого времени. По ходу игры команда участников находит улики и подсказки, решает загадки, в зависимости от сюжета и сценария. Вся игра строится вокруг задачи выбраться из запертой комнаты.

2. Собственно «квест в реальности». В отличие от классического вида «Эскейп Рум», в этом виде квеста не обязательно ставится задача выбраться из комнаты. В «кве-сте в реальности» игрокам предлагается прожить определённую сюжетную линию: спасти одного персонажа или всё человечество, изготовить эликсир молодости или философский камень и т.д.

3. «Перформанс». В этой разновидности игры в игровом помещении, кроме участников, присутствуют актёры, которые оказывают влияние на игровой процесс или разыгрывают сцены: например, триллер или фильм ужасов. В центре этого оказываются участники, перед которыми по-прежнему стоит задача выполнить условия игры.

4. «Экшн Игра». Этот вид предполагает не только интеллектуальную, но и физическую активность. Полоса препятствий с голливудскими декорациями, прыжки на батуте, побег от мафии - всё это перемежается необходимостью быстро решать командные и логические задачи.

5. «Морфеус». Данный вид можно назвать «квест в нереальности», поскольку игра происходит как бы в воображении участников. Все игроки завязывают себе глаза до конца игры. При этом ведущий и актёры помогают лучше погрузиться в атмосферу игры. В этом виде квеста задействованы все органы чувств, кроме зрения. Игрокам предстоит слышать, чувствовать и осязать, чтобы выполнить игровое задание [2].

Совместное решение сложных задач и прохождение препятствий в рамках игры способствуют сплочению и развивают умение работать в команде, позволяют лучше узнать своих партнёров по игре, соответственно, способствовуют укреплению семьи и развитию умения работать в команде. Подобным образом можно не только занять свободное время, но и отметить семейный праздник (день рождения, юбилей). Такой досуг способен стать альтернативой уже привычным походам в кафе, кино и тому подобное.

Таким образом, «квест в реальности» - вид досуга, который подходит не только для компании друзей, но и для семьи. Проводя время подобным образом, члены семьи имеют возможность лучше узнать друг друга, научиться общаться и взаимодействовать. Появляются интерес и ценности для

всей семьи, а не для каждого конкретного члена семьи.

Итак, при многообразии форм и способов проведения досуга в городах сегодня люди часто сталкиваются с проблемой выбора. Перенасыщенность рынка досуга ведёт к потере ориентации в предлагаемых услугах и зачастую к потере желания разнообразно проводить свободное время. В данной статье выделены и описаны именно те инновационные формы проведения досуга, которые подходят для молодой семьи по целому ряду причин: относительная финансовая доступность, удобное расположение (в черте города, в шаговой доступности), доступность в выходные дни, независимость от сезона и погодных условий (в основном используются крытые площадки). Для проведения времени подобным образом не требуется специальных навыков и знаний (рассчитано на всех), специального оборудования, экипировки или снаряжения. Всё это предоставляется организаторами.

Представленные выше виды досуга, с нашей точки зрения, наиболее эффективно способствуют сплочению молодой семьи, развивают чувство взаимной поддержки и, тем самым, работают на преодоление антиродительских и антисемейных установок в современном российском обществе.

Примечания

1. Библер В. С. Россия и Запад в канун XXI века // Мегаполис-Экспресс. 1991. № 3.

2. Гильдия квестов [Электронный ресурс]. URL: http://questguild.ru/company/what-is-reality-quest.

3. Дробышева Л. И. Социология семьи : учебное пособие. Барнаул : Изд-во АГИИК, 2000. Часть 1. 103 с.

4. Мурасова А. Р. Педагогическое сопровождение культурного самоопределения студентов : монография. Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет, 2009. 131 с.

5. Саркисова И. В. Свободное время и духовное развитие молодёжи (на материалах Туркменистана) : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата социологических наук : 22.00.04 / Саркисова Ирина Владимировна. Санкт-Петербург, 1992. 18 с.

6. Серкова О. А. Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города [Электронный ресурс]. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-160971. html

7. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга : учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. Москва : МГУКИ, 2002.

8. Что такое квест [Электронный ресурс]. URL: http://help.ordenmira.ru/quests/about.htm

9. RopeJumping - что это? [Электронный ресурс]. URL: http://extremefamily.ru/ropejumping/about-ropejumping.html

10. RopeJumping в России [Электронный ресурс]. URL: https://rujump.ru/

References

1. Bibler V. S. Rossiya i Zapad v kanun XXI veka [Russia and the West on the eve of the 21s century]. Megapolis-Express. 1991, no. 3.

2. Gil'diya kvestov [Guild of quests]. Available at http://questguild.ru/company/what-is-reality-quest

3. Drobysheva L. I. Sotsiologiya sem'i. Chast' 1 [Sociology of the family. Part 1]. Barnaul, Publishing house of the Altay State Institute of Arts and Culture, 2000. 103 c.

4. Murasova A. R. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kul'turnogo samoopredeleniya studentov [Pedagogical support of cultural self-determination of students]. Ulyanovsk, Publishing house of the Ulyanovsk State Technical University, 2009. 131 p.

5. Sarkisova I. V. Svobodnoe vremya i dukhovnoe razvitie molodezhi (na materialakh Turkmenistana). Avtoreferat diss. kand. sotsiolog. nauk [Free time and spiritual development of youth (on materials of Turkmenistan). Synopsis cand. sociolog. sci. diss.]. St. Petersburg, 1992. 18 p.

6. Serkova O. A. Osobennosti organizatsii kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti podrostkov v usloviyakh nebol'shogo goroda [Features of the organization of cultural and leisure activities of adolescents in a small city]. Available at https://www.bestreferat.ru/referat-160971.html

7. Streltsov Yu. A. Kul'turologiya dosuga [Cultural studies of Leisure]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2002.

8. Chto takoe kvest [What is a quest]. Available at: http://help.ordenmira.ru/quests/about.htm

9. RopeJumping - chto eto? [RopeJumping - what is it?]. Available at: http://extremefamily.ru/ropejumping/ about-ropejumping.html (accessed: 25.08.2018).

10. RopeJumping v Rossii [RopeJumping in Russia]. Available at: https://rujump.ru/

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.