Научная статья на тему 'Современная семья о культурно-досуговой среде города'

Современная семья о культурно-досуговой среде города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1396
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / КУЛЬТУРА / ДОСУГ / СРЕДА / ГОРОД / ПОТРЕБНОСТИ / ИНСТИТУТ / КЛИМАТ / ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / ПРОСТРАНСТВО / ОТДЫХ / ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПРИЧИНЫ / БРАК / FAMILY / CULTURE / LEISURE / ENVIRONMENT / CITY / NEEDS / INSTITUTE / CLIMATE / CHILDREN / PARENTS / SPACE / PASTIME / SOCIOLOGICAL RESEARCH / RESULTS / CULTURAL ENVIRONMENT / CAUSES / MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Горбачева Наталья Борисовна

В статье авторы рассматривают организацию семейного досуга, которая является одной из основных функций семьи. Цель досуга семьи поддержание теплых эмоциональных отношений, сплочение семьи, удовлетворение культурных, духовных и досуговых потребностей каждого из члена семьи. В статье авторы акцентируют внимание на главном факторе, который влияет на создание благоприятного семейного климата института семьи, где ведущим показателем является уровень организации досуга и создание комфортной культурно-досуговой среды для людей в городской среде. В статье представлено социологическое исследование, проведенное на кафедре социологии Тольяттинского государственного университета, с целью выяснить, как современные семьи г.о. Тольятти относятся к семейному времяпрепровождению и, что они думают о благоприятной и культурной и досуговой сферах. Современные семьи являются приверженцами досуга всех видов, но некоторым семьям удается проводить совместный досуг не так часто, как им бы хотелось, из-за ограниченности во времени или из-за материальных трудностей. Семейный досуг играет важную роль в жизни современных горожан. И поэтому создание комфортной культурно-досуговой среды является важной задачей для организации семейного отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FAMILY ABOUT THE CULTURAL AND LEISURE MEDIUM OF THE CITY

In the article, the authors consider the organization of family leisure, which is one of the main functions of the family. The purpose of family leisure is to maintain warm emotional relationships, rallying the family, and satisfying the cultural, spiritual, and leisure needs of each family member. In the article, the authors focus on the main factor that influences the creation of a favorable family climate for the family institution, where the leading indicator is the level of leisure activities and the creation of a comfortable cultural and leisure environment for people in an urban environment. The article presents a sociological study conducted at the Department of Sociology of Togliatti State University, in order to find out how modern families are. Tolyatti are related to family pastime and what they think about favorable and cultural and leisure spheres. Modern families are adherents of leisure of all kinds, but some families manage to spend joint leisure time not as often as they would like, due to time limitations or material difficulties. Family leisure plays an important role in the life of modern citizens. And therefore the creation of a comfortable cultural and leisure environment is an important task for organizing a family holiday.

Текст научной работы на тему «Современная семья о культурно-досуговой среде города»

педагогические науки

Иванова Татьяна Николаевна, Горбачева Наталья Борисовна СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ О КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ...

УДК 314.146

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0032

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ О КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СРЕДЕ ГОРОДА

© 2019

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология» Горбачева Наталья Борисовна, старший преподаватель кафедры Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье авторы рассматривают организацию семейного досуга, которая является одной из основных функций семьи. Цель досуга семьи - поддержание теплых эмоциональных отношений, сплочение семьи, удовлетворение культурных, духовных и досуговых потребностей каждого из члена семьи. В статье авторы акцентируют внимание на главном факторе, который влияет на создание благоприятного семейного климата института семьи, где ведущим показателем является уровень организации досуга и создание комфортной культурно-досуговой среды для людей в городской среде. В статье представлено социологическое исследование, проведенное на кафедре социологии Тольяттинского государственного университета, с целью выяснить, как современные семьи г.о. Тольятти относятся к семейному времяпрепровождению и, что они думают о благоприятной и культурной и досуговой сферах. Современные семьи являются приверженцами досуга всех видов, но некоторым семьям удается проводить совместный досуг не так часто, как им бы хотелось, из-за ограниченности во времени или из-за материальных трудностей. Семейный досуг играет важную роль в жизни современных горожан. И поэтому создание комфортной культурно-досуговой среды является важной задачей для организации семейного отдыха.

