УДК 379.8
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА
© Татьяна Валерьевна КУДРЕНКО
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра культуроведения и социокультурных проектов, e-mail: [email protected]
Рассмотрены проблемы семейного досуга и повышение системы ценностных ориентаций в семье. Осуществлен анализ социологического исследования, проведенный автором в г. Тамбове, который направлен на изучение данной проблемы. Актуальность настоящего исследования заключается в необходимости поднять статус семьи, а также сформировать ценностные приоритеты семейного досуга, оказывающие большое влияние на семью, формирование взглядов ребенка. Они же являются определяющими для специфики семейных отношений. Рассмотрена проблема формирования ценностей и потребностей современной семьи в организации досуга, опирающейся на развитые формы совместной досуговой деятельности детей и родителей. Предпринята попытка конкретизировать условия формирования ценностных приоритетов в сфере семейного досуга. Указанные тенденции позволили разработать экспериментальную программу, направленную на повышение системы ценностных ориентаций семейного досуга и установление отношений доверия и сотрудничества между всеми членами семьи. С целью оказания действенной помощи семье по формированию ценностных приоритетов семейного досуга, сплочению семьи средством совместного участия всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности разработана программа «Семейный досуг и его ценности». Она является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирует его личность, а также предполагает оптимизацию семейного досуга путем включения в различные формы и виды социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: семья; семейный досуг; ценности семьи; ценностные приоритеты семейного досуга; традиции семьи; социально-культурная деятельность; семейное воспитание.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-73-78
В контексте бурных глобальных изменений наблюдаются динамичные изменения в российском обществе. Семья уже не является ценным ядром, главным звеном социальной жизни. Семейный досуг отходит на второй план. В последние годы приняты целевые программы по поддержке семьи. В частности, программа «Молодая семья» (разработана специально для того, чтобы помочь новым «ячейкам общества» улучшить свои жилищные условия), Федеральная целевая программа «Жилище», Программа «Обеспечение жильем молодых семей» (является подпрограммой вышеупомянутого проекта «Жилище»), Программа «Материнский капитал» [1-3].
Актуальность настоящего исследования заключается в необходимости восстановлении статуса семьи как уникальной основы общества, обладающей ведущей ролью в процессе формирования личности. Семья, ее ценности, воспитательно-нравственные аспекты в течение долгого времени анализиро-
вались различными учеными. Проблемы современной семьи волнуют философов, социологов, психологов, экономистов, педагогов в связи с особым влиянием данного социального института на поведение развивающейся личности как положительным, так и отрицательным. Проблемы семьи изучали Платон, Эпикур, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Ф. Энгельс. Исследования проводили В.В. Розанов, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и другие философы России. В западных странах этой проблемой занимались Дж. Дуглас, Ф. Ле-Пле, М. Лернер, П. Бергер, К. Миллет, М. Мид и др.
Для более глубокого понимания тенденций развития ценностных приоритетов семейного досуга необходимо четко определить социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение внутри семьи.
В последнее время проблеме семейного досуга стало уделяться очень много внимания. Это находит отражение в современных
социально-культурных, психолого-педагогических исследованиях. Существенный вклад в разработку проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М.А. Ариар-ский, А.Ф. Воловик, Т.Г. Киселева, В.Е. Новаторов, И.А. Новикова, Ю.А. Стрельцов и другие российские ученые. Повышение родительской педагогической культуры, проблемы семейной педагогики исследовали в своих диссертациях М.С. Демидова, И.В. Гребенникова, В.И. Наумова, Л.Я. Соболева, Т.В. Лодкина и др.
Несмотря на столь значительный научный интерес, проблематика формирования ценностных приоритетов семейного досуга требует специального рассмотрения. В семье формируется первый опыт представления о жизненных ценностях, о том, как себя вести и что надо знать.
На развитие человека могут повлиять различные факторы, в т. ч. и социальные. Но главным фактором, который оказывает особенно сильное влияние на становление личности человека, выступает семья. Российскому обществу известны совершенно разные семьи. Они отличаются составом: полные или неполные семьи, семьи с родителями или детьми-инвалидами. Отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т. е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Различия существуют в отношениях в самой семье, между членами семьи и в отношении к окружающим людям. От комплекса этих факторов зависит формирование взглядов ребенка: то, как он будет строить свои отношения с окружающими его людьми, как будет складываться его карьера. Кроме того, человек может стать полноценной личностью лишь в том случае, если у него есть собственное мнение, собственные убеждения, если он не подчиняется всему, чего от него требуют. И в данном случае тоже многое зависит от семьи [4].
