Научная статья на тему 'Интеграция в художественно-эстетической области дошкольного образования'

Интеграция в художественно-эстетической области дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2396
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ОБЛАСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / INTEGRATION IN EDUCATIONAL PROCESS / FEDERAL STATE STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / INTEGRATION CYCLE OF PRESCHOOL CLASSES / EDUCATIONAL DEVELOPING SPHERES IN PRESCHOOL EDUCATION / EDUCATIONAL AND UPBRINGING PROCESS IN PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникина Алевтина Павловна

Статья посвящена взаимодействию всех образовательных развивающих областей в воспитательно-образовательном процессе, проводимому в дошкольном учреждении при создании педагогической триады «ребенок педагог родитель»; использованию процесса интеграции в проведении занятий определенной тематики. Представлена модель опытно-экспериментальной работы по формированию выразительного образа человека в такой продуктивной деятельности, как рисование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration in the aesthetic and art spheres of pre-school education

This article is devoted to the interrelation of all educational developing spheres in the learning process in a preschool education institution within the framework “child teacher parent”; the use of process integration in classes on a specific topic. The author presents a model of experimental work on the formation of an expressive image of a person on the example of drawing

Текст научной работы на тему «Интеграция в художественно-эстетической области дошкольного образования»

-\

12

Теория и методика обучения и воспитания

А.П. Аникина

Интеграция

в художественно-эстетической области дошкольного образования

Статья посвящена взаимодействию всех образовательных развивающих областей в воспитательно-образовательном процессе, проводимому в дошкольном учреждении при создании педагогической триады «ребенок - педагог - родитель»; использованию процесса интеграции в проведении занятий определенной тематики. Представлена модель опытно-экспериментальной работы по формированию выразительного образа человека в такой продуктивной деятельности, как рисование.

Ключевые слова: интеграция в педагогическом процессе, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, интеграционные циклы занятий дошкольников, образовательные развивающие области в дошкольном образовании, воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) дошкольное образование стало первой ступенью в системе образования Российской Федерации. Важно отметить, что все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие) тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Но, как показывает анализ работы по внедрению ФГОС ДО, доминирующая функция из всех вышеперечисленных областей отводится области художественно-эстетического развития, т.к. она имеет возможность развивать все психические процессы у детей, выявлять и формировать

ее

не только творческие способности, но и интеллектуальные, коммуни- Е кативные и сенсомоторные. Область художественно-эстетического раз- § ^

X о

вития позволяет развивать у дошкольников восприятие и понимание 5 гм музыкального, изобразительного, литературного и фольклорного искус- | | ства, видения прекрасного в окружающем мире, обладает возможно- 2 2 стью реализации детьми самостоятельной художественной творческой о й деятельности. Создание такого единства возможно благодаря интегри- [^ю

_ ш О

рованному подходу в осуществлении воспитательно-образовательного с процесса в дошкольном учреждении.

Под понятием «интеграция в педагогическом процессе» подразумевается выражение единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результат функционирования которого формирует у обучающихся качественно новую целостную систему знаний и умений. Еще в средние века вопросом о внедрении интеграции в образовательный процесс занимался чешский педагог-исследователь Я.А. Коменский. Основанием для этого исследования послужил процесс дифференциации наук, явившийся причиной к разделению преподаваемых научных дисциплин [3].

Другой, не менее знаменитый ученый И.Ф. Герберт доказал необходимость объединения педагогического процесса. Он сформулировал понятие о четырех ступенях в обучении: если первые две ступени направлены на приобретение знаний, то две последние - на анализ того, что получено человеком для дальнейшего усвоения новых знаний, использование в процессе обучения методов по установлению причинно-следственных связей.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» говорил об идее межпредметных связей в педагогике. Он подчеркивал важность приведения знаний в систему по мере их накопления [8; 11].