Ключевые слова: семья, культура, досуг, среда, город, потребности, институт, климат, дети, родители, пространство, отдых, времяпрепровождение, социологическое исследование, результаты, культурная среда, причины, брак.

MODERN FAMILY ABOUT THE CULTURAL AND LEISURE MEDIUM OF THE CITY

© 2019

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department "Sociology"

Gorbacheva Natalya Borisovna, a specialist in methodical work of the department, teacher «Sociology» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. In the article, the authors consider the organization of family leisure, which is one of the main functions of the family. The purpose of family leisure is to maintain warm emotional relationships, rallying the family, and satisfying the cultural, spiritual, and leisure needs of each family member. In the article, the authors focus on the main factor that influences the creation of a favorable family climate for the family institution, where the leading indicator is the level of leisure activities and the creation of a comfortable cultural and leisure environment for people in an urban environment. The article presents a sociological study conducted at the Department of Sociology of Togliatti State University, in order to find out how modern families are. Tolyatti are related to family pastime and what they think about favorable and cultural and leisure spheres. Modern families are adherents of leisure of all kinds, but some families manage to spend joint leisure time not as often as they would like, due to time limitations or material difficulties. Family leisure plays an important role in the life of modern citizens. And therefore the creation of a comfortable cultural and leisure environment is an important task for organizing a family holiday.

Keywords: family, culture, leisure, environment, city, needs, Institute, climate, children, parents, space, leisure, pastime, sociological research, results, cultural environment, causes, marriage.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Семья выполняет ряд функций, среди которых находится важная - формирование досуга семьи. Данная функция способствует сохранению теплых взаимоотношений между членами семьи, сближению семьи, заинтересованности в решении духовных, культурных и досуговых потребностей старших и младших поколений в семье.

Степень формирования досугового времяпрепровождения и организация благоприятной культурно-досуго-вой среды для людей - это основной фактор, который влияет на создание комфортного внутрисемейного климата.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.

В социологии известны следующие ученые, занимающиеся исследованием семьи, брака, семейной культуры, духовно-нравственными семейными вопросами, интересами досуга: М.А. Ариарский, Л.В. Карцева, В.И. Добрынина [1], Б.А. Титова, Г.М. Бирженюк, А.П. Марков [2], В.Е. Триодина и многие другие [3, 4].

Г.М. Бирженюк, А.П. Марков [2] считают, что существует ряд задач, решением которых является благоприятное развитие культурной жизни, подъем соци-

ально-культурного и личностного ресурсов культурно-развлекательной сферы. Данные проблемы появились, потому что падает работа учреждений к традиционным направлениям в своей сфере, растет интерес к «домашним» формам потребления культурных ценностей, также сферы производства товаров и услуг, нацеленные на улучшение досугового времяпрепровождения семьи, недостаточно развиты. Актуализация данных вопросов указывает на важность роли формирования досуга семьи.

Принципами функционирования современной молодой семьи, проживающей в городской среде, занималась Л.В. Карцева [5]. Ученый при выделении типов социальных отношений в городе, оказывающих воздействие на молодую семью, определил модели семьи. Данные модели показывают образовавшееся положение в российском социуме и указывают на планы дальнейшего развития института молодой семьи.

Г.А. Баландина исследовала проблемы современных молодых семей [6]. Социолог изучала проблемы молодой семьи, среди которых: создание досуга и культурной среды современной молодой семьи, что способствует ее здоровому образу жизни; организация среды для правильного целесообразного времяпрепровождения у молодых семей. Также Г.А. Баландина указыва-

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Gorbacheva Natalya Borisovna MODERN FAMILY ABOUT THE CULTURAL AND LEISURE ..

pedagogical sciences

ла на решение таких вопросов как, совершенствование творческого потенциала молодых семей и формирование благоприятной культурной и досуговой среды, как для детей, так и молодых родителей. Ученый предлагает технологию социокультурного проектирования досуга молодых семей.