Характер семейных отношений, структура семьи, ее социальная активность, а также нравственно-психологическая атмосфера зависят от материального положения, от
уровня культуры и образования членов семьи, от места жительства, от социальной ступени, от нравственных убеждений родителей, а так же от тех традиций и ценностей, на которые они ориентируются. Следовательно, большое влияние на семью имеют те обстоятельства, в которых семья формируется, живет и функционирует. Они же являются определяющими в специфике семейных отношений [5].
В прошлое уходят традиционные семейные ценности. Исследователи не раз ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже его исчезновение в будущем. Но брак по-прежнему имеет высокий рейтинг. Современная семья должна иметь глобальные отличия от семьи прошлого времени коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. В течение последнего времени в некоторых семьях отношения между детьми и родителями постепенно изменяются. Они становятся все более эмоционально-глубокими, психологическими, что говорит о привязанности друг к другу. Ведь именно дети становятся одной из главных ценностей в жизни для большого количества людей.
С целью выявления ценностей и потребностей современной семьи в организации досуга, опирающейся на развитые формы совместной досуговой деятельности детей и родителей, было проведено социологическое исследование в г. Тамбове.
Исследование было направлено на изучение проблем семейного досуга и повышение системы ценностных ориентаций в семье. Рассматривалась проблема формирования ценностей и потребностей современной семьи в организации досуга, опирающейся на развитые формы совместной досуговой деятельности детей и родителей в Тамбовском регионе. Объектом исследования послужили родители и специалисты в области социально-культурной сферы, которые были опрошены в процессе анкетирования. В ходе исследования была предпринята попытка конкретизировать условия формирования ценностных приоритетов в сфере семейного досуга, а также обобщить исследования авторов, ранее изучавших эту тему.
В процессе исследования было установлено, что в настоящее время необходимо уделить особое внимание педагогике семей-
ного досуга, ориентированной на формирование социально-культурных компетенций, на выработку системы установок, умений и навыков рационального времяпрепровождения, поскольку семейный досуг очень тесно взаимосвязан с семейным благополучием. В большинстве семей работа занимает много времени. Человек находится в постоянном эмоциональном напряжении. У родителей, в связи с чрезмерной загруженностью на работе, времени на общение с ребенком совсем не остается. А совместно с детьми родители могут не только разнообразить свой досуг, но и решить много проблем свободного времени. В этот период первостепенное значение в его жизни приобретает семейный досуг.
Именно совместное времяпрепровождение родителей с ребенком должно стать активной формой семейного воспитания. По результатам опроса большинство родителей считает, что в холодную, дождливую и слякотную погоду отдых можно посвятить посещению детских театральных представлений, кинотеатров, цирка, парка развлечений.
Около 70 % респондентов ответили, что семейный досуг дарит минуты бесценного духовного общения, сближает все поколения семьи, защищает ребенка в различных ситуациях. Родителям нравится ходить в кинотеатры, в лес, на прогулку в парк, 32 % респондентов предпочитают во время прогулки зайти в кафе ненадолго. Опрошенные считают, что совместно проводимый семейный досуг в детские годы может помочь ребенку в будущем во взаимоотношениях с людьми.
Немаловажную роль в организации семейного досуга играют культурно-досуговые учреждения, где большое значение придается семейному отдыху [6, с. 24]. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области в 2000 г. число учреждений куль-турно-досугового типа составляло 742, а в 2013 г. число их значительно снизилось до 492 [7]. Тем не менее, ведущей формой проведения свободного времени семьи являются семейные клубы. Однако количество любительских объединений, клубных учреждений в Тамбовской области уменьшилось, в т. ч. и деятельность, адресованная членам семьи.
Респонденты убеждены в том, что существенную помощь в развитии активного семейного досуга могут оказать государствен-
ные структуры. Около 80 % участников опроса указали, что необходимо регулярно проводить массовые праздники и семейные мероприятия. 30 % опрошенных признали необходимость создания специальных условий для осуществления работы с родителями по вопросам ценностей досуговой деятельности семьи. А 24 % респондентов высказались за увеличение числа семейных клубов в различных районах города.
В ходе опроса установлено, что в практике социально-культурной деятельности не пользуются популярностью семейно-бытовые обряды, проведение праздника русской семьи. Более 50 % специалистов отметили, что семейные традиции не занимают должного места в организации семейного досуга.
Не пользуются спросом у жителей такие варианты проведения семейного досуга, как традиционное семейное чаепитие, подготовка семейных концертов к празднику, постановка спектаклей в домашнем театре.