В 1920-е гг. педагогический опыт по внедрению интеграции в систему образования складывался из объединения с жизнью - с производственным трудом учащихся. Педагогическая концепция заключалась в том, что ученик должен апробировать полученные знания в жизни, что является единением теории и практики. В отечественной педагогической науке вопросами интеграции занимались В.Я. Столович, Н.В. Бунаков, В.И. Водовозов. Они говорили о взаимодействии использования знаний для формирования целостной системы взглядов. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что интеграция связывалась с изменениями содержания процесса обучения, выявив взаимосвязь знаний, содержания, построения учебного материала, структуры урока (занятия), что привело в дальнейшем в 1950-е гг. к пересмотру образовательных стандартов и образовательных программ.

^ го О t

ср сс ° ?

Ж VO

О

Что касается дошкольной педагогики, то в 1960-е гг. проводилась серьезная работа по взаимодействию искусства с разнообразными видами художественной деятельности в образовательной работе детских садов. Н.А. Ветлугиной в стенах НИИ дошкольного воспитания АПН СССР велись глубокие исследования по разработке так называемых комплексных занятий. Но нужно понимать разницу между комплексным и интегративным подходом к процессу обучения. По замыслу Н.А. Ветлугиной, комплексные занятия базировались на взаимосвязи 2-3 видов искусства и художественной деятельности, например, музыки и аппликации. Комплексное занятие рекомендовалось проводить как итоговое в конце месяца в форме досуга и не в групповой комнате, а в музыкальном зале, чтобы использовать музыку, элементы театрального представления, танцы.

Вопросы интеграции во всех образовательных областях дошкольного образования актуальны и в настоящее время. Т.С. Комарова показывает, что интеграция в области художественно-эстетического развития дает возможность обогатить содержание детского творчества через пересечение искусства с самостоятельной художественно-творческой деятельностью детей дошкольного возраста. В своих исследованиях она дифференцирует комплексные и интегративные занятия и утверждает, что интеграция является системообразующим фактором в процессе обучения детей изобразительной деятельности. Разработанная ею комплексная система рисования, аппликации и лепки тесно взаимосвязана со всеми разделами воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду [4; 5].

Научные разработки по интеграции в эстетическом воспитании и развитию детского художественного творчества привели к эффективной динамике образования дошкольников на всех уровнях обучения, что проявляется в следующем:

- объединение разных видов искусств и различных видов деятельности, которые способствуют развитию всех познавательных психических процессов у детей с учетом периодизации всего дошкольного детства;

- повышение мотивации усвоения детьми разнообразного материала и программного содержания;

- формирование художественно-эстетического вкуса у детей;

- сокращение количества занятий для предотвращения перегрузки детей и сохранения психо-физического здоровья;

- эффективное формирование педагогического коллектива и целостного подхода в педагогической деятельности образовательной организации;

- приобретение детьми разносторонних знаний и формирование целостного представления о мире.

Педагоги и психологи выявили взаимосвязь использования средств Е ; эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой § ^ деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, художе- g f ственно-речевой, музыкальной. Интегрированные занятия, проводимые I в детском саду, можно разделить по трем направлениям: |

1) занятия, которые базируются на содержании детской деятельно- о сти, ознакомлении с окружающим миром, с игрушками, а также с пред- Sv метами и сказочными персонажами; с

2) занятия, которые строятся на народном искусстве разных жанров и видов;

3) занятия, которые основаны на взаимосвязи искусства и художественной деятельности.

Данный алгоритм позволяет педагогам правильно подобрать программный материал для использования в интегрированной работе в детском саду и в учреждениях дополнительного образования.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая в АОУ детском саду № 26 «Незабудка» г. Долгопрудного Московской области, по формированию эмоционального выразительного образа человека в рисовании детей старшего дошкольного возраста включала в себя серии занятий в разделе формирующего эксперимента. Одна из серии занятий была посвящена профессии человека [6]. Детям старшего дошкольного возраста дано было задание изобразить человека определенной профессии. От ребенка требовалось не просто правильно нарисовать человека, но изобразить его в определенной одежде с соответствующей символикой и атрибутами, относящимися к определенной профессии. Перед тем как дети приступили к заданию, с ними была проведена поэтапная предварительная работа, состоящая из интегративных блоков по одной тематике - «Профессия человека». Использовались различные формы работы.