Феномен семейного времяпрепровождения изучается социологом Т.В. Мамченко [7]. В своих работах автор раскрывает воздействие семейного досуга на упрочнение отношений между членами семьи. Другими словами, то, как чувствуют себя все члены семьи каждый в отдельности, и что этому способствует, влияет на рост уровня семейного психологического комфорта в целом.

Т.В. Кудренко исследовала ценностные ориентации в семье и ее досуга [8]. В трудах ученого представлена задача о том, как определяются ценности, на чем они основаны, как формируются потребности современной молодой семьи в предоставлении досуга, как образовывается совместное времяпрепровождение детей и родителей.

Значит, для того чтобы семейное времяпрепровождение и культурно-досуговая сфера сформировались правильно и благоприятно, необходимо акцентировать внимание на направлениях ценностных ориентаций досуга семьи, которые воздействуют и на воспитание ребенка и на эмоциональное состояние всей семьи. Главной целью является приоритет и подъем статуса семьи.

Изложение основного материала.

В исследовании, проводимом на кафедре социологии Тольяттинского государственного университета, была поставлена цель - выяснить, как современные семьи г.о. Тольятти относятся к семейному времяпрепровождению и, что они думают о благоприятной и культурной и до-суговой сферах.

В исследовании принимали участие семьи с детьми. Всего было опрошено 100 респондентов.

Была соблюдено пропорциональное соотношение 50/50 при сопоставлении мнений женщин и мужчин. Вследствие чего были выстроены гипотезы исследования.

В выборочную совокупность вошло одинаковое количество мужчин и женщины (по 50%).

По возрастному признаку респондентов было определено: в возрасте от 18 до 25 лет - 22%, в возрасте от 26 до 35 лет - 26%, в возрасте от 36 до 45 лет - 29%, в возрасте от 45 лет и старше - 23%.

В первом блоке вопросов мы выяснили, есть ли заинтересованность респондентов в совместном времяпрепровождении с своей семьей. Ответы получились следующими: наибольшая часть ответивших (57%) заинтересованы в совместном времяпрепровождении с семьей. В эту группу вошли 46% мужчин и 68% женщин. Почти 40% участников опроса остановились на варианте ответа «скорее да, чем нет», в эту групп также вошли и мужчины и женщины (46% и 32% соответственно). Однако есть малое количество респондентов, отметивших, что, скорее всего, они не любят проводить с семьей досуг (4%). Таким образом, был получен результат, что, несмотря на половую принадлежность, большинство участников опроса заинтересовано в совместном семейном времяпрепровождении.

В следующем вопросе мы постарались узнать, с какой частотой тольяттинским семьям получается проводить досуговое время вместе. Больше половины респондентов (60%) отметили, что они проводят семейный досуг 1-2 раза в месяц; в два раза меньше участников опроса проводят свой досуг в кругу семьи 1-2 раза в неделю; десятая доля респондентов считают, что семейное времяпрепровождение у них каждый день. В итоге можно отметить, что большинство тольяттинских семей совсем не часто проводят досуговое время в кругу своей семьи.

Также был поставлен вопрос об избирательных видах семейного досуга. Любителями активного отдыха оказалось 47% респондентов, тогда как 32% участников

опроса указали, что предпочитают пассивный семейный досуг. Тем не менее, пятая часть респондентов (21%) подразумевают конкретное другое в семейном отдыхе, то есть 14% от данной группы могут и активно и пассивно отдыхать с семьей, а 7% при выборе вида семейного отдыха главными являются настроение и желание. Таким образом, гипотеза о том, что наиболее известным видом семейного досуга является активный, не подтвердилась, так как и активный и пассивный виды отдыха можно считать популярными. Как показало исследование, есть семьи, которым нравятся оба вида семейного времяпрепровождения.