Многие семьи, а это почти 70 %, сохранили семейные традиции детства и продолжили их в собственной семье. Это рыбалка, встреча Нового года, празднование дня рождения, семейные творческие коллективы [8].
Социально-культурную деятельность необходимо строить на проведении специальной работы с родителями по вопросам ценности досуговой деятельности семьи. Рекомендуется проведение родительских собраний, посвященных направлениям организации досуговой деятельности, перспективам наполнения ее интересным и увлекательным делом, создавать интернет-форумы для обмена опыта [9]. Подавляющее количество родителей ожидает конкретных рекомендаций от профессионалов социально-культурной деятельности. Такие рекомендации нужны особенно тем семьям, которые испытывают в этом потребность. Государственные структуры способны оказать помощь в развитии активного семейного досуга; в подготовке профессиональных специалистов в области семейной педагогики. К сожалению, часто у социально-культурных работников нет необходимой профессиональной квалификации для осуществления деятельности с институтом семьи и отсутствует личностная направленность. В вопросах качества и количества подготовленных кадров социально-культурные учреждения испытывают острую
недостаточность. Это вызвано низким качеством жизни, который исключает специализацию, являющейся основой деятельности семейного специалиста [10].
Организация семейного досуга должна состоять в том, чтобы помочь родителям обрести истинные ценности, которые имеют важное значение в воспитательном процессе. Необходимо продолжать традиции семейного досуга бабушек и дедушек, устраивать дома семейные праздники. Семья - это хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений [11]. Большое значение для ребенка имеют совместные чтения, т. к. совместное времяпрепровождение ребенка и родителей очень важны. Это очень интересно и занимательно, вырабатывает у ребенка художественно-эстетический вкус, воспитывает культуру восприятия художественных произведений. Лев Николаевич Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Важнейшей основой благополучия любого человека, как взрослого, так и маленького, является счастливый домашний очаг. Если в семье нет любви, взаимопонимания и уважения, отсутствует теплая атмосфера, то человек в семье будет несчастлив. А совместный активный семейный отдых - это туристические походы как пешком, так и на байдарке, на велосипеде, помогает сплотить семью, между членами семьи возникает взаимопонимание. Совместно проводимый семейный досуг в детские годы ребенка может помочь ему в будущем во взаимоотношениях с людьми [12].
В этой связи нами осуществляется комплексный социально-педагогический эксперимент, направленный на конкретизацию ценностей и потребностей современной семьи, опирающихся на развитые формы совместной досуговой деятельности детей и родителей. Осуществление констатирующего и формирующего экспериментов позволит конкретизировать технологические подходы к формированию ценностных приоритетов семейного досуга. Указанные тенденции позволили разработать экспериментальную программу, направленную на повышение системы ценностных ориентаций семейного досуга. Разработана педагогическая модель, внедрение которой осуществляется в систему
взаимодействия с родительской общественностью в ряде семейных клубов г. Тамбова.
Программа «Семейный досуг и его ценности» предполагает оптимизацию семейного досуга путем включения в различные формы и виды социально-культурной деятельности. Программа ориентирована на организацию семейного досуга, опирающуюся на развитые формы совместной досуговой деятельности детей и родителей, создание условий для их совместного времяпрепровождения, обеспечение эстетического и духовно-нравственного развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, комплексное решение проблем, связанных с формированием ценностей и потребностей современной семьи с учетом особенностей интеграции и адаптации семьи к меняющимся социально-культурным и экономическим условиям.
1. Подпрограмма «Молодежи - доступное жилье» областной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 гг.»: постановление администрации Тамбовской области от 31.12.2010 г. № 1599. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
2. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг. // Собрание законодательства РФ. 2011. № 5. Ст. 739.
3. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 23.05.2015). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
5. Долженкова М.И. Особенности ценностных приоритетов в сфере досуга в контексте теории поколений // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 11 (139). С. 64-68.
6. Новикова М.В. Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. URL: http://tmb.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/tmb/resources/ebde9b0048c697e1 afd6fff7eaa5adf2/kult_17062015 .pdf (дата обращения: 28.05.2015).
8. Новикова М.В. Ценностные подходы к развитию профессионального самоопределения художественных руководителей творческих коллективов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. Вып. 4 (44). С. 149-153.
9. Долженкова М.И. Современные тенденции развития информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104). Ч. 2. С. 601-606.
10. Хоменко И.А. Разработка образовательных программ по подготовке специалистов к работе с семьей // Вестник Герценовского университета. Образование и семья. СПб., 2008. Вып. 1. С. 44-49.