1. Применение сетевой формы взаимодействия - экскурсии в городскую картинную галерею, посещение городской библиотеки, почты, пожарной части и военного городка, кинологического отдела полиции, а также совместные праздники с представителями пожарных, спасательных служб, ГИБДД, российской армии; проведение внутренних ознакомительных экскурсий - знакомство с работой медицинской сестры, повара, кастелянши-прачки, секретаря, рабочего по ремонту здания.

2. Чтение художественных произведений отечественных и зарубежных авторов: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», С.В. Михалков «Про все на свете», «А что у вас?», Вл. Маяковский «Кем быть?». Беседы по прочитанным произведениям, беседы о профессиях родителей дошкольников и их близких.

^ го

о н

СР сс ° ?

^ ф

Ж О

о

3. Просмотр мультипликационных и короткометражных фильмов о различных профессиях, тематическая прогулка в целях наблюдения за работниками транспорта; тренерской работы на стадионе.

4. Фотовыставки «Мама и папа на работе», «Профессия моей семьи»; подбор тематических картин и портретов для организации выставки «Все работы хороши - выбирай на вкус», где изображены люди сельскохозяйственных, производственных, строительных профессий (маляр, каменщик, бульдозерист, монтажник, электрик и т.д.), научно-интеллектуальных и творческих профессий (космонавт, ветеринар, зоолог, художник, музыкант), а также работа в сфере обслуживания (портной, парикмахер, продавец).

5. Проведение викторины на знание ремесел и профессий.

6. Подготовка театрализованного представления по произведениям советских писателей: это он, это он, ленинградский почтальон», «Дядя Степа милиционер» и т.д. детьми подготовительной группы для показа более младшим детям.

7. Совместная работа с родителями - создание усилиями родителей и детей рамки для портрета «Человека труда», приуроченного к проведению выставки по теме «Кем я хочу стать».

8. Проведение спортивных досугов с приглашением представителей МЧС, пожарной службы и госавтоинспекции по теме «Азбука безопасности». На праздник, посвященный Дню Российской Армии, приглашаются не только папы и дедушки, мамы-военнослужащие, но и военнослужащие срочной службы и офицеры.

9. Организация в группах сюжетно-ролевых и дидактических игр по тематике, связанной с профессиями.

Итогом проведения цикла занятий по определенной тематике явился результат не только технически правильного изображения человека, но и выразительный портрет, отображающий профессиональную принадлежность. Положительный плодотворный итог проведенный нами работы был достигнут благодаря интеграционному комплексу занятий, охватывающему все образовательные развивающие области:

1) социально-коммуникативное развитие;

2) познавательное развитие;

3) речевое развитие;

4) физическое развитие;

5) художественно-эстетическое развитие, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

6) формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности.

Библиографический список

1. Запорожец А.В. Избр. психологические тр. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. В 2 т. М., 1986. Т. 1.

2. Зверев Д.И. Взаимная связь учебных предметов. М., 1977.

3. Коменский А.Я. Избр. соч. М., 1955.

4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2010.

5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2008.

6. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография. М., 2016.

7. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.С. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М., 2010.

8. Песталоцци. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Биографические повествования / Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. Челябинск, 1997.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М., 2015.

10. Чепиков М.Г. Интеграция наук. М., 1998.

11. Чернышевский Н.Г. Избр. пед. соч. М., 1983.

Данной области надо отдать предпочтение, потому что она из всех областей напрямую связана с сенсорно-чувственным опытом ребенка, бытием окружающего мира, показывая все «оттенки жизни», являясь воплощением процесса созерцания и продуктивного творчества детей. Таким образом, был найден путь практического решения вопроса по формированию эмоционального выразительного образа человека в рисовании детей 6-7 лет. ч

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.