Далее перед нами была поставлена цель, определить, кто чаще всего в семьях организует семейный отдых. Исследование показало следующие результаты: активность в предложениях проведения семейного отдыха чаще всего проявляет жена - указали 36% респондентов; на 6% меньше участников анкетирования указали на детей, как инициаторов в организации семейного досуга; 14% респондентов отметили ответ «супруг» и пятая часть опрошенных определили, что организаторами времяпрепровождения семьи выступают каждый из членов семьи. В итоге отметим, что увлеченность к устройству семейного отдыха выражают каждый из членов семьи, однако чаще всех побудителем семейного времяпрепровождения являются женщины и дети.

В социологическом исследовании мы попытались выяснить значимость культурно-досуговых мероприятий для времяпрепровождения семьи. Почти 60% опрошенных уверены в значимости культурно-досуговых мероприятий для семейного отдыха, в их число вошли 44% мужчин и 74% - женщин. 40% респондентов отметили вариант ответа «скорее важны», среди них выявлено 54% мужчин и 26% - женщин. Лишь несколько ответивших (1%) считают, что культурно-досуговые мероприятия скорее не важны. Данные результаты показали важность культурно-досуговых мероприятий в семейной жизни респондентов, большой интерес к данному вопросу проявляют женщины.

Изучение данной темы направило нас выявление наиболее известных и доступных видов досугового времяпрепровождения семьи вне дома. Самыми популярными формами семейного отдыха оказались кинотеатры, торговые центры, так указала наибольшая часть респондентов (37%), среди которых почти одинаковое количество мужчин и женщин (38% и 36% соответственно). Четвертая часть опрошенных предпочитают отдыхать на природе, разница ответов между мужчинами и женщинами данной группы незначительная (24% и 26% соответственно). Ответ «культурная форма (театры, музеи выставки и др.)» оказался менее известным среди опрашиваемых, на него ответили всего 7%. Спортивный отдых предпочитают наименьшее количество респондентов - 5%. На возможный вариант ответа «другое» ответило всего 23% из опрошенных. Их варианты ответов объединили в две группы. Первая включала в себя любые виды времяпрепровождения семейного досуга вне дома, вторая группа отмечала, что обстоятельства влияют на выбор вида семейного досуга (14% и 9% соответственно). Таким образом, результаты исследования показали, что любой вид семейного отдыха вне дома важен и интересен для современных семей, однако чаще всего используются развлекательный вид семейного времяпрепровождения и отдых на природе.

Одним из важных вопросов социологического исследования был вопрос о возможности членов семьи совместного времяпрепровождения вне дома. Наибольшая часть анкетируемых (88%) утвердительно ответили на данный вопрос, и лишь 4% указали на отсутствие такой возможности. В вариативном ответе «другое» было получено две группы респондентов, которые поделились на тех, у кого возможность совместного семейного досуга зависит от наличия денег и на тех, у кого возможность присутствует за редким исключением (по 4% в каждой

педагогические науки

Иванова Татьяна Николаевна, Горбачева Наталья Борисовна СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ О КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ...

группе).

Отсутствие совместного семейного досуга вне дома актуализирует вопрос о причине отсутствия возможности данного мероприятия. Почти половина респондентов (47%) указали, что есть возможность отдыхать всей семьей вне дома. Наличием свободного времени для совместного семейного времяпрепровождения вне дома не обладают 26% ответивших. Следующей причиной отсутствия возможности совместного семейного досуга для 19% респондентов являлись финансовые трудности. 6% опрошенных считают, что в городе неразвита система досуговых учреждений, поэтому у них проблема с отдыхом вне дома. Таким образом, полученные результаты последних двух вопросов говорят о наличии возможности общего семейного отдыха вне дома. Тем не менее, у некоторых семей находятся следующие причины, по которым семейный досуг вне дома нарушается: отсутствие свободного времени, финансовые сложности.

Второй блок вопросов в социологическом исследовании содержал познавательную часть об образе культур-но-досуговой среды, которая сложилась у респондентов.

Одним из вопросов второго блока был о любимых местах опрашиваемых в родном городе. Вопрос предполагал открытый вариант ответа. По шкале убывания самыми излюбленными местами для тольяттинцев оказались: парки - 26%, торговые центры (ТЦ) - 18%, набережные -13%, лес - 11%, кинотеатры - 9%. Наименьшим количеством были отмечены такие места, как «дом», «загород», «театр» (по 4%). Значит, можно утвердительно отметить, что большинство тольяттинских семей со всеми членами любят отдыхать за пределами своего дома в парках, на природе, в торговых центрах и во время просмотра фильмов в кинотеатрах.