11. Чердовских Т.В. Праздник как семейная традиция // Седьмые Азаровские чтения. Библиотека в информационной среде региона: стратегии формирования и поддержки. Самара, 2011. С. 327-329.
12. Энис Е.А. Клуб молодой семьи как одна из форм социально-психологической работы с молодыми семьями // Научные исследования и разработки молодых ученых. Новосибирск, 2015. Вып. 4. С. 59-62.
1. Podprogramma "Molodezhi - dostupnoe zhil'e" oblastnoy tselevoy programmy "Stimulirovanie razvitiya zhilishchnogo stroitel'stva v Tambovskoy oblasti na 2011-2015 gg.": postanovlenie administratsii Tambovskoy oblasti ot 31.12.2010 g. № 1599. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Garant".
2. Federal'naya tselevaya programma "Zhilishche" na 2011-2015 gg. // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 5. St. 739.
3. O dopolnitel'nykh merakh gosudarstvennoy podderzhki semey, imeyushchikh detey: federal'nyy zakon ot 29.12.2006 g. № 256-FZ (red. ot 23.05.2015). Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".
4. Semeynaya pedagogika i domashnee vospitanie. M., 1999.
5. Dolzhenkova M.I. Osobennosti tsennostnykh prioritetov v sfere dosuga v kontekste teorii pokoleniy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2014. Vyp. 11 (139). S. 64-68.
6. Novikova M.V. Realizatsiya aksiologicheskikh osnov narodnoy khudozhestvennoy kul'tury v deyatel'nosti khudozhestvennogo rukovoditelya lyubitel'skogo tvorcheskogo kollektiva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2008.
7. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Tambovskoy oblasti. URL: http://tmb.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/tmb/resources/ebde9b0048c697e1 afd6fff7 eaa5adf2/kult_17062015 .pdf (data obrashcheniya: 28.05.2015).
8. Novikova M.V. Tsennostnye podkhody k razvitiyu professional'nogo samoopredeleniya khudozhestvennykh rukovoditeley tvorcheskikh kollektivov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2006. Vyp. 4 (44). S. 149-153.
9. Dolzhenkova M.I. Sovremennye tendentsii razvitiya informatsionno-prosvetitel'nykh tekhnologiy sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 12 (104). Ch. 2. S. 601-606.
10. Khomenko I.A. Razrabotka obrazovatel'nykh programm po podgotovke spetsialistov k rabote s sem'ey // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. Obrazovanie i sem'ya. SPb., 2008. Vyp. 1. S. 4449.
11. Cherdovskikh T.V. Prazdnik kak semeynaya traditsiya // Sed'mye Azarovskie chteniya. Biblioteka v informatsionnoy srede regiona: strategii formirovaniya i podderzhki. Samara, 2011. S. 327-329.
12. Enis E.A. Klub molodoy sem'i kak odna iz form sotsial'no-psikhologicheskoy raboty s molodymi sem'yami // Nauchnye issledovaniya i razrabotki molodykh uchenykh. Novosibirsk, 2015. Vyp. 4. S. 59-62.
Поступила в редакцию 5.09.2015 г.
UDC 379.8
SOCIAL-CULTURAL FEATURES OF THE FORMATION OF VALUE PRIORITIES OF FAMILY ENTERTAINMENT
Tatyana Valeryevna KUDRENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Cultural Studies and Socio-Cultural Projects Department, e-mail: [email protected]
The problems of family leisure and improving the system of value orientations in the family are discussed. The sociological survey, which was conducted in the city of Tambov is analyzed, it is aimed at study of the issue. The relevance of this study is the need to raise the status of the family and it is necessary to generate family entertainment value priorities that have a great impact on the family, on the formation of the child's views. These views are crucial for the specificity of family relations. The problem of the formation of values and needs of the modern family in leisure activities, which relies on the developed forms of joint leisure activities of children and parents is discussed. The study was an attempt to specify the conditions of formation of value priorities in the field of family entertainment. These trends enabled the development of a pilot program, which is aimed at improving the system of value orientations of family entertainment and establishment of relations of trust and collaboration between all members of the family. In order to provide effective assistance to families for the formation of value priorities of family leisure, family cohesion means joint participation of all family members in a variety of active and passive activities developed by the program "Family leisure time and its values". It is a powerful mean for the restoration o f the physical and spiritual powers of human, which forms their identity and suggests optimization of family leisure activities to include a variety of forms and types of social and cultural activities.
Key words: family; family leisure; family values; value priorities of family leisure; family traditions; social-cultural activities; family upbringing.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151 )-73-78