Далее в анкете был вопрос о выявлении проблем, связанных с культурным проведением семейного времяпрепровождения, например, посещение театров, музеев, выставок. Утвердительно ответили четверть респондентов; неуверенными, но предполагающими наличие проблем, оказались почти половина опрошенных (47%); вариант ответа «скорее нет, чем да» выбрали 18% ответивших; и лишь десятая доля анкетируемых считает, что с культурным отдыхом в городе нет проблем. Таким образом, напрашивается вывод, что культурный досуг в городе Тольятти не представляется для местных горожан благоприятным.

В ходе анкетирования стояла задача выявить, какие причины мешают семейным тольяттинцам определить семейный досуг комфортным и благоприятным.

Наиболее популярным ответом выступили ответы про экологию и чистоту (18%). На втором месте оказались детские и спортивные площадки, оформленные красочно и безопасно, внешне ухоженные (14%). Не менее важным, но с явной городской проблемой, оказался ответ, набравший 9% анкетируемых: отсутствие благоустроенных мест в лесных зонах для отдыха с семьей, т.е. нет беседок, урн, лавочек. Такую же проблему и такое же количество указали на состояние городских парков, аллей и скверов. На следующем по убыванию месте оказалась проблема отсутствия озеленения городских улиц (8%). 5% респондентов отметили причину отсутствия комфортного семейного отдыха: неблагоустроенные набережные. 4% опрошенных считают, что в городе нет чистых и безопасных водоемов, обустроенных пляжей. По 3% респондентов разделились на две группы и указали на нехватку музеев, театров и выставок в городе и недостаточное количество развивающих центров для детей и развивающих мероприятий. Из всех опрошенных выделена группа респондентов, у которых семейный досуг без проблем (7%). 2% анкетируемых затруднились ответить на данный вопрос. Но 11% отметили свои варианты ответов: «желания управляющих органов финансировать открытие центров комфортного семейного досуга для людей всех возрастов», «больше надо мест отдыха и людей, которые проводят праздники, для детей

это важно», «материальной стабильности».

Согласно результатам социологического исследования можно сделать вывод, что для современных тольят-тинцев очень важен вопрос о благоустройстве родного города, куда входят и ухоженность, и озеленение, и количество парков, и чистота пляжей, и благополучное состояние детских площадок, и сформированная, выработанная культурная сфера, и культурная сфера отдыха для детей.

Далее мы попытались выяснить понимание респондентов о комфортной среде. Был задан вопрос о представлении горожан о креативной и благоприятной среде. Согласно полученным данным было определено ряд групп. Первая из них набрала 23% с уточнением благоприятной обстановки культурной среды. Во вторую группу вошли 14% с отметками об экологически чистой и безвредной ситуации. Третье место по количеству ответов (12%) определилась группа с ответами о яркой и позитивной среде. В четвертую группу вошло 9% респондентов, оценивающие благоприятную среду, как удовлетворяющую всем потребностям горожан, способствующую развитию личности. Пятая группа набрала 6% респондентов с ответами «благоустроенная, современная среда». Шестая группу (2%) отметили ответ как доступная среда. В затруднении оказались 17% анкетируемых. Также были выделены варианты ответов из серии «другое»: «Креатив и комфорт - это разные вещи, комфорт - это когда удобно, а креатив - противоположная сторона удобства», «Сотворение и созидание», «Иностранные слова, не хочу их переводить!», «Место, где можно активно позитивно отдохнуть».

Таким образом, можно сказать, что для наибольшей части опрашиваемых креативная и благоприятная среда представляется позитивной стороной жизни. Однако для некоторых горожан данное определение совсем не играет никакой роли или сложилось разного рода отношение к данной среде.

Согласно результатам исследования были получены данные о наиболее лучшем варианте времяпрепровождения семейного отдыха анкетируемых. Для большей части респондентов лучше всего отдыхать за пределами дома (73%). Для 8% опрашиваемых предпочтительнее отдыхать дома. Оставшиеся 19% респондентов написали свои варианты ответов, куда вошли: «отдых дома и отдых вне дома» (15%) и «в зависимости от настроения и ситуации» (6%). Таким образом, отметим, что значительная часть современных тольяттинцев предпочитают отдыхать вне дома.

В исследовании стояла задача, какие источники являются ресурсом информации о культурно-досуговых мероприятиях, проходящих в Тольятти, для местных горожан. Результаты показали следующее: 38% узнают информацию через Интернет; 29% - от родственников, знакомых и друзей; 23% респондента остались в затруднении. Телевидение (2%), газеты(1%) и радио(1%) не пользуются популярностью в получении информации о городских культурных мероприятиях. И лишь 6% опрошенных пользуются всеми предложенными вариантами в анкете.

Далее стоял вопрос об удовлетворенности респондентами качеством информированности о культурно-развлекательных городских мероприятиях.

Одна вторая опрашиваемых (50%) полностью удовлетворена информированностью. Одна третья респондентов (38%) слабо удовлетворены качеством информированности, а остальные 12% совсем не удовлетворены информированностью.

Выводы исследования и дальнейшее изучение перспектив в этой области.

Выдвинутые на подготовительном этапе гипотезы в ходе анкетирования были частично или полностью подтверждены. Так, было установлено, что семейные куль-турно-досуговые мероприятия играют большую роль для женщин, чем для мужчин. Вероятно, это исходит из

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Gorbacheva Natalya Borisovna MODERN FAMILY ABOUT THE CULTURAL AND LEISURE ..

pedagogical sciences

того, что у женщин и у мужчин разные роли в семье. Мужчина является «добытчиком», который должен обеспечивать свою семью, а женщина является хранительницей очага, которая поддерживает уют и воспитывает детей. По той же причине можно сделать вывод о том, что мужчины менее активно принимают участие в семейном досуге, чем женщины. Однако, стоит заметить, что инициативу в организации досуга проявляют не только взрослые, но и дети, а также, часто инициатива исходит от всей семьи. Так же, как выяснилось в ходе исследования, в городе достаточно возможностей для проведения семейного досуга. Но горожанам для ощущения себя более комфортно необходимо больше чистоты, облагороженности, увеличения парков, площадок, скверов и аллей, развитие культурной сферы. Стоит отметить, что не все семьи удовлетворены качеством информированности о проведении культурно-досуговых мероприятий. Возможно, если респонденты буду более информированы о проходящих культурно досуговых мероприятиях, то возрастет показатель удовлетворенности культурно-досуговой сферой.

Таким образом, как женщины, так и мужчины любят проводить время с семьей и считают культурно-досуго-вые мероприятия важными в жизни семьи. Женщины проявляют инициативу в организации семейного досуга гораздо чаще, чем мужчины. Современные семьи являются приверженцами досуга всех видов, но некоторым семьям удается проводить совместный досуг не так часто, как им бы хотелось, из-за ограниченности во времени или из-за материальных трудностей. Можно сделать вывод о том, что семейный досуг играет важную роль в жизни современных горожан. И поэтому создание комфортной культурно-досуговой среды является важной задачей для организации семейного отдыха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Добрынина В.И. Семья и нравственное воспитание личности. -М.: Знание РСФСР. — 1987. - С. 39.

2. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. — СПб.: СПГУП. — 1997. — С. 262.

3. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.

4. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания детей //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 39-44.

5. Карцева Л.В. Молодая семья в социальной структуре города // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 4. — С. 87-89.

6. Баландина В.А. Традиции и инновации в организации досуга молодых семей в учреждениях культуры // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. — 2014. — С. 68-72.

7. Мамченко Т.В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. — 2016. — С. 246-250.

8. Кудренко Т.В. Социально-культурные особенности формирования ценностных приоритетов семейного досуга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — С. 73-78.

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 18-411-630001 р_а «Концептуальная модель региональной идентичности населения Самарского региона»

Статья поступила в редакцию 12.01.2018

Